Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Black_Hunter

Bofors 40 mm/60 (1.57") Model 1936 (40-мм зенитка Бофорс)

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Bofors 40 mm/60 (1.57") Model 1936 (Sweden)
---
40 mm/56 (1.57") Mark 1, Mark 2 and M1 (USA)
---
40 mm/56.3 (1.57") QF Marks I, III, IV, VIII, IX, X, XI, NI and NI/I (Britain)
---
4 cm/56 (1.57") Flak 28  (Germany)
---
4 cm/60 (1.57") Type 5 (Japan)
---
40 ItK/35-39 B Bofors (Finland)



Изображение


40-мм зенитное орудие Bofors L/60 – одна из самых знаменитых зенитных артсистем Второй мировой. Широко применялась как в сухопутном, так и в корабельном вариантах и состояла на вооружении многих стран мира. Её дальнейшим развитием стало орудие Bofors L/70. Bofors L/60 часто называют… «Бофорс», просто «Бофорс» (с)
Это орудие остается на вооружении и сейчас (в 2012 году), что делает его одним из самых долгоживущих артиллерийских орудий всех времен.

ТТХ


Калибр — 40 мм (снаряд 40х311R)
Длинна ствола — 60 калибров
Масса в боевом положении — 1981 кг
Масса снаряда — 0,907 кг
Углы вертикального наведения — от −5 до +90°, горизонтального наведения — 360°
Заряжание — обоймой на 4 снаряда
Скорострельность:
теоретическая - 120 - 140 выстр./мин,
практическая - 80 - 90 выстр./мин,
Досягаемость по высоте - 5000 м
Досягаемость по дальности - 9000 м.
Эффективная дальность стрельбы  — 1525 м


Боеприпасы

Для этого орудия было разработано достаточно боеприпасов для решения всех задач, которые могли перед ним возникнуть - осколочно-фугасный (с трассером и без него) и бронебойный (с трассером и без). Однако, не все страны, использующие это оружие, производили весь спектр снарядов. Так, напримар, Германия, производила (закупала) только осколочно-фугасные снаряды для этих пушек.

Spoiler


Патрон 40х311R в сборе
Изображение


Английский осколочно-фугасныйй снаряд
Изображение



Американские снаряды
Изображение



История создания.

Оружейная компания "Бофорс". ("Откуда у Бофорса ноги ростут...")


В 1646 году в Швеции была основана кузница Bofors, которая дала имя шведскому металлургическому концерну Бофорс, основанному в 1873 году. Этот концерн имел собственные рудники, лесные и земельные угодья.Самым известным владельцем Бофорс был Альфред Нобель, который в 1894-м году приобрел группу компаний Бофорс (Bofors) и владел ею до своей смерти в декабре 1896 года. В те времена Бофорс был прежде всего сталелитейным производством. Под управлением Альфреда Нобеля
эти предприятия быстро стали одним из крупнейших производителей артиллерии в мире. Именно он дал толчок компании в переходе от металлургии к химическому и пушечному производствам.
А потом началась Первая Мировая война, которая продолжалась 4 года, в которой Германия с союзниками проиграла (если кто не знал этого) и была объявлена главным "козлом отпущения".
Большая часть секретных документов до прихода французов на немецкие предприятия была своевременно переправлена в Швецию в акционерную компанию «Бофорс», в которой Густав Крупп в 1918 году купил акций на 19 млн. марок (1/3 всех акций компании). Компанией «Бофорс» и были разработаны изобретения инженеров Круппа, которые не могли быть завершены во время первой мировой войны. Немецкие инженеры начали процесс усовершенствования фабрик Бофорс для использования современного металлообрабатывающего и металлургического оборудования. А вот дальше начинаются непонятки... В одних источниках говорится, что к разработке 40-мм автоматической пушки приложили хорошую руки немецкие инженеры, а в других наоборот, что якобы к разработке этого орудия немецкие инженеры никоим боком не относятся и орудие было разработано от них в секрете (во что крайне тяжело верится).
Дело охраны промышленных секретов Круппом и Бофорсом было поставлено так хорошо, что скандал разразился лишь в 1935 году. Шведское правительство немедленно добилось ликвидации альянса «Бофорс — Крупп». (По большей мере - эта сказочка для наивных. Самый крупный производитель вооружений Германии покупает 1/3 оружейного концерна Швеции и до 35 года никто "ни сном ни духом". Видимо все были свято уверены, что они там цветочки выращивают. А тут "трах-бах" - "Ё-моё! Да они же, оказывается, там пушки делают!" Ну прям глаза открылись внезапно. "Страна непуганых идиотов"(с) )
В свое время представители Круппа вели переговоры и с Советской Россией. Переговоры велись в Москве с 10 до 20 апреля 1929 г. В частности протокол переговоров зафиксировал, что: "Все, что достигнуто фирмой Круппа совместно с фирмой Бофорс в Швеции, "передается" нам с согласия этой фирмы. Фирма Круппа предложила свое посредничество по установлению сотрудничества между советскими заводами и фирмой Бофорс, если бы мы этого пожелали." Пожелали мы этого или нет - я не знаю. Надоело рыться в документах готовя эту статью и хотелось уже закончить её наконец-то. Так что на "родословной" компании Бофорс пока всё.

Шведская оборонная промышленность имеет богатую историю, но, по сути своей, не является исключительно шведской. До недавних пор компанией «Bofors», а также рядом других производителей оружия в Швеции владел конгломерат «United Defense», который, в свою очередь, контролируется корпорацией «Carlyle Group» – выдающимся коллективом бывших политиков и предпринимателей. В корпорации «Carlyle Group» можно встретить Джорджа Буша-старшего, Фрэнка Карлуччи, бывшего министра обороны США, саудовского принца Аль-Валида и членов семьи Бен Ладен. Впоследствии на смену «United Defense» в качестве владельца крупных производителей оружия Швеции пришла великобританская компания «BAE Systems»."
В 1999—2000 годах Бофорс был разделен между СААБ и «Юнайтед Дифенс». Сейчас существуют:
«СААБ Бофорс Дайнемикс» (Saab Bofors Dynamics) — производит ракетные и противотанковые системы.
«БАЕ Системз Бофорс» (BAE Systems Bofors) — специализируется на ствольной артиллерии.

Пора переходить к самой пушке.


История создания орудия.


Это зенитное орудие было разработано Виктором Хаммаром и Эммануэлем Янссоном, конструкторами завода Бофорс.
В 1922 году шведские ВМС приобрели некоторое количество "пом-помов" английского концерна Vickers в качестве зенитных орудий. Поскольку авиация бурно развивалась в те годы, то очень скоро эти орудия перестали удовлетворять запросам военных. Моряки, недовольные характеристиками ранее закупленных
британских автоматических пушек «Пом-пом», желали получить более надёжное и дальнобойное оружие для ведения огня прежде всего по воздушным целям и флот обратился к компании Бофорс с предложением разработать им замену. Поначалу компания Бофорс с не охотой отнеслась к заданию, потому что шведский флот был слишком мелким клиентом, но когда военно-морские силы Швеции согласились оплачивать разработку прототипа, контракт был подписан в конце 1928 года.
Родословная этого орудия уходит корнями в самое начало XX века, когда перед началом Первой Мировой войны шведской компанией Finspong была создана противоминная (для борьбы с миноносцами) 57-мм полуавтоматическая пушка Норденфельта перед тем как её на рынке разработчиков оружия потеснила Бофорс.
Компания Бофорс взяла ее за основу и в конце 20-х годов создала для шведского флота уменьшенную версию этой пушки, с новым стволом и механизмом полуавтоматического заряжания. Испытания этого оружия в 1929 году выявили потребность в усовершенствовании механизма подачи боезапаса в целях поддержания разумного темпа стрельбы. Детали автоматики, способные работать с такими тяжелыми снарядами, оказались очень инерционными и не могли обеспечить высокую скорострельность. Одним из решений была попытка создания цинковой полностью сгорающей гильзы. Но это вызывало "цинкование" ствола (отложение цинка) и через некоторое время эта идея была оставлена.
Новый прототип автоматики заряжания был закончен в конце лета 1930 года, но испытания 17 октября того же года закончились неудачей из-за регулярных отказов. В конце концов в ноябре 1931 года пушка заработала более-менее приемлемо. К середине месяца пушка стреляла очередями по 2-3 патрона. Постепенно был переработан весь механизм автоматики и пушка к концу года уже стреляла со скорострельностью в 130 выст./мин. Но продолжающаяся разработка показала необходимость модернизации орудия для промышленного производства, которая, в свою очередь, завершилась в октябре 1933 года. Начиная с приемных испытаний, проведенных годом ранее, пушка получила название 40 мм akan M/32. С окончанием испытаний она получила название Бофорс 40-мм L/60, хотя ствол был на самом деле 56,25 калибров, а не в 60, как это кажется из названия. Фугасный 900г снаряд (40х311R) развивал скорость 850 м/с. Темп стрельбы обычно был около 120 выстрелов в минуту (2 выстрела в сек.), которая несколько увеличивалась, когда орудие не имело больших углов возвышения. Это было связано с тем, что сила тяжести помогала механизму подачи боезапаса. Т.е. собственный вес снарядов помогал в работе механизму перезарядки.
Практическая же скорострельность была 80-100 выст./мин., а снаряды подавались в механизм автоматики обоймами на 4 патрона, которые вставлялись вручную. Максимально достижимый потолок - 7200м, но практический был около 3800м.
Автоматическая пушка была снабжена современной по тем временам системой прицеливания. Горизонтальный и вертикальный наводчики имели рефлекторные прицеламы, в то время как третий член расчета находился сзади них и работал с механическим вычислительным устройством. Прицел питался от 6В батареи.
ВМС Швеции все еще было в поиске лучшего зенитного калибра и считало, что в качестве зенитных вполне хватит и 13- и 25-мм автоматов. Было проведено несколько сравнительных испытаний с участием других фирм и шведские моряки остановились на предлагаемой тем же Бофорсом 25-мм модели 1932 года, которая была принята под обозначением 25 мм аkаn М/32. А первые версии 40-мм орудий Военно-морской флот решил переделать для использования на подводных лодках. Ствол укоротили до 42 калибров, что снизило начальную скорость снаряда до 700 м/с. Когда это орудие не использовалось свол поднимался вверх и орудие убиралось в водонепроницаемый цилиндр. В таком виде это орудие использовалось на подводных лодках класса Sjölejonet, на которых оно было единственным палубным орудием, потому как было достаточно мощным, чтобы обеспечить действенный огонь и по малым судам. Позднее эти орудия были убраны в ходе модернизации по установке более обтекаемой надстройки.  
Официальные испытания для шведского флота состоялась 21 марта 1932 года. Орудие после испытаний было доработано и модель 1936 была принята к производству.


"Начало большого пути"


Поскольку шведский флот в тот период увлёкся автоматическими зенитными системами меньших калибров, первым покупателем L/60 стал голландский флот, закзавший 5 спаренных установок этого типа на лёгкий крейсер «Де Рёйтер» (De Ruyter) в августе 1934 года. Все пять установок находились под управлением одной системой управления огнем. В дальнейшем голландский флот закупил ещё ряд партий оружия для вооружения своих кораблей, причём пушки монтировались на специальной стабилизированной установке, разработанной голландской компанией «Хаземейер» (Hazemeyer). В конце 1930-х годов эта установка была наиболее совершенным в мире зенитным оружием ближнего действия.
Фирма Бофорс также разработала буксируемый лафет для этого орудия, которую продемонстрировала впервые на выставке в Бельгии в апреле 1935 года. Стрельбу можно было вести прямо с лафета, т.е. "с колес" без дополнительных процедур, но с  меньшей точностью. В случае стационарной установки станина лафета опускалась на землю для большей устойчивости. Переход из походного положения в стационарное для открытия стрельбы занимал около 1 минуты.
Сразу же появились покупатели на новое орудие и начались поставки сухопутной версии L/60. Первым заказчиком орудия стала Бельгия. В дальнейшем пушки поставлялись Польше, Норвегии, Финляндии. Шведской армией это орудие было принято на вооружение только в следующем году под обозначением 40 мм lvakan m/36 (строчная м указывает армейскую модель, в отличие от заглавной M для ВМФ).
Изображение
В число стран, приобревших зенитные лрудия Бофорс в 1930-х входят: Аргентина, Бельгия, Китай, Дания, Египет, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Норвегия, Латвия, Нидерланды, Португалия, Швеция, Великобритания, Таиланд и Югославия. Поскольку производственные линии завода Bofors явно был не в состоянии удовлетворить такой спрос, компания сделала предложения по открытию лицензионного производства в Бельгии, Финляндии, Франции, Венгрии, Норвегии, Польше и Великобритании.
Однако основную роль в промышленном производстве орудий Бофорс сыграла Канада, хотя и в США они выпускались в огромных количествах. Более 100 тыс. 40-мм зенитных орудий Bofors было изготовлено во всем мире к концу Второй мировой войны.



Англия и Бофорс (прямо как девиз со времен войны Белой и Алой розы - "Англия и Йорк!!!")


Британская армия впервые показала заинтересованность в этих орудиях в 1933 году и разместила заказ на 100 орудий в Польше в 1937 году. Получив несколько образцов 40-мм пушки QF Mark I («Quick Firing» – “Скорострельная”), или Mark I/2 (с небольшой модификацией пламенегасителя). Очень скоро была приобретена лицензия и стартовала непростая работа по стандартизации орудия под имперскую систему мер. Англичане подвергли многочисленным изменениям орудия Бофорс, сделав их более удобным для массового конвейерного производства, тогда как компания Бофорс собирала пушки с большими затратами и многие части подгонялись при монтаже "по месту", что требовало огромное количество человеко-часов.
Испытания показали, что пушка имеет серьезные проблемы при наведении на высокоскоростные самолеты. Хотя она быстро становится наизготовку, однако точное прицеливание было затруднено. Британцы установили механический аналоговый вычислительный компьютер Керрисона (Kerrison Predictor), который стал первой автоматической системой управления зенитным огнем. Расчет из трех человек, используя этот прибор, достаточно легко прицеливался. На циферблате отмечалось примерное расстояние до цели в любых атмосферных условиях. При использовании этой СУАЗО компьютер сам управлял наведением орудия и ведением огня, а расчету оставалось только заряжать орудие. Первоначальные рефлекторные прицелы были заменены более простым прицелом, известным как "блинчик" (кольцевой зенитный прицел).
В данной модификации, пушка QF 40 mm Mark III (не путать с Mk II) стала армейским стандартом легкой зенитной установки совместно с 3- и 3,7-дюймовыми тяжелыми зенитными орудиями. Пушка рассматривалась как очень важное средство ПВО при обороне Англии после поражения Франции в 1940 году.
В боях было обнаружено, что использование устройства Керрисона в некоторых ситациях было затруднительным, а кроме того, требовалось снабжение топливом, которое применялось для питания электрогенератора. Из-за этого в большинстве случаев при использовании орудия чаще всего пользовались только обычными кольцевыми прицелами ("блинчиками") без использования каких-либо точных целеуказаний и расчетов поправок на упреждение, что очень снижало эффективность орудия. В конечном счете, зенитное артиллерийское депо, расположенное около города Стиффкей (графство Норфолк) предложило решение: простое трапециевидное устройство, которое перемещало «блинчиковые» прицелы для введения поправок при стрельбе и управлялось одним из зенитчиков. Прицел Stiffkey был выпущен в 1943 году, и вначале устанавливался на канадские пушки в разгар битвы на Алеутских островах.

Изображение


Последней военной модификацией стало орудие QF 40 мм Mark XII, которое было оснащено двухколесным лафетом.

Армейские версии орудия.


Изображение



Армия ко всему прочему, экспериментировала с самоходными зенитными системами (SPAAGs), используя различные танковые шасси в попытке получить самоходные зенитные установки. С измененным казенником пушка QF 40 мм Mark VI была установлена в Crusader и самоходная зенитная установка получила название Crusader III AA Mark I.
Однако основное количество самоходных зениток было получено установкой орудия на шасси обычного четырехколесного грузовика Morris. Эти самоходные установки использовались для поддержки сухопутных войск и обеспечивали быструю защиту от воздушных атак без необходимости стационарной установки на грунт и разворачивания системы в боевое положение. Они получили название "Carrier, SP, 4x4 40мм, AA (Bofors) 30cwt". Эти установки прошли сражения в Северо-Западной Европе, где 6 машин 92-го легкого зенитного полка Королевской артиллерии были высажены с 3 британскими дивизиями на пляже Суорд в день высадки защищали важные мосты Канского канала и реки Орн (мосты Пегаса и Хорна) и сбили 17 немецких самолетов.
На службе в британской армии этим пушкам нашли еще одну узкоспециализированную роль. В битве при Эль-Аламейне стреляя ночью трассирующими снарядами эти автоматические орудия указывали направление проходов в немецких минных полях передвигающимся частям. Подобная практика получила дальнейшее развитие в ходе боевых действий в Северо-Западной Европе, где короткие очереди трассеров использовались для указания направления продвижения наступающих войск в крупномасштабных ночных атаках.

Морские версии орудия.



Изображение


Королевский флот также широко использовал Bofors. Их первые образцы в версии с воздушным охлаждением быстро адаптировали к установке на суда после неудачи в  Норвегии. А с падением Голландии в 1940 году голландским минный заградитель «Виллем ван дер Заан» (ушедший в Британию) показал англичанам первый пример установки с водяным охлаждением стволов и системой трехосевой стабилизации Hazemeyer. Подобные установки собственного производства стали поступать на вооружение королевского флота в 1942 году под обозначением QF 40 мм Mark IV для спаренных орудий или QF 40 мм Mark V для одиночных. Военно-морской флот активно модифицировал автоматические пушки Bofors и их установки всю войну.
Обозначение моделей в Королевском флоте было очень запутано. Модификации орудия и его станков получали отдельные номера моделей. Использовались следующие модели:
Mark I : американские спаренные орудийные установки (широкого распространения не получили). Оснащались устройствами для дистанционного управления
наведением и ведения огня.
Mark II : четырехствольный вариант, подобный Mark I
Mark III : «оморяченная» версия сухопутного армейского орудия только с ручной системой наведения.
Mark IV : спаренная установка с копией трехосевого стабилизатора "Hazemeyer". Подключалась к системе управления огнем, оснащенной  РЛС типа 282 для измерения дальности.
Mark V : спаренная установка, заменившая в итоге Mark IV. Упрощенная конструкция станка, нестабилизированная, основанная на американской сухопутной армейской версии спарки Mark I, и могла включаться в систему дистанционного управления огнем.
Mark VI : шестиствольная установка с питанием из больших магазинов, а не обоймами и предназначенная для дистанционного управления из специального директора, оборудованного радаром.
Mark VII : одноствольная установка с гидравлическим приводом, заменившая Mark III и введенная в эксплуатацию в 1945 году.
Mark IX : Mark VII с заменой гидравлики на электрический силовой привод (и в таком виде установка учавствовала в Фолклендской войне).
Окончательной модификацией британского Bofors стала установка STAAG. Спаренная орудийная установка, стабилизированная, имевшая свою интеллектуальную систему управления огнем, в основе которой находился радар типа 262 с системой селекции целей. Эта установка была достаточно тяжелой (17,5 тонн). На STAAG Mark I «блюдо» радара устанавливалось перед стволами, где оно был подвержен повреждению во время стрельбы и поэтому на следующей модификации STAAG Mark II антену радара перенесли на крышу кабины управления. Однако ламповая электроника системы наведения была крайне неустойчива к вибрациям. STAAG в конечном счете оказалась тяжелой в обслуживании и в поддержании работоспособности в суровых условиях военного корабля и была позже заменена модификацией Mark V с оборудованием управления огнем, расположенным удаленно, а в последствии эти установки были вытеснены с кораблей ракетами "Sea Cat".
Посетители HMS Belfast , пришвартованного в качестве корабля-музея  в Лондоне, имеют возможность сесть за рукоятки ручного наведения спаренной установки Bofors и повертеть пушкой.

США и Бофорс


Управление вооружений флота США приобрело спаренную установку с воздушным охлаждением напрямую у компании Бофорс, представители которой побывали в Нью-Йорке 28 августа 1940 года. В течение месяца датский корабль, "Ванн Кинсберген" (van Kinsbergen), демонстрировал установку "Hazemeyer" военным наблюдателям. Пушка была сразу выбрана в качестве стандарта зенитного орудия для военно-морских сил США. Американцы скрытно импортировали английскую версию и начали производить её нелегально. Формально контракт с Бофорс последовал лишь в 1941 году. В результате два орудия Mark 1 и Mark 2 были созданы для размещения с левой и правой стороны спаренной установки, соответственно и были адаптированы компанией Chrysler для водяного охлаждения. Данная пушка стала заменой 3"/70 Mark 26, которое плохо справлялось с уничтожением японских самолетов камикадзе.
Армия США вела разработку и испытания 37-мм пушки своего собственного проекта, но обнаружила в ней множество недостатков. В 1940-м году шесть английских установок Бофорс, которые были оснащены устройством Керрисона, было импортировано для испытаний во сех областях. И в том же 1940 году Chrysler Corporation решила начать производство орудий с воздушным охлаждением используя британские чертежи орудий. В ряду наиболее важных поставщиков орудий для сухопутных сил и флота США выделялась компания Chrysler. На вооружении сухопутных войск США орудие Бофорс известно как 40-мм автоматическая пушка M1. USN приобрел много единиц этого орудия во время войны, хотя это количество было гораздо меньше, чем орудий с водяным охлаждением стволов.
Американская версия опушки ведет огонь тремя вариантами разрывных снарядов английской Mk. II, а также бронебойными снарядами M81A1, которые способны пробивать 50 мм гомогенной брони на расстоянии 500 метров.
Для обеспечения орудиями постоянно растущих потребностей армии и флота, компанией Chrysler за годы войны было выпущено 60 тыс. орудий и 120 тыс. стволов к ним по вполовину сниженной проектной стоимости и уже к 1943 году смогла покрыть потребности вооруженных сил в этих орудиях. За все время производства инженерами компании вносились многочисленные изменения в технологический процесс и смогли добиться уменьшения времени изготовления пушки вдвое. Но сама конструкция орудия значительных изменений не претерпела.
Производство этих орудий в США испытало множество трудностей. В изготовлении деталей было задействовано 2000 субподрядчиков в 330 городах и 12 заводов Chrysler, производивших окончательную сборку орудий. Изначально оригинальные шведские чертежи были в метрической системе и с отличной от американской системой допусков, не отвечающих условиям массового производства. Chrysler пришлось переводить чертежи на английский язык и в свою систему измерений. Инженеры компании Chrysler попытались упростить конструкцию орудия и увеличить его скорострельность, но это у них получилось только ближе к концу войны. Следует отметить, что USN считает оригинальную модель 1936 года дизайна Bofors полностью непригодной для массового производства, необходимого для оснащения кораблей ВМС США огромным количеством этих орудий. Во-первых, шведские орудия были разработаны с использованием метрических единицы измерения, неизвестной в США в то время. Что еще хуже, размеры на шведских чертежах часто не совпадают с фактическим измерениями оружия. Во-вторых, шведские орудия требовали много ручной работы для сборки готового оружия. Например, в шведских чертежах было много заметок, таких как "обработать по месту при сборке» и «сверлить по месту при сборке", на выполнение которых уходило очень много производственного времени. В-третьих, шведская разработка имела ручное наведение, тогда как в американскому флоту уже требовалось оружие со скоростным силовым механическим приводом, необходимым для борьбы с современными самолетами. В-четвертых, шведские пушки были с воздушным охлаждением, что ограничивает их способность вести огонь длинными очередями, что является насущной необходимостью корабельных зенитных орудий. Наконец, USN отклонил шведского производителя боеприпасов, поскольку это не было boresafe, взрыватель оказался слишком чувствительным для нормальной эксплуатации и его конструкция была определена как непригодные для массового производства. Американские производители сделали радикальные изменения в шведском дизайне для того, чтобы свести к минимуму эти проблемы и, как следствие, установки производства США мало походили на своих шведских предков. Специалисты Chrysler утверждают, что их изменения позволили экономить в год 7500000 фунтов (3402000 кг) металла и 1896750 человеко-часов при производстве, а также освобождали до 30 станков для производства других компонентов.
Взрыватели боеприпасов, разработанные и произведеные в Великобритании, был приняты США временно, ибо считалось, что их конструкция небезопасна и непригодна для массового производства. К счастью, этот взрыватель почти сразу же был заменен взрывателем, разработанным RL Грауманн Военно-морской лабораторией боеприпасов. Новый взрыватель был прост по конструкции и идеально подходил для массового производства и получил обозначение Mark 27. Во время приемных испытаний было получено 99,9% срабатывания взрывателя, чего не мог в то время обеспечить ни один другой тип взрывателя. Армии США и британии приняла этот взрыватель как стандарт для собственных производственных линий. USN Предполагает, что принятие на вооружение взрывателя Mark 27 сохранило около $ 250 млн в ходе войны.
К тому же производителями было установлено правило, что любые боеприпасы союзников для этого вида оружия должны быть абсолютно взаимозаменяемы. Это позволило американским и английским производителям боеприпасов решить проблему снабжения орудий союзнических армий, имевших на вооружении пушки разных производителей.

Изображение


Первая спаренная установка для флота была изготовлена в январе 1942 года и была установлена на эсминец Coghlan (DD-606) 1 июля 1942 года, а первая четырехствольная - в апреле 1942г и установлена на учебный артиллерийский корабль (бывший броненосец) USS Вайоминг (AG-17) 22 июня 1942 года. Американский флот начинает масштабную замену довоенных 1,1" пушек на орудия Бофорс. Чтобы показать, как много орудий было произведено, можно привести в пример, что из более чем 400 эсминцев, построенных для ВМС США с 1934 по 1946 год только четыре эсминца довоенной постройки класса Gridley (DD-380) не были оснащены Бофорсами, да и то только по причине гибели в самом начале войны.
В конце Второй мировой войны флот начинает замену 20-мм автоматических пушек Oerlikon на 40-мм Бофорсы, потому как те оказались недостаточно эффективны против японских самолетов-камикадзе. Однако уже в начале 1945 года и сам Бофорс был назван недостаточно эффективным против японских смертников и в конце 40-х начале 50-х годов флот начал переходить на новые 3"/50 (7,62 см) зенитные орудия.
Следует отметить, что в американском флоте это орудие считают лучшим крупнокалиберным автоматом Второй мировой, не смотря на то, что использовалось оно всего 6 лет. Бофорс оставался на вооружении до 70-х годов на вспомогательных и не проходивших модернизацию кораблях прежде всего потому, что программа замены на 3"/50 RF (7,62 см) орудия так до конца и не была профинансирована.
Все ранние версии Бофорсов на кораблях быстро изнашивали механизмы наведения из-за морской соли. Более поздние версии, изготовленные в США, использовали гидропривод, который должен был устранить эту проблему.
Появление в системе управления огнем директоров Mark 51 позволило значительно повысить точность системы. Например, половина всех японских самолетов, сбитых с 1 октября 1944 года по 1 февраля 1945 были зачислены на орудия Bofors в связке с директором Mark 51.
Орудия Mark 1 и Mark 2 были с водяным охлаждением и использовались во всех спаренных и счетверенных установках. Mark 1 было левым орудием, а Mark 2 - правым орудием. За исключением стволов, все элементы орудий были взаимозаменяемы.
Орудие М1 было версией с воздушным охлаждением и изначально изготавливались для армии США. Стволы для М1 были взаимозаменяемы с орудиями воздушного охлаждения канадского и британского производства.
В СССР по ленд-лизу было поставлено 5500 американских и канадских Бофорсов

Бофорсы в странах Оси.


Германский Вермахт использовал в качестве основной зенитной системы совершенно иное орудие - 3,7 см зенитный автомат Рейнметалл, а не пушки Бофорс. Однако, захваченные в Польше, Норвегии и Франции трофейные Бофорсы немцами тоже использовались под обозначением 4-cm/56 Flak 28. Некоторое количество этих орудий норвежского производства применялось на лодках Кригсмарине и использовались на крейсерах "Адмирал Хиппер" и "Принц Ойген" в конце войны. Для этих орудий у немцев был только один тип снарядов - осколочно-фугасный.
Японцы скопировали британскую установку с воздушным охлаждением Bofors, которую захватили в Сингапуре. Она получила обозначение 4 см/60 Тип 5, но в значительных количествах не производилась из-за перегруженности имевшихся предприятий военными заказами.
Финляндия купила лицензию на производство Бофорсов в 1937 году.

Глава по Бофорсам в странах Оси еще не закончена. Статьи с машинным переводом с немецкого и английского по финским и немецким Бофорсам пока еще в литературной правке.


Послевоенные модификации и развитие


40 мм L/60
Хотя орудия 40-мм L/60 были позднее заменены в производстве моделью 40 мм L/70, но они оставались на вооружении и в 80-х годах. В большинстве случаев это были сухопутные версии зенитной установки и использовались в этой роли, пока на вооружение не начали поступать более эффективные ПЗРК. В соединенных Штатах армейская самоходная установка M19 была заменена на M42 Duster, используя те же башни, но на основе шасси танка M41 Walker Bulldog. Бофорс L60 до сих пор используется на ганшипах Lokheed AC-130 для стрельбы по наземным целям.
Орудия 40-мм L/60 Бофорс использовались аргентинскими и британскими военно-морскими силами во время Фолклендской войны 1982 года и продолжали использоваться в 90-х, когда были заменены на более современные 20-мм и 30-мм ЗАК.
Канадские вооруженные силы также использовали Бофорсы на надводных кораблях до конца 80-х годов, когда они были признаны устаревшими и сняты с кораблей. Кстати, есть интересный исторический эпизод, когда представители флота рыскали по военно-морским музеям по всей Канаде с целью сбора оставшихся Бофорсов для оснащения кораблей во время войны в Персидском заливе. Бофорсы остаются до сих пор основным вооружением кораблей береговой обороны класса Kingston, хотя флот находится в активном поиске подходящей замены.
По состоянию на август 2006 года, французский военно-морской флот использует L/60s на более чем двадцати кораблях (патрульных и вспомогательных).
Норвежские и исландские корабли береговой охраны продолжают использовать 40мм пушки Bofors. L/60 продолжали использоваться и в ирландской армии до последних лет, когда он был сняты с кораблей в пользу контролируемых радаром L/70. Три суда ирландского ВМФ сохранили L/60s на борту в качестве основного оружия. Два списанных L/60s можно увидеть на площади Сарсфилд казармы, Лимерик.
Последние 40-mm/60 Бофорсы на вооружении ВМС Австралии (RAN) были использованы в качестве основного оружия на борту патрульных катеров класса Fremantle, а также для учебных целей на учениях Cerberus. Они были сняты в 2007 году, хотя орудиями Бофорс вооружались практически все корабли RAN с 1940 по 1990 годы.
В 2012 году L/60 по-прежнему используется военными Бразилии, Парагвая и Тайваня.

40 мм L/70
К концу Второй мировой войны с появлением реактивной авиации орудия Бофорс уже не могли обеспечить надежной защиты и поражения воздушных целей зоне ближнего ПВО корабля. Чтобы соответствовать изменившимся условиям нужно было увеличить дальность огня и скорострельность орудия.В компании Бофорс рассмаатривали два варианта - или обновление орудия существующего калибра, или переход на более мощный калибр в 57-мм.
В итоге было принято решения оставить орудия с калибром 40-мм, но использовать другой, более мощный патрон 40 × 364R с немного облегченным 870 грамовым снарядом, который позволял поднять начальную скорость до 1030 м/с. Скорострельность была увеличена до 240 выстрелов в минуту. Кроме этого был переделан лафет орудия и противооткатный механизм. Первый экземпляр нового орудия был изготовлен в 1947 году и принят в 1948 г. под обозначением 40 мм lvakan m/48. На вооружение шведской армии эти орудия стали поступать в 1951 году. Последние модификации этой пушки имели скорострельность 300 и 330 выстрелов в минуту.
Заграничные поставки начались, как и в прошлом, с Нидерландов и Великобритании. В ноябре 1953г. это орудие было принято как стандартная зенитка НАТО и вскоре начала производится тысячными партиями. В частности в армии США она использовалась и как самоходная установка M247 Сержант Йорк.
В шведской армии этим орудием вооружена БМП CV9040 местного производства, но для того, чтоб разместить её в башне пришлось перевернуть орудие "вверх ногами". Под это орудие разработаны новые боеприпасы, в том числе и программируемые. Германия использовала L/70 Бофорс на охотниках классов 352, 333 и 332, но до 2008 года они должны были быть заменены на орудия Rheinmetall MLG 27 собственного производства с дистанционным управлением. До начала 80-х годов L/70 использовались совместно с D7B радарами и широко применялись в качестве зенитных орудий немецких ВВС и ВМС вплоть до замены на ЗРК Роланд. L/70 также выбран в качестве основного орудия на БМП K21 для Республики Корея.

«Dardo»


Изображение


Итальянская фирма «Breda meccanica» (сейчас «Oto Melara» ) создала в послевоенные годы на основе 40-мм пушки Bofors зенитные системы Type 64, Type 106, Type 107, Type 564 и Type 520. Последней разработкой этой фирмы на базе Bofors L/70 стал разработанный по заказу ВМС Италии ЗАК под названием «Dardo». В 1976 году «Дардо» был принят на вооружение. Сейчас он стоит на вооружении ВМС Италии, а также ВМС Венесуэлы, ВМС Перу, ВМС Ирака, ВМС Малайзии, ВМС Южной Кореи. ЗАК «Dardo» предназначен для противоракетной и противовоздушной обороны корабля и имеет наиболее крупный калибр из всех существующих ЗАК.
Комплекс включает в себя башенную установку Breda Compact type 70, РЛС управления огнём SPG-74, компьютер и пульт управления (электронную часть изготовила компания «Selenia and Elsag»).
Артиллерийскую часть комплекса составила спаренная установка 40-миллиметровых автоматических пушек Bofors L/70, разработки шведской фирмы «Бофорс», которые производятся «Breda meccanica» по лицензии. Орудия действуют за счёт отдачи ствола, отличаются надёжностью и точностью. Скорострельность - 450 выст./мин на ствол.

Примечание. Практически весь материал - обработка переводов с английского и немецкого. Если кто заметит косяк в тексте - свистие.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

3D модели

 

 

Изображение

 

Изображение

 

Модель счетверенной установки

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Механизм подачи и процесс заряжания

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Бофорс L/70

Изображение

Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Чертежи.

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Ствол

 

Изображение

 

Изображение

 

Установка Бофорс 40-мм Mk.XII

 

Изображение

 

Изображение

 

Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Директор Mark 51

 

Изображение

 

Спаренные и счетверенные установки

 

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

 

 

ФОТО

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

ФОТО (Бофорс в армиях союзников)

 

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

ФОТО (Бофорс в армиях Оси)

 

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

http://imageshack.us...kgeschtz2c2.jpg

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изображение

 

Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Схема работы системы автоматики.

 

 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
718 публикаций

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (03 Окт 2012 - 03:32) писал:

Окончательной модификацией британского Bofors стала установка STAAG. Спаренная орудийная установка, стабилизированная, имевшая свою интеллектуальную систему управления огнем, в основе которой находился радар типа 262 с системой селекции целей. Эта установка была достаточно тяжелой (17,5 тыс. тонн).

Зенитка весом с хороший крейсер?)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияSilverado (03 Окт 2012 - 10:52) писал:

Зенитка весом с хороший крейсер?)
Даааааа... Вот такие вот зенитки делали англичане. :Smile_veryhappy:
Обознатушки-перепрятушки.
Сильв - чесслово исправить не могу. Правлю текст, а при сохранении выдает "Недопустимое расширение файла"... :Smile_sad:
Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
62 публикации
506 боёв

Не смог заплюсовать все посты из-за лимита. Сделано классно, со старанием, великолепно оформлено.

Что-то мне подсказывает, что эдакую зениточку было достаточно непросто спрятать, при использовании на суше. Хотя, может я и ошибаюсь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (03 Окт 2012 - 11:23) писал:

Даааааа... Вот такие вот зенитки делали англичане. :Smile_veryhappy:
Обознатушки-перепрятушки.
Сильв - чесслово исправить не могу. Правлю текст, а при сохранении выдает "Недопустимое расширение файла"... :Smile_sad:
Попробуй пере залить фото и картинки, может получится отредактировать. Статья как всегда отличная 5+ молодец.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияAM_Salamander (03 Окт 2012 - 14:11) писал:

Что-то мне подсказывает, что эдакую зениточку было достаточно непросто спрятать, при использовании на суше. Хотя, может я и ошибаюсь.
Одноствольную - вполне спокойно можно. Не против танков же прятать. А многоствольные на суше не применялись.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
58 публикаций

Интересная статья плюсую)) а чем тебе так зенитки нравятся??? хобби? было бы интересно послушать сравнение пушек начала 20 века. типа марк Х и тд с пушками других стран) их плюсы и минусы и тд) если собрать статейки классная статья получится!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияXenoN13Ruz (03 Окт 2012 - 17:11) писал:

Интересная статья плюсую)) а чем тебе так зенитки нравятся??? хобби?
Да как бы флотская тема мне вообще нравится. Просто в свое время в теме про "Ямато" начался холиварчик по поводу зениток. А дабы народ не оперировал в разговоре "пальцами" и "мне так кажется" - пришлось наваять тему про японские МЗА. Ну а далее пошло уже сравнение основных орудий МЗА всех флотов и воюющих стран. В итоге получился небольшой цикл статей про орудия МЗА мира. Не все, конечно. Еще про пару-тройку можно быб и добавить. Ну это если времени хватит.
А статья немного не закончена. Нашел интересную инфу про Бофорсы союзников Германии. Там про системы наведения и прицелы австрийские, венгерские и т.д.

Просмотр сообщенияXenoN13Ruz (03 Окт 2012 - 17:11) писал:

было бы интересно послушать сравнение пушек начала 20 века. типа марк Х и тд с пушками других стран) их плюсы и минусы и тд) если собрать статейки классная статья получится!
Ты хотел сказать - холиваристая получится темка? :Smile_smile: Это конечно не совсем "начало 20-го века". Скорее - основные зенитки Второй мировой.
Изменено пользователем Black_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
718 публикаций

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (03 Окт 2012 - 11:23) писал:

Даааааа... Вот такие вот зенитки делали англичане. :Smile_veryhappy:
Обознатушки-перепрятушки.
Сильв - чесслово исправить не могу. Правлю текст, а при сохранении выдает "Недопустимое расширение файла"... :Smile_sad:
Взял на себя смелость и поправил самостоятельно :) Похоже, какая-то картинка не хотела открываться, в этом случае похожие симптомы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияSilverado (03 Окт 2012 - 21:39) писал:

Взял на себя смелость и поправил самостоятельно :) Похоже, какая-то картинка не хотела открываться, в этом случае похожие симптомы.
Спасибо большое. "Век помнить буду..." (с) :Smile_smile:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
58 публикаций

Просмотр сообщенияBlack_Hunter (03 Окт 2012 - 18:01) писал:

Да как бы флотская тема мне вообще нравится. Просто в свое время в теме про "Ямато" начался холиварчик по поводу зениток. А дабы народ не оперировал в разговоре "пальцами" и "мне так кажется" - пришлось наваять тему про японские МЗА. Ну а далее пошло уже сравнение основных орудий МЗА всех флотов и воюющих стран. В итоге получился небольшой цикл статей про орудия МЗА мира. Не все, конечно. Еще про пару-тройку можно быб и добавить. Ну это если времени хватит.
А статья немного не закончена. Нашел интересную инфу про Бофорсы союзников Германии. Там про системы наведения и прицелы австрийские, венгерские и т.д.

Ты хотел сказать - холиваристая получится темка? :Smile_smile: Это конечно не совсем "начало 20-го века". Скорее - основные зенитки Второй мировой.
понятно))ну молодец все по полочкам разобрал))слушай я нуб по крылатым фразам)) что означает холиваристая??XXDDDD не мне еще охото в основной пушки ГК всех стран ну например сравнение пушек 305 калибра. от гангута, дредноута и тд...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
292
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

Просмотр сообщенияXenoN13Ruz (04 Окт 2012 - 13:09) писал:

что означает холиваристая?
От слова - "холивар". По простому говоря - срач. :Smile_smile:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
174
[RN]
Альфа-тестер
1 666 публикаций
1 587 боёв

Пару фоток с Радарами на "Бофорсах".

Изображение

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×