Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
115 публикаций

Ракетные крейсера проекта 1134 (шифр «Беркут», головной корабль — «Адмирал Зозуля», кодовое обозначение NATO — Kresta I class) — тип ракетных крейсеров Советского Военно-Морского Флота. До 1966 года классифицировались как корабли ПВО-ПЛО, с 1966 по 1977 год все четыре из построенных крейсеров проекта по советской военно-морской классификации относились к подклассу больших противолодочных кораблей, позднее все они были переведены в подкласс ракетных крейсеров. Все ракетные крейсера серии были исключены из состава ВМФ в 1989-1994 годах.

 

e1643b9467b6.png

Основная информация


 

Водоизмещение, т

 

– нормальное водоизмещение

6000

– стандартное

5135

– полное

6865

Главные размерения, м

 

– длина наибольшая (по ВЛ)

154,2 (144,0)

– ширина корпуса наибольшая (по ВЛ)

16,8 (16,2)

– осадка средняя

6,3

– отношение L:B

8,9

– отношение B:T

3,12

– начальная метацентрическая высота при полном водоизмещении

1,85

– площадь парусности, м2

1482

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров)

312 (30)

Автономность по запасам провизии, сут

30

Энергетическая установка

 

– тип

котлотурбинная

– мощность на полном ходу

2 х 45000

– количество х тип котлов

4 х КВН-98/64

– количество гребных валов х тип движителей

2 х ВФШ

– количество х тип (мощность источников тока ЭЭС, кВт)

2 х ТГ(ТД-750) + 8 х ДГ (АСДГ-500/1В)

Скорость хода, уз

 

– полная

33,0 - 33,17

– наибольшая

34,3

– экономическая

17,8-18

Дальность плавания ходом 18 уз, мили

5000 - 5747


Вооружение

 

 

Комплекс управляемых ракет

 

– тип

Противокорабельный ракетный комплекс П-35-1134

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ)

2 x 2 (КТ-35 (КТ-35-1134))

– боезапас х ракета

4 х 4К-44

Система управления

 

– стрельбовая РЛС х количество

«Бином-1134» х 2

– РЛС целеуказания х количество (АВНП)

«Успех-У» х2 (Ка-25Ц, ТУ-16РЦ, Ту-95РЦ)

Зенитный ракетный комплекс

 

– количество х тип

2 х М-1«Волна»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ)

2 х ЗИФ-102

– боезапас на ПУ

по 16-32 ракеты В-600 (4K90) и В-601 (4K91)

– количество х тип СПУС

2 х 4Р-90 «Ятаган»

Артиллерийские комплексы

 

– количество АУ х стволов (тип АУ)

2 х 2 57/50 (АК-725-МР-103)

– боезапас

4200, в лентах по 500-550 выстрелов

– скорострельность на ствол, выстр/мин

200

– количество х тип СУАО 2 х «Барс» (МР-103)

2 х «Барс» (МР-103)

– дальность стрельбы табличная, м

8420

– дальность горизонтальная максимальная, м

11000

– дальность вертикальная, м

7400

– дальность захвата цели РЛС, м

40000

– количество ЗАУ х стволов (тип ЗАУ)

2 х 6 30-мм (АК-630М-МР-123)

– боезапас ЗАУ, выстр.

8000

– количество х тип СУАО

2 х МР-123 «Вымпел-А», 2 х ВК-123

Противолодочное

 

– количество ТА х труб (тип ТА)

2x5 (ПТА-53-1134)

– боезапас

6 (4) торпед 53-65 (53-65K) и 4 (6) торпеды СЭТ-65

– ПУТС

«Гроза-1134»

– количество РБУ х стволов (тип РБУ)

2 х РБУ-6000 «Смерч-2», 2 х РБУ-1000 «Смерч-3»

– боезапас 144 РГБ-60

144 реактивные бомбы РГБ-60, 48 РГБ-10

– ПУСБ

«Буря-1134»

Противоминное:

 

– акустический охранитель

БОКА-ДУ

Авиационное

 

– количество х тип вертолетов

1 х Ка-25ПЛили Ка-25Ц

– оборудование ВПП

светотехническое

– тип ангара

палубный

– авиационный боекомплект

5 х АТ-1, 4 х ПЛАБ-250, 8 х ПЛАБ-50. 20 х ОМАБ-25

– средства поиска

радиогидроакустические буи РГБ-1Н «Чинара» - 54 шт., радиолокационные буи-ответчики — «Поплавок-1А» - 15 шт.

Радиоэлектронное вооружение

 

– БИУС/БИП

«Планшет-1134»

– система обмена информацией

МВУ-200 «Море-У»

– РЛС

МР-500 «Кливер» кругового обзора, МР-310 целеуказания, РЛС «Вайгач» наведения авиации

– навигационные РЛС

«Волга», «Дон» с приставкой «Пальма».

– аппаратура опознавания

3 х «Никель-КМ», 2 х «Хром-КМ»

– аппаратура радиоразведки

МРП-11-12, МРП-13-14, МРП-15-16 «Залив»

– аппаратура РЭБ

РЛС МП-150, ПУ ЗИФ-121 (ПК-2)

– ТВ система наблюдения за ближней надводной обстановкой

МТ-45

– системы космической навигации

АДК-2М, «Шлюз» (АДК-ЗМ)

– ГАС кругового обзора и целеуказания

МГ-312М(И) «Титан»

– стрельбовая ГАС

МГ-311 «Вычегда»

– контактная станция обнаружения ПЛ по тепловому сле­ду

MK-110K

– станция обнаружения ПЛ по инфракрасному излучению водной по­верхности

МИ-110Р

– средства связи

P-653, Р-652, P-654, P-677, P-765K, P-678H, СНП-250М, МСНП-125, MCA-A45/2, ВПБ454, ВПБ451М

Спасательные средства

командирский катер пр. 1390, рабочий катер пр. 338ΠΚ, шестивесельный ял ЯЛП-6 и 25 спасательных плотов ПСН-10

Штурманское вооружение

Двухгирокомпасная система «Курс-5», маг­нитный компас УКП-МЗ, лаг МГЛ-50, автопрокладчик АП-4-1134, эхолот НЭЛ-5, радиопеленгатор ΑΡΠ-50Ρ, корабельный индикатор КИ-55, корабельный приемоиндикатор КПИ-4, фазовый корабельный приемоиндикатор КПФ-2, инфракрасная аппаратура совместного плавания «Огонь-50-1»


 

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
115 публикаций

Устройство корабля


Разделы нагрузки масс пр.1134 

 

Масса, кг

%

Корпус

2626

51

Вооружение

558

10

Боезапас

154

3

Механизмы

797

15,5

Электрооборудование

410

8

Системы

273

5

Жидкие грузы

121

2,3

Снабжение

125

2,4

Запас водоизмещения

70

1,3

 

Тактико-технические характеристики КТУ корабля пр.1134

мощность на полном ПХ, л.с....................................2x45000

частота вращения гребного вала на ПХ, об/мин ...........300

паропроизводительностью, т/ч ..........................................98

параметры пара .............................................64 кг/см, 470C

удельный расход топлива, кг/л.с./ч ..............................0,360

расход топлива на ПХ, кг/миля ..............................915 - 990

расход топлива на ОЭХ, кг/миля .....................................289

масса установки, т ............................................................936

скорость ПХ, уз ....................................................33,0- 33,17

скорость наибольшая, уз .................................................34,3

скорость экономического хода, уз .......................17,8 - 18,0

дальность плавания на ПХ, мили ...................... 1676 - 2400

дальность плавания на ЭХ, мили ........................5000- 5747

  

Маневренные характеристики, инерция при нормальном водоизмещении 

Время/пройденное расстояние в длинах корабля до полной остановки:

с момента подачи команды «стоп» на полном переднем ходу ..... 735 с/18;

с момента подачи команды «стоп» на полном заднем ходу ......... ..780 c/9;

с момента подачи команды ПЗХ на ППХ ..............................................90c/2;

Диаметр циркуляции (в длинах корабля) при угле

перекладки руля 35° и скорости ППХ ........................................................4,6;

Максимальный угол крена на ППХ при угле перекладки руля 35° ……...9,0.

 

Корпус, надстройки и общее расположение

Корабли пр. 1134 получили мореходный корпус, обводы которого во многом повторяли корпус ЭМ пр. 56 и копировали удачный корпус PKP пр. 58 в несколько увеличенных размерениях. Архитектура пр. 1134 сохранялась по подобию пр. 58 — корпус с длинным полубаком и небольшим подъемом палубы к форштевню, с развитой центральной надстройкой, со взлетно-посадочной площадкой для вертолета и ангаром в корме. Силуэт корабля не выглядел громоздким, был уменьшенным от прототипа, так как дымоходы и часть надстроек были объединены в одну башенноподобную фок-мачту. Корпус корабля был сварным, из безникелевой стали с толщиной обшивки 8-14 мм. Надстройки выполнялись из АМГ-сплавов.

 

Пятнадцать главных водонепроницаемых переборок разделяли корпус на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. B корпусе имелось три палубы (верхняя, палуба бака, нижняя) и три платформы. По всей длине корабля имелось двойное дно с вырезом для подъемно-опускного устройства ПОУ-16 ГАС ΜΓ-312Μ «Титан». На верхней палубе был размещен совмещенный ГКП-ФКП-БИП, оборудованный системой первичной обработки информацией «Планшет-1134» и системой взаимного обмена информации «Море-У». На 1-й платформе располагалось носовое машинно-котельное отделение с двумя котлами и ГТЗА правой валолинии, отделение вспомогательного котла и успокоителей качки, кормовое машинно-котельное отделение с двумя котлами и ГТЗА левой валолинии.

 

В носовой части корабля была расположена пара установок РБУ-6000. Носовая ПУ ЗИФ-102 комплекса «Волна» располагалась далее в корму перед ходовой рубкой. На ходовом мостике были расположены ходовая рубка, рубка сигнальщика и походная каюта командира. Над ними устанавливался носовой АП PЛC «Ятаган». Под крыльями ходового мостика, справа и слева от надстройки были размещены спаренные ПУ КТ-35 для ПКР П-35.

 

Доминирующее положение в силуэте корабля занимала пирамидообразная четырехгранная фок-мачта, на которой было расположено большое количество радиолокационных антенн. Такая конструкция мачты требовалась, чтобы разместить на ней крупные массогабаритные АП, а внутри ее — высокочастотные блоки системы управления KP. Это повышало точность стрельбы, так как высокочастотные блоки были максимально приближены к антеннам, чем обеспечивалось уменьшение частоты вибрации и угловых перемещений фундаментов антенн. На передней поверхности мачты были размещены антенны PЛC СПУРС «Бином-1134», а верхушку мачты венчала антенна PЛC MP-310. Фок-мачта состыковывалась с дымовой трубой, на верхушке которой устанавливалась антенна РЛС MP-500.

 

Внутри мачтотрубы, на палубе надстройки, располагалась кают-компания офицеров. На 1-м и 2-м ярусе —каюты офицеров. Сразу за дымовой трубой, по бортам от надстройки, на палубе полубака были установлены пятитрубные торпедные аппараты ПТА-53-1134, а на задней части дымовой трубы на специальном мостике 2-го яруса побортно были размещены АП РЛС МР-103 «Барс» для управления 57-мм АУ AK-725. Сами автоматы размещались ближе к корме, по обе стороны кормовой надстройки РЛС «Ятаган», над которой был установлен ее АП. Далее, на палубе надстройки с подкреплениями, перед вертолетным ангаром была размещена кормовая ПУ ЗРК «Волна». СКПВ примыкал к левой переборке вертолетного укрытия. Побортно, в районе вертолетного ангара были установлены РБУ-1000, а в корме, на верхней палубе оборудовалась ВПП для вертолета Ka-25.

B архитектурном отношении БПК пр. 1134 отличался от своего прототипа (пр. 58) уменьшенным силуэтом, что достигалось объединением дымоходов обоих машинно-котельных отделений (MKO) и выводом его в одну башенноподобную мачту. B результате удалось обеспечить лучшее размещение носового и кормового ЗРК. Как и на кораблях пр.58 проходы во все помещения и боевые посты были закрытыми. Боевая рубка (ΓΚП) располагалась под верхней палубой. Часть офицерских кают находилась в надстройке, что должно было значительно улучшить бытовые условия экипажа по сравнению с прототипом.

 

Котлотурбинная установка

B качестве ГЭУ на корабле была применена КТУ с четырьмя высоконапорными главными котлами KBH 98/64 вертикально-водотрубного типа с естественной циркуляцией воды, односторонним протоком газов, вертикальным трехходовым двухколлекторным пароперегревателем и водяным змеевиковым гладкотрубным экономайзером. Подача воздуха в котел осуществлялась непосредственно в топку турбонаддувочным агрегатом THA-3. Конструкция котлоагрегатов БПК пр. 1134 соответствовала применяемым котлам на PKP пр. 58, но с другими THA и более высокой паропроизводительностью. B состав КТУ входили также два двухкорпусных ГТЗА ТВ-12 с турбинами низкого и высокого давления. B корпусе турбины низкого давления была расположена турбина заднего хода. На ПХ пар из ТВД через ресивер поступал в ТНД и далее отводился в главный конденсатор. B состав ГТЗА входил двухступенчатый редуктор, передававший крутящий момент от двух турбин к валолинии. КТУ БПК пр. 1134 относилась к третьему поколению КТУ и с незначительными изменениями применялась на кораблях следующих проектов, вплоть до ЭМ пр. 956 (шифр «Сарыч»).

Spoiler


7bb971f9c08c.png

 

 

Электроэнергетическая установка

B электроэнергетической системе корабля был принят трехфазный переменный ток, напряжение — 380 В. B качестве основных источников электроэнергии в двух электростанциях размещалось по одному турбогенератору ТД-750 и по два дизель-генератора АСДГ-500/1В. Для обеспечения живучести системы предусматривалась параллельная работа турбо- и дизель-генераторов между собой и между электростанциями. Специальных стояночных электрогенераторов не предусматривалось, электроэнергией корабль обеспечивался одним из ТД-750 с отбором пара от вспомогательного котла.

 

Вспомогательные системы и оборудование

Управление каждым из эшелонов ГЭУ обеспечивалось автоматической системой «Рион». Для обеспечения паром стояночных режимов и приготовления ГЭУ к походу предусматривалась вспомогательная котельная установка КВВ-7,5/28 с паропроизводительностью 7,5 т/ч. Для восполнения утечек питательной воды и приготовления питьевой и мытьевой воды на корабле устанавливалось две опреснительные установки производительностью по 60 т/сут. Для обеспечения систем кондиционирования предусматривались четыре холодильные машины с холодопроизводительностью 300000 Ккал/ч.

ГЭУ располагалась в двух MKO по два KTA, одному ГТЗА и одной электростанции в каждом.

 

Мореходность, непотопляемость и остойчивость

Корабль обладал неограниченной мореходностью. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении трех любых смежных отсеков. Использование оружия было возможным при волнении моря до V баллов без успокоителей качки и до VI баллов — со включенными успокоителями качки. Начальная поперечная метацентрическая высота при полном водоизмещении составляла 1,76 м.

 

Движительный комплекс

Корабль был оснащен двумя линиями гребных валов со звукоизолирующими муфтами, главными и вспомогательными упорными подшипниками, двумя бронзовыми четырехлопастными малошумными гребными винтами.

 

Рулевые устройства

Рулевая машина РЭГ-8-3 с одним полубалансирным рулем, аппаратурой авторулевого «Альбатрос-22-11».

 

Устройство умерения качки

Представлено двумя выдвижными рулями (активными успокоителями качки) УК-134 с аппаратурой управления «Руль-63». B качестве пассивных успокоителей качки использовались скуловые кили.

 

Якорное устройство

Представлено двумя якорями Холла по 4000 кг и двумя якорь-цепями калибром 46 мм по 300 м каждая (12 смычек по 25 м, вес —14250 кг). Максимальная глубина постановки на якорь составляла 100 м. B состав устройства входили 2 якорношвартовных шпиля ШЭ-29.

 

Автономность

По провизии .........................30 суток (по другим данным - 15 суток)

Полный запас топлива для главных механизмов ................ 1690,0

Полный запас питьевой/мытьевой/котельной воды ............. 51,5/59,0/40,0

Полный запас керосина для ракет/для вертолета ............... 5,0/9,4

 

Экипаж.

312 человек, в т.ч. 30 офицеров (по другим данными всего 360 человек)

Корабельные запасы (т).

 

Схема

 

 

cc1be20d4177.jpg

43b2f8dd015a.jpg

 

 

 

 

 


Вооружение

 

 

Ударное ракетное вооружение. Противокорабельный ракетный комплекс П-35 и противокорабельная крылатая ракета П-35 (4K-44)

 

Корабли пр. 1134 «Беркут» были вооружены ПКРК П-35-1134 с четырьмя крылатыми ПКР П-35 (шифр 4K-44), размещенными в двух спаренных ненаводящихся ПУ КТ-35 (КТ-35-1134), с подъемом на фиксированный угол старта 25°. Горизонтальное наведение ПУ осуществлялось маневрированием корабля. ПКР П-35 представляла собой облегченный вариант ПКР П-6 (для вооружения ПЛ). Первоначально проектом предусматривалась возможность перезарядки контейнеров с размещением четырех запасных ракет в погребах на верхней палубе, но в процессе постройки головного корабля от этого отказались. Стрельба могла осуществляться поочередно и залпом из всех установок корабля. Предусматривалась возможность использования ракет для стрельбы и по наземным целям. Комплекс П-35-1134 включал две стрельбовых РЛС управления «Бином-1134» решавших задачи управления полетом ПКР и наведения их на объект удара.

 

Полет KP после старта проходил в так называемом режиме «большая высота-малая высота», а сама KP П-35 имела несколько режимов полета на высотах от 400 до 7500 м. Большие высоты полета требовались для обеспечения прямого радиолокационного контакта между кораблем-носителем и ракетой. Офицер-оператор корабля производил отбор целей по данным РЛ-изображения, выбирая наиболее важную цель для атаки. C корабля на ПКР подавалась команда на захват выбранной цели радиолокационным визиром ракеты. На этом этапе заканчивался режим телеуправления и ракета снижалась на малую высоту, сохраняя радиолокационный контакт с уже намеченной целью. Одновременно ракета осуществляла самонаведение на цель по курсу и на конечном участке траектории пикировала на цель (боевая часть не отделялась). B береговом режиме ракета пикировала на цель под углом 80°. Предусматривался и автономный полет ракеты до расчетной точки с помощью инерциальной системы, когда включался режим активного радиолокационного самонаведения и цель выбиралась самостоятельно. Система управления обеспечивала управление только двумя ПКР в залпе при стрельбе по основному режиму.

 

Таким образом, ударные возможности БПК np. 1134 позволяли осуществить всего два двухракетных залпа против четырех четырехракетных на крейсере пр.58, хотя вторая залповая серия на последнем могла быть осуществлена только через несколько часов после первой. Других различий комплексы П-35, установленные на кораблях пр.58 и np.1134, между собой не имели

 

2c5ea4387ad2.png

d18354adf01a.jpg

b3b21927b416.jpg

 

 

 

Зенитное ракетное вооружение

 

Зенитный ракетный комплекс «Волна»

БПК пр. 1134 оснащались ЗРК «Волна». Его разработка была начата в 1955 г. НИИ-10 Минсудпрома CCCP на базе армейского ЗРК С-125 «Нева» и продолжалась во ВНИИ «Альтаир» Миноборонпрома CCCP (главный конструктор —  И.А.Игнатьев). Два ЗРК «Волна» были расположены в кормовой и носовой частях корабля. B состав комплекса входила спаренная палубная стабилизированная двухбалочная поворотная наводящаяся ПУ (тумбового типа с нижней подвеской ракет) ЗИФ-102 с системой подачи и заряжания, боекомплект ЗУР В-600, комплект аппаратуры регламентного контроля и СПУС «Ятаган». Ракетный боезапас хранился в погребах, расположенных непосредственно под ПУ. B каждом из них имелось по 32 ракеты для хранения и подачи. ЗУР В-600 и ее более поздние варианты представляли собой двухступенчатые ракеты с пороховыми двигателями и ОФ боевой частью.

Система управления стрельбой 4Р-90 «Ятаган».

Для наведения ЗУР использовались две стрельбовых РЛС 4P-90 «Ятаган». СУ стрельбой «Ятаган» представляла собой комплекс приборов и устройств, обеспечивающих прием ЦУ от корабельной РЛС обнаружения, сопровождение цели и ракет на траектории, предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель. Каждый АП системы «Ятаган» имел пять антенн. Две малые антенны осуществляли «грубую» наводку ракеты на цель, одна антенна функционировала в качестве радиопередатчика команд оператора, а две большие — сопровождали цель и более точно выводили на нее ракету. АП СУ «Ятаган» размещались над ходовой рубкой (носовой) и над рубкой на палубе кормовой надстройки (кормовой).

B дальнейшем проводилась внутрикомплексная модернизация ЗРК по улучшению характеристик СУ и ЗУР. Это позволило увеличить дальность стрельбы, стала возможной работа по низколетящим и морским целям в условиях РЭП — комплекс стал универсальным. Модернизация была проведена в два этапа: 1-й до 1968 и 2-й до 1976 года. Результатом первого этапа стал УЗРК « Волна-М ». Результат второго — УЗРК «Волна-П» (помехозащищенный) и модернизированная ЗУР — В-601 (4K91).

  Spoiler

 

184de77cb330.jpg40becfe4002a.jpg   

 

Антенный пост М1

 

894b01f3b0db.jpg

 

Пуск ЗУР В-600

 

 

 

Артиллерийское вооружение

 

Артиллерийский комплекс AK-725-MP-103

На БПК проекта 1134 в качестве основного артиллерийского вооружения применена корабельная универсальная автоматизированная артиллерийская установка второго поколения с РЛС управления стрельбой. Каждый корабль получил по два артиллерийских комплекса AK-725-MP-103, состоящих из двухорудийной АУ AK-725, РЛС управления стрельбой МР-103 «Барс» и боеприпасов в погребе. АК-725 была первой отечественной 57-мм башенной, полностью автоматизированной установкой нового поколения, расчет которой состоял из двух человек и при стрельбе находился вне башни.

Артиллерийская установка АК-725 имела два 57-мм автомата ЗИФ-74, находившихся в одной люльке, с ленточным питанием боезапаса и системой непрерывного охлаждения стволов забортной водой, с длиной непрерывной очереди 100 выстрелов. K каждому автомату при загрузке в приемник вручную подавалась собственная лента из 550 звеньев с патронами. Башня установки АК-725, выполненная из легкого алюминиевого сплава толщиной 6 мм, брони не имела и лишь предохраняла механизмы от воздействия влаги и воздушной волны, обеспечивая полную герметичность.

Система приборов управления стрельбой с РЛС МР-103 «Барс» обеспечивала сопровождение цели, двигавшейся со скоростью до 700 м/с. Дальность захвата цели не превышала 205 каб (около 40 км). Время непрерывной работы — не более 8 ч, время готовности РЛС к работе после включения — не менее 6 мин. Вес ПУС МР-103 - 3900 кг.

 

0874dfdcd678.jpg

d50ea47d9a5b.jpg

 

Комплекс малокалиберной зенитной артиллерии AK-630-MP-123 (AK-630M-MP-123).

Недооценка роли ствольной артиллерии в 50-е годы стала явной в конце 60-х и именно на «Беркутах» это отразилось в первую очередь. Кораблям требовалось более мощное и надежное артиллерийское вооружение, но промышленность на тот момент не могла удовлетворить эти запросы. Несколько улучшило ситуацию размещение на модернизируемых кораблях этого проекта артиллерийских установок АК-630 (AK-630M) (различия только в количестве боезапаса) по две шестиствольных 30-мм артустановки на каждом борту.

Каждая батарея правого и левого борта включала в себя по две артиллерийских установки AK-630M, собственную РЛС сопровождения с системой приборов управления артиллерийским огнем МР-123 «Вымпел-А», а также визирную колонку ВК-123 для резервного управления стрельбой.

РЛС системы МР-123 «Вымпел» обеспечивала наблюдение за морской целью типа катера пр. 205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий). Масса системы управления — 5 т. На случай выхода из строя РЛС в системе был предусмотрен резервный пост управления стрельбой с кольцевым (коллиматорным) прицелом с полем зрения 120°. Масса визирной колонки ВК-123 — 120 кг.



e26bde12581d.jpg

Схема установки ак-630


b7f53276b352.jpg
 

Установка правого борта, виден командирский катер


7bd9da1330fc.jpg

 

РЛС управления стрельбой  МР-123 «Вымпел-А»

 

d7ccc22b6c46.jpg

Комендор за визирной колонкой

 

Торпедное вооружение

 

Торпедные аппараты ПТ-53-1134

На палубе с каждого борта позади дымовой трубы размещались два пятитрубных поворотных торпедных аппарата ПТА-53-1134, принятые на вооружение в 1963 году. Торпедные аппараты имели углы обстрела: в нос — 60° и в корму — 50° от траверза. Система стрельбы — воздушная, пост управления торпедной стрельбой (ПУТС) — «Гроза-1134». Запас торпед в двух аппаратах — 10 штук (залп — в 2-4-5 торпед). Обычная комплектация: 6 (4) торпед 53-65 (53-65K) и 4 (6) торпеды СЭТ-65. Торпедное оружие предназначалось для поражения подводных лодок противника в ближней зоне обороны (6-8 км).

  Spoiler

 7db31dddc0f5.jpg

 

 

Реактивно-бомбовое вооружение. Реактивные бомбометные установки РБУ-6000 «Смерч-2» и РБУ-1000 «Смерч-3»

На БПК пр. 1134 в комплекс реактивно-бомбового оружия входили две носовых ПУ РБУ-6000 «Смерч-2» и две кормовые ПУ РБУ-1000 «Смерч-3» для залповой и одиночной стрельбы РГБ-60 и РГБ-10 по подводным лодкам и торпедам.

Система «Смерч-2» состоит из двух стационарных, дистанционно-наводящихся в двух плоскостях ПУ РБУ-6000 (с 12-ю стволами), заряжающего устройства, глубинных бомб РГБ-60 с взрывателями УДВ-60. Система «Смерч-3», соответственно — двух дистанционно-наводящихся в двух плоскостях ПУ РБУ-1000 (с 6-ю стволами), заряжающего устройства, глубинных бомб РГБ-10 с взрывателями УДВ-60.

 

Система управления, единая для обоих комплексов ПУСБ «Буря-1134» с приставкой «Зуммер» могла одновременно управлять огнем всех 4-х РБУ. ЦУ выдавалось от корабельных ГАС или системы групповых атак ПЛ «Дозор» с передачей в систему ПУСБ, которая вырабатывала углы вертикального и горизонтального наведения РБУ.

Боезапас для РБУ-6000 хранился в погребах, рассчитанных на хранение в вертикальном положении на стеллажах 144 реактивных бомб РГБ-60. Для РБУ-1000 — погреба на 24 бомбы РГБ-10 каждый.

Следует отметить, что таким же комплексом реактивно-бомбового вооружения, практически без изменений, были вооружены и последующие корабли-«Беркуты-А» и «Беркуты-Б».

 

81035c433feb.jpg

РБУ-6000

2ac315eed78d.jpg

РБУ-1000

 

Противоминное вооружение

На юте БПК размещен 1 комплект акустического быстроходного охранителя корабля БОКА-ДУ.

 

Авиационное вооружение

 

Впервые в отечественном флоте на корабле было предусмотрено постоянное базирование вертолета. Для этого БПК был оборудован укрытием-ангаром, размещенным на верхней палубе в оконечности кормовой надстройки. B ангаре размещались средства технического обслуживания вертолета. По левому борту к ангару примыкал стартово-командный пост СКПВ. На юте было предусмотрено оборудование ВПП. Авиационный боезапас состоял из пяти торпед АТ-1, четырех бомб ПЛАБ-250, восьми бомб ПЛАБ-50. Имелось по 10 ночных и дневных ориентирно-морских бомб ОМАБ-25. Средства поиска ПА — радиогидроакустические буи РГБ-1H «Чинара» —54 шт. и радиолокационные буи-ответчики — «Поплавок-1А» — 15 шт. B зависимости от поставленных задач на корабле базировались либо противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, либо вертолет-целеуказатель Ка-25Ц.

Spoiler

 

f845ae302885.png

 

 

 

Радиотехническое вооружение

 

Корабли были оснащены двумя достаточно совершенными для своего времени РЛС — РЛС общего обнаружения МР-500 «Кливер» для освещения воздушной обстановки и РЛС МР-310 «Ангара», выдававшей исходные данные целеуказания ЗРК «Волна».

РЛС кругового обзора МР-500 «Кливер» (АП был размещен над дымовой трубой), работала в ДМ диапазоне (25-50 см) на четырех фиксированных частотах. Дальность обнаружения воздушных целей не превышала 350 км (реально 270 - 300 км), надводных — 50 км. Основными недостатками МР-500 были отсутствие выдачи данных по углу места (высоте), ручная перестройка несущей частоты и большой энергопотенциал, который обеспечивал большую дальность действия, но вместе с тем, приводил к большей дальности обнаружения средствами радиоэлектронной разведки противника.

 

Трехкоординатная РЛС кругового обзора МР-310 «Ангара» (АП размещался на вершине фок-мачты). Дальность обнаружения ВЦ достигала 150 км, а НЦ — не более 45 км.

Мощность обеих РЛС составляла 1,5 — 2МВт с мертвой зоной обнаружения около 5 каб.

По проекту корабль получил одну навигационную РЛС «Волга», позже была добавлена еще и РЛС «Дон» с приставкой «Пальма».

На БПК (PKP) «Адмирал Зозуля» в период среднего ремонта и модернизации была установлена РЛС наведения на цель авиации «Вайгач».

Для обнаружения и определения пеленга на работающие РЛС противника устанавливались по две станции радиоразведки МРП-11-12, МРП-13-14 и станция радиотехнической разведки МРП-15-16 «Залив». Для создания активных помех применялись две РЛС МП-150. На палубе надстройки, побортно, в корму от носовой ПУ ЗИФ-102 были установлены две ПУ выстреливаемых пассивных помех ЗИФ-121 (ПК-2).

 

Корабли имели аппаратуру первичной обработки информации и боевого информационного поста (БИП)-«Планшет-1134».
Для взаимного обмена информацией между кораблями тактической группы на кораблях пр. 1134 применялась механическая вычислительная система МВУ-200 «Море-У»

Стрельбовая РЛС «Бином-1134», была предназначена для наведения ракет П-35 (АП — на передней части фок-мачты). Для выдачи ЦУ комплексу П-35 от авиации на кораблях устанавливались система «Успех-У».

 

Электромагнитная совместимость работающих РЛС обеспечивалась системой «Звездочка-М-1134».

 

c2488c68aaeb.jpg

 

 

 

Гидроакустические станции

Как было отмечено выше, готовность ГАС «Титан-2» для «Беркутов» задерживалась. Но выход был найден: корабли получили на вооружение ГАС «Титан» и «Вычегда», разрабатывавшиеся одновременно, как комплекс гидроакустического вооружения для CKP пр. 159 и уже освоенные промышленностью. Поисковая ГАС кругового обзора ГАС МГ-312М(И) «Титан» (дальность обнаружения цели в режиме эхопеленгования по ТТД — 10 км) выполняла задачу обнаружения подводных целей и выдачу данных стрельбовой ГАС МГ-311 «Вычегда» (дальность обнаружения —3500 м). Кроме того, ГАС «Титан» предназначалась для обнаружения минных полей и отдельных якорных мин, а с помощью ГАС «Вычегда» становилось возможным измерять глубину погружения цели. Необходимые дальности обнаружения и сопровождения целей на повышенных скоростях хода обеспечивались благодаря большим габаритам антенн и повышенной мощности генераторов. ГАС ΜΓ-312Μ при благоприятных гидрологических условиях могла обнаруживать ПЛ в подводном положении на дальностях до 8 км (режим эхопеленгования) и до 18 км — в режиме шумопеленгования, морские якорные мины и торпеды на дистанциях до 2-3 км.

На БПК устанавливались контактная станция обнаружения ПЛ по тепловому следу MK-110K и станция обнаружения ПЛ по инфракрасному излучению водной поверхности МИ-110Р. B период службы кораблей станции не оправдали надежд разработчиков по причине низкой эффективности и многочисленных ложных срабатываний. По этим причинам с целью обнаружения ПЛ практически не использовались.

Корабли пр. 1134 оборудовались одним комплектом оборудования системы отображения ближней надводной обстановки MT-45H с несколькими нестабилизированными постами

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
115 публикаций

История применения



2ea4e6cbbe2b.jpg
8b562eb804ce.jpg

660347ad8db2.jpg

c5476335092f.jpg

446f77157477.jpg

b11fc79efb9b.jpg

198597dc3738.jpg

Командир БПК "Адмирал Зозуля" А.С.Ковальчук с офицерами корабля
 

4fa10549ec53.png

a8c285b3d6aa.jpg 879e79624590.jpg

 


Список источников и используемой литературы

 

  1. Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.

  2. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5

  3. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.

  4. Павлов А.С. Военные корабли СССР и России 1945-1995. Справочник. Выпуск 3.— Якутск, 1995г.

  5. Кузин В.П. Большие противолодочные корабли проекта 1134 (»Беркут»). Тайфун. Военно-технический альманах. 1/1997 (выпуск 3). — стр 2-12.

  6. http://pvo.guns.ru/naval/m1.htm

  7. http://www.testpilot.ru/russia/chelomei/p/35/index_1.htm

  8. http://arsenal-info.ru/b/book/4238073306/10

  9. http://admiral-umashev.narod.ru/ttd_12.htm

  10. http://194.28.85.101/otechestvennye-protivokorabelnye-rakety-na-okeanskikh-prostorakh-chast-vtoraya

  11. http://militaryrussia.ru/blog/topic-392.html

  12. http://alternathistory.org.ua/korabl-dlya-atomnoi-voiny

  13. http://drozd-cruiser.ucoz.ru/

  14. http://navsource.ru

  15. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_1134

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
115 публикаций

История службы кораблей.

 

0af3479c7bb6.jpg

Североморск. Слева "Адмирал Зозуля", справа "Вице-адмирал Дрозд" и "Гремящий".

 

«Адмирал Зозуля».

 

Включен в списки кораблей ВМФ CCCP 11 июня 1964 года. 15.01.1967 года командир ЛенВМБ контр-адмирал Бойков вручил первому командиру капитану 2 ранга С.П.Теглеву флаг корабля. 12 февраля 1967 года, в условиях сложной ледовой обстановки, корабль перешел в г.Балтийск и 15 февраля приступил к выполнению программы ходовых испытаний. Перед началом государственных испытаний БПК посетили член политбюро ЦК КПСС Д.Ф.Устинов, заместители председателя Совмина CCCP С.А.Новиков и А.В.Смирнов, ГК ВМФ  С.Г.Горшков. 7 ноября 1967 года корабль принял участие в военно-морском параде на Неве в честь 50-летия Октябрьской революции. 23.11.1967 года корабль начал переход в главную базу СФ — Североморск, куда прибыл 3 декабря 1967 года. 18 января 1968 года БПК «Адмирал Зозуля» был включен в состав 120 БрРК КСФ.

 

B июне-июле 1968 года БПК «Адмирал Зозуля» принял участие в ЗКШУ «Север» и КШУ «Арктика» под руководством ГК ВМФ, а в сентябре-октябре на полигонах боевой подготовки в Белом море впервые на соединении отработал и успешно провел опытовые стрельбы главным комплексом П-35. C 12 по 15 августа 1969 года во время учения «Кольский берег» под руководством ГК ВМФ с оценкой «отлично» выполнил стрельбу ЗРК «Волна» по крылатой ракете. C 22 августа по 14 октября 1969 года БПК участвует в учении «Заря-2» (осуществил переход по маршруту Североморск — о.Крит и обратно). C 01.12.1969 года находился в Средиземном море с целью выполнения боевой задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта. По итогам года корабль добился лучших результатов на соединении. B апреле 1970 года принял участие в учениях «Океан», ставшими самыми крупномасштабными за послевоенный период, а с 30 апреля 1970 года БПК выполнил задачи БС в Северо-Восточной Атлантике. C 3 по 17 июля участвует в походе по Средиземному морю. C 5 августа по 8 сентября 1970 года кораблем были выполнены стрельбы комплексом П-35 в Баренцевом и Белом морях. Bce ракеты попали в цель и по итогам года БПК «Адмирал Зозуля» был награжден почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума BC и CM СССР, а личный состав корабля Ленинскими юбилейными медалями «За воинскую доблесть». 23 марта 1971 года БПК «Адмирал Зозуля» приказом командующего КСФ объявлен отличным кораблем.

 

C ноября 1971 года по июнь 1974 года на CC3 им.А.А.Жданова прошел средний ремонт и 7.11.1974 года введен в состав кораблей постоянной боевой готовности.

 

C 1 июня по 1 декабря 1975 года КУГ под командованием начальника штаба 7 ОПЭСК капитана 1 ранга П.П.Гусева в составе БПК «Адмирал Зозуля» и «Адмирал Исаков» несла БС в Центральной Атлантике и в Средиземном море. По итогам 1976 года в составе КУГ 120 БрРК (БПК «Маршал Тимошенко», БПК «Смышленый») завоевал приз ГК ВМФ по ПВО, приказом ГК ВМФ объявлен лучшим надводным кораблем по огневой и тактической подготовке в ВМФ СССР, экипаж награжден Почетной грамотой ГК ВМФ. Ha СФ корабль был объявлен лучшим ракетным кораблем флота и награжден переходящим призом военного совета.

 

C 10.04 по 2.11.1977 года корабль выполнил задачи БС в районах Северной Атлантики и Средиземного моря.

 

B конце лета 1977 года корабль в соответствии с директивой ГШ ВМФ переклассифицирован в ракетный крейсер.

 

B сентябре 1978 года PKP «Адмирал Зозуля» (совместно с БПК «Адмирал Макаров» и БПК «Смышленый») успешно выполнил задачи разведки и слежения за OBMC HATO на учении «Nothern Wedding-78». По итогам 1978 года занял 2-е место на соединении и был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ «За воинскую доблесть».

 

C 31.03 по 08.04.1984 года принял участие в оперативном КШУ «Атлантика-84» под руководством ГК ВМФ.

 

24.04.1985 года PKP «Адмирал Зозуля» убыл для капитального ремонта и модернизации на КОЛМЗ (г. Кронштадт) и на период ремонта вошел в состав 95 ОДнСРК ЛенВМБ. C 9 октября 1986 года переподчин. B мае 1992 года корабль был принят после ремонта и модернизации от промышленности и включен в состав 12-й ДиРК БФ. Практически сразу же после выхода из завода по вине личного состава были выведены из строя главные котлы ГЭУ, и в море корабль больше не выходил. B сентябре 1994 года исключен из боевого состава ВМФ в связи с передачей в ОРВИ для демонтажа и реализации.

 

24 сентября командир корабля капитан 2 ранга Н.Михайлов спустил Андреевский флаг. 30.12.1994 года расформирован.

 

Бортовые номера: 581 (1967 г.), 297, 550, 569, 532, 093, 087, 052 (1990 г.).

Кораблем в разные годы командовали: капитан 2 ранга С.П.Теглев (14.08.1970 г. назначен начальником отдела ПВО штаба СФ), капитан 3 ранга В.З.Дзюба, капитан 3 ранга А.С.Ковальчук, капитан 3 ранга Ю.И.Кривенко, капитан 2 ранга В.Казаков, капитан 2 ранга Н.Михайлов.

 

e5325a7cbc2d.jpg

"Адмирал Зозуля" и "Смыленый"

7fc757f14087.jpg

"Адмирал Зозуля" в доке

fcc20c13f0d1.jpg

Р-3 Орион над БПК "Адмирал Зозуля"

 


 

«Владивосток».

 

 

Включен в списки кораблей ВМФ CCCP 1 октября 1964 года. После вступления в строй корабль перешел на Север и в январе 1969 года временно вошел в состав 120 БрРК КСФ, но вскоре был переподчинен в состав КТОФ и 18 марта убыл с Северного флота для подготовки перехода на Тихий океан. C 11.08.69 г. по 11.02.70 г. отряд кораблей в составе: БПК «Владивосток», БПК «Строгий», «БДК-66» совершили переход с ЧФ на ТОФ с несением боевой службы в Индийском океане. B феврале 1970 г. переход был благополучно завершен и «Владивосток» был включен в состав 175 БрРК 10 ОПЭСК ТОФ.

 

B октябре 1970 года БПК «Владивосток» и PKP «Варяг» впервые на флоте выполнили совместную ракетную стрельбу главным комплексом по надводной цели на максимальную дальность по данным корабля слежения (БПК «Строгий») в условиях активного использования средств противодействия. Выпущено по одной ракете с каждого корабля и обе поразили цель.

 

B начале августа 1971 года корабль совместно с ПЛАРК пр. 675 «К-23» впервые выполнил ракетную стрельбу главным комплексом по морской мишени и вновь обе ракеты поразили цели. B состязаниях на первенство ВМФ БПК «Владивосток», занявший 1-е место за поиск, слежение и атаку АПЛ разнородными противолодочными силами, награжден переходящим призом и грамотой.

 

C 26 августа по 3 октября 1971 года БПК «Владивосток», БРК «Упорный», ЭМ «Возбужденный», ΠΛΑ «К-108», ПЛБ «Б-8», «Б-135», ПБ «Иван Вахрамеев», TH «Житомир» впервые выполнили задачи БС в центральной и северо-западной части Тихого океана, в непосредственной близости от побережья США, пройдя с разведывательными целями в районах боевой подготовки BMC США по маршруту Алеутские острова - залив Аляска — Гавайские острова протяженностью 13800 миль. Поход получил высокую оценку MO СССР. C 13.12.71 г. по 06.03.72 г., во время индо-пакистанского конфликта (конец 1971 - начало 1972 гг.) отряд кораблей эскадры в составе крейсера «Дмитрий Пожарский», PKP «Варяг», БПК «Владивосток», «Строгий» и ЭМ «Веский», под общим командованием командира эскадры контр-адмирала В.С.Круглякова обеспечил невмешательство BMC США и Англии в конфликт на стороне Пакистана.

 

B марте БПК «Владивосток» был переподчинен в состав 201 БрПК 10 ОПЭСК ТОФ с дислокацией в бухте Золотой Рог. C прибытием на Тихоокеанский флот «Владивосток» стал гордостью города Владивосток и флота. Ha нем служили многие призывники-владивостокцы, над ним официально шефствовали город и городские власти. Корабль был открыт (при сверхзасекреченности того времени), продемонстрирован горожанам через свободный доступ на корабль в дни празднования 40-летия ТОФ в апреле 1972 года.

 

14 июня 1973 года БПК «Владивосток» следовал в базу, возвращаясь после обеспечения ракетных стрельб, по прибрежному фарватеру. Старшим на корабле был командир 10          ОПЭСК контр-адмирал В.С.Кругляков. B кильватер БПК следовала атомная подводная лодка «К-56» пр. 675 со старшим на борту капитаном 1 ранга Л.Ф.Сучковым (зам. командира 26 ДиПЛ). Обстановка перехода была сложная с ограниченной ночной видимостью из-за полос тумана. B районе м.Поворотный лодка была протаранена научно-исследовательским судном «Академик Берг» и в её отсеках погибло 27 человек. БПК «Владивосток» принял участие в спасательных работах выбросившейся на берег лодки.

 

 B конце лета 1977 года корабль в соответствии с директивой ГШ ВМФ переклассифицирован в ракетный крейсер.

 

B октябре-ноябре 1977 г. PKP «Владивосток обеспечивал ракетные стрельбы РПКСН в Охотском море в районе острова Симушир. B начале апреля 1978 года корабль участвует в крупных учениях КТОФ. C ноября 1978 г. по август 1979 г. PKP «Владивосток» выполнял задачи боевой службы в Индийском океане.

 

C 16 по 25 августа 1980 года под флагом командира 85 ОПбНК капитана 1 ранга М.П.Храмцова в составе отряда кораблей 8 ОПЭСК ВМФ осуществил деловой заход в п.Бейра (Мозамбик)*. Заход отряда кораблей в порт Бейра проходил в условиях гражданской войны на всей территории Мозамбика. Противники социалистической ориентации страны опирались на поддержку ЮАР и бойкот HPM со стороны транснациональных монополий. B результате в HPM резко обострились экономические и социальные проблемы. Незадолго до захода отряда кораблей в ходе боевых действий погибли все советские военные советники, находившиеся в правительственных войсках. Для обеспечения безопасности стоянки кораблей отряда принимающая сторона выделила усиленную роту, вооруженную гранатометами и пулеметами. Тем не менее, отряд кораблей был обстрелян подразделением антиправительственных войск — автоматные пули попали в танкер. Потерь и раненых в составе отряда не было. Член политбюро партии ФРЕЛИМО, министр внутренних дел HPM, губернатор провинции Сафала Мариан Масциньо устроил прием в честь командира отряда, командиров кораблей и должностных лиц походного штаба. Также состоялся прием от имени Генерального консула CCCP в Бейре B.Г.Кривды. Ha борту PKP «Владивосток» прошли совместная пресс-конференция C.М.Масциньо и капитана 1 ранга М.П.Храмцова, митинг советско-мозамбикской дружбы и прием от имени командира отряда в честь высокого гостя. Флагманский корабль посетил главнокомандующий BBC и ПВО Вооруженных сил HPM генерал армии Мпфуто, а также консул А.Н.Гогутидзе. Для посетителей на крейсере был дан концерт художественной самодеятельности и показан кинофильм. Затем состоялся обед для представителей местных властей и общественности. Городские власти организовали для экипажей кораблей экскурсии по Бейре, концерт, спортивные соревнования.

 

Задачи по демонстрации флага и моральной поддержке правящего в стране режима отряд советских кораблей выполнил успешно. 9-16 сентября 1980 года PKP «Владивосток» в составе отряда кораблей 8 ОПЭСК ВМФ (TH «Ахтуба») под флагом командира 85 ОПбНК капитана 1 ранга М.П.Храмцова осуществил визит в Порт-Луи (Маврикий). C прибытием кораблей в Порт-Луи, командир отряда нанес протокольные визиты премьер-министру Республики Маврикий С.Рамгуламу, мэру города Порт-Луи (племяннику премьера) и Чрезвычайному и Полномочному Послу CCCP на Маврикии И.И.Сафронову. Флагманский корабль посетили Посол И.И.Сафронов, консул В.И.Романюк и сопровождающие их лица. Посол И.И.Саф-ронов устроил в честь капитана 1 ранга М.П.Храмцова, командиров кораблей и офицеров прием и обед.

 

B марте 1984 года при несении очередной БС PKP «Владивосток» выполнял задачи непосредственного слежения за авианосцем «Китти-Хок» (ВМС США) и навел на него атомную подводную лодку «К-314» (командир — капитан 1 ранга А.М.Евсеенко). Из-за неудачного маневрирования 21 марта АПЛ пр. 671 начала всплытие прямо под днищем авианосца и пропорола ему обшивку на протяжении почти 40 метров. Аварийную лодку, потерявшую ход, пришлось буксировать в базу. Последний раз «Владивосток» привлекался к несению БС в Южно-Китайском море в 1987 г. C 28 сентября 1988 года по 23 апреля 1990 года корабль находился в среднем ремонте на «Дальзаводе» (выполнен на 90%). Из-за отсутствия средств на проведение ремонта корабль был исключен из состава ВМФ 19.04.1990 года приказом ГК ВМФ (перед списанием числился в составе 173 БрРК Камчатской флотилии, но на Камчатке так и не был). 1 января 1991 г. был официально разоружен, 1 июня 1991 года — расформирован. Продан на слом в Австралию за 1  млн. 83 тысячи 770 долларов США.

 

Бортовые номера: 563 (1970 г.), 565 (1973-74 гг.), 542 (1974 г.), 106, 139 (1977 г.),

017 (1980 г.), 029 (1987 г.), 034 (1990-91 гг.).

 

 

Кораблем в разные годы командовали: капитан 1 ранга А.Мамончиков, капитан 2 ранга Е.А.Печуров, капитан 2 ранга В.Сергеев, капитан 2 ранга Ю.А.Балашов, капитан 2 ранга Г.Д.Ильин.

 

cf7ff4d56b73.jpg

БПК "Владивосток" на рейде Владивостока весной 1977 года 

03d20e9483e4.jpg

 


 

 

«Вице-адмирал Дрозд».

 

Включен в состав ВМФ CCCP 16 июня 1965 года. Первым командиром корабля стал капитан 2 ранга Л.С.Зыков. Военно-морской флаг на корабле поднят 30.06.1968 года. Первоначально корабль был включен в состав ДКБФ (войсковая часть 26858), но после вступления в строй был переподчинен в состав КСФ. 5 мая 1969 года включен в состав 120 БрРК, сдал все курсовые задачи и был введен в состав сил постоянной готовности.

 

C 04.06 по 16.06.1969 года БПК «Вице-адмиралДрозд» выполняет задачи боевой службы в Северной Атлантике. C 12 по 15 августа 1969 года принимает участие в учении «Кольский берег» под руководством ГК ВМФ. B составе группы кораблей (гв.БПК «Гремящий», БПК «Смышленый») выполнил на «отлично» стрельбу зенитным оружием и артиллерией по радиоуправляемым мишеням. B апреле 1970 года принял участие в учениях «Океан» (10 марта — 22 апреля), а с 04.04 по 27.06 выполнял задачи БС в Центральной Атлантике и Норвежском море.

 

C 13 января по 28 апреля 1971 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» выполнял задачи БС в Северной Атлантике, в Мексиканском заливе, в Карибском и Средиземном морях. При осуществлении разведки к северо-востоку от Ирландии 13 апреля в 22.00 «Вице-адмирал Дрозд» и ЭМ «Скромный» обнаружили иностранную подводную лодку и поддерживали с ней контакт в течение 8 часов 45 минут. Ha корабле впервые выполнял задачи БС вертолетный экипаж майора А.А.Крайнова. Корабли успешно осуществили слежение за объединенной эскадрой HATO в районе Фарерские острова - Берген и приняли участие в обеспечении опытового учения «Орбита».

 

C 14.12.1971 года по 23.03.1972 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» выполнил задачи БС в Центральной Атлантике. C 3 по 20 марта БПК принимал участие в спасательной операции в Северной Атлантике во время аварии на атомной ракетной подводной лодке «К-19». Несмотря на ΙΧ-балльный шторм, активно использовался корабельный вертолет Ка-25Ц. За мужество и героизм, проявленный во время этой операции командир корабля капитан 2 ранга В.Г.Проскуряков и командир ГУРО-2 старший лейтенант В.В.Кондрашов (впоследствии командир БПК «Адмирал Макаров») были награждены орденами Красной Звезды, главный боцман мичман Г.Т.Тихий, боцман старшина 2 статьи Л.С.Верещагин, старшины 1 статьи С.Г.Конд-ратьев и В.В.Трофимов — медалями Ушакова и Нахимова. Правительственных наград был удостоен и экипаж вертолета. 3 мая БПК «Вице-адмирал Дрозд» посетил ГК ВМФ.

 

C 3 сентября по 3 октября 1972 года выполнил задачи БС на Фареро - Исландском противолодочном рубеже.

 

C января 1973 по февраль 1975 года прошел средний ремонт на CC3 им. А.А.Жданова в Ленинграде. B 1974 году за активное участие личного состава в ремонте корабля награжден памятным знаменем завода. 5 марта 1975 года в составе отряда кораблей (БПК «Адмирал Исаченков», «Смышленый») под флагом командира 7 ОПЭСК контр-адмирала А.М.Калинина начал межфлотский переход из Лиепаи в ГБ СФ — Североморск.

 

Co 2 января по 4 июля 1976 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» (совместно с БПК «Смышленый») выполнял задачи БС в Центральной Атлантике и в Средиземном море, принял участие в учениях «Крым-76».Co 2 сентября по 2 октября 1977 года корабль успешно выполнил задачи разведки и слежения за OBMC HATO во время учений «Стронг Экспресс». B конце лета 1977 года корабль в соответствии с директивой ГШ ВМФ переклассифицирован в ракетный крейсер.

 

20июня 1980 года в условиях благоприятной гидрометеообстановки в полигоне БП в 5 часов 12 минут PKP «Вице-адмирал Дрозд» столкнулся с атомной подводной лодкой «К-508» пр. 670M. Лодка ударилась о киль корабля, в результате чего последний получил незначительные повреждения. Причина — неудовлетворительное несение ходовой вахты на обоих кораблях и невыполнение своих обязанностей старшими начальниками.

 

C января 1981 года (убыл в Кронштадт 8 января) по март 1984 года корабль прошел средний ремонт и модернизацию на КОЛМЗ (г.Кронштадт) и на период ремонта входил в состав 95 ОДнСРК ЛенВМБ. 10 мая 1984 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» прибыл в Североморск и 27.09.1984 года введен в состав кораблей постоянной боевой готовности.

 

C 15 января по 4 июня 1985 года PKP «Вице-адмирал Дрозд» в составе отряда боевых кораблей СФ (TABKP «Киев», ЭМ «Современный», «Отличный», БПК «Маршал Тимошенко», «Стройный») выполнил задачи боевой службы в Средиземном море (командир отряда — командир 56 БрЭМ капитан 1 ранга И.Н.Хмельнов).

 

C 20 января по 18 июня 1986 года в составе отряда боевых кораблей СФ (ЭМ «Отличный», БПК «Огневой», «Смышленный») выполнил задачи боевой службы в Средиземном море (командир отряда - командир 120 БрРК капитан 1ранга A.C.Koвальчук). Выполняя функции кораблей РЛД отряд обеспечивал информацией о воздушной обстановке силы ПВО Ливии. Экипаж вертолета С.Н.Зобова (штурман А.В.Широкий) обнаружил АМГ 6-го флота США на максимальных дальностях действия МРСЦ «Успех» и работал по ЦУ в условиях реального противодействия противника. Именно после захода кораблей СФ на рейд Триполи были прекращены бомбардировки города американской авиацией.

 

K концу 80-х годов техническое состояние крейсера было неудовлетворительным: истекли сроки всех положенных освидетельствований, а сам корабль нуждался в среднем ремонте. Командование бригады и корабля принимало титанические усилия (вплоть до объявления организационных периодов и выхода корабля на рейд Североморска) для сохранения корабля, как боевой единицы. Ho, в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации и нецелеобразностью ремонта 01.07.1990 года PKP «Вице-адмирал Дрозд» был исключен из состава ВМФ и передан в ОРВИ для демонтажа и реализации. 2 июня 1991 года в 11.00 командир корабля капитан 1 ранга В.А.Ничипуренко спустил флаг корабля. B 1992 году продан частной индийской компании для разделки на металл. При буксировке на слом в марте 1992 года в Индию корпус корабля затонул.

Бортовые номера: 553, 583, 592, 298, 299 (02.1976 г.), 548, 560 (1982 г.), 097 (06.1986 г.), 054 (1988 г.), 068 (1990 г.).

 

Кораблем в разные годы командовали:

Капитан 2 ранга Л.С.Зыков, капитан 2 ранга В.Г.Проскуряков, капитан 2 ранга В.Г.Баранник, капитан 3 ранга В.А.Стаценко, капитан 3 ранга Е.А.Мурашов, капитан 2 ранга В.А.Ничипуренко.

 

b12dafa8f5f1.jpg

Ракетный крейсер "Вице-адмирал Дрозд" на Кубе, май 1970 года 

2485b1ae0f89.jpg

Ракетный крейсер "Вице-адмирал Дрозд" в Кронштадте, выгруза боезапаса после постановки в завод, 1982 год 

 

 


 

« Севастополь ».

 

Зачислен в списки кораблей ВМФ CCCP 3 июня 1966 года. После вступления в строй 21.10.1969 года зачислен в состав КСФ (120 БрРК). B том же году состоялась первая посадка корабельного вертолета Ка-25 на БПК с одиночным базированием вертолета.

 

B апреле 1970 года принял участие в учениях «Океан» (10 марта - 22 апреля). B период несения БС (22 июля - 14 декабря 1971 года), в составе отряда кораблей (БПК «Смышленый», ДПЛ, TH) под флагом контр-адмирала Н.В.Соловьева с 31.10 по 09.11.1971 года нанес визит в порт Гавана (Куба). Bo время несения БС экипаж корабельного вертолета под командованием майора В.Г.Занегина впервые в истории ВМФ CCCP произвел успешный поиск и длительное слежение за ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон» (США) в акватории Средиземного моря.

 

C 10 октября 1972 года по 8 апреля 1973 года выполнил задачи боевой службы в Центральной Атлантике. B период несения боевой службы с 19 по 24 октября 1972 года принял участие в учениях КСФ («Дуэт» и «Ладога») по поиску ПЛ противника в Норвежском море и Северо-Восточной Атлантике (совместно с БПК «Адмирал Нахимов» и ЭМ «Бывалый»), а с 1.12.1972 года по 22.02.1973 года находился на Кубе (фактически нес там боевое дежурство). 25 декабря 1972 года были впервые произведены полеты на вертолете Ка-25Ц с целью воздушной разведки и вскрытия противолодочной обстановки в районе ВМБ Сьенфуэгос (экипаж капитана В.И.Миронова 830 ОКПЛВП).

 

B апреле 1973 года, в период работы Главной инспекции MO совместно с АПЛ «К-128» пр. 675 (стреляла комплексом П-6) выполнил показную ракетную стрельбу главным комплексом П-35. Обе ракеты попали в цель.

 

C 12 по 29 мая 1973 года корабль в составе КПУГ (БПК «Адмирал Исаков», «Адмирал Макаров») участвует в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ противника в заданном районе Северной Атлантики («Лагуна»). Кораблями КПУГ была обнаружена неизвестная ПЛ. Слежение за ней продолжалось более 1 часа.

 

B период с декабря 1975 года по март 1980 года прошел средний ремонт на CP3-35 (г.Мурманск)

 

B конце лета 1977 года корабль в соответствии с указаним ГШ ВМФ переклассифицирован в ракетный крейсер.

 

19.10.1980              года PKP «Севастополь» из состава СФ переподчинен в состав 175 БрРК 10 ОПЭСК ТОФ и перешел в июле 1981 году из Мурманска во Владивосток (залив Стрелок, бухта Абрек) по Северному морскому пути с заходом в бухту Провидения и Петропавловск-Камчатский.

 

C декабря 1982 года по июнь 1983 года проходил ремонт на «Дальзаводе». Совместно с БПК «Петропавловск» PKP «Севастополь» участвовал в поисках обломков корейского пассажирского самолета Боинг-747, сбитого 1 сентября 1983 года над Японским морем советским истребителем Су-15. Именно на «Севастополь» свозили найденные фрагменты сбитого «Боинга». Операция продолжалась с 17 по 30 октября 1983 года.

 

B июле 1984 г. PKP «Севастополь» переподчинен из состава 175 БрРК 10 ОПЭСК в состав 173 БрПК Камчатской флотилии с базированием в бухте Ильичева куда прибыл по окончанию очередного ремонта на «Дальзаводе» 16 января 1986 года.

 

Последующие четыре с половиной года «Севастополь» еще три раза становился в ремонт на СРЗ-49 (г.Вилючинск). B 1988 году при выходе в полигоны БП в сложной ледовой обстановке получил пробоину от столкновения с крупной льдиной. Из-за износа материальной части и отсутствия средств на проведение среднего ремонта 15.12.1989 года исключен из боевого состава флота и передан в ОРВИ для демонтажа и реализации. Последнюю «горячую» точку в злоключениях «Севастополя» поставил пожар летом 1990 года, во время стоянки корабля на 49-м заводе. 19.04.1990 г. расформирован и впоследствии продан на слом в Индию.

 

Бортовые номера: 293, 590, 555, 032. 542, 544; 017 (80-e гг.), 048 (80-e гг.).

 

Кораблем в разные годы командовали: капитан 3 ранга К.С.Виноградов, капитан 3 ранга П.А.Глагола, капитан 2 ранга И.А.Данилов, капитан 2 ранга С.И.Писанко.

 

99421f423962.jpg

Загрузка боезапаса П-35 на БПК "Севастополь". Снято с БПК "Адмирал Зозуля".

28d359a01632.jpg

Пуск ЗУР

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 018 публикаций

Для начала попробуйте привести в порядок оформление, уберите кучу не нужных спойлеров. И не совсем понятно, почему так много постов вам понадобилось.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
29 публикаций

Довольно таки много обширной информации, оформлено красиво и доступно, Благодаря этой статье я убедится на что Советская мощь все еще непревзойденная и по сей день...

Благодарим за хорошую информацию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×