Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
unicornbeetle

Последний бой крейсера "Новик"

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
8 публикаций

"Не судил ему бог добраться до материка, но всё же он

достиг родного ещё тогда берега... Погиб герой!

Слава и честь ему и его героям"

Епископ Сергий

 

 

Pic7.jpg

 

ТТХ

 

 

Класс: Бронепалубный крейсер II ранга.

 

Производитель: верфь "Шихау" (с городом так и не смог разобраться, в интернете указывают Гданьск а по моим источникам Эблонг)

 

Строительство: начато 29 февраля 1900 года

 

Спущен на воду 2 августа 1900 года

 

Введен в эксплуатацию: 1901 год

 

Выведен из состава флота: затоплен экипажем в 1904 году

 

разобран на металл в 1913 год

 

Водоизмещение нормальное 3080 (по проекту 3000), полное — 3180 т. Длина между перпендикулярами 106, наибольшая 111, по ватерлинии 110,1 м, максимальная ширина 12,2 м, осадка 5 м (на испытаниях 4,7 м). Толщина броневой палубы (по всей длине от тарана до ахтерштевня) 30 в горизонтальной части и 51 мм на скосах (броня хромоникелевая). Выступавшие над броневой палубой части главных машин прикрывали 70-мм гласисы. (По другим данным, гласисы — 25 мм). Щиты орудий — 25 мм, боевая рубка — 30 мм (крупповская цементированная броня). Энергетическая установка: три вертикальные машины тройного расширения пара общей мощностью 17800 л. с. (проектная - 17000 л.с.) и двенадцать водотрубных котлов системы Шихау. Винтов - три. Скорость хода на испытаниях 25,1 уз. Запас угля нормальный — 400 т, полный — 510 т. Дальность плавания при скорости 10 узлов - 2900 миль. (Проектная — 5000 миль).

Вооружение: шесть 120-мм орудий Канэ (45 калибров), шесть 47-мм Гочкиса (43 калибра) и два 37-мм орудия Гочкиса в 23 калибра на катерах, 64-мм десантное орудие Барановского (19 калибров), два 7,62 -мм трехлинейных пулемета Максима, кормовой и четыре бортовых 381-мм минных (торпедных) аппарата. Боевая рубка защищалась 30-мм броневыми плитами. Экипаж (по штату) — 12 офицеров и 316 кондукторов и нижних чинов.

 

novik-small.GIFvid.gif

 

 

Начало войны, атака Порт-Артура ночью с 26 на 27 января.

 

К началу 1904 года обстановка на Дальнем Востоке настолько накалилась, что все понимали: вот-вот должна начаться война. Япония закончила подготовку и выжидала удачного момента для начала боевых действий. планировалось нанести первый удар по Порт-Артуру, уничтожить тихоокеанский флот и обеспечить себе господство на море.

Россия, неготовая к войне, пыталась оттянуть её начало. Но японцы, понимая, что каждый день промедления уменьшает их шансы на достижение цели, взяли на себя инициативу развязывания войны. 22 января 1904 года в Токио на совещании у императора было принято решения начать военные действия против Российской импери, и 24 января Японский Соединённый флот вышел в море с тем что бы атаковать суда стоящие в Порт-Артуре и Чемульпо.

Ночь на 27 января в Порт-Артуре была тихой и тёмной. Её и выбрал командующий японским флотом вице-адмирал Х.Того для минной атаки на русскую эскадру. Русские коробли стояли в 4 линии, по диспозиции военного времени, на внешнем рейде. японцы воспользовавшись недостаточными мерами охраны подобрались к эскадре и выпустили 18 торпед, только 3 из них достигли цели. Получилли пробоины броненосцы "Ретвизан" "Цесаревич" и крейсер "Палада". Атака миноносцев с потерями для японцев была отражена огнём эскадры. При первых же выстрелах на "Новике" развели пары и снялись с якоря для преследования неприятеля, но обнаружить миноносцы ночью не удалось.

Японцы возлагали большие надежды на ночное нападение, и уже в 8 часов утра отряд из 4 крейсеров показался на горизонте, чтобы проверить его результат. Как потом выяснилось это был отряд под командованием адмирала Дева, который телеграфировал что русские корабли стоят на внешнем рейде и что несколько судов не хватает ( "Цесаривич" и "Палада" были отбуксированы во внутренний бассеин а "Ретвизан" приткнулся носом к берегу на внешнем рейде).

встреченные огнём эскадры японцы отступили (впрочем получив нужные сведения). Для наблюдения за ними в море был направлен крейсер "Боярин" вскоре вернувшейся и доложившей о приближении крупных сил противника.

К 11 часам показались дымы 12 японских кораблей, и русская эскадра вышла навстречу неприятелю, чтобы принять первый бой. Когда Расстояние между эскадрами сократилось до 35 кабельтовых (~6,5км), японские корабли открыли огонь, на который русская эскадра, поддержанная огнём 3 береговых батарей, немедленно откликнулвсь. Артелерийская дуэль ппродолжалась немногим более получаса, было хорошо видно, что у неприятеля серьёзно повреждён один броненосец и крейсер. от прямых попаданий пострадали: броненосцы "Фудзи", "Хакусэ, "Сиоисими" и крейсер "Касаги", были разрушения и на других кораблях. Поняв что лёгкой победы не придвидется, Того увёл эскадру.

вот как описали этот бой в газете "Новый край" которая выходила в Порт-Артуре:

 

"Наступила торжественная минута, Быстроходный крейсер должен был первым вступить в бой, Впереди надвигалась масса неприятельских крейсеров и броненосцев, сзади наша наша эскадра и батарея крепости. Взоры всех обращены на "Новик". Молодецки снявшись с якоря крейсер рванулся навстречу врагу. Бодрость духа, непокалибомое спокойствие командира капитана II ранга Никалая Оттовича Эссена отлично отозвалась на нравственном состоянии экипажа. Все горели желанием драться и победить.

Выйдя впереди эскадры "Новик" стремительно понесся на неприятельскую эскадру. Заметив огонь на флагманском судне неприятеля, он тот час же открыл огонь из своих батарей; ему ответили беглым огнём японцы, зарокотали орудия нашей эскадры, загремели батареи фортов - начался бой. "Новик, дав полный ход с тем чтобы лишить неприятеля возможности пристреляться, летел, громя его носовыми орудиями и на полном ходу поворачивая, осыпал его снарядами кормовых батарей. Крейсер был в самой середине огня, неприятеля и нашего. Снаряды со страшным свистом перелетали, другие падали в воду поднимая огромные столбы. Это был ад.

Прислуга у орудий, офицеры поражали хладнокровием и спокойствием духа. Приказания немедленно и отчётливо исполнялись. Заметна была некоторая серьёзность; в каждом молодце-матросе говорило сознание серьёзности и страшной опасности переживаемых минут."

 

Канонада усилилась. На флагмонском судне японцев показался столб дыма и огня. Но и "Новик" получил попадание в кормовую часть. Осколком снарада убило комендора Боброва, появились раненые. Ведя огонь, крейсер начал отходить к берегу, Под обстрелом противника лейтенанты Лазарев и Порембский выполнили подводку пластыря (пробоина оказалась ниже ватерлинии), не потеряв ни одного человека. Когда "Новик" под звуки своего оркестра возвращался в гавань его приветствовали артелеристы, видевшие насколько близко к противнику подходил крейсер. Строевой квартиррмейстер крейсера Александр Галятин в своих стихах по всей видимости выразил общий настрой команды крейсера:

 

Минная атака в ночь с 26-27 января Бой под Артуром 27января

 

 

 

Ещё вели переговоры с Россией подлые враги, Взвилась сигнальная ракета, раздался выстрел роковой,

Когда, подкравшись в ночь как воры, взорвали наши корабли Сыны Японии коварной вступили с нами в грозный бой.

Исполнив замысел коварный, объятый страхом враг бежит, Поднявши флаги стеньговые, пошли навстречу мы врагу,

Сомненья нет, удар ужасен, но Русских он не устрашит. Но очутилися мгновенно как в заколдованном кругу.

Настанет час возмездья скоро для вас, коварные враги: Летит картечь, шипит граната, осколки сыпятся как дождь,

Мы в честной битве грудью встанем, отмстим за наши корабли. Эскадра наша наступает, её ведёт наш славный вождь

Вы мнили: хитростью победу легко над Русским совершить, В дыму и под огнём жестоким идёт эскадра грозно в бой,

Нет, не надейтесь, слишком скоро России вам не устрашить. Чтоб доказать врагам кичливым, что близок час их роковой

Наш славный "Новик" ураганом несётся, мужеством горя,

Чтоб победить врагов отчизны или погибнуть за царя.

 

В течении десяти дней, при круглосуточной работе экипажа, пробоину удалось заделать, заменив несколько листов обшивки, и к немалому изумлению японцев "Новик" снова показался. на рейде.

 

За проявление особого мужества были награждены:

 

Командир, капитан II ранга Николай фон-Эссен - Золотой саблей с надписью "За храбрость"

 

Старший офицер, Лейтенант Андрей Лазарев - Орденом святого Владимира 4 степени с мечами и бантом

 

Минный офицер, Лейтенант Казимир Порембский - Орденом святой Анны 3 степени с мечами и бантом

 

Механик, Младший инженер, Александр Пото - Орденом святой Анны 3 степени с мечами и бантом.

 

 

Прорыв из Порт-Артура

 

 

 

27 июля в Порт-Артур поступил приказ эскадре выйти в море и идти во Владивосток.Не веря в силу флота, Витгефт всё-таки отдал приказ о прорыве. Трудно было надеяться успех, имея такого командующего. Боевой дух был подорван, на этом сказалось ещё и отсутствие конкретного плана.

Утро 28 июля было безветреным и ясным. уже в 4:30 "Новик" встал на рейде что бы поддержать караван, тралящий фарватер. только через 4 была собрана вся эскадра и в кильватерной колонне двинулась в открытое море. На востоке в утреней дымки маячили корабли японского флота - "Сикисима", "Касуга", Ниссин" а так же "Мацусима" и "Ицукусима".

в 8:50 с "Цесаревича" подали сигнал "Приготовиться к бою!"

Конечно если бы вся эскадра могла выйти к 4 часам в море, то смогла бы уйти достаточно, пока японцы собрались. Однако к 6 утра японцы разгадали план о попытки прорыва и адмирал Того отправил к Порт-Артуру все силы.

К середине дня эскадры сблизились и открыли огонь, продолжавшийся безрезультатно около 3 часов. Вместо решительной атаки Витгефт маневрировал, и ему удалось оторваться от противника. Но уже к 16:30, имея превосходство в скорости, японцы нагнали русскую эскадру и, идя параллельным курсом, открыли огонь. Разгорелось сражение. Противники старались вести огонь по флагманским кораблям, в 17:00 японским снарядом на мостике "Цесаревича" был убит контр-адмирал Витгефт и вместе с ним погибли офицеры штаба. После этого японцы буквально осыпали броненосцы снарядами.

Командующий отрядом крейсеров Н.К.Рейценштейн решил прорвать строй противника и дал сигнал "Отряду крейсеров двигаться за мной!". за "Аскольдом" последовал только "Новик" , развив при этом скорость в 24 узла. "Аскольду" и "Новику" попытались преградить путь японские крейсера "Сума", "Акаши", "Акитусу", "Идзумо", "Касаги", "Читозе" и "Такасаго", открыв ожесточённый огонь. Но им это не удалось и они довольно быстро отстали. скорость и на этот раз выручила "Новик".

Подошла ночь. С наступлением темноты бой прекратился. 10 из 18 вымпелов русской эскадры вернулись в Порт-Артур. Остальные корабли, за исключением "Новика", имея повреждения, зашли в нейтральные порты и были там интернированы.

 

 

 

Бой у Корсаковского поста

 

 

Нелегко дался "Новику" прорыв из Порт-Артура. чтобы поддерживать скорость, своё главное достоинство, нужно было содержать в идеальном порядке котлы, которые к началу войны отслужили свой срок и за 7 месяцев войны так и не были заменены. "Новик" почти всегда был под парами или в полной готовности развести их, это и сыграло с ним злую шутку, уходя от погони он окончательно подорвал котлы. ночью пришлось остановиться - началась течь в холодильниках. ещё несколько остановок было днём, 5 из 12 котлов были повреждены.

 

Во время перехода встретились с крейсером "Диана" миноносцами "Грозовым" и "Бесшумным". Все они спрашивали о дальнейшем пути "Новика" ответ был один: "Загрузиться углём и прорываться во Владивосток". Присоединиться к крейсеру ни кто не пожелалал. Кооманда "Новика" была единодушна в решении идти во Владивосток считая позором укрываться в иностранном порту и ждать окончания войны.

 

Под вечер 29 июля "Новик" подошёл к порту Циндао - германской военно-морской базе на тихом океане. сюда же позже подошел "Цесаревич" так же отказавшийся идти во Владивосток. Загрузив с разрешения германского правительство 250 тонн угля, крейсер поспешил ночью незамеченным уйти из порта.

 

Средний расход угля на "Новике" был 30 тонн в сутки однако уже за первый день после выхода из Циндао в топках сожгли 50 тонн, за второй - 55, за третий- 58. При таком расходе топливо должно было закончится на подходе к Хоккайдо.Виной всему была общая неисправность системы - в машинах обнаружились побеги пара, холодильники были неисправны. Что бы сократить расход топлива прекратили работу всех вспомогательных механизмов. Жгли всё, что горело: мусор мешали с масляной краской, паклю с маслом, шло в ход всё деревянное. С большим усилием расход сократили до 36 тонн. Для сокращения пути крейсер рискуя быть замеченным,держался ближе к берегам Японии. Ночью отчётливо были видны огни Токио.

 

Уже у Курильских островов стало ясно, что до Владивостока не дойти: угля хватит только до поста Корсаковского на Южном Сахалине. 6 августа подошли к Кунаширу. Маяк был телеграфом соединён с Хоккайдо что делало проход рядом с островом очень опасным, но ждать темноты не позволяли запасы угля которые уже подходили к концу. Маяк был окутан туманом, и решено было попробовать скрытно проскочить. Но здесь удача изменила "Новику" когда он был прямо напротив маяка туман рассеялся и крейсер оказался как на ладони. тотчас донесение что "Новик" обнаружен телеграфировали на Хоккайдо

В Хаккодате были направлены крейсера "Цусима" и "Читозе" на случай если "Новик" попытается уйти через пролив Лаперуза.

7 августа в 6 часов утра показался пост Корсаковский. Сразу же закипела работа. гарнизонные солдаты помогали грузить уголь расспрашивая о новостях из Порт-Артура. Ни кто не ожидал увидеть здесь русский крейсер от которого 10 дней, с момента его выхода из Циндао, не было ни каких вестей.

Работа была почти закончена телеграф начал принимать переговоры японцев. стало ясно что "Новик" попал в западню и как минимум 2 японских судна разыскивают его. Крейсер оказался в сложном положении. во время погрузки проводился экстренный ремонт но три котла всё равно не функционировали это лишало "Новик" главного преимущества - скорости. Командир принял решение "немедленно выйти на встречу неприятелю и попытаться уйти через пролив Лаперуза если же маневры не введут противника в заблуждение - принять бой.". уже в 17 часов 15 минут "Новик" сблизился с японским судном оказавшимся крейсером "Цусима", о продолжении маневров не могло быть и речи.

 

Дальнейшие события подробно описаны в вахтенном журнале, записи сделаны Лейтенантом А.П.Штером

 

"Тяжёлое ощущуние решительной минуты, видимо подействовало на всех: не слышно обычных шуток , все сосредоточено делали последние приготовления к бою и напряжённо всматривались в приближающегося неприятеля, стараясь определить какого противника нам придётся иметь. В скором времени удалось уже настолько рассмотреть его, чтобы определить тип: оказался один из крейсеров - "Нитака" или "Цусима", на котором по шести орудий в 6 дюймов и по 10 по 75 мм, тогда как у нас было всего 6 орудий по 4,7 дюйма, что состовляло довольно невыгодное для нас соотношение, в особенности при сознании, что в Лаперузовом проливе стоит ещё один крейсер, если не больше. Дали возможно больший ход и быстро стали сближаться: - японский крейсер повернул и пошёл на пересечку - блеснул огонёк, на который мы разом ответили всем бортом, - изавязался бой.

В начале, как всегда, были перелёты, затем снаряды стали ложиться ближе, и, наконец, раздался первый тревожный крик: "Пробоина в каюте старшего офицера!" Назначенные люди с инструментами бросились заделывать, насколько возможно, повреждение, но в это время уже неслись возгласы: "Пробоина в жилой палубе!" "Пробоина в кают-компании!" Людей разместили в разные места. Орудия, между тем, продолжали действовать безостановочно, и снаряды наши ложились достаточно правильно. Уже нами было получено несколько пробоин, но не в жизненных частях, когда из машины передали неприятное известие, что ещё в двух котлах лопнули трубы, ход сразу уменьшился, небольшого калибра снаряд упал на корму, убил комендора носового орудия и тяжело ранил двух человек из прислуги.

В это время сообщили что получена серьёзная пробоина в рулевом отделении, крейсер сильно сел на корму и накренился. Становилось ясным что уйти не удастся, а тут ещё передали что вода сильно поступает и рулевая машина не может действовать.

На корме почти всё снесло, кормового мостика точно не существовало, его окончательно разметало. Только орудия, по счастью, не были тронуты и продолжали по-прежнему поддерживать быстрый огонь.

К удивлению нашему заметили, что неприятель, вместо того чтобы ещё упорнее поддерживать бой, видя наше не совсем исправное состояние, начал быстро уходить в море и прекратил огонь; послали ему вдогонку ещё несколько снарядов и управляясь одними машинами повернули обратно в Корсаковск, чтобы осмотреться"

 

 

 

 

 

korsakov-small.gif

 

Схема боя у поста Корсаковский 7 Августа 1904 года

 

Получив повреждения, из которых наиболее серьёзными были 2 большие пробоины ниже ватерлинии, имея большой крен и с трудом справляясь с откачкой воды, "Цусима" ушёл ремонтироваться. Его место занял "Читозе" который остался сторожить "Новик" недалеко от входа в порт.

Вернувшись в пост Корсаковский, на крейсере думали осмотреться, провести ремонт и уйти под покровом темноты во Владивосток. Однако обнаружилось что некоторые пробоины заделать ни как нельзя, рулевой механизм невозможно отремонтировать и большинство котлов выведены из строя, а неприятель освещает выход из порта сторожа израненный "Новик".

После тяжёлых раздумий решено было затопить крейсер. Команда не скрывала слёз, гордость русского флота, герой Порт-Артура должен был закончить свой боевой путь. в 23 часа открыли кингстоны. 23:30 "Новик" лёг на дно.

 

Pic9.jpg

Затопленный "Новик" видны повреждения корпуса и надстройки.

 

 

Последний бой был коротким, но трудным. Были убиты комендор Николай Аникин, машинист 1 статьи Мдмитрий Гришин. Тяжело ранены машинный квартирмейстер 1 статьи Павел Шмырев, матрос 1 статьи Моисей Губенко, матрос 1 статьи Фома Заводов. Ранены вахтенный начальник лейтенант А.П. Штер, матросы Осип Дереза, Иван Шичко, Евгений Гордеев, Егор Прошин, Степан Буров, Николай Сорокин, Алексей Портнов, Пётр Романов, Яков Матвейчук, Сергей Козин. Несмотря на ранения, большинство из них участвовало в бою до конца.

 

Судьба команды "Новика"

 

 

 

9 августа в пост Корсаковский пришла телеграмма предписывающая командиру "Новика" Ф.Шульцу в кратчайшие сроки прибыть во Владивосток. Он был назначен командиром крейсера первого ранга "Громобой", остальным офицерам предлагалось выступить походным порядком в Александровск-Сахалинский.

 

Предстоял долгий и нелёгкий переход, большей частью по бездорожью, дикой, безлюдной местности. на обдумывание маршрута, транспорта, вопросов продовольствия ушло 10 дней. 17 августа августа команда "Новика" под музыку своего оркестра выступила на Владимировку (ныне город Южно-Сахалинск) в поход под командованием лейтенанта Порембского выступило 270 человек. в Корсакове остался отряд мичмана Максимова, которому поручили снять всё ценное с "Новика" и в случае высадки японского десанта подорвать крейсер. До Соловьёвки (примерно 10 километров от поста Корсаковский) корсаковцы сопровождали команду, во всех селениях моряков встречали хлебом с солью, устраивали обеды. последние признаки дороги исчезли около Серарок (около 100 киллометров от поста Корсаковский). Дальше шли дебри болотистой тайги, о характере дороги можно судить по тому факту что на участке пути в 30км отряд перешёл в брод 147 рек и ручьев.

около Найеро команда шла по знаменитой Онорской просеке, на строительстве которой в 1892 году надзиратель Ханов умолрил почти 800 каторжан. 45 моряков под командованием Штера на кунгасах ( рыболовецкая лодка длинной примерно 5-6 метров) отправились вверх по Поранаю. Пройдя по реке почти 300 километров отряд пережил массу приключений. Оба отряда соединились в Рыковском и 1 октября, по снегу прибыли в Александровск-Сахалинский. На рейде их уже ожидал транспорт "Тунгуз"

всего 45 дней понадобилось морякам чтобы пройти такой непростой путь, они объясняли это сплочённостью коллектива.

 

 

 

Отряд Максисмова

 

 

17 августа 1904 года мичман Максимов сделал запись в вахтеном журнале: "Сего числа в 7 часов 5 минут экипаж крейсра II ранга "Новик", в числе семи офицеров и 264 нижних чинов, под командованием лейтенанта Порембского, выступил в селение Мицулька, для следования во Владивосток. Под моей командой остался инженер-механик Потто, 28 человек нижних чинов, 14 человек больных и раненых в госпитале села Владимировка". Перед Максимовым и его командой стояла задача: снять с затопленого крейсера орудия, боеприпасы и всё ценное оборудование.

С самого начала пришлось применить смекалку. специальных средств не было, а снимать нужно было многопудовые орудия с броневыми щитами. Помог опыт Порт-Артура. плавучий кран был собран из двух старых барж. На баржи были поставлены стрелы и лебёдки, после тренировки по подъёму якорей и небольшой доводки оборудования началась работа.

Так как большая часть крейсера находилась под водой, то на первом этапе главная роль принадлежала водолазам. Пришлось нырять, чтобы достать аппараты и шлемы, из дождевого тента сшили водолазные костюмы в которых проработали почти 5 месяцев. При свойственной команде "Новика" дружной работе всё вскоре было налажено и уже 22 августа в село Соловьёвка отправили 4 47-мм орудия, сдал на хранение замки 120-мм орудий, 47 ящиков винтовочных патронов, штандарты и кормовые флаги. Почти всё время штормило, работали в редкие штилевые промежутки.

24 августа японцы решили взорвать крейсер, минёры уже начали закладку, когда матросы и местные солдаты заняв позицию на маячной горе обстреляли их катера. противник поспешно отступил неся потери. Позже с корабля сняли 3 заряда, каждый весил примерно 60кг и состоял из 3 мин. Впоследствии эта взрывчатка пригодилась Максимову.

Работа в отряде была расписана на каждый день, и в течении дня. С крейсера сняли шесть 120-мм и столько же 47-мм. также было вывезено 7 мин Уайтхеда, петдесят шесть

120-мм и сорок 47-мм снарядов, 2 становых якоря, 6 шлюпбалок, мачту, подъёмную стрелу, тенты, сигнальные флаги, весттрос и такелаж, красной меди 370 пудов, жёлтой меди 120 пудов, три прожектора с тубами, все тали, всю столовую посуду команды. все механизмы были очищены, смазаны и уложены в ящики. вокруг крейсера установили фиктивное минное заграждение.

для защиты рейда от японцев на совке установили два 47-мм и два 120-мм орудия. Батарея была сооружена по всем правилам, орудия замаскировали так умело что с моря их нельзя было обнаружить. Учебная стрельба дала прекрасный результат.

В конце сентября прибыл указ предписывающий отряду Максимова оставаться на Сахалине до весны для усиления обороны острова.

Когда на заливе встал лёд, работы по крейсеру были прекращены. матросы установили 47-мм пушку на колёса чтобы иметь артиллерию на случай отхода вглубь острова. С транспорта "Уссури", который шёл в Порт-Артур через пост Корсаковский, команда получила 4 пулемёта. К ним изготовили передки, и вся команда прошла обучение по обращения с пулемётом.

Вся зима прошла в напряжённой работе, учёбе, подготовке к возможным боям. На берегу было сооружено 7 сигнальных станций, Линия безукоризненно действовала до самой высадки японцев. для 47-мм орудий установленных на колёса изготовили картечь. Все приходящие транспорты Максимов встречал в море и сопровождал до якорного места, снабжал водой, углём, провизией, оказывал посильную помощь. команда помогала при разгрузке. Была оказана поддержка команде маяка на мысе Крильон, которую усилили отрядом подпоручика Мордвинова. Артиллерию разделили на береговою и полевую. 4 орудие передали под команду капитана Б.Н. Стерлингова, пулемётную команду набрали из матросов.

После падения Порт-Артура высадки на Сахалин было уже не избежать. Из Разведотдела генштаба сообщили что японская дивизия готовится к высадке 20-25 июня 1905.

Лейтенанту Максимову было приказано взорвать крейсер, имущество раздать бедным. Команде пришлось использовать всю имеющуюся взрывчатку, после взрыва крейсер превратился в бесформенную массу, самая большая пробоина была 8 метров в длину и 4 в ширину.

23 июня в 5 часов вечера, с мыса Крильон, сигнальщик Буров доложил о появившейся японской эскадре идущей курсом на мыс Анива. В течении всей ночи доносились сигналы о продвежении японцев.

К посту Корсаковскому двигалось 53 судна, 12 из них транспортные. к высадке готовилась 13-я дивизия под командованием генерал-лейтенанта Харагучи. личный состав дивизии насчитывал 14 тысяч человек личного состава против 1000 солдат и добровольцев обраняющих весь южный Сахалин.

Высадка произошла 24 июня в районе между деревней Мереей и Савиной падью. Вскоре из-за мыса эндум показался идущий к посту Корсаковскому отряд миноносцев. они подверглись обстрелу береговых батарей. после 5-7 минут обстрела на одном миноносце начался пожар, а на другом произошел взрыв от попадания 120-мм снаряда. Миноносцы бросились врассыпную и скрылись за мысом Эндум. вскоре появился новый отряд японских судов. и здесь матросы смогли потопить один попаданиями сразу 2х снарядов.противник снова отступил за мыс. зная положение флота артиллеристы открыли перекидной огонь. расстреляв все снаряды, они подорвали орудия и отступили к маячной горе. отступая к селу Соловьёвка команда Максимова сжигала всё чем мог воспользоваться противник. присоеденившись к отряду Арцышевского матросы ещё долго вели бои на Южном Сахалине.

Pic15.jpg

 

Pic14.jpg

 

 

 

В заливе морском, у прибрежных камней

Покоиться Витязь убитый...

Весь панцирь иссечен, разрублен шелом

И илом, и кровью покрыты...

Затихли шумевшие волны вокруг,

Свидетели грозного боя,

И ласково плещут, стараясь омыть

Кровавые раны героя...

И шепчут печальные волны ему:

"Давно ль ты как сокол носился,

Давно ль перед знаменем белым твоим

Испуганный враг сторонился...

Но зная, что ранен ты в прошлом бою,

Что силы тебя покидали

Враги окружили, в усталую грудь

Калёные ядра метали...

Ты бился израненный, новая рать

Сменила тобою сраженных

Ты бился, пока твой зазубренный меч

Не выпал из рук утомлённых.

Покойся, наш витязь, а мы понесем

Стране твоей скорбные вести,

Мы скажем что пал ты в неравном бою

Хранителем воинской чести.

Увидим мы слёзы любивших тебя;

Понятно нам жгучее горе...

И будут оплакивать долго тебя

И люди, и синие море..."

 

 

Кто автор стихотворения к сожалению не нашёл.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Хороший рассказ.Жаль кораблик :Smile_sad:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
421 публикация

Да используйте же вы спойлеры!

 

Чтобы его сделать, нужно написать такой код: [spoiler ]нужный текст[/spoiler ] (только без пробелов).

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
8 публикаций

darkwingdack Бронепалубный крейсер II ранга. Или вам нужны ТТХ с описанием конструкции? оформить и выложить конечно могу но изначально тема не для этого заводилась.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
293
[LST-B]
Разработчик
4 636 публикаций
465 боёв

darkwingdack Бронепалубный крейсер II ранга. Или вам нужны ТТХ с описанием конструкции? оформить и выложить конечно могу но изначально тема не для этого заводилась.

Ну кинь отдельно под второй спойлер ТТХ. Чтоб и не в самом рассказе был и доп.инфа по кораблю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
14 публикаций
1 бой

последния публикация в 2 томах порт-артура,это не полная книга там сокращения,у меня в детстве была книга 1 издания 1944 года

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
13 публикаций

если я правильно помню, воевали на суше за Сахалин, не сдались, были отмечены.

P.S. я имел в виду на суше воевали, как солдаты... Честь и Хвала..

Изменено пользователем anonym_adJDNOMZMHSX

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
8 публикаций

прочитал её. ни очень понравилась, про устройство крейсера хорошо написано, хотел подсократить и сюда выложить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
12 публикаций
127 боёв

Когда "Новик" прибыл в Корсаковский пост (ныне город Корсáков), то с него были сняты орудия и установлены на берегу. Пушки использовались для отражения высадки японцев на Сахалин и были взорваны его защитниками, при отступлении. Это остаток одного из тех самых орудий. В музее Южно-Сахалинска.

 

7fa33dfefa6e.jpg

 

И модель легендарного крейсера.

 

8f692d20711d.jpg

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 публикация
224 боя

Героический кораблик!!!Кстати судьба его тезки эсминца "Новик" не менее героична.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
8 публикаций

Извиняюсь за долгое отсутствие. Закончил тему.

Героический кораблик!!!Кстати судьба его тезки эсминца "Новик" не менее героична.

"Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт" этот эсминец назван в честь крейсера "Новик", видать у этого имени такая судьба.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×