Руководство по эксплуатации подготовлено совместными усилиями почётных зайководов Solon1 и Ferox       1. Введение Zao, Senjo, Ссанио, Зая, Тенгу - как только не развлекались с его именем дражайшие разработчики. Самый универсальный корабль в игре, обладающий хорошим разносторонним вооружением, годной маневренностью и средним бронированием. Настоящая катана - середнячок во всем. Узнать, что вас ожидает по пути к ней, вы можете из этого гайда. 2. Общие факты Цифры ТТХ каждый может посмотреть в ветке развития, мы же рассмотрим их в комплексе. Артиллерия 12 стволов 203мм, с перезарядкой 13,7 секунд, удобно расположены по 3 в 4-х башнях, что даёт отличную кучность стрельбы. Компоновка башен 2*2 позволяет мысленно делить их на 2 группы, в некоторых ситуациях работая по 2-м разным целям с одинаковой эффективностью. Так же эта компоновка позволяет работать серьезными группами стволов как в атаке, так и при кайте. ПВО и ПМК Тут мы не имеем каких-либо преимуществ ни над одним из соперников. И если ПВО можно эффективно использовать в сочетании с классовой способностью крейсеров - “Заградительный огонь”, то на ПМК рассчитывать не стоит. Впрочем, ничего нового. Скорость и манёвренность 35 узлов - японский стандарт. Хватает практически на все. С флагом на скорость скорость составит уже 36,2 узла, а перекладка рулей с модулем - 6,1с. Так же стоит отметить ширину и форму корпуса - Зайка весьма охотно заваливается в циркуляцию и хорошо крутится на 1/2 рулей. Наиболее близкой по сравнению будет Могами. Бронирование Позволяет отбивать от цитадели снаряды эсминцев, но не более того. Рассчитывать на неё не стоит, т.к. даже в лобовую проекцию вам могут пробить траверзы и поразить цитадель вплоть до крита двигателя. Да, крейсерские бб от носа и рубки большей частью весело отскакивают, но позволяющий подвернуть задние башни для стрельбы ромб уже бьется. Ямата.. Эм.. Не танкуем ее ваапсче, карочи. Торпедные аппараты Четыре пятитрубных анн***ятора, по 2 с каждого борта. Небольшая для японца дальность хода - 8км, “скомпенсирована” самой высокой скоростью хода в 76 узлов. Урона с десяти торпед достаточно, чтобы при входе в противоторпедные були Ямато у того оставалось порядка 5-10к хп, при входе 1-2 из них в оконечность он отправляется в порт с залпа одного борта. На линкоров младше уровнем вполне хватает и залпа с одного аппарата. Есть отличие в расположении ТА от других яп кр - в походном положении они развернуты вперед, а не назад. Отбалансили это так, что створ ТА вперед увеличился не существенно, а назад - существенно сократился. На отходе пускать торпеды уже не так удобно. Маскировка По умолчанию видимость с кораблей 12,6км, с модулем порядка 11,3км, с камуфляжем и перком - 9,7км. По параметру маскировки оставляем глубоко в попке конкурентов, при должном применении позволяет как стрелять без засвета на 15+км, так и тактически маневрировать, не стреляя, в десятке км. Главное, чтоб какой-нить ав люстрами небо не забил и эсминцы воду не запрудили. 3. Сильные стороны Безусловно, сильной стороной корабля является его универсальность, правда она же и делает его слабым в каждой конкретной тактике. Пушки обладают убойным фугасным уроном, хорошим бронебойным и высокой точностью в сочетании с прекрасной баллистикой. С модулем дальность составит 18,8км. 4*5 торпедные аппараты позволяют забрать с двух бортов сразу несколько кораблей, скорость хода “рыбок” на близкой дистанции оставляет мало шансов на уклонение противнику, а суммарный дамаг с 2-х бортов выше, чем у топовых эсминцев. Знаковая японская скорость в 35, с флажками 36,2 узлов позволяет реагировать на ситуацию в бою, а маневренность - помахать попкой перед носом и свалить. Маскировка даст больше тактического разнообразия. 4. Слабые стороны Скорострельность орудий весьма скромная, и в 2 раза ниже, чем у конкурентов. Каждый залп нужно делать вдумчиво, когда надо - подождать, когда надо - успеть поймать момент. Баллистика в этом серьезно помогает.   Крайне маленький запас хп в 40800 единиц. Подставился - привет, порт. 5. Тактика   Ну, если в кратце - не стоит попадать в прицел лк. Пожалуй, все. 6. Наиболее опасные противники Des Moines - наш главный соперник и злейший враг. Но и у него есть свои минусы. Во-первых, демократы решили сэкономить и не дали ему торпед. Во-вторых, сзади только одна башня гк. Если идти лоб в лоб, то дпм майонеза будет в 2 раза выше, но рано или поздно он либо подставит цитадель отворачивая, либо получит связку торпед на схождении, главное дожить и потрепать как возможно. Если же он от нас уходит - то либо отстреливается лишь из одной башни, что уравнивает наш дпм, либо иногда подворачивает борт, подставляясь. И да - у нас длинней. Баллистика лучше. Так что при возможности, его следует уничтожать первым.   Немецкий Гинденбург - светится дальше, чем мы стреляем, весьма неповоротлив, но имеет схожую баллистику, стреляет почти вдвое чаще, огромный запас хп. У него отличные бб, но слабые фугасы. Пользуйтесь всем этим. Любой лк, Яматка в частности - может и в лоб цитадельку болванкой в тонну веса прошибить, удача занимает далеко не последнее место. Разброс лк - это и хорошо, и плохо - снаряды ложатся в таком радиусе, что игрок промазав мышкой этак на 3 корпуса влево-вправо может получить весьма весомое попадание. С этими противниками, в отличии от Де Мойна, лучше расправляться в последнюю очередь и избегать непосредственного боевого контакта с ними до конца боя. 7. Заключение
Наш корабль - типичное воплощение картонного дамагера, он очень требователен к скиллу и к умению правильно оценивать ситуацию. Единственный шанс на победу - в уклонении и в быстром и точном вливе всего имеющегося в распоряжении дамага в наиболее уязвимую цель, быстром сокращении действующих стволов у противника. Рискуя на нем можно получить огромное удовольствие от нагиба либо пожар стула от ухода на дно. Но не рискуя - катану не применишь. Отряд же из 2-3 грамотно действующих Зао способен дарить по 100% побед за сессию и нивелировать неграмотные действия команды.