Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_10692832

Михаил Петрович Лазарев

В этой теме 29 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Продолжаем цикл тем об адмиралах. В прошлый раз я писал об адмирале Нахимове и вице-адмирале Макарове. И вот, после небольшой задержки, представляю вашему вниманию жизнеописания выдающегося русского адмирала Михаила Петровича Лазарева.

 

(3 ноября 1788 года — 11 апреля 1851 года)

Ранние годы и начало карьеры.

 

 

 

Знаменитый русский флотоводец родился во Владимирской губернии 3 ноября 1788 г.  Его отец Петр Гаврилович Лазарев был правителем Владимирского наместничества, сенатором и тайным советником.

Михаила отдали в Морской кадетский корпус после смерти отца в 1800 г., где его способности сразу привлекли внимание командования корпуса. Становление М. Лазарева как личности, приобретение им профессиональных знаний происходило под опекой опытного моряка, выдающегося педагога и ученого Гамалеи Платона Яковлевича.

В мае 1803 г. (по рекомендации Гамалеи) Михаила Лазарева был направлен гардемарином  на корабль "Ярослав".

Осенью того же года Михаил Петрович в числе других волонтеров был отправлен в Англию для ознакомления с состоянием военно-морского дела на иностранных, частности английском, флотах и совершенствования своих знаний в военно-морской области. В Англии он учился пять лет. Ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях. Там же занимался самообразованием, изучая историю и этнографию.

Лазарев вернулся в Россию лишь в мае 1808 года уже в звании мичмана и служил на Балтийском флоте.

 

 

Лазарев в Русско-шведской войне 1808 - 1809 годов.

 

 

 

 

Сражение 14 августа 1808 года.

Михаил Петрович Лазарев принимал активное участие в боевых действиях Русско-шведской войны (1808 - 1809 года). Особенно отличился он в бою 14 августа 1808 г. вблизи Балтийского порта, находясь на корабле "Всеволод". Тут я считаю, что нужно подробнее рассмотреть это сражение, хоть и не совсем удачное, но все же сыгравшее значительную роль в становлении Лазарева как сильной личности.

В середине июля 1808 года русская эскадра, состоящая из 9 линейных кораблей, 7 фрегатов и 13 малых судов, под командованием адмирала Ханыкова вышла из Кронштадта для крейсерства у полуострова Гангут. 13 августа сигнальщики обнаружили объединенную англо-шведскую эскадру в составе 7 линейных кораблей, 6 фрегатов, 2 бригов и коттера. Ханыков стал отводить свою эскадру в кильватерном строю к Балтийскому порту (Палдиски). Замыкал русскую колонну 74-пушечный корабль “Всеволод” под командованием капитана I ранга Руднева, на борту которого и находился Михаил Петрович Лазарев.

Утром 14 августа “Всеволод” догнали 2 английских корабля и вступили с ним в бой, во время которого “Всеволод” получил сильные повреждения в такелаже и рангоуте и не смог держаться в строю. Видя тяжелое положение “Всеволода”, адмирал Ханыков поднял сигнал трем концевым русским кораблям идти ему на помощь. Но те не исполнили дважды повторенный приказ, поэтому Ханыков на своем флагманском 130-пушечном корабле “Благодать” с еще двумя кораблями повернул на помощь Рудневу. Английские корабли были отогнаны, а “Всеволод” был взят на буксир 36-пушечным фрегатом “Полукс”. В 6 милях от порта буксир лопнул, “Всеволод” увалился под ветер, не смог обогнуть мыс острова Малый Рогге и стал на якорь у берега, а “Полукс” присоединился к эскадре, к этому времени вставшей на якорь на рейде Балтийского порта и начавшей готовиться к отражению врага. Адмирал Ханыков послал для дальнейшей буксировки “Всеволода” в порт несколько шлюпок под защитой вооруженных барказов. В 16 часов шлюпки подошли к кораблю и начали буксировку. Два английских корабля, увидев бедственное положение “Всеволода”, приблизились и, разогнав картечным огнем шлюпки, атаковали его. Руднев, решив защищаться “до последней крайности”, посадил “Всеволод” на мель. Один из английских кораблей попытался взять “Всеволод” на абордаж, но при этом сам сел на мель. Несколько кораблей эскадры Ханыкова во время этого боя снялись с якорей, но из-за слабого ветра не смогли выйти из порта и вскоре встали на шпринг, для отражения возможного нападения противника.

Даже после часового ожесточенного боя англичане не сумели захватить “Всеволод”. Тогда другой вражеский корабль зашел с кормы и продольными залпами вызвал на “Всеволоде” огромные разрушения и большие потери в людях. Только после этого им удалось подняться на борт русского корабля и после абордажного боя захватить его. Из почти 700 человек команды “Всеволода” спаслось только 56, еще 37 раненых моряков попали в плен. Был поднят из воды и попал в плен и Лазарев (вскоре был освобожден).

После нескольких безуспешных попыток снять с мели русский корабль, англичане, опасаясь появления кораблей Ханыкова, разграбили “Всеволод” и подожгли. Утром 15 августа “Всеволод” взорвался. Однако англо-шведская эскадра простояла у Балтийского порта около месяца, но, так и не решившись вступить в бой, ушла. Адмирал Ханыков и командиры трех кораблей, не оказавших утром 14 августа необходимую помощь “Всеволоду”, были отданы

под суд.

 

 

 

Лазарев в Отечественное войне 1812 года.

 

 

 

В 1812 г., когда началась Отечественная война против наполеоновской Франции, лейтенант Лазарев служил на Балтийском море на бриге «Феникс», который входил в отряд кораблей капитана 2 ранга Толубьева. Перед отрядом кораблей Толубьева стояла задача прикрывать Рижский залив от прорыва французских кораблей.

В августе 1812 г., когда французские войска, наступавшие на рижском направлении, создали реальную угрозу захвата города, командование русской армии в целях отвлечения части сил противника от Риги приняло решение высадить десант в Данциг, имевший важное значение в снабжении наполеоновской армии в Прибалтике. Выполнение этой задачи было возложено на отряд кораблей капитана 2 ранга Толубьева и приданные ему транспорты с десантными войсками.

19 августа корабли, в том числе и бриг «Феникс», подвергли Данциг интенсивному артиллерийскому обстрелу, после чего высадили в порт демонстративный десант. В этих действиях активное участие принимал и лейтенант Лазарев. Демонстративные действия кораблей против Данцига увенчались полным успехом; французское командование было вынуждено приостановить наступление на Ригу и часть сил перебросить в район Данцига. Переброска их к Данцигу серьезно ослабила группировку войск противника, действовавших на рижском направлении и тем самым облегчила положение русских войск, оборонявших подступы к Риге.

Выполнив задачу по высадке десанта в Данциге, бриг «Феникс» в сентябре вернулся в Свеаборг. До конца кампании 1812 г., а также с мая до сентября 1813 г. «Феникс», базируясь на Свеаборг, почти непрерывно вел крейсерство в Финском заливе, заходя ненадолго в базу только для пополнения запасов продовольствия и пресной воды. За успешное выполнение боевых задач в кампанию 1812 г. и проявленные при этом мужество и воинскую доблесть Михаил Петрович Лазарев был награжден серебряной медалью.

 

 

 

Первое кругосветное плавание.

 

 

 

 

Плавание на шлюпе Суворов.

В 1813 г. Михаил Петрович Лазарев был приглашен правлением Российско-Американской компании в качестве капитана только что построенного судна «Суворов», которое должно было доставить из Кронштадта в Новоархангельский порт на о-в Сатку различные грузы для жителей русских поселений в Северной Америке.

Внимательно изучив только что вступившее в строй судно, Лазарев нашел в нем ряд существенных недостатков, без устранения которых нельзя было отправляться в океанское плавание. По его настоянию на «Суворове» были произведены некоторые дополнительные работы по усилению прочности корпуса и совершенствованию рангоута и парусов. Все эти работы проводились в срочном порядке и под личным наблюдением Лазарева.

8 октября 1813 г. «Суворов» вышел из Кронштадта, 27 ноября благополучно прибыл в Портсмут и стал на якорь на Спитхедском рейде.

Плавание на Балтийском и Северном морях, проходившее в штормовую погоду, выявило, что «Суворов», несмотря на принятые Лазаревым меры, еще не полностью готов к трудному океанскому плаванию и нуждается в устранении обнаруженных недостатков как в корпусе судна, так и рангоуте. Ремонтные работы, производившиеся силами экипажа и английских мастеров, заняли почти три месяца. Заново был проконопачен корпус, заменили некоторые части рангоута. Однако основной причиной задержки выхода «Суворова» из Портсмута было то, что некоторые грузы, предназначавшиеся для перевозки в Новоархангельский порт, не были вовремя подготовлены и доставлены на судно. И только в конце февраля 1814 г. оно смогло покинуть английский порт и через Атлантический океан направиться к берегам Бразилии. До о-ва Мадейра «Суворов» шел вместе с английским конвоем, а затем продолжал плавание самостоятельно до Рио-де-Жанейро.

Успешно завершив переход через Атлантический океан, 21 апреля «Суворов» прибыл в Рио-де-Жанейро, где простоял более месяца. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и направился к мысу Доброй Надежды в расчете обогнуть Южную Африку и через Индийский океан пройти в Тихий океан.

В Индийском океане судно дважды попало в жесточайший шторм. Несколько суток экипаж мужественно боролся с разбушевавшейся стихией.

После 50-дневного плавания в условиях частых дождей и штормовой погоды «Суворов» в августе прибыл в австралийский порт Джексон.

В начале сентября 1814 г. «Суворов» снялся с якоря и вышел в океан. Плавание проходило в условиях частых дождей, тумана и сильных ветров, сопровождавшихся шквалами и снежной пургой. По пути к берегам Америки 28 сентября Лазарев обнаружил группу неизвестных коралловых островов: после тщательного обследования и точного определения координат они были нанесены на карту и названы островами Суворова.

И вот 17 ноября 1814 г. «Суворов» благополучно прибыл в Новоархангельский порт.

После стоянки в Новоархангельске «Суворов» в конце июля 1815 г. покинул Новоархангельск и взял курс в Россию. Следуя вдоль побережья американского континента, он посетил Сан-Франциско, а затем зашел в перуанский порт Кальяо, расположенный недалеко от столицы испанской колонии Перу — Лимы. «Суворов» был первым русским кораблем, посетившим Перу.

В Кальяо М. П. Лазарев вел переговоры с местными властями об установлении торговых связей с Перу.

15 февраля 1816 г. «Суворов» покинул порт Кальяо и направился к мысу Горн в расчете обогнуть южноамериканский континент и через Атлантический океан вернуться в Кронштадт, завершив таким образом кругосветное плавание.

На пути к мысу Горн «Суворов» попал в сильнейший шторм. Огромные океанские волны буквально заливали судно. От их мощных ударов в корпусе образовалась довольно сильная течь. Возникла серьезная угроза безопасности судна. Но все обошлось благополучно. Хладнокровие и исключительно высокая морская выучка Лазарева, смелые и решительные действия команды сыграли свою роль — «Суворов» в очередной раз вышел победителем в схватке со стихией.

В начале июня он прибыл в Портсмут, простояв здесь около двух недель, 24 июня вышел в море, а 15 июля 1816 г. благополучно прибыл в Кронштадт, став на якорь на малом Кронштадтском рейде.

Таким образом, первое кругосветное плавание Михаила Петровича Лазарева, продолжавшееся два года девять месяцев и семь дней, успешно закончилось. Он провел «Суворова» через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, многие моря и привел судно в Кронштадт в отличном состоянии.

 

 

Путешествие к Южному полюсу.

 

 

 

 

В феврале 1819 г. правительство России по настоятельной рекомендации известных мореплавателей и ученых приняло решение о проведении научно-исследовательской экспедиции в южнополярные воды с целью поиска неведомой земли.

Для участия в этой экспедиции было выделено два шлюпа — «Восток» под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный», командиром которого был назначен лейтенант Лазарев. Руководство экспедицией возложили на капитана 2 ранга Беллинсгаузена.

Совместная экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева была призвана либо подтвердить, либо опровергнуть существование шестого континента мира — Антарктиды.

 

 

Шлюп "Мирный"

Шлюпы «Восток» и «Мирный» строились для плавания в Балтийском море и не были приспособлены к океанскому плаванию, да еще в суровых условиях приполярных вод Южного полушария, где не исключалась возможность встречи с ледяными полями и даже сплошным ледовым покровом.

Всего на двух кораблях отправлялись 190 человек, из них 73 на «Мирном».

К июлю 1819 г. все приготовления кораблей были закончены. 3 июля «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта.

Выйдя из Кронштадта, «Восток» и «Мирный» через десять дней достигли Копенгагена и после кратковременной стоянки на рейде направились в Северное море. 29 июля они прибыли на Спитхедский рейд, где стали на якорь. Пребывание в Портсмуте продолжалось около месяца. 28 августа корабли покинули Портсмут и легли на курс к берегам Бразилии. 65-дневное плавание до Рио-де-Жанейро было использовано для астрономических наблюдений и гидрологических исследований по пути следования кораблей.

 

 

Шлюп "Восток"

«Восток» и «Мирный» через Атлантический океан шли раздельно. Так как «Восток» имел более высокую скорость хода, то он, по договоренности с Лазаревым, ушел вперед. Встреча кораблей произошла, как и было условлено, у побережья Бразилии, на подходах к Рио-де-Жанейро. В бразильскую столицу они вошли вместе, где простояли двадцать дней, готовясь к длительному и трудному плаванию в полярной зоне Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

21 ноября 1819 г. «Восток» и «Мирный» покинули столицу Бразилии и направились к о-ву Южный Георгий.

За время экспедиции корабли прошли более 50 тыс. миль. Ими был открыт ряд коралловых островов, названных в честь героев Отечественной войны 1812 г. — именами Кутузова, Барклая-де-Толли, Слонимского, Витгенштейна, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Волконского.

Обследуя о-в Южного Георгия, Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев обнаружили недалеко от него не обозначенный на карте небольшой остров, который они назвали именем члена экипажа шлюпа «Мирный» лейтенанта Анненкова. Именами других участников экспедиции офицеров Парядина, Куприянова и Демидова были названы мысы открытого острова, а именем мичмана Новосильского — один из заливов. Так на географической карте мира появились новые имена русских моряков.

Но главным и наиболее выдающимся событием экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева явилось открытие Южного материка, к которому шлюпы «Восток» и «Мирный» с невероятными трудностями пробились 16 января 1820 г. Эта дата вошла в историю как день, когда два отважных мореплавателя России — Беллинсгаузен и Лазарев — открыли новый материк — Антарктиду.

Плавание «Востока» и «Мирного» во льдах высоких южных широт продолжалось до начала марта 1820 г., когда из-за ухудшения ледовой обстановки плавание деревянных кораблей стало крайне опасным. Поэтому начальник экспедиции принял решение покинуть район Южного континента и уйти в австралийский порт Джексон, отремонтировать там корабли, дать отдых изрядно уставшему личному составу, а затем вновь вернуться к открытому континенту, чтобы продолжить его обследование в следующем году.

Беллинсгаузен и Лазарев в октябре 1820 г. покинули порт Джексон и вновь направились к Антарктиде. Пробиваясь сквозь льды, корабли 9 января 1821 г. прямо по курсу обнаружили высокие берега острова, расположенного у побережья Южного континента. Продолжая продвигаться сквозь льды на восток,Беллинсгаузен и Лазарев 17 января при хорошей солнечной погоде обнаружили высокие скалистые берега уже не острова, а самого континента — Антарктиды, который был зарисован художником Михайловым и назван берегом Александра I.

Таким образом, экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева завершилась полным успехом. Военные моряки России открыли новый материк — Антарктиду. Лазарев, минуя чин капитан-лейтенанта, был произведен в чин капитана 2-го ранга.

 

 

 

 

Третье кругосветное плавание

 

 

 

Третье, и последнее, кругосветное плавание Михаил Петрович Лазарев совершил в 1822–1825 годах. В этом плавании он участвовал в качестве командира только что построенного 36-пушечного фрегата «Крейсер».

Вместе с фрегатом «Крейсер» в плавание отправился транспорт «Ладога», которым командовал старший брат Лазарева — капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев.

Завершив все приготовления к плаванию, а также приняв различные грузы для Российско-Американской компании, «Крейсер» и «Ладога» 17 августа 1822 г. вышли из Кронштадта. Для Лазарева предстоящий маршрут перехода уже был знаком по кругосветному плаванию на «Суворове». В Балтийском море корабли попали в сильный шторм, продолжавшийся несколько дней. Первую остановку они произвели, как и намечалось планом, в Копенгагене, который покинули 17 сентября, взяв курс на Портсмут. При выходе в Северное море на них вновь обрушился шторм, еще более жестокий, чем в Балтийском море. «Крейсер», переоборудованный по указаниям М. П. Лазарева, вообще не пострадал, а «Ладога» получила повреждения корпуса и рангоута и нуждалась в ремонте.

По прибытии в Портсмут М. П. Лазарев организовал на «Ладоге» ремонтные работы, закупил необходимые навигационные приборы и карты, суда пополнили запасы продовольствия и пресной воды и 28 ноября покинули портсмутский рейд и направились к берегам Бразилии.

После длительного плавания в Атлантическом океане «Крейсер» и «Ладога» 25 января 1823 г. прибыли в столицу Бразилии Рио-де-Жанейро, где простояли около месяца, готовясь к следующему этапу перехода. «Крейсер» и «Ладога» 22 февраля покинули бразильский порт. Учитывая зимнее время и возможность жестоких штормов в районе мыса Горн, Лазарев решил следовать в Тихий океан вокруг мыса Доброй Надежды». Это был более дальний, но менее опасный путь в условиях зимнего плавания.

27 марта корабли миновали мыс Доброй Надежды и вышли в Индийский океан, который встретил их штормовой погодой, продолжавшейся почти непрерывно в течение двух недель. Но несмотря на неблагоприятные метеорологические условия и сильную качку, изнурявшую людей, экипажи «Крейсера» и «Ладоги» стойко переносили трудности плавания и 18 мая привели свои корабли в порт Дервент на о-в Тасмания в образцовом состоянии.

В порту Дервент корабли простояли более двадцати дней. Для лучшего отдыха экипажи были переведены на берег, а корабли тем временем просушивались, проветривались и проконопачивались.

9 июня «Крейсер» и «Ладога» покинули Дервент и направились к о. Отаити (Таити), чтобы запастись там свежими овощами и фруктами, а затем идти на север, к берегам Америки. На следующий день после выхода в океан разразился жесточайший шторм с дождем и градом, который разметал корабли; они в ночное время потеряли друг друга из видимости и соединились только по прибытии к о-ву Отаити. На «Ладоге» во время шторма были повреждены шлюпка и некоторые снасти, выломаны штормовые ставни, но эти повреждения команда устранила своими силами. Пополнив запасы свежих продуктов, корабли 20 июля вышли в море и направились на север; фрегат «Крейсер» — в Новоархангельск, а «Ладога» — в Петропавловск-на-Камчатке, где она должна была сдать груз и после этого присоединиться к «Крейсеру» возле о-ва Ситху. 3 сентября М. П. Лазарев на «Крейсере» прибыл в Новоархангельский порт, а «Ладога» пришла сюда только 9 ноября. По прибытии в Новоархангельск выяснилось, что из-за ограниченных запасов порт не может снабдить «Крейсер» и «Ладогу» продуктами, и им пришлось идти за провизией в Сан-Франциско. Там они встретились со шлюпом «Аполлон» и бригом «Головнин», принадлежавшим Российско-Американской компании.

В январе 1824 г. шлюпы «Ладога» и «Аполлон» были отправлены в Россию, а фрегат «Крейсер» вернулся в Новоархангельск, где пробыл до октября 1824 г., выполняя задачи по охране владений Российско-Американской компании. С прибытием в Новоархангельский порт шлюпа «Предприятие» под командованием Коцебу, Лазарев сдал ему обязанности по охране промыслов компании, а сам на фрегате «Крейсер» отправился в Кронштадт.

Возвращаться на Родину Лазарев решил по кратчайшему пути — вокруг мыса Горн. Следуя этим путем, он снова зашел в Сан-Франциско, чтобы пополнить запасы продовольствия и пресной воды. Переход из Сан-Франциско через Тихий океан до Рио-де-Жанейро из-за штилевой погоды проходил чрезвычайно медленно и занял более 90 дней. Но это время Лазарев использовал для астрономических наблюдений и изучения гидрологии океана.

В бразильскую столицу «Крейсер» прибыл 23 марта 1825 г. и простоял в ней около месяца. Плавание через Атлантику, так же как и через Тихий океан, из-за штилевой погоды проходило медленнее, чем рассчитывал Лазарев, и заняло более 70 суток. 20 июля «Крейсер» покинул Портсмут и 5 августа 1825 г. благополучно прибыл в Кронштадт.

Таким образом, третье кругосветное плавание Лазарева на фрегате «Крейсер», продолжавшееся 2 года 11 месяцев и 2 дня, успешно завершилось. За это время под парусами фрегат находился 457 дней.

За прекрасно выполненное кругосветное плавание Михаил Петрович Лазарев был произведен в капитаны 1 ранга и награжден орденом.

 

 

Наваринское сражение.

 

 

 

 

 

Сражение при Наварине.

Одним из значимых событий в жизни Лазарева можно считать Наваринское сражение, во время которого Михаил Петрович командовал флагманом русской эскадры "Азов". "Азов" отличился в бою уничтожив 5 турецких кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. Корабль получил 153 попадания, из них 7 ниже ватерлинии. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

 

 

 

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 он становится главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года он уже командующий Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Ну и кончно же не мог я пропустить и такой факт из жизни выдающегося адмирала. Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета… Этот история  показывает нам одну из черт характера Михаила Петровича - выдающегося человека.

 

Михаил Петрович Лазарев умер в Вене 11 апреля 1851 года в возрасте 62 лет.

Совершенные им географические открытия имеют всемирно-историческое значение. Заслуги Лазарева перед Родиной, его достижения в деле укрепления Черноморского флота, в деле воспитания русских моряков безмерно велики.

 

P.s. решил вставить ссылку одной книги, в которой рассказывается о первой русской антарктической экспедиции и непосредственно об участии в ней Лазарева http://lib.rus.ec/b/187686/read надеюсь вам понравится

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
15 публикаций

Интересная информация, но настолько хорошо все с ним знакомы, что уже как-то читать не интересно.

Но всё равно спасибо, что напоминаешь нам о наших героях.

Изменено пользователем UserOps

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияUserOps (31 Окт 2012 - 12:58) писал:

Интересная информация, но настолько хорошо все с ним знакомы, что уже как-то читать не интересно.
Но всё равно спасибо, что напоминаешь нам о наших героях.
Пожалуйста  :Smile_smile: Об истинных героях России можно говорить бесконечно, даже если уже давно всё сказано.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
Бета-тестер
83 публикации
331 бой

Написали бы, где и с кем он похоронен.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияGRK1 (31 Окт 2012 - 23:39) писал:

Написали бы, где и с кем он похоронен.
Михаил Петрович похоронен в Севастополе в склепе Владимирского собора со своими учениками - героями обороны Севастополя: Нахимов, Корнилов и Истомин.
Спасибо за совет. Непременно добавлю это к теме.
Изменено пользователем Shellback

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияUserOps (31 Окт 2012 - 12:58) писал:

Интересная информация, но настолько хорошо все с ним знакомы, что уже как-то читать не интересно.
Но всё равно спасибо, что напоминаешь нам о наших героях.
ничего страшного, героев надо знать))
спасибо автору за тему

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Вставил ссылку на одну очень интересную книгу. Надеюсь вам понравится. Кроме того, в ближайшее время постараюсь отредактировать тему, вставить побольше изображений и информации.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
144 публикации
14 боёв

Как и обещал-выложил тему.Огромное спасибо.Ставлю +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияggg11 (02 Ноя 2012 - 17:48) писал:

Как и обещал-выложил тему.Огромное спасибо.Ставлю +
Пожалуйста  :Smile_smile: Раньше не выкладывал потому что времени не было, а сейчас его навалом, так что рад стараться.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияVorrron1n (15 Ноя 2012 - 12:12) писал:

Даа...есть талантливые люди. + за инфу
Каждый талантлив в чем-либо, просто не все могут раскрыть свой талант, а у кого-то талант есть, но он не нужен в жизни.  Как говорится мешают только лень и интернет. Лазарев добился всего этого усердием и работой, вот его секрет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
31 публикация

может и не в тему, но у адмирал смешноват немного

 

наверное, из-за его слаженного тела

 

Не пишите несколько сообщений подряд, пользуйтесь мультицитированием и кнопкой "Изменить"./Silverado

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

может и не в тему, но у адмирал смешноват немного

Поверьте, он не был смешноват. Об этом говорят его заслуги и достижения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
271 публикация
34 боя

Просмотр сообщенияUserOps (31 Окт 2012 - 12:58) писал:

Интересная информация, но настолько хорошо все с ним знакомы, что уже как-то читать не интересно.
Но всё равно спасибо, что напоминаешь нам о наших героях.
Да его все знают, но читать было все равно интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
550 публикаций
1 бой

3 кругосветных плаваний, даа это заставляет задуматься каким он был человеком

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
178 публикаций
6 боёв

Спасибо за статью! Все разложено по полочкам и понятно! Было интересно почитать!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 795 публикаций
468 боёв

Спасибо за тему. Прочитав биографию Лазарева М.П., XIX век стал более понятен мне  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 243 публикации

Просмотр сообщенияSergius_Grey (04 Авг 2013 - 13:58) писал:

Спасибо за тему. Прочитав биографию Лазарева М.П., XIX век стал более понятен мне  :honoring:
XIX век понятен? А что конкретно вы поняли?  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 795 публикаций
468 боёв

Просмотр сообщенияShellback (04 Авг 2013 - 14:00) писал:

XIX век понятен? А что конкретно вы поняли?  :eyesup:

Ну хотя бы тот факт, что русская молодежь того времени практиковала волонтерство по флотам иностранных государств, что в свою очередь пролило свет на происхождения ряда традиций Русского флота и тот факт почему они очень схожи с аналогами зарубежными  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×