Перейти к содержимому

Lucky_Buddha

Участник
  • Публикации

    6
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Бои

    3152

Оценка

1 Нейтральная

О Lucky_Buddha

  • Звание
    Матрос
  • День рождения 13.02.1983
  • Знак

Дополнительно

  • Город
    Симферополь
  1. мореманы, с праздником вас! Всех служивших и служащих на БПК "Керчь" особенно. П.С. ныне служащий на контракте мореман со стажем)
  2. всем привет из Севастополя, Черноморский Флот РФ с вами)
  3. Lucky_Buddha

    "Карманники" класс Deutschland

    "Карманные" линкоры были созданы как результат ограничений Версальского договора, согласно которому послевоенная Германия не могла иметь больше 6 кораблей в классе линкоров, причем вновь строящиеся единицы не могли превышать по водоизмещению 10 000 "длинных"(1) тонн, а калибр орудий ограничивался 280-мм (11 дюймов). Всего было построено 3 единицы: «Дойчланд» (Deutschland), «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee). В довоенном германском флоте числились броненосцами (Panzerschiffe). С 25 января 1940 года переклассифицированны в тяжёлые крейсера. В военно-морской литературе широко распространён термин «Карманный линкор» (Pocket battleship) — классификация кораблей, придуманная британской прессой 1930-х годов. В Германии их именовали не менее выразительно – "Schlachtschiff-Vezschnitt" – "линкор-обрез" «Дойчланд» (Deutschland) http://www.battleshi...o/Spee/Pic9.jpg Водоизмещение стандартное 11 700 т, полное 15 200 т. Длина по ватерлинии 182 м ширина 21,7 м осадка при стандартном водоизмещении 5 м Энергетическая установка состояла из 4 групп двигателей, в каждой группе по два 9-цилиндровых двухтактных дизеля "MAN" M-9Zu42/58 двойного действия, максимальной мощностью по 7100 л.с. при 450 об/мин (максимальная продолжительная мощность 6655 л.с.), и из четырех вспомогательных 5-цилиндровых дизеля M-5Z42/58 максимальной мощностью 1450 л.с. при 425 об/мин. Суммарная мощность всех восьми главных двигателей на гребных валах (с учетом потерь) – 54000 л.с. Скорость-27 узлов Вооружение: 2 x 3 x 280-мм орудий SKC/28 8 х 150-мм орудий SKC/28 три 88-мм зенитных орудия восемь 37-мм автоматов SKC/30 в спаренных установках L/30 два 4-трубных торпедных аппарата 500мм (позже заменены на 533мм) Авиационное вооружение – катапульта, два гидросамолета и посадочный тент Гейма(В качестве корабельных самолетов использовались поплавковые "хейнкели" He-60) Козырной картой новых кораблей являлся их главный калибр — 283-мморудия SK C/28. Разработанные заново, они не имели себе равных среди вооружения кораблей сопоставимого водоизмещения. Длина ствола составляла 52,35 калибра, начальная скорость снаряда 910 м/с, но живучесть была вполне приемлемой. Использовалось три типа снарядов, все весом 300 кг. Бронирование броневой пояс толщиной 60 мм, наклонённый под углом 12° (по другим данным 13,5°), внутренние броневые переборки толщиной 40-45 мм, 4 броневых траверза толщиной 30 мм и броневую палубу толщиной 30-45 мм. Таким образом на крейсере была реализована идея разнесённого бронирования, защищавшего от снарядов калибра 120—152-мм, хотя от последних не на всех дистанциях. Хорошую защиту получили башни главного калибра и боевая рубка — толщина брони на ответственных участках достигла 140 мм. Средний калибр был защищён лишь символически — 10-мм щитами. Имелось также противоосколочное бронирование дальномерных постов. История В мае 1933 г. участвовал в военно-морском параде в Киле, однако испытания продолжались до 10 декабря 1933 г. С 1933 г. – флангманский корабль ВМС Германии. В начале 1934 г. провел артиллерийские стрельбы в Атлантике, осенью совершил визиты в Шотландию и Скандинавию, в ноябре встал на первый ремонт и переоборудование. С 14 марта 1935 г. совершил трансатлантический переход в Южную Америку и за 32 дня прошел 12 286 миль, после чего участвовал в маневрах германского флота. Вместе с "Адмиралом Шеером" крейсировал в Северной и Центральной Атлантике. Поход завершился визитом в Стокгольм, где на борт корабля поднялся шведский король. В мае 1936 – на параде в Киле, после чего посетил Копенгаген. В конце июля 1936 г. готовившийся к маневрам "Дойчланд" вместе с "Адмиралом Шеером" получил приказ принять топливо и провиант для похода в Испанию. На "Дойчланде" поднял флаг вице-адмирал Карлс, корабль оснастили гидросамолетом He-60, и через день после получения приказа германская эскадра отбыла в Испанию. C июля 1936 г. по август 1938 г. "Дойчланд" неоднократно заходил в испанские воды. 29 мая 1937 г. на рейде острова Ивиса атакован двумя республиканскими самолетами, получил два бомбовых попадания 50-килограммовыми бомбами. Уничтожен гидросамолет, убито 19 человек, ранено 81, из которых четверо умерли позже. В 1938 г. прошел модернизацию. В марте 1939 г. принимал участие в оккупации Мемеля (Клайпеды), причем на его борту находился Адольф ***. 24 августа 1939 г. вышел для рейдерства в Атлантику, на позиции южнее Гренландии. Разрешение начать боевые действия получил только 26 сентября 1939 г. Потопил только два судна, общей вместимостью около 7000 тонн, и в ноябре 1939 г. вернулся в Германию. 15 ноября переименован в "Лютцов". 24-25 ноября 1939 г. выходил в Скагеррак на перехват торговых судов, но безрезультатно. Во время вторжения в Норвегию 9 апреля 1940 г. действовал в составе группы, предназначенной для оккупации Осло вместе с тяжелым крейсером "Блюхер", легким крейсером "Эмден", 3 миноносцами и несколькими малыми кораблями. В ходе операции "Блюхер" был потоплен; "Дойчланд"/"Лютцов" получил три попадания 280-мм снарядами (один в носовую башню и два в надстройки). Было выведено из строя центральное орудие носовой башни главного калибра, около 20 человек экипажа, на корабле возник пожар. После захвата Осло поврежденный "карманный линкор" получил приказ срочно возвращаться в Германию. При возвращении в Киль в ночь с 10 на 11 апреля около 2 часов ночи был атакован английской подводной лодкой "Спирфиш" и получил попадание торпеды. Корпус позади кормовой башни надломился (фактически корма оказалась полуоторванной), было затоплено 4 отсека; корабль принял около 1300 тонн воды. К вечеру 13 апреля "Лютцов" был отбуксирован в Киль, где и простоял на ремонте более полугода. 9 июля 1940 г. во время бомбардировки Киля в корабль попала бомба. Формально вступил в строй 8 августа, однако фактически был готов к действиям лишь к началу 1941 г. Предполагалось, что в июле 1941 г. "Лютцов" отправится в новый атлантический рейд, однако этого не произошло. 13 июня атакован британскими торпедоносцами "Бофорт", получил попадание в середину корпуса. Были затоплены два моторных отсека и один из отсеков с соединительными муфтами. "Лютцов" лишился хода, принял 1000 т воды и получил угрожающий крен – около 20°. Однако поврежденный "карманный линкор" смог добраться до Киля, где встал на ремонт – до января 1942 г. В начале 1942 г. *** приказал перебросить значительные морские и воздушные силы в полярные моря для действий против северных конвоев, и во второй половине мая "Лютцов" перешел в Нарвик. В ходе операции "Ход конем" ("Россельшпрунг") в июле 1942 г. он должен был действовать против знаменитого конвоя PQ-17, но напоролся на не обозначенную на карте скалу еще до выхода из залива Боген, и вынужден был вернуться в Нарвик. Запланированный на лето рейд в Атлантику был вновь отменен. В конце декабря 1942 г. принимал участие в операции "Радуга" ("Регенбоген") против конвоя JW-51B вместе с тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер" и 6 эсминцами под командованием адмирала Кюмметца. Бой представлял собой ряд коротких схваток. "Адмирал Хиппер" был поврежден английскими крейсерами "Шеффилд" и "Ямайка", потоплены германские эсминцы "Фредерик Экольдт" и "Байтцен", у англичан потоплены эсминец ("Эшейтес") и тральщик; конвой практически не пострадал. Результатом операции явился приказ Гитлера, запрещавший дальнейшее активное использование крупных боевых кораблей. Командующий военно-морскими силами адмирал Редер был вынужден подать в отставку, его место занял Дениц. Эта операция получила название "новогоднего боя", или "новогоднего позора". В дальнейшем "Лютцов" формально оставался в строю, находясь в Нарвике – с уменьшенным экипажем. В марте 1943 г. наиболее крупные корабли кригсмарине, в том числе и "Лютцов", переместились в Альтен-фиорд. В конце сентября 1943 г. "карманный линкор" перешел в Германию и был поставлен на ремонт и модернизацию, которые проходил до марта 1944 года в Лиепае (Либаве). Предполагалось, что после модернизации он станет чисто учебным судном. По завершении работ весной 1944 года "Лютцов" участвовал в походе флота к устью Финского залива для демонстрации своей мощи собиравшейся выйти из войны Финляндии (операция "Ротбухе"). Летом 1944 г. корабль был перевооружен, усилена зенитная артиллерия. Работы проводились в Либаве и заняли около месяца. С осени 1944 года "карманный линкор" "Лютцов" использовался для поддержки немецких сухопутных войск на побережье Рижского залива. С 11 октября до 22 ноября немецкие войска при поддержке артиллерии главного калибра "карманных линкоров" "Лютцов" и "Адмирал Шеер" удерживали полуостров Сворбе на южной оконечности острова Эзель (Сааремаа). На "Лютцове" было израсходовано свыше 300 11-дюймовых снарядов. В конце года "Лютцов" и "Адмирал Шеер" переведены из базы в Готенхафене в Пиллау из-за угрозы с воздуха со стороны авиации союзников. В январе 1945 г. оба "карманных линкора" вновь поддерживали сухопутные войска – в Восточной Пруссии. В апреле 1945 г. "Лютцов" находился в Свинемюнде. В середине месяца он был атакован английской авиацией ("ланкастерами"). Близкие разрывы 5,5-тонных бомб (прямых попаданий не было) причинили кораблю такие повреждения, что его корпус постепенно заполнился водой, и "Лютцов" сел на грунт на небольшой глубине. Его орудия по-прежнему продолжали принимать участие в оборонительных боях против советских войск. 4 мая 1945 г. при уходе немцев из Свинемюнде "Лютцов" был взорван командой; корпус полностью выгорел. Весной 1946 г. советские спасатели подняли корабль, а 26 сентября он был даже зачислен в состав ВМФ СССР. Однако из-за невозможности восстановления бывший "Дойчланд"-"Лютцов" был затоплен в центральной части Балтийского моря 22 июля 1947 года после подрыва на нем нескольких фугасных авиабомб. "Адмирал Шеер" http://forum.valka.cz/files/admiral_scheer.jpg Водоизмещение стандартное 11 550 т, полное 15 420 т. Длина по ватерлинии 181.7м. ширина 21,34м. осадка при стандартном водоизмещении 7.5м. Энергетическая установка: 2 вин., 8 диз. MAN, по 9 цил. мощность, л.с. 52050 Скорость хода-28.3 узла вооружение: http://www.militaritaeten.de/admiral-scheer-3.jpg залп гавного калибра линкора "Адмирал Шеер" 2×3 ― 280 мм L/52 C/28 8×1 ― 150 мм L/55 C28 зенитные орудия 3×2 ― 8,8cm L/75 C/32 4×2 ― 37 мм L/83 8-10 ― 20 мм авт. L/64 два 4-трубных торпедных аппарата 533мм Авиационное вооружение – катапульта, два гидросамолета и посадочный тент Гейма(В качестве корабельных самолетов использовались поплавковые Arado Ar 196) Бронирование: «Адмирал Шеер» получил усиленное бронирование по сравнению с "Дойчландом « Больше стала площадь бортового пояса, улучшилась защита кормы и барбетов, нижняя броневая переборка изготовлялась из брони лучшего качества. При этом палубная броня стала тоньше — 20-40 мм на разных участках. История има 1934-35 г. прошла в испытаниях, в ходе которых корабль развил на мерной миле скорость 29 узлов, однако проводившие измерения инженеры отнесли столь высокий результат на ошибки приборов, полагая, что более тяжелый “Шеер” не может быть быстроходнее головного систершипа. В 1935 г. посетил Данциг и совершил учебный поход в Атлантику. В мае 1936 г. участвовал в параде флота в Кильской бухте, в июне совершил плавание вокруг Великобритании и посетил Стокгольм. В конце июля 1936 года “Адмирал Шеер” в составе германской эскадры отправился в Испанию. После короткой стоянки в Малаге он оперировал в средиземноморских водах. 1 августа на обеих башнях главного калибра появились опознавательные знаки – черно-бело-красные полосы. Отбыв на родину в конце августа вместе с “Дойчландом”, “Шеер” вернулся с ним же в Испанию в октябре. В третьем походе в мае 1937 года после воздушной атаки “Дойчланда” 29 мая "Адмирал Шеер" получил из Германии приказ бомбардировать Альмерию и уничтожить якобы находившийся там испанский республиканский линкор “Хайме I”. Хотя – по некоторым данным – командир “Шеера” капитан цур зее Цилиакс знал, что испанский линейный корабль в действительности базировался в Картахене (защищенном солидными береговыми батареями), он предпочел выполнить приказ, выпустив рано утром в течение 15 минут 91 снаряд главного калибра, 100 “промежуточных” 150-мм и 48 зенитных 88-мм снарядов. Этот “подвиг” осудили все державы мира, и в результате Германия и Италия оказались в изоляции. Им пришлось вывести свои боевые суда из состава международных патрульных сил и окончательно покончить с политикой невмешательства. Тем не менее, “Адмирал Шеер” продолжил походы в испанские воды, покинув их последним из “карманников” лишь в июне 1938 года. В августе 1938 г. участвовал в параде флота в Киле по случаю спуска на воду крейсера "Принц Ойген", а в феврале 1939 г. – в Гамбурге, где был спущен линейный корабль "Бисмарк". После небольшого ремонта и модернизации “Шеер” в марте 1939 года принял участие в захвате Мемеля (Клайпеды) в составе эскадры, состоявшей из всех трех "карманных линкоров", легких крейсеров "Нюрнберг", "Лейпциг" и "Кельн". В апреле 1939 г. ненадолго посетил испанские воды, а в мае вместе с "Адмиралом графом Шпее" и флотом круизных судов нацистской организации "Сила через радость" принимал участие в транспортировке на родину легиона "Кондор", воевавшего в Испании. Крупная модернизация и ремонт не позволили кораблю принимать участие в боевых действиях начала войны. Находясь в Готенхафене (ныне Гдыня, Польша) 4 сентября 1939 г. был атакован английскими бомбардировщиками "Бристоль-Бленхейм" и получил попадания 3 бомб, ни одна из которых не взорвалась, возможно, из-за малой высоты бомбометания. Не получив заметных повреждений, "Адмирал Шеер" сбил один самолет огнем своей артиллерии. Это был первый самолет, сбитый немецкими зенитчиками в ходе войны. В июле 1940 года “Адмирал Шеер" был отправлен в океан для борьбы против судоходства. Под командованием капитана цур зее Кранке он вышел из Готенхафена 23 октября и после стоянки в норвежском порту Ставангер вечером 28 октября прорвался в Атлантику севернее Исландии. 5 ноября потопил свою первую жертву – английское судно "Мопан". 5 же ноября “Шеер” атаковал конвой НХ-84, потопив прикрывавший его вспомогательный крейсер “Джервис Бэй” и 5 торговых судов. Затем Кранке увел свой корабль сначала в Центральную, а затем и в Южную Атлантику, где его жертвами стали 6 союзнических судов. После столь длительного крейсерства “карманный линкор” в начале февраля 1941 года обогнул мыс Доброй Надежды и о. Мадагаскар, уничтожив в Мозамбикском проливе еще 3 судна. 20 февраля рейдер лег на обратный курс и за месяц с лишним практически по своим же следам вернулся домой. Рейдерство “Шеера” стоило союзникам 16 потопленных или захваченных судов общей вместимостью 99 000 рег.т. Помимо прямого материального ущерба, англичане понесли значительные убытки из-за прекращения судоходства сразу в двух океанах. Операцию “Адмирала Шеера” можно считать наиболее успешной из действий “карманных линкоров” в годы войны. Корабль находился в море 161 день и покрыл свыше 46 тыс. миль, израсходовав свыше 7 тыс. т топлива. Успешный поход, однако, привел к выработке ресурса дизелей. После их полной переборки последовало повреждение “Лютцова” британской авиаторпедой, что заставило отложить “парный” выход до весны 1942 года. Прибытие “Шеера” в Осло в начале сентября 1941 года вызвало несколько налетов союзной авиации, и его вернули на Балтику, где “карманный линкор” вместе с “Тирпицем” составили основу так называемого “Балтийского флота”, предназначавшегося для действий против возможного прорыва советских кораблей на Запад. Нелепость такого предположения вскоре окончательно прояснилась, и “Адмирал Шеер” вновь отправился в Норвегию, куда переместился центр тяжести морских операций кригсмарине. В феврале 1942 года "Адмирал Шеер" перешел в Тронхейм вместе с линкором “Тирпиц” и тяжелым крейсером “Принц Ойген”, а в мае перебазировался в Нарвик. В начале июля он принял участие в операции "Ход конем" – нападении на конвой PQ-17, но выходил в море лишь на короткое время. Когда стало известно, что конвой рассредоточился, а одиночные суда несут тяжелые потери от подводных лодок и авиации, адмирал Редер приказал надводным кораблям возвращаться на базы. Командование флота все более скептически смотрело на использование малоскоростных, с его точки зрения, “карманных линкоров”. (После ремонта и “Шеер”, и “Лютцов” развивали на мерной миле не более 26 узлов, хотя неизвестно, являлась ли эта скорость предельной.) Поэтому они составили особую “малоскоростную” группу”, которая обычно оставалась на стоянке в Нарвике, когда “Тирпиц” и “Ойген” делали попытки перехватить союзные конвои. После отмены океанского похода планировавшегося на лето 1942 года, командование флота решило задействовать наиболее боеспособный из “карманных линкоров” в локальной операции против советского судоходства и баз в Карском море. В августе 1942 г. "Адмирал Шеер" вышел из Нарвика, прошел севернее Новой Земли и дошел до Диксона. Поход этот трудно назвать успешным: “Шееру” удалось лишь потопить в неравном бою вооруженный пароход “Александр Сибиряков”. Попытка атаки порта Диксон была сорвана решительными действиями слабых береговых батарей и орудий вспомогательного сторожевика “Дежнев”. Выпустив 77 снарядов главного калибра и еще 379 – из 150мм и 105-мм орудий, “Адмирал Шеер” ретировался, не достигнув практически никаких результатов. В конце года “карманный линкор" отправился в Германию на очередной ремонт, начавшийся в декабре на верфи в Вильгельмсхафене. В начале следующего года он стал объектом многочисленных, но безуспешных воздушных налетов американских тяжелых бомбардировщиков. В октябре 1943 года “Шеер” уже маневрировал в акватории порта при помощи буксиров. Затем вместе с “Лютцовом” он использовался на Балтике в учебных целях, причем в отличие от своего систершипа выходил в море гораздо реже. С осени 1944 г. "Адмирал Шеер" находился в Балтийском море, обеспечивая поддержку фланга германской армии, ведшей тяжелые оборонительные бои. Корабль почти непрерывно использовался в боевых действиях: в ноябре 1944 у полуострова Сворбе (о-в Эзель), затем у Мемеля, в феврале 1945 г. у Фрауенбурга, в марте у Волина, т.е. постепенно перемещаясь на запад по мере продвижения Советской Армии по Прибалтике, Польше и Германии. В свой последний рейс корабль ушел из Свинемюнде с большим количеством беженцев и раненых на борту. Гибель настигла “Шеера” на ремонте в Киле. В ночь с 9 на 10 апреля 1945 г. в ходе рейда 600 бомбардировщиков корабль получил 5 попаданий авиабомб. Команда уже не боролась за спасение своего судна, и “карманный линкор” опрокинулся у стенки вверх килем. До 1948 г. с затонувшего корабля снимали оборудование, башни, гребные винты, броню, двигатели, цветные металлы... Постепенно от "Адмирала Шеера" остался только остов, который заносило песком. Сейчас на этом месте распологается автостоянка верфи "Мариенарсенал Киль". "Адмирал граф Шпее" http://anubis.sokryt...-graf-shpee.jpg Водоизмещение стандартное 12100/ полное 16020 т. Длина по ватерлинии 181.7м. ширина 21,65м. осадка при стандартном водоизмещении 7.34м. Энергетическая установка: 2 вин., 8 диз. MAN, по 9 цил. мощность, л.с. 53650 Скорость хода-28.5узла вооружение: 2×3 ― 280 мм L/52 C/28 8×1 ― 150 мм L/55 C28 зенитные орудия 3×2 ― 8,8cm L/75 C/32 4×2 ― 37 мм L/83 10 ― 20 мм авт. L/64 два 4-трубных торпедных аппарата 533мм Авиационное вооружение – катапульта, два гидросамолета http://u.jimdo.com/w...5/std/image.jpg бронирование: На «Адмирале графе Шпее» вернулись к системе распределения брони, характерной для первого корабля. Броневой пояс стал уже, но толще — 100 мм. Таким образом, с учётом внутренней переборки, толщина вертикальной защиты достигла 140 мм (100+40), что должно было защитить крейсер от 152-, а на определённых дистанциях от 203-мм снарядов. Усилилась также горизонтальная защита, площадь броневой палубы стала больше, а над погребами боеприпасов достигал толщины 70 мм. Общий вес бронирования корабля составил 3000 тонн — 25 % стандартного водоизмещения. По мнению германских экспертов, «Адмирал граф Шпее» стал наиболее защищённым кораблём серии и мог выдержать бой с крейсерами противника без существенных повреждений. История: Полтора года корабль достраивался на плаву. 5 декабря 1935 года начались заводские испытания у стенки, а 6 января 1936 года «броненосец» был принят на службу в кригсмарине. В командование им вступил капитан цур зее Патциг. Последовали пробы в море, завершившиеся лишь к маю, когда «Адмирал граф Шпее» был окончательно введен в строй. На мерной миле в Нойкруге он развил 28,5 узла при водоизмещении 14 100 т и мощности 53 650 л.с. Кренгование показало не вполне достаточную остойчивость: при полном запасе топлива метацентрическая высота составляла 0,67 м – наименьшее значение из всех единиц серии. Выявился ряд недоработок в дизельной установке, которые, впрочем, быстро ликвидировали. Подтвердилась неудачность расположения вспомогательного котла над броневой палубой и компоновки некоторых других элементов оборудования. По-прежнему сильной оставалась вибрация, а вот шум удалось побороть: в этом отношении «Шпее» оказался наиболее удачным из всех «карманных линкоров». Выяснилось, что для продолжительного хода свыше 18 узлов следует брать на борт дополнительный персонал механиков. Комиссия сделала еще несколько замечаний, однако времени для их немедленной реализации не оставалось. Уже в ходе испытаний линкор совершил несколько учебных плаваний. «Шпее» сразу же была уготована высокая роль: 29 мая он стал флагманом кригсмарине на большом морском параде с участием Гитлера и других высших лиц третьего рейха. С 20 мая 1936 г. проводились всесторонние испытания навигационного оборудования и электроники, а 6 июня «карманный линкор» вышел в первое дальнее плавание в Атлантику, к острову Санта-Круз. В течение 20-дневного похода продолжались учения и тестирование аппаратуры и устройств, в частности, артиллерии (формально «Шпее» числился в этом походе опытовым артиллерийским судном). По возвращении 26 июня в Вильгельмсхафен учебные занятия продолжились. Осенью корабль принимал участие в маневрах. 16 декабря 1936 года на «Шпее» поднял флаг контр-адмирал фон Фишель, назначенный командующим немецким флотом в испанских водах. Корабль принимал активное участие в гражданской войне в Испании. Пройдя с 14 февраля 1937 года последние приготовления в Киле, 2 марта он взял курс на Бискайский залив. Двухмесячное плавание с посещением многих испанских портов завершилось в Киле 6 мая того же года. 15 мая «Адмирал граф Шпее» как наиболее современный немецкий корабль представлял Германию на рейде в Спитхэде, где состоялся парад в честь британского короля Георга VI с участием боевых судов всех стран. По завершении Спитхэдской недели «Шпее» вернулся на родину. После пополнения запасов и краткого отдыха «Шпее» вновь вышел в Испанию 23 июня. Но уже 7 августа 1937 года линкор возвратился в Киль. Осенью того же года состоялись небольшие походы в Швецию (с 18 по 20 сентября) и Норвегию (1–2 ноября). В начале 1938 года – непродолжительный выход в испанские воды: покинув Киль 7 февраля, корабль возвратился уже 18-го. До лета 1938 г. «Адмирал граф Шпее» главным образом стоял в порту, совершая лишь короткие выходы в прибрежные воды. В конце июня – начале июля 1938 года «карманный линкор» совершил еще один выход на Север, в норвежские фиорды. 22 августа участвовал в большом флотском параде, который принимали рейхсфюрер *** и регент Венгрии адмирал Хорти. В ходе этого мероприятия был спущен на воду тяжелый крейсер «Принц Ойген». Осень «Адмирал граф Шпее» провел в дальних походах, совершив два выхода в Атлантику (6–23 октября и 10–24 ноября), посетив испанский порт Виго, португальские порты и Танжер. С января 1939 года корабль прошел свой первый плановый ремонт в Вильгельмсхафене, завершив его к марту. Командование кригсмарине планировало большой зарубежный поход под руководством адмирала Бема, в котором должны были принять участие все 3 карманных линкора, крейсера «Лейпциг» и «Кельн», а также эсминцы и подводные лодки. С целью «показа флага» «Адмирал граф Шпее» несколько дней простоял на рейде в Сеуте. Он только успел вернуться на родину и пополнить запасы, как началась Вторая мировая война. К августу 1939 года «Адмирал граф Шпее» перестал быть самым мощным кораблем флота, однако его роль в возможных боевых действиях оставалась весьма существенной. План, разработанный руководством кригсмарине и одобренный лично Гитлером, предусматривал высылку в море «карманных линкоров» и судов снабжения задолго до начала атаки Польши. Их огромная дальность и возможность пополнять запасы позволяла оставаться в районах ожидания в течение нескольких месяцев с тем, чтобы в зависимости от развития событий либо начать рейдерские действия, либо тихо и мирно вернуться домой. 5 августа 1939 года, почти за месяц до начала войны, судно снабжения «Альтмарк», предназначенное для работы в паре со «Шпее», вышло в Соединенные Штаты, где оно должно было принять дизельное топливо и раствориться в океанских просторах до встречи с «карманным линкором», который, в свою очередь, 21-го числа покинул Вильгельмсхафен под командованием капитана цур зее Г.Лангсдорфа. 24 августа за ним последовал «Дойчланд», «работавший» вместе с танкером «Вестервальд». Оба систершипа стали передовым отрядом немецкого флота в океане, поделив между собой Атлантику: «Адмирал граф Шпее» направился в южную ее часть, а его напарник – на позицию к югу от Гренландии. «Шпее» удалось пройти незамеченным сначала к берегам Норвегии, а затем и в Атлантику южнее Исландии. Он стал единственным немецким рейдером, прошедшим этим путем, который впоследствии тщательно прикрывали англичане (английские патрульные крейсера заняли позиции только 6 сентября). Плохая погода помогла немцам пройти незамеченными до самого района ожидания. Корабль не спешил, и к 1 сентября, дню начала мировой войны, находился в 1000 милях к северу от островов Зеленого Мыса. В этот день он встретился с «Альтмарком». «Адмирал граф Шпее» передал на «Альтмарк» военную команду, легкое вооружение и два 20-мм орудия, сдав заодно легковоспламеняющиеся грузы и приняв полный запас топлива. Почти весь первый месяц войны «карманный линкор» двигался малым ходом к экватору, уклоняясь от любого дыма на горизонте и оставаясь необнаруженным. Для маскировки на корабле установили выше носовой башни вторую, из фанеры и парусины, превратив его таким образом в подобие линейного корабля типа «Шарнхорст». Несмотря на примитивность декорации, эта мера впоследствии позволила несколько раз обмануть неискушенных торговых моряков. 25 сентября 1939 г. «Адмирал граф Шпее» получил приказ о начале крейсерских операций. Первым районом действий был выбран северо-восток Бразилии около порта Ресифи. 30 сентября потоплена первая жертва – английское судно "Клемент". Для операций против немецких рейдеров союзниками было выделено 8 тактических боевых групп, в состав которых номинально вошли 3 линейных крейсера – английский «Ринаун», французские «Дюнкерк» и «Страсбург», авианосцы «Арк Ройял», «Гермес» и «Беарн», 9 тяжелых и 5 легких крейсеров, не считая десятков других боевых единиц (вплоть до линкоров), охранявших трансатлантические конвои. Однако фактически против «Адмирала графа Шпее» действовали 3 британских соединения: крейсерская эскадра под командованием коммодора Хэрвуда (группа «G»), прикрывавшая южноамериканские воды (тяжелые крейсера «Эксетер» и «Камберленд»), группа «Н», базировавшаяся на Кейптаун (тяжелые крейсера «Сассекс» и «Шропшир»), и группа «К» под командованием контр-адмирала Уэллса, наиболее сильная из всех (линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял»). 5 октября захвачен британский пароход «Ньютон Бич». Из доставшихся документов удалось составить достаточно полное впечатление о системе радиопереговоров с торговыми судами и даже получить в исправном виде стандартную английскую рацию, снятую с судна и установленную в рубке «Адмирала графа Шпее». С 5 по 10 октября 1939 г. "карманный линкор" потопил или захватил еще 3 судна. Опасаясь обнаружения, "Адмирал граф Шпее" 28 октября пополнил запас топлива с судна снабжения "Альтмарк" и 4 ноября перешел в Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды. 9 ноября был поврежден и надолго вышел из строя гидросамолет "Арадо-196". 14 ноября остановлен и потоплен небольшой теплоход-танкер "Африка Шелл". 20 ноября "Адмирал граф Шпее" обогнул южную оконечность Африки в обратном направлении и перешел в Атлантический океан. 2-3 декабря 1939 г. потоплены два английских судна. 6 декабря рейдер пополнил запасы топлива с судна снабжения "Альтмарк" и провел артиллерийско-дальномерные учения, используя в качестве цели свое же судно снабжения. Старший артиллерист, фрегаттен-капитан Ашер, остался недовольным их результатом, поскольку за три с лишним месяца вынужденного безделья персонал системы управления огнем главного калибра заметно дисквалифицировался. В декабре английский коммодор Харвуд, командовавший поисковой группой "G", принял решение сосредоточить в районе Рио-де-Жанейро – Ла-Плата три корабля группы – тяжелый крейсер "Эксетер" и легкие крейсера "Аякс" и "Ахиллес". 12 декабря 1939 г. эти корабли соединились в 150 милях восточнее устья реки Ла-Плата. 11 декабря 1939 г. бортовой гидросамолет "Адмирала графа Шпее" вновь потерпел аварию и восстановлению не подлежал. Утром 13 декабря около 6 часов утра "Адмирал граф Шпее" и английские крейсера обнаружили друг друга; на "Шпее" обнаружили верхушки мачт в 5:52, в 6:16 с крейсера "Эксетер", поступило донесение: "Полагаю, что это "карманный линкор". Поначалу английские легкие крейсера были приняты за эсминцы, т.е. командир "Адмирала Шпее" капитан цур зее Ганс Лангсдорф считал, что ведет бой с крейсером и двумя эсминцами. Этот бой известен как сражение у Ла-Платы. В результате боя "Эксетер" получил тяжелые повреждения, полностью вышел из строя и одно время даже считался погибшим. "Адмирал граф Шпее" сохранил хороший ход и способность вести огонь. На "карманном линкоре" оставалось около трети боезапаса главного калибра и около половины 150-мм снарядов. К вечеру "Адмирал граф Шпее" пришел в Монтевидео (столица Уругвая). Уругвайская комиссия предоставила германскому линкору 3 дня на исправление повреждений. Британская разведка организовала дезинформацию немцев и создала у них впечатление, что в Буэнос-Айрес идет английская эскадра, в составе которой линейный крейсер "Ринаун" и авианосец "Арк Ройял". В реальности же к оставшимся у англичан двум легким крейсерам вечером 14 декабря присоединился лишь тяжелый крейсер "Камберленд". Капитан "Шпее" Лангсдорф несколько раз связывался со штабом кригсмарине, предложив на выбор интернироваться в Аргентине или затопить корабль; попытка прорыва или гибель в бою даже не предлагалась. В результате совещания между командующим флотом адмиралом Редером и Гитлером Лангсдорф получил приказ уничтожить корабль. Вечером 17 декабря 1939 г. в 18:00 "Адмирал граф Шпее" вышел из Монтевидео, провожаемый огромной толпой на набережной. Пройдя к устью Ла-Платы, он бросил якорь в 4 милях от берега. Около 20:00 корабль был взорван. Пожары и взрывы на нем продолжались около трех дней. Все 1100 человек команды благополучно прибыли в Буэнос-Айрес. Командир корабля капитан цур зее Ганс Лангсдорф застрелился утром 20 декабря в одном из отелей Буэнос-Айреса. Большая часть офицеров "Адмирала графа Шпее" разными путями пробрались в Германию, чтобы принять участие в дальнейших боевых действиях. "Адмирал граф Шпее" затонул на мелком месте, так что над водой возвышались его обгорелые надстройки. Англичане снарядили специальную экспедицию для снятия с него остатков приборов и вооружения, однако из-за шторма операцию пришлось прекратить. С 1942 г. остатки корабля постепенно разобрали на лом. Некоторые части "карманного линкора" и по сей день остаются на месте его гибели в устье Ла-Платы. Примечания: 1-длинная тонна = 20 длинным хандредвейтам = 2240 торговым фунтам = точно 1016,0469088 килограммам.
×