Перейти к содержимому

Sanchos67

Участник
  • Публикации

    4
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Бои

    79

Публикации, опубликованные пользователем Sanchos67


  1. Соединение дизельных ПЛ Малого Улисса 1 декабря 2013 года отметит свое 80-летие. А начиналось оно в далеком 1933 году, когда с Черного моря и Балтики сюда через всю страну по железной дороге были перебазированы первые субмарины-«малютки» с экипажами из трех офицеров, десяти старшин и матросов каждая.

     

    Но в середине 30-х годов в соединении — тогда 2-й бригаде ПЛ ТОФ — насчитывалось уже около 30 субмарин, а за грозные предвоенные и военные годы несколько ПЛ Малого Улисса стали полностью орденоносными.

    Особенно значительным вклад соединения в боевую готовность флота был в 40-80-е годы, когда Владивосток стал «родиной» подводных сил Приморья, Советской Гавани, Магадана и Камчатки, а лодки Малого Улисса становились первыми океанскими ракетными и ракетно-ядерными. А еще здесь формировались отряды «летучих голландцев» для противостояния иностранным флотам во время войн у берегов Индонезии, КНДР, КНР и Вьетнама. Не секрет, что в эти годы именно на Улиссе учились мастерству у профессионалов подплава подводники азиатских и африканских государств.

    Автор попытался в искрометной праздничной форме вспомнить несколько историй из жизни флота и подводников, в присущей ему манере веселясь на ходу и играя серьезными вещами…

     

    Холодно

    Зимой на лодке холодно. Почти всегда. Так рассчитано ее боевое применение: в подводном положении, где забортная вода хотя бы плюс пять, круглосуточно работают все механизмы производства отечественной оборонки, выделяющие в ограниченно-замкнутую атмосферу отсеков жуткое количество гигакалорий, в лодке тепло и даже жарко и душно. Зато в базе, где отсеки обогревают только ма-а-а-ленькие паровые радиаторы, в лодке чертовски холодно.

    Но ты же офицер-подводник, поэтому на дежурство заступаешь («Родина дала - Родина пусть смеется») в шапке, альпаке, ватных штанах и меховых рукавицах. Вахтенные матросики тоже утепляются не по-детски, напялив аварийное ч/ш и валенки.

    Поэтому холодно зимней ночью на лодке только крысам. Греются они в работающих электроприборах, где коротят хвостами все, что можно, и невольно являются очагами жутких и непредсказуемых пожаров в припрятанных баталером кипах белья, и особенно на подволочных плафонах освещения. Они на ПЛ круглые, плоские, как блин, подвешены на пружинах, чтобы не биться при качке, а две-три сорокаваттки нагревают плафон до состояния больничной грелки - вот и сбиваются бок о бок на каждом штук по 6-7 половозрелых особей размером с головку пионера.

    Причем их хвосты на плафоне не умещаются!

    Идешь по отсеку - у тебя прямо перед носом с плафона свисает гроздь серо-розовых жгутиков. Берешь их крепенько в горсть, дергаешь и с размаху – хыбля, все это разнежившееся в тепле и младенчески пищащее - о переборку. Стряхиваешь с колена и сапога мозги и то-о-о-о-нкие косточки и в «Каштан» - усталый, но с чувством выполненного долга: «Центральный, запиши в вахтенный журнал: дежурный обошел ПЛ, замечаний нет».

     

    Тепло

    Петька - помощник командира дизельной «старушки» - продал два мешка картошки и в очередной раз жутко нажрался «шила» с корефанами-мичманами из СРМ. Идти в семью в таком состоянии не хотелось, поэтому он прибрел сквозь мартовски-скользкий пирс на лодку и рухнул сквозь шахту ЦП на голову дежурному.

    - Боевая тревога! Лодку экстренно к перешвартовке на первый пирс приготовить!

    Экстренно - это значит, что силами вахты, пока горит спичка в руках помощника.

    Дежурный лейтенант, чертыхаясь - ни одного рулевого на вахте, а значит, грузить руль гидравликой и переводить его управление на мостик ему, а значит, нет той минутки, когда можно было бы выскочить на пирс и позвонить в кубрик, чтобы старший по команде - а сегодня в казарме ночует сам старпом, однокашник херра помощника - прибыл на «железо» и скрутил Петьку - мужчину огромно-грузного и бывшего чемпиона флота по боксу.

    Через минуту после приема докладов о готовности запустить электромоторы и дизель и «отдать концы» - лейтенант доложил в белеющие «шилом» и нарастающие гневом зрачки помощника: «Лодка к перешвартовке готова! Разрешите отбой?».

    - Нет, - помощник, видимо, лишь чуть-чуть недопил до отключки, но в относительном тепле центрального его еще не развезло, поэтому был он зол на весь свет, и на не в меру борзого лейтенанта особенно. - Приказываю перешвартовать лодку фактически!

    - Товарищ капитан-лейтенант... Разрешите получить добро на отход от пирса?

    - Я уже получил.

    - Тогда, - лейтенант не растерялся (да разве перегонишь корпус по забитой льдом бухте, да вшестером, да ночью... Да и вставят же потом по самые гланды, как пить дать), - запишите вводную в вахтенный журнал.

    Петька грузно заворочался в кресле вахтенного, выкручивая рыло и длань к журналу, засопел, утирая набежавшую на воротник шинели густую слюну, устраиваясь половчей и вороша замызганные страницы. Спустя семь минут он, засыпая, исколбасил-таки каракулями вводной уже исписанный вахтенным лист и громко захрапел, уткнувшись пропотевшей шапкой в «Каштан». Лейтенант на цыпочках отошел от тела и выскользнул в верхний рубочный люк...

    Через восемь минут на борт прибыли вчерне веселые (помощник начинал вечером именно с ними) старпом и механик. С помощью лейтенанта они закинули через переборочный люк центнер голубя сизого на диванчик в кают-компанию, связали его брючным ремнем, а потом изъяли из набедренного кармана помощника ключи от провизионки и, радостно повизгивая, взяли ее недра приступом, как Батый закрома Рязани. Уходя с лодки, с трудом вволакивая в люк вверх по трапу закусь - мешок с копченостями, ветчиной, воблой и шоколадом, старпом сунул за пазуху вахтенный журнал («Заставлю эту *** весь переписать до схода на берег»), а механик отвалил лейтенанту от щедроты душевной банку растворимого кофе и полпачки сахару: «Побалуйтесь тут до утра. Отбой учебной тревоги!»

     

    Горячо

    Знаете, почему русские непобедимы? Потому что в решающий бой за Россию идут не зеленые призывники и даже не вымуштрованные суперпрофессионалы-коммандос, которые одним ударом лба разбивают летящий кирпич. Решающий бой на Руси всегда поручается серьезным мужикам от станка и сохи - они войну не любят, поэтому спешат ее закончить побыстрее и с наименьшими потерями.

    На флоте этих мужиков (которые отслужили свои три года уже лет ...цать назад) называют «партизанами» и стараются без нужды не кантовать. Обычно «партизан» просто получает задание: добыть или сделать нужное кораблю или лично старпому в обмен на свободу. Такой бартер устраивает всех, в том числе и военкомат, который и призывает на переподготовку одних и тех же классных слесарей, водил и мотористов - в последнее время в их ряды активно «вливают» еще и компьютерных гениев.

    Однако в те еще годы на флотских иногда нападала серьезность мысли и цели - вот и решили однажды в 80-е в высоких начальственных сферах взять и расконсервировать дизельную подводную лодку, вот уже несколько лет тихо ржавевшую у пирса. И выгнать ее в море на торпедную стрельбу и посмотреть - а смогут ли «дизеля» с Улисса ввести в строй однажды из него выведенное...

    А чтобы на полном серьезе - приурочили это дело к настоящим флотским учениям - с сигналом тревоги, ночным выдергиванием офицеров из домашних постелей и ночным же призывом на расконсервируемое «железо» экипажа «партизан» с гражданки.

    Мужиков свозили в бригаду всю ночь с субботы на воскресенье и сгружали на срочно расставленные в пустовавшем кубрике кровати под охрану. Реквизированные были не против службы, но требовали - выходной же не кончился! - продолжения банкета. Особенно рвался из постромков будущий военврач экипажа, он этой ночью вернулся с морей из полугодового рейса, и взяли его военкомовские прямо у кровати жены, когда он снимал штаны...

    Утром протрезвевшие «партизаны» толпой пришли на камбуз бригады, похлебали теплого чайку, а потом до обеда впотьмах трюмов и выгородок излазили свое заросшее ржавчиной, мохом и тиной заведование в корпусе бывшей ПЛ.

    - Батя, - сказали они потом командиру хрипло, - кранты лодке, однако... Пора ее на иголки резать.

    - Ребятушки, - взмолился капитан второго ранга с рожей, потрескавшейся от старости, - не подведите. Выход в море через месяц. Обойдемся без стрельбы, но отойти от пирса, погрузиться и всплыть мы обязаны - иначе вас тут запрут еще на полгода, а меня попрут с флота с «волчьим билетом».

    - Тогда давай увольнительную до утра, - подумав, ответила заводская вольница. - Надо по цехам идтить, инструменты реквизировать, тащить недокомплект с «заказов». И «шыла», кэп, давай, не жмись, надо ЗИП покупать у ребят...

    На следующее утро «партизаны» пришли на лодку с ящиками инструментов и деталей и выгнали с ПЛ всех срочников - пусть не суетятся под ногами, а то головы нечаянно поотдавливаем. И попросили помощника Серегу Федорищева (с праздником, друган! – Прим. авт.) перевести экипаж на довольствие в лодке, первым делом запустив камбуз и провизионку, а также доверив харчи выбранному артельщику. И вытребовали на береговой базе грузовик на весь месяц - не в руках же крышки дизелей таскать на «Дальзавод» и обратно!

    Пахали они круглые сутки, как лошади, забыв про обеденный перерыв - кок (в миру - шеф-повар ресторана «Зеркальный») готовил обед и ужин ночью, а днем наравне с мужиками тягал «дюраселфы», эти 120-килограммовые аккумуляторные батареи ПЛ, с пирса в отсек. Вечеряли на пирсе уже под звездами с обязательными «наркомовскими» и шли в кубрик спать.

    Через месяц лодка загрузила боезапас и продукты, пробила зарядку АБ у пирса, корпус проверили на герметичность и вышли в море под командой бати Кожириновского, где мы не только погрузились и всплыли, но даже стрельнули по вероятному противнику - крейсеру «Дмитрий Пожарский» - из носового ТА пузырем воздуха.

    После моря всех «партизан» горячо поблагодарил комэск Критский и приказал демобилизовать досрочно. Они пришли в кубрик и наконец-то нормально «приняли на грудь», а потом Федорюга раздал им положенное – сэкономленные ***, тараньку и шоколад.

     

    Глоссарий ненаучного исследования

    АБ - аккумуляторная батарея - источник электроэнергии для работы двигателей ПЛ под водой и при аварии.

    Альпак (или канадка) - овчинная куртка-спецодежда советского подводника. Русский подводник носит канадку уже на рыбьем меху.

    ДУК - дистанционное устройство камбузное - труба для удаления отходов, которые перед оным упаковываются в прочный и объемистый мешок.

    «Железо» (оно же корпус) - эвфемизм от ПЛ.

    ЗИП - запасные инструменты и приборы.

    «Каштан» - система радиотрансляции для связи отсеков и передачи команд экипажу.

    ОД - оперативный дежурный. Главный морской начальник бригады в повседневные дни и ночи.

    РБЖ-ПЛ - Руководство по борьбе за живучесть ПЛ - написано кровью погибших подводников. Читал давно. Наизусть не помню.

    СРМ - судоремонтная мастерская. В те годы ее начальником был младший лейтенант Олег Мельников - ныне казачий атаман края.

    ТА - торпедный аппарат - оружие лодки.

    Центральный пост - главный командный пункт ПЛ.

    Ч/ш - чисто шерстяное аварийное белье подводника, на которое перед выходом из затонувшей лодки одевается спасательный гидрокомбинезон. Ч/ш носить нельзя, но если очень хочется, то можно.

    «Шыло» - *** технический ректифицированный двойной очистки 98%-ной крепости. Используется подводниками для питья и распития, а также в качестве свободно конвертируемой валюты.

     

    материал: Василий Буслаев


  2. Добрый старый Флот ушел. Новый не родился, а просто отпочковался и завял... Будущим потомкам, которые будут ходить в моря, а по приходу - в кабак (если жалование позволит), передаю несколько "полезных" советов по борьбе с надводными и воздушными целями противника (в наше время - ВМС США) в условиях ограниченного оснащения Вашего корабля оружием и боевой техникой. Все испробовано на собственной шкуре...

       1. Борьба с надводными кораблями.  

      ТОФ.80-е. Наш корабль преследуется фрегатом ВМС США (бортовой 27. См.справочник Jane"s Fighting Ships. Зачем - поймете далее). До американского берега всего 5 миль, что и беспокоит фрегат. Он опасно маневрирует и пытается вызвать нас на 16 канале. Из динамика станции ежеминутно раздается, смазанное помехами и несовершенством нашего "Рейда": " Ю-ЭС-ЭС Махлон п... коллинг Совьет шип". Мало знающие анг. язык старпом и вахтенный офицер угрюмо переглядываются. Наконец старпом спрашивает: "Что он подразумевает, называя "Совьет шип" махлон п...".

        Вахтенный лишь пожимает плечами. (USS Mahlon S.Tisdale или фрегат "Мэлон С. Тиздейл", названный в честь ам. вице-адмирала Первой Мировой, тогда только-что вощел в состав 3-го флота и еще даже не числился в Джейне).

       Покурив и помолчав с минуту, старпом грустно говорит: "Обидно, ***" и приказывает прибыть на ходовой продбаталеру и ответственному за арсенал. Оба прибывают, выслушивают указания, убывают на время и появляются вновь для доклада о выполнении распоряжения, имея в руках: продбаталер - пустую банку из-под сухарей, арсенальщик - 5 противодиверсионных гранат и штык-нож. Вся процессия во главе со старпомом, обрастающая по пути зеваками, прибывает на ют и вызывает нарастающие подозрения о готовящейся диверсии против Америка-Зе-Бьютифул у фрегата ВМС США, чапающего в кильватере на удалении 3 кабельтовых.

        Старпом мелко и густо дырявит ножом банку, предусмотрительно повернувшись к американцу спиной, выставляет на гранатах макс. глубину подрыва, кладет их в дырявую тару и бросает за борт. "Тиздейл" в панике - русские у пляжей Калифорнии, да еще и спускают в воду неизвестное... Jesus *** Christ!!! Фрегат увеличивает обороты и начинает сближаться с тонущей банкой, но тщетно - она уже под водой. Янки явно включает ГАС (гидроакустическую ситему) для прослушивания, наезжает на место затопления супер-пупер-бомбы и... КААБЗЗДЫК!

      Даже старпом прищурился. Гранаты подорвались гулко, но сердито. Гидроакустики с "Тиздейла", отзовитесь! Напишите, что вы чувствовали? Понимаю, что вы ничего не слышите, но читать-то вы можете...

    А фрегат, ну что - обиделся просто и больше не выходил на связь.

       2. Борьба с воздушными целями.   а) Вертолеты

       Фролыч с детства обожал рогатки... Сохранилась эта страсть и в звании каплея. К походу на ЗПСША Фролыч подготовился: могучая рогатка из дуба в рундуке и запас болтов в кармане для воспитания матросов, высовывающих головы из иллюминаторов, и в ожидании более крупной добычи. А она всегда попадется настоящему охотнику.  

      У Сан Диего она и прилетела, настырно жужжа и обдавая запахом керосина. Фролыч - не чукча, но охотник. Знает, что бить птицу в глаз тяжело, лучше - в бочину. Вертолет же оказался не US NAVY, а гражданский с телевизионщиками местных новостей. Во времена Рейгана любое сов. западло было им в радость, а уж сов. корабль у Сан Диего просто Holy ***.

        Вертолет зависает над нами и чуть в стороне; парень-оператор (на тросе-страховке) вываливается из бокового люка и нагло начинает снимать советскую боевую технику!!! И ржавые борта!!! И матросов в семейных трусах!!! (замполит с особистом умные, спрятались).

    Глаза Фролыча сузились, левая рука сжала рогатку в пролетарском гневе, правая оттянула резину и... Бздынь! Ребята, минимум 20 метров до вертолета!!! Флотский болт, обладая неизвестными до того момента баллистическими характеристиками, но явными убойными качествами советской стали, угодил бедняге-оператору прямо в лоб, закрытый шлемом.  

      Удар оглушил американца, который разжал руки, и профессиональная камера стоимость в несколько тысяч зеленых денег булькнула и ушла на дно.  Фролыч даже не улыбнулся победе, он лищь удовлетворенно кивнул и пошел строить личный состав для беседы об американской военной угрозе.  

       б) Самолеты (Орионы, Викинги, Интрудеры, Проулеры и прочая ***).

    Рецепт от старпома нашего парохода прост. Имей при себе отрезок железной трубы диаметром 10 см и длиной 150-180 см. При назойливом поведении иностранного летающего средства положи трубу на правое плечо и води ею за самолетом. Почему они пугаются и улетают, до сих пор не знаю... Память предков, наверное...

        Егор Радин.


  3. Баренцево море, борт атомной субмарины, глубина 120 метров, ход 12 узлов, акустический горизонт чист. На вахте третья боевая смена, на земле около полуночи. А в центральном посту АПЛ вахмех (вахтенный механик), командир дивизиона живучести, и вахцер (вахтенный офицер), помощник командира, от скуки упражняются в дифферентовке на ходу.

     

    Пом, потомственный штурман, мореман в третьем поколении (дед его чуть ли не на "Авроре" служил) учит вахмеха дореволюционной методике: мол, раньше, чтобы лодку наклонить, приказывали подводникам то в нос, то в корму бегать. Он же пудрит мозги трюмному мичману за общекорабельным пультом: "А ну-ка, перегони с десяток подводников в первый отсек! Ты что, не понял, чучело? Дай тонну в носовую дифферентную! Всему вас учить надо…"

     

    Он же наставляет рулевого за пультом "Шпат": "Если указатели положения рубочных и больших кормовых горизонтальных рулей вверх направлены, как стрелочка, надо откачивать из уравнительной, если вниз — принимать!" Вахмех наблюдает за дрессировкой пультовиков вполглаза: надо к сдаче вахты готовиться, журналы заполнять, дифферентовку на ноль часов подкалькулировать и так далее. Потом он шепчет что-то на ухо трюмному, подмигивает рулевому и отпрашивается у вахцера в гальюн. На секундочку.

     

    Пом снисходительно машет ручкой: ступай, и без тебя справимся. Вахмех уходит, и тут трюмный вдруг заявляет: "Ой, что-то мой пульт ОКС (общекорабельных систем) не фурычит, зараза!" Пробует погонять воздух по дифферентной системе, пустить ГОНы (главные осушительные насосы) — не получается. И воздушный пульт чего-то барахлит — никак не продуться в случае чего. Ни хрена не фунциклирует! А рулевой тут же страшно шепчет: "Ого, лодка руля не слушается, пульт "Шпат" отказал!" Вахцер медленно бледнеет.

     

    По внутрикорабельному телефону звонок: это комдив-три перед гальюном заглянул на пульт ГЭУ. У операторов, оказывается, какая-то ерунда с турбинами творится, скоро крутиться перестанут. А у реакторов скоро АЗ сработает. Вахцеру то холодно, то знойно. Рулевой добавляет жару: медленно проваливаемся на глубину…

     

    Ошалевшему вахцеру не приходит в голову даже глянуть на глубиномер. Дрожащие руки лихорадочно тянутся то к микрофонной гарнитуре "Каштана", то к внутреннему телефону. Будить командира, играть тревогу, читать молитву? Командир башку открутит, за тревогу кап-три не дадут (а срок уж близко), а Бога, как учит марксизм, вообще нет. Где вахмех, совсем обделался там в своем гальюне, что ли? Пом принимает наимудрейшее решение — щелкает тумблером жилого 5-бис отсека на "Каштане" и испуганно блеет в микрофонный "банан": "Эй, вахтенный, срочно буди всех, пусть бегут в десятый отсек! Да, развод там будет. Да, обе смены поднимай! ***, нам нос лодки поднять нужно!! Всем подъем!!!"

     

    Втихаря согнать подводников в корму не получается. Трезвонит телефон, хрюкает "Каштан". Сонные голоса невежливо интересуются, не сбрендил ли центральный.

     

    Появляется вахмех, облегченный и счастливый после гальюна. Заговор раскрывается. Пом не обижается, потому что все хорошо кончается. Все работает! Его комментарий вахмеховского (а также трюмовского и рулевского) подкола через несколько лет используют в популярном кино: "Ну, мужики, вы, блин, даете!"

     

    Андрей Михайлов

×