После появления новой концепции авианосцев и, собственно, авиации, у многих игроков возникло чувство некоторого несоответствия этой концепции их ожиданиям и представлениям об игре. Связано это со многими моментами, в частности, с появлением новых, неисторичных, но высокоэффективных штурмовиков, ограниченностью возможностей играющих на кораблях других классов противодействовать авиации, а особенно почти полной «ботовостью» всех вариантов такого противодействия, как с помощью ПВО, так и истребителей.
На форуме уже предлагался один способ доработки ПВО – ручное управление, но поддержки широких масс и разработчиков он не получил, поскольку такое управление слишком отвлекало бы от остальных функций управления кораблём, причём отвлекало бы в самый неподходящий момент, непредвиденно и излишне и неоправданно усложнило бы игровой процесс. Многие также сокрушаются по поводу отсутствия в новой концепции авиации действительно эффективных истребителей, существующий вариант удовлетворяет очень немногих, но введение таковых, как пушечно-пулемётных и историчных, увело бы игру ещё дальше в сторону авиасимулятора, что тоже игроками не приветствуется. Тем не менее, сам факт появления такого рода предложений свидетельствует о существовании неудовлетворённости от игрового процесса в приложении к авиации. Проведённые балансные правки все проблемы новой концепции не изжили, однако, привели к очень большому уменьшению авианосцев в игре при довольно незначительном снижении недовольства играющих на других классах, причём это уменьшение недовольства где-то прямо пропорционально уменьшению количества боёв с авианосцами и носит исключительно количественный, а не качественный характер. Зато появилось недовольство игроков, играющих на авианосцах, которые считают нерфы чрезмерными и «голосуют ногами», прекращая играть на этом классе. Такая ситуация, думаю, никого не устраивает. Хочется и авианосцы иметь в игре в достаточном количестве, но и другие классы от этого страдать не должны.
Предлагаемые мной изменения, как мне кажется, в какой-то степени могли бы послужить приданию новой концепции авиации более законченную форму (а незаконченность её в отсутствии эффективных истребителей), при этом не изменяя самой этой концепции и не усложняя чрезвычайно игру.
Суть предложения в следующем. Штурмовики, неисторичные и многими нелюбимые. А что, если дать им возможность применять свои ракеты не только против надводных целей, но и против воздушных? Такая идея, кстати, не лишена историчности, ракеты (РС) довольно успешно применялись против плотных строёв ударных самолётов во время войны, а все существующие в игре «штурмовики» являются «клонами» реальных истребителей. Было бы очень интересно и полезно для игрового процесса «вернуть» им хотя бы часть их действительных функций. Рассмотрим подробнее такую возможность для всех классов кораблей.
Авианосцы смогут использовать свои эскадрильи штурмовиков не только для атаки на корабли, но и для уничтожения вражеских ударных самолётов. Тем самым мы получим действительно эффективное средство для противодействия авиации противника в виде оснащённых ракетами истребителей, причём это, с одной стороны, никак не нарушит общую концепцию авиации в игре, а с другой, не уведёт её в сторону авиасимулятора. Разумеется, штурмовики-истребители смогут применять ракеты как против чисто ударных самолётов, так и против своих «собратьев». Снаряжение эскадрилий «вызов истребителей» предлагаю использовать в виде звена таких же штурмовиков, которые смогут, по желанию игрока, атаковать либо вражеские ударные самолёты, либо угрожающие эскадрилье штурмовики, либо, как и сейчас, корабли. Снаряжение «истребители» авианосцев также предлагаю оснастить звеном штурмовиков, которые игрок сможет использовать по своему усмотрению. Существующее снаряжение в любом виде ботов-истребителей при этом из игры, естественно, убирается, то есть заменяется штурмовиками, как описано выше. Думаю, что для полноты картины необходимо ввести возможность переключения между ударными самолётами и штурмовиками-истребителями, например, при приближении вражеских ударных самолётов к авианосцу, игрок сможет «бросить» на некоторое время свою ударную эскадрилью, использовать «истребители» авианосца, а затем вернуться к управлению ударными самолётами.
Что дадут такие изменения? Во-первых, авианосцы в гораздо большей степени, чем сейчас, будут «заняты» друг другом в части противодействия вражеской авиации (сейчас у них такой возможности практически нет), что значительно снизит их столь часто попрекаемую «токсичность» для других классов кораблей. Во-вторых, это позволит создавать действительно эффективное противодействие ударным самолётам противника и частично вернёт существовавшее в старой концепции противостояние авианосцев, пусть и в несколько другой форме, которое в новой практически отсутствует, и о чём многие сейчас сожалеют.
Для АВ будет один минус. «Традиционная» результативность авианосцев в виде дамага по кораблям неизбежно снизится. Но есть два варианта балансировки. Первый – увеличение способности наносить дамаг торпедоносцами и пикировщиками. Второй – увеличение «веса» в общей результативности сбитых самолётов, в идеале - «приведение» дамага по самолётам к общему с каким-то коэффициентом пересчёта.
Линкоры и крейсера (тяжёлые корабли) также получат в своё распоряжение изменённое снаряжение «истребитель» в виде звеньев штурмовиков. Количество самолётов в звене, в зависимости от класса и уровня корабля, думаю, может изменяться от 1 до 4. Как смогут тяжёлые корабли эти штурмовики-истребители применять? По тому же принципу, что и авианосцы, и также с возможностью переключения между кораблём и самолётами. Но давайте рассмотрим такие возможности более подробно применительно к ситуациям в игре, чтобы понять, что использование этого снаряжения в новой конфигурации вполне возможно и не будет при этом сильно отвлекать от привычного игрового процесса и излишне его усложнять.
Начало игры. Напомню, что авианосцев сейчас во многих боях просто нет. Тяжёлый корабль может поднять звено в самом начале боя для осуществления разведки направления, в котором он двигается, или обнаружить и подсветить себе возможную цель. Попутно можно «отстреляться» этим звеном по вражескому кораблю или перехватить ударные самолёты противника (если авианосец всё-таки есть) или таких же катапультных «собратьев» с вражеского тяжёлого корабля. Возможность немного «порулить» самолётами в начале боя есть, поскольку до непосредственного визуального контакта с противником ещё пройдёт довольно много времени, ну, а в случае необходимости всегда можно переключиться обратно на управление кораблём, так что игрок ничего не теряет. Не надо сразу с ужасом представлять бесконечные рои самолётов в начале (или в другие моменты) боя, количество снаряжения ограничено (одно-два звена в модификации 1 и два-три звена в модификации 2, но тут, конечно, нужны тесты на баланс), так что многие, скорее всего, предпочтут сэкономить возможность использования самолётов до более «критической» ситуации. Какие же это ситуации?
Атака вражеских ударных самолётов. В этом случае игрок, управляющий тяжёлым кораблём, поднимает свои штурмовики и уже своими собственными руками (чего, как раз, многие хотели бы), а не ботами, противодействует авиации противника. Касательно ЛК тут можно успеть уложиться в промежуток времени между перезарядкой ГК, касательно КР уже нужно думать, что будет эффективнее в данной ситуации, продолжать стрельбу из ГК и доверить защиту своей тушки ПВО или использовать штурмовики-истребители. Опять же, в любом случае, игрок тут ничего не теряет, а только приобретает, ведь можно в любой момент переключиться обратно на корабль.
Надоедливый эсминец. Спамит торпедами из инвиза и сделать с ним ничего нельзя, свои ЭМ или РЛС-КР уже на дне или далеко. Тяжёлый корабль поднимает штурмовики-истребители, которыми может подсветить или атаковать нарушителя спокойствия.
Сильно «закамушный» или удирающий недобитый более быстрый вражеский корабль. Опять есть возможность подсветить или атаковать… впрочем, неприятель может также противодействовать этому своими самолётами.
Поиски «последнего альена». Этот иногда нудный и неинтересный процесс, с почти всегда предсказуемым итогом, можно ускорить и разнообразить применением тех же катапультных самолётов (ну, если ещё все не израсходовали).
Ну, и «голубая мечта» всех угнетённых и порабощённых авианосцами. Подсветить вражеский АВ своими самолётами и выдать ему от всей души из ГК и (или) «просто» сбросить в него ракеты. Сразу оговорюсь, что не считаю исполнение такой операции очень простым и, наверное, не всегда оправданным, но, по крайней мере, такая возможность потенциально будет.
Эсминцы. Вот здесь, на мой взгляд, самая большая потенциальная проблема предложенной мной доработки концепции авиации. Насколько сильно и в какую сторону повлияет она на этот класс кораблей? Давайте подумаем.
С одной стороны. Появится сразу много потенциальных «нарушителей» жизненно необходимой инвизности в виде катапультных штурмовиков-истребителей.
С другой стороны. «Страшные» эскадрильи штурмовиков АВ в значительной степени переключатся на вражескую авиацию. Кроме того, у союзных штурмовиков появится действительно эффективная возможность прикрыть свой эсминец, это также смогут сделать и союзные катапультные самолёты. Ну, и остаётся ещё вариант непосредственного противодействия катапультным самолётам с помощью штатного ПВО. Всё-таки, наверное, проще увернуться от атаки звена, имеющего одну попытку, чем когда в тебя «упорется» полноценная эскадрилья, у которой таких попыток много, или сбить 1-4 самолёта (что реально), а не 9-12 (что просто невозможно). И не забываем про ограниченность количества обновлённого снаряжения «штурмовик-истребитель», один раз отбившись дальше можно довольно долго «жить спокойно», здесь шансы сторон мне представляются достаточно равными и справедливыми.
Исходя из приведённых размышлений, не думаю, что эсминцы тут пострадают. Возможно, даже в чём-то тоже выиграют, как и остальные классы. Впрочем, 100% уверенности именно по поводу эсминцев у меня, всё-таки, нет. Тут нужны тесты, возможно, балансные правки и (или) дополнительные идеи.
Извиняюсь за многословность, но короче, как не старался, изложить не получилось. Не хотелось, чтобы идея была понята неправильно или показалась недостаточно продуманной.
С другой стороны, возможно, не все свои идеи и обоснования мне удалось изложить достаточно полно. На любые вопросы о своём представлении доработки концепции готов ответить. Буду рад также услышать дополнения и критику. Давайте спорить, обсуждать, думать.
Уважаемые разработчики. Очень интересно Ваше мнение по моему предложению. Возможно, какие-то его элементы уже рассматривались Вами и были либо отвергнуты, либо планируются в новых обновлениях, может, просто «забыты». С Вами тоже с удовольствием пообщался бы.
Всем осилившим. Уже за это спасибо((: