Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
LowIQ

Лондонский морской договор 1930 года

В этой теме 5 комментариев

Рекомендуемые комментарии

15
Бета-тестер
13 публикаций
1 556 боёв

Лондонский морской договор 1930 года — международный договор по ограничению военно-морских вооружений, подписанный 22 апреля 1930 года в Лондоне (Великобритания) 3 морскими державами: Соединёнными Штатами Америки, Британской и Японской империями. В обсуждении формулировок договора также принимали участие Франция и Италия, однако из-за отдельных разногласий от подписания договора они, в конце концов, отказались.
 
Мировой экономический кризис еще больше обострил противоречия между западными государствами, в том числе — противоречия между странами-победительницами. Усилилась гонка морских вооружений. США и Япония, пользуясь тем, что Вашингтонский договор 1922 г. ограничивал лишь линейный флот пяти великих держав, закладывали все новые крейсера, эсминцы и подводные лодки. Англия с ее расстроенными финансами не могла угнаться за США и все больше теряла свое превосходство в нелимитированных морских воо­ружениях.

Согласно британским данным, тоннаж кораблей этих классов у пяти «великих морских держав» на 1 января 1930 года был следующим:

Государство Крейсеры Эсминцы Подлодки
Великобритания 329.986 145.710 60.736
США 166.000 245.047 80.979
Япония 186.965 105.965 75.787
Франция 82.050 69.000 82.249
Италия 91.600 80.586 27.409
 


По инициативе Англии, заинтересованной в ограни­чении военно-морского строительства, в котором она явно уступала своим соперникам, в Лондоне в январе—апреле 1930 г. состоялась конференция пяти держав (Лондонская конференция 1930), подписавших Вашингтонский договор 1922 г. об ограни­чении морских вооружений.
21 января 1930 года в Вестминстере, в палате лордов, английский король торжественно объявил о начале работы Лондонской конференции пяти держав по вопросам морских вооружений. Соединенные Штаты, Британская империя, Франция, Италия и Япония решили окончательно определить границы строительства своих военных флотов. Ряд морских государств прислал на нее своих наблюдателей (Испания, Нидерланды, Греция, Польша и другие). 
Известная французская журналистка тех лет Женевьева Табуи охарактеризовала встречу, как «самую скучную их всех конференций этого века». Долгих 87 дней заседаний проходили в нудных препирательствах адмиралов и политиков по поводу каждой тонны водоизмещения, каждого ствола корабельной артиллерии. Британские доминионы и Индия также имели своих представителей на конференции. Все серьёзные вопросы на конференции решались путём неофициальных, закулисных переговоров между отдельными делегациями, а отнюдь не на её официальных пленарных заседаниях.

London1930.jpg делегация США
Поскольку принципиальное соглашение между Великобританией и США было достигнуто ещё до созыва конференции, то на самой конференции между ними не было серьёзных разногласий. Япония была согласна на сокращение программы замещения линейных кораблей, но категорически возражала против упразднения подводных лодок и требовала равенства своего подводного флота с подводными флотами Англии и США. Против уничтожения подводных лодок выступила и Франция.
Наиболее острая борьба разыгралась в ходе конференции между Францией и Италией. Италия требовала полного паритета своего флота с французским. Это требование было выдвинуто Муссолини ещё до конференции, и итальянская делегация на конференции категорически на нём настаивала. Французская делегация столь же категорически отвергала это итальянское требование. В то же время Франция отказывалась сократить программу военно-морского строительства, пока она не получит дополнительных гарантий своей безопасности. В качестве такой гарантии французские представители предложили заключить средиземноморский пакт о ненападении и взаимной гарантии, в котором примет участие и Англия. Не желая связывать себя обязательствами в отношении Франции, англичане отвергли проект средиземноморского пакта. США также отказались брать на себя какие-либо обязательства по отношению к Франции. В результате на конференции соглашение между Францией и Италией так и не было достигнуто, и обе эти державы не взяли на себя никаких новых обязательств в отношении ограничения своего военно-морского строительства.
В итоге длительных неофициальных переговоров между делегациями США и Японии к 1. IV (с ведома и согласия Англии) было достигнуто компромиссное соглашение наследующих основах:
1) Япония сохраняла 60% тоннажа США в категории тяжёлых крейсеров;
2) в отношении лёгких крейсеров и эсминцев Япония получала норму, равную 70% тоннажа США;
3) Япония получала предельный тоннаж подводных лодок, равный предельному тоннажу США и Англии. При этом Япония в принципе не отказывалась от своего требования на постоянную норму в 70% тоннажа США в тяжёлых крейсерах.
Ввиду того что спорные вопросы между США, Англией и Японией были таким образом урегулированы, а франко-итальянские переговоры зашли в тупик, было решено, что все участники конференции подпишут договор лишь по тем вопросам, по которым было достигнуто общее согласие. В то же время США, Англия и Япония подпишут соглашение об ограничении морских вооружений, которое войдёт в общий договор в качестве отдельной его части. На заключительном пленарном заседании участниками конференции был подписан договор об ограничении и сокращении морских вооружений.
Договор.
Договор состоял из 5 частей:
В первой части договаривающиеся стороны обязывались не спускать на воду новых линкоров в течение 1931-36, с оговоркой, что Франция и Италия сохраняют право строить линейные корабли до достижения их линейными флотами тоннажа, предусмотренного для них на 1930 Вашингтонским договором (ст. 1). США, Великобритания и Япония обязывались сдать на слом и переоборудовать несколько линейных кораблей (ст.2), в результате чего через 14 месяцев после ратификации договора США и Англия будут иметь по 15 линкоров, а Япония -9. Ст. 3-6 содержали некоторые правила и ограничения, касающиеся авианосцев.
Вторая часть договора содержала постановления, касающиеся размеров и применения подводных лодок: предельный тоннаж подводных лодок устанавливался в 2 тыс. т. Поскольку Франция имела одну и строила две подводные лодки с более крупным тоннажем, оговаривалось, что каждой державе разрешается иметь 3 подводные лодки с тоннажем до 2,3 тыс. т.
Четвёртая часть касалась применения подводных лодок в военное время: подводные лодки должны были по отношению к торговым судам придерживаться тех же норм международного права, которым подчинены надводные суда; в частности им запрещалось топить торговое судно, не обеспечив предварительно безопасности его пассажирам, команде и судовым бумагам.
Согласно пятой части договора срок его действия определялся до 31. XII 1936 (кроме четвёртой части, действие которой не ограничено временем).
Важнейшей частью договора была его третья часть, подписанная только тремя державами. Ст. 16 дополняла Вашингтонский договор, устанавливая предельный тоннаж в категориях крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Суммарный тоннаж по этим категориям судов, который не должен был быть превзойден до 31. XII 1936, равнялся: для Британской империи - 541,7 тыс. т; для США - 526,2 тыс. т и для Японии - 367,05 тыс. т.
Предельное количество тяжёлых крейсеров было установлено для США - 18, для Британской империи- 15, для Японии- 12.
 
В целом «Лондонский компромисс» знаменовал собой победу умеренных и либеральных сил: существенно (в 1.5 раза) сокращались морские вооружения, четко определялись ограничительные пределы военно-морского строительства, впервые осуществлялась комплексная программа, охватывавшая все категории военных судов. Вместе с тем, следует отметить и очевидные недостатки принятых соглашений: отказ Франции и Италии участвовать в процессе «морского разоружения», отсутствие в соглашении упоминаний о качественных параметрах военно-морского флота (скорость, дальнобойность корабельной артиллерии и др.). Тем не менее, Лондонский договор стал заметным шагом вперед на пути ограничения гонки морских вооружений.
 
P/S итоги конференции и позиция японского правительства на ней вызвали недовольство военно-морских кругов в Японии, настаивавших на больших квотах. Юко Хамагути, глава правительства, на которого была возложена ответственность за соглашение по военно-морским вооружениям, был убит японским экстремистом.
 
Источники:
http://histerl.ru/sovetskie_soyz/do_vtoroi_mirovoi_voini/londonskaia_konferencia.htm
http://wiki-linki.ru/Page/1593134
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/773/%D0%9B%D0%9E%D0%9D%D0%94%D0%9E%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF
http://www.diphis.ru/morskaya_konferenciya-a1080.html
http://arsenal-info.ru/b/book/2782495070/8

London1930.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
184 публикации
112 боёв

статья интересная... для общего развития сойдет :popcorn:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
5 254 публикации
3 854 боя

ТС, добавьте картинок и информации. А также тему в раздел истории.(Это не означает, что нужно запилить новую тему в том разделе. Нужно попросить модератора перенести эту:hiding:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×