И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьёт торопливо
С хризантемы росу. ©Басё   Доброго денёчка, товарищи командиры. Для всех любителей Японского Императорского флота, а также просто истории кораблестроения захотелось рассмотреть историю одного корабельного имени.  А именно - IJN Azuma, названия выбранного в нашей игре для проекта сверхтяжёлого крейсера В-65, который на данный момент запланирован к релизу на 9 уровень. Многие его уже видели, а некоторым супертестерам и контрибьюторам возможно уже удалось его и покатать. Почему же именно такое имя выбрано разработчиками для данного корабля? Попробуем разобраться. Для этого придётся зайти издалека, переместившись для начала из страны сакуры и восходящего солнца за океан - в Соединённые Штаты времён гражданской войны Севера и Юга. Итак...   При образовании Конфедерации Южных штатов сразу выяснилась катастрофическая слабость её военно-морского флота, по сравнению с силами северян. Точнее, флот отсутствовал в принципе. При этом наличие протяжённого побережья, а также крупных рек по которым корабли северян могли легко подняться к южным городам и наделать шороху тоже имело место быть, это было понятно. Срочно требовался "асимметричный ответ", для которого глава департамента военного флота южан Стивен Рассел Мэллори сделал ставку на новейший по тем временам класс кораблей - броненосцы. Не будем повторятся и рассказывать всю историю, тем паче что о первом бое кораблей нового класса("Монитор" vs "Вирджиния" на рейде Хемптон Роудс) не слышал только ленивый. Южане лихорадочно строили и закупали новые корабли везде где только можно, что в итоге им не очень помогло - но тем не менее, некоторое время побарахтаться всё же смогли. Среди закупленных оказался и герой нашей истории, казематный броненосец "Стоунволл"(CSS Stonewall, в честь известного генерала южан - Томаса "Каменная стена" Джексона). Корабль был заложен по заказу южан на верфи Арман Фрерэ, в Бордо(Франция) в 1863 году. Заказ был тайным, два однотипных корабля были заложены как бы для египетского правительства, и несли рабочие наименования "Сфинкс" и "Хеопс". Тем не менее, всё тайное рано или поздно становится явным, и настоящее предназначение строящихся кораблей стало известно общественности. Разразился скандал, французы не желавшие в открытую портить отношения с правительством северян поспешили сбагрить "засветившиеся" корабли куда попало, лишь бы побыстрее. "Хеопс" был продан Австро-Венгрии и вошёл в состав флота под именем "Принц Адальберт", героя же нашего повествования "Сфинкса" купили датчане, в то время ведущие войну с Пруссией. Корабль вошёл в состав датского флота в 1864 году под именем "Стэркоддер". Броненосец представлял из себя переходной корабль, где в качестве конструкционных материалов соседствовали сталь и дерево. Точнее, на стальной каркас набиралась деревянная обшивка, которую в свою очередь покрывали листы катанного железа. Имелось две паровые машины общей мощностью до 1300л.с., кроме того имелась и вспомогательная парусная оснастка. Максимальная скорость показанная на испытаниях составила 10.8 узла, в реальной службе броненосец развивал не более 9-10 узлов. Вооружение состояло из трёх нарезных пушек системы Армстронга. Главная "бабаха" калибра 229мм располагалась по носу, причём углы наводки составляли всего несколько градусов(наводка в более широком диапазоне должна была осуществляться доворотом корпуса). Очевидно, предполагалось что основным оружием броненосца станет кованый таран, крупнокалиберное же орудие размещённое на одной с ним линии должно было помешать цели уйти нанося ей повреждения до столкновения. Две вспомогательные пушки калибра 160мм располагались по бортам в корме.   В составе датского флота броненосец пробыл недолго, всего 2 месяца. Дания проиграла войну, и было решено избавится от обременения бюджета. Корабль был продан изначальному заказчику, конфедератам(наверное, на осложнения с северянами датчанам в тот момент было пофиг). 6 января 1865 года прямо на копенгагенском рейде броненосец поднял флаг Конфедерации южных штатов, и вскоре под командованием кэптена Т.Пейджа отправился через Атлантику. Но на этом мытарства корабля увы не закончились, ибо вскоре по прибытии он оказался в флоте несуществующего государства. Южане также с треском проиграли войну, и командир не нашёл ничего лучшего как загнать корабль испанским колониальным властям на Кубе всего за 16 тысяч долларов("без сожалений прoпью линкор, но флот не опозорю"© - лирическое отступление от Б.Г.). Испанцы долго чесали репу по поводу ценного приобретения, но так и не додумались куда его применить. В итоге корабль был передан победившим северянам, и вошёл в флот САСШ. 1 июля броненосец прибыл на верфь Вашингтон Нэвил Ярд. Но и североамериканцам корабль оказался в принципе не очень нужен. Война закончилась, целостность государства была восстановлена, произошло значительное сокращение военно-морского бюджета. В итоге на многострадальный кораблик опять начали искать покупателя. Интерес проявили сторонники сёгуната Токугава - японские сепаратисты. Сделка была заключена, корабль продан за 400тыс. долларов.   Тут стоит напомнить, что в Японии в тот момент происходила реставрация Мэйдзи, император и близкие к нему круги пытались стремительно концентрировать власть. Этому противодействовали сторонники старого феодального правительства, бакуфу - долгие годы жившие по принципу "берите столько суверенитета, сколько сможете"©, и естественно не желавшие излишнего по их мнению усиления центральной власти. Броненосец вновь пошёл через океан, на этот раз Тихий. Но пока американский экипаж перегонял корабль, политическая ситуация изменилась. Сёгунат потерпел поражение, и корабль под надуманным предлогом был передан окончательному хозяину - Императорскому флоту. Став первым современным на тот момент броненосцем японских военно-морских сил. Поначалу корабль носил имя "Котэцу" или "Котэцу-кан", что означает просто "броненосец". Пока корабль данного класса был во флоте единственным, это проблем не вызывало. Под таким именем он принял участие в морских сражениях против остатков сил сепаратистов, так называемой "республики Эдзо". В частности, сражениях в гавани Мияко и в бухте Хакодате, где вполне себя проявил - у мятежников просто не было кораблей подобного класса. После победы над мятежниками японцы наконец задумались - как это так, корабль есть, а названия нет? В итоге в 1871 году броненосец был окончательно переименован в "Адзума" - то есть "Восток". Уже в следующем, 1872 году основательно послуживший и потрёпанный кораблик был выведен в резерв, а в 1888 году окончательно выведен из состава флота. Но ещё около 20 лет служил в качестве блокшива(плавучей казармы), что для бережливых и небогатых японцев неудивительно.   Имя же досталось следующему кораблю в составе императорского флота - броненосному крейсеру Azuma. Что характерно, этот корабль тоже был построен во Франции. Заказан он был на верфи Сент-Назер в рамках кораблестроительной программы "шесть-шесть" 1896 года, и вошёл в строй в 1899 году. Классический броненосный(тяжёлый) крейсер тех лет, обладающий главным калибром 203мм(4 пушки 8"*45клб в 2 башнях). Вспомогательная 152мм артиллерия насчитывала 12 40-калиберных орудий. Кроме того, имелись противоминные орудия - 76 и 47мм, также по 12 стволов каждого вида, а также 5 торпедных аппаратов(1 носовой и 4 бортовых, по 2 на каждый борт). Бортовой бронепояс достигал 178мм, броня траверс и казематов 152мм. Мощность ЭУ(2 паровые машины тройного расширения) около 16600л.с., максимальная скорость на испытаниях - 21 узел. Крейсер отметился в Русско-Японской войне как участник сражений в Жёлтом море и при Цусиме, а также при бомбардировке Владивостока. Пережил русско-японскую, Первую мировую войны и был наконец утоплен американской авиацией 18 июля 1945 года - уже давно списанный, исключённый из списков флота и не представляющий реальной боевой ценности.   Вот такая история имени, а так же непростая судьба кораблей. Надеюсь, вам было интересно.