Первый корабль такого типа был заложен в 1509 г. на верфи в Портсмуте. Судно решили строить с применением новейших достижений в судостроении того времени. Наружную обшивку корпуса выполнили вгладь, не стали делать клинкер. Закончили судно в 1511 г. Его масса составляла 600 т, длина по конструктивной ватерлинии — 37,3 м, по килю — 32 м, ширина — 11,4 м, осадка — 4,5 м. Водоизмещение при всех этих размерениях бьшо около 1 150 т, на борту находилось 78 разнокалиберных орудий.
Через некоторое время судно модернизировали. После окончания всех работ водоизмещение возросло до 1 530 т, количество орудий — до 91. Кроме того, на борту корабля прорезали пушечные порты. Работы, связанные с модернизацией, оказались роковой ошибкой. В первоначальном виде корабль, названный «Мэри Роуз», имел хорошие мореходные качества и достаточное вооружение; океанские просторы покорялись ему с легкостью.
В 1625 г. в Швеции на королевской верфи в Стокгольме по приказу короля Густава II Адольфа заложили 64-пушечный корабль «Васа».
Намеревались построить четыре судна подобного типа. Предполагалось, что водоизмещение корабля составит 1 300 т, осадка — 4,7 м. Корпус изготовили из дуба с поперечной системой набора, однако его сделали соразмерно зауженным. На судне находилось большое количество артиллерийских орудий. Это привело к тому, что 10 августа 1628 г. на выходе из гавани на корабль налетел шквалистый ветер и положил его на левый борт. В открытые пушечные порты ворвалась вода. Судно затонуло в то же мгновение, экипаж даже не успел убрать паруса. Таким образом за стремление «короля-рационализатора» сделать судно уникальным бьшо заплачено жизнью людей.
В 1797 г. в Бостоне построили фрегат «Конститьюшн».
Корабль предназначался для защиты от пиратов американских судоходных путей в Карибском и Средиземном морях.
В России крупные военные парусники строились примерно с конца 1600 г. Первым судном, заложенным на воронежской верфи в 1698 г., стал корабль «Гото Предистинация».
В табели о рангах это судно относилось к IV рангу, но оно интересно тем, что полностью было спроектировано «голландским плотником Петром Михайловым». Теперь мы знаем, что под таким именем за границей обучался судостроению Петр I. Декоративное убранство корабля также разработал сам царь.
При разработке проекта Петр I использовал идеи английской школы судостроения, так как в молодости учился не только в Голландии, но и в Англии. Поскольку государственные дела не давали царю возможности постоянно присутствовать на верфи, то он специально вызвал из Венеции корабельного мастера Феодосия Скляева. Таким образом с самого начала кораблю был обеспечен хороший пригляд, а его строительство — поручено надежному человеку.
В апреле 1700 г. «Гото Предистинацию» торжественно спустили на воду. На мероприятии присутствовали государственные представители и дипломатический корпус. Судно находилось на службе у России более 10 лет, а затем его с выгодой продали за границу.
Корабль имел 58 пушек, две батарейные палубы, его длина по конструктивной ватерлинии составляла 36 м, ширина — 9,5 м, глубина трюма — 2,9 м. Все пушки изготовили на заводах Н. Демидова. Необходимо отметить, что на данном судне все, до мельчайшей детали, было сделано на российских предприятиях. Современники дали кораблю очень высокую оценку.