Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 17 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Миноносец типа "Биэркэ"

 

22506d5fe478.jpg

 

Доброго времени суток, Господа! Продолжая развивать тему первых миноносцев, сегодня я расскажу про миноносцы типа "Биэркэ". Прошу заметить, к теме также прилагаются две небольших истории службы, несмотря на то, что всего кораблей такого типа было построено 6. Обусловлено это тем, что интересных историй я по миноносцам данного типа Балтийского флота к сожалению не нашел. Если кто-нибудь найдет что-то интересное - буду очень признателен и дополню материал.

 

История проекта:

Класс: Миноносец

Тип: "Биэрке"

Страна: Россия

 

    Миноносцы типа "Биэркэ" - строились в России в рамках судостроительной программы на 1882 - 1902 гг. по проекту, представленному лейтенантом М. Н. Беклемишевым в 1888 году. Детальные чертежи корабля были готовы в 1889 году. Миноносец проектировался по конструктивному типу миноносцев фирмы Шихау ("Або", "Виндава" и др.), но отличался от них некоторыми усовершенствованиями. Использование парных рулей, охватывавших диск винта, должно было обеспечить миноносцам такую же маневренность, как и на миноносцах с носовыми рулями. Носовые неподвижные торпедные аппараты было решено заменить полуповоротными, расположенными позади рубки (это позволило бы облегчить носовую оконечность и устранить проявлявшуюся на всех ранних миноносцах зарываемость носом в воду). Вместо угольного отопления котлов планировалось использовать нефтяное отопление - мазутом.

28 июня 1889 года был подписан контракт с Обществом Путиловских заводов на постройку четырёх миноносцев для Балтийского флота.

16 октября 1889 года был подписан второй контракт с "Товариществом чугунолитейного завода Беллино-Фендерих" в Одессе, который предусматривал постройку двух миноносцев для Черноморского флота.

 

    Корпус корабля стальной, состоял из набора, стальной обшивки и двух палуб - верхней и нижней. Наружная обшивка получила большую прочность, за счёт увеличения толщины стальных листов до 3,2 мм и крепилась к набору внакрой заклепками. Палубный настил, также имел толщину 3,2 мм, конструкция световых машинных люков выполнялась заодно с входными кочегарными люками и непрерывными комингсами толщиной 2,4 мм, что способствовало более прочной добавочной продольной связи. На верхней палубе располагалась носовая боевая рубка в которой находился штурвал, машинный телеграф и компас, а также хранились штурманские приборы и карты. Верхняя палуба покрывалась линолеумом с прикрепленными к нему "для облегчения ходьбы" рейками, но после того, как на испытаниях он начал гореть (от интенсивно работавших котлов перегревались палубы) его пришлось заменить "рейковыми матами" из ясеневых брусков толщиной 15,8 мм. Для входа в кормовые отделения на верхней палубе имелся сходной люк с комингсам высотой 400 мм. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков. Миноносец нёс две мачты и одну дымовую трубу.

 

    Силовая установка механическая, состояла из паровой машинны тройного расширения мощностью по контракту 1100 л .с. и локомотивного котла рассчитанного на давление 12,5 атм., от переделки котлов Бельвиля под нефтяное отопление пришлось отказаться в ходе постройки, так как возникло слишком много непредвиденных трудностей. Путиловский завод в виде эксперимента установил на "Роченсальме" два водотрубных котла дю Тампля со смешанным угольно-нефтяным отоплением. Корабль мог брать 5 т угля и 10 т "нефтяных остатков" (мазута), чего хватало на 2500 миль плавания экономическим ходом. В герметичных угольных ямах могла храниться нефть, а в нефтяных цистернах, в свою очередь, - уголь. Из-за наличия двух котлов "Роченсальм" имел две дымовые трубы, все остальные миноносцы этого проекта - одну.

 

    Вооружение миноносцев состояло:

  • Из 2 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 20 калибров, расположенных одна на баке и одна в корме. Блок стволов у пушки вручную вращал наводчик. Максимальная скорострельность доходила до 32 выстрелов/мин. Начальная скорость гранаты - 442 м/с, а дальность стрельбы не превышала 2,8 км. Вес пушки с замком составлял 209 кг.
  • Из 2 минных аппаратов совкового типа, установленных по обе стороны боевой рубки. Верхняя часть кованого стального форштевня была срезана, "чтобы дать место для выбрасывания мины". Каждый из трех других миноносцев имел носовой неподвижный и палубный поворотный минные аппараты. Для подачи мин Уайтхеда предусматривалась легкая деревянная тележка "со складными таковыми же рельсами".

 

    При заводских испытаниях миноносца "Айтодор" выяснилось, что "двойные рули" снижают скорость и уже при 15 узлах "отброс воды" за кормой достигал полутораметровой высоты.

 

Конструкция двойных рулей на миноносцах (сечение по 76 шп.):

1a6c26d0ce98.gif

 

    Проведенные К. П. Боклевским расчеты показали, что миноносец "несмотря на вполне удовлетворительную машину" не сможет достичь контрактной скорости "до тех пор пока не будут сняты двойные рули и вместо них поставлен один позади винта". В августе после продолжительной переписки между заводом и МТК на "Айтодоре" установили "одинарный" руль, а через год такой же руль был установлен и на "Анапе". Скорости этих кораблей составляли всего 19,03 ("Айтодор") и 17,2 уз ("Анапа"), которые в 1894 г. еще более снизились - соответственно до 17,7 и 16.3 узлов. Не намного лучше в этом отношении обстояли дела и с балтийскими миноносцами этой серии. Так, "Биэркэ" развивал скорость не более 18,27, а "Роченсальм" достиг всего 18,52 узлов.

 

    Головной миноносец вступил в строй флота в августе 1890 г.

 

    8 апреля 1895 года балтийские и черноморские миноносцы получили номера:

"Биэркэ" - № 111

"Роченсальм" - № 112

"Гапсаль" - № 113

"Моонзунд" - № 114

"Анапа" - № 252

"Ай Тодор" - № 253

 

    К началу боевых действий первой мировой войны все Балтийские миноносцы были сданы на хранение в порт и в большинстве разобраны. Торпедные аппараты были демонтированы в 1909 году.

 

Схема проекта. Представлена схема миноносца "Анапа" (Внимание! Высокое разрешение оригинала!):

 

1a007819fe9f.jpg

 

1 — тентовая стойка; 2 — шлюпка; 3 — мачта; 4 — 37-мм пятиствольная пушка Гочкиса; 5 — сходной тамбур офицерского отделения; 6 — машинный люк; 7 — мин-балка; 8 — походный штурвал; 9 — минный аппарат; 10 — дымовая труба; 11 — боевая рубка: 12 — боевой штурвал; 13 — шпиль; 14 — кат-балка; 15 — цистерна пресной воды, 16 — шкаф для провизии; 17 — минное отделение; 18 — запасная мина Уайтхеда; 19 — желоб для подачи мин; 20 — локомотивный котел; 21 — главная машина; 22 — каюта командира; 23 — кают-компания; 24 — унтер-офицерское (кондукторское) помещение; 25 — гребной вал; 26 — перо руля; 27 — штур-трос; 25 — рельсовый минный путь; 29 — горловина угольной ямы; 30 — якорь; 31 — «комендорская» площадка.

 

 

Корабли в составе проекта:

Общество Путиловских заводов. Балтийский флот:

"Биэркэ" 

"Роченсальм"

"Гапсаль"           

"Моонзунд"

 

Товарищество чугунолитейного завода Беллино-Фендерих. Черноморский флот:  

"Анапа" 

До 20.04.1895 года – "Анапа".

С  08.04.1895 года – присвоен номер N-252

С 15.07.1915 года – "Учебный"

С 12.10.1916 года – "Посыльное судно №1"

 

    22 ноября 1890 года зачислен в списки судов Черноморского флота, построен в 1890 году на судоверфи завода товарищества Беллино-Фендерих в Одессе, спущен на воду в 1891 году, вступил в строй в октябре 1891 года. Входил в состав практической эскадры Черного моря. В 1909 году сдан в порт на долговременное хранение. В 1914 году вновь введен встрой. 15 июля 1915 года переклассифицирован в посыльное судно. В период первой мировой войны, использовался для обеспечения действий легких сил флота, нес посыльную и брандвахтенную службы. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении. 1 мая 1918 года захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года по приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919 года освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА, встрой не вводился. 4 апреля 1924 года сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

 

"Айтодор"

До 20.04.1895 года – "Айтодор"

С  08.04.1895 года – присвоен номер N-253

С 15.07.1915 года – "Подводник"

С 12.10.1916 года – "Посыльное судно №3"

 

    22 ноября 1890 года зачислен в списки судов Черноморского флота, построен в 1890 году на судоверфи завода товарищества Беллино-Фендерих в Одессе, спущен на воду в 1891 году, вступил в строй в октябре 1891 года. Входил в состав практической эскадры Черного моря. В 1909 году сдан в порт на долговременное хранение. В 1914 году вновь введен встрой. 15 июля 1915 года переклассифицирован в посыльное судно. В период первой мировой войны, использовался для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных лодок, нес посыльную и брандвахтенную службы. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении. 1 мая 1918 года захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 года по приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919 года освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА, встрой не вводился. В апреле 1924 года сдан "Комгосфондов" для разборки и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

 

Тактико-технические характеристики проекта:

Водоизмещение:         

  полное проектное                               81 тонна

  полное на испытаниях                        89 тонн 

Длина по ГВЛ:                                       38,4 метров 

Ширина наибольшая:                           4,47 метра 

Осадка на миделе без киля:                1,12 метра 

Силовая установка:                              1 паровая машина тройного расширения 1100 л.с., 1 локомотивный котёл, 1 винт, 

Скорость хода:              

  полная проектная                               21 узел

  полная фактическая                           17,2-19 узлов,

  экономичная 10 узлов 

Дальность плавания:                           1900 миль при 10 узлах 

Автономность:                                      5 суток 

Вооружение:      

  артиллерийское                                  2х5 37-мм револьверных пушек Гочкиса 

  торпедное                                           1х1 носовой и 1х1 палубный поворотный 381-мм ТА Уайтхеда образца 1882 года (2  торпеды)

  навигационное                                    1 10-дюймовый магнитный компас 

Экипаж:                                                  21 человек (18 матросов, 3 офицера)  

 

 

Фотографии проекта:

Миноносец "Анапа" - N-252

21c1ecc3d46e.jpg

 

Миноносец "Гапсаль" (вероятно)

9424a484bbec.jpg

 

Миноносец "Роченсальм". Единственный двухтрубный миноносец типа "Биэркэ"

102fc40e7d44.jpg

 

955720ab8319.jpg

 

Не идентифицированное фото

2fea8a5f9b1a.jpg

 

*Дополнительная информация: Любопытный факт. Миноносец "Роченсальм", единственный из всей серии имел две трубы за счет двух установленных котлов. Однако, на картине "Роченсальм" изобразили с одной трубой. Вероятно, что автор картины использовал для образца любой другой миноносец типа "Биэркэ", но только не "Роченсальм". Может автору так понравилось само название корабля, но настоящий "Роченсальм" он никогда не видел, хотя знал, что он также принадлежит типу "Биэркэ"  и потому счел, что ошибки не будет в виду "похожести" судов? Или же в источниках картины неверно ее идентифицировали. Лично я склоняюсь больше к первому варианту (на трех источниках эту картину идентифицировали как "Миноносец Роченсальм"). Собственные версии можете писать в комментариях. 

 

 

 

Используемые источники:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
113 публикации

Уважаемый,ТС, тема сделана доволь хорошо,замечание не нашёл.:great:(или не заметил)Если я найду дополнения к этой теме я сообщу вам.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
206 публикаций
185 боёв

И вновь прекрасная статья в твоем исполнении!!, Спасибо, было приятно почитать перед сном!!! По картине где "Роченсальм" нарисован с одной трубой имелась же в виду цветная картина? Что то вообще на цветной картине какие то отличия присутствуют как по мне, особенно строения рубки, хотя возможно и кажется. упс плюсики кончились...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

И вновь прекрасная статья в твоем исполнении!!, Спасибо, было приятно почитать перед сном!!! По картине где "Роченсальм" нарисован с одной трубой имелась же в виду цветная картина? Что то вообще на цветной картине какие то отличия присутствуют как по мне, особенно строения рубки, хотя возможно и кажется. упс плюсики кончились...

Спасибо за лестный отзыв! Стараюсь :honoring:

 

Да, имеется в виду именно картина. И да, это точно "Роченсальм". На счет отличий - это все таки картина, а не фотография или схема, отсюда и отличия. Возможно, что автор картины вообще по памяти корабль рисовал и назвал судно самым красивым именем из линейки "Биэркэ".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

ТС,вот Вам ссылка там можно найти ещё информацию.Тема хорошая:great:.

Спасибо!

Статью читал, но не слишком впечатлило. Ничего кардинально нового там, увы, нет (по крайней мере я не заметил), так что обновления не будет. Но спасибо за ссылку, почитал с удовольствием! 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
898 публикаций

Если бы не труба, то этот корабль был бы похож на современные эсминцы. Такие же гладкие и обтекаемые формы. Особенно нос.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Если бы не труба, то этот корабль был бы похож на современные эсминцы. Такие же гладкие и обтекаемые формы. Особенно нос.

Практически у всех кораблей присутствуют гладкие обтекаемые формы. 

Не знаю, что общего Вы нашли между миноносцем и современными эсминцами (напомню также, что миноносец и эскадренный миноносец (эсминец) - это все же разные классы кораблей).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Темы про миноносцы интересны,осталось автору только доработать,+!

Не совсем пойму, о чем Вы? Какие доработки? Если напишите чуть конкретнее, посмотрим, нужно ли вводить сюда какие-либо обновления

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
83 публикации
1 бой

История проектирования

 

Эскиз­ный проект нового миноносца с нефтяным отоплением был представлен лейтенантом М. Н. Бекле­мишевым в 1888 году. Проект базировался на обобще­нии результатов обширных сравнитель­ных испытаний уже построенных ми­ноносцев («Виндава», «Выборг», «Лахта» и «Котлин»), проведенных в кам­панию 1887 года. Детальные чертежи корабля были готовы в 1889 году.

 

Миноносец «в 85 т водоизмещения с не­фтяным отоплением котлов и скоростью до 22 и даже 23,5 уз.» во многом соответство­вал конструктивному типу фирмы Шихау («Або», «Виндава» и др.), но отличался от него некоторыми конструк­тивными усовершен­ствованиями. Использование парных рулей, охва­тывавших диск винта, должно было обеспечить миноносцам такую же маневренность, как и на миноносцах с носовыми руля­ми. Носовые неподвижные торпедные аппараты было решено заменить полуповоротными, расположенными позади рубки (это позволило бы облегчить носовую оконеч­ность и устранить проявлявшуюся на всех ранних миноносца­х зарываемость носом в воду). В дальнейшем по замечаниям Морского технического комитета проект был переработан: полное водоизмещение увеличилось до 90 т, а от нефтяного отопления было решено отказаться.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

История проектирования

Эскиз­ный проект нового миноносца с нефтяным отоплением был представлен лейтенантом М. Н. Бекле­мишевым в 1888 году. Проект базировался на обобще­нии результатов обширных сравнитель­ных испытаний уже построенных ми­ноносцев («Виндава», «Выборг», «Лахта» и «Котлин»), проведенных в кам­панию 1887 года. Детальные чертежи корабля были готовы в 1889 году.

Миноносец «в 85 т водоизмещения с не­фтяным отоплением котлов и скоростью до 22 и даже 23,5 уз.» во многом соответство­вал конструктивному типу фирмы Шихау («Або», «Виндава» и др.), но отличался от него некоторыми конструк­тивными усовершен­ствованиями. Использование парных рулей, охва­тывавших диск винта, должно было обеспечить миноносцам такую же маневренность, как и на миноносцах с носовыми руля­ми. Носовые неподвижные торпедные аппараты было решено заменить полуповоротными, расположенными позади рубки (это позволило бы облегчить носовую оконеч­ность и устранить проявлявшуюся на всех ранних миноносца­х зарываемость носом в воду). В дальнейшем по замечаниям Морского технического комитета проект был переработан: полное водоизмещение увеличилось до 90 т, а от нефтяного отопления было решено отказаться.

Смысл то в этом дополнении какой? Все есть в истории проекта пару предложений я из начального абзаца выбросил по причине их дальнейшего более подробного описания ниже

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
56 публикаций
1 248 боёв

Спасибо так держать, приятно что есть люди готовые делать статьи не только про "Бисмарк", "Викторию" или "Арк Рояль" например. Автору +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

не плохо почитал вот побольше фоток бы) 

А так замечательная статья

Куда еще больше фоток то?) Фоток как раз норм!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
229 публикаций
640 боёв

Темка полезная. Только есть одно "но": миноносцев было 8 ед, а не 6! "Биорке"-№111; "Роченсальм"-№112; "Гапсаль"-№113; "Моонзунд"-№114; "Экенес"-№117; "Анапа"-№252; "Айтадор"-№253 и "Борго"-№207. Исправляйте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×