Ваше превосходительство,
             После долгих колебаний я принял роковое решение затопить линкор „Адмирал Граф Шпее“ для того, чтобы помешать ему попасть в руки врага. Я по-прежнему убежден, что в сложившихся обстоятельствах это было                 единственное оставшееся решение, после того как я привел свой корабль в ловушку в Монтевидео. При оставшемся запасе снарядов любая попытка прорваться с боем обратно в открытое море на большие глубины была обречена на провал. И только на глубокой воде я мог затопить корабль, израсходовав оставшиеся снаряды…
Вместо того чтобы поставить свой корабль под опасность попасть в руки врага после отважной битвы, я решил не сражаться, а уничтожить оборудование и после этого затопить корабль. Мне было ясно, что такое решение намеренно или ненамеренно может быть ложно истолковано людьми, не знакомыми с моими мотивами, которые были оставлены полностью или частично на мое личное усмотрение. Поэтому я с самого начала решил лично нести ответственность за принятое решение. Для капитана, знакомого с понятиями чести, вне всякого сомнения совершенно очевидно, что его личная судьба не может быть отделена от судьбы корабля.
Я откладывал свое окончательное решение настолько, насколько это было необходимо, так как я все еще отвечал за вопросы обеспечения безопасности экипажа, отданного под мое командование. После сегодняшнего решения аргентинского правительства я уже ничего не могу сделать для своего экипажа. Точно так же я не способен принять участие в той борьбе, которую сегодня ведет моя страна. Я могу только доказать своей собственной смертью, что солдаты Третьего Рейха готовы умереть во имя чести своего флага.
Я один несу ответственность за затопление линкора „Адмирал Граф Шпее“. Я счастлив отдать свою жизнь, чтобы смыть даже тень подозрения с его флага. Я встречаю свою судьбу с твердой верой в дело и будущее нации и моего фюрера.
  Я пишу это письмо Вашему превосходительству в вечерней тишине, твердо все взвесив, для того чтобы вы смогли проинформировать мое командование и пресечь в случае необходимости любые слухи.

(подписано)

Лангсдорф

Капитан 1 ранга

Командир потопленного линкора „Адмирал граф Шпее“   После написания данного письма капитан цур зее Ганс Вильгельм Лангсдорф завернулся в флаг  крейсера "Адмирал Граф фон Шпее" которым он командовал  и застрелился. Произошло это 20 декабря 1939 года в отеле в Буэнос -Айресе тем самым став завершением истории "карманного линкора" " „Адмирал Граф Шпее“, его рейдерства  и первого крупного морского сражения Второй мировой войны вошедшего в история как бой у Ла-Платы.      Я позволил себе начать с конца так как история корабля и его капитана( не смотря на критику в его адрес)  на мой взгляд достойна уважения. Капитан разделил судьбу вверенного ему корабля.     Так как сражение достаточно известное  не будем растекаться по древу , дадим ссылки на прекрасные статьи в корабельной  вики по самому сражению и его участникам а  сами сосредоточимся на обсуждении сценария и условий реконструкции данного события.
Статья в вики посвещенная самому сражению. отличные фото и схема сражения. Поминутная разбивка хода боя   Тяжелый крейсер "Адмирал Граф фон Шпее"   Ексетер http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:HMS_Exeter_(1929) Аякс http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:HMS_Ajax_(1934) Ахиллес http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:HMS_Achilles_(1932)   Ганс Лангсдорф http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Лангсдорф,_Ганс_Вильгельм   Историческая часть и сценарий любезно подготовлен  Kitchen_witch   Добрый вечер! Один раз сходу опозорилась, продолжаем дальше. Карта - океан, скучновато, зато реалистично. Герои данной драмы: 1. Граф Шпее. Нужен капитан с РУПМК. С УОП и под флагом даст дистанцию 5,3 км. Если воткнуть модернизацию (у меня там "точность" стоит), получим прирост 20 %. Это 6 км. Прискорбно мало, но иного не дано. Жаль, нет возможности "спилить" самолёт, они его поломали. 2. Эксетер. Хоть голым выпускай, без опыта кэпа и модернизаций. Удел - не поймать "сокрушительный удар". Ну, тут хилка может реально пригодиться. 3. Линдеры. Всё то же самое. 4. Авианосец Гермес. Тихо стоит в углу карты, не привлекая внимания и вообще делая вид, что его здесь нет. Задача: поднять штурмовиков, отстреляться, оставить один самолёт. Если один не остаётся (не помню, сколько в атаку заходит) - попросить немца посбивать лишние перед боем. Обеспечивает вид сверху, добавляет антуражу.   Немец крашеный, а вот по англичанам информации не нашлось. Однако промелькнуло упоминание, что Лангсдорф велел нанести маскировочные полосы, узнав о перекраске тяжёлого Камберленда.   К месту встречи курсовые углы должны быть 90 градусов. Шпее идёт на юго-восток, англичане (Аякс-Ахиллес-Эксетер) - на северо-восток. Обнаружив рейдер, Эксетер отворачивает влево и идёт на сближение параллельным курсом. Линдеры едут дальше (уступом), но их тоже придётся завернуть влево, чтобы расстояние сократилось до 6 км (вдвое -втрое меньше, чем в бою, но иначе не будет работать ПМК Шпее).   Эксетер стреляет в основном бронебойными, а у Линдеров проблемы смены боеприпаса и вовсе нет. Шпее открывает огонь побашенно болванками (стрелять надо мимо), а третий залп, давший накрытие, уже делать фугасами и дальше стрелять ими. Скорость кораблей - 2/3 от полного хода (регулируем по мере надобности). На Шпее надо повесить один пожар в центральной части, так что придётся пальнуть фугасами разок-другой. После этого - строго болванки. С пятого-седьмого залпа Шпее накрывает Эксетер. В идеале - вынести напрочь вторую башню. Повесить пожар на нос. Дальнейшая стрельба Эксетера будет неприцельной. После 10 залпа Шпее поворачивает на 90 градусов, трижды попадает по англичанину. Главное - не утопить ненароком. Сверхзадача - выбить и первую башню. Эксетеру придётся отвернуть так, чтобы стреляли (в основном - мимо) только кормовые пушки. Линдеры сидят на границе ПМК, старательно мажут, иногда попадают. Немец ещё раз разворачивается на 90 градусов. Тут он ставит дымзавесу, но чего нет - того нет. Эксетер бросает торпеды с левого борта, ложится на обратный курс, не горит, стреляет кормовой башней, не попадает. Шпее начинает уходить от Линдеров крупным зигзагом, стреляет мимо (Лангсдорф приказывал переносить огонь + маневрирование). Обмен торпедными залпами, по Аяксу надо попасть разок, если загорелся - потушить. Топить нежелательно. Лёгкие крейсера начинают отставать, стреляют редкими залпами преимущественно из носовых установок. Затем один из них ставит дымзавесу и корабли расходятся в противоположные стороны. Как написано в книжке (Кофман, "Карманные линкоры фюpepa"), "...с воздуха выглядело, будто все три корабля как по команде развернулись и побежали друг от друга..." На этом историческая часть заканчивается.