-
Публикации
9 -
Зарегистрирован
-
Посещение
-
Бои
6920 -
Клан
[KD_39]
Оценка
1 НейтральнаяО Makedon_1984
-
Звание
Матрос
- День рождения 02.09.1984
- Профиль на сайте Makedon_1984
-
Знак
Дополнительно
-
Город
Семипалатинск
-
Увлечения
компьютерные игры
-
"Корабли - не танки!" или "Давайте поговорим об игре..."
Makedon_1984 ответил в тему Black_Hunter в Обсуждение Мира Кораблей
Приветствую! Будут ли ночные баталии? -
Служба Корабль был спущен на воду в Чатеме через два года после окончания Семилетней войны, 7 мая 1765 года, однако активная службаVictory началась только в 1778 году после того, как Адмиралтейство постановило вооружить корабль и подготовить его к активной службе. Ввод корабля в строй был следствием разворачивавшихся тогда событий. В марте 1778 года французский король Людовик XVI заявил о признании северо-американских штатов независимыми от Англии и объявил о намерении установить со свободной Америкой торговые и экономические отношения. В случае необходимости Франция готова была защищать эту торговлю вооружённым путём. В ответ Георг IIIотозвал своего посла из Парижа. В воздухе запахло войной и Адмиралтейство начало собирать силы. Командующим Флота Канала был назначен Огастес Кеппель, избравший Victory своим флагманским кораблём. Первым командиром стал Джон Линдсэй (en). На подготовку и вооружение ушло примерно два с половиной месяца, после чего Чатем посетил король Георг III. После визита короля, оставшегося довольным работой своей верфи, Victory перешёл в Портсмут. Во время стоянки на Спитхэдском рейде Огастес Кеппель приказал заменить 30 42-фунтовых пушек на гондеке на более лёгкие 32-фунтовые, что позволило снизить весовую нагрузку и несколько увеличить свободное пространство на палубе. Бой у острова Уэссан Предыстория Бой у острова Уэссан был первым большим столкновением войны, и уже предварительная стычка фрегатов в Канале, 17 июня 1778 годапоказала, что противники совсем не те. Кеппель послал HMS Arethusa остановить Belle Poule, слишком пристально следившую за его флотом. Но та и не думала сдаваться. Британская и французская версия боя расходятся, но несомненно, что французский фрегат давал отпор британскому, пока не появился весь британский флот. После этого Belle Poule прервала бой и бежала.В начале Американской революционной войны Королевский флот жил представлениями предыдущей войны, Семилетней, в которой одерживал относительно легкие победы. За прошедшие 19 лет, однако, оба противника изменились. Французский флот был переоснащен, реорганизован и подготовлен лучше чем когда-либо. Британский же был расколот, как и все общество, политическими пристрастиями и глубинными разногласиями, прежде всего о том, как поступать с мятежными колониями. Кроме того, он страдал от коррупции и некомпетентного руководства. В Адмиралтействе, в Военно-морском комитете, как и во всем правительстве, большинство составляли политические назначенцы. Французский адмирал имел приказ крейсировать в Канале определенный срок, но принимать бой только имея явное превосходство. Британский таким ограничением связан не был, его задачей было устранить потенциальную угрозу от флота противника. Пока существовала французская армия и боеспособный флот, сохранялась потенциально и опасность вторжения. Хотя по имеющимся данным французы не имели подобного намерения, игнорировать его в Лондоне не могли. Ближайшие планы французов, однако, не шли так далеко. Они рассчитывали обогнать британцев в темпах мобилизации флота, и использовать это краткое превосходство для победы в самом начале войны. Так, в марте 1778 маркиз Морепа хвастался: Это было фатальное заблуждение. В июне Кеппель вышел в море всего с 20 линейными кораблями, но ко времени встречи с д'Орвилье имел уже 30, а в сентябре 33. Возможность быстро закончить войну французы упустили. Вернувшись в Спитхед после дуэли Belle Poule против Arethusa, Кеппель с 30 линейными кораблями снова покинул рейд 9 июля 1778. Д’Орвилье вышел из Бреста днем раньше с 32 кораблями, из которых три были слишком слабы для линейного боя. Таким образом его линия составила 29 линейных кораблей при 2098 пушках, против 30 английских при 2278 пушках — примерно равные силы. Предварительные маневры Пока это устраивало обоих адмиралов: Кеппель отрезал противнику отход в Брест, а д’Орвилье смог выбраться ему на ветер, обеспечив себе (в теории) преимущество. Однако два его корабля, 80-пушечный Duc de Bourgogne и еще один 74-пушечный, остались с подветра, как от собственных сил, так и британцев. Кеппель послал за ними погоню и решил, что по существу выбил их из французского флота. Но с этого дня и по 27 июля все его попытки отыграть ветер кончались ничем: д’Орвилье был начеку. Кеппель стремился сблизиться и навязать бой, д’Орвилье использовал наветренное положение и боя не принимал.Во второй половине дня 23 июля, в сотне миль к весту от о. Уэссан, противники обнаружили друг друга. Французы были с подветра. К закату они шли курсом SW, при ветре от WNW, и находились на NE от противника. Тот, в свою очередь, привел к ветру, держась на N. Британцы держались так всю ночь, почти без хода. Поэтому заход ветра дал д’Орвилье возможность улучшить позицию, и к утру он оказался с NW от противника. Утром 27 июля 1778 при ветре от SW, флота находились в 6−10 милях друг от друга. Оба шли левым галсом на NW. Оба были в некотором беспорядке, но французы держали колонну, а англичане строй пеленга влево. Таким образом последние могли, после поворота оверштаг, немедленно составить линию баталии круто к ветру. Рассудив, что методически строить линию невыгодно, Кеппель поднял сигнал «общая погоня», снова стремясь сблизиться. Его корабли, каждый самостоятельно, сделали поворот на противника, после чего дивизион Хью Паллисера (англ. Hugh Palliser, флагман HMS Formidable, 90) стал правым крылом, дальше всего от противника; Кеппель с HMS Victory(100) был в центре, а Харланд (англ. sir Robert Harland, флагман HMS Queen, 90) на левом фланге. В 5:30 утра семи лучшим ходокам из дивизиона Паллисера сигналом было приказано преследовать противника на ветер (1., поз. A). В 9 утра французский адмирал скомандовал своему флоту поворот фордевинд последовательно, что несколько приближало его к англичанам и на время сдваивало линию. Но преимущество положения должно было сохраниться. Однако заход ветра на два румба, с SW на SSW, замедлил маневр и увеличил дрейф французов. Их порядок еще больше расстроился. Привестись головным кораблям, уже сделавшим поворот, мешали свои же концевые, идущие встречным курсом. Только пройдя последний корабль в линии (1., поз. B), они могли взять круче, чтобы удерживать британцев на расстоянии. Те, разумеется, воспользовались моментом, чтобы расстояние сократить. В 10:15 Кеппель, все еще идя контркурсом и почти в кильватерепротивника, просигналил поворот оверштаг «все вдруг», который привел его в неровную колонну на правом галсе, в хвосте французов. В этот момент нашел шквал с дождем, закрыв флота друг от друга. Со шквалом ветер отошел обратно к SW, снова благоприятствуя британцам. Ход боя Когда около 11:00 противники снова увидели друг друга, д'Орвилье уже выполнял новый поворот «все вдруг» на обратный курс. Понимая, что ветер позволяет Кеппелю догнать концевые корабли и завязать бой по желанию, он решил действовать активно, так как избегать боя дальше не мог. Кеппель не поднимал сигнала строить линию, правильно оценив, что ближайшей задачей остается вынудить к бою уклоняющегося противника. К тому же 7 кораблей арьергарда после утреннего сигнала выдвинулись на ветер, и теперь почти весь его флот мог вступить в бой, пусть и в некотором беспорядке (1., поз. C). Начало боя было так внезапно, что корабли даже не успели поднять боевые флаги. По свидетельствам британских капитанов, строй был настолько неровным, что флагман Паллисера, Formidable, почти все время выносилкрюйс-марсель на ветер, чтобы не наскочить на впереди идущий Egmont. При этом Ocean, которому еле хватало места стрелять в интервал между ними, держался левее и с подветра, но и тогда рисковал навалиться на Egmont, или попасть в одного из них. Был момент, когдаFormidable привелся, избегая столкновения, и оказался еще ближе к противнику. Проходя контркурсом вдоль строя противника, под зарифленными парусами, оба флота старались нанести как можно больше урона. Как обычно бывает на таких курсах, стрельба происходила неорганизованно, каждый корабль сам выбирал момент залпа. Британцы стреляли в основном в корпус, французы старались поразить такелаж и рангоут. Британцы шли остро в бейдевинд, французы на четыре румба свободнее. Их передовые корабли могли бы привестись и разорвать дистанцию, но исполняя свой долг, поддерживали остальных. В общем же, согласно приказу д'Орвилье, они строили линию круче, что постепенно уводило их дальше от британских пушек. Это была неподготовленная стычка на большой дистанции, но все же лучше, чем ничего. Против обычного, больше всех пострадал британский арьергард — его потери почти равняются потерям двух других дивизионов, — в основном он был ближе к противнику. В свою очередь д'Орвилье, видя беспорядок, в который после всех маневров пришли британцы, решил использовать момент. Его флот шел довольно стройной колонной, и в 1 час пополудни он скомандовал поворот последовательно, с намерением пройти британцев с подветра. При этом французы могли ввести в бой все пушки наветренного, т.е. высокого борта. На другом борту нижниепорты приходилось держать закрытыми. Но головной корабль не увидел сигнала, и только де Шартр, четвертый от начала, отрепетовал и начал поворот (2., поз. F). Проходя мимо флагмана он голосом уточнил его намерение. Но из-за ошибки головного корабля удобный момент был упущен.Как только 10 кораблей авангарда разошлись с французами Харланд, предвидя сигнал адмирала, приказал им поворачивать и следовать за противником (2., поз. V). Около 1 часа пополудни, когдаVictory вышла из зоны обстрела, такой же сигнал получил и центр — Кеппель скомандовал поворот фордевинд: посеченный такелаж не позволял ворочать на ветер. Но поэтому же маневр требовал осторожности. Только к 2 часам Victory легла на новый галс, вслед французам (2., поз. C). Остальные поворачивали кто как мог. Formidable Паллисера в это время проходил навстречу флагману с подветра (2., поз. R). Четыре-пять кораблей, неуправляемых из-за повреждений такелажа остались правее и с подветра. Примерно тогда был спущен сигнал «вступить в бой» и поднят «выстроить линию баталии». Только в 2:30 маневр стал очевиден для англичан. Кеппель с Victory немедленно снова повернул фордевинд и начал спускаться под ветер к неуправляемым кораблям (2., поз. d), по-прежнему держа сигнал строить линию. Вероятно, он намеревался спасти их от грозящего уничтожения. Харланд со своим дивизионом повернул сразу же и нацелился под корму Victory. К 4 часам он выстроил линию. Корабли же Паллисера, устраняя повреждения, занимали места впереди и позади Formidable. Позже их капитаны заявляли, что считали уравнителем корабль вице-адмирала, а не главнокомандующего. Таким образом, с наветра в 1-2 милях по корме флагмана составилась вторая линия из пяти кораблей (3., поз. R). В 5 часов Кеппель с фрегатом послал им приказ скорее присоединяться. Но французы, уже завершившие свой маневр, не атаковали, хотя и могли. Харланду с его дивизионом было приказано занять место в авангарде, что он и выполнил (3., поз. V). Паллисер не приближался. К 7:00 вечера Кеппель наконец стал поднимать индивидуальные сигналы его кораблям, с приказом покинуть Formidable и вступить в линию. Все подчинились, но к этому времени почти стемнело. Кеппель счел, что возобновлять бой слишком поздно. На следующее утро в виду британцев осталось только 3 французских корабля. От дальнейшего боя французы уклонились. Последствия Собственно боевое столкновение оказалось в лучшем случае стычкой «в одно касание». Французы понесли больше потерь в людях, от попаданий в корпус. Англичане наоборот имели больше повреждений, в основном от стрельбы французов по рангоуту. Во многом это был равный бой. Обе стороны заявили, что одержали верх. Мэхэн пишет, что покинув район боя, французы потеряли право заявлять победу, но последствия для англичан далеко превзошли прямой военный урон. Позже бои с неопределенным исходом стали привычны, но тогда ни британский флот, ни публика не ожидали подобного. То, что Кеппель не достиг решительной победы, воспринималось как провал. Результатом стал крупный политический скандал и серьёзный ущерб офицерскому корпусу, возникший из-за внутреннего раздора. Центром его стала вражда между Кеппелем и Паллисером. Стоит напомнить, что Кеппель, будучи убежденным вигом, подозревал правящий кабинет тори и Первого лорда Сэндвича в интригах, и не без оснований. Кеппель в начале войны отказался принять любое назначение, которое могло повлечь для него пролитие американской крови, и понимал, что такого не забывают. С этой точки зрения назначение к нему заместителем недавно произведенного в вице-адмиралы Паллисера, убежденного тори и бывшего контроллера флота, он рассматривал как диверсию. Мало того, флот был не в лучшем состоянии, и бывший член Военно-морского комитета Паллисер был среди ответственных за это. То, что межпартийная борьба и политика любого направления вредна такой сложной организации как флот, Кеппель упускал из виду. Также он не видел своей вины в следовании боевым инструкциям, хотя отход от шаблона, т.е. отказ от построения линии, позволял ему сковать французов повторным боем. Зато в промедлении вице-адмиральского дивизиона с возвратом в линию он усмотрел предательство себя лично. Несомненно, два адмирала были очень разными людьми. Последующие события показали, что они испытывали еще и политические антипатии. Подстрекаемый парламентской оппозицией, Кеппель начал нападки на Паллисера в прессе. Когда тот ответил той же монетой, Кеппель потребовал военно-полевого суда над собой, и был с триумфом оправдан. Но нового назначения до конца войны уже не получил, как и многие другие компетентные офицеры. В том числе, по прямому вмешательству кабинета, он не стал лордом Адмиралтейства. 18 марта1779 года ему было приказано спустить адмиральский флаг. Равным образом, политические нападки братьев Хоув остановили их дальнейшие назначения до падения кабинета Норта. После Кеппеля суда потребовал Паллисер, и также был оправдан. Но скандал разгорался, и был момент, когда Паллисер с трудом избежал разъяренной толпы. Газеты, намекая на пьесу Шекспира, прозвали враждующие фракции «Монтекки» (по созвучию с Монтегю, фамилией лорда Сэндвича) и «Капулеты» (по созвучию с «Кеппелитами»). В итоге бой был симптоматичен для состояния британского флота, общества и самого хода войны. В момент, когда от страны требовалась наибольшая собранность, ее силы были разрознены и ослаблены изнутри. Отсюда и результаты: у острова Уэссан британцы упустили победу, а в конце войны лишились сильных энергичных колоний, что совершенно изменило дальнейший ход истории. Участие в Трафальгарском сражении историческое морское сражение между британскими и франко-испанскими морскими силами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания — ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон. Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв. Под его управлением находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: Австрии и России. Маневры перед боем Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения испанского командующего Антонио де Эсканьо, вышла из Кадиса19 октября. Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure). Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию. Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано утром в 5:30, 21 октября, его флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Некоторое время Вильнёв колебался — принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис. Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен. Такой манёвр перед началом боя расстроил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя. Трафальгарская битва. Диспозиция. В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий нарумб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях. Нельсон учел все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, свое преимущество в ветре — и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить дополнительные лиселя, для увеличения скорости. Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»). Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом дивизионе. Правый дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign . К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически нанорд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре — ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка. Начало сражения Трафальгарская битва. Вид с марса головного корабля союзников, по состоянию на 13:00. Англичане двумя колоннами атакуют с запада (справа). Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign. Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артилерийскую дуэль. Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign. Он вклинился между испанскимSt.Anne и французским Fougueux. Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку. Отстав от него на 45 минут, Victory, во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между самым большим кораблем испанцев Santisima Trinidad и флагманом союзниковBucentaure. Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory, рядом с его капитаном, Томасом Харди. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры. Британские канониры значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан (французские историки приводят соотношение скорострельности 7/4. Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля — таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия. Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность. Авангард союзников (командующий — адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno, Scipion, Intrepide, Raio, Formidable, Montblane, San Francisco de Asis, Duguay Trown) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы — Heros. Близкий бой Трафальгарская битва. Сражение близится к завершению, время около 17:00. Корабли сражаются друг с другом. Флагман англичан, Victory, обогнув Bucentaure, повернул вправо. Такой манёвр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire, до этого следовавший за кормой флагмана. Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой сRedoutable, следовавшим в кильватере Bucentaure . Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит — весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия. Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубеVictory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесенный в лазарет Нельсон был ещё жив и требовал отчета о проходящем бое. Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены. Капитан Victory, Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами». Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом. Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в аръергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias. Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge. Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран, от которых впоследствии скончался. Завершение битвы 21 октября Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников. Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель. Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной». За ним последовали корабли: San Justo, San Leandro, Montanes, Indomptable, Neptuno, Argonaute. Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе. Манёвр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена. Командир авангарда, адмирал Дюмануар на Formidable, видя преследование Коллигвуда, наконец, сделал поворот оверштаг. Он приказал всем своим подчиненым кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы. Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы. За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за командиром авангарда. Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрепаных кораблей левого дивизиона англичан. Однако четыре французских корабля: Formidable,Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо схватки. В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм. Штормовой день 22 октября Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama, которые пошли на дно во время буксировки. Monarcaразбился о скалы испанского побережья. Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море. Возобновление битвы 23 октября Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море. Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву. Гравина перенес свой вымпел на Montanes. За ним шли San Justo, San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров. Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским. Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь, пока к ней не подоспел Гравина. St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегатаFemida завели буксир и повели в Кадис. Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador. Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса. Итоги Трафальгарской битвы Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане захватили или потопили почти весь союзный флот не потеряв ни одного корабля, потери убитыми и ранеными составили около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были повреждены, например флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона). Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Франция и Испания навсегда утратили морское могущество. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неополитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей. Сигнал, поднятый Нельсоном По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле Victory флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась. «Адмиральский ром» После боя Victory был поврежден, его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом. Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной. Однако, с той поры на английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона». Интересные факты В день 204-летнего юбилея битвы, 21 октября 2009, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении (HMS Spartiate). При начальной заявленной цене в £14,000 флаг был продан за £384,000. Современный статус Стоит на вечной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте с 12 января 1922 года. Используется как музей. Литература Гребенщикова Г. А. Линейные корабли 1 ранга «Victory» 1765, «Royal Sovereign» 1786. — СПб.: «Остров», 2010. — 176 с. — 300 экз. John McKay The 100-gun ship Victory. — London: Conway Maritime Press, 2002. Ссылки Официальный сайт корабля-музея Чертежи парусника Дмитрий Якимович. Фотографии корабля-музея
-
HMS Victory (1765) — 104-пушечный линейный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании. Заложен 23 июля 1759 года, спущен на воду 7 мая 1765 года. Принимал участие во многих морских боях, в том числе и в Трафальгарском сражении, во время которого на его борту был смертельно ранен адмирал Нельсон. После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте. В настоящее время корабль приведён в то состояние, в котором он был во время Трафальгарского сражения и превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута. Служба: Великобритания Организация Королевский флот Автор корабельного чертежа Томас Слейд Строительство начато 23 июля 1759 Спущен на воду 7 мая 1765 Основные характеристики Длина по гондеку 57 м Ширина помидельшпангоуту 15,86 м Высота 62,5 м Осадка 2,9 м Площадь парусности 5 440 м² Скорость хода до 11 узлов Экипаж ~1 000 Вооружение Общее число орудий 104 Орудий на гондеке 30 × 32-фунтовых пушек Орудий на мидельдеке 28 × 24-фн пушек Орудий на опердеке 30 × 12-фн пушек Орудий на шканцах 12 × 12-фн пушек Орудий на баке 2 × 12-фн пушек 2 × 64-фн карронады Содержание 1 Конструкция 1.1 Артиллерийское вооружение 1.1.1 Первоначальный проект (1758 год) 1.1.2 Изменения, внесённые с 1780 по 1782 годы 1.1.3 После перевооружения в 1803 году 1.1.4 После перевооружения в 1805 году 2 Служба 2.1 Бой у острова Уэссан 2.2 Участие в Трафальгарском сражении 3 Современный статус 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки Конструкция Артиллерийское вооружение Первоначальный проект (1758 год) Состав артиллерийского вооружения Victory неоднократно менялся за время его многолетней службы. Первоначальный проект предусматривал установку ста орудий Расположение Количество Калибр Гондек 30 пушек 42-фн. Мидельдек 28 пушек 24-фн. Опердек 30 пушек 12-фн. Квартердек 10 пушек 6-фн. Форкастель 2 пушки 6-фн. Всего 100 орудий К началу кампании 1778 года адмирал Кеппель приказал заменить 30 42-фунтовых пушекна гондеке на более лёгкие 32-фунтовые, что позволило в счёт освободившегося веса добавить на форкастель 10 6-фунтовых пушек, а общее количество орудий увеличить до 110: Расположение Количество Калибр Гондек 30 пушек 32-фн. Мидельдек 28 пушек 24-фн. Опердек 30 пушек 12-фн. Квартердек 10 пушек 6-фн. Форкастель 12 пушек 6-фн. Всего 110 орудий Однако уже в 1779 году состав вооружения стал прежним. Изменения, внесённые с 1780 по 1782 годы В июле того же 1779 года Адмиралтейство утвердило штатное положение на снабжение всех кораблей флота карронадами, согласно которому в 1780 году на юте Victory дополнительно установили 6 18-фунтовых карронад, а на форкастеле — 2 24-фунтовые, которые в 1782 году заменили на 32-фунтовые. Одновременно 12 6-фунтовых орудий заменили на 10 12-фунтовых и две 32-фунтовые карронады, доведя общее число карронад до десяти. Общее число орудий по состоянию на 1782 год — 108. После перевооружения в 1803 году В первой половине 1790-х корабли британского флота начали перевооружать новыми пушками конструкции Томаса Бломфельда (англ. Thomas Blomefield) с винградным ухом и новыми карронадами. В 1803 году Victory прошёл капитальный ремонт, после которого его артиллерийское вооружение стало следующим: Расположение Количество Калибр Длина Вес Гондек 30 пушек 32-фн. 9 футов 6 дюймов 55 cwt. 3 qrts. Мидельдек 28 пушек 24-фн. 9 футов 6 дюймов 50 cwt. 2 qrts. Опердек 30 пушек 12-фн. 9 футов 34 cwt. 3 qrts. Квартердек 12 пушек 12-фн. 7 футов 6 дюймов 29 cwt. 1 qrts. Форкастель 2 карронады 24-фн. 9 фута 8 дюймов 13 cwt. Всего 102 орудия После перевооружения в 1805 году К моменту Трафальгарского сражения на форкастеле установили две 12-фунтовые пушки средней длины (англ. medium), а 24-фунтовые карронады заменили на 64-фунтовые, доведя общее число орудий до 104 штук. Расположение Количество Калибр Гондек 30 пушек 32-фн. Мидельдек 28 пушек 24-фн. Опердек 30 пушек 12-фн. Квартердек 12 пушек 12-фн. Форкастель 2 пушки 2 карронады 12-фн. 68-фн. Всего 104 орудия
-
Традиция использовать пиратов на официальной службе появилась ещё во времена античности. Основоположником считается понтийский (что как бы намекает) царь Митридат VI Евпатор (в честь которого назван знаменитый крымский курорт) — былинный тролль, откровенно посылавший на*** всех соседей (включая брутальных римлян), и при этом умудрившийся огрести от них в обратку аж три раза (мало кому удавалось пережить хотя бы первый). Несколько позднее, некоторые страны, осознав профит от пиратства, стали закрывать на него глаза (если, конечно, оно шло против вражеских держав), а потом и вовсе поощрять, превратив пиратство в серьезный бизнес —каперство. Наиболее отличились Англия, Франция и Испания. По сути своей каперская грамота (или патент, как иногда пишут) — это такое специальное разрешение грабить, воровать и убивать врагов государства, выдавшего данный документ. Профит состоял в следующем. Во-первых, обладатель грамоты был на службе государства, а потому при попадании в плен имел статус военнопленного — значит, его, строго говоря, нельзя было просто взять и повесить на ближайшей пальме. Не то чтобы это часто кого-то останавливало, но иллюзия защищённости появлялась. Во-вторых, обладатель каперской грамоты получал возможность ремонтировать корабль в дружественных нанимателю портах и, что важно, сбывать честно награбленное, что было для пиратов весьма актуально. Ну и в-третьих, наниматель частенько помогал каперам с припасами. В общем, именно по этим причинам наличие каперского патента немедленно давало +10 к харизме обладателям. Тут однако стоит заметить, что во времена изобретения данного документа официальный ВМФ не особо сильно отличался от пиратов. Форму на английском флоте ввели впервые только в 1748 году, а первый единый устав вступил в силу пятью годами позже. До этого единственным законом в плаванье было слово капитана. Так что практические единственное что отличало тогда пиратов от остальных было то, кому подчиняется кэп. В защиту другой стороны стоит также заметить что только недалёкие люди считали пиратов того времени неорганизованной кучей уголовников. Пираты часто объединялись и проводили совместные операции и довольно нередко вешали звиздюлей флотам титульных наций. Особо отличился на этом поприще король Англии Джеймс I, флот которого ухитрился получить люлей от организованного флота пиратов аж трижды, причём все три раза был выпилен не меньше чем наполовину. Сэр Фрэнсис Дрейк, пират на службе Её Величества, заслуживает отдельного упоминания. В 1577—1580 гг. совершил кругосветное путешествие, а пролив между Антарктидой и Южной Америкой носит его имя (ещё одним пиратом, совершившим кругосветку, был Томас Кавендиш).