Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Sherrinford

73 года со дня гибели «Cap Arcona».

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

1 598
[GAZ3L]
Участник, Коллекционер
246 публикаций
11 794 боя

Сегодня исполняется 73 года со дня одного из самых страшных кораблекрушений на море – гибели «Кап Арконы». 

 

328fbec79b52.jpg

 

 

Немецкий океанский лайнер «Кап Аркона» был построен в Германии в 1926 году. Свое название лайнер получил по мысу Аркона, находящийся на острове Рюген. Новый лайнер стал флагманом судоходной компании «Гамбург Зюд». До Второй мировой войны лайнер ходил по маршруту из Германии к восточному побережью Южной Америки. Так, в свой первый рейс из Германии в Боунэс–Айрес «Кап Аркона» отправился 29 октября 1927 года. С началом Второй мировой войны, а именно в 1940 году, «Кап Аркона» была реквизирована для нужд Кригсмарине, лайнер был перекрашен в серый цвет и был превращен в плавучую казарму. Несмотря на то, что в мире вовсю бушевала мировая война, это не помешало использовать лайнер для сьемок фильма. Так, в 1942 году на борту этого лайнера снимался пропагандистский фильм «Титаник» 1943 года.  

 

С января 1945 года «Кап Аркона» стала принимать участие в эвакуации гражданского населения и военнослужащих, от наступающей частей Красной армии, на Восточную Пруссию. За время эвакуации «Кап Аркона» перевезла в Германию 25 тысяч беженцев. Однако на этом работа лайнера еще не закончилась, поскольку на нем планировалось перевести узников нацистских концлагерей. В конце апреля 1945 года «Кап Аркона» прибыла в Любекскую бухту, чтобы принять там узников из концлагерей. В этот момент уже был запущен процесс эвакуации концлагерей. К этому времени лайнер уже успели для этой цели превратить в плавучую тюрьму. В любекскую бухту были отправлены узники из Нойенгамма, Дора–Мительбау и Штуттгофа, что составило свыше 1000 человек, среди которых были военнопленные (в основном советские) и гражданские лица еврейского происхождения. Помимо «Кап Арконы» в бухте Любека находился лайнер «Дойчланд», и грузовые суда «Тительбек» и «Афины», которые также принимали участие в погрузке заключенных на борт. 

Погрузка заключенных продолжалась с 20–23 апреля 1945 года. За это время, на борта вышеперечисленных судов, войска СС доставили на баржах тысячи узников. На борту «Кап Арконы» уже находилось от 6000–6500 заключенных, к которым было приставлено 500 охранников СС. Катастрофа с «Кап Арконой» разыгралась именно в тот момент, когда на ее борту находились тысячи заключенных. 3 мая 1945 года бухта Любека подверглась авианалету британских ВВС. Британские самолеты атаковали, стоящие в бухте суда. Бомбы попали в «Кап Аркону» из–за чего на судне начался пожар. Вскоре, из–за полученных повреждений, лайнер стал крениться на левый борт и через некоторое время затонул. Узников концлагерей, которые оказались в воде и пытались спастись, расстреливали охранники СС из пулеметов. Ситуацию здесь усугубило и то обстоятельство, что узники гибли под бомбами и под пулеметными очередями британских самолетов, поскольку британский приказ №73 гласил, что все цели в бухте должны быть уничтожены. В итоге, практически все заключенные, находившиеся на борту «Кап Арконы» стали жертвами этого кораблекрушения. Погибло 5594 человека. Спаслось только 350 заключенных. 

Остов «Кап Арконы» продолжал лежать на дне бухты вплоть до 1949 года пока не переломился пополам. В 1950 году остов затонувшего лайнера был порезан на металлом и утилизирован.

 

Скрытый текст

 

8760c3ad6bce.jpg

 

9b276d822518.jpg

 

fb3c4dc09ba1.jpg

 

dd19cc80a3f8.jpg

 

aeea0a3169c9.jpg

 

В World of Warships Кап Аркона стоит в порту Гамбург с обновления 0.6.15

Скрытый текст

8d43d97a75fc.jpg


 

Изменено пользователем Sherrinford
  • Плюс 6

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
1 506 публикаций
22 275 боёв

Интересно,а летчики об этом знали?Или их командование?

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 598
[GAZ3L]
Участник, Коллекционер
246 публикаций
11 794 боя
Сегодня в 21:51:40 пользователь Skramasaks сказал:

Интересно,а летчики об этом знали?Или их командование?

Разведка Королевских ВВС упомянула о том, что получили сведения о судах с узниками концлагерей 2 мая, но по не установленной причине эта информация не была передана всем оперативным соединения. Исследователи приходят к выводу о том, что трагедии можно было избежать, если бы в условиях лихорадочного наступления на заключительном этапе войны не была нарушена процедура тщательного анализа разведданных перед выбором целей британскими ВВС.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
1 506 публикаций
22 275 боёв
Сегодня в 20:00:45 пользователь Sherrinford сказал:

Разведка Королевских ВВС упомянула о том, что получили сведения о судах с узниками концлагерей 2 мая, но по не установленной причине эта информация не была передана всем оперативным соединения. Исследователи приходят к выводу о том, что трагедии можно было избежать, если бы в условиях лихорадочного наступления на заключительном этапе войны не была нарушена процедура тщательного анализа разведданных перед выбором целей британскими ВВС.

Понятно,не сочли нужным затруднять задачу ВВС!Не удивлен!Спасибо за ответ!

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 348
[NAVYS]
Участник, Коллекционер
6 663 публикации
14 323 боя
Сегодня в 20:51:40 пользователь Skramasaks сказал:

Интересно,а летчики об этом знали?Или их командование?

Конечно знали. Но, "Азия начинается за Каналом".

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 881
[KAA64]
Коллекционер, Старший альфа-тестер
3 707 публикаций
17 192 боя

Судно горело и тонуло, а охранники из СС не давали заключенным покинуть судно. Вода в мае месяце в Балтике ледяная. Спасательных жилетов у заключенных не было. Вот поэтому погибло много заключенных.

Там было потоплено по крайней мере еще одно судно с заключенными. Число погибших на нем - около 3 тысяч человек.

 

Считаю нужным напомнить, что при гибели в Черном море советского теплохода "Армения" (7 ноября 1941 г. уничтожен немецким самолетом торпедоносцем) погибло около десяти тысяч человек. Спаслось около 10 человек.

Изменено пользователем LAVR14

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 357
[MILL]
Участник, Коллекционер
2 972 публикации
16 491 бой
Сегодня в 20:04:04 пользователь 32167 сказал:

Конечно знали. Но, "Азия начинается за Каналом".

Мало кто слышал, но в ноябре 1944 года Советский Союз едва не вступил в войну против США
 

Скрытый текст
Это крайне малоизученный эпизод Второй Мировой войны. На Западе про него предпочитают вовсе не вспоминать. В СССР про эту историю можно было прочитать всего в одном источнике – мемуарах военного летчика Н. А. Шмелева «С малых высот», изданных в 1966 году. Из книги следует, что утром 7 ноября 1944 г., на аэродроме города Ниш (Сербия) советские летчики из 707-го штурмового авиаполка собрались было отметить известный советский революционный праздник, как вдруг им на головы начали пикировать странные самолеты и сбрасывать бомбы. Сперва незваных гостей приняли за немецкие «рамы» – так с 1941-го у нас называли «Фокке-Вульфы» FW-189. Это было странно: во-первых, «рама» была высотным разведчиком, не предназначенным для штурмовки аэродромов. Во-вторых, сразу несколько десятков (!) «Фокке-Вульфов» немцам просто неоткуда было взять.


Впрочем, разбирательства решили отложить на потом. В воздух подняли дежурное звено из соседнего 866-го истребительного авиаполка. В первой же атаке удалось «завалить» двух чужаков. Постепенно взлетел весь полк, и в воздухе началась настоящая «собачья драка» – маневренный бой на малых высотах. Была сбита еще одна «рама», погиб и наш Як-3. Но вскоре советские летчики с изумлением заметили, что на крыльях и фюзеляжах вражеских самолетов нарисованы не черные немецкие кресты, а белые звезды ВВС США! Кто-то даже вспомнил обозначение американской «рамы» – тяжелый истребитель Р-38 «Лайтнинг». На такой же машине, только в варианте фоторазведчика, летал и погиб всем известный Сент-Экзюпери.

В этом бою участвовал и лучший ас полка, Герой Советского Союза капитан Александр Колдунов (46 воздушных побед к концу войны). Тот самый, которого в 1987 г. в самый разгар перестройки снимут с должности главнокомандующего войсками ПВО за скандальную посадку М. Руста на Красной площади.

Именно он, рискуя жизнью, подлетел к ведущему американцу, чтобы продемонстрировать красные звезды на своем самолете. Как бы то ни было, американцы убрались восвояси. Но ненадолго. Буквально через полчаса другая группа американских самолетов атаковала колонну советских войск, следовавшую через Ниш по шоссе. Их тоже удалось отогнать, но дел они натворить успели. В результате налета погиб командир стрелкового корпуса генерал Степанов. Его последние слова были: «Проклятые империалисты!».

7 : 3 в нашу пользу

«Американское командование, – пишет автор мемуаров, – конечно, извинилось перед нашим за этот «инцидент». Но что толку от этих лживых слов? Ими не вернешь наших дорогих товарищей, погибших во время предательского налета «союзников».
 
Советско-американская война 1944-го года

Вообще, тональность книги Н. Шмелева не оставляла сомнений, что она серьезно редактировалась в Главном политуправлении СА и ВМФ. Могли даже появиться мысли: а не сочинили ли этот эпизод в годы «холодной войны»? Но неожиданно подтверждение пришло совершенно с другой стороны – из бывшей Югославии.

Как известно, советские войска помогли Национально-освободительной армии Югославии изгнать из страны немецко-фашистских захватчиков. По соглашению, которое 16 октября 1944 г. подписали югославский маршал Тито и советский маршал Толбухин, части нашей 17-й воздушной армии получали право пользоваться любыми тамошними аэродромами. За это советские ВВС должны были обучить югославских летчиков и механиков эксплуатации истребителей Як-3 и штурмовиков Ил-2. Одна из таких групп базировалась на аэродроме города Ниш.

Ветераны югославского подразделения делились воспоминаниями об инциденте в белградской газете «Политика» от 9 ноября 1988 г. – как раз в 44-ю годовщину тех событий.
 
1391428111_03.jpg

По их словам, 7 ноября 1944 г. над колонной 6-го гвардейского стрелкового корпуса Красной армии севернее города Ниш неожиданно появилась группа американских бомбардировщиков В-25 «Митчелл» в сопровождении истребителей «Лайтнинг». Всего самолетов было штук 30. Американцы очень точно отбомбились по голове колонны: погиб командир корпуса, 31 солдат и офицер, еще 37 человек было ранено. С аэродрома взлетела группа из 9 истребителей Як-3, один из которых был тут же сбит. В воздухе завязалось ожесточенное сражение. Партизанский политкомиссар, приставленный к нишскому аэродрому, довел до сведения личного состава, что всего было сбито 7 американских и 3 советских самолета. При этом американцы потеряли 14 летчиков.

Если верить данным безвестного югославского комиссара, получается, что американцы потеряли 5 одноместных «Лайтнингов» и 2 бомбардировщика «Митчелл» с экипажем из 5 человек. Скорее всего, это были самолеты из 15-й воздушной армии ВВС США, которые в 1944 году базировались в Италии. По последней информации в том бою с американской стороны участвовали только истребители «Лайтнинг» и количество сбитых среди них было не больше трех.

По взаимному согласию сторон недолгая «советско-американская война» была предана забвению. Случись она ближе к весне 1945-го года, когда трещина между союзниками по антигитлеровской коалиции была гораздо шире, все могло бы повернуться по-другому… Но для одного из героев описанных событий, Александра Колдунова, эта встреча с американскими летчиками была не последней. В 1948 году вторую Звезду Героя он получил как раз за сбитых американцев, когда уже началась «холодная война». Но это уже совсем другая история…

От редакции «Отваги». Вот как выглядит нынешняя информация о тех событиях: «7 ноября 1944 года в районе города Ниш в Югославии две группы (в общей сложности 27 самолетов) американских самолетов «Лайтнинг» по ошибке атаковали колонну советских войск, было убито 12 советских солдат и офицеров, в том числе командир 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-майор Г.П. Котов. Для отражения налета была подняты 9 истребителей во главе с капитаном А. Колдуновым. Рискуя жизнью, Колдунов приблизился к американским самолетам, показывая им красные звезды на фюзеляже, но был обстрелян, а два советских самолета – сбиты. Ответным огнем были сбиты 3 (по советским данным) или 2 (по американским данным) самолета США, в том числе одного сбил сам Колдунов. В конце концов удалось добиться прекращения боя – Колдунов практически «поставил» свой самолет перед носом ведущего группы американцев. После случившегося произошел большой дипломатический скандал. Американцы признали «ошибку» и принесли извинения, но сбитые американские самолеты нашим летчикам командование на засчитало.»
 
По материалам: Сергей Осипов, газета «Аргументы и факты» №45, 2004 г.
Первоисточник: http://otvaga2004.ru/

 
103
 
 

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

все они всё знали.
 

Скрытый текст

В августе 1941 года, когда мама рыла окопы, я находилась с детским садиком в районе Гатчины. Немцы приближались с каждым днем, многие родители разобрали своих детей, но несколько женщин смогли приехать в последний день, когда вокруг уже полыхали пожары. Матери, схватив детишек, брошенных, плачущих, ничего не понимающих, побежали на вокзал, успели взобраться на открытую платформу товарного поезда. Одни прижимали к себе детей, другие поднимали их вверх, к небу, чтобы показать немецким летчикам, какой груз находится на платформе. Самолеты на бреющем полете пролетали над поездом. Крики, плач, грохот поезда прерывались стрельбой по живым мишеням. Потом наступила темнота и тишина. 

 

  • Плюс 2
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 348
[NAVYS]
Участник, Коллекционер
6 663 публикации
14 323 боя
В 03.05.2018 в 21:56:54 пользователь _77100_ сказал:

Мало кто слышал, но в ноябре 1944 года Советский Союз едва не вступил в войну против США

Это не единственный инцидент. Были еще. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 357
[MILL]
Участник, Коллекционер
2 972 публикации
16 491 бой
Сегодня в 12:36:58 пользователь 32167 сказал:

Это не единственный инцидент. Были еще. 

возможно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
896 публикаций
В 03/05/2018 в 20:33:44 пользователь Sherrinford сказал:

Сегодня исполняется 73 года со дня одного из самых страшных кораблекрушений на море – гибели «Кап Арконы». 

 

  Показать содержимое

 

8760c3ad6bce.jpg

 

9b276d822518.jpg

 

fb3c4dc09ba1.jpg

 

dd19cc80a3f8.jpg

 

aeea0a3169c9.jpg

 

 

В 03/05/2018 в 21:56:54 пользователь _77100_ сказал:

Мало кто слышал, но в ноябре 1944 года Советский Союз едва не вступил в войну против США

Спасибо обоим авторам за интересную информацию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×