Соединение дизельных ПЛ Малого Улисса 1 декабря 2013 года отметит свое 80-летие. А начиналось оно в далеком 1933 году, когда с Черного моря и Балтики сюда через всю страну по железной дороге были перебазированы первые субмарины-«малютки» с экипажами из трех офицеров, десяти старшин и матросов каждая.
Но в середине 30-х годов в соединении — тогда 2-й бригаде ПЛ ТОФ — насчитывалось уже около 30 субмарин, а за грозные предвоенные и военные годы несколько ПЛ Малого Улисса стали полностью орденоносными.
Особенно значительным вклад соединения в боевую готовность флота был в 40-80-е годы, когда Владивосток стал «родиной» подводных сил Приморья, Советской Гавани, Магадана и Камчатки, а лодки Малого Улисса становились первыми океанскими ракетными и ракетно-ядерными. А еще здесь формировались отряды «летучих голландцев» для противостояния иностранным флотам во время войн у берегов Индонезии, КНДР, КНР и Вьетнама. Не секрет, что в эти годы именно на Улиссе учились мастерству у профессионалов подплава подводники азиатских и африканских государств.
Автор попытался в искрометной праздничной форме вспомнить несколько историй из жизни флота и подводников, в присущей ему манере веселясь на ходу и играя серьезными вещами…
Холодно
Зимой на лодке холодно. Почти всегда. Так рассчитано ее боевое применение: в подводном положении, где забортная вода хотя бы плюс пять, круглосуточно работают все механизмы производства отечественной оборонки, выделяющие в ограниченно-замкнутую атмосферу отсеков жуткое количество гигакалорий, в лодке тепло и даже жарко и душно. Зато в базе, где отсеки обогревают только ма-а-а-ленькие паровые радиаторы, в лодке чертовски холодно.
Но ты же офицер-подводник, поэтому на дежурство заступаешь («Родина дала - Родина пусть смеется») в шапке, альпаке, ватных штанах и меховых рукавицах. Вахтенные матросики тоже утепляются не по-детски, напялив аварийное ч/ш и валенки.
Поэтому холодно зимней ночью на лодке только крысам. Греются они в работающих электроприборах, где коротят хвостами все, что можно, и невольно являются очагами жутких и непредсказуемых пожаров в припрятанных баталером кипах белья, и особенно на подволочных плафонах освещения. Они на ПЛ круглые, плоские, как блин, подвешены на пружинах, чтобы не биться при качке, а две-три сорокаваттки нагревают плафон до состояния больничной грелки - вот и сбиваются бок о бок на каждом штук по 6-7 половозрелых особей размером с головку пионера.
Причем их хвосты на плафоне не умещаются!
Идешь по отсеку - у тебя прямо перед носом с плафона свисает гроздь серо-розовых жгутиков. Берешь их крепенько в горсть, дергаешь и с размаху – хыбля, все это разнежившееся в тепле и младенчески пищащее - о переборку. Стряхиваешь с колена и сапога мозги и то-о-о-о-нкие косточки и в «Каштан» - усталый, но с чувством выполненного долга: «Центральный, запиши в вахтенный журнал: дежурный обошел ПЛ, замечаний нет».
Тепло
Петька - помощник командира дизельной «старушки» - продал два мешка картошки и в очередной раз жутко нажрался «шила» с корефанами-мичманами из СРМ. Идти в семью в таком состоянии не хотелось, поэтому он прибрел сквозь мартовски-скользкий пирс на лодку и рухнул сквозь шахту ЦП на голову дежурному.
- Боевая тревога! Лодку экстренно к перешвартовке на первый пирс приготовить!
Экстренно - это значит, что силами вахты, пока горит спичка в руках помощника.
Дежурный лейтенант, чертыхаясь - ни одного рулевого на вахте, а значит, грузить руль гидравликой и переводить его управление на мостик ему, а значит, нет той минутки, когда можно было бы выскочить на пирс и позвонить в кубрик, чтобы старший по команде - а сегодня в казарме ночует сам старпом, однокашник херра помощника - прибыл на «железо» и скрутил Петьку - мужчину огромно-грузного и бывшего чемпиона флота по боксу.
Через минуту после приема докладов о готовности запустить электромоторы и дизель и «отдать концы» - лейтенант доложил в белеющие «шилом» и нарастающие гневом зрачки помощника: «Лодка к перешвартовке готова! Разрешите отбой?».
- Нет, - помощник, видимо, лишь чуть-чуть недопил до отключки, но в относительном тепле центрального его еще не развезло, поэтому был он зол на весь свет, и на не в меру борзого лейтенанта особенно. - Приказываю перешвартовать лодку фактически!
- Товарищ капитан-лейтенант... Разрешите получить добро на отход от пирса?
- Я уже получил.
- Тогда, - лейтенант не растерялся (да разве перегонишь корпус по забитой льдом бухте, да вшестером, да ночью... Да и вставят же потом по самые гланды, как пить дать), - запишите вводную в вахтенный журнал.
Петька грузно заворочался в кресле вахтенного, выкручивая рыло и длань к журналу, засопел, утирая набежавшую на воротник шинели густую слюну, устраиваясь половчей и вороша замызганные страницы. Спустя семь минут он, засыпая, исколбасил-таки каракулями вводной уже исписанный вахтенным лист и громко захрапел, уткнувшись пропотевшей шапкой в «Каштан». Лейтенант на цыпочках отошел от тела и выскользнул в верхний рубочный люк...
Через восемь минут на борт прибыли вчерне веселые (помощник начинал вечером именно с ними) старпом и механик. С помощью лейтенанта они закинули через переборочный люк центнер голубя сизого на диванчик в кают-компанию, связали его брючным ремнем, а потом изъяли из набедренного кармана помощника ключи от провизионки и, радостно повизгивая, взяли ее недра приступом, как Батый закрома Рязани. Уходя с лодки, с трудом вволакивая в люк вверх по трапу закусь - мешок с копченостями, ветчиной, воблой и шоколадом, старпом сунул за пазуху вахтенный журнал («Заставлю эту *** весь переписать до схода на берег»), а механик отвалил лейтенанту от щедроты душевной банку растворимого кофе и полпачки сахару: «Побалуйтесь тут до утра. Отбой учебной тревоги!»
Горячо
Знаете, почему русские непобедимы? Потому что в решающий бой за Россию идут не зеленые призывники и даже не вымуштрованные суперпрофессионалы-коммандос, которые одним ударом лба разбивают летящий кирпич. Решающий бой на Руси всегда поручается серьезным мужикам от станка и сохи - они войну не любят, поэтому спешат ее закончить побыстрее и с наименьшими потерями.
На флоте этих мужиков (которые отслужили свои три года уже лет ...цать назад) называют «партизанами» и стараются без нужды не кантовать. Обычно «партизан» просто получает задание: добыть или сделать нужное кораблю или лично старпому в обмен на свободу. Такой бартер устраивает всех, в том числе и военкомат, который и призывает на переподготовку одних и тех же классных слесарей, водил и мотористов - в последнее время в их ряды активно «вливают» еще и компьютерных гениев.
Однако в те еще годы на флотских иногда нападала серьезность мысли и цели - вот и решили однажды в 80-е в высоких начальственных сферах взять и расконсервировать дизельную подводную лодку, вот уже несколько лет тихо ржавевшую у пирса. И выгнать ее в море на торпедную стрельбу и посмотреть - а смогут ли «дизеля» с Улисса ввести в строй однажды из него выведенное...
А чтобы на полном серьезе - приурочили это дело к настоящим флотским учениям - с сигналом тревоги, ночным выдергиванием офицеров из домашних постелей и ночным же призывом на расконсервируемое «железо» экипажа «партизан» с гражданки.
Мужиков свозили в бригаду всю ночь с субботы на воскресенье и сгружали на срочно расставленные в пустовавшем кубрике кровати под охрану. Реквизированные были не против службы, но требовали - выходной же не кончился! - продолжения банкета. Особенно рвался из постромков будущий военврач экипажа, он этой ночью вернулся с морей из полугодового рейса, и взяли его военкомовские прямо у кровати жены, когда он снимал штаны...
Утром протрезвевшие «партизаны» толпой пришли на камбуз бригады, похлебали теплого чайку, а потом до обеда впотьмах трюмов и выгородок излазили свое заросшее ржавчиной, мохом и тиной заведование в корпусе бывшей ПЛ.
- Батя, - сказали они потом командиру хрипло, - кранты лодке, однако... Пора ее на иголки резать.
- Ребятушки, - взмолился капитан второго ранга с рожей, потрескавшейся от старости, - не подведите. Выход в море через месяц. Обойдемся без стрельбы, но отойти от пирса, погрузиться и всплыть мы обязаны - иначе вас тут запрут еще на полгода, а меня попрут с флота с «волчьим билетом».
- Тогда давай увольнительную до утра, - подумав, ответила заводская вольница. - Надо по цехам идтить, инструменты реквизировать, тащить недокомплект с «заказов». И «шыла», кэп, давай, не жмись, надо ЗИП покупать у ребят...
На следующее утро «партизаны» пришли на лодку с ящиками инструментов и деталей и выгнали с ПЛ всех срочников - пусть не суетятся под ногами, а то головы нечаянно поотдавливаем. И попросили помощника Серегу Федорищева (с праздником, друган! – Прим. авт.) перевести экипаж на довольствие в лодке, первым делом запустив камбуз и провизионку, а также доверив харчи выбранному артельщику. И вытребовали на береговой базе грузовик на весь месяц - не в руках же крышки дизелей таскать на «Дальзавод» и обратно!
Пахали они круглые сутки, как лошади, забыв про обеденный перерыв - кок (в миру - шеф-повар ресторана «Зеркальный») готовил обед и ужин ночью, а днем наравне с мужиками тягал «дюраселфы», эти 120-килограммовые аккумуляторные батареи ПЛ, с пирса в отсек. Вечеряли на пирсе уже под звездами с обязательными «наркомовскими» и шли в кубрик спать.
Через месяц лодка загрузила боезапас и продукты, пробила зарядку АБ у пирса, корпус проверили на герметичность и вышли в море под командой бати Кожириновского, где мы не только погрузились и всплыли, но даже стрельнули по вероятному противнику - крейсеру «Дмитрий Пожарский» - из носового ТА пузырем воздуха.
После моря всех «партизан» горячо поблагодарил комэск Критский и приказал демобилизовать досрочно. Они пришли в кубрик и наконец-то нормально «приняли на грудь», а потом Федорюга раздал им положенное – сэкономленные ***, тараньку и шоколад.
Глоссарий ненаучного исследования
АБ - аккумуляторная батарея - источник электроэнергии для работы двигателей ПЛ под водой и при аварии.
Альпак (или канадка) - овчинная куртка-спецодежда советского подводника. Русский подводник носит канадку уже на рыбьем меху.
ДУК - дистанционное устройство камбузное - труба для удаления отходов, которые перед оным упаковываются в прочный и объемистый мешок.
«Железо» (оно же корпус) - эвфемизм от ПЛ.
ЗИП - запасные инструменты и приборы.
«Каштан» - система радиотрансляции для связи отсеков и передачи команд экипажу.
ОД - оперативный дежурный. Главный морской начальник бригады в повседневные дни и ночи.
РБЖ-ПЛ - Руководство по борьбе за живучесть ПЛ - написано кровью погибших подводников. Читал давно. Наизусть не помню.
СРМ - судоремонтная мастерская. В те годы ее начальником был младший лейтенант Олег Мельников - ныне казачий атаман края.
ТА - торпедный аппарат - оружие лодки.
Центральный пост - главный командный пункт ПЛ.
Ч/ш - чисто шерстяное аварийное белье подводника, на которое перед выходом из затонувшей лодки одевается спасательный гидрокомбинезон. Ч/ш носить нельзя, но если очень хочется, то можно.
«Шыло» - *** технический ректифицированный двойной очистки 98%-ной крепости. Используется подводниками для питья и распития, а также в качестве свободно конвертируемой валюты.
материал: Василий Буслаев