История создания
В августе 1889 управляющий Морским министерством вице-адмирал Н.М. Чихачев обратил внимание на греческий броненосец "Гидра", построенный Луарским судостроительным обществом во Франции. При водоизмещении всего в 4810 т. он обладал мощным вооружением в три 270-мм и пять 150-мм орудий, был защищен 300-мм броневым поясом и должен был развивать скорость до 17 узлов. В МТК поступило приказание рассмотреть насколько проект "Гидры" заслуживает внимания для постройки в России. Разработка проекта велась старшим судостроителем Э.Е Гуляевым и несколько раз приостанавливалась по различным причинам. Окончательно проект был одобрен только в 1892 году и предусматривал создание броненосца береговой обороны вооруженного 4 - 229/35 орудиями главного калибра и 4 - 152/45 водоизмещением 4126 тонн. Однако в том же 1892 было принято решение о принятии единого образца 254-мм орудия на вооружение кораблей и приморских крепостей. Соответственно и главный калибр проектируемых броненосцев претерпел соответствующие изменения, а возникшую перегрузку компенсировали заменой 152-мм орудий Канэ на 120-мм той же системы. Кроме того основным недостатком "Гидры" Э.Е. Гуляев считал малую ширину броневого пояса (1,2 метра), полагая такое бронирование заведомо недостаточным он предложил увеличить ширину броневого пояса до 2,3 м за счет снижения скорости хода.
Закладка первого броненосца береговой обороны в соответствии с этим проектом состоялась 22 октября 1892 г. на Балтийском судостроительном заводе в присутствии императора Александра III. Он получил имя "Адмирал Ушаков". Руководил постройкой управляющий завода М.И. Кази. Почти ровно через год, 27 октября 1893 г, корпус строящего броненосца был спущен на воду. К концу апреля 1894 г. завершилась сборка главных и вспомогательных механизмов. Балтийский завод и Морское министерство рассчитывали провести ходовые испытания до окончания 1894 г., а сдать корабль в 1895 г. Однако опоздания поставок брони (вплоть до того что часть броневых плит пришлось заказать в США) и задержка в изготовлении 254-мм орудий и гидравлических башенных установок привели к тому что строительство завершилось только в сентябре 1897 года.
Устройство броненосца
По архитектуре корпуса "Адмирал Ушаков" напоминал уменьшенную копию эскадренных броненосцев своего времени. Водоизмещение 4126 т. (фактическое 4646 т.), максимальная длина 86,4 метра, ширина - 15,9 метра, осадка проектная - 5,2 метра (фактическая 5,7-6,1 метра).
Главный броневой пояс во ватерлинии имел длину 53 метра и высоту 2,1 метра с погружением в воду на 1,2 метра. Пояс состоял из 30 броневых плит, которые на протяжении кочегарных и машинных отделений имели толщину 254 мм с утончением к нижней кромке до 127 мм. Ближе к носу и корме толщина плит уменьшалась до 203 мм. От продольного огня защищали носовой (203-мм) и кормовой (152-мм) броневые траверзы. Поверх поясной брони шла 25-мм плоская броневая палуба, в нос и корму от траверзов шла карапасная броневая палуба толщиной от 51 до 38 мм. Барбеты башен защищались 152-мм плитами, а сами башни - 178-мм.
На броненосце имелись две вертикальные паровые машины тройного расширения и четыре огнетрубных котла. При мощности машин в 4250 л.с. броненосец должен был развивать скорость в 16 узлов (на испытаниях 16,1 при 5769 л.с.)
Артиллерия броненосца состояла из четырех 254/45 орудий, четырех 120/45 орудий, шести 47-мм, шести 37-мм пятиствольных и 12 37-мм одноствольных орудий, а также двух десантных 63,5-мм пушек системы Барановского. Основным вооружением броненосца были 254-мм орудия размещенные попарно в башнях. Станки орудий стояли на вращающемся столе с центральной трубой. К столу крепился остов башни, к нему - вертикальная броня и крыша. Вертикальное наведение орудий осуществлялось гидравлическим приводом.или вручную. Горизонтальное только гидравликой. Скорость поворота башни гидравликой составляла 180° в минуту. На испытаниях была достигнута скорострельность в 1 выстрел за 1 минуту 47 секунд.
В носовом и кормовом отделениях жилой палубы помещалось по одному бронзовому выдвижному поворотному минному аппарату, еще два бронзовых надводных аппарата в бортовых шарнирах располагались в третьем отделении (бортовые коридоры между кожухами машинных отделений с одной стороны и переборками бортовых угольных ям с другой).
На броненосце имелось пять паровых динамо-машин постоянного тока для питания лебедок элеваторов 120-мм орудий, палубного освещения, прожекторов, системы вентиляции. Одна динамо-машина оставалась в резерве.
По штату 1897 года экипаж состоял из 20 офицеров и 385 нижних чинов. Однако к 1905 году численность его выросла до 422-424 человек. Команда размещалась в весьма стесненных условиях. Кроме того на корабле отсутствовала баня, не предусмотренная МТК из-за специфического назначения броненосца.
История службы
В достройке (август 1895 - декабрь 1897)
"Адмирал Ушаков" в Практической эскадре (1898-1899 гг.)
Авария броненосца "Генерал-адмирал Апраксин" (ноябрь 1899 - апрель 1900 гг.)
"Адмирал Ушаков" в Учебном артиллерийском отряде (1900-1903 гг.)
Подготовка к походу на Дальний восток (январь 1904 - январь 1905)
Поход на Дальний восток (февраль 1905 - май 1905)
Цусима. 14 мая 1905 года
Гибель броненосца. 15 мая 1905 года
Приложение. Воспоминания.
Кап. 2р. А. А. фон Транзе. Броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков" в Цусимском бою
Кап. 1 р. А. П. Гезехус — „Долой ответ, открыть огонь"
Список источников
Грибовский В.Ю. Черников И.И. Броненосец "Адмирал Ушаков". - СПб.: Судостроение, 1996 - 244 с. Грибовский В.Ю. Черников И.И. Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Сенявин". - СПб.: ЛеКо, 2008 - 96 с. Новиков-Прибой А.С. Цусима. Том 2. Приложения. - М.: Андреевский флаг, 1994 - 730 с. Морские сражения Русско-японской войны 1904-1905. Специальный выпуск журнал "Морская коллекция" №2, 2004 г. Мальков Д.Г., Царьков А.Ю. Корабли Русско-японской войны. Вторая эскадра Тихого океана. Журнал "Морская коллекция" №6, 2010 г. Широкорад А.Б. Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922 гг. Журнал "Морская коллекция" №2, 1997 г.
http://and-kin2008.narod.ru/ushakov.html
http://samlib.ru/a/andreew_f_w/36.shtml