Введение.

Black....Как много в этом звуке для сердца русского слилось...Да и не только русского, ведь еще недавно для игроков World of Warships со всего мира этот эсминец являлся долгожданной наградой, получить которую можно было очень непростым способом - дойти целых пять раз в ранговых боях до 1-го ранга (это в лучшем случае полтора года или более  для тех кто умеет играть, а для большинства и вовсе непосильная задача), а затем нужно было еще несколько раз получить 1-й ранг, чтобы иметь возможность нарядить Блэка в "Крокодил" - один из самых крутых постоянных камуфляжей игры, дающий просто шикарные экономические бонусы. Поэтому не удивительно, что за почти два года, прошедшие с момента релиза эсминца в игре, его получило лишь немногим больше тысячи человек. И это в своем большинстве сильнейшие игроки с длительным и напряженным стажем игры.

Но недавно все изменилось - в World of Warships появилась сталь - ценный ресурс, который можно получать за различные активности (а иногда и покупать в небольших ограниченных количествах во время особых акций) и которую затем можно конвертировать в особо редкие корабли, в том числе и в Блэка. Корабль сегодня стоит в районе 14 000 стали, что со скидочным 25%-м купоном позволяет приобрести его за 11500 единиц стали. При этом особый камуфляж "Крокодил" на Блэка можно купить за 3 единицы меди, которую на данный момент можно получить только достигнув три раза 1-го ранг в ранговых боях.

Перед тем, как решить для себя, стоит ли тратить накопленную сталь на Блэка, а медь на "Крокодила" для него я пересмотрел буквально ВСЕ гайды и обзоры по этому кораблю, доступные в интернете на всех языках (их не так много, к сожалению), перечитал редкие отзывы владельцев корабля, но в силу крайней неоднозначности корабля и полной разнополярности мнений так и не получил ответ на главный вопрос для себя - стоит ли брать Блэка. Многие "водомесы" открыто заявляли, что корабль их сильно разочаровал, что он является неадекватной наградой за пять 1-х рангов и прочее. Кто-то из игроков называет его худшим эсминцем, кто-то утверждает, что это имба. Анализ статистики корабля тоже не дает точного ответа на вопрос об эффективности корабля. Ведь, с одной стороны, Блэк имеет самый высокий показатель процент побед на своем уровне, а с другой - на нем играли все два года только лютые "задроты", которые, как известно, к тому же часто играют в отрядах с другими такими же сильнейшими игроками, но даже при этом средний урон эсминца по серверу ниже, чем у прокачиваемой девятки Chung mu, да и процент побед у Chung mu совсем не намного ниже Блэка, если сравнивать показатели в разрезе сильнейших игроков.

Так что крайне сложно было сделать вывод о целесообразности покупки Блэке дистанционно даже мне, имея в порту все прокачиваемые ветки кораблей, являющемуся горячим приверженцем класса эсминцев в игре, отыгравшим несколько тысяч боев на различных эсминцах и изучившему все доступные материалы по Блэку. Слишком уж противоречивы сведения об этой темной лошадке, крайне неоднозначны его ТТХ, да и люди, игравшие на нем два последних года в своем большинстве - это особая каста "отцов" World of Worhips, находящиеся в игре еще с самого ЗБТ.

Чтобы докопаться-таки до истины мне пришлось стать контрибьютером World of Worships  и получить корабль во временное пользование. Поиграв на нем несколько серий боев я не могу сказать, что полностью постиг этот корабль, но совершенно точно одно - я на практике получил ответы на все свои вопросы по этому кораблю, и теперь имею возможность рассказать об этом тем, кто так же как я терзается в муках выбора.

Вопросы эти следующие:

1. Настолько ли "ужасны" (как многие утверждают) медленные торпеды Блэка и главное - возможно ли этими торпедами ПРИЦЕЛЬНО попадать, а не только лишь спамить.

2. Зачем нужен Блэк если есть Chung mu с РЛС и просто шикарными торпедами (почти лучшими в игре), гораздо лучшей скоростью и лучшим инвизом? Если есть немецкая ветка и ее вершина - превосходные 9-ки и 10-ки с ГАПом, который во многих ситуациях на практике соизмерим с дальностью РЛС Блэка, но при этом работает аж целых 144 секунд в отличие от жалких 24-х секунд работы РЛС Блэка и светит еще и торпеды. Плюс у немцев еще и отличные торпеды со скоростью перезарядки даже большей, чем у Блэка, а еще скорость и лютые ББ-шки.

3. И вообще стоит ли на него тратить добытую с таким трудом сталь, которую сегодня в требуемых для этого корабля объемах не купишь ни за какие деньги.

Но перед тем как вы узнаете ответы на эти вопросы, необходимо более детально рассмотреть особенности этого корабля и тактику игры на нем.

Также, зная особенность корабельной публики и ее тяги к исследованию чужой "статки" привожу цифры, которые у меня сложились при тестировании. Вот последняя сессия из 10-ти боев, когда я уже более-менее разобрался в особенностях корабля:
 
Как видно, по среднему урону я отыграл на уровне лучшем, чем у 70% владельцев Блэка, а по количеству средних фрагов и ПП и вовсе лучшем, чем у 99% владельцев. Если же учесть, что владельцы Блэка за годы формирования статистики - это лучшие игроки, набившие ее в немалой части в отрядах, а я играл соло в тяжелых условиях просто повального засилья авиков (коллега по контрибьютерскому цеху Гетфан  научил всех фармить свободку на авиках перед релизом глобальной реформы авиков), то выводы для объективного исследователя очевидны.

Главное о ТТХ.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на ТТХ Блэка, их любой может может посмотреть на этой странице "Вики", которую я зачитал когда-то до дыр: http://wiki.wargaming.net/ru/Ship:Black В целом можно сказать, что перед нами в шкуре Флетчера (9-й эсминец американской ветки) предстает совсем другой зверь, гораздо более агрессивный и темный по натуре. У Блэка фактически ГК от Флетчера, инвиз 5,8 от него же и такие же наваристые дымы. Но при этом Блэк оснащен еще и РЛС, бьющей на 7,5 км в течение 24 секунд (с особой модификацией на РЛС), не имеет форсажа и скорость его на полтора узла ниже (в итоге Блэк существенно более медленный эсминец, и скорость в районе 36,5 узлов с флажком - это все, на что вы можете рассчитывать), а главное оружие эсминца - торпеды - у Блэка настолько неоднозначные, что у многих  возникает вопрос, а главное ли оно...

Так его торпеды имеют скорость всего 43 узла (у Флетчера 66!), то есть эти торпеды обгоняют даже некоторые эсминцы, например Хабаровск, или Шима с Грозовым на форсаже, но при этом торпеды имеют низкую заметность (0,9 км) против 1,4 км у Флетчера и внушительный урон 21600, так же торпеды Блэка имеют внушительную дальность 13,7 км. То есть торпеды Блэка худшие по скорости не только на уровне, но и одни из худших в игре вообще, зато по незаметности, урону и дальности - одни из лучших, также у них весьма неплохая скорость перезарядки.

В связи с этим многие утверждают, что такие торпеды пригодны только для спама, но не подходят для прицельных пусков т.к. пока они дойдут до цели, она уснет со скуки либо же много раз изменит свое направление.

Являясь фанатичным поклонником торпедных атак и имея, к примеру, на Шиме средний актуальный урон в районе 100К, мне крайне важно было понять, способны ли торпеды Блэка  именно на ПРИЦЕЛЬНОЕ попадание т.е. когда ты поражаешь тот корабль, который выбрал, реализуя свой план и тактику игры, а не который случайно подвернулся на пути у торпед, про пуск которых ты давно забыл. Играть на корабле с торпедами чисто для спама - однозначно не мое, поэтому пришлось разбираться детально, как в теории, так и на практике.

Про торпеды

Сперва несколько теоретических расчетов:  
И действительно, если мы посмотрим в ТТХ эсминцев такой параметр торпед, как время реакции цели, то увидим, что время реакции на торпеды Флетчера 7,9 секунд, на торпеды Блэка - 7,8, НО это без перка на ускорение торпед! На Флетчере такой перк берут редко т.к. тогда дальность хода торпед будет уже слишком низкая, а вот на Блэке с этим перком дальность будет весьма комфортные 11 километров, а время реакции на торпеды при этом станет в районе 7 секунд, что уже существенно лучше, чем у Флетчера. Для сравнения: 8-километровые торпеды-убийцы Шимы имеют время реакции аж 8,8 секунд, а наиболее распространенные на верхних уровнях игры 12-километровые торпеды, стоящие на Шиме, Харугумо и Зао - 9,4 секунды. Торпеды Зетки 52-й - 7,5 секунд. А у Блэка с перком в районе 7 секунд т.е. ЛУЧШЕ большинства ТОПОВЫХ торпед в игре.

А ведь время реакции цели - это именно тот показатель, который определяет, сможет ли цель увернуться от торпед после того, как она их заметила. И здесь однозначно можно утверждать, что от торпед Блэка увернуться после их обнаружения возле борта своего корабля СЛОЖНЕЕ, чем от большинства топовых торпед. Я специально внимательно проверял это на практике - отлично их ловят все - и эсминцы, и крейсера и тем более линкоры с авианосцами, а уворачиваются от них менее эффективно, чем от большинства других торпед.

Важно понимать, что даже лучшие торпеды в игре - торпеды Юянга с перком на ускорение - не дают гарантии попадания, не смотря на свою огромную скорость и крайне низкую заметность (0,8 км). Опытные крейсера от них могут уворачиваться, а если же у них включен ГАП или торпеды подсвечены палубной авиацией, то вероятность уворота и вовсе близка к 100%. Линкоры могут уворачиваться за счет грамотного маневра, а также наличия у некоторых из них ГАПа. Поэтому реальная вероятность попадания торпеды зависит от того, когда и как ты их пускаешь и насколько хорошо понимаешь особенности ТТХ своих торпед.

Поэтому несмотря на то, что торпеды Блэка имеют незаметность почти лучшую в игре, в реальном бою из-за низкой скорости этих торпед при пуске  с больших расстояний резко повышается вероятность уклонения цели во время ее спонтанного маневра, то есть движения и маневров цели, которые она производит за время между пуском торпеды и ее обнаружением, другими словами, до того, как она обнаружила торпеды. Подробнее об этом рекомендую прочесть в моей Специальной теории торпедирования WoWs: http://www.runiwar.ru/forum/106-1117-1  (теория находится на стадии разработки, но уже разъясняет многие необходимые для каждого торпедиста вещи).

Таким образом, если вы хотите попадать торпедами Блэка прицельно, то для этого у вас остается только один способ - существенно сокращать время движения торпеды до цели. Как это сделать? Первое: обязательно брать перк на ускорение торпед. Второе: при пуске торпед сильно сокращать дистанцию до цели. Оптимально - 6,5- 6 км., не попадая при этом в засвет, иначе спугнете дичь или сами превратитесь из охотника в добычу. В этом случае торпеды Блэка будут весьма эффективно попадать по любым целям, которые вы определите к уничтожению: будь то эсминцы, крейсера или тем более линкоры, НО так же при этом цель должна двигаться в вашу сторону, стоять неподвижно или, не спеша, елозить туда-сюда (как любят делать многие носоаутисты и поджатые в островах РЛС-ники). Если же цель уходит от вас на большой скорости, то догнать и поразить ее своими медляшами будет крайне сложно даже при пуске с коротких дистанций. При пуске же с ультракоротких кинжальных дистанций (при выходе из-за острова или при пикировании) скорость торпед уже почти не имеет значения, и торпеды Блэка будут попадать не хуже, чем у других эсминцев.

Итак, мы выяснили, что для прицельного попадания торпедами Блэка необходимо сильно сокращать дистанцию до цели. И в реальном бою здесь возникает ряд проблем. Во-первых, в начале боя на такие дистанции вас никто не пустит (конечно, если вы не торопитесь в порт). Но даже на более поздних стадиях боя могут быть проблемы. К примеру, к крейсеру с РЛС ты так близко не подойдешь без чрезмерного риска. Если на том же Чунг-му можно подойти к какой-нибудь Мойке на дистанцию километров 8-7, пустить торпеды, а если крейсер заподозрит неладное и включит РЛС, то врубить форсаж и быстро уйти из засвета РЛС на скорости 43 узла, заигрывающе повиливая кормой, из-за чего Мойка вряд ли нанесет вам серьезный урон, то с Блэком такой номер не пройдет - он очень медленный: пока будете уходить из зоны РЛС, то потеряете слишком много ХП.

По этой причине многие игроки не берут перк на ускорение торпед, а используют торпеды Блэка только для спама, что с учетом высокой дальности таких "не заточенных" торпед может быть увлекательно, а порой даже эффективно. Вот только когда в решающий момент боя вы не сможете забрать одиночный медленный линкор с 6 километров своими не заточенными торпедами, то вы сильно пожалеете, что не взяли перк на ускорение торпед. Ведь играть на эсминце и не мочь забрать жирный линкор, истекая слюной, пока он лениво перекатывается на волнах - это крайняя степень мазохизма, как по мне 

Так что на более поздних стадиях игры вполне реально подходить на Блэке к линкорам или даже некоторым крейсерам и вполне уверенно их торпедировать. Но тут возникает вопрос - а почему же тогда даже у меня, ярого торпедиста, как и у многих  других игроков такой низкий урон на Блэке, при том что на Чунг-Му он у меня под сотню? Где дамажка, Карл?! Ответ в следующем: имея на Блэке РЛС, дымы и неплохое ГК всегда возникает искушение пройтись по точкам и раздать по щам мелким крысенышам, а медленная скорость хода не сильно располагает к тому, чтобы бегать за линкорами. В итоге получается так: пошел на одну точку, повоевал, затем на другую, повоевал, а тут уже и бой закончился. Просто не остается времени на такие фланговые проходы за дамжкой, как может делать, к примеру Шима или Чунг-Му.

Кроме этого, Блэк является этаким бескорыстным эсминцем, то есть он часто отдает дамажку и фраги союзникам: засветили мы эсминца своим РЛС, а союзники его раздамажили и добили.

То есть специфика Блэка помноженная на современные реалии игры просто не располагает к тому, чтобы набивать дамажку. Но зато вполне можно набивать фраги на эсминцах, доводя их среднее количество чуть ли не до 2-х за бой. При этом все-таки, на мой взгляд, крайне важно на Блжке иметь "заточенные" торпеды, чтобы мочь в нужный момент боя эффективно осуществлять прицельные пуски. Благодаря этому в среднем за бой несколько торпед обычно загоняешь по тому, кому это необходимо.

Так мы плавно подошли к тактике игры на Блэке. Но сперва разберем необходимые перки и модули для ее реализации. В отличие от других эсминцев у Блэка правильные модули не менее важны, чем правильные перки. Итак,

Перки и модули

При распределении перков важно понимать следующие моменты:

1. без ускорения торпед можно будет забыть про прицельные пуски
2. КД торпед у нас и так довольно высокое, поэтому нет нужды его доводить до максимума. С учетом специфики применения торпед Блэка в боях несколько лишних секунд перезарядки торпед нам погоды не сделают, это не Шима и не Чунг-Му. А вот ГК нам нужно для того, чтобы успеть как можно больше пострелять по эсминцу за короткое время действия наших РЛС.

С учетом этого, наиболее оптимальным вариантом считаю такое распределение перков:    
Перк "Мастер на все руки" нужен для сокращения времени перезарядки нашей РЛС и наших дымов, да и куда-то более полезно потратить оставшиеся "на сдачу" 2 перка просто не куда.

Суперинтендант или Взрывотехник в такой сборке не влезают. Лично мне вполне хватает 3-х дымов и РЛС за большинство боев, если пользоваться ими грамотно и экономно. А реальное ускорение торпед и возможность прицельно торпедировать цели важнее 2-х процентов к мифическому шансу пожара.

Модули:    

Здесь крайне важен модуль ЭУ (4-й слот), чтобы эсминец быстро разгонялся и останавливался, так как резко остановится, увидев эсминца, дать дымы и РЛС - это наш хлеб. Чуть промедлишь с остановкой и пол ХП уже нет. Это как и на Зетке, которая без такого модуля просто не играбельна.

Следующий необходимый модуль - особый дымогенератор (3-й слот), благодаря которому время постановки наших дымов равно  39-ти секундам при времени работы нашей РЛС 24 секунды. То есть на время работы РЛС мы превращаемся в подобие крейсера Perth т.е. увидели эсминца, дали дымы, скрылись в них, включили скорость 1/4 хода, врубили РЛС и все время пока она работает мы движемся в ставящихся дымах, представляя собой непростую цель для попадания вражеского эсминца, который наверняка будет стрелять по вам в ваши дымы, даже не видя вас, а по трассерам. Время же стояния наших дымов у нас и так огромное, даже чрезмерное. 

Ну и 2-й слот - особая РЛС, чтобы увеличить время действия нашей главной фишки с 20-ти до 24-х секунд.

Остальное стандартно, в том числе модуль на перезарядку торпед (если отказаться и от него в пользу ГК, то кд торпед будет уже слишком долгое и Блэк лишится одной из своих фишек - быстрой перезарядки торпед).   Но если вдруг вы хотите играть только от ГК и считаете торпеды "дополнительным" оружием, то точите все в ГК, берите интенданта или взрывотехника, только  когда в решающий момент боя НА ЭСМИНЦЕ не сможете забрать торпедами даже линкор, то  не говорите потом, что вас не предупреждали....  

Немного о тактике 

Объем гайда уже приближается к размерам курсовой работы :) , поэтому буду краток. Основная цель Блэка - бои за точки и угнетение вражеских эсминцев. Торпеды при правильной заточке НЕ являются его вспомогательным оружием, они такое же главное и опасное вооружение, как и ГК с РЛС и дымами, но просто специфика игры на Блэке такова, что пригождаться они будут не часто, но когда надо, то они должны быть задействованы по полной программе.

Таким образом наводим ужас на точках, контрим мелких сородичей, а потом, если остается время, занимаемся торпедой охотой. Также торпеды отлично заходят при пробросе по стоящим в дымах эсминцам и используются таким образом в качестве элемента  тактики при борьбе за точке.

При встрече с вражеским эсминцем замедляем скорость, ждем, когда он приблизится к дистанции нашего засвета, пробрасываем торпы так, чтобы ему было сложнее маневрировать тогда, когда мы начнем по нему стрелять, сдаем дымы, врубаем 1/4 скорости, РЛС и поливаем бедолагу 24 секунды, который в этот момент жалеет только об одном - ну почему он не сел играть на Вустере  За такую сессию реально снести половину или даже чуть более ХП у опытных эсминцев или же полностью уничтожить ракана, а то и сразу двух.

Конечно же все время боя, а особенно перед постановкой дымов учитываем расположение вражеских крейсеров с РЛС и союзных войск. Так, любой вражеский крейсер с РЛС полностью сведет на нет нашу собственную фишку с дымной РЛС, превратив наше оружие и убежище в нашу же ловушку. А отсутствие союзников снизит возможность добивания засвеченного нашей РЛС эсминца.

Ну а в целом, действуем согласно Трактату об идеальном эсминце: http://www.runiwar.ru/forum/106-1112-1 , светим и дамажим. Только большая часть нашего урона приходится на эсминцы, а свет - на точки, а не на фланги.

Если сделать все правильно, то при небольшом среднем уроне мы будем оказывать весьма значительное влияние на бой.

И еще, при игре в толковом отряде Блэк превращается в имбу, но отрядная игра - это не ко мне.

Выводы и ответы на судьбоносные вопросы:

1. Блэк является весьма фановым и крайне эффективным эсминцем, при этом в умелых руках его торпеды есть не некий придаток, а представляют собой грозное оружие с возможностью ПРИЦЕЛЬНОГО поражения целей, но в силу специфики тактики боя на Блэке они пригождаются не так часто, как на других эсминцах.

2. Раскрытие всего потенциала эсминца возможно только при глубоком знании игры и большом опыте сражений не всех классах кораблей, а не только на эсминцах (врага надо знать изнутри). Для более глубокого понимания роли эсминца в игре рекомендую прочесть Трактат об идеальном эсминце http://www.runiwar.ru/forum/106-1112-1 Новички и малоопытные игроки, а также те, кто привык играть мышкой, а не головой, от Блэка испытают скорее разочарование, чем восторг, что мы видим, в том числе, на примере некоторых "водомесов".

3. Чунг-му с РЛС и Зетка во многих аспектах превосходят Блэка и являются не менее, а может и более фановыми кораблями. Так что имбы от Блэка в соло игре не ждите. Рекомендую на них поиграть до покупки Блэка, чтобы лучше потом понять его. Тем не менее Блэк уникален и дарит игроку свой неповторимый фан, а к тому же еще отлично фармит и имеет шикарный камуфляж "Крокодил" (если вы три раза взяли 1-й ранг в Ранговых боях)

4. Стоит ли Блэк требуемой за него стали? Однозначно да, если вы не только понимаете эсминцы, но и любите их.

5. Покупать ли его за сталь сейчас? На этот вопрос, увы, у меня нет ответа т.к. потратив сталь на Блэка вы существенно отложите возможность приобретения шикарного Сталинграда (кто знает, сколько он еще будет доступен для покупки...) (мой гайд по Сталинграду: https://forum.worldofwarships.ru/topic....) или не менее шикарной Бургуни (гайд: https://forum.worldofwarships.ru/topic....D%D1%8F )

Кроме этого, возможно, нас ждет реформа РЛС в игре, поэтому не ясно, как будет играться Блэк с этой новой РЛС. Так что, как обычно, вся ответственность за судьбоносное решение "брать или нет" лежит целиком на вас 

Ну а чтобы вам лучше думалось, напоследок, посмотрим кино. За время моей игры на Блэке бои были разные, как нагибучие, так и не очень, но хотелось снять видео именно про этот бой, потому что он интересный, сложный и не затянутый (фактически турбо-бой). Здесь нет такого как обычно - пришел на точку и всех убил, а потом не спеша кидаешь торпедки. На видео - именно "блэчный" геймплей, когда дамажки не много, а пользу приносишь не малую (по итогу боя первый в списке):  
Здесь показана работа против вражеских диверсантов - играющего на моем фланге отряда из трех "фиолетовых" эсминцев, два из которых я уничтожил посредством орудий ГК или же засвета РЛС под союзным огнем. Также под раздачу попал вражеский британский крейсер. Но общие силы были явно не равны: отряд "трампов" и фу-фушник против наших ПТУ-шников... Поэтому победу в сражении пришлось уступить, но, конечно, не в войне.....

Ролик будет полезен всем, кто хочет лучше узнать Блэка - вашего лучшего друга или самого страшного врага на поле боя.     
Удачи на фронтах, и да пребудет Блэк на вашей стороне Силы!    п.с. А вот так Блэк может фармить свободку:     29К свободки за бой! Жаль, не все флажки на опыт повесил (почти все) и звезду не в этом бою сбил,  так было бы за 30-40 тысяч.    п.п.с    Устал от вопросов про среднюю статку на Блэке, публикую стату за 80 боев:         Обратите внимание на процент побед 71%, а также  учитывайте, что там авики в 70-80 % боев т.к. играю на блэке только три дня в самый пик фарма свободки путем прокачки авиков,  а также несколько чисто экспериментальных боев, когда просто изучал, как торпы входят и выходят с перком и без.    А вот последние сессии, когда уже прочел свой гайд и понял, как играть :) 
      Ну и напоследок в качестве демонстрации полезности этого гайда приведу  отзыв бойца, который играл против меня: Так что изучайте и побеждайте!