Обновление:     Сборка для Хакурю с учетом новых перков.  ***** После глобальной переделки авианосцев в пачте 0.8.0 Хакурю изрядно лихорадило. Сперва он получился имбой, потом почти кактусом, но затем после серии дальнейших правок авик более-менее пришел в норму, и сегодня представляет собой неплохо сбалансированный и интересный авианосец, по праву занимающий вершину японской ветки. Думаю, что основные правки этого авика уже позади, шторм улегся, поэтому самое время запилить гайд по этому крутейшему «крылатому» кораблю. Какие-то мелкие правки, возможно, еще будут, но суть уже вряд ли поменяется.   Поскольку топовых авианосцев в нашей игре не много (на данный момент всего два – Хакурю и Мидвей, и на подходе третий британец), то при изучении Хакурю нам никуда не деться от сравнения его с американским собратом Мидвеем (мой гайд по нему: https://forum.worldofwarships.ru/topic/123762- )   Для самых нетерпеливых сразу скажу, что считаю Хакурю более фановым,  более «дамажным», но и более сложным авианосцем по сравнению с Мидвеем. Мидвей – проще,  универсальнее и менее зависит от команды, Хакурю же сложнее, но в умелых руках способен гнуть круче Мидвея, особенно если команда союзников не спит на ходу. Поэтому мое чисто субъективное мнение, что новичкам в качестве первой ветки стоит качать ветку Мидвея, а к Хакурю приступать уже во вторую очередь.   В любом случае  я буду исходить из того, что даже если вы не играли на Мидвее, то хотя бы  изучили тему Мидвея на этом форуме. Также для самых начинающих авиаторов я собрал в одной теме самые азы по авикам: https://forum.worldofwarships.ru/topic/125318-   Особенности Хакурю проявляются в первую очередь в его самолетах, разберем каждый их тип подробнее.   Штурмовики.   Эскадрилья состоит из 9-ти самолетов, звено – из трех, каждый из которых несет по 6 ракет т.е. в залпе всего 18 ракет.   В целом эти штурмовики слабее и медленнее, чем на Мидвее, но из-за особенностей прицела  попадать ими удобнее, в том числе и по эсминцам. Однако из-за их слабости, меньшем шансе поджога  и низкой скорости их нецелесообразно вплетать в основную тактику бою, как на Мидвее, где чередование штурмовиков и торпед (или бомб) очень хорошо помогает и набивать дамаг и разводить на ремку. У Хакурю штурмовики – чисто вспомогательное орудие, а также способ охоты на эсминцев.    Заходить на атаку получается довольно эффективно как с носа-кормы, так и с борта цели. Но лично у меня выбивать урон по 10 тысяч с захода регулярно получалось именно при заходе с борта, поэтому мое мнение, что заход с борта все-таки эффективнее из-за особенностей прицела (у Мидвея же на тяжелых ракетах очень важно заходить именно  с носа-борта т.е. применять штурмовики Мидвея на полную эффективность в целом сложнее)   Бомбардировщики.   Являются одной из ярких фишек Хакурю. Сбрасывают только бронебойные бомбы, которые при умелом метании и удачном попадании могут пробивать цитадель и наносить приличный урон (к примеру, с Ямато выбивал около 25 тысяч  за один сброс). Однако если чуть ошибся или цель маневрирует, то могут быть и рикошеты, и непробития и сквозняки, поэтому урон от них плавает, а главное – они не поджигают, как у Мидвея (к тому же у Мидвея 6 бомб за сброс, а у Хаку только 3, что делает совокупный прямой урон этих бомб вполне сопоставимым). В целом с учетом поджогов бомбы Мидвея проще и универсальнее, НО при этом  я не считаю бронебойные бомбы Хакурю слабым видом вооружения.   Эти бомбы не такие универсальные, как фугасные,  сложнее в применении и более требовательны к уровню понимания игроком того, что происходит в бою  и на мини-карте. Но при этом в умелых руках в некоторых ситуация в бою они ПРЕВОСХОДЯТ фугасные бомбы по эффективности.   Эти ситуации бывают не так уж и редко, особенно если игрок опытный и способен вовремя замечать их, прогнозировать  и использовать на полную катушку.  И тогда получается, что довольно во многих ситуациях у такого игрока кроме сильнейшего основного оружия его авианосца (например, торпеды у японцев) оказывается еще и второе оружие, превосходящее по эффективности (в этих ситуациях) своих конкурентов из других веток. По этой причине опытные игроки на Хакурю способны набивать урона в среднем больше, чем на Мидвее. Да я и сам замечал, что на Хакурю урон течет бодрее. Кстати, в 8-м выпуске «У-летной школы» я выкладывал бой, в котором на Хакурю набил более 220 урона вообще без пожаров и затоплений т.е. только чистый урон от торпед и бомб – посмотрите, кто еще не видел:     Кроме этого урон от бронебойных бомб более полезен для команды т.к. такой урон почти не восстанавливается хилками кораблей в отличие от урона с пожаров фугасных бомб, который восстанавливается полностью. Здесь если вы сказали вражескому кораблю: «В порт!», то он идет в порт без всяких выкрутасов вроде отойти, подлечиться и потом вернуться в бой как ни в чем не бывало.   Также игра на бронебойных бомбах доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие, рядом с которым игра на фугасных зажигалках даже рядом не стояла. Когда вы подлетаете к какому-нибудь РЛС-ному крейсеру, поджавшемуся у очередного островка у точки и считающего, что хорошо спрятался, и выбиваете из него весь дух за пару заходов – это дорогого стоит, как для вашего кайфа, так и для пользы вашей команде. Ведь за один заход бронебойные бомбы способны во многих ситуациях выбивать по 25 тысяч урона за один сброс -  цитадельного невосполнимого урона! С крейсеров, со многих линкоров, с авианосцев. Это ОЧЕНЬ круто, вот как это выглядит в реальных боях:     Однако такой эффективности бронебойные бомбы достигают только при умении и определенной степени везения, потому что механизм их сброса непростой и в большей мере  зависит от рандома, нежели фугасные бомбы.   Вот мой видео-курс по искусству применения ББ-бомб на Хакурю:     Курс является продолжением первых 3-х частей, в которых рассказывается про особенности применения бомб вообще (не только ББ-шных), как лучше сбрасывать, как минимизировать потери от ПВО, какие вообще есть техники сброса и многое другое. Вот первые три части курса:     Торпедоносцы.   Это еще одна фирменная фишка Хакурю – быстрые, с низкой дистанцией обнаружения и приличным уроном торперы.   Можно взять два разных сетапа:  из 4-х торпедносцев с более длинными торпедами и 2-х с более короткими.   В сегодняшних реалиях на мой взгляд сетап из 4-х торпедоносцев является неиграбельным, потому что торпеды взводятся очень долго и  идут медленнее, в итоге уверенно попадать можно только по заснувшим стоящим целям. К тому же на каждую атаку расходуется сразу 4 самолета, что позволяет сделать всего три захода с полной эскадрильи в 12 самолетов (а полной она у вас будет далеко не всегда). В итоге толку мало, а самолетов расходуется много.   Однако, возможно, кому-то понравится возможность кидать торпеды из инвиза (в этом сетапе самолеты при заточке в инвиз светятся с 6,1 км, а торпеды идут на 8 км), брать цели в «клещи» (кидаешь из инвиза 4 торпеды на ход корабля, а затем, уже при засвете еще 4 в борт – цель попадает в торпедные «ножницы», когда очень сложно не словить хотя бы парочку торпед). Также сетап из 4-х торпед лучше дамажит стоячие цели, а также более подходит для каннибализма (хотя каннибалить авики 10-го уровня в целом считаю не эффективным занятием, особенно в начале или середине боя), но может кому-то понравится т.к. определенный фан в этом есть. Кстати вот видео с примером такого каннибализма (видео снято до нерфа Хакурю  возможности так  спамить торпами, но все равно и сейчас сетапом из 4-х торперов вполне можно пробовать каннибалить   авики, если не хочется заниматься более полезными вещами :))     Но сетап из двух торпедоносцев является гораздо более универсальным и играбельным. Здесь мы имеем очень быстрые торпеды, довольно комфортное сведение (его нерфили, но оно все еще лучше, чем у Мидвея), неплохие урон и шанс затопления, а на атаку расходуется всего два самолета, что позволяет с одного вылета эскадрильи из 12 самолетов делать аж шесть заходов на атаку, вышивая своих врагов крестиком, порхая, как бабочка и жаля, как пчела.   Вот пример такого «порхания»:     Еще одной важной особенностью торпедоносцев является то, что их много. При заточке корабля в скорость и ангар (ниже расскажу как это) мы получаем на палубе целых 26 самолетов. Также торпедоносцы Хакурю имеют 4 снаряжения «Ремонт» вместо 3-х аналогичных у Мидвея и большинства других авианосцев, но при этом ЧУТЬ меньшую живучесть, чем у Мидвея. Вообще выживаемость самолетов в боевых условиях работы ПВО кораблей, которое сейчас  в игре просто лютое, является непростой задачей. Стоит ошибиться и вся ваша эскадрилья из 12-ти самолетов  растает буквально за несколько секунд. Да даже если и не ошибаться, то все равно часто возникают случаи, когда нужно атаковать корабли  с мощным ПВО, ковырять ордера с краев и делать прочие вещи, при которых потери самолетов будут неминуемыми.   Поэтому чрезвычайно важно научиться оптимизировать количество самолетов  в эскадрильях для минимизации их потерь. Об этом подробно рассказано в этом видео:     Теперь рассмотрим кратко перки и модернизации на Хакурю:       Перки у меня точно такие же, как стоят на Мидвее. В теме Мидвея мы подробно разбирали эти перки, спорили, дискутировали – обязательно почитайте. Здесь я не буду повторяться. Я не считаю, что такой выбор перков идеален для всех, но для меня он подходит лучше всего в рамках реализации концепции заточки авиков в «скорость и ангар». Небольшая прибавка к живучести самолетов не особо решает т.к. за один тик работы ПВО оно может наносить больше ТЫСЯЧИ урона в секунду, а вот скорость и ангар – это именно то, что позволяет меньше находится в зоне действия ПВО,  совершать налеты чаще и быстрее добираться до своей жертвы.   Исходя из этого, модули следующие:     Говоря о перках-модулях, стоит отметить, что если вы выберете (вдруг) сетап из 4-х торперов,  тогда перк на ускорение торпед лучше не брать т.к. дистанция взведения торпед будет совсем конская.     Дополнение от 04.2019. Новые данные по перкам с учетом обсуждения этого вопроса с лучшим авиководом игры - Убиваном:   Таким образом, главное  преимущество Хакурю перед Мидвеем в том, что он может делать много частых и быстрых торпедных атак, а также очень эффективно разрывать крейсера ББ-бомбами, особенно поджавшиеся у островов РЛС-ные крейсера, что крайне важно в плане влияния на бой. Но в плане охоты на эсминцев Хакурю сложно, поэтому нужны толковые союзники, которые бы стреляли по эсминцу, который вы будете светить. Одними штурмовиками вы серьезный урон эсминцу не нанесете, ББ-бомбами тем более.  Мидвей в этом плане получше будет со своими бомбами.   Кроме этого  сам Хакурю довольно шустрый – разгоняется с флажком до 36,2 узлов т.е. быстрее многих крейсеров, что позволяет оперативно менять свою дислокацию с целью минимизирования холостого пробега самолетов.   В целом каждый из топовых  авианосцев сегодня играется уникально и интересно. Можно много спорить о том, какой же авик все-таки лучше, но однозначно можно сказать, что каждый из них вам подарит неповторимые ощущения.   Удачи всем летчикам, и  да пребудет с вами крылатая Сила!  :)