Всем привет
Началось моё знакомство с "корабликами" ещё летом 2015 года, когда коллега, отойдя по работе, попросил доиграть бой. Игра сразу затянула: симпатичная картинка и бодрый пыщь-пыщь из кучи стволов (это был Сент-Луис). Свободного времени было достаточно, поставил игрушку себе. Пошла прокачка. К слову сказать, до этого не играл в танки/самолеты и не был знаком с методами компании варгейминг... Начал с эсминцев, потому что всегда уважал в играх быстрые маневренные и смертоносные классы а-ля разведчик. Было здорово: 2-3-4 уровень, техника становится лучше, новые карты, новые соперники. Торпеды входят, "сокрушительные удары", деньги и опыт рекой. Решил лучше узнать врага и сел на крейсера и линкоры. Появилось понимание баланса классов - тяжеловесы (линкоры), которые могут навалять другим крупным классам, но не эффективны против мелких быстрых противников (эсминцы, крейсера), универсальные бойцы (крейсера), способные более-менее противостоять любому классу, но не имеющие ярко выраженных способностей и авианосцы, достающие любого противника издалека, но абсолютно беспомощные в ближнем бою. Пока что всё нормально и соответствует классическому балансу сил в играх.
Играем дальше...
Эсминцы японские
До сих пор ветка японских эсминцев радовала: каждый следующий корабль лучше предыдущего. Появляются более быстрые и мощные торпеды, скорость, живучесть. Но тут я купил муцуки, не выделяющегося ничем кроме ПВО. Ну да ладно, теперь у меня есть сосиски на 10км, живём! Оп-па, а они не заходят, все уворачиваются. Попробую спикировать на линкор, ведь с вайомингом на изоказе такая тактика работала. Островок-форсаж-дымы-сокрушительный удар...Не у меня, а у "нью-мексико", а мной насыщаются рыбы. Неудачные дни бывают у всех, а потому качаемся дальше, ведь следующий уровень будет лучше предыдущего. Да? В других играх.. Исследую хацухару, смотрю на характеристики в сравнении с муцуки: минус, минус, минус. Установкой модернизаций за кругленькие суммы серебряных монет немного выравниваем ТТХ, играем. Линкоры постоянно уворачиваются, сверху на нас падают бомбы и торпеды, у противников в команде регулярно попадаются какие-то страшилища под названием "могами", перезарядка торпед долгая, фрагов почти нет. Может быть я просто дно? Тут я узнаю, что в игре оказывается существует статистика. Захожу на оф.сайт и вижу какие-то цифры. Хорошие они или нет - кто знает? Спасибо гуглу, нашел ресурсы с такой информацией как "средние значения по серверу". Узнал, что я самый обычный средний игрок на этом самом хацухару. Качаемся дальше... Впереди фубуки. Серьёзная покупка, ведь параллельно была прокачана другая ветка до 7 уровня, а сбережения ограничены! Приходится считать деньги и выбирать очерёдность приобретения, прямо как в реальной жизни. Спасибо разработчикам за симулятор =) 3 торпедных аппарата по 3 сосиски, уж теперь-то заживем! Скорость кораблика правда маловата, не особо быстрее линкора. А от крейсера, попав в засвет, без форсажа и не убежать. Маневренный быстрый класс, говорите? Кстати, характеристики маневренности и заметности традиционно хуже предыдущего уровня. Причем их можно вернуть к значения предыдущего уровня установкой модернизаций за миллионы монеток. Лично мне такая система не понятна, почему просто не сделать следующий уровень лучше предыдущего? А модернизациями выбирать направление развития, как слоты для дальность ГК/ПВО или живучесть ударников/истребителей у авианосцев. Впрочем, вся игра целиком развивается таким странным способом - сначала ухудшить, а потом костылями возвращать к предыдущему уровню. Продвигаемся дальше к вершине - кагеро. Традиционно становимся хуже и дороже. Денег почти нет. Модули ужасно дорогие. Без навыков капитана играть невозможно, поэтому приходится задонатить на переобучение. Необходимо сыграть огромное количество боёв в стоковой комплектации, чтобы открыть топовые торпеды. Без них боль и страдание. Но и в топе страдания нас не покидают. Апофеозом отсутствия баланса классов стала для меня ситуация на карте "север". Конец боя, у меня в активе 1 попадание торпеды... вражеский изумо полез в узкий проливчик на точке В, он отвлечен нашим линкором. Изюм почти целый (75к). Держись, донный! Вылетаю (хотя медленно ползающее корыто "кагеро" вылететь не может, скорее выползаю) на него в 2 км, всаживаю все 8 торпед (топовых по 20 тыщ урона, да) в борт, и.... он остается на плаву с 5 тысячами хп, которые тут же лечит до 20. А я помираю от ПМК. Как, говорите, называется эсминец, "дестроер"? Кого же он может уничтожить? С грехом пополам выкачиваем великого шимаказе. И вот она - сладкая награда. Враги наконец-то начинают тонуть, урон растёт, всё хорошо...боев примерно 50. Потом оно приедается. Цели прокачать что-либо больше нет. Играть с равными себе сильными и умелыми противниками, на мощной технике? Да вот только обладание мощью не способствует бодрой игре. Все стали осторожными и рассудительными. Унылыми. Карты с "коридорным прохождением" и набором стандартных тактик, полная невозможность как-либо их разнообразить.
Эсминцы американские
Параллельно японцам, я качал американцев. Не буду растекаться мыслью по экрану, просто отмечу что ветка с 5 по 7 уровень абсолютно одинакова и с каждым уровнем увеличивается только заметность.. Хотя недавно мэхану дали длинные торпедки, набор тактик расширился. УЖАСНО разочаровали ленивые моделлеры, которые сделали одну-единственную модельку для башен бенсона и флетчера. На всех башнях с правой стороны есть вмятина. Выглядит настолько халтурно, что про общие характеристики (вполне сбалансированные и приятные) 8 и 9 уровней амеров просто забываешь. Контрол-Цэ, Контрл-Вэ. Флетчер - один из немногих корабликов в игре, приносящих удовольствие от игры. А вот дальше нас ждёт гиринг, якобы топовый американец с фишкой в виде скорострельных башен. Да, башен, уничтожаемых стабильно в каждом бою. В теме про этот корабль я написал эмоциональный пост про данное корыто, который потёрли модераторы. Модераторы - отдельный разговор. Наличие чОрных модеров, влезающих в чужие посты и меняющих/удаляющих их без оставления своей подписи - гарантированное вырождение форума. Ну да плевать, это меня больше не касается. Так вот, у гиринга вылетают по 2 башни сразу от 1 снаряда ПМК ямато, пукнувшего на 10 км по засвету. Бомба с самолета уничтожает торпедный аппарат. Стабильно. Прекрасная вершина ветки.
Линкоры
Разумеется, поиграл я и на линкорах. У амеров дошел до 6 уровня и перестал - скучно. У япов докачался почти до амаги. Если выразить впечатление вкратце - после 5 уровня линкоры нагибают. Даже при игре одной рукой (во второй кружечка кофе). В этот момент ломается весь баланс классов, действующий со 2 по 4 уровень. Любимый класс в обеденный перерыв на работе. Одной левой можно набивать урон, вдвое больший, чем у одноуровневого эсминца. И это при том, что в некоторых патчах предпринимаются попытки урезать линкоры (технический слой брони и пробитие цитаделей, незаметность торпед (хотя по факту с системой обнаружения и бдительностью торпеды наоборот стали светиться раньше...), маневренность). Видишь крейсер - бабах "сокрушительный"; ой торпеды плывут? Ха, да я же на линкоре, уворачиваемся - ни одной не поймал. После 2 тысяч боев на эсминцах предугадывать пуски торпед и местонахождение эсминцев - да запросто. Авиация имеет, это да. Ну в принципе это правильно. Не обходится и без минусов. У линкоров действует тот же принцип: следующий уровень в стоке хуже предыдущего. В последнем патче ещё улучшили бдительность, якобы для компенсации перка на ускорение торпед. Только забыли сообщить, что более быстрые торпеды и так светятся раньше, более медленных. По факту имеем ещё больший перекос баланса в сторону линкоров.
Авианосцы
Я всегда любил старкрафт и играл в него весьма недурно. Поэтому в корабликах этот класс мне тоже приглянулся. Докачался до рюдзё, до патча в котором порезали скорость хода торпед и увеличили время взведения. Было круто, хотел задонатить на переобучение капитана, на вывод из стока и т.д. Но тут порезали. Желание пропало. Добавили непонятных багов и глюков. Юниты, как оказалось, совершенно неспособны самостоятельно принимать бой (потом вроде поправили), они тупят во время выполнения приказа, невозможно выставить патрулирование территории, происходит какое-то непонятное связывание боем. Если на твои ударники напали, они должны убегать, но нет, их "связывают боем". Но самое фееричное - отсутствие хп у эскадрилий! Причём в характеристиках оно прописано. Но сбитие самолетов происходит по какому-то странному алгоритму "типа шанс на сбитие в зависимости от времени". У истребителей и систем ПВО есть "урон в секунду", у самолетов есть здоровье. Так сделали бы полоску для каждого самолета, доходит до 0 - сбит. Как во всех стратегиях. Но нет, мы придумаем новую нанотехнологию. Стандартный отечественный подход, или иными словами изобретение велосипеда. В последнем патче поменяли состав эскадрилий у эссекса и мидуэя, а также модели самолетов у других кораблей. Не кажется ли вам, что игра вышла в релиз полгода назад, а подобные правки должны производиться на альфа-тесте? Перебалансировка в релизе может выглядеть так: "у бомбардировщиков таких-то было уменьшено количество здоровья на 5%" или "крейсер такой-то получил увеличение перекладки руля на 0.7 секунд". Кстати, про
Крейсера
Неладное я заподозрил после покупки пенсаколы. Меня постоянно топили линкоры, огорчая на всё хп. Прикрывать от авиации, это же амер? Но в стоке ПВО хуже кливлендовского.. Топить эсминцев? Но в те времена появился киев непорезанный. Который стрелял километров на 13 раз в 4 секунды (и попадал каждым залпом на 2000 и плюс пожар), а я со своей перезарядкой в 14 секунд не мог по нему попасть с такого расстояния. Окей, разработчики признали свою ошибку и апнули пенсаколу, дав ей сразу топовые орудия; киев же порезали, вместе с половиной ветки и без того сложных эсминцев, превратив тот же ташкент в соснульное корыто. Как всегда - сильны задним умом... Втихую порезали кливленд, изменив "механику подводного поведения снарядов". Теперь он регулярно ловит цитадели и вообще стал дырявым. Орлеан как будто лучше, удар от крейсеров уже держит, но "не ходите бортом по рельсам и не будете страдать от линкоров", да амаги регулярно наказывает на 25 тысяч в корму или в нос, да, интересный геймплей. Хоть самолеты сбивает (до 0.5.3 сбивал). Японские крейсера радуют нас с первого же уровня. Радовали, поправлюсь. Хашидате порезали... После 5 ур. мы встречаем всё то же ухудшение характеристик от уровня к уровню, причём выведение кораблика в топ не помогает. Когда я был на мёко, случилось обрезание зао. Когда я выкачал могами, порезали и его (косвенно, но всё же). Никакой уверенности в завтрашнем дне нет. Как будто нам этого ощущения не хватает в реальной жизни.
Собственно, какой вывод следует из всего этого? Бессмысленно качать в этой игре что-либо, бессмысленно писать отзывы и предложения (не люблю слово "фидбэк"), разработчики будут идти своим путём (в светлое будущее, да). Но придут куда-нибудь не туда.
Для чего я написал этот пост? Потому что не могу просто бросить нечто, чем занимался продолжительное время. Надо хотя бы выговориться, что я и сделал. Спасибо за внимание и извиняюсь за много букв.
Всем бобра, а я пойду.