"Корабли и люди..."   Всем привет! Форумная группа Лоцманы, предлагает вашему вниманию серию небольших статей, посвященных  кораблям, оставившим свой след в истории. Помимо чисто информативной части - собственно самой статьи, в рамках данного мероприятия, уважаемым читателям будет предложено ответить на 3 вопроса, которые будут связаны с кораблем/человеком/событием, освященным в статье.  Первые три участника, правильно ответившие на вопросы, получат приз в виде бонус кодов. Подробности - в специальной конкурсной теме, по ссылке.     HMCS Athabaskan   Сильно обгоревший человек, из последних сил цеплявшийся за обуглившийся спасательный круг, с трудом сфокусировал мутнеющий взгляд на дрейфовавшем в нескольких десятках метров от него корабле. Собрав последние силы и надрывая изъеденные дымом и нефтью легкие, моряк прокричал в сторону корабля: «Хайда, уходи! Де Вулф, проваливай отсюда!». Это забрало последние силы лейтенанта коммандера Джона Стаббса (англ. – lieutenant commander John Hamilton Stubbs), который окончательно ослабел. Израненная, покрытая кровью и ожогами рука разжалась, соскользнула с круга, и уже бездыханное тело командира эсминца HMCS Athabaskan погрузилось в свинцовые воды Ла-Манша, вслед за своим кораблем.   Заложенный в конце октября 1940 года HMCS Athabaskan, принадлежал к серии супер-эсминцев Королевского флота Великобритании – типу Tribal, строившимся в Британии в ответ на новейшие эсминцы других морских держав, которые все более явно превосходили стандартные британские эсминцы по водоизмещению и вооружения. Эти эсминцы эксплуатировались с такой интенсивностью, что лишь немногие из них дожили до конца Второй Мировой войны. По достоинству оценив ТТХ новейших эсминцев типа Tribal, заказанных для Королевского флота, Канада решила усилить свой небольшой флот серией подобных эсминцев. Первые из эсминцев типа Tribal для ВМФ Канады, были заложены осенью 1940 года. Из-за общей обстановки, загруженности верфей и общего военного дефицита, достройка кораблей не только затянулась, но и привела к нарушению одной из основных морских традиций. Головной эсминец серии – HMCS Iroquois, в результате налета Люфтваффе был поврежден, и по готовности заметно отстал от второго корабля серии – HMCS Athabaskan. В результате было принято решение переименовать оба корабля, в результате чего Iroquois стал называться Athabaskan, а Athabaskan, который в результате повреждения собрата, должен был войти в строй раньше -  получил название Iroquois. Моряки суеверный народ, и переименование кораблей издавна считалось плохой приметой. Табу не уберегло дух HMCS Athabaskan, и всю свою короткую жизнь, корабль был вынужден бороться со всевозможными трудностями.   Войдя в строй в феврале 1943 года, HMCS Athabaskan был прикомандирован к Флоту Метрополии, для прохождения курса боевой подготовки. 29 марта 1943 года, корабля выходи в море для поддержания блокады в районе Исландии. В результате тяжелых погодных условий, корпус эсминца был поврежден, и HMCS Athabaskan был вынужден стать на ремонт, который продлился более месяца.   HMCS Athabaskan   В июне 1943 года HMCS Athabaskan участвует в операции по снабжению гарнизона о. Шпицберген. 18 июня 1943 года, эсминец сталкивается с сетевым заградителем Bargate в Скапа Флоу, и вновь становится на месячный ремонт в Девонпорте. Завершив ремонт, HMCS Athabaskan переходи в Плимут и приступает к патрульной службе в Бискайском заливе, с целью обнаружения и уничтожения легких сил немецкого флота и подводных лодок. 27 августа, во время очередного патруля у побережья Испании, HMCS Athabaskan получает попадание управляемой планирующей бомбой Hs-293, запущенной с Do-217E. Несмотря на тяжелые повреждения эсминец самостоятельно добирается до Девонпорта, где ремонтируется до 10 ноября. Завершив ремонт, HMCS Athabaskan переходит в Скапа Флоу в декабре 1943 года, и участвует в сопровождении конвоя JW55A в СССР. В феврале 1944 года, эсминец вновь переходит в Плимут и присоединяется к вновь сформированной 10й флотилии эсминцев. HMS Black Prince   25 апреля 1943 года, HMCS Athabaskan совместно с HMS Black Prince и своими систершипами: HMCS Haida, HMCS Huron и HMCS Ashanti, выходит для поиска в районе Бискайского залива. В ходе операции, в ночь с 25 на 26 апреля, корабли союзников перехватили немецкие миноносцы Т-24, Т-27 и Т-29, которые принадлежали к типу 1939, и возвращались с минных постановок. Т-27 и Т-24, несмотря на полученные повреждения – смогли ускользнуть от превосходящих сил союзников, и по отдельности прорвались в Сен-Мало. Т-29 повезло меньше. Один из союзных снарядов попал в румпельное отделение, и заклинил руль. Миноносец описал циркуляцию и попал под сосредоточенный обстрел канадских эсминцев HMCS Haida и HMCS Athabaskan. Маленький миноносец был буквально изрешечен снарядами, потерял ход и горел, несмотря на это, окончательно немецкий миноносец добили лишь в 3 часа утра. В ту ночь никто не мог и предположить, что прорвавшиеся к побережью Франции немецкие миноносцы, еще сыграют свою роль в судьбе канадских эсминцев.   Миноносец типа 1939, к которому принадлежали Т-24 и Т-27   Вечером 28 апреля, Т-24 и Т-27 попытались прорваться в Брест, но по пути им повстречались «старые знакомые» - HMCS Haida и HMCS Athabaskan, обнаружившие немцев с помощью радара. В 0412 HMCS Haida выпускает осветительный снаряд и открывает огонь. Немцы сразу же отворачивают от противника и выпускают торпеды, одна из которых (выпущенная с Т-24) попадает в HMCS Athabaskan. Что произошло дальше – мы уже вряд ли узнаем. Мнения очевидцев и сторон расходятся, одни считают, что HMCS Athabaskan получил два торпедных попадания от немецких кораблей, другие придерживаются мнения, что первое торпедное попадание вызвало детонацию кормовых погребов и котлов, которые разнесли корпус искалеченного эсминца и убили значительную часть пытавшегося спастись экипажа. Свет на эти события могли бы пролить сами обломки корабля, но степень их сохранности, не позволяет сделать однозначные выводы. Говорят, после того как HMCS Athabaskan затонул, а уцелевшие члены его команды оказались в холодной воде Ла-Манша, командир корабля - Джон Стаббс, сам будучи тяжело раненным, стал напевать мелодию из песенки The Wavy Navy, тем самым поддерживая моральный дух уцелевших членов своей команды.  Державшимся на воде членам экипажа HMCS Athabaskan, пришлось ждать более получаса, пока HMCS Haida, повредивший Т-27 и заставившая его выбросится на берег, вернулся для спасения выживших. Близился рассвет, и командир HMCS Haida понимал, что не сможет поднять из воды всех уцелевших. Если он промедлит, то стоящий без хода HMCS Haida, станет замечательной мишенью для немецких береговых батарей и авиации, поэтому с болью в сердце, Генри Джордж Де Вульф (англ. - commander Henry George De Wolf), отдает приказ прекратить спасение выживших, и сбросив за борт спасательные плотики, уходит к побережью Англии с 44 спасенными с HMCS Athabaskan. После восхода солнца, Т-24 вернулся на место сражения и поднял из воды 47 членов экипажа HMCS Athabaskan. Больше выживших не было, 128 членов экипажа эсминца HMCS Athabaskan, вместе со своим командиром – лейтенантом коммандером Джоном Стаббсом, никогда больше не увидели родных берегов..   Roll along, Wavy Navy, roll along   Фото экипажа HMCS Athabaskan   Список использованной литературы и прочих источников: 1) Патянин С., Дашьян А., Митюков Н., Иванов В., Гайдук А., Барабанов М., Все флоты Второй Мировой; 2) Рубанов, А.О., Эскадренные миноносцы Англии во Второй Мировой войне 1925-1945 гг. Часть 1,  3) Патянин С.В., Эсминцы типа Трайбл, 4) Роскилл С.У., Флаг Святого Георгия, Английский флот во Второй Мировой войне, 5) http://www.naval-history.net 6) https://uboat.net 7) http://www.forposterityssake.ca 8) http://jproc.ca 9) http://scholars.wlu.ca   Конкурс посвященный HMCS Athabaskan. Тема для приема ответов:   Регламент мероприятия. 1.      Условия участия: 2.      Победители будет определены в следующей градации: 3.      Подведение итогов и выбор победителей: 4.      Начисление призов: 5.      Основные правила публикации ответов: 6.        Жюри - @Cesarevich_EU   Всем удачи!   Вопросы: (Внимание! Последний вопрос не содержит вариантов ответа, и на него придется ответить самостоятельно)   Победители: 1 место - @Nitiser 2 место - @Vaigr_NZ 3 место - @Ma_Fa 4 место - @Morke84 5 место - @Borland_31rus