Командиры!
Мы рады вновь приветствовать вас в музее World of Warships, где вы можете полюбоваться на искусно выполненные экспонаты нашей выставки и узнать как можно больше об истории легендарных кораблей, которыми вы командуете. Сегодня мы расскажем об особенном корабле, который ознаменовал конец важной эры в военно-морской истории, – линейном корабле «Вэнгард». Он был последним спущенным на воду линкором в мире.
Верфь
В первые годы Второй мировой войны британский флот всё ещё оставался самым крупным и устрашающим в мире. В то время главным символом господства на море были линкоры. Казалось, чем больше линкоров с их массивными орудиями и тяжёлой бронёй имел флот на вооружении, тем большую мощь он мог продемонстрировать. У Британии их было более 15. Однако линкоры, находившиеся на службе британского флота, постепенно устаревали. Большинство из них были спроектированы и построены по планам времён Первой мировой войны. Они были оснащены 381-мм орудиями, в то время как военно-морские силы противников делали упор на более крупные, быстрые и лучше вооружённые боевые корабли. Самые современные британские линкоры Второй мировой войны типа «Кинг Джордж V» (King George V) имели орудия ещё меньшего калибра – 356 мм, что было связано с подписанием морских договоров для осуществления международного контроля над вооружениями.
После выхода Японии из Лондонского морского договора 1935 года подписавшие его державы получили право поднять калибр артиллерии линкоров, что побудило Королевский флот разместить заказ на постройку новой серии линкоров типа «Лайон» (Lion), проект которых был в большей части основан на линкорах типа «Кинг Джордж V» лишь с одним очевидным отличием – 406-мм орудиями главного калибра.
Работа над головным кораблём нового типа началась в июле 1939 года, всего за два месяца до начала военных действий с Германией. Планировалось, что строительство продлится несколько лет, однако из-за постоянных препятствий, с которыми сталкивались судостроители, этот процесс затянулся. С одной стороны, проект нового типа линкоров претерпел несколько изменений с учётом полученного в войне опыта уже после закладки первых кораблей. С другой стороны, 406-мм орудия, одни из самых дорогих и сложных в производстве частей, не были готовы в срок в связи с нехваткой квалифицированной рабочей силы и тем, что Королевский флот направлял ресурсы на другие проекты, такие как строительство авианосцев, а также более мелких и быстрых военных кораблей, которые, в целом, были очень эффективны в бою.
В любом случае, Королевский флот всё ещё мог найти применение новым линкорам, особенно после потери линкора «Ройял Оук» (HMS Royal Oak) в первые недели войны. В 1941 году, понимая, что процесс постройки линкоров типа «Лайон» затягивается, Британское Адмиралтейство пришло к выводу, что новый линкор особого типа может быть завершён раньше, чем будут готовы орудия для кораблей типа «Лайон», при условии использования других орудий главного калибра. Вернее сказать, повторного использования. Всё дело в том, что в распоряжении Королевского флота находились четыре 381-мм башни, хранившиеся на складах после перестройки в авианосцы линейных крейсеров времён Первой мировой войны «Корейджес» (Courageous) и «Глориес» (Glorious) в 1920-е гг.
Проект этого уникального линкора был основан на проекте корпуса «Лайон», модифицированного для размещения 381-мм башен, которые всё ещё считались эффективными, хоть и были разработаны почти 30 лет назад. Несмотря на то, что в сражении против японских суперлинкоров того времени «Вэнгард» оказался бы в очень невыгодном для себя положении, он всё же мог за себя постоять в потенциальном боевом столкновении благодаря своей высокой скорости и улучшенному расположению бронирования. Учитывая уроки, полученные в войне, а именно опасность, которую представляли самолёты для громоздких линкоров, таких как «Принц Уэльский» (Prince of Wales) или «Бисмарк» (Bismarck), в судьбе которых роковую роль сыграла военно-морская авиация, в проект «Вэнгард» было добавлено более толстое бронирование, способное выдерживать удары аваиабомб, а также усиленный зенитный комплекс и увеличенный запас топлива.
Закладка корабля состоялась в 1941 году, а его строительство тянулось до 1945 года. Постройка всех шести изначально запланированных линкоров типа «Лайон» была отменена до того, как были доставлены их 406-мм орудия. «Вэнгард» оставался единственным строящимся линкором в Британии. К тому времени как корабль был полностью достроен и готов вступить в строй, война закончилась, а расходы на военно-морские цели внезапно отошли на второй план при планировании национального бюджета Британии. Это была не единственная проблема, с которой столкнулся «Вэнгард». За несколько лет тотальной войны в военно-морской тактике многое изменилось в связи с появлением новых технологий и падением старых догм. Огромный успех быстрых авианосцев в морской войне с их более эффективными самолётами неизбежно вызывал вопрос: зачем же нужны линкоры? Война показала, что самолёты отличались невероятной универсальностью в военно-морских сражениях, а устаревшие громоздкие линкоры не могли противостоять их подавляющему натиску. Авианосцы заменили линкоры в качестве основных ударных сил флота, но строительство линкора «Вэнгард» уже было завершено. Что же стало с этим гигантом? Об этом вы узнаете далее.
Главный калибр: Восемь 381-мм орудий Mark I, размещённых в четырёх двухорудийных башнях: двух носовых и двух кормовых. Данные орудия оставались на вооружении в течение самого долгого периода в современной военно-морской истории. Они были запущены в производство в 1912 году и впервые применены в бою в Галлиполи в 1915. Орудия оказались надёжными и точными. Настолько, что в 1940 году линкор «Уорспайт» (HMS Warspite) смог совершить точное попадание в итальянский линкор «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare) с самого дальнего расстояния в истории (более 24 км!), используя одно из таких орудий.
Универсальные орудия: Шестнадцать скорострельных универсальных 133-мм орудий, размещённых в восьми двухорудийных установках, по четыре с каждой стороны надстройки в средней части корабля. Такое же ПМК использовалось на предыдущих линкорах типа «Кинг Джордж V». Эти бронированные установки были эффективны против надводных целей, хотя их планируемая скорострельность в 12 выстрелов в минуту не была достигнута из-за того, что орудийным расчётам было сложно переносить тяжёлые снаряды в сильно ограниченном пространстве башен. Что касается ПВО, скорость поворота орудий в более ранних моделях была недостаточной для обстрела скоростных самолётов, хотя в конечном итоге «Вэнгард» получил улучшенную систему удалённого управления питанием, что позволило упростить эксплуатацию.
Зенитные орудия: Всего семьдесят три 40-мм зенитных орудия «Бофорс» (Bofors): десять в тяжёлых шестиствольных установках Mark VI, одиннадцать одноствольных Mark VII и одна двуствольная установка STAAG на одной из носовых башен. Эти спроектированные в Швеции автоматы пользовались популярностью в вооружённых силах всего мира и использовались как на суше, так и в море. Из-за их высокой скорострельности от 120 до 160 выстрелов в минуту на каждый ствол иногда было сложно найти достаточно места, чтобы расположить все необходимые для них боеприпасы.
Корпус: «Вэнгард» был самым крупным британским линкором, вступившим в строй. Он имел стандартное водоизмещение 44 500 тонн, а его длина от носа до кормы составляла 248 метров – на 21 метр длиннее, чем у «Кинг Джордж V». Благодаря отличным обводам корпуса и форсированным турбинам скорость корабля превышала 30 узлов, что было максимальной скоростью, которую когда-либо достигали британские линкоры. Схема бронирования «Вэнгарда» во многом повторяла «Кинг Джордж V», однако его бронепояс был несколько тоньше, а защита носа и кормы вне цитадели значительно усилена.
Послужной список
Так как «Вэнгард» вступил в строй в мирное время в 1946 году, он не принимал участия в боевых действиях. Он стал последним спущенным на воду линкором в мире, хотя звание последнего линкора, вступившего в строй, принадлежит французскому линкору «Жан Бар» (Jean Bart). Королевский флот был несколько обеспокоен тем, что принятие на вооружение нового корабля повлечёт за собой определённую ответственность и что он может не оправдать огромных затрат на его содержание, особенно в условиях жёсткой экономии в послевоенный период.
Служба «Вэнгарда» была относительно короткой и не отличалась событиями. В первую очередь корабль выполнял церемониальную роль в качестве своеобразного посла Королевского флота, совершая походы к берегам других государств. Несмотря на то, что корабль был несколько раз незначительно переоборудован для поддержания его боевой готовности, за свою 15-летнюю службу «Вэнгард» запомнился тем, что использовался как королевская яхта. Он перевозил членов британской королевской семьи, а также других важных и высокопоставленных персон во время их путешествий к различным странам и территориям. В 1949 году он стал флагманом учебной эскадры Флота Метрополии и принял участие в учениях с недавно сформированным альянсом НАТО. После переоборудования «Вэнгард» был выведен в резерв и пришвартован в Портсмуте в 1956 году, где и оставался вплоть до его продажи на слом в 1960 году.
Воссоздание «Вэнгард»
Особенности корабля:
«Вэнгард» обладает достаточно большим запасом очков боеспособности для линкоров своего уровня – 71 700. Оставайтесь под углом по отношению к противнику, следите за флангами, и вы сможете продержаться достаточно долго, чтобы сыграть решающую роль в завершении боя.
«Вэнгард» обладает более эффективным снаряжением «Ремонтная команда», чем большинство его «одноклассников», с восстановлением 430 очков боеспособности в секунду. Активируйте снаряжение только при получении значительного урона, чтобы использовать его с максимальной пользой.
У линкора «Вэнгард» также фантастическое время перекладки рулей – всего 9,7 секунд (базовое). Держитесь на расстоянии от противника и вводите его в заблуждение своими манёврами, чтобы получить преимущество. Ваша живучесть поможет вам оставаться в безопасности.
Vanguard
VIII Vanguard
1x Особое испытание: х3 опыта на 25 боёв
2 926,00 ₽
КУПИТЬ