Привет, капитаны!   В эфире FW Channel – канал, где изучают корабли. И сегодня у нас на рассмотрении новинка мира World of Warships – французский эсминец 10-го уровня  Kléber. По новым правилам форума мои тексты не соответствуют формату форумного гайда - они слишком огромные  с большим количеством деталей, в них много субъективного опыта и объяснений на тему того, как я пришел к тому или иному решению по той или иной сборке, их цель - научить играть на корабле, а не только лишь вскользь рассказать о нем. Поэтому эта тема никогда не станет формальным гайдом, но поможет многим желающим узнать корабль на более глубоком и интересном уровне. Это только первая часть статьи, которая вскоре будет продолжена, а также будет еще видео на нашем канале и статья Вконтакте. Тогда я дополню эту статью.      Корабль появился в игре более недели назад, по нему уже вышло несколько видео-обзоров, а также ведется вялотекущая дискуссия на форуме. В связи  с этим у меня спрашивали, почему я еще не сделал свой обзор по Клеберу. Но делать «обзор» нового,  уникального и сложного корабля (а Клебер сильно уникальный корабль и весьма сложный) по одному или нескольким боям – это не мой метод. Что можно рассказать о таком корабле и чему можно «научить» кроме нескольких банальных фраз, имея всего несколько боев на таком корабле?   Я не гонюсь за количеством обзоров, не стремлюсь делать видео в день выхода корабля, чтобы набрать как можно больше просмотров на новинке, а делаю видео только тогда, когда чувствую, что ДОСКОНАЛЬНО разобрался в корабле сам и могу рассказать о нем что-то  реально полезное и уникальное, а не пару каких-то банальностей под боек.     Поэтому я сперва сыграл более 70-ти боев на Клебере за последние 4 дня в рандоме в разных заточках, стилях и тактиках, изучил все доступные в интернете материалы по кораблю, и только сегодня утром осознал, что готов поделиться с вами сформированным мнением об этом корабле. Эта рубрика называется «Суть да Дело», поэтому мы не будем разбирать все ТТХ Клебера (смотрите их в Вики или в порту), а углубимся именно в суть корабля и посмотрим, как лучше ее реализовать в различных вариантах его заточек и сборок.   Клебер – уникальный и ни на что не похожий корабль с особенным геймплеем, который не прощает ошибок. Кто-то сравнивает его с Хабаровском, кто-то с Могадором, но геймплейно он лишь частично похож на эти корабли, привнося в игру изрядную доли неповторимости.   Если на нем играть не правильно, можно очень быстро уйти в порт, что сейчас можно регулярно наблюдать в рандоме на множестве примеров, когда неопытные игроки на этом эсминце оказываются в порту одними из первых либо же не приносят никакой пользы команде. Но в руках опытных игроков Клебер способен вытворять страшные вещи и быть одним из самых опасных соперников. Чтобы играть так же нужно в первую очередь четко осознать сильные и слабые стороны эсминца т.к. они у него  довольно существенны. Поэтому если неумело подставлять свои слабые стороны, то корабль становится жутким кактусом, если же играть от сильных сторон и сглаживать тактически  влияние слабых – то чуть ли не имбой.     Начнем с сильных сторон. Кто-то здесь на первое место может поставить ГК, кто-то – торпеды, я же считаю, что оба этих вида вооружения на Клебере равнозначны. У меня в боях средний урон с торпед получается ничуть не меньше, чем с ГК. Хотя в зависимости от стиля игры может преобладать какой-то один тип урона (у тех, кто играет чисто на дамажку  урона с ГК будет больше, вот только польза от такого урона будет далеко не всегда высокая). Разберем эти виды вооружения подробнее.   На Клебере стоят крупнокалиберные по меркам эсминцев 139-ти миллиметровые орудия, которые наносят хороший урон фугасами (но не какой-то рекордный, у той же Шимы урон выше) и высокий шанс поджога. ББ-шки же здесь имеют просто рекордную мощность для эсминцев, что является одной из ярких фишек корабля.   Орудий целых восемь. Однако у них очень низкая скорость перезарядки (ниже, чем даже у Шимы). В полной заточке  в ГК скорость перезарядки составляет аж целых 5,5 секунд.   Но у нас есть расходник на ускорение перезарядки,  который позволяет нам иногда (раз в 95 секунд) превращаться в пулемет, сокращая время перезарядки в два раза, но только на 15 секунд.   Поэтому с ГК получается интересная штука: с одной стороны его нельзя назвать ультимативно мощным, как на Харугумо или Даринге т.к. перезарядка 5,5 секунд – это очень много. С такой перезарядкой Клеберу сложно тягаться с сильными арт-эсминцами, тем более у него нет столько ХП, как у них, и нет хилки, как у некоторых из них. Даже многие 9-е арт-эсминцы могут быстро разобрать Клебера в плотном ближнем бою, пока у него перезарядка составляет 5,5 секунд. Но все меняется, когда Клебер врубает свой расходник, в течение действия которого он становится сильнейшим арт-эсминцем. Вот только это время всего 15 секунд.   Таким образом будет правильнее сказать, что ГК Клебера является СИТУАТИВНО ультимативным. И это очень важно понимать и реализовывать на практике. Если мы смогли верно угадать момент и вступить в бой с сильным арт-эсминцем во время действия расходника – мы на коне, если же нет – лучше уносить ноги.   Другими важными особенностями ГК Клебера являются  отличная баллистика, хорошая точность и шикарная дальность стрельбы (без модуля на дальность стрельбы, а только лишь с перком Клебер стреляет на дистанцию до 16,3 км!).   Кроме этого в понимании особенностей главного калибра Клебера важнейшую роль играют скорость поворота башен и углы наводки. Скорость поворота башен здесь ужасная, и это постоянно ощущается в реальном бою. Если весь бой накидывать с большой дистанции фугасиками, то с такими башнями жить можно. Но в ближнем бою с эсминцами или крейсерами такая медленная скорость поворота регулярно приводит к тому, что вы довольно долгое время не можете реализовать мощь всех 8-ми орудий, а вынуждены стрелять из 4-х. Это также создает проблему применения расходника т.к. взрывная эффективность его использования  достигается только при стрельбе со всех 8-ми орудий. На практике  же получается так, что если  на вас вылетает    эсминец, то пока вы сведете на него все 8 орудий, он вас уже изрядно потреплет, а вы можете вести огонь только из 4- орудий с перезарядкой в долгие 5,5 секунд или же расходовать расходник для этих двух орудий. Еще хуже обстоит дело при маневрах – любой ваш резкий маневр приводит к тому, что нужно ждать по меркам боя целую вечность, пока вы снова сведете орудия на цель. А ведь бой с эсминцами и крейсерами требует постоянных маневров. Несмотря на это, многие обзорщики предлагают играть на Клебере без перка на ускорение поворота башен («мастер-наводчик»). Я так тоже пробовал. Для пиу-пиу издалека фугасиками – это терпимо, но стоит начать играть интереснее (от диверсий и набегов) и сойтись в ближнем бою, как становится очевидным, что так жить нельзя. Поэтому я пробовал разные сборки с разными капитанами, но в итоге принял беспрецедентное для себя решение – не брать довольно важный перк «Отчаянный», а вместо него взять перк на поворот башен. Но и этого мало – я отказался от бонусов уникального капитана Филиппа  Обуано (хотя практиечская польза его бонусов не такая уж и высокая) и взял на Клебер другого уникального капитана с улучшенным перком на поворот башен. Про сборки мы поговорим чуть позже, но  скорость поворота башен я получил в итоге 15,4 секунды. И с этим уже можно жить, можно реально довольно быстро сводиться на цель всеми 8-ю орудиями в ближнем бою, можно вести маневренный бой. Конечно, даже такая скорость поворота – это много, но на практике по сравнению с игрой без перка разница огромная.      Вторая яркая особенность башен Клебера – углы наводки. Они здесь ШИКАРНЫЕ и выше всяких похвал (ощутимо лучше Могадора). Это крайне ВАЖНО использовать в перестрелках т.к. такие углы нам позволяют вести огонь из всех орудий, располагая корпус корабля под сильно острым углом к сопернику. Часто вижу в боях, как неопытные игроки при стрельбе на Клебере раскорячиваются и подставляют прямой борт или только небольшой угол, чем СУЩЕСТВЕННО снижают выживаемость корабля в перестрелках. У нас ОСОБАЯ фишка, и мы должны обязательно ее использовать – при стрельбе не подставлять не только прямой борт, но и не   небольшой угол, и даже не ромб на 45 градусов, а только более острые углы. В этом случае мы будем получать значительно меньше урона, а попасть по нам будет довольно сложно, особенно с учетом нашей рекордной скорости.   Таким образом мы получаем довольно сильное ГК, но ситуативное т.е. оно ультимативно сильное только в определенных ситуациях – мы свелись всеми орудиями, выставили правильный острый угол, врубили расходник – все, на 15 секунд мы превращаемся в сильнейший арт-эсминец, который может гнуть любой эсминец – будь то Харугумо, Хабаровск или Даринг. Прошло 15 секунд – и наши орудия становятся весьма посредственными. Поэтому на Клебере, как ни на каком другом эсминце, важно научиться подлавливать подходящие моменты для ближнего боя. Пока расходник на перезарядке лучше не лезть в ближний бой и накидывать издалека, либо же применять другое наше мощнейшее оружие – торпеды. Обсудим их подробнее.   Продолжение следует...   п.с. Первая часть видео:     в этой части сперва идет повторение текста из темы, затем новое про торпеды и сборки.   Вторая часть видео:   Это юбилейный 30-й выпуск популярной рубрики «Суть да Дело», в которой мы завершим разбор новинки World of Warships - эсминца Kléber, а в комментариях под этим видео на Ютуб разыграем три премиум-контейнера «Непотопляемый Сэм». Первая часть видео по Kléber вышла вчера (ссылка ниже) и содержала детальное обсуждение корабля и двух его наиболее эффективных сборок. Сегодня же мы поговорим о тактике игры на эсминце и посмотрим несколько реальных боев, где наглядно видна моя концепция применения Клебера не как фугасной поливалки, а в качестве универсального эсминца, геймплей которого завязан на инвизе, торпедах, различных диверсиях, внезапных врывах и лишь в последнюю очередь на настреле из ГК фугасиками. То есть я играю на Клебере не как на Хабаровске т.к. такой перманентный фугасный настрел уже давно надоел, а скорее как на Шиме с 8-километровыми торпедами и скоростью пули, засветом в 7 км, ситуативно ультимативным ГК и без дымов. Что из этого получается, смотрите в видео. Клебер в таком исполнении рискует стать одним из моих любимых эсминцев, конкурируя за первое место с божественной Шимой на 8-километровых торпедах.