Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Harold_F1nch

Линейный крейсер "Тайгер"

В этой теме 26 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Линейный крейсер HMS "Тайгер"

 

b0bec7c0875f.jpg

 

Доброго времени суток, Господа! Я, наконец, вышел из аморфно-пофигистичного состояния после Нового Года, а это значит, что пора радовать форумчан очередной темой про крейсера. В какой-то теме на форуме кто-то возмущался, что никто не делает статьи про линейные крейсера. Что ж, сегодня я постараюсь исправить этот недочет. Прошу не судить тему строго - вся информация взята практически из одного источника, потому как он наиболее информативен, а на других сайтах информация либо такая же, либо ее нет вообще.

 

Описание проекта:

    "Tiger" — единственный линейный крейсер, предусмотренный программой 1911 года, стал последним линейным крейсером третьего поколения, заложенным по предвоенной программе, и последним типом корабля, ответственность за который нес Филипп Уатс как начальник управления военного кораблестроения.

 

    "Tiger" остался единственным британским линейным крейсером с достойной артиллерией среднего калибра, от которой отказались впоследствии на Hood ради 140-мм орудий, мощность энергетической установки которого превысила 100000 л.с., и котлы отапливались только углем. Он оказался последним английским боевым кораблем с угольным отоплением котлов.

 

    Британские линейные крейсера оказались дорогим и сомнительным капиталовложением, и по смете 1911-12 гг. приняли решение о постройке только одного линейного крейсера. Первоначально он должен был стать четвертым крейсером типа Lion, но из-за множества усовершенствований и изменений от носится к отдельному типу.

 

    Планировалась постройка еще одного однотипного с "Tiger" линейного крейсера под названием "Леопард". Сначала его предполагали включить в смету 1912 финансового года, потом перенесли на 1914 г. и наконец, отказались вовсе.

 

    Первоначально Совет Адмиралтейства по­требовал спроектировать корабль, подобный "Куин Мери", но более современный. Однако Уатс не удовлетворился этой идеей и 31 июня 1911 г. предложил третьему морскому лорду, ве­давшему в Адмиралтействе военным корабле­строением, рассмотреть три новых эскизных проекта. 14 августа 1911 г. собрался Комитет по проектированию для выбора одного из четырех предложенных для рассмотрения предваритель­ных вариантов проекта линейного крейсера "Тайгер". Сразу же его внимание обратил на себя проект под индексом "А1". Уатс пояснил, что в проектах под индексом "А" и "А1" четыре башни артиллерии главного калибра располо­жены попарно линейно-возвышенно в оконеч­ностях корабля, в то время как в проекте под индексом "С" две кормовые башни разнесены так же, как и на "Куин Мери".

 

    Проект под индексом "С" отклонили из-за применения в нем 102-мм орудий. Применив 152-мм орудия противоминной артиллерии, как на линейных кораблях типа "Айрон Дьюк", Со­вет Адмиралтейства полагал, что тем самым они создают крупный и более сильный по вооруже­нию тип крейсера. Из проектов под индексом "А" и "А1" окончательно выбрали проект "А1", но с учетом некоторых изменений секторов ведения огня 152-мм орудий, способ установки которых, как полагали, являлся слабым местом.

 

    Учитывая это обстоятельство, Уатс пред­ложил модифицировать проект "А1" и предста­вил дополнительный проект "А2". Согласно это­му проекту расположение башен артиллерии главного калибра было таким же, как на "Куин Мери", но центральная башня "Q" могла вести огонь непосредственно по корме. Бортовое бро­нирование перераспределили, что позволило придать противоминной артиллерии дополни­тельную защиту, прикрыв десять расположен­ных на верхней палубе 152-мм орудий 127-мм броней. Два оставшихся орудия установили в бронированных казематах над двумя передними. Проект "А2", казалось, устроил всех, и его 18 августа 1911 г. представили Комитету по про­ектированию для одобрения.

 

    12 декабря 1911 г. конструкторы предста­вили окончательный теоретический чертеж, миделевое сечение и весовую нагрузку проек­та "А2". 21 декабря Адмиралтейство разосла­ло верфям приглашение участвовать в конкур­се на право постройки нового линейного крей­сера. Победителем оказалась частная судо­строительная верфь "Джон Браун и К°" в Клайдебанке. 2 марта 1912 г. дирекция вер­фи получила телеграмму о выигрыше конкур­са. Окончательное утверждение последовало письмом из Адмиралтейства. Контракт был подписан 4 апреля 1912 г.

 

    21 декабря 1911 г. осуществили следующую модификацию проекта "А2". Реализовали пред­ложение морского министра Черчилля исполь­зовать пространство между двойным дном в ка­честве емкостей для нефти, увеличив общую ем­кость топлива до огромной величины в 3340 т угля и 3800 т нефти.

 

    Предложение приняли с учетом того, что в мирное время запас топлива составит 3240 т угля и только 800 т нефти. Модификацию произвели с намерением перевода отопления котлов корабля только на нефть, но поскольку работа над проектом быстро продвигалась вперед, то он почти полностью повторял энергетическую установку "Куин Мери", но увеличенной мощ­ности. Однако в котлах сохранили оборудова­ние для сжигания как угля, так и нефти.

 

    По внешнему виду со своими тремя круг­лыми дымовыми трубами, стоящими на одина­ковом расстоянии друг от друга, сильно насы­щенной треногой фок-мачтой с высоким мар­сом и грузовой полумачтой с кран-балкой вме­сто грот-мачты между средней и задней дымо­выми трубами, "Тайгер" являлся, по общему мнению, одним из наибо­лее красивых военных кораблей, когда-либо по­строенных в Великобритании.

 

 

*Дополнительная информация:

Spoiler

    Архитектуру "Тайгера" часто тракту­ют как результат влияния проекта японского линейного крейсера "Конго", но по отчету Ад­миралтейства этого сказать нельзя. Конструк­тивные решения проекта "Тайгера" разработали еще до того, как закончили проектирование "Конго", и более вероятно, что главному кон­структору фирмы Виккерс при постройке "Кон­го" уже были известны конструктивные особен­ности новых британских линейных кораблей, поэтому он мог использовать их при разработ­ке проекта японского линейного крейсера.

 

    Однако существует и другая точка зрения. По­скольку "Конго" строился в то же самое время, окончание постройки "Тайгера" задержали, что­бы в его проекте отразить интересные конструк­тивные особенности японского крейсера. Необ­ходимо отметить совпадающие черты обоих проектов: почти одинаковое расположение трех дымовых труб, схему расстановки башен "Q" и "Y", установку полноценной артиллерии средне­го калибра.

 

Схема проекта: 

 

2cad3d78d6b0.jpg

 

 

История проекта:

    "Тайгер" заложили 20 апре­ля 1913 г. (согласно журналу "Морской сборник"), 20 июня 1912 г. (согласно Burt), на частной судостроительной верфи

"Джон Браун и К°" в Клайдебэнке, там же изготовили его энергетическую установку. Корабль спустили на воду 15 декабря 1913 г. и закончили постройкой в октябре 1914 г. Стапельный период постройки корабля составлял чуть боль­ше 18 месяцев, дост­ройка на плаву заня­ла 10 месяцев. Всего постройка продол­жалась 28 месяцев. Испытания начались в августе 1914 г.

 

    Экипаж, согласно проекту насчитывал 1109 человек, в сентябре 1914 г. - 1112, в мае 1915 г. - 1344, в апреле 1919 г. - 1459. Согласно Brayer, экипаж насчитывал от 1121 до 1185 человек.

 

    В период первой мировой войны кораблем командовал капитан Генри Пелли.

    3 октября 1914 г. "Тайгер" ввели в состав 1-й эскадры линейных крейсеров королевского флота, которая с 6 ноября 1914 г. вошла в со­став Гранд-Флита и оставалась в его составе до апреля 1919 г. Крейсер окончательно закончи­ли постройкой только в конце октября 1914 г.

 

    Из-за начавшейся первой мировой войны "Тайгер" поспешно ввели в строй, и он не прошел всей положенной программы испытании. Через 9 дней после его введения в состав 1-й эс­кадры линейных крейсеров провели ходовые ис­пытания. 14 октября 1914 г. крейсер совершил пробег на мерной миле в Полперро, где была едва лишь достаточная глубина для проведения испытаний.

 

    В первом пробеге "Тайгер" развил форси­рованную мощность турбин 91103 л.с., что при частоте вращения греб­ных валов в среднем 267 об/мин, и водоизмеще­нии 28990 т обеспечило кораблю скорость 28,38 уз. В одном из следующих четырех пробегов при водоизмещении 28780 т и средней форсирован­ной мощности 104635 л.с. при частоте вращения гребных валов в среднем 278 об/мин, он развил скорость 29.07 уз. Эта ско­рость могла быть улучшена при не­котором усовершенствовании винтов.

 

    В бою у Доггер-банки 24 января 1915 г. во­доизмещение "Тайгера" составляло, по меньшей мере, 31500 т, он смог развить форсированную мощность машин 96000 л.с. и при частоте вращения гребных валов в среднем 270 об/мин, достичь скорости 28 уз.

 

*Дополнительная информация:

Более подробную информацию о сражении у Доггер-банки Вы сможете узнать в соответствующей теме на форуме World of Warships, пройдя по ссылке:

Сражение у Доггер-банки

 

    После боя у Доггер-банки и Ютландского боя "Тайгер" постоянно подвергался несправед­ливым нападкам за многие неудачные действия линейных крейсеров вице-адмирала Битти. 24 января 1915 г. в бою у Доггер-банки с начала боя "Тайгер" являлся вторым кораблем в бое­вой линии после флагманского "Лайона". Первоначально его целью был "Блюхер", затем "Зейдлиц" и "Дерфлингер", но только не "Мольтке", по которому он должен был стрелять.

 

    В 9 ч. 35 м. вице-адми­рал Битти поднял сигнал взять под обстрел соответ­ствующие своему месту в строю корабли неприятель­ской колонны. При разделе­нии целей командир "Тайге­ра" кэптен Генри Пелли, считая слева направо, пред­положил, что концевой "Индомитейбл" стреляет по "Блюхеру", тогда как "Ин­домитейбл" находился за пределами дальности огня и не должен был идти в счет. Таким образом, "Тайгер" стрелял по "Зейдлицу", а не по "Мольтке", который ос­тавался необстрелянным. Такое положение повысило действенность стрельбы немцев, что подтвердилось впоследствии в Ютландском бою, когда британские ли­нейные крейсера допустили такую же ошибку в распре­делении целей. Вдобавок из-за дыма "Тайгер" скоро по­терял из виду "Зейдлиц" и, таким образом, по германскому флагманскому кораблю стрелял один "Лайон".

 

    Когда поврежденный "Лайон" покинул строй, а следующие за ним мателоты прохо­дили мимо, лишь с большим трудом удалось просигналить приказ Битти о преследовании противника. Следующие по старшинству офице­ры эскадры контр-адмирал Арчибальд Мур на "Нью-Зиланде" и кэптен Генри Пелли на "Тайгере" либо неправильно поняли сигнал коман­дующего, либо побоялись взять на себя допол­нительную ответственность. Английские крейсе­ра, вместо того чтобы преследовать отходящие на юго-восток главные силы Хиппера, наброси­лись на агонизирующий "Блюхер".

 

    В этом бою "Тайгер" выпустил по против­нику 355 343-мм снарядов (40,3% боекомплек­та). Эффективность действия его артиллерии оказалась весьма низкой, скорее всего потому, что он только недавно вошел в строй.

 

    Точное количество его попаданий в "Блю­***" неизвестно, но среди германских кораблей "Тайгер" считал его одной из двух своих основ­ных целей. Он также выпустил 268 снарядов калибра 152 мм или (11,2% боекомплекта), боль­шей частью по "Блюхеру" и частью по немец­ким эскадренным миноносцам, и две 533-мм тор­педы по "Блюхеру", одна из которых, возможно, попала в цель.

 

    В бою у Доггер-банки "Тайгер" получил шесть попаданий снарядами крупного калибра, два попадания вызвали тя­желые повреждения, потеряв одного офицера и 9 матросов убитыми и 11 человек ранеными:

    Попадание первого снаряда произошло еще до того, как "Тайгер" обогнал поврежденный "Лайон". 305-мм снаряд с "Дерфлингера" разор­вался на 229-мм главном броневом поясе.

 

    Попадание второго 280-мм снаряда с дис­танции 15900 м (86 каб.) пришлось в стык двух броневых плит крыши башни "Q". Снаряд рас­кололся, и большая его часть отскочила за борт, но осколки проникли в башню, повредив меха­низм горизонтальной наводки, в результате чего башня вышла из строя. Согласно же Burt, толь­ко левое орудие башни "Q" вышло из строя.

 

    Попадание третьего снаряда произошло в помещении коммутатора телефонной связи под передней боевой рубкой. Снаряд разорвался в 2,7 м от места попадания в помещении сигналь­ного поста. Значительно пострадали легкие конструкции, и прекратилась всякого вида связь между сигнальным постом и главной бо­евой рубкой.

    Непосредственно перед взрывом в носовой боевой рубке и посту управления артиллерией главного калибра и носовых 152-мм орудий, (имевших настил пола толщиной 102 мм), были открыты двери во все помещения, за исключе­нием боевой рубки, отчего все находившиеся там получили ранения. Но этого не произошло в посту управления 152-мм артиллерией право­го борта, где двери были закрыты.

 

    Попадание четвертого снаряда в 38-мм па­лубу полубака на миделе корабля привело к по­вреждению легких конструкций.

 

    Попадание пятого снаряда в 229-мм глав­ный броневой пояс ниже ватерлинии вызвало только небольшие повреждения.

 

    Шестой снаряд попал в бронированный борт в носовой оконечности корабля. Подроб­ности повреждений неизвестны.

 

    В дополнение к этим попаданиям 210-мм снаряд с "Блюхера" пробил навылет заднюю ды­мовую трубу.

 

    Все эти повреждения исправили к 10 фев­раля 1915 г. за 15 суток ремонта. В начале 1915 г. с фок-мачты крейсера сняли верхнюю стойку. Сразу же после боя у Доггер-банки на нем рас­ширили марс с командно-дальномерным постом центрального управления стрельбой. Установи­ли посты центрального управления стрельбой противоминной артиллерии. Нанесли камуфляж на корпусе (черные и светлые узкие полосы с ос­трыми углами по краям) и дымовых трубах (на всех трех узкие горизонтальные полосы). В кон­це 1915 г. камуфляж закрасили под общий за­щитный цвет.

 

    В 1916 г. на крыше передней боевой руб­ки установили дальномер с базой 2,76 м. На зад­нюю стенку башни "Y" добавили дальномер с базой 4,76 м. Сняли прожектора с нижнего мо­стика. Одну пару прожекторов, расположенную раньше на платформе позади задней дымовой трубы, временно переставили на башню "Q".

 

    В Ютландском бою "Тайгер" под коман­дой кэптена Генри Пелли шел четвертым в бое­вом строю, пока не взорвался "Куин Мери", пос­ле чего он стал третьим. Во время боя "Тайгер" выпустил 303 343-мм снаряда (34,4% боекомп­лекта), меньше чем в бою у Доггер-банки, и до­бился трех попаданий: одно в "Мольтке" и два в "Фон-дер-Танн", все в первые 35 ми­нут боя. Кроме этих кораблей, он стрелял по "Зейдлицу", некоторое время по "Дерфлингеру", а также по легким крейсерам "Регенсбург", "Вис­баден" и  "Ростоку".

 

    В конце дневного боя его целями являлись германские дредноуты 1-й эскадры, линкор "Гессен" и легкий крейсер "Пиллау". "Тайгер" израсходовал 136 152-мм снарядов (5,5% боекомплекта) по "Висбадену" и германс­ким эскадренным миноносцам.

 

    В свою очередь, согласно Burt, "Тайгер" получил 14 попаданий снарядами в левый борт — самое меньшее десятью снарядами крупного калибра и одно в правый (согласно Brayer) 17 попаданий снарядами крупного и 4 сред­него калибра).

 

    Левый борт полубака был сильно повреж­ден и пробит над ватерлинией, в результате чего значительно пострадали внутренние помещения. В барбет башни "А" попал 305-мм снаряд, про­бил его, но не проник внутрь башни. Левое ору­дие башни "Q" временно вышло из строя в ре­зультате попадания 280-мм снаряда, причем подъемники обоих орудий оказались поврежден­ными. 280-мм снаряд пробил броневой борт и палубу позади башни "Q", взорвался внутри корпуса корабля, причинил большие поврежде­ния и вызвал пожар, в результате чего пришлось затопить левый погреб 152-мм зарядов. Хотя башню "Q" и барбет башни "Y" пробили снаря­ды крупного калибра, однако взрыва боезапа­са не произошло.

 

    В 15 ч. 50 м. 280-мм снаряд с "Мольтке" по­пал в 38-мм палубу полубака в 33 м от носовой оконечности. Снаряд отрикошетил и разорвал­ся в 6,5 м от места падения, нанеся различные повреждения легким конструкциям.

 

    В 15 ч. 53 м. 280-мм снаряд с "Мольтке" пробил 152-мм броневой пояс немного ниже вер­хней палубы и разорвался в 7 м от места ***­дания и в 2,5 м позади подъемника 152-мм за­рядов. В результате в верхней части подъемни­ка загорелись два заряда противоминного ка­либра, но пламя не проникло в погреб.

 

    Небольшие повреждения получили легкие конструкции надстройки, в то же время снаряд пробил 25,4-мм бронированную палубу и 19-мм переборку помещения главного паропровода. Другим осколком этого снаряда пробило ниж­нюю (бронированную) палубу. В результате вода затопила кормовой погреб 152-мм зарядов. По этой же причине произошло затопление за­рядного погреба башни "Q". Вода также проник­ла в снарядный погреб этой башни.

 

    В 15 ч. 53 м., уже после одиннадцатого залпа, "Тайгер" получил прямое попадание, ко­торое временно вывело из строя башню "Y". 280-мм снаряд с "Мольтке", выпущенный с ди­станции 12300 м (66 каб.), ударил в 229-мм стенку барбета башни "Y" рядом со стыком ее с 76-мм броней и 25,4-мм верхней палубой. Был отбит кусок 229-мм брони размером 400x700 мм, и снаряд проник в башню через вращаю­щуюся систему на расстоянии одного метра ниже щита башни, но не взорвался, вероятно, из-за выпадения взрывателя. Через 7 минут башня снова начала стрелять из обоих орудий. Всего башня "Y" выпустила 75 снарядов. Она могла бы выпустить и больше, если бы через 2 ч. 17 м. после попадания не обнаружилось, что наводка орудий башни оказалась сбитой и на 19° отличается от истинной.

 

    В 15 ч. 55 м. 280-мм снаряд с "Мольтке", выпущенный с дистанции 12300 м (66 каб.), уда­рил в переднюю броневую плиту башни "Q" у края среднего броневого колпака, и, не пробив брони, разорвался на 83-мм переднем скосе крыши. Крышу разрушило на площади 1x1,4 м. Взрывом сбило колпак, осколки снаряда разбили броневой колпак командира башни, дальномер и перископ, причинив много раз­рушений.

 

    В самой башне троих убило и пятерых ра­нило. Подъемные клетки обоих орудий заклини­ло. Повредило оба зарядника, из которых пра­вый оставался неисправным весь бой. Правое орудие так и осталось неподвижным в среднем положении.

 

    Левое орудие смогли ввести в действие после ремонта пальца рельса, приводившего в движение противопожарную дверь в погреб. Привод прибора управления оказался неповреж­ден, и левое орудие наводили с помощью прибора управления, но приходилось стрелять по зву­ку, вслушиваясь в стрельбу передних башен. Башня не была полностью выведена из строя и продолжала стрелять, хотя менее интенсивно. В бою башня "Q" выпустила только 32 снаряда по сравнению со 109 башни "В".

 

    Между 16 ч. 08 м. и 16 ч. 17 м. "Тайгер" по­лучил два попадания, но не очень серьезные.

 

    Далее приведены попадания все, кроме од­ного, с "Мольтке" в левый борт по порядку от носа к корме:

    Первый снаряд разбил якорный шпиль в 35 м от носовой оконечности, прошел через 13-мм палубу полубака и разорвался в 2,5 м от ме­ста попадания, нанеся различные повреждения наружным конструкциям корпуса.

 

    Попадание 280-мм снаряда с "Зейдлица" пришлось в 4,2 м позади места попадания пер­вого снаряда. Снаряд прошел через иллюмина­тор и разорвался в 5 м от места попадания внут­ри корабля, произведя значительные поврежде­ния легких конструкций.

 

    Третий бронебойный снаряд пробил броневой пояс и разорвался на 203-мм стенке бар­бета башни "А", но в башню не проник. Плиту сдвинуло на 150 мм к нижнему краю. Перегру­зочное отделение башни "А" заволокло дымом и газом, но башня не вышла из строя.

Четвертый снаряд пробил 127-мм броне­вой пояс и разорвался в 1,2 м от места взрыва.

 

    Пятый снаряд сделал лунку в месте паде­ния в 127-мм броневом поясе и отскочил.

 

    Шестой снаряд, возможно, рикошетом, пробил навылет среднюю дымовую трубу.

 

    Седьмой снаряд пробил броневой пояс правого борта, прикрывавший 10-мм палубу, и разорвался в 5 м от места падения. Крупный осколок пробил кронштейн, поддерживающий главную паропроводную трубу у носовой пе­реборки левого турбинного агрегата. Попади этот осколок непосредственно в трубу, энер­гетическая установка крейсера вышла бы из строя в самый критический момент боя и ко­рабль, без сомнения, уничтожили бы. Взрывом убило 12 человек и зажгло 152-мм кордитовые заряды, что заставило затопить погреб этих зарядов, расположенный в средней час­ти крейсера.

 

    Восьмой снаряд попал в 152-мм броневой пояс, но не пробил его. Плита броневого пояса вдавилась в деревянную прокладку на 75 мм.

 

    Девятый снаряд ударил в 229-мм главный броневой пояс, но также не пробил его. Бро­невая плита вдавилась в деревянную проклад­ку на 100 мм.

 

    Десятый снаряд отрикошетил при ударе о 102-мм броневой пояс в кормовой оконечнос­ти. В результате затопило бортовые помещения над нижней (бронированной)палубой.

 

    Один снаряд с "Зейдлица", вероятно, ри­кошетом, пробил насквозь заднюю дымовую трубу.

 

    В броневые плиты "Тайгера" также ***­ло три 150-мм снаряда, два с левого борта и один с правого. Он был единственным кораб­лем, получившим столько попаданий.

 

    В дополнение к этим повреждениям пра­вое орудие башни "А" вышло из строя после 27 выстрелов вследствие поломки клапана цилин­дра и управляющего плунжера переключающе­го клапана. Прислуга башни пыталась произве­сти ремонт орудия, но не успела закончить его до конца боя. Общие потери "Тайгера" в бою насчитывали 24 убитых и 46 раненых (согласно Burt, 24 убитых и 37 раненых).

 

    "Тайгер" отремонтировали в сухом доке N2 Розайта за 28 суток с 3 июня по 1 июля 1916 г. Это был первый отремонтированный после Ютландского боя линейный крейсер с артиллерией калибра 343 мм. 2 июля 1916 г. он стал флагманским кораблем 1-й эскадры линейных крейсеров, пока "Лайон" находился в ремонте.

 

    После Ютландского боя на "Тайгере" про­извели усиление бронирования. 25,4-мм броне­вые плиты общим весом 179 т добавили на па­лубу над погребами боезапаса, из них 77 т на крыши башен, 24 т над машинным отделением, 15 т брони использовали для усиления попереч­ных траверз батареи 152-мм орудий.

 

    В 1916-17 гг. на крейсере установили до­полнительную платформу для прожекторов вок­руг треногой фок-мачты над мостиком и возвы­шающиеся платформы справа и слева от задней дымовой трубы.

 

    17 ноября 1917 г. "Тайгер" вместе с "Глориесом", "Корейджесом" и "Рипалсом" принял участие во втором бою в Гельголандской бухте.

 

    В 1917-18 гг. на "Тайгере" с крыши пере­дней боевой рубки сняли дальномер с базой 2,76 м. На крышах башен "В" и "Y" нанесли шкалы пеленгов. На крыше задней боевой руб­ки торпедной стрельбы дальномер с базой 2,76 м заменили дальномером с базой 4,76 м.

 

    Для улучшения условий наблюдения в ноч­ных условиях изменили расположение прожек­торов: одну пару прожекторов с диаметром зер­кала 610-мм заменили одиночным с диаметром зеркала 914 мм; перед и после задней дымовой трубы добавили специальные платформы с 914-мм прожекторами на каждом; установили побортно на нижнем мостике два 914-мм прожек­тора; два 914-мм прожектора установили сверху на площадке обеих колонн грузовой полумач­ты (деррик-крана). Сняли все парные прожекто­ра с диаметром зеркала 610 мм, за исключени­ем пары на среднем мостике.

 

    Расширили пост управления стрельбой центральной наводки на площадке фор-марса и прожекторные площадки на грузовой полумач­те (деррик-кране). На башне "Q" оборудовали платформу для взлета колесного самолета. На корпусе корабля восстановили камуфляж из че­редующихся полос темного цвета, но уже по другой схеме, чем в 1915 г.

 

    В 1918 г. на "Тайгере" убрали стеньгу с фок-мачты и перенесли ее на грузовую полумач­ту (деррик-кран) с кран-балкой, предваритель­но уменьшив ее по высоте. Тем самым грузо­вую полумачту переделали в грот-мачту. После этого его рангоут соответствовал по внешнему виду многим кораблям того времени, но это не изменило его оригинальный внешний вид.

 

    Фор-марс с постом управления стрельбой центральной наводки расширили еще больше. На крыше передней боевой рубки установили дальномер с базой 4,76 м. На задней стороне платформ с прожекторами позади задней дымо­вой трубы установили секундомеры, показыва­ющие время полета снарядов до цели.

 

    В июле 1918 г. на фор-марсе на посту уп­равления стрельбой добавили зенитный дально­мер с базой 2 м, прикрытый стальным кожухом и целиком поднятым над фор-марсом. Обору­довали пост управления торпедной стрельбой на дополнительной площадке фок-мачты, располо­женной ниже марса. Камуфляж закрасили.

 

    Дальномеры размещались следующим об­разом: два с базой 7,63 м на задней стенке ба­шен "А" и "Q"; три с базой 4,76 м на башне "Y", крыше передней боевой рубки, крыше задней боевой рубки торпедной стрельбы; один с ба­зой 3,66 м на марсе фок-мачты для корректи­ровки при ведении стрельбы; два с базой 2,76 м на башне "В", на крыше передней боевой руб­ки; один зенитный с базой 2 м над компасной площадкой.

 

    К 1918 г. на корабле установили средства радисвязи: в глав­ной радиорубке радиостанции типа "1-34" и типа "16", во второй радиорубке радиостан­цию типа "2", в третьей радиорубке радиостанцию типа "2", в третьей радиоруб­ке радиостанцию типа "9" ближнего действия, на посту центрального уп­равления стрель­бой радиостанцию типа "34".

 

    С апреля 1919 г. по 1922 г. "Тай­гер" входил в со­став эскадры ли­нейных крейсеров Атлантического флота. Временно являлся флагманс­ким кораблём эс­кадры, поскольку "Худ" еще достраивался. В 1919 г. на крейсере установили шесть прожекторов с диаметром зеркала 914 мм, дальномер с базой 7,63 м на задней стороне башни "А", секундомеры, пока­зывающие время полета снарядов до цели, над задней боевой рубкой управления торпедной стрельбой. Шкалы пеленгов на башнях закра­сили. На башне "Q" оборудовали платформу для взлета колесного самолета.

 

    В 1920 г. грузовую полу мачту еще уве­личили по высоте и вместе с ней по высоте возросла стоящая на ней стеньга. Расположен­ные перед задней дымовой трубой платфор­мы с прожекторами демонтировали и вместо них установили две небольшие грузовые стре­лы. На крыше передней боевой рубке замени­ли дальномер с базой 4,76 м дальномером с базой 7,63 м. Платформу для взлета колесных самолетов перенесли с башни "Q" на башню "В" и увеличили.

 

    В мае 1920 г. "Тайгер" послали в Балтийс­кое море для проведения боевых действий про­тив Советской России. 30 мая крейсер вышел из Портсмута и по пути посетил Швецию и Данию. Однако вскоре британскую эскадру отозвали с Балтики в воды Метрополии в связи с измене­нием политики Великобритании по отношению к Советской России. На обратном пути британ­ская эскадра посетила с визитом Осло. Осенью 1920 г. у Портланда "Тайгер" столкнулся с ли­нейным кораблём "Роял Соверен", причинив последнему значительные повреждения. В де­кабре "Тайгер" прошел ремонт в Девонпорте.

 

    22 августа 1921 г. в Девонпорте "Тайгер" вывели в резерв. В марте 1922 г. крейсер про­шел ремонт в Розайте, во время которого с него сняли прожектора с платформ по сторонам зад­ней дымовой трубы.

 

    В 1922-24 гг. на задней стороне башен "Q" и "Y" установили дальномер с базой 7,63 м вза­мен дальномера с базой 4,26 м. Со среднего мо­стика сняли парные прожектора с диаметром зеркала 610 мм. С верхней стеньги грот-мачты сняли сигнальную стойку, но рей оставили. Гру­зовую полумачту (деррик-кран) увеличили по высоте до уровня дымовых труб и переделали в грот-мачту, установив на ней стеньгу, снятую с фок-мачты. Марс на фок-мачте сохранили, а брам-стеньгу добавили.

 

    В послевоенный период на "Тайгере" про­извели изменения в его зенитном вооружении. В январе 1924 г. демонтировали две 76-мм зе­нитные пушки, установленные по сторонам пе­редней боевой рубки, и взамен их установили четыре 102-мм зенитных орудия образца QF.Mk.V. В ноябре 1924 г. их число уменьшили до двух, а в январе 1925 г. их снова заменили четырьмя 76-мм зенитными пушками образца Mk.I. В марте 1929 г. 76-мм зенитные пушки опять заменили четырьмя 102-мм зенитными орудиями образца QF.Mk.V. В дополнение к ним с марта по сентябрь 1928 г. на корабле стояли два 40-мм зенитных автомата "пом-пом" образца Mk.II.

 

    14 февраля 1924 г. в Розайте "Тайгер" сно­ва ввели в состав флота в качестве учебного артиллерийского корабля (порт приписки Портс­мут). С 1924 г. по 1929 г. он использовался в качестве учебного артиллерийского корабля. В 1925-26 гг. с крейсера сняли циферблаты секун­домеров, установленные над задней рубкой уп­равления торпедной стрельбой и показывающие время полета снарядов до цели. Заднюю пару 102-мм зенитных орудий переставили на над­стройку рядом с передней боевой рубкой.

 

    В апреле-июне 1926 г. "Тайгер" проходил ремонт в Портсмуте. На время его ремонта в ка­честве учебного артиллерийского корабля его сменил линейный корабль "Айрон Дьюк". С июня 1929 г. "Тайгер" включили в состав эскад­ры линейных крейсеров Атлантического флота, где он заменил "Худ" на период ремонта пос­леднего. В 1929-31 гг. его вновь сменил "Худ". В 1929 г. 102-мм зенитные орудия с над­стройки рядом с передней боевой рубкой пере­ставили в первоначальное положение позади башни "Q". Слегка удлинили площадку с про­жекторами на грузовой полумачте, расположен­ную между передней и задней дымовыми труба­ми. После этого никаких изменений во внешнем виде корабля не производили.

 

    После войны запас топлива мирного вре­мени составлял 300 т угля и 3300 т нефти. В 1927 г. корабль развивал скорость 25 узлов, сжигая в котлах только уголь, и 28,1 узла, сжигая нефть и уголь. Если бы отопление котлов полностью перевели на нефть, то крейсер смог достичь ско­рости 28,25 уз., но это все время откладывали и так никогда и не сделали.

 

    28 апреля 1931 г. "Тайгер" вывели из со­става эскадры линейных крейсеров Атлантического флота и 15 мая перевели в резерв в Девон-порт. 26 июля находящийся в Розайте корабль внесли в список кораблей, подлежащих списа­нию согласно статей Вашингтонского договора по сокращению морских вооружений. 30 марта 1931 г. его вывели из состава флота, оставив в гавани Девонпорта. Согласно Burt, в февра­ле 1932 г. (согласно Brayer, 7 марта 1932 г.) "Тайгер" продали на слом компании по раздел­ке кораблей. 22 марта его разоружили в Розай­те и отбуксировали на верфь для разборки.

 

Тактико-технические характеристики проекта:

Водоизмещение:

  нормальное                                      28 430 т

  полное                                               35 710 т

Длина:                                                  214,6 м

Ширина:                                               27,6 м

Осадка:                                                8,7 м

Бронирование:

  пояс                                                   76 - 229 мм

  траверзы                                           51 - 102 мм

  башни                                                229 мм

  барбеты                                            25 - 229 мм

  боевая рубка                                    254 мм

  палуба                                               25 - 76 мм

Двигатели:                                          4 ПТ Brown-Curtis

Мощность:                                          85 000 л.с.

Скорость хода:                                   28 узлов

Дальность плавания:                         4650 морских миль на 10 узлах

Экипаж:                                               1121 человек

Вооружение:

  артиллерия                                      4 × 2 — 343-мм/45, 12 × 1 — 152-мм/45

  зенитная артиллерия                      2 × 1 — 76-мм

  минно-торпедное вооружение        4  — 533-мм ТА

 

 

Фотографии линейного крейсера HMS "Tiger"(Внимание! Высокое разрешение!):

 

0a148b8cd2b3.jpg

 

92506ad8c0f0.jpg

 

fb5bffc29c1d.jpg

 

37364bf318ef.jpg

 

308af23d800a.jpg

 

7312e3cb88f2.jpg

 

529190de52da.jpg

 

fb0d71b66b5a.jpg

 

 

 

 

Используемые источники:

 

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций
Вот еще один источник. Мужеников В.Б. Линейные крейсера Англии. Часть II.- СПб., Боевые корабли мира, 1999. типы "Лайон" и "Тайгер"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Вот еще один источник. Мужеников В.Б. Линейные крейсера Англии. Часть II.- СПб., Боевые корабли мира, 1999. типы "Лайон" и "Тайгер"

http://wunderwafe.ru/WeaponBook/GB_BC_2/05.htm

Это оно и есть...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
377 публикаций
2 637 боёв

"Королевский флот" - как у них это звучит ... Цари и до сих пор еще ведь :)

 

И заметьте, Royal Navy без приставки английский, в отличие от например Норвежский королевский флот или шведский например. :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
16
[WAR]
Старший альфа-тестер
248 публикаций
11 097 боёв

Это еще с тех пор осталось, когда кроме Британии и Испании никого в морях не было :) Как назвали  Владычичей морей, так они и расслабились на 500 лет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Это еще с тех пор осталось, когда кроме Британии и Испании никого в морях не было :) Как назвали  Владычичей морей, так они и расслабились на 500 лет.

Если Вы о той эпохе, про которую я сейчас подумал, то смею заметить, что Англии и Испании составляли компанию на море Франция и Голландия (последняя не особо, но все же и не совсем в аутсайдерах).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
191 публикация

Тайгер с достоинством выдержал тяжелый бой. Героический корабль! Всё-таки линейные крейсера более полезны в бою, чем обычные линкоры.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
76 публикаций
457 боёв

Тайгер очень хороший корабль только мало зениток всего 2 или 1 авиация подобьёт.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Тайгер очень хороший корабль только мало зениток всего 2 или 1 авиация подобьёт.

 

Если вспомнить годы, когда он строился и служил, то ничего удивительного. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
904
[KM]
Альфа-тестер
2 428 публикаций
18 172 боя

 

Если вспомнить годы, когда он строился и служил, то ничего удивительного. :)

 

ога, у Виктори (нельсоновского) вообще с пво очень плохо было:)

Изменено пользователем serjios

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

 

ога, у Виктори (нельсоновского) вообще с пво очень плохо было:)

 

Как?!!

А мушкеты королевских стрелков?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
904
[KM]
Альфа-тестер
2 428 публикаций
18 172 боя

 

Как?!!

А мушкеты королевских стрелков?

 

Низкая скорострельность, точность. Я считаю, несерьезно:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

 

Низкая скорострельность, точность. Я считаю, несерьезно:)

 

Зато какая плотность залпа...

А по торпам можно и картечью из карронад лупить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
19 публикаций

Спасибо, хорошая тема;) Читал и увидел, что наносился камуфляж на судно- удивился. Поискал в инете и увидел, что действительно было такое.

В Первой Мировой войне для кораблей, главным образом в британском и американском флотах, широко применялся специальный камуфляж — судно раскрашивали в обрывочные, пересекающиеся полосы или узоры контрастных цветов. Целью такого камуфляжа было не скрыть корабль, но максимально затруднить противнику расчёт его курса и скорости движения. Экономическую эффективность этой защиты военные историки до сих пор определить затрудняются — из-за очень большого числа различных узоров не представляется возможным сказать, какая из них была лучше, и были ли они в принципе заметно лучше традиционной однотонной окраски. Подобный камуфляж встречался и во Второй Мировой, но появление радаров нивелировало все доводы в его поддержку

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
6 495
[NG-F]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
6 595 публикаций
14 741 бой

{lang:macro__view_post}CommanderG6 (27 Июл 2014 - 21:14) писал:

Разве на суда наносятся камуфляжи? Не знал

Бывает даже такой, что можно только удивляться и удивляться.

Правда о его эффективности существует разные мнения и не всегда затраты оправдывали затраченные средства

 

{lang:macro__view_post}Karkotko (05 Янв 2014 - 02:25) писал:

Вот еще один источник. Мужеников В.Б. Линейные крейсера Англии. Часть II.- СПб., Боевые корабли мира, 1999. типы "Лайон" и "Тайгер"

А я бы еще обязательно посоветовал обратить внимание на О.Паркса, хотя бы на русское издание:

О.Паркс.Линкоры британской империи. Часть 7.Эпоха дредноутов - Спб.: ООО "Галея Принт", 2008 г. - 84 с.

И по моему мнению, именно на эти книги основываться при рассмотрении всех британских линкоров и линейных крейсеров, вплоть до "Вэнгарда"

Помнится, еще и Н.Печуконис в конце 90-х выпускал неплохие выпуски (правда очень низкого качества) по каждому из типов, кого интересует - могу дать выходные данные

 


 
Изменено пользователем turbo07

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Бывает даже такой, что можно только удивляться и удивляться.

Правда о его эффективности существует разные мнения и не всегда затраты оправдывали затраченные средства

 

А я бы еще обязательно посоветовал обратить внимание на О.Паркса, хотя бы на русское издание:

О.Паркс.Линкоры британской империи. Часть 7.Эпоха дредноутов - Спб.: ООО "Галея Принт", 2008 г. - 84 с.

И по моему мнению, именно на эти книги основываться при рассмотрении всех британских линкоров и линейных крейсеров, вплоть до "Вэнгарда"

Помнится, еще и Н.Печуконис в конце 90-х выпускал неплохие выпуски (правда очень низкого качества) по каждому из типов, кого интересует - могу дать выходные данные

 

 

Не вижу большого смысла, т.к. я всегда указываю прямой источник, а не косвенный. Понятное дело, что по умолчанию сайты скорее всего брали инфу не с потолка, а из каких-то книжны изданий. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

А я бы еще обязательно посоветовал обратить внимание на О.Паркса, хотя бы на русское издание:

 

А еще на Бёрта и Робертса...

 

Не вижу большого смысла, т.к. я всегда указываю прямой источник, а не косвенный. Понятное дело, что по умолчанию сайты скорее всего брали инфу не с потолка, а из каких-то книжны изданий. 

Википедия - ПРЯМОЙ источник???

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×