Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Centurion715

Классы кораблей с X по XVIII вв: весельные корабли – дромон, селандер, галера, кэт, буцентавр

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
17 публикаций

zxB4aC45.png

 

В средние века идея классификации кораблей в соответствии с количеством гребцов была от­брошена, и типам кораблей давались названия, которые много веков спустя, учитывая отсутствие точных определений, сделали идентификацию и определение особенностей конструкции и та­келажа затруднительными. Эти названия были объектом дебатов среди ученых, которые не всегда приходили к одинаковым заключениям.
В средние века количество греб­цов или весел по-прежнему упоминалось — не для того чтобы определить тип судна, а дабы различать размеры кораблей одного и того же типа: например — двухсот тридцативесельный дромон, стовосьмидесятивесельный дромон, или же — стовесельный селандер и восьмидесятиве- сельный селандер. В последующие столетия бо­лее распространено было упоминание о числе скамей: так существовала галера в двадцать пять скамей и галиот в восемнадцать скамей.

До 1100 г. весельные военные суда принадлежали к семейству дромонов.

 


Так «триремой» называлась галера с тремя гребцами на скамью. Когда же прежнюю систему заменила система ступенчатых ярусов, то есть система с несколькими гребцами, рабо­тающими одним веслом, от латинских названий типов судов отказались.
Главные источники информации о кораблях раннего средневековья найдены в различных до­кументах, старейшие из них — византийские, такие как трактат «Навмахия» императора Льва VI (Лев Мудрый, 886-912) и книга «De Caerimonis Aulae Byzantinae» Константина VII Порфирород­ного (912-959), исторический труд на латыни «Richardi Regis Iter Hierosolymitanorum» хро­никера Гальфрида Вайнсолфа, который сопровож­дал Ричарда Львиное сердце в Крестовом походе 1191-1192 гг., «Gazaria Statutes» Генуэзской республики, венецианский «Capitolare Nauticum» (1255) и другие произведения.
Что касается галер начала нового времени, то можно найти более обширную и полную до­кументацию. Мы упомянем только некоторые из более известных работ, таких как «Nautica Mediterranean римлянина Бартоломео Кресчен- цио (1607) и «Artata Navale» Пантеро Пантера (1614), а также «Военно-морское искусство» француза Поля Осте (1697). Существуют также многие венецианские документы, среди которых особенно следует упомянуть манускрипт венеци­анца Пико делла Мирандола «О строительстве военно-морских кораблей», посвященный «Свет­лейшему принцу венецианскому», где автор пред­лагал построить галеру с двумя рядами весел.

Дромон

 
Spoiler

 

J5z3nT2B.jpg

 

Дромон - cамый крупный в корабельном семействе корабль, включая яхты и селандеры. Историки описывали его как большое и быстрое судно. На реконструкции представлен дромон с двумя рядами весел по двадцать пять весел в каждом. Как установлено, на некоторых дромонах имелось по тридцать весел и такие корабли имели по три мачты с прямыми парусами плюс наклонная мачта на носу, несущая бушпритный парус. На центральной, или грот-мачте, поднят парус крупнее осталь­ных. Длина весел верхнего ряда примерно 26,24 фута (8 м), каждым из них работало два гребца; веслами нижнего ряда — примерно 11,48 фута (3,5 м) длиной — по одному человеку каждым. Видны два кормовых весла — по правому и левому борту, корма состоит из двух секций, концы которых направлены вверх, и оба имеют один и тот же изгиб — «рога», как свидетельствуют некоторые документы и мозаики того периода. Для размещения уключин верхнего ряда весел палуба про­стирается за пределы обоих бортов в ширину, и эти два участка опираются о балки, проходящие за бортами. Это. таким образом, отличается от конструкции, которая поддерживает аутригеры на галерах. У нижнего ряда весел, которые выходят из портов, уключины прилажены к наружной обшивке.


Изучение этих документов дает нам обилие названий, но не всегда адекватные описания типов кораблей, которые под ними фигурируют. Более того, следует иметь в виду, что с течени­ем столетий корабли, несомненно принадле­жавшие к различным типам, имели одинаковые наименования. В документах, относящихся к периоду между VI и X вв. упоминаются дромо- ны, селандеры, виссер-селандеры, яхты и даже галеры. Однако документы XII-XVII вв. не со­держат этих названий и упоминают почти ис­ключительно о галерах и производных от них: галиоте, галеасе, фусте (маленькой галере), бри­ге и фрегате.
Обобщив информацию, можно приблизитель­но отметить основные различия и сделать вы­вод, что примерно до 1100 г. весельные военные суда принадлежали к семейству дромонов, а с 1100 г. и далее — к семейству галер.
 

С 1100 г. и далее весельные военные суда принадлежали к семейству галер.

 

В семействе галер имелся один ряд весел, и каждым веслом орудовало по нескольку гребцов, занимавших одну скамью (банку). На легкой галере с одним гребцом на весло обычно име­лось три гребца на банку, и каждый работал отдельным веслом. У всех весел, однако, уключи­ны располагались на одном и том же уровне — на деревянной балке, именуемой планширом.
В семействе дромонов имелось по два рядавесел на корабле, и верхним орудовали гребцы, сидевшие на банках, устроенных под той же самой палубой. Дромоны были наиболее распрос­траненными военными кораблями, на них име­лось по сотне весел, и поэтому их также назы­вали гекаконтерами. Весла располагались в два ряда — по двадцать пять с каждого борта. Как правило, весла верхнего ряда, более длинные и тя­желые, приводились в движение двумя гребцами, а весла нижнего ряда — только одним каждое.
Гульельмотти сообщает, что дромоны имели 197 футов (60 м) в длину и 33 фута (10 м) в ширину. Эти данные кажутся преувеличенными, поскольку самые крупные галеры, построенные четыре-пять веков спустя, имели только 164 фута (50 м) в длину и 16,5 фута (5 м) в ширину. Учитывая, что на них имелось по двадцать пять весел по каждому борту, приводимых в движе­ние максимум двумя гребцами каждое, можно предположить, что они были примерно в 131 фут (40 м) длиной, что больше походит на галеру в двадцать пять банок. Оговорив, что об этом типе кораблей имеется очень мало информации, Ландстрем осуществляет реконструкцию, где имеет­ся двадцать пять весел по борту, расположен­ных в два ряда: в верхнем — двенадцать, в нижнем — тринадцать, в то время как из уже упомянутого текста вполне ясно, что по двад­цать пять весел насчитывалось в каждом ряду.
Что касается парусов, Гульельмотти склоня­ется в пользу прямых. Ландстрем снабжает свою модель латинским парусом, но более вероятно, что паруса были прямыми, что будет объяснено, когда речь пойдет о такелаже.
Яхты упоминаются в «Навмахии» Льва Муд­рого. Он пишет, что командир эскадры должен находиться на борту разновидности дромона, называемой яхтой, и говорит, что эта яхта до­лжна быть крупнее, быстрее и лучше вооружена, чем прочие дромоны. Такое описание дает нам повод изобразить дромон, скорее, минимум, с тридцативесельным комплектом, нежели с двадцатипятивесельным. Но за несколько лет до того Константин Порфирородный пишет в уже упо­мянутом труде: «Императорский флот насчиты­вал шестьдесят дромонов, на каждом — двести тридцать гребцов и семьдесят солдат. В добавле­ние к дромонам имелось сорок яхт, на двадцати из которых помещалось по сто шестьдесят чело­век, а на двадцати — только по сто тридцать». Еще один его современник, Мерсиус, говорит о «Двенадцати яхтах со ста шестьюдесятью греб­цами и восьми — со ста тридцатью».
Отсюда может показаться, что яхты являлись дромонами поменьше и побыстрее, где имелось то же разделение весел на два ряда, и, макси­мум, двадцать пять весел в каждом из них. Там была, вероятно, одна мачта и один прямой па­рус. Следует указать, что в «Gazaria Statutes» от 17 марта 1340 г. яхты упомянуты в одном ряду с галерами как «торговые суда только с одной палубой», и это показывает, что за трис­та лет значение слова полностью изменилось. В значительно более недавние времена слово «яхта» использовалось исключительно по отношению к прогулочному судну, особенно парадному, снаб­женному как парусами, так и мотором.

Французская королевская галера.

 
Spoiler

 

ANP4JF01.jpg


Эта галера XVII в., построенная для главнокомандующего, была одной из крупнейших на Средиземном море. На ней имелась 31 пара банок с семью гребцами на банку, вместо одной банки был размещен камбуз, в целом на ней насчитывалось 61 весло и 427 гребцов. Имелось две мачты с латинскими реями, а на переднем конце носовой платформы находился кастль с фальшбортами, где солдаты могли размещать опоры, или сошки, для своих мушкетов и аркебуз. Артиллерия состояла из центральной пушки, стрелявшей ядрами в 36 фунтов, двух пушек (с ядрами в 24 фунта) по сторонам от центральной, называвшихся бастард-пушками, плюс восемнадцатифунтовики, называвшиеся «полупушки». Всего было пять пушек, но их огонь нельзя было направлять, так что во время боя галеру требовалось установить носом к противнику. Мушкеты расставлялись в двух боковых проходах, которые шли над уключинами. На корме и на соответству­ющей надстройке не имелось мушкетов, здесь находились, как правило, солдаты, вооруженные только шпагами для рукопаш­ной схватки, которая решала обычно исход боя. Размеры: длина по ватерлинии 170,60 фута (52 м). общая длина, включая таран и кормовой выступ — 203,41 фута (62 м). ширина корпуса — 21 фут (6,4 м), экипаж — 427 гребцов плюс 120 матросов и солдат.
 

Ступенчато-ярусная галера (галера-скалоджио).

 

 

yN6wVT45.jpg

 

В XVI в. на галерах имелось одно весло на банку, а число гребцов варьировалось от трех до семи на весло. Подобная система расстановки гребцов называлась «ступенчато-ярусной системой». Впервые подобный тип был испробован в Венеции, когда был издан указ, датируемый 30 июля 1534 г., где устанавливалось, что должны быть изготовлены и испробованы на галере «шестьдесят больших весел, таких, чтобы гребли ими по три человека на весло». Количество гребцов зависело от размеров галеры и ее использования. Например, на испанских галерах Филиппа II, предназначенных для переброски солдат в различные порты Испании и Италии, имелось по три гребца на весло, поскольку им не требовалась скорость. Однако галеры, использовавшиеся для каперства или участвовавшие в экспедициях против берберских пиратов, должны были иметь по пять человек на весло. На грот-галерах и флагманах, которые были крупнее и тяжелее, чем легкие галеры, имелось, если это были грот-галеры, по шесть человек на весло в кормовой половине и по пять в носовой. На флагманах — везде по шесть человек. На изображенной здесь галере паруса свернуты в процессе подготовки к бою, на ней имеется 26 пар банок и по 4 человека на весло, и в целом, таким образом, — 208 гребцов. Руль только один, пушки же на носовой платформе не видны. Размеры: длина — 131 фут (39,93 м); ширина — 16,5 фута (5,03 м); высота палубы над килем — 9,94 фута (3,03 м). В поперечном разрезе изображено по семь гребцов на весло.

tV240MSU.jpg

 

Легкая галера - Зензильная галера XIV в.

 

Легкая галера — в особенности же военная — была не видоизмененным дромоном X-XI вв., а новой моделью корабля с совершенно иным расположени­ем весел и гребцов. Для того чтобы располагать кораблями, более скорыми, чем дромоны, размеры корпуса были сведе­ны к минимально возможным, в то же время в целях уве­личения длины весел поверх корпуса была установлена широкая рама, позволяющая разместить уключины как мож­но дальше от гребцов. Что касается расположения весел по несколько на каждую банку, здесь произошел возврат к старому методу, применявшемуся на римских либурнах, и больше не усаживалось по нескольку человек на каждое весло, как на римских полиремах и на дромонах. На пред­ставленной здесь галере — 12 банок с тремя гребцами на каждой; такое расположение позволяло иметь максимальное число весел, при котором галера не становилась слишком длинной. По правому борту имелось только II групп весел, так как там вместо одной из банок находился камбуз. Раз­меры: длина — 124,67 фута (38 м); ширина — 17,06 фута (5,2 м); высота корпуса — 6,23 фута (1,9 м); экипаж — 150 гребцов плюс 40 солдат и матросов (согласно венецианской рукописи той эпохи

 

Затонувшая галера. Видео.

 

«Селандер» происходит от греческого обозначения черепахи и связано с формой кастла (надстройки, похожей на башню).

 

Окружен тайной также класс селандеров, но они, определенно, относились к семейству дро­монов. Документы X века (Дитмар — книга III) описывают их как «корабль исключительной дли­ны и поразительной скорости с двумя рядами весел и ста пятьюдесятью гребцами». Описывая экспедицию 949 г. против острова Крит, Кон­стантин Порфирородный сообщает: «Император­ский флот был составлен из ста пятидесяти вис- серов, включая шесть яхт... сотни селандеров, переделанных в виссеры...». В другом месте он говорит: «Стратег Самоса был послан на Крит с шестью виссер-селандерами, каждый из которых нес по сто человек», и «с шестью яхтами-селан- дерами, по сто двадцать человек на каждой, а четыре виссер-селандера — со ста восемью людь­ми были оставлены охранять город».
Гульельмотти говорит, что название «селандер» происходит от греческого обозначения черепахи и связано с формой кастла (надстройки, похожей на башню), что на нем имелся только один ряд ве­сел, одна или две мачты с латинскими парусами, и что его отличительной особенностью являлось плоское днище и маленькая осадка, так что они могли ходить по мелководью. Так как все это не подтверждено документами и противоречит данным, приведенным в трудах X-XI вв., здесь возникают сомнения по части точности.
Мы располагаем изображением селандера, но оно не является для нас особо ценным, так как выбито на медали, изготовленной для дожа Пьет- ро Кандиано. Существовало четыре дожа с та­ким именем: первый правил с 887 по 888 г., второй с 923 по 939, третий с 942 по 959, а четвертый с 959 по 976 гг. Поскольку дата на медали отсутствует, следует предположить, что ее выбили по случаю успешного выступления Пьетро Кандиано I против нарентинских пиратов и, следовательно, ее можно датировать 888 г. Изо­браженный на ней селандер — это корабль все­го лишь с одним рядом весел, по шесть с каж­дого борта — три в направлении к носу и три к корме от большой центральной башни — и с мачтой впереди.
Следовательно, мы можем заключить, что се­ландер был дромоном с высокой и округлой башней впереди и двумя рядами весел для ста—ста пятидесяти гребцов. Когда этот тип со­четался с другими разновидностями судов, воз­никла яхта-селандер, более скорая и лучше во­оруженная или виссер-селандер с меньшим ко­личеством гребцов, поскольку от него не требо­валось скорости. Мы делаем такой вывод, ссы­лаясь на теорию Джела, по которой термин «се­ландер» применялся для обозначения корабля более медленного, чем быстроходный дромон.
Галера была меньшим из дромонов, упомина­емых у Льва Мудрого. Он оговаривает, что на ней имелся только один ряд весел, которых могло насчитываться двадцать пять по борту. Двадцать пять банок по борту сохранялось и для галер XIV-XV вв., но на каждой банке располагалось по три гребца, и у каждого имелось по веслу, так что количество весел, которых насчитыва­лось пятьдесят на галерах X в., на венецианс­ких зензиль-галерах или же на генуэзских гале­рах с тремя веслами на банку в XIV-XV вв. возросло до ста пятидесяти. В XVI-XVII вв. га­леры в результате принятия «ступенчато-ярус- ной системы», или же системы «скалоджио», опять вернулись к соотношению по одному вес­лу на скамью и достигали максимум тридцати шести скамей.

Селандер.

 
Spoiler

Этот корабль принадлежал к семейству дромонов и также был очень быстрым. Он соединял в себе характер­ные особенности других кораблей, становясь таким образом яхт-селандером и виссер-селандером. Похоже, что яхт-селандер и был собственно селандером, другими словами, это было военное судно со ста пятьюдесятью гребцами. Виссерселандеры, напротив, использовались для транспортировки лошадей, были медленнее, имели меньше гребцов. На подлинном селан- дере было два ряда весел с двадцатью пятью веслами в каж­дом, и в целом, соответственно, сто пятьдесят гребцов. У корабля было два рулевых весла на корме и два »рога», как и у дромона. Вероятно, имелось только две мачты, несущие прямые паруса, и традиционная наклонная мачта на носу, как на транспортных судах римлян. Размеры, вероятно, были сле­дующими: длина — 155,83 фута (47,5 м), ширина — 24,93 фута (7,6 м), высота — 15,58 фута (4.75 м), экипаж — 150 гребцов и 80 солдат, то есть всего — 230 человек

 

Согласно венецианским законам, «кэт» — это большая галера.

 

Продолжая знакомство с типами судов X-XI вв., мы находим такие названия, как «кэт», «буцентавр», «ligna de teriis» и «большая галера».
Название «кэт» происходит, возможно, от ис­каженного галльского слова, превращенного в «каттус»; согласно венецианским законам, «кэт» — это большая галера, одна из тех, где находилось до ста человек.
Архиепископ Уильям Тирский говорит в «Gesta dei per Francos», что в 1121 г. дож Доменико Микеле отправился в Сирию с флотом, состав­ленным из сорока галер, двадцати восьми кэтов и четырех больших грузовых судов, и дальше объясняет, что «корабли с рострами, которые называют кэтами» были крупнее галер, что на них имелось по сто весел, и каждым орудовало по два человека. Во время плавания кэты шли рядом с четырьмя большими грузовыми судами, а галеры поддерживали их с тыла; следователь­но, кэты не очень-то годились для битвы. Одной из особенностей, характерной также для галер конца XIV в., было наличие двух кормовых ве­сел. Другой хроникер, Альбер д'Экс (Альбертус Аквенсис) говорит: «на галерах... на триремах, именуемых в просторечии каттус...». Это подтвер­ждает, что термин «кэт» относится к большой галере.

 

«Буцентавр» - разновидность большой галеры.

 

«Буцентавр», официальный корабль дожа, не был военным, но документы XIV в. описывают такие суда как разновидность большой галеры
Из венецианского указа от 30 декабря 1337 г. можно сделать вывод, что «буцентавр» — это искаженное «дуценторум» — следовательно, бу- центавры и кэты являлись одним и тем же ти­пом корабля.
Ligna de teriis, упоминаемые почти исключи­тельно в генуэзских статутах Уффицио ди Газариа в годы между 1300 и 1350, были корабля­ми, размерами меньше галер с тремя, а то и двумя веслами на скамью. Установить, что эти корабли были меньше галер можно с помощью одного из генуэзских статутов, который датирует­ся 14 октября 1316 г. и озаглавлен: «Ordina- mentum [actum in galeis navigaturis ad Aguas Mortuas». В нем устанавливалось, что, направ­ляясь из Генуи в Аг Морт близ Монпелье во Франции, корабли не могут идти поодиночке, но каждую галеру должна сопровождать другая га­лера или lignum de teriis с восемьюдесятьюста веслами. Эти суда не могли ходить парами, а только в сопровождении более крупной и лучше вооруженной галеры
«Большая галера» была, как правило, не воен­ным, а купеческим судном. Большим военным галерам давались особые названия, такие, как уже упоминавшиеся кэт, буцентавр, а с XVI по XVII вв. и другие

 

Источник:

 
Спасибо за внимание!
Изменено пользователем Centurion715

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

В этом вопросе, сколько исследователей, столько и вариантов деления на классы. Четких границ нет. О тех же кораблях, принадлежащих к семейству дромонов известно очень мало. По факту можно лишь формулировать прав­доподобные гипотезы. К тому же в ранневизанитийское время (расцвет дромонов) продолжали использоваться и античные термины «монера», «диера», «триера» и другие подобные названия.

В XIX веке название «дромон» вообще было возрождено для кораблей вновь созданного греческого флота, в котором броненосные фрегаты (броненосцы) назывались "торакодромон" - буквально «бронированный дромон».

Вот несколько кораблей, которые в разных статьях названы дромонами. Даже без пристального взгляда видно, насколько они отличаются и общей архитектурой корабля, и дополнительным парусным вооружением:

Византийские дромоны:

 

Изображение

Модель дромона:

 

Изображение

Рисунок Дромона:

 

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
17 публикаций

Просмотр сообщенияintrodimus (11 Дек 2013 - 09:32) писал:

В этом вопросе, сколько исследователей, столько и вариантов деления на классы. Четких границ нет. О тех же кораблях, принадлежащих к семейству дромонов известно очень мало. По факту можно лишь формулировать прав­доподобные гипотезы. К тому же в ранневизанитийское время (расцвет дромонов) продолжали использоваться и античные термины «монера», «диера», «триера» и другие подобные названия.
В XIX веке название «дромон» вообще было возрождено для кораблей вновь созданного греческого флота, в котором броненосные фрегаты (броненосцы) назывались "торакодромон" - буквально «бронированный дромон».

Как Вы, уважаемый, тонко подчеркнули, это всего лишь одна из гипотез. Надеюсь она читателям будет интересна.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
81 публикация
20 боёв

Я 3 года назад увлекался кораблями 18 века:rolleyes:. Затронул воспоминания...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
17 публикаций

и что одной картинкой тс пытается нас удивить, такое не прокатит

 

Под спойлер не пробовал заглядывать?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[MNRC]
Бета-тестер
195 публикаций

Когда то читал, что на дромонах стояли мощные катапульты, которые метали ,,снаряды,, до 1000 метров. И многие из них были вооружены огнемётами, которые поливали противника ,,греческим огнём,, 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
88 публикаций
307 боёв

Греческий огонь это византийская фича. И рецепт до сих пор не найден. А использование метательного оборудования на кораблях - да было.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
179 публикаций

Жалко что не для всех кораблей картинки нашлись. Но все ровно понравилась статья.

Да вот тоже, хотел все поразглядывать ан нет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
16
[WAR]
Старший альфа-тестер
248 публикаций
10 996 боёв

Сдается мне, очень грубая классификация- одних галер классов 4-5 было!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
238
[KIOTO]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
411 публикация
32 079 боёв

Весельные корабли- это Фитнес на море...Свежий воздух...Романтика..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
57 публикаций
26 боёв

маловато будет классификации в статье. Да всегда удивлялся как же они так долго гребли в море. Даже учитывая, что галеры далеко от берега не отходили( нужен большой запас воды и еды для гребцов).

Любопытно, что в отличие от других флотов 18 века, в российском военном флоте гребцами были не каторжники(как во Франции, Швеции, Англии, Испании) или рабы(Османская империя), а свободные русские моряки. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
83 публикации

и что одной картинкой тс пытается нас удивить, такое не прокатит

Видимо ты очень внимательно вчитывался...

маловато будет классификации в статье. Да всегда удивлялся как же они так долго гребли в море. Даже учитывая, что галеры далеко от берега не отходили( нужен большой запас воды и еды для гребцов).

Любопытно, что в отличие от других флотов 18 века, в российском военном флоте гребцами были не каторжники(как во Франции, Швеции, Англии, Испании) или рабы(Османская империя), а свободные русские моряки. 

Долго? Гребцов било много, а потом они не гребли постоянно, т.к. били паруса.

Вот тебе более точная классификация.

Изменено пользователем anonym_kXvRsnJcSug2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
64 публикации
8 042 боя

маленькое уточнение. А про галеасы- прямых потомков дромонов вы забыли.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×