На кануне начала Первой Мировой войны, в Российской Империи активно велись разработки по защите кораблей, находящихся на рейде в порту, от торпедных атак вероятного противника.
В ходе просмотра предлагаемых проектов в военно-морском ведомстве наиболее перспективным решением было выбрано оснащение новых кораблей противоторпедными экранами (ПТ-эраны).
ПТ-экраны, спроектированные в КБ №1 Его Императорского Величества, отвечали всем заявленным в техническом задании на проектирование требованиям по защите кораблей.
В ходе предварительных испытаний на макете ПТ-экраны выдержали, хотя и были разрушены, прямое попадание торпеды, чем предотвратили повреждение макета-корабля.
Проект был одобрен, принят на вооружение и внедрен на новом тяжелом крейсере «Граф Орлов» как раз достраиваемом на верфях Его Императорского Величества в Петербурге.
На новом крейсере ПТ-экраны размещались по всей длине корпуса с обеих сторон и подымались-опускались во время стоянки по смонтированным на корпусе направляющим.
ПТ-экраны также повышали защиту корабля в бою. Находясь на некотором расстоянии от корпуса, в поднятом положении, они либо производили подрыв, летящих в крейсер, осколочно-фугасных снарядов, либо гасили кинетическую энергию бронебойных снарядов до соприкосновения с корпусом корабля.
Во время Первой Мировой войны крейсер «Граф Орлов» находился в резерве, т.к. командование опасалось потери новейшего корабля в бою.
После Великой Октябрьской революции команда корабля, не согласная с новым режимом попыталась увести корабль в Финляндию. Во время перехода корабль подорвался на мине, установленной германскими миноносцами, в Балтийском море. Место крушения корабля до сих пор не известно.
После Великой Октябрьской революции вся документация на ПТ-экраны была утеряна, а специалисты КБ №1, проектировавшие их, были расстреляны или бежали за границу.