Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
UnCursed

Китайские корабли. Часть IX. Битва при Шипу.

В этой теме 1 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
298 публикаций
4 495 боёв

Предыдущая часть, о битве при Фучжоу и начале Франко-Китайской войны.

Итак, мы остановились на том, что в битве при Фучжоу адмирал Курбе уничтожил Фуцзяньский флот и направился к Тайваню. Здесь французы хотели наконец захватить Цзилунские угольные шахты и отомстить за неудачу 6 августа 1884 года. При поддержке кораблей французы 1 октября высадили десант из 1800 морских пехотинцев и захватили Цзилун. Однако китайские войска Лю Минчуаня отошли в окружающие холмы, и не дали французам продвинуться вглубь острова. 8 октября контр-адмирал Леспе высадил 600 моряков у Тамсуя, однако этот десант был отбит китайским гарнизоном генерала Сунь Кайхуа. Ситуация зашла в тупик. Китайцы имели численное превосходство и продолжали перекидывать на Тайвань подкрепления. Поэтому адмирал Курбе решил объявить блокаду Тайваня.

 

Наньянский флот выступает

И тут на сцену выходит китайский Наньянский флот под командованием адмирала У Анькана. Этот флот подчинялся губернатору провинции Цзяньсу, а так как в эту провинцию входил Шанхай, флот хорошо комплектовался с доходов шанхайской таможни. Крейсера Наньянского флота хоть и немного устарели, всё же немногим уступали французским. Наньянскому флоту передали уже упомянутые нами крейсера бэйяна "Чаоюн" и "Янвэй". Однако сразу после выхода Ли Хунчжан отозвал их, боясь потерять, аргументируя осложнением в Корее, куда проникала Япония. В итоге к Тайваню направились: крейсера «Наньчэнь» (南琛), «Наньжуй» (南瑞), «Кайцзи» (开济), а также фрегат «Ююань» (驭远) и шлюп «Чэнцин» (澄庆).

 

 

 

Изображение

"Кайцзи"

 

Изображение

Изображение

Изображение

"Наньчэнь"

 

Изображение

"Наньжуй"

 

Опять же повторю, по силе китайские крейсера немногим уступали французским, однако отставали в численности, выучке экипажей, моральном духе и, кроме того, не имели броненосцев. 18 января 1885 года флот покинул Шанхай и направился к Тайваню. На кораблях Наньяна в качестве советника служил американский морской офицер Л. Си. Арлингтон, оставивший о походе интересные заметки. Поход начался в обстановке уныния. Китайцы не верили, что способны победить и были готовы избежать боя, если это будет возможно. Флот шёл медленно, постоянно останавливаясь на стоянки и никогда не упуская из вида землю. В конце адмирал У Анькан настолько отчаялся, что бросил в прессу слух о том, что флот направился к Тайваню, думая, что эта дезинформация заставит французов снять блокаду.

 

 

 

Изображение

Л. Си. Арлингтон в китайской форме.

 

Погоня

План отчасти удался. Адмирал Курбе вышел из Цзилуна в начале февраля 1885 года, имея при себе броненосцы «Байярд» и «Триомфант», кресера «Ньелли», «Эклерер» и «Дюге-Труэн», а также канонерку «Аспик» и транспорт «Саон». Он надеялся найти и уничтожить Наньянские крейсера. с 7 по 13 февраля Курбе искал китайский флот, двигаясь вдоль побережья, а 13 февраля обнаружил его у бухты Шипу. Французы предложили бой и выстроились в боевой порядок. Китайцы построились в виде «V» и двинулись навстречу. При достижении радиуса стрельбы китайцы внезапно сломали строй и бросились в рассыпную. Так как китайские крейсера превосходили французов в скорости, они смогли укрыться в бухте Чжэньхая, у города Нинбо. А фрегат «Ююань» и шлюп «Чэнцин» укрылись в бухте Шипу. Согласно Арлингтону, У Анькан имел зуб на капитанов этих кораблей, и сознательно пожертвовал ими для спасения остального флота.

 

Битва

К вечеру 13 февраля французы, отчаявшись догнать китайские крейсера, окружили вход в бухту Шипу. Так как бой в узкой бухте был выгоден китайцам, имевшим много рыбацких джонок и береговые батареи, адмирал Курбе решил уничтожить два китайских корабля ночью при помощи двух миноносок, вооружённых шестовыми минами. Успеху миноносок способствовала скученность кораблей и джонок в тесной бухте, хотя Арлингтон рекомендовал отделить боевые корабли от мешающих деревянных рыбацких лодок. Командовать миноносками назначили офицеров Гурдона и Дюбока, уже отличившихся во Вьетнаме.

 

Торпедным катерам удалось незамеченными подойти к своим целям на расстояние 100 метров. Но, замеченные бдительными китайскими дозорными, они попали под плотный ружейный огонь. Французским торпедным катерам, освещённым прожекторами, удалось взорвать шестовыми минами фрегат «Ююань». Корабль загорелся, на палубе началась паника, свидетелем которой был Арлингтон. Береговые батареи также в суматохе открыли огонь. Возможно, ими же был потоплен шлюп «Чэнцин». Гурдон и Дюпок однозначно заявляли, что «Чэнцин» они не атаковали.

 

Оба катера не без проишествий добрались до транспорта «Саон»: один из катеров ненадолго сел на мель. 15 февраля французы провели разведку бухты, и нашли оба китайских корабля потопленными. Гурдон и Дюбок были чествованы как герои, к утру их возвращения живыми уже не ожидали.

 

 

 

Изображение

Изображение

 

После битвы

Китайцы потеряли два корабля (не самых лучших), однако сумели спасти свои крейсера в бухте Чжэньхая. Адмирал Курбе направился туда, чтобы покончить с Наньянским флотом, запертым в ловушке. А чем закончилась битва при Чжэньхае, мы увидим в следующей части.

 

 

О битве при Шипу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×