Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_sEJYYtYe1JpK

Судовые энергетические установки. Цикл от пара до пара. Сегмент второй. Судовые дизели.

В этой теме 24 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
1 462 публикации

Добрый день дорогие друзия и посетители клуба ППП. Клуба Путешествий, Познания и Приключений. С вами

снова Квак и сегодня мы продолжим рассказ о сердцах кораблей. В этом, втором, сегменте мы обратимся к судовымдизелям. Напомню что в первом сегменте мы рассматривали паровые машины.  Но им на смену пришли более мощные, экономичные и быстрые моторы. Итак.

 

 

Судовые дизели. Принципы и устройство.

 

     Схема работы дизельного двигателя.

 

 

 

 

 

   В начале XX в. начали появляться судовые двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Первое в мире

датское судно «Зеландия» с дизельной установкой, построенное в 1912 г., имело два дизеля мощностью по 147,2 кВт.

Spoiler

Эти ДВС приводили в движение непосредственно по одному гребному винту. После этого ДВС стали совершенствоваться довольно быстро. Процесс особенно ускорился после второй мировой войны. В настоящее время основную часть устанавливаемых на судах главных энергетических установок составляют ДВС. Паротурбинные установки имеют только суда с мощностью двигателей от 14700 до 22 100 кВт. В некоторых странах по традиции, а также исходя из имеющихся производственных мощностей турбинный двигатель применяют и на судах меньшей мощности. Это особенно характерно для судов торгового флота США.

Дизельная энергетическая установка состоит из одного или нескольких основных двигателей, а также из обслуживающих их механизмов. В зависимости от способа осуществления рабочего цикла ДВС разделяют на четырехтактные и двухтактные. Дополнительное увеличение мощности достигается с помощью наддува. Существует другой принцип разделения ДВС - по частоте вращения. Малооборотные дизели с частотой вращения 100—150 об/мин непосредственно приводят в движение судовой движитель. Среднеоборотными называют ДВС с частотой вращения 300—600 об/мин. Они приводят в движение судовой движитель через редуктор.

   Приблизительно до конца 60-х гг. на судах устанавливали реверсивные главные двигатели, позволяющие судну осуществлять задний ход. Только при малых мощностях для реверса ДВС использовали специальные устройства (реверсредукторы), дающие возможность маневрирования. В 60-х гг. одновременно с появлением винтов регулируемого  шага начали в качестве главного двигателя применять нереверсивные ДВС вначале на малых судах, траулерах и буксирах, а затем и на больших торговых судах. За счет этого конструкция двигателей упростилась.

 

 

2Изображение

Машинное отделение (дизель со вспомогательными механизмами).

 

   Судовая энергетическая установка с ДВС изображена на рисунке. Кроме главного двигателя предусмотрены еще два вспомогательных, которые приводят во вращение генераторы. Для обслуживания главного и вспомогательных двигателей используются вспомогательные механизмы и системы, а также система трубопроводов и клапанов.

 

   Топливная система предназначена для подачи топлива из цистерн к двигателю. При этом для уменьшения вязкости топливо подогревается и освобождается в сепараторах и фильтрах от жидких и твердых примесей.

   Система смазки служит для прокачивания смазочного масла через двигатель с целью уменьшения трения между трущимися поверхностями, а также для отвода части полученного от двигателя тепла и очистки масла.

   Система охлаждения предусмотрена для отвода от двигателя тепла, которое проникает в основном через стенки цилиндра и возникает во время сжигания топлива, а также для охлаждения циркулирующего смазочного масла. Эта система состоит из насосов для пресной и морской воды и охладителей воды и масла.

   Пусковая установка, включающая в себя компрессоры, резервуары сжатого воздуха, а также трубопроводы и клапаны, служит для пуска главного и вспомогательных двигателей.

 

   Наряду с указанными выше вспомогательными системами главного и вспомогательных двигателей в машинном отделении находятся и другие судовые механизмы общего назначения.

   Принцип действия четырехтактного ДВС показан на рисунке ниже. В четырехтактном двигателе рабочий цикл осуществляется за два поворота коленчатого вала, т. е. за четыре хода поршня. Механическая работа совершается только за время одного такта, три остальных служат для подготовки. При первом такте поршень движется в направлении коленчатого вала. Под воздействием возникающего при этом разрежения воздух через открытый всасывающий клапан устремляется в цилиндр. В дизеле без наддува давление всасываемого воздуха равно атмосферному, в дизеле с наддувом к цилиндру подводится уже предварительно сжатый воздух. Во время второго такта при закрытых всасывающих клапанах предварительно поступивший воздух перед поршнем подвергается сжатию, за счет чего повышаются температура и давление.      Топливоподкачивающий насос, привод которого согласован с движением соответствующего поршня, повышает давление топлива. При достижении давления 19,62—39,24 МПа топливо через форсунку впрыскивается в цилиндр, в котором у дизелей без наддува давление сжатого воздуха составляет 2,94—3,43 МПа и температура 550—600°С, а у дизелей с наддувом соответственно 3,92—4,91 МПа и 600—700°С.

 

 

3Изображение

Принцип действия четырехтактного дизеля.

 

   Топливо впрыскивается незадолго до того момента, когда поршень достигнет верхнего положения. Впрыснутое и тщательно распыленное топливо в сжатом воздухе нагревается, испаряется и вместе с воздухом образует горячую самовоспламеняющуюся смесь. Третий такт является рабочим. Во время процесса сгорания топлива образуются горячие газы, которые вызывают увеличение давления над поршнем в дизелях

без наддува от 4,41 до 5,4 МПа,

а в дизелях

с наддувом — от 5,89 до 7,85 МПа.

Под давлением силы, возникающей за счет давления газов, поршень движется вниз, газы расширяются и производят при этом механическую работу. Во время четвертого такта открывается выпускной клапан и

отработавшие газы выходят наружу. Четырехтактные судовые ДВС изготовляются как многоцилиндровые двигатели. Они устроены так, что рабочие такты равномерно распределяются по отдельным цилиндрам.

 

4

Изображение

Принцип действия двухтактного дизеля.

   В рабочий цикл двухтактного дизеля входят два такта, или один оборот коленчатого вала. Первый

такт, называемый сжатием, начинается, когда поршень находится в нижнем положении. Впускные окна в боковых стенках цилиндра открыты. Через эти окна проходит предварительно сжатый продувочный воздух, давление которого должно быть выше давления находящихся в цилиндре расширившихся газов. Одновременно продувочный воздух через открытый выпускной клапан вытесняет отработавшие газы из цилиндра и наполняет цилиндр новой дозой. Когда впускные окна закрываются поршнем, к цилиндру воздух не подводится. Так как одновременно закрывается и выпускной клапан, воздух в цилиндре сжимается. Этот процесс не показан на рисунке.

   Впрыскивание топлива и воспламенение происходит точно так же, как и в четырехтактном ДВС. Во время второго такта- рабочего (или расширения) — расширяющиеся газы совершают механическую работу. В конце этого такта впускные окна открываются поршнем и процесс продувки цилиндра начинается снова. Отработавшие газы могут выйти из цилиндра через внешний клапан, либо через управляемые поршнем выпускные окна.

   Под наддувом дизельного двигателя понимают подачу к цилиндрам большего количества воздуха, чем требуется для заполнения всего цилиндра при такте всасывания. Цель наддува заключается в том, чтобы способствовать сжиганию наибольшего количества топлива за один рабочий цикл. Это означает повышение мощности двигателя без увеличения его размеров (диаметра, хода и числа цилиндров), а также частоты вращения. Наддув можно осуществлять за счет предварительного сжатия воздуха перед цилиндром. Во всех выпускаемых четырехтактных судовых ДВС предварительное сжатие воздуха происходит с помощью центробежного компрессора, который приводится в действие газовой турбиной, работающей на отработавших газах дизеля.

 

 

5

Изображение

Принцип действия газотурбинного нагнетателя.

1 — турбина, работающая на отработавших газах;

2 — отработавшие газы;

3 — свежий воздух;

4 — компрессор;

5 — коленчатый вал;

6 — цилиндр;

7 — поршень.

 

 

   Принцип действия компрессора показан на рисунке выше. Поступивший из компрессора воздух проходит через фильтры. После открытия впускного клапана сжатый воздух подается через воздушный коллектор к соответствующим цилиндрам. В двухтактных дизелях предварительное сжатие воздуха происходит в центробежных компрессорах, в пространстве под поршнем, а также в поршневых компрессорах, приводимых в действие двигателем. Давление наддувочного воздуха достигает 0,14—0,25 МПа. На рисунке ниже показан в разрезе главный малооборотный дизель с наддувом.

 

 

6Изображение

 

Принцип действия малооборотного двухтактного дизеля:

а — предварительно сжатый воздух вытесняет отработавшие газы из цилиндра;

b — одновременно происходит сжатие и всасывание;

с— рабочий такт и предварительное сжатие;

d — предварительно сжатый воздух вытесняет отработавшие газы из цилиндра двигателя без выходного клапана.

   Двухтактные дизели изготовляют в виде многоцилиндровых рядных двигателей с 10—12 цилиндрами. Диаметр цилиндров больших двухтактных дизелей достигает 1000 мм, ход — 1500—2000 мм. Мощность цилиндра при общей мощности двигателя более 29 440 кВт составляет от 2900 до 3700 кВт. В связи с этим ДВС можно использовать в качестве главных двигателей и на крупных судах. Двухтактные дизели имеют очень большие размеры и массу. Их удельная масса достигает 40—55 кг/кВт. При мощности, например 14 720 кВт, масса составляет 600—800 т.

 

 

7

Изображение

Четырехтактный дизель (рядный двигатель).

  • — наддувочный агрегат;
  • — охладитель наддувочного воздуха;
  • — трубопровод отработавших газов;
  • — трубопровод наддувочного воздуха;
  • — трубопровод охлаждающей воды;
  • — масляный трубопровод;
  • — топливный трубопровод;
  • — распределительный вал;
  • — приводное колесо;
  • — промежуточные шестерни;
  • — приводное колесо коленчатого вала;
  • — коленчатый вал;
  • — шатун;
  • — поршень;
  • — цилиндровая гильза;
  • — камера охлаждающей воды;
  • — крышка цилиндра;
  • — выпускной клапан;
  • — впускной клапан;
  • — топливный клапан;
  • — штанга;
  • — топливный насос;
  • — маслораэбрызгивающее кольцо;
  • — масляная ванна картера;
  • — станина двигателя;
  • — блок цилиндров.

   Четырехтактные дизели применяют на судах либо в составе дизель-генераторных установок, либо в

качестве главного двигателя в многовальных энергетических установках (по одному дизелю на один движитель) и, соответственно, в многодвигательных установках для одного движителя. Применение среднеоборотных дизелей в качестве главного двигателя  дает следующие преимущества:

  • — увеличение надежности (при выходе из строя одного двигателя остальные продолжают работать);
  • — уменьшение габаритов и собственной массы деталей (например, клапанов, поршней, кривошипных механизмов, подшипников и т. д.);
  • — уменьшение удельной массы, которая в зависимости от мощности составляет от 14 до 35 кг/кВт (для мощностей около 2200 кВт).
   Среднеоборотные дизели используются также в дизель-электрических энергетических установках в качестве главного двигателя.

 

Изображение

Четырехтактный дизель V-образной конструкции.
  • — поршень;
  • — цилиндровая гильза;
  • — коленчатый вал.
8

   Давайте теперь посмотрим на самый большой, современный, судовой дизельный двигатель в мире.

 

Wartsila-Sulzer-RTA96-C построенный по этому принципу.

   Судоходные компании во всём мире всё чаще заказывают на верфях Супертанкеры и Контейнеровозы. Это бурно развивающийся сектор судостроительного рынка. Этим судам требуется всё более и более совершенная начинка, в том числе судовые двигатели. И именно для таких судов на дизеле строительных заводах в Финляндии строят самые большие в мире единичные судовые ДВС мощностью около 100 тыс кВт.

 

 

 

 

 

 

http://img525.images...eshipdiesel.jpg

 

Продолжение в следующем сообщении. Из за лимита на интегрированные картинки.

bff08d143d.gif

Изменено пользователем anonym_sEJYYtYe1JpK

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Это самый огромный судовой дизель в мире.

Изображение


Фирма Wartsila считается одной из самых крупных лидеров на рынке судовых дизельных двигателей, отличающихся большой единичной мощностью. В 1990 году компания разработала свою линейку судовых моторов под названием  Wartsila - Sulzer - RTA96-C (двухтактный дизель). Владелец судна может приобрести данный двигатель в исполнении от шести до четырнадцати цилиндров. По своей конструкции такие дизельные моторы весьма схожи.

  Цилиндр диаметром 96 сантиметров, ход поршня которого равен 2,5 метра, имеет рабочий объем 1820 литров. Примерно уже около сотни контейнеровозов оснащены такими дизелями (8,9,10,11,12-цилиндров). Судно, вместимость которого составляет от 8000 до 10 000 тонн, может работать на одном таком судовом двигателе, при этом двигаться со скорость
25 узлов (свыше 46 км/ч).


2Изображение

   Первый судовой агрегат из версии Wartsila - Sulzer - RTA96-C выпустили в 1997 году, тогда это был одиннадцати цилиндровый дизель. Изготовлением занималась японская фирма под именем Diesel United. А через пять лет финны заявили 14-цилиндровый двигатель Wartsila – Sulzer.


3Изображение

   Самый большой судовой дизель Wartsila - Sulzer - RTA96-C мощностью 108 920 лошадок имеет рабочий объем 25 480 литров. А вот литровая мощность весьма низкая и составляет около 4,3 лошадиных сил на литр. Это может показаться странным, ведь литровая мощность современных турбодизелей равна 100 лошадям на литр. Но конструкторы не зря выбрали такую низкую мощность.


4http://img443.imageshack.us/img443/2792/largeshipdiesel5.jpg


   Вал судового дизеля при наибольшей мощности вращается с частотой лишь 102 об/мин, когда легковые дизеля имеют от 3000 до 5000 оборотов в минуту. Небольшая частота вращения обеспечивает отличный газообмен в судовом двигателе и низкую скорость поршня, следовательно, КПД дизеля хороший.


5Изображение


   При не полной мощности удельный расход топлива достигает 50 процентов, хотя и в режиме полной нагрузки эффективность двигателя не намного меньше. Расход составляет от 118 до 126 граммов на одну лошадиную силу (у автомобильных дизельных агрегатов расход в 2 раза выше). Причем судна заправляют тяжелым морским дизельным топливом, у которого содержание энергии намного ниже, чем у автомобильного дизтоплива.
Самый большой судовой дизель весит 2 тысячи 300 тонн (масло и остальные технические жидкости не учитываются), один лишь коленчатый вал весит 300 тонн. Общая длина составляет 26,7 метра, а высота дизеля достигает 13,2 метра.


6Изображение


  Главной инженерной особенностью Wartsila - Sulzer - RTA96-C является то, что каждый его цилиндр имеет один огромный выхлопной клапан, который расположен в центре камеры сгорания. Все выхлопные газы от него попадают в коллектор, а оттуда к четырем турбокомпрессорам, которые прогоняют свежий воздух сквозь охладители к окошкам, находящимся внизу цилиндра. Они открываются во время того, когда поршень достигает нижнюю точку. Еще три клапана служат для впрыска дизельного топлива в цилиндр судового мотора.
Долговечность двигателя повышается за счет того, что поршень свое усилие передает коленвалу за счет крейцкопфного механизма. Если представить какую нагрузку и вибрацию  выдерживают детали двигателя, то понятно, почему главными материалами для строительства данного судового агрегата стали прочные чугун и сталь.
Компания очень гордиться своими дизелями, особенно их небольшим весом. Без сомнений труд и талант, приложенный при создании судовых двигателей конструкторами Wartsila, заслуживает огромного уважения. Впрочем, коллектив компании в настоящее время трудится над строительством более мощных судовых двигателей. Стало известно, что фирма Wartsila ведет разработку нового 18-цилиндрового супермощного дизеля.


Самый большой судовой дизель имеет такие данные:
Общий вес - 2300 тонн (коленвал 300 тонн);
Длина – 27 метров;
Высота – 13,4 метра;
Мощность – 109 тысяч 920 лошадок (при 102 оборотах в минуту);
Крутящий момент – 7,9 млн. Нм (при 102 оборотах в минуту);
Рабочий объем – 25 480 литров;
Топливный расход – 6,3 тонн в час.

Вот дорогие друзья, мы с вами и познакомились со вторым сегментом повествования о сердце любого корабля.

Традиционное СПАСИБО!!! Всем кто дочитал до конца. И до новых встреч на волне клуба ППП!!!






При создании топика были использованы материалы сайтов
http://ships.academic.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.wartsila.com/en/Home
https://www.youtube.com

Blog About Cars
И ряда других источников.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
29 публикаций
323 боя

это ж какой должен быть у такой дурищи пускач... мама дорогая :Smile_ohmy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Просмотр сообщенияVeNdeTTa44 (07 Янв 2013 - 15:07) писал:

Плюсики набиваете ? :Smile_smile:  Ну тогда вам +
Просто до этого большие темы просто не создавались. Вот и накопилось.  :Smile_honoring:

Просмотр сообщенияpetro4151 (07 Янв 2013 - 15:06) писал:

это ж какой должен быть у такой дурищи пускач... мама дорогая :Smile_ohmy:

   Большие дизельные двигатели запускаются сжатым воздухом. Емкости для него да. Здоровые. Но давление в них не высокое.

Изображение

Тоже самое но в движении.

   Когда проходит первый проворот колен вала вздравивает весь корпус. А потом уже неделями молотит без остановки.
Изменено пользователем anonym_sEJYYtYe1JpK

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
53 публикации
746 боёв

Размеры поражают ! И это создал маленький человечек !

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
64 публикации

Просмотр сообщенияsolboom75 (07 Янв 2013 - 18:42) писал:

Размеры поражают ! И это создал маленький человечек !

Машинное производство уважаемый !

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
501 публикация
36 боёв

Прикольно смотрятся размеры матросов на палубе танкера. +  :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
111 публикация
961 бой

Бурные апплодисменты.

Всегда интересно, что находится в сердце корабля  :Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Я рад что этот цикл вам нравится.

На гора выдан завершающий сегмент цикла.

Атомные силовые установки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций

Сплошной Копи паст )

Кто хочет подробно рассмотреть Судовые ДВС то почитайте учебник "Возницкий Михеев Судовые ДВС и их эксплуатация.

Автор молодец , но когда работаешь со всем этим нет такой бурной радости на лице. Одна только моточистка чего стоит , а снять крышку уууу

 

Выставляют валоповороткой один из цилиндров в положение ВМТ , открывают индикаторные краны прогоняют масло насосами , нагнетают давление из баллонов , только потом запускают, если мостик одобрил. Неделями чтобы работал Дизель не один Стармех не допустит, переменно меняют На современных судах ставят две идентичные энергетические установки, У вас коллектора будут светится неделями молотить! + бункеровки, швартовки, ПТО.

 

Самый большой  пДвигатель Wartsila-Sulzer RTA96  на "Emma Maersk" потребляет 13000 литров топлива в час.

 

Не пишите несколько сообщений подряд, пользуйтесь мультицитированием и кнопкой "Изменить"./Silverado

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
134 публикации

Для меня раньше огромными казались дизеля грузовых машин, но после изучения данной темы, как-то взгляды поменялись. Продолжаю изучать)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Просмотр сообщенияOdeskiy (09 Янв 2013 - 02:42) писал:

Неделями чтобы работал Дизель не один Стармех не допустит, переменно меняют На современных судах ставят две идентичные энергетические установки,

Да что вы говорите!!!
Я вам не скажу за всю Одессу.
Но вот то судно где работал. Т/Х Верея БМП. Одна главная машина. Переход Лениград-Гавана. Эконом ход 14 узлов. 2 с хвостиком недельки, "хвостик" зависит от погоды и направления ветра. Работал как миленький. И ничего не светилось.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций

Просмотр сообщенияKWAK2007 (09 Янв 2013 - 09:51) писал:

Да что вы говорите!!!
Я вам не скажу за всю Одессу.
Но вот то судно где работал. Т/Х Верея БМП. Одна главная машина. Переход Лениград-Гавана. Эконом ход 14 узлов. 2 с хвостиком недельки, "хвостик" зависит от погоды и направления ветра. Работал как миленький. И ничего не светилось.
Мощность уточните ?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
22 публикации

Просмотр сообщенияOdeskiy (09 Янв 2013 - 02:37) писал:

Сплошной Копи паст )
Кто хочет подробно рассмотреть Судовые ДВС то почитайте учебник "Возницкий Михеев Судовые ДВС и их эксплуатация.
Автор молодец , но когда работаешь со всем этим нет такой бурной радости на лице. Одна только моточистка чего стоит , а снять крышку уууу

Выставляют валоповороткой один из цилиндров в положение ВМТ , открывают индикаторные краны прогоняют масло насосами , нагнетают давление из баллонов , только потом запускают, если мостик одобрил. Неделями чтобы работал Дизель не один Стармех не допустит, переменно меняют На современных судах ставят две идентичные энергетические установки, У вас коллектора будут светится неделями молотить! + бункеровки, швартовки, ПТО.

Самый большой  пДвигатель Wartsila-Sulzer RTA96  на "Emma Maersk" потребляет 13000 литров топлива в час.

Не пишите несколько сообщений подряд, пользуйтесь мультицитированием и кнопкой "Изменить"./Silverado
Извините уважаемый, а на каком судне\корабле вы ходили и в какой должности? Ничего личного, просто интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
27 публикаций
1 118 боёв

Просмотр сообщенияOdeskiy (09 Янв 2013 - 02:37) писал:

Сплошной Копи паст )
Кто хочет подробно рассмотреть Судовые ДВС то почитайте учебник "Возницкий Михеев Судовые ДВС и их эксплуатация.
Автор молодец , но когда работаешь со всем этим нет такой бурной радости на лице. Одна только моточистка чего стоит , а снять крышку уууу

Выставляют валоповороткой один из цилиндров в положение ВМТ , открывают индикаторные краны прогоняют масло насосами , нагнетают давление из баллонов , только потом запускают, если мостик одобрил. Неделями чтобы работал Дизель не один Стармех не допустит, переменно меняют На современных судах ставят две идентичные энергетические установки, У вас коллектора будут светится неделями молотить! + бункеровки, швартовки, ПТО.


Сударь, где это вы прочитали как дизель пускать?? В определенное положение маховик проворачивают только на дизелях с 3 и меньше цилиндрами, и это ИНОГДА ВСТРЕЧАЛИСЬ лишь вспомогательные двигатели. На главном цилиндров, как правило, от 5 и выше. К тому же процедура подготовки гораздо продолжительнее чем вы тут описали. И не совсем так. Вы индикаторные открываете после того как провернули ВПУ??? Да вы спалите двигатель на ВПУ. Ибо при закрытых индикаторных невозможно провернуть вал ВПУ. Дальше, фраза "нагнетают давление из баллонов" КУДА вы его нагнетаете, и собственно зачем? Осмелюсь лишь предположить что речь идет о проворачивании на воздухе. И к слову Большиство судов современного флота имеют лишь 1 главный двигатель, не стоит путать с дизель-электроходами там все немного по другому. Поэтому нет ни какой речи чтобы спустя неделю перехода остановить главный чтобы он, бедолага, отдохнул. Их исходя из их задач так и проектируют, чтобы могли работать долго. Если что я второй механик и в курсе о чем говорю.
Небольшой пример. Работал на рефрижераторе, забрали рыбу в беринговом море, пункт назначения Лагос, это столица Нигерии. Переход, даже с нашим 17 узловым ходом, занял чуть больше месяца. Как ни странно ничего не расплавилось и не покраснело.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 308
[LSTST]
Супертестер, Альфа-тестер, Коллекционер
1 989 публикаций
17 988 боёв

Цитата

Я рад что этот цикл вам нравится.

Главным образом он увеличивает багаж знаний, так что спасибо)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×