Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 5 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
186 публикаций

h01w.jpg

 

К концу XIX века взгляды на новые корабли постепенно устоялись, приведя к возникновению т. н. "эскадренных броненосцев", тяжелых артиллерийских кораблей, приспособленных к ведению артиллерийского боя в составе эскадр. Развитие артиллерии привело к тому, что противостоять ей могла броня только очень большой толщины — более 300 мм, которой однако было невозможно защитить весь борт, настолько она была бы тяжелой. Бронирование стали сводить к узкому поясу, защищавшему ватерлинию, оставляя без защиты оконечности.

Главную отличительную особенность броненосцев составляла среднекалиберная скорострельная артиллерия, расположенная обычно в надстройке, в спонсонах, нередко в два яруса, позднее часть орудий по примеру главного калибра переместилась в башни. Воззрения того времени предполагали очень небольшие дистанции и скорости боя, позволяя дифференцировать артиллерию по назначению. По этому в теории, средний калибр должен был являть собою едва ли не основную силу корабля.

Бурное развитие военно-морской техники — в первую очередь, корабельной энергетики, артиллерии и технологии производства брони — приводило к стремительному старению флота. Отсюда возникала очень непростая задача создать корабли, которые были бы не только лучшими на момент постройки, но и сохраняли бы свою боевую ценность на протяжении последующих пяти — десяти лет.

 

История создания

 

 

Достичь этого, по мнению японского морского министра вице-адмирала Г.Ямамото, можно было лишь при выполнении ряда условий. Во-первых, будущие броненосцы должны иметь максимальное водоизмещение, ибо только в этом случае удастся выдержать баланс между наступательными и оборонительными характеристиками кораблей. Поэтому водоизмещение броненосцев программы 1895 — 1896 годов сразу определили в 15 000 т. Заметим, что в то время подобные корабли строила лишь Англия; все остальные страны, включая и Россию, "в целях экономии средств" пытались ограничить этот параметр величиной в 10— 12 тыс. тонн. Здесь японцы оказались значительно дальновиднее многих своих европейских коллег.

Во-вторых, в качестве прототипа требовалось выбирать не уже построенные, а еще только проектируемые корабли и при этом всячески поощрять внедрение технических новшеств и последних изобретений. Ставка на "старые проверенные" решения в кораблестроении в сложившихся условиях принесла бы больше вреда, чем пользы, поэтому риск от применения недостаточно испытанных новинок становился вполне оправданным.

В-третьих, корабли следовало проекти¬ровать и строить быстро, чтобы избежать их морального устаревания уже в процессе постройки. При всей очевидности этого требования выполнить его было не так-то просто: судостроительная база многих стран, включая Россию, оказалась не в состоянии эффективно работать в новых условиях, и шести-семилетний срок от за¬кладки броненосца до его ввода в строй ча¬сто сводил на нет все достоинства проекта.

В 1896 году Япония приняла 10-летнюю программу развития флота, согласно которой надлежало построить еще 4 броненосца ("Shikishima" далее - "Сикисима", "Hatsuse" далее - "Хатсусе", "Асахи" и " Микаса"), 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 больших и 63 малых миноносца. Одновременно началась модернизация военно-морских баз, арсеналов, верфей, системы обучения и подготовки морских офицеров. Забегая вперед, заметим, что в отличие от России японская кораблестроительная программа была досрочно выполнена и даже перевыполнена.

Следующая пара броненосцев - "Сикисима" и "Хатсусе - была заказана тем же фирмам, что построили их предшественников (Armstrong Whitworth). Новые корабли также принадлежали к чисто английской школе. У них опять-таки имелся явно выраженный прототип в британском флоте - "Маджестик" (Также в литературе часто встречается упоминание, будто прототипом японских броненосцев стал английский «Формидебл». В действительности же все происходи¬ло наоборот: чертежи «Формидебла» разрабатывались в 1897 году на основе проекта «Сикисимы»); однако в проект было привнесено немало усовершенствований, В основном это касалось броневой защиты и механической установки.

Прежде всего японцы - в противовес многим зарубежным коллегам - отказались от неразумного ограничения водоизмещения, что облегчило устранение многих недостатков кораблей типа "Фудзи" (без особого риска получить чрезмерную перегрузку). Вес брони новых броненосцев превысил 30% от нормального водоизмещения (против 24% на "Фудзи"), а за счет применения гарвеевских плит (более тонких, но имевших повышенную сопротивляемость) удалось существенно увеличить площадь бронирования. Корпус "Сикисимы" и "Хатсусе" имел двойное дно и бракетную систему, состоявшую из многочисленных водонепроницаемых отсеков и клеток (всего их было 261), часть из которых могла использоваться для дополнительного приема угля. (Неудивительно, что максимальный запас топлива составил 1772-1900 т против 1100-1200 т у их предшественников). Главное отличие от "Сикисимы" заключалось в форме кормовой части корпуса — "Хатсусе" имел срезанный дейдвуд и оснащался балансирным рулем. Новые броненосцы получили более современные водотрубные котлы Бельвиля (25 шт.), что обеспечило устойчивую 18-узловую скорость и дальность плавания в 5000 миль экономическим ходом. Наконец, артиллерийские установки главного калибра оснастили электроприводом вместо устаревшей гидравлики. Кстати, теперь их конструкция позволяла осуществлять заряжание при любом угле возвышения стволов и положения башни. В итоге японский флот пополнился двумя весьма совершенными броненосцами, претендующими на звание сильнейших в мире. Пожалуй, единственное, в чем они уступали строившимся в то время русским и французским кораблям, - так это то, что у них отсутствовала какая-либо противоминная защита (что впоследствии поставило японцев в сложное положение).

Строительство каждого броненосца продолжалось от 24 ("Асахи") до 38 ("Микаса") месяцев. Кроме Великобритании, выдержать подобные сроки в то время не могла ни одна страна мира. В результате "10-летнюю программу" ад¬мирала Ямамото фактически выполнили за восемь лет. В конце 1902 года японцы сосредоточили в своих водах все шесть новых броненосцев, достигнув внушительного перевеса над русской эскадрой Тихого океана (После ухода на Балтику броненосцев "Сисой Великий" и "Наварин" у России на Дальнем Востоке в декабре 1901 года осталось всего три эскадренных броненосца. В апреле 1902 года в Порт-Артур прибыл "Пересвет", а в течение следующего года — "Ретвизан", "Победа" и "Цесаревич". Присутствие на тихоокеанском театре семи русских броненосцев создавало иллюзию равенства сил; тому факту, что японские корабли были крупнее и значительно мощнее, в Петербурге не придавали особого значения).

 

 

 

Характеристики

 

 

Спущен на воду - 27 июня 1899

Введён в эксплуатацию - 18 января 1901

Водоизмещение - 14,542 т

Длина - 133,5 м

Ширина - 23 м

Осадка - 8,29 м

Экипаж - 849 (в качестве флагмана)

Бронирование

полный нижний броневой пояс (2,4 м) 102—229 мм,

верхний пояс (66 х 2,3 м) 152 мм,

переборки 356—152 мм,

казематы 51-152 мм,

барбеты 203-356 мм,

башни 203-254 мм,

рубки 356 и 76 мм,

палуба 51-102 мм.

Силовая установка - 2 вала, 2 вертикальных паровых двигателей тройного расширения, 25 котлов Бельвиля.

Мощность - 14667 л. с.

Скорость - 18,78 узлов

Дальность плавания - 5000 миль при 10 узлах

 

 

 

Вооружение

Артиллерия

4 х 305/40,

14 х 152/40,

20 х 76/40,

6 х 47/40,

6 х 47/33

Торпедно-минное вооружение - 5 х 457 мм ТА (4 подводных, 1 надводный)

 

 

Главный калибр японских броненосцев был представлен 12-дюймовыми (305-мм) орудиями Армстронга с длиной ствола в 40 калибров. Они имели типичную для англичан проволочную конструкцию и мало отличались друг от друга по своим характеристикам.

Установки главного калибра броненосцев "Сикисима", "Хацусэ" и "Асахи" монтировались в круглых неподвижных барбетах, помимо гидравлического привода оснащались дополнительным электрическим и могли заряжаться при любом положении орудий относительно ДП. Снаряды и заряды подавались двумя парами наклонных элеваторов в кормовую часть башни; кроме того, для зарядов имелись две дополнительные вертикальные подачные трубы, расположенные между орудиями. Заряжание осуществлялось только при фиксированном угле возвышения стволов в 13,5°. Внедрение этих установок позволяло делать из 305-мм орудий не менее двух выстрелов за три минуты.

Баллистические данные японских 305-мм орудий были достаточно высокими, но в целом не превосходили аналогичные показатели двенадцатидюймовок русских броненосцев. Теоретически на дистанции 10 кбт они пробивали 306 мм крупповской брони, на дистанции 30 кбт — 208 мм; для русской 305-мм/40 клб пушки эти значения составляли 311 и 201 мм соответственно. Разброс снарядов оказался невелик.

Артиллерия среднего калибра на всех броненосцах состояла из английских 152-мм скорострельных пушек Армстронга с длиной ствола в 40 клб. Все орудия были оснащены оптическими прицелами. Заряжа¬ние — раздельное; наведение и подача боеприпасов осуществлялись вручную.

12-фунтовые (76-мм) скорострельные пушки Армстронга устанавливались лишь на четырех броненосцах программы 1895 —1896 годов (по 20 штук на корабль).

Малокалиберная противоминная ар¬тиллерия включала две модели 47-мм пушек Гочкиса на станках Ямаучи, офи¬циально именовавшихся 3-фунтовыми и 2,5-фунтовыми. Они различались длиной ствола, причем более длинноствольные 3-фунтовки устанавливались преимуще¬ственно на боевых марсах, а 2,5-фунтовки — на спардеке и надстройках. Кроме того, на мостиках были предусмотрены места под установку пулеметов Максима.

Боекомплект японских броненосцев, как и у их английских собратьев, состоял из бронебойных, фугасных и небольшого числа шрапнельных снарядов. Однако если в Российском флоте главными (то есть способными принести победу в морском бою) считали снаряды бронебойные, то японцы, основываясь на результатах сражения при Ялу, сделали ставку на фугасные. В результате флот Страны восходящего солнца получил на вооружение снаряды, уступавшие русским по прочности (и, соответственно, бронепробиваемости), но многократно превосходившие их по фугасному воздействию. Так, если русский 305-мм стальной фугасный снаряд содержал всего 12,4 кг (а чугунный вообще лишь 9 кг) взрывчатого вещества, то его японский аналог, прозванный нашими моряками «чемоданом», — 48,5 кг, или 12,5% от его веса.

table1b.jpg

 

shikishimaclass12inchgu.jpgсхема башни ГК

 

Пороховые заряды хранились в погребах в латунных или цинковых футлярах. Применялся только бездымный порох (кордит), причем значительная часть его была английского производства.

Все японские броненосцы вооружались четырьмя траверзными подводными торпедными аппаратами калибра 450 мм, которые могли стрелять при скорости корабля до 14 узлов. Кроме того, на "Фудзи", "Ясиме" и "Сикисиме" имелось еще по одному аппарату — надводному носовому, неподвижно установленному в форштевне и защищенному бро¬ней. На броненосцах применялись два образца 45-см торпед системы Уайтхеда — типа 30 (1897 г.) и типа 32 (1899 г.). Они были довольно близки по характе¬ристикам; наиболее совершенная торпе¬да типа 32 весила 541 кг и могла пройти 1000 м 28-узловым ходом или 3000 м 15-узловым. Боевая часть торпед (100 кг для типа 30 и 90 кг для типа 32) снаряжалась пироксилином или "шимозой".

Система управления огнем по сути была довольно примитивной. На каждом из броненосцев, начиная с «Сикисимы», стояло по два дальномера FA2 шотландской фирмы "Барр энд Струд"; в 1901 году ими оснастили и "Фудзи" с "Ясимой". Уже после начала войны с Россией, в феврале 1904 года, в Японию прибыла партия новых, более совершенных дальномеров РАЗ — их установили на "Микасе" и, вероятно, на остальных броненосцах. При той же базе (1,37 м) новые приборы имели вдвое большую точность — погрешность в определении дистанции у них не превышала 3%. Расчеты по установке прицела и целика выполнялись артиллерийским офицером вручную, по таблицам, а затем данные передавались наводчикам орудий по переговорным трубам. Обмен информацией между носовым и кормовым мостиками выполнялся посыльным матросом или голосом с помощью рупора. Задающие и принимающие электромеханические циферблаты той же фирмы "Барр энд Струд", хотя и были установлены на всех японских броненосцах, на практике, по словам английских военных советников, почти не применялись. В общем, система управления стрельбой в техническом плане ничуть не превосходила ту, что существовала в русском флоте, но японские моряки благодаря интенсивным тренировкам научились с ее помощью вести эффективный централизованный огонь с очень высокой скорострельностью. Здесь свою роль сыграл и тот факт, что для броненосцев в Англии был закуплен полный комплект запасных орудий главного калибра — 24 ствола.

 

 

 

Гибель "Хатсусе"

 

В результате гибели броненосца "Петропавловск" вместе с командующим эскадрой С. О. Макаровым русский флот был деморализован и не предпринимал сколь-нибудь значимых действий, постоянно находясь на базе в Порт-Артуре. Осмелевшие японцы регулярно посылали к Порт-Артуру отряды своих кораблей для блокирования выхода из порта. Находясь вне досягаемости снарядов береговой батареи , они чувствовали себя в полной безопасности.

В конце апреля 1904 года капитан минного заградителя "Амур" Ф. Н. Иванов лично провёл наблюдения с Золотой горы и вычислил постоянное место дислокации японских броненосцев. После проведения наблюдений он доложил командующему эскадрой контр-адмиралу В. К. Витгефту свои соображения по поводу установки минного заграждения в 11 милях от рейда. Витгефт разрешил установку заграждения, но в 8 милях от Порт-Артура. Ради достижения эффекта Иванов был вынужден нарушить приказ и под прикрытием тумана произвёл установку 50 мин в первоначально запланированном месте. Во время постановки "Амур" находился в зоне прямой досягаемости артиллерии японских броненосцев, однако был скрыт от них полосой тумана, могущего рассеяться в любой момент.

На следующий день, 15 мая 1904, соединение японских броненосцев, следуя привычным курсом, наткнулось на минное заграждение.

В 9.55 "Хатсусе" около Порт-Артура наскочил на мину заграждения (38° 37'с.ш./121° 20' в.д.) и остался на плаву, что позволило японцам снять с него часть штаба во главе с командующим отрядом и половину команды, но в 11.38 пытаясь уйти из опасного района, наскочил на вторую мину, взрыв вызвал детонацию боезапаса и "Хатсусе" затонул (вот последствия отказа от противоминной защиты), при этом погибло 38 офицеров и 458 матросов.

Почти одновременно с "Хатсусе" второй броненосец "Ясима" также наткнулся на мину. Броненосец остался на плаву и с большим креном стал уходить малым ходом. В погоню за ним бросились два отряда русских миноносцев, однако броненосец прикрыли от уничтожения японские крейсеры. Тем не менее до базы в Сасебо броненосец дойти не смог и затонул в Жёлтом море.

08.05.1905 "Хатсусе" исключён из списков флота.

Уничтожение двух из шести основных боевых кораблей японского флота поставило его в сложное положение. В дальнейшем в первую боевую линию японцы были вынуждены ввести новейшие бронированные крейсера "Ниссин" и "Кассуга", не могущие, однако, из-за недостаточной огневой мощи заменить собой потерянные броненосцы. Русский флот получил общий стратегический перевес в силе, которым, однако, он не смог воспользоваться во время сражения в Жёлтом море.

 

Фотографии

 

 

097am1.jpg

Река Tyne, Эльвик

53475964.jpg

800pxshikishimas.png

план класса "Сикисима" ("Сикисима" и "Хатсусе")

m1701904901t.jpg

Гибель "Хатсусе"

e3699c1hatsuze.jpg

Гибель "Хатсусе" - агитпроп времён русско-японской войны.

 

 

 

Источник:

http://history.rin.r...ory.pl?num=3611

http://wunderwaffe.n.../2004_08/03.htm

http://dic.academic.....B6.D0.B1.D1.8B

http://www.cityofart...shima.html#lynx

Изменено пользователем anonym_G2rDBO5RJrAY

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
186 публикаций

Уменьшил почти все мои ранее выложенные фотографии. Также иногда бывают проблемы с firefox . IE9, Chrome и Opera все нормально - проверил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×