UPD http://proships.ru/news/2018/06/20/destroyer-tactics/ - альтернативная версия гайда, всем рекомендую. ________________________ Когда-то писал гайд для друзей на форуме, решил его запостить и тут. Писал давно, некоторые моменты могли немного устареть, но в целом - гайд актуален, присутствует много интересных и не очевидных моментов (есть видео вставки примеров).   ________________________   Наиграв достаточное время на японских эсминцах заработал большой опыт результативного их применения.  Советы актуальны и для других наций эсминцев, ибо принципы, в общем то, общие.

Хочу поделиться этим опытом с вами. 

Делиться опытом буду в стиле рекомендаций, дополняя их конкретными примерами из роликов. 

Пожалуй - самая важное правило при игре на эсминце - не отсвечивать.
Но это не только не светиться вообще (хотя к этому желательно стремиться), но и даже если вы в засвете - не привлекать к себе лишнего внимания. 
Вроде бы очевидное правило, но лично я до него доходил достаточно долго, обжигаясь при неправильных попытках. 
Даже до сих пор приходится бить себя по рукам. 

Какова суть тактики - пока вас не видно (или видно, но вы не на линии огня и не стреляете по цели), 90% игроков даже не задумываются о возможном вашем присутствии и, например, сами идут в ваши торпеды. 
Но пускать торпеды на 10 км - это мало эффективно, в большинстве случаев их или подсветят или цель сама поменяет курс и попадет максимум 1-2 торпеды. 
Если вам надо наверняка «завалить слона» - есть несколько вариантов, все зависит от ситуации на карте и ваших хп. 

1) Пикирование 

У вас много хп, цель (линкор) одна - идет на вас носом и, что еще лучше - занята перестрелкой куда то вдаль. 
По кратчайшему пути (на перерез - можно ориентироваться по торпедному упреждению) - ломитесь в упор и торпите, важно тут по ней ни в коем случае не стрелять (дабы не привлечь раньше времени врага). Под спойлерами - примеры использования тактики в бою.   UPD: пример пикирования с Mahan'а  Утоплена фуловая норка, кстати - 52%+ у человека, за 4к боев, а вот ведь как бывает. Бонусом - двойной удар по мицуки, которая оказалась рядом.   2) Засада
У вас мало хп, островов вокруг нет, а цель убить надо вырвиглаз - в любом случае идете на сближение, опять же не стреляя - стараетесь подойти т.с. со спины (со стороны, противоположной взгляду противника) и ставите дым ДО того как засветитесь (хотя иногда можно и после - ибо народ редко на миникарту смотрит). 
И ждете =) тут главное иметь стальные нервы и не дышать - внезапные дымы никого не удивляют, мб они тут и раньше были! Можно даже ставить их кормой и выкатываться на врага из-за острова, многих даже это не удивляет (эм при этом не светится). 
Пример ->
Засада работает почти всегда, в худшем случае цель понимает - что ее ждут в дымах и пытается отвернуть, тогда вы сами уходите из дымов и рвете дистанцию для выхода из засвета (пользуясь остатком дымов). 
Если цель продолжает накат -  ждите до последнего и пускайте торпеды прямо в упор. Засвет 2 км (типа рентген танковый), т.е. если это крейсер - он, конечно, может вас и шотнуть - но это в любом случае риск.  (гайд писался еще до ввода рлс и рентген модуля, который светит до 3км. Их, само-собой, надо учитывать теперь тоже).

В любом случае - даже против скиловых игроков - такая засада, особенно если играешь во взводе - очень неприятная штука. 
Чтобы выкурить эма, надо накатить, а если за эмом стоят союзники - то это опасно и можно тупо не доехать. 
Ну а если начать отворачивать - то еще хуже, просто накидают в борт. Особенно линкоры такое не любят. 

Собственно - эти 2 момента основные, но есть еще несколько тонкостей:
Не всегда имеет смысл не светиться, иногда надо вызвать огонь на себя - т.е. вы видите, что линкор ваш дохнет, или крейсер - и еще пара залпов и гг, а у вас фул хп и относительно безопасная позиция - начинаете в наглую стрелять по лк или даже крейсеру с 7-8км, в 90% случаев на вас агрятся и начинают фокусить, тратя тонну времени на попытку вас утопить. Умело маневрируете туда сюда, и выигрываете время для ваших союзников. 
Торпеды вроде не пускаете, урона не наносите - но играете на победу без вариантов. 

Само собой - ГК можно помогать, когда цель занята не вами, обходите с другой стороны и пытаетесь поджечь. Если не отвлекаются на вас - хорошо, отвлекаются - еще лучше, они подставляют борт и быстро уходят в ангар. 

Бывают случаи, когда быстрая цель (даже на эмов работает иногда) - точно увернется от ваших торпед, но вы хотите ее отвлечь, чтобы попала хотя бы одна - тактика работает на рачков в основном, т.е. в идеале лучше так не делать - ибо скиловый игрок наоборот обратит внимание на вас и увернется, но вот пример такого отвлечения    Пример ->
Понятно, что тут был не самый умный противник и норм игрок давно бы меня утопил - но мы же говорим про рандом, а там все методы хороши. Суть такова - пускаем торпеды и когда они уже близко и скоро засветятся и так и так - начинаем стрельбу по крейсеру.  Он видит эма, и не сильно меняя курс (зависит от изначального ракурса, очевидно – первое желание будет вывернуть все башни в сторону эсминца) - начинает по вам стрелять, прилипнув к прицелу - тут у него замигали торпеды, паника - уворот, и даже если он уворачивается - несколько залпов вы делаете на халяву. 
Иногда даже на близкой дистанции так можно делать - пустили торпеды и вот прямо подставились под крейсер (например 5-6км) - редко кто устоит перед соблазном загасить эма, а вам только это и надо - не ставите дым и маневрируете, пока есть хп - если торпеды быстрые 62-67 узлов, то противник может даже не среагировать, как в него все и приедет. 

Есть еще один важный момент, на первом разъезде (да и потом этот совет работает) при пусках торпед вдаль - если вы не уверены, что рядом не будет внезапного врага - НЕ ПУСКАЙТЕ сразу все ваши торпеды. 
Всегда оставляйте в запасе 1 пуск, это на самом деле ОЧЕНЬ важно. 
Ибо эм без торпед - он практически беззащитен, а сколько было ситуаций, когда пустил торпеды и тут же в 3км из-за острова выкатывается чуть ли не линкор. 
Тоже самое про дым - если стоите в дыму в засаде, не пытайтесь убить цель ДО того как она вас засветит, ну, например, на 4км кинуть по кру, ибо если не попадете - кр просто развернется на вас и утопит -  ваша смерть будет напрасной. 
Экономьте торпеды до ПОСЛЕДНЕГО. Только чтоб наверняка.

Хоть танкистов тут и не любят, мол кормой сдавать плохо, стоять за островом по нубски и т.п. это не так. 
В большинстве случаев стоять надо и это полезно. По крайней мере на некоторых крейсерах и тем более на эмах. 
Но просто стоять - это не наш метод, к цели и угрозе надо стоять Кормой! 
Почему? В основном по тому что если  таки настанет, вам достаточно дать полный газ на форсаже и вы даже торпеды обгоните (ну по крайней мере у вас будет время на то, чтобы встать между ними. 
Кормой можно высовываться из-за островка и проверять обстановку, можно разминировать кормой дымы - вот прямо во вражеский дым вкатываешься - или светишь врага или прямо его там торпишь, расстреливаешь и при угрозе - выскакиваешь из дыма, а т.к. враг сам в дыму еще сидит - есть шанс вообще ловко убежать, если разминирование не удалось. 
 
^ не совсем про тактику игры кормой - но просто хороший пример игры за ЭМ. 

Еще одно важное правило - если вы идете близко к ордеру врагов, и не дай бог там могами есть и вообще обилие кров - при любом неожиданном засвете не старайтесь искать того, кто же вас таки засветил (а это скорее всего ЭМ).    У вас нет этих секунд. 
Притормаживайте и ставьте дым (на полной скорости дым ставить смысла нет, только обозначите свою остановку и по вам выстрелят более точно) и уже разбирайтесь по миникарте - кто и где вас светит. 
Да, бывают исключения из этого правила (например рядом есть корабль с РЛС - в таком случае останавливаться нельзя вообще) - но лучше перебздеть, чем недобздеть. В дыму этом долго не оставайтесь - придут в него торпеды. Уходите при любом удобном моменте. 

Само собой - отключайте всегда ПВО. Даже в дымах включать его не рекомендую - авики меня поправят, но по-моему видно трассеры ПВО и примерно можно заметить, где стоит эм и кинуть туда и бомбы и торпеды прицельно. Но даже если это не так - все равно лучше не привлекать внимания. 

Встал в дым - откатитесь назад, на край первого дыма. Ибо если вас заметил эм - он кинет торпеды в 90% случаев именно на последний край дыма и в центр. Стоя в дыму – старайтесь стоять кормой к возможным торпедам, чтобы было время на разгон.
  Никогда не проходите через свой дым обратно, т.е. вы откатились назад - а потом решили поехать вперед - вы рискуете приехать в торпеды. По этой же причине не катайтесь вдоль союзного дыма (перед ним - да и позади тоже не стоит) - туда скорее всего идут уже торпеды и вы тоже рискуете их словить.   Точно так же можете словить торпеды, которые были пущены в ваших линкоров - т.е. смотрите, кто у вас за спиной - если там неповоротливый лк, то вы в зоне риска, если идете параллельно с ним.

Если есть вопросы - спрашивайте ;)      > Что делать на амерах с дальностью торпед 5км? 

Ничего отличного от того, что было сказано выше.
Точнее, 5+ км хода торпед это достаточная дистанция для того, чтобы торпить в упор. Тактика Засады и пикирования - работает, в этом плане они конечно хуже япов, но так тоже можно. 
Т.е. подходишь на свою дальность засвета к врагу, встаешь в дымы (тут кстати бонус - дымы долгие, т.е. уйти оттуда если что-то пошло не так - сможешь относительно безопасно), и ждешь жертву. 

Скорость торпед там 64 узла - это, по факту, даже лучше чем у хацухару. 
И торпед больше в веере. 
Тактика рабочая. 

Но стоит понимать - что это не весь смысл боя на амере. 
Основная задача амеров таки гасить эмов ГК на первом этапе, занимание точек, отпугивание линкоров, подсвет и все в таком духе. 
Все эти пикирования и засады начинают работать в середине или в конце боя. Причем тут как - вот сидишь ты без дамага пол боя, делаешь полезное дело, точки хватаешь, дефишь, пугаешь эмов. 
Все - видно, что скоро победа - находишь жертву и идешь об нее убиваться, зарабатывая опыт и бабло =) 
  Дополню по тактике игры на амерах\паназиатах (и на многих советах): на данных кораблях, особенно на низких уровнях (4-6), можно играть не только от торпед, но и от ГК. Суть тактики: У вас за спиной есть союзники, вы идете в сторону противника, подходите на дистанцию примерно в 8км и ставите дым и обстреливаете линкор. Дым желательно ставить рядом с островом, в самом дыму - вставать обратным ромбом к противнику, т.е. при засвете или при приходе торпед в дым, вы могли бы дать полный вперед и уйти из под фокуса кормой, двигаясь галсами. При этом, надо учитывать - какие корабли имеют РЛС, будет ли вам кто-то подсвечивать линкор, пока вы по нему стреляете, есть ли рядом вражеские эсминцы, которые могут кинуть торпеды в ваш дым или спикировать на вас в упор.
Если вы не уверены, что вы сможете относительно безопасно стрелять из дымов - не делайте этого, экономьте дым для отступления и борьбы за точки (без дыма на точку лучше не заходить).     Чтоб 2 раза не вставать, вот еще наглядный пример пикирования и засады в одном т.с. флаконе. 
Тут я, кстати, чисто пошел за дамажкой, т.е. бой я считал уже выигранным - в противном случае пошел бы по точкам.    ____   Внезапное дополнение к общей тактике и к вопросу о длине торпед =)   update: минеказе понерфили сильно, аналог нынешний - это камиказе. Случайно зашел не на том корабле (минеказе) и была даже предательская мысль пойти и убиться об стенку побыстрее и на другой корабль, но стало жалко команду и убиваться не стал (но старался не особо сильно, можно было сыграть и лучше).     Вот так примерно выглядит бой японца на открытой воде без авиации (да и с авиками не сильно хуже - если с флангом повезет). Обратите внимание - тут торпеды 7км, минеказе еще и понерфили децел. Что творят шимаказе, геринги и флетчеры - вам лучше не знать на этой же карте.   В конце ступил - нельзя недооценивать "непредсказуемость тупизны" - 45% аоба подвернул (этот момент я пропустил) - я оказался в засвете, огреб - поставил дымы и... наивно полагал, что вася побоится в дымы то идти, покрутится рядом - а я тем временем типа уйду подальше. Когда уже понял - что васе пофигу, было поздно =) Надо было в дыму его и ждать - спокойно бы убил в упор.   Так что длина торпед имеет значение -) с 4км так не повоюешь, и с 8км медленными тоже. Минеказе в этом плане чистая имба, кд в 40+с на торпеды, 3 аппарата, дальность достаточная - скорость практически максимальная в игре у торпед - урон огромный + сама тачанка быстрая, мелкая и все такое.   (кстати - небольшой хинт, когда соберетесь на минеказе идти в торп атаку (пикирование) пустите торпеды по ходу движения корабля и начинайте пикирование, как раз торпеды откдшаться на дистанции ~2-3км и чел или ловит первую пачку или начинает отворот от них и вы вообще без урона его гасите).   В этом плане, шимка правда, не хуже - представьте - все тоже самое, но вместо пука из 3хпусков по 2 торпедки - 3 пуска по 5 ) т.е. фактически площадь накрытия 1им веером уже больше - чем у минеказе, а урон там за 20к с торпеды.     Варианты перков капитанов:   1) Японцы с упором в ГК (кагеро, ягумо, симка)   2) Амеркианские,  паназиатские и немецкие эсминцы (8-10лвл), под рандом   3) Советские эсминцы(7-10лвл). п.с. Хабаровску вместо инвиза можно брать инерционный взрыватель. 4) японские эсминцы со 100мм орудиями (хареказе, акизуки и далее)   п.с. Просто хороший бой на фубуки(старый фубуки  - когда он был еще 8ым уровнем), отражающий вышенаписанное     И еще новый ролик с кракеном на уже новом фубуки (см кагеро)   Свежее видео, убойное комбо Удалой+Блек на точке. (Удалой еще стоковый на коротких торпедах).   Кракен на ягумо против двух полных взводов статистов   Пример того, как не надо использовать дымы эсминцем, почему сидеть в дымах часто плохо и как это выглядит со стороны. Остановились в дымах, знайте - за вами уже выехали!!!