В новом варианте мы снова видим глобальную и скучную уравниловку, когда клан без проблем собирает нефть на все здания, но при этом здания дают несущественный бонус, а нефть все так же некуда девать и нет смысла стараться ее зарабатывать.   Я предлагаю другой подход, когда низшие и средние уровни зданий может позволить себе более-менее любой средний клан, и эти здания дают несущественные бонусы, но высшие уровни зданий стоят МНОГО нефти, но и бонусы дают ощутимые. Эти здания смогут построить только наиболее целеустремленные кланы, которые добывают нефть не только в рандоме, но и в КБ. Тогда каждый получает свое: кто не хочет напрягаться имеет средние бонусы, а кто вкалывает, тот в итоге (далеко не сразу) получает более существенные бонусы.   Для примера возьмем ветку на свободный опыт. Сейчас нам предлагают максимальный бонус к свободке - 25%. Какое значение имеет этот бонус? Сегодня полно камуфляжей, которые дают бонус к свободке 100% и более, флажки с бонусами 250, 300, 700%, которые можно навешивать вместе с камуфляжами   по 400% к опыту и флажками по с бустом к опыту, то есть в итоге за бой можно без напряга иметь по 5-30К свободки. А тут 25%...Да это вообще ничего для того, кто задался целью фармить свободку. И следующий вопрос - а ЗАЧЕМ свободка сегодня вообще нужна? Такой ли это ценный ресурс? Мусаси за уголь, на Кронштадт  копиться без проблем, и 25% тут уж точно погоды не сделают от слова "совсем".   Но можно ветку зданий на свободку сделать примерно такой:   1 уровень: бонус 10%, стоимость 10К нефти 2 уровень: бонус +10%, стоимость 50 К нефти 3 уровень: бонус +20%, стоимость 100К нефти.   То есть уже для бонуса 40% надо 160К нефти, что уже не так просто собрать, но еще по силам средним кланам. Бонус в 40% все еще особо ни на что не влияет, просто приятное дополнение, не более того   далее идут еще 2 уровня:   4 уровень: бонус +20% 150К нефти  т.е. суммарный бонус 60% за 310К нефти, это уже должен быть довольно активный клан 5 уровень: бонус +40% 190К нефти т.е. получаем бонус 100% за 500К нефти. Собрать 500К нефти - та еще задачка, для этого уже надо упороться, а получаемый бонус - приятный, но не настолько решающий, который может сломать экономическую модель игры и лишить разрабов доната. Игроки в таких активных кланах и так давно имеют кучу бонусов от флажков и камков, у многих уже миллионы свободки и для них 100% - просто ПРИЯТНЫЙ бонус, а для клана - повод для гордости.   При таком подходе  даже топовые кланы не смогут строить стразу все здания, нужно будет специализироваться т.е. выбирать, какую ветку зданий равивать - на свободку, или на элитку, или на уголь и т.д. У кланов будут разные наборы зданий, что интересно. А главное - кланам будет к чему стремиться и на что копить нефть. При этом нефтяные награды за победы в КБ можно сделать больше, чтобы был дополнительный стимул играть в КБ ради нефти.   То же, что в блоге сейчас просто напрочь отбивает желание развивать клан т.к. бонусы ни о чем, и нефть копить смыла нет, собирать людей на общее дело смыла нет. И на часто задаваемый мне вопрос при приглашении в клан "А нафига мне кланы вообще нужны?" ответа нет. Я предлагаю чуть изменить линейку, чтобы решить все эти проблемы, не лишая разработчиков  доната и не ломая  экономическую модель.