Строительство корабля
В отличие от поперечной системы набора, типичной для итальянских кораблей, советские инженеры изготавливали крейсер по смешанной системе, классической для отечественного предвоенного кораблестроения: в средней части использовалась продольная система со шпацией рамных шпангутов 750 мм, а в оконечностях — поперечная со шпацией 500 мм (у итальянцев она составляла 760 мм). Уделялось внимание конструкции сопряжении обеих систем, чтобы избежать резкого изменения площади сечения и появления концентрации напряжений. Палубная и бортовая броня учитывались в составе основных связей, обеспечивающих общую продольную прочность. Благодаря этому корпус каждого крейсера проекта 26 оказался сильнее корпуса итальянского корабля.
Строительство крейсера, который назвали «Молотов», началось на Николаевском заводе № 198 14 января 1937. Секции корпуса собирались на малом стапеле № 4. После освобождения стапеля № 1 средняя часть корпуса была приспущена до уреза воды, а затем 150-тонным краном её секции стали подаваться на стапель № 1. Спуск на воду был осуществлён 4 декабря 1939. С 11 ноября 1940 по 18 марта 1941 прошли заводские испытания, а с 19 марта по 31 мая состоялись и государственные испытания. На ходовых испытаниях корабль показал лучшие для крейсеров своего проекта скоростные показатели: 36,3 узла при мощности турбин в 133 тысячи л.с. Вступил в состав Черноморского флота 14 июня 1941. Накануне войны входил в отряд лёгких сил эскадры ЧФ и был в то же время единственным кораблём ВМС СССР, на котором была установлена отечественная радиолокационная станция «Редут-К». 15 июня 1941, на следующий день после вступления в строй, крейсер принял участие в больших флотских учениях, в ходе которых его РЛС успешно использовалась для обнаружения самолетов.
Рейды в Туапсе
8 ноября в 22:40 крейсер направился из Туапсе в район Феодосия-Чауда для обстрела скопления техники и живой силы немцев в Марфовке, Новосёловке, Кенегесе и Атан-Алчише. Командир корабля капитан 1 ранга Ю. К. Зиновьев решил произвести огневой налёт на одном боевом курсе и обстрелять наиболее удалённые объекты, чтобы выполнить боевую задачу как можно скорее: обстреляв одну цель, корабль переводил огонь на следующую, а на одном курсе при сохранении хода даже повышалась меткость. В 4:06 9 ноября «Молотов» лёг на курс 282° и на скорости в 14 узлов открыл огонь трёхорудийными залпами из орудий главного калибра. Цели находились на расстоянии 105—140 кабельтовых. В 5:26 после 95 выстрелов крейсер отошёл в море на скорости 28 узлов, стремясь до рассвета оказаться как минимум в 50 милях от берега. В 16:50 он вернулся в Туапсе, а в 21:15 вышел на очередную операцию, обстреляв из района Эльчан-Кая силы противника в Султановке, Марфовке и Пташкино. С 4:20 до 5:06 10 ноября корабль сделал три огневых галса, израсходовав 96 снарядов главного калибра. В результате этих обстрелов, по сообщению штаба 51-й отдельной армии, противник понёс значительные потери. На обратном пути «Молотов» в 7:15 отразил атаку четырёх торпедоносцев и в 9:50 уклонился от бомб, сброшенных на него четырьмя бомбардировщиками. В базу он прибыл в 19:30.
Авария у нефтепирса № 4 и ремонт
В ночь с 21 на 22 января 1942 года крейсер стоял у нефтепирса № 4, ошвартованный правым бортом, был отдан левый якорь, а с кормы заведен конец на бочку. По корме крейсера находился эсминец «Смышлёный», у соседнего пирса находились «Красный Кавказ» и танкер «Кремль». К 4 часам утра с гор на порт обрушился норд-ост (бора). Сильный ветер и волны стали раскачивать крейсер и бить его о стенку, швартовы рвались один за другим. Из-за опасности повредить всю обшивку правого борта, в 7:47 командир приказал отойти от пирса и встать на два якоря на малом рейде, подрабатывая машинами. Но ветер был слишком сильный, и левая якорь-цепь вскоре оборвалась, а второй якорь не смог удержать корабль на месте. Волнами его сносило к бетонному молу. «Молотов» дал задний ход, но очередная волна бросила его вперед, и в 8:36 он ударился носом о мол, повредив форштевень и деформировав обшивку. Тут же крейсер понесло назад, корма левым бортом ударилась о пирс, в результате чего оказалась поврежденной обмотка размагничивания. В 8:53 под винты попала бочка, и пришлось застопорить машины. На пирс были поданы швартовы, чтобы оттянуться шпилем, но и они вскоре лопнули. Ветром корабль стало разворачивать носом влево, форштевнем он прочертил по борту крейсера «Красный Крым» и протаранил танкер. В 9:06 бочка вышла из-под винтов, но крейсер навалило на кормовую оконечность эсминца «Смышленый», причинив ему серьёзные повреждения. В 9:23 по приказу командира на крейсере затопили носовые дифферентные отсеки, и судно село носом на грунт.
Ветер и волны навалили корабль кормой на пирс, при этом разрушилась обшивка. В 10:07 на помощь ему подошел эсминец «Сообразительный» для поддержания кормы, но 10-балльный ветер не позволил ему приблизиться на необходимую дистанцию. Боцманской команде крейсера удалось подать несколько тросов на пирс, но очередная волна дёрнула корабль и порвала их. Лопнувшим тросом смертельно ранило старшину, ещё два матроса получили увечья. Трос на эсминец удалось завести только к полудню. Подошедший позже буксир также смог принять трос с кормы. После 16 часов шторм стал утихать.
В результате разгула стихии была повреждена обшивка на левом борту в кормовой оконечности от 264-го шпангоута до транца, по левому борту лопнули 4 шпангоута (с 290 по 293-й), также был сломан кормовой клюз, на 400 мм вогнут форштевень, затоплен таранный отсек, повреждены трубопроводы отопления в кормовых помещениях и оборудование отсека дымаппаратуры. Ремонт крейсера выполнялся на судоремонтном заводе в Туапсе. 14 февраля работы были закончены, но из-за недостаточных производственных мощностей предприятия форштевень полностью выправить не удалось, что снизило скорость «Молотова» на 2-3 узла. Только на заводе № 201 при помощи кессона форштевень восстановили
Третье наступление немцев на Севастополь
После войны
«Слава»