Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ShakalChamakh

Крейсер "Suffren"

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
64 публикации
376 боёв

1414e5c8302b588dbe275129847e7040.jpg

 

Тяжёлые крейсер "Сюффрен"

 

История разработки

   В начале 1924 г. французскому МГШ стали известны характеристики итальянских кораблей типа «Trento», существенно превосходивших по бронированию первые французские КРТ. В итоге, при выдаче задания на проектирование крейсера программы 1925 г. особое внимание было уделено защите. Корабль должен был оставаться на плаву и сохранять ход при одном торпедном попадании, а его броня — выдерживать попадания 140-мм снарядов.

   Разработанный Техническим отделом проект базировался на предыдущем типе «Duquesne», сохраняя его вооружение и практически не отличаясь от него внешне. Задачи тоже, остались прежними:

- Дальняя разведка в интересах линейных сил флота;

- Поддержание контакта с противником;

- Поддержка лёгких сил;

- Эскортирование конвоев;

- Борьба с вражескими рейдерами;

- Применение в качестве быстроходным войсковых транспортов;

- Демонстрация флага.

   За счет снижения максимальной скорости до 32 уз. стало возможным отказаться от одного ТЗА и двух ПК, перепланировав кормовые отсеки энергетической установки, причем для придания им дополнительной защиты в проекте появились угольные ямы, а затем — два небольших котла с угольным отоплением. Заказ на постройку «Suffren» выдали 01.11.1925

 

Эскиз корабля

3c7fd1e57f19e5062417034cffd2691c.jpeg

 

 

Конструкция

   Головной крейсер нового проекта внешне сильно походил на «Duquesne», имея ту же треногую фок-мачту, однодревковую грот-мачту с расположенной на ней прожектор­ной площадкой, две широко разнесенные трубы с установленным между ними краном, аналогичное размещение 75-мм и 37-мм зениток и торпедных аппаратов. Обе катапульты стояли побортно между кормовой трубой и грот-мачтой. Наиболее необычной внешней особенностью "Suffren" стало местонахождение ходового мостика - чтобы не закрывать в бою обзор из боевой рубки, его «оторвали» от носовой надстройки и приподняли на два уровня, закрепив между опорами фок-мачты. Данная конструкция оказалась непрактичной, и от ее использования на последующих кораблях серии отказались из-за протестов командиров, но "Suffren" сохранял подобное расположение мостика до конца службы.

  Конструкция корпуса отличалась от предшественников гораздо сильнее. Прежними остались высокий борт (12,05 м от киля до верхней палубы), наличие полубака, разделение по палубам и отсекам. Кормовой оконечности была придана удачная форма типа «утиный хвост», которая позволяла уменьшить проседание кормы на полном ходу и ее заливаемость. Данная форма оказалась настолько удачной, что впоследствии повторялась не только на крейсерах. Почти на всем протяжении корпуса имелась продольная переборка, состоявшая из трех отрезков. Первый начинался от 3-го шпангоута и в районе кормовых машинно-котельных отделений проходил в 5,3 м от диаметральной плоскости. Второй (шп.91-125) прикрывал носовую группу машин и котлов и находился в 7,2 м от ДП. Третий продолжался дальше в нос до 156-го шпангоута, защищая носовые погреба. Продольная переборка простиралась от главной палубы до внешней обшивки. На промежутке от 52-го до 91-го шп. между ней и внешней обшивкой находилась еще одна переборка, разделявшая топливные цистерны и угольные ямы. Последние имели ширину до 2 м. Наконец, почти по всей длине корпус имел второе дно.

  Благодаря удачным обводам корпуса и высокому надводному борту (9,72 м на форштевне при стандартном водоизмещении) крейсера типа "Suffren" обладали хорошими мореходными качествами. Лишь «Фош», с его необычной фок-мачтой и высоко расположенными постами управления огнем, отличался в худшую сторону повышенной валкостью. По оценкам, корабли должны были сохранять остойчивость и не опрокидываться при затоплении всех помещений между обшивкой и продольной переборкой на протяжении четырех отсеков одного борта.

 

чертеж головного корабля серии

3547fdfdad445b4b9e99aead39d2bf08.jpg

 

 

Бронирование

  Стремление командования флота получить более защищённые крейсера привело к заметному улучшению бронирования нового типа, причём масса брони росла от корабля к кораблю, а схема защиты всё время совершенствовалась. Различия между крейсерами оказались столь значительными, что "Suffren",«Кольбер» и «Фош»,«Дюпле» оказались столь велики, что их можно было бы отнести к различным типам. Тонкий броневой пояс первого не давал крейсеру серьёзной защиты от огня крейсеров противника, защищённость других оказалась несколько выше. Три последних корабля серии несли внутренний броневой пояс и, соответственно, лишились продольной броневой переборки. Вес брони для "Suffren" составил 951 т, для "Кольбер" и "Фош" этот по­казатель достиг 1374 т, а для "Дюпле" — 1533 т.

  "Suffren" имел 50-мм пояс из нецементированной стали высотой 2,56 м, прикрывавший отсеки силовой установки. Масса пояса вместе с подкреплениями составляла около 150 т. Борт выше него выполнялся из 20-мм кораблестроительной стали. Верхняя палуба в средней части выполнялась толщиной 25 мм, а главная — 18 мм.
  Погреба главного калибра сохранили «коробчатую» защиту — 50 мм с боков, 20 мм сверху, спереди и сзади. Защита артиллерии и боевой рубки не претерпела изменений по сравнению с "Duquesne". Румпельное отделение защищали 20-мм продольные переборки и кормовой траверс, а сверху прикрывала 18-мм палуба — все из обычной кораблестроительной стали.. Общий вес защиты корпуса «"Suffren" достигал 670 т, артиллерии - 91 т. В сумме это составляло 7,6% от стандарт­ного водоизмещения

 

 

Вооружение

Крейсера несли по восемь 203-мм орудий главного калибра, восемь 75-мм зенитных орудия, а также два 550-мм четырёхтрубных торпедных аппарата и противолодочные бомбомёты. 203-мм орудие главного калибра образца 1924 г выпускало четыре снаряда (массой 127кг) в минуту, на дистанцию до 31 км.

  Зенитный боезапас для всех крейсеров составлял по 500 выстрелов на каждое 75-мм или 90-мм орудие и по 1000 выстрелов на 37-мм пушку.

 Модернизации 1941 —1945 гг.

  Информация о модернизациях и перевооружении крейсеров этого типа до и в годы Второй мировой войны крайне скудна и противоречива. В течение 1941 – 1942 гг. на кораблях, оставшихся под контролем правительства Виши, было несколько усилено зенитное вооружение. Кормовые 37-мм зенитки обр. 1925 г. со всех кораблей были сняты; вместо них на "Colbert" установили три, а на "Foch" и "Dupleix" — по четыре спаренных 37-мм/50 установки обр. 1933 г. "Colbert" и "Foch" получили по 4×4 ― 13,2-мм пулемета "Гочкис" обр. 1931 г. Кроме того, на всех крейсерах установили по 2×2 ― 13,2-мм пулемета "Гочкис", а также по несколько пулеметов «винтовочного» калибра (на "Colbert" — 4, на "Foch" — 7, на "Dupleix" — 3).

  В середине 1942 г. на "Colbert" смонтировали РЛС «Садир» французского производства. Ее разнесенные антенны монтировались на ноках реев фок-мачты — излучающая и принимающая отдельно.

  Перешедший на сторону союзников "Suffren" в 1944–1945 гг. прошел модернизацию, аналогичную проведенной на "Duquesne" и "Tourville". С крейсера демонтировали катапульту, торпедные аппараты и грот-мачту. Также был снят дальномерный пост с боевой рубки, над которой надстроили еще один мостик для зенитных автоматов. Все 37-мм зенитки и 13,2-мм пулеметы были сняты и  установлено стандартное ПВО союзников: 8×1 ― 40 мм/56 Bofors и 20×1 ― 20 мм/70 Oerlicon. На фок-мачте смонтированы РЛС ОНЦ типа SF-1 и ОВЦ SA-2 американского производства; в главном КДП установлен 8-метровый стереодальномер.

Spoiler

759ff53812e158e60ec1b9132683a2cf.jpeg

 

 

Силовая установка

  Конструкция основных элементов энергетической установки была подобной типу "Duquesne" и единой для всех четырех кораблей. Она выполнялась по характерной для французских броненосных крейсеров трехвальной схеме и размещалась по эшелонному принципу, занимая 7 отсеков . Различия состояли в том, что после машинного отделения (ТЗА внешних валов) находился отсек, в котором на "Suffren" и "Colbert" располагалось 2 котла с угольным отоплением, а на "Foch" и "Dupleix" — цистерна дизельного топлива.  тонкотрубные треугольные котлы типа "Guyot - du Temple" (рабочее давление пара 20 атм.) и ТЗА системы "Rateau-Bretagne", состоявшие из двух турбин переднего и одной заднего хода, а также одноступенчатого редуктора. Диаметр винтов 4,15 м; шаг — 3,38 м для центрального и 3,84 м для бортовых. В последствии, после модернизации мощность была поднята до 105 700 л.с., в следствии чего и скорость возросла до 34 узлов.
Для выработки электроэнергии служили 4 турбо- и 2 дизель-генератора, а также аварийный дизель-генератор, размещавшиеся аналогично типу "Duquesne"

 

 Тактико-технические характеристики

Тяжёлые крейсера типа "Suffren"

Страна           Франция

Предшествующий тип        «Дюкень»

Последующий тип   «Альжери»

Основные характеристики

Водоизмещение        Стандартное — 10 000 т,

полное: "Suffren" — 12 928 т,

«Кольбер» — 13 103 т,

«Фош» — 13 429 т,

«Дюпле»- 13 407 т

Длина 185/194,2 м («Дюпле» — 185/194 м)

Ширина         19,26 м

Осадка           7,2 м

Бронирование           "Suffren"  и «Кольбер» — пояс — 50 мм, палуба — 25+18 мм, погреба — 50…20 мм; «Фош» — продольная переборка 54…40 мм, траверзы — 20 мм, палуба  — 20+18 мм, погреба — 54…20 мм; «Дюпле» — продольная переборка — 60…20 мм, траверзы — 20 мм, палуба 22 — 20+18 мм, погреба — 60…30 мм.

Все: башни и рубка — 30 мм

Двигатели     3 ТЗА Rateau Bretagne

Мощность      90 000 л. с.

Скорость хода           32 узла

Дальность плавания "Suffren" и «Кольбер» — 4600 миль на 15 узлах, «Фош» и «Дюпле» — 5300 миль на 15 узлах

Экипаж          602—605 человек

Вооружение

Артиллерия   4 × 2 — 203-мм/50

Зенитная артиллерия           8 × 1 — 75-мм/50 (только "Suffren"), 8 × 1(«Кольбер» и «Фош») или 4 × 2 («Дюпле») — 90-мм/50, 8 × 1 ("Suffren") или 4 × 2 (остальные) — 37-мм/50, 4 × 4 — 13,2-мм пулемёта (только «Дюпле»)

Минно-торпедное вооружение      Два трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата

Авиационная группа           2 катапульты, 3 гидросамолёта ("Suffren" — 2 гидросамолёта)

 

Построечная таблица кораблей

«Suffren» AB 17.4.1926 3.5.1927 1.1.1930 Искл. 27.12.1962

«Colbert» AB 12.6.192720.4.1928 4.3.1931 Затоплен 27.11.1942

«Foch» AB 21.6.192824.4.1929 15.9.1931 Затоплен 27.11.1942

«Dupleix» AB 14.11.19299.10.1930 20.7.1932 Затоплен 27.11.1942

 

История службы

Сюффрен (Suffren) 1926/1962

  С ноября 1929 г. "Suffren", еще официально не вошедший в боевой состав, был включен в 1-ю легкую дивизию с базированием на Брест. Летом следующего года он перешел на Средиземное море, где принял на борт 46 курсантов военно-морской академии и совершил с ними два продолжительных похода — с октября 1930 по январь 1931 г. к побережью Западной Африки и Вест-Индии и в апреле – июле 1931 г. по Средиземному морю.

  Весной 1939 г. получил приказ готовиться к переходу в Индокитай, чтобы сменить "Primauguet" в качестве флагмана Морских сил Дальнего Востока (Forces Navales d'Extrême Orient — FNEO). Он вышел из Тулона 21 июня и 23 июля прибыл в Сайгон.

  C сентября 1939 г. осуществлял патрулирование и поиск немецких судов в Южно-Китайском море и водах голландской Ост-Индии, в ноябре прибыл в Сингапур и вместе с британским крейсером "Kent" принимал участие в сопровождении конвоев с австралийскими войсками через Индийский океан.

  В апреле 1940 г. решено было перевести крейсер в Средиземноморье. 5 мая он вышел из Коломбо и, пройдя через Аден и Суэц, 18 мая прибыл в Александрию, где вошел в состав Соединения «X» вице-адмирала Годфруа.

  11–19 июня 1940 г. совместно с другими крейсерами и эсминцами совершил безрезультатный рейд к Додеканезским островам; в ночь на 20 июня  совместно с "Duguay Trouin" выходил к Тобруку на перехват итальянских эсминцев..

  05.07.1940 г. в составе эскадры Годфруа разоружен в Александрии.

30.05.1943 после перехода адмирала Годфруа на сторону голлистского правительства в Алжире. вновь вошел в строй.

  04.07.1943 вместе с "Duguay Trouin" вышли из Александрии и, пройдя Момбасу, Дурбан, Кейптаун и Такоради.

  17.07.1943 спас уцелевших с торпедированного "City of Canton" у Мозамбика.

3.09.1943 эскадра прибыла в Дакар, где крейсер немедленно включился в операции по борьбе с немецкими блокадопрорывателями. Он действовал в группе с легким крейсером "Gloire" и итальянским "Duca a'Aosta". Эта деятельность продолжалась до 1944 г., причем маршруты корабля простирались от Дакара до бразильского Ресифи.

До середины 1945 г. — ремонт в Касабланке.

  После перехода на сторону союзников в 1944 - 1945 гг. взамен 37-мм зенитных орудий, торпедных аппаратов и авиационного оборудования было установлено стандартное ПВО союзников: 8×1 ― 40-мм Bofors и 20×1 ― 20-мм Oerlicon.

  По окончании боевых действий в Европе крейсер принял участие в переброске войск на Дальний Восток. 26.06.1945 он вышел из Тулона в Коломбо, вернувшись через два месяца, а уже 21.09.1945, вместе с "Gloire", снова отправился в Индокитай, прибыв туда 19.10.1945. Высадив войска, 27.10.1945 корабль двинулся в обратный путь и 21.11.1945 был на родине.

  9.02.1946 вновь ушел в Индокитай и прибыл в Сайгон 25.02.1946. На Дальнем Востоке корабль оставался до 18.02.1947, успев принять участие в реальных боевых действиях. В частности, в ноябре 1946 г. обстреливал Хайфон (Вьетнам), что повлекло более 200 жертв и стало вкладом в начало Первой Индокитайской войны.

  24.03.1947 крейсер вернулся в Тулон, где 01.10.1947 его вывели в резерв.

После вывода в резерв использовался в качестве волнолома в Тулоне.

  27.12.1962 "Suffren" был исключен из состава флота, но потом еще более 10 лет использовался в качестве блокшива

В 1964 г. был переименован в "Océan" («Океан»)

В 1974 г. продан на слом.

Послевоенное фото "Океан"

0e97e7a07b5b9e9a7cfafe99476fcd5b.jpg

 

Кольбер (Colbert) 1927/1942

  На испытаниях в течение 6 часов поддерживал 31,25 уз. при средней мощности 99 575 л.с, а в течение часа развил 33,06 уз. и 105 722 л.с. при нормальном водоизмещении. .

  В 1935 г. прошел ремонт, в ходе которого несколько усилили бронирование.

10.06.1936 столкнулся с "Algérie", в результате чего последний был вынужден стать в док.

  С 1937 г. все крейсера периодически привлекались к действиям в испанских водах в рамках Комитета по невмешательству. В это время на возвышенные орудийные башни наносился французский триколор.

В начале войны входил в состав 1-й эскадры крейсеров.

  В начале октября для поиска действовавших в Атлантике германских «броненосцев» было образовано несколько групп, в том числе Соединение «X». В декабре входил в состав этого соединения.

  24.01.1940 крейсера (в т. ч. "Colbert") поступили в распоряжение Адмирала Африки с базированием на Оран и вновь занялись сопровождением конвоев.

13-14.06.1940 участвовал в операции по обстрелу Генуи.

  После подписания перемирия 25.06.1940 остался под контролем правительства Виши и находился в Тулоне.

С 01.08.1940 до января 1941 г. выводился в резерв для прохождения ремонта.

  В 1941-42 гг. на корабле усилена ПВО. дополнительно установлено 6×1 ― 37-мм установки, 4×4 и 2×2 ― 13,2 мм и 4×1 ― 8-мм пулемёта.

В середине 1942 г. на корабле была установлена РЛС.

  27.11.1942 затоплен экипажем при попытке захвата немцами. Пожар на крейсере продолжался 6 дней, а затем возобновился 7 декабря. После этого корабль не подлежал восстановлению; его разобрали на месте в 1946–1947 гг.

10ae84d592e0a2d773590774168662aa.jpg

 

Фош (Foch) 1928/1942

  В марте 1935 г. обеспечивал защиту французских интересов в ходе военного мятежа и беспорядков в Греции.

  С 1937 г. все крейсера периодически привлекались к действиям в испанских водах в рамках Комитета по невмешательству. В это время на возвышенные орудийные башни наносился французский триколор.

  В начале Второй Мировой войны вместе с "Dupleix" составляли соединение M (Force M), которое базировалось на Дакар.

  В начале октября для поиска действовавших в Атлантике германских «броненосцев» было образовано несколько групп, в том числе Соединение «X». В ноябре "Foch" входил в состав этого соединения.

  24.01.1940 с группой других крейсеров поступил в распоряжение Адмирала Африки с базированием на Оран и вновь занялся сопровождением конвоев.

  В феврале побывал в Марокко и на Бермудах, после чего ушел на ремонт в Тулон.

13-14.06.1940 участвовал в операции по обстрелу Вадо близ Генуи. Во время возвращения в Тулон на "Foch" произошла авария рулевого управления, заставившая крейсер совершить полную циркуляцию.

После перемирия находился в Тулоне.

  В 1941 г. выведен в резерв для прохождения ремонта. 04.10.1941 начался ремонт. Имеются сведения, что за это время он получил дополнительно к штатным 4×2 — 37-мм автомата, 4×4 и 2×2 — 13,2-мм и 7×1 — 8-мм пулемета. Однако корабль так и оставался фактически разоруженным до 27.11.1942 г., когда в Тулон вошли немецкие войска. 27.11.1942 затоплен экипажем при попытке захвата немцами. Горел несколько дней.

16.04.1943 поднят итальянцами и сдан на слом.

b8f202318624f9fb3b321c9178393b09.jpg

 

Дюпле (Dupleix) 1929/1942

  Входил в состав 1-го дивизиона лёгких сил 1-й эскадры.

После столкновения крейсеров "Colbert" и "Algérie" 10.06.1936, после которого флагманский "Algérie" стал в док, командующий эскадрой вице-адмирал Абриаль перенес флаг на "Dupleix".

  С 1937 г. все крейсера (в т. ч. "Dupleix") периодически привлекались к действиям в испанских водах в рамках Комитета по невмешательству. В это время на возвышенные орудийные башни наносился французский триколор.

  С 14.10.1939 до конца января 1940 г. вместе с "Algérie" составляли соединение X (Force X), которое базировалось на Дакар.

  25.10.1939 совместно с лидерами "Le Fantasque" и "Le Terrible" захватил немецкое судно "Santa Fé" 

13-14.06.1940 участвовал в операции по обстрелу Вадо и Генуи.

После перемирия находился в Тулоне.

  Выводился в резерв с января по октябрь 1941 г. для проведения ремонта. Имеются данные, что на нём было установлено дополнительно к штатным 4×2 — 37-мм автомата, 4×4 и 2×2 — 13,2-мм и 3×1 — 8-мм пулемета.

  27.11.1942 немцам удалось ворваться на корабль, загнать команду под палубу и перекрыть кингстоны. Тогда командир корабля, капитан Moreau приказал подорвать башни ГК зарядами с укороченными фитилями. После того как башни взорвались и пожар разгорелся, командир отдал приказ покинуть судно. Ушли и французы, и немцы. Корабль горел 10 дней.

  03.07.1943 поднят итальянцами, повторно потоплен авиацией союзников во время воздушного налёта в 1944 г.

58ee51b1b358cd1a587ef742ecc4f15a.jpg

 

 

Интересный факт

В 1937 году Кусто получил назначение на Suffren, а затем на Codercel, приписанные к военно-морской базе в Тулоне.

В сентябре 1939 года Жак Ив Кусто был назначен канониром на крейсер Duplelx, где он прослужил до июня 1940 года, даты перемирия между Францией и Германией.

Фото

 

9dae95c2a49c88631191bdd6ae16affe.jpg

 

 

2ddb7bb191f4d38a859a80d25b44cafe.jpg

 

 

Источники

 

 

 
 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
55 публикаций

Не плохой крейсер,но по сравнению с великобретанским крейсером о котором я делал пост он отстаёт ^_-

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 310
[LST-W]
Альфа-тестер
20 399 публикаций
874 боя

Не плохой крейсер,но по сравнению с великобретанским крейсером о котором я делал пост он отстаёт ^_-

 

 

В чём именно "Сюффрень" отстаёт от "Белфаста"?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
63 публикации
21 бой

все таки британский флот не такой плохой на первый взгляд


:eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

все таки британский флот не такой плохой на первый взгляд


:eyesup:

А ничего, что корабль французский как бы? :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×