Доброго товарищи форумчане, и все кто не очень. ©     Три четверти века назад назад японское авианосное соединение, получив условный сигнал «Поднимайтесь на гору Ниитака», нанесло внезапный удар по базе американского флота в Перл-Харборе. Так началась война на Тихом океане, а сам день 7 декабря 1941 года с легкой руки президента Рузвельта вошел в историю как «день национального позора». В результате японской атаки затонули четыре американских линкора и столько же получили повреждения. Были потоплены или повреждены три крейсера, три эсминца, один минный заградитель, уничтожены до 272 самолетов, почти 2,5 тысячи человек погибли или скончались от ран. Японцы потеряли 29 самолетов, 64 человек погибшими и одного пленным.     28 ноября 1941 года военно-морская разведка США перехватила и расшифровала телеграмму, посланную министерством иностранных дел Японии всем консульским службам Японии. В тот же день ее перевод лежал на столе президента США Франклина Д. Рузвельта. В телеграмме говорилось: В случае чрезвычайных обстоятельств (опасность разрыва дипломатических отношений), к еженедельным прогнозам погоды на всех коротковолновых станциях будут добавлены следующие сообщения: 1.    В случае опасности для американо-японских отношений «хигаси-но кадзе аме» (восточный ветер, дождь) 2.    Японо-советские отношения «кита-но кадзе кумори» (северный ветер, облачно) 3.    Японо-британские отношения: «ниси-но кадзе харе» (западный ветер, ясная погода)   Тремя днями раньше в бухте Хитокаппу у острова Эторофу (ныне Итуруп, Курильские острова) сконцентрировались 23 корабля и 8 эскадренных танкеров японского военно-морского флота. Их цель была сформулирована за месяц до этого Морским Генеральным Штабом Японии – атаковать американский военно-морской флот на Гавайских островах, однако тогда еще не уточнялось, какие именно силы будут выделены для проведения операции. Все зависело от хода переговоров, которые вели в Вашингтоне посол Японии в США Номура Кисисабуро и специальный посланник Курусу Сабуро с государственным секретарем Корделлом Хэллом. Целью переговоров было урегулирование японо-американских отношений, которые резко обострились в связи с тем, что японцы ввели войска во французский Индокитай (Вьетнам) с согласия правительства Виши. Аналогичная проблема возникла и с Индонезией (тогда – нидерландской Ост-Индией). Нидерланды, как Франция были оккупированы германскими войсками и фактически правительства этих стран утратили контроль над своими заморскими владениям. Для обделенной природными ресурсами Японской империи контроль над Юго-Восточной Азией был вопросом жизненной необходимости. Однако Соединенные Штаты и Великобритания резко воспротивились такому переделу сфер влияния.   Американцы были неплохо осведомлены о планах японцев. В 1939 году американская военно-морская разведка провела операцию, в результате которой удалось разобраться в устройстве японской шифровальной машины «97», которую перевозили дипкурьеры из Токио в японское посольство в США. Ведущую роль в этом сыграл Уильям Фридман (1891 – 1969). Этот эмигрант из СССР считается одним из основоположников современной криптографии, он в 1952 году создал Агентство Национальной Безопасности – спецслужбу, отвечающую за безопасность правительственной связи и за расшифровку перехваченных сообщений противника. В 1940 году Фридману удалось создать копию японской шифровальной машины, и к августу того же года американцы уже читали дипломатическую переписку японцев. В день американцы перехватывали от 50 до 75 сообщений. Поэтому они хорошо знали, какими будут японские позиции на переговорах, которые вели Номура и Курусу с Хэллом. Даже текст японского меморандума об объявлении войны был перехвачен американцами и Хэлл уже знал его содержание до того, как он был официально ему вручен.   Почему же и Рузвельт, и Хэлл ничего не предприняли, чтобы предотвратить нападение японского флота на Перл-Харбор? Следует сразу заметить, что нет никаких прямых доказательств того, что американцы сознательно провоцировали Японию. Конгресс США после войны создал специальную комиссию по расследованию, которая реабилитировала президента, государственного секретаря, военного и военно-морского министров и сняла с них обвинения в том, что они «обманом, провокациями, подстрекательством, лестью или принуждением склоняли Японию к нападению на США». Однако существует огромное количество фактов, свидетельствующих о заинтересованности американцев в таком развитии событий. Хорошая информированность высших должностных лиц США относится к числу таких фактов. Они хорошо знали о том, что Япония готовится к войне, и даже представляли, когда будет нанесен удар. 27 ноября командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Хазбенд Э. Киммел получил депешу от начальника отдела морских операций, которая была предупреждением о предстоящей войне. Командующий сухопутными силами США на Гавайях генерал Шорт получил аналогичное предупреждение из Военного министерства, в нем в частности говорилось: «Если войны избежать нельзя, то США желательно, чтобы Япония первая совершила враждебный акт. Такую политику не следует рассматривать как ограничение ваших действий в той степени, которая создает опасность для вашей обороны».   Что касается места нанесения удара, то неготовность американцев объясняют тем, что Перл-Харбор – мелководная бухта, ее глубина 30 – 40 футов, а американцам было известно, что японские авиационные торпеды погружаются при сбрасывании как минимум на 75 футов. То что, японцы сумели решить эту проблему, американцы якобы не знали. Однако торпеда – не единственное оружие морской авиации. Кроме того, место атаки было довольно легко вычислить. Как было указано выше, американцы заблаговременно перехватили текст японского меморандума об объявлении войны. Было известно время, когда Номура и Курусу будут вручать этот меморандум. Как отсюда вычислить место? Нужно найти долготу, на которой в это время рассвет. Американские дешифровальщики из разведывательного отдела штаба Тихоокеанского флота в Перл-Харборе под руководством лейтенант-коммандера Эдвина Лейтона проделали огромную работу, исследуя радиобмен между кораблями японского флота. Однако, когда в конце ноября Лейтон сообщил своему командующему Киммелу о том, что они потеряли японские корабли, и ничего не знают об их местонахождении, Киммел не придал этому значение и отделался шуткой. Перед самой смертью в 1984 году контр-адмирал Лейтон в своих мемуарах обвинил военно-морское министерство и отдел морских операции в некомпетентности, бюрократизме и интриганстве.   А в это время японское авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити следовало вдоль 43-й параллели по направлению к Перл-Харбору. В его состав входило 6 авианосцев – «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Секаку» и «Дзуйкаку», два линкора – «Хией» и «Кирисима», два тяжелых крейсера – «Тоне» и «Тикума», легкий крейсер «Абукума», девять эсминцев и восемь эскадренных танкеров. Командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото Исороку приказал ударному соединению возвращаться, если оно будет обнаружено до 5 декабря. Если соединение будет обнаружено до 6 декабря, то вице-адмирал Нагумо должен принять решение самостоятельно. В случае обнаружения 6 декабря или в день атаки, соединение должно атаковать, несмотря ни на что. Сам Ямамото находился на борту своего флагманского корабля линкора «Нагато» в Хиросимском заливе. 2 декабря адмирал Ямамото передал открытым текстом по радио приказ «Ниитака яма ноборо», что в переводе означает «Начинайте восхождение на гору Ниитака». Гора Ниитака или Юйшань на острове Формоза (Тайвань) с 1895 по 1945 год была самой высокой горой Японской империи (3997 метров), что на 200 метров выше священной горы японцев Фудзи. Кстати, эта радиограмма также была перехвачена военно-морской разведкой США.   К вечеру 6 декабря соединение находилось в 500 милях к северу от Оаху. Все моряки, свободные от вахты построились на палубах. В торжественной обстановке на мачте флагманского авианосца «Акаги» был поднят флаг «зет», который развевался на мачте броненосца «Микаса», флагманского корабля адмирала Того в Цусимском сражении 1905 года. Именно тогда началось восхождение Японии. Когда флаг достиг топа мачты, авианосцы повернули на юг и набрали скорость до 24 узлов. В 6.00 7 декабря авианосцы находились в 230 милях прямо на север от острова Оаху. Первую волну, состоящую из 183 самолетов, возглавлял капитан 2-го ранга Футида Мицуо. В ее состав входили 43 истребителя «зеро», 51 пикирующий бомбардировщик «вэл» и 89 торпедоносцев «кейт», часть из которых была вооружена не торпедами, а 800-килограммовыми бронебойными бомбами (на самом деле это были 406-мм снаряды, с приваренными к ним стабилизаторами). В 7.15, когда еще первая волна не долетела до Оаху, в воздух поднялась вторая волна из 167 самолетов под командованием капитан-лейтенанта Симадзаки Шикекадзу. В нее входило 35 «зеро», 54 «кейта» и 78 «вэлов».   Первые бомбы упали в 7.55. Еще до этого момента Футида передал по радио сигнал «Тора! Тора! Тора!». Это был условный сигнал, означавший, что внезапность нападения достигнута. Сигнал предназначался для Нагумо, но по случайности его смогли принять и на флагманском корабле Ямамото «Нагато» вблизи Японии. На американских кораблях в это время матросы только что позавтракали и готовились к подъему флага. Многие водонепроницаемые люки и двери были открыты. В линкор «Аризона» попала 800-килограммовая бомба и пробила несколько палуб и взорвалась в носовом погребе. Линкор затонул, погибло 1103 человека. «Вест Вирджиния» получила 6 или 7 торпед и 2 бомбы. Линкор сел на дно гавани, погибло 100 человек. «Тенесси» не мог двигаться, его прижала к швартовым сваям «Вест Вирджиния» и его засыпало обломками от «Аризоны, но этот линкор серьезных поражений не получил. «Оклахома» получила не менее 5 торпед и перевернулась, упершись мачтами в дно. Погибло 415 человек. В «Мэриленд» попали только две бомбы, и он получил относительно небольшие повреждения. «Калифорния» от 2 торпед и 2 бомб стала крениться, и, несмотря на все попытки команды удержать корабль на плаву, пошла на дно. Погибло 98 человек. Единственным линкором, который попытался дать ход, была «Невада». В самом начале в него попала торпеда, а через полчаса еще две бомбы. Когда линкор пошел по фарватеру, японские пикирующие бомбардировщики снова атаковали его, пытаясь потопить линкор, и закупорить главный фарватер. Почти не пострадал линкор «Пенсильвания», находившийся в доке.   Пока часть японских самолетов уничтожала американский линейный флот, другая часть атаковала аэродромы. Японские самолеты не дали взлететь американским самолетам и уничтожали их на взлетных полосах. Это избиение продолжалось до 10.00.    Копи-паста.