Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_b76GKqligtpz

Катастрофы под водой. Необъяснимый пожар на «К-131»

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
294 публикации

Изображение

Еще один материал из серии "Катастрофы под водой", автор: Николай Григорьевич Мормуль (советский контр-адмирал), мной дополнено и отредактировано!

Основные тактико-технические характеристики атомной подлодки с крылатыми ракетами проекта 675

 

Изображение

Надводное водоизмещение – 4450 тонн;

Подводное водоизмещение – 5760тонн;

Наибольшая длина – 115,4 м;

Наибольшая ширина – 9,3 м;

Осадка по КВЛ – 7,8 м;

Главная энергетическая установка:

- 2 водо-водяных реактора ВМ-А, суммарной мощностью 140 мВт;

- 2 ГТЗА-601;

- 2 ППУ ОКА-150;

- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 35000 л.с. (29400 кВт);

- 2 турбогенератора ГПМ-21, мощность каждого 1400 кВт;

- 2 дизель-генератора ДГ-400, мощность каждого 450 кВт;

- 2 вспомогательных ЭД ПГ-116, мощность каждого 140 л.с.;

- 2 вала;

- 2 гребных винта;

Надводная скорость хода – 14...15 узлов;

Подводная скорость хода – 29 узлов;

Рабочая глубина погружения – 240 м;

Предельная глубина погружения – 300 м;

Автономность – 50 суток;

Экипаж – 137 человек (в том числе 22 офицера);

Ракетное вооружение:

- пусковые установки ПКРК П-6/П-6М – 8 Х 1;

- противокорабельная ракета 4К88/4К48 (SS-N-3B «Sepal») или крылатая ракета П-5Д (SS-N-3C «Shaddock») – 8;

Торпедное вооружение:

Торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);

533-миллиметровые торпеды СЭТ-53М и 53-61 – 8;

Торпедные аппараты калибра 400 мм – 2 (кормовых);

400-миллиметровые торпеды СЭТ-40 – 4;

Минное вооружение - может нести вместо части торпед мины;

Радиоэлектронное вооружение:

Боевая информационно-управляющая система – нет данных;

Радиолокационная система общего обнаружения – РЛК-101 «Альбатрос» (Snoop Tray);

Гидроакустическая система:

- МГ-200М «Арктика-М»;

Радиолокационная станция управления огнем – «Аргумент» (Front Piece/Front Door) для ПКРК П-6;

Средства радиоэлектронной борьбы:

- «Накат-М» (Quad Loop D/F) РТР

- «Ван» (Stop Light) РЭБ (Brick Pulp)

Навигационный комплекс:

-«Сила Н-675»;

- «Лира-11» астронавигационная система;

- «Маяк» гирокомпас;

Комплекс радиосвязи – набор средств;

Радиолокационная станция госопознавания – МРП.

Изображение

 

В апреле 1984 года на боевую службу в автономное плавание вышла атомная подводная лодка проекта 675 (по классификации НАТО «ЭХО-II») под командованием капитана 1 ранга Е.Н. Селиванова, его заместителя по политической части капитан-лейтенанта И.И. Бердея и старшего помощника командира корабля капитана 3 ранга П.П. Саулькина.

Спустя два месяца, восемнадцатого июня, при возвращении корабля с боевой службы в восьмом отсеке возник пожар. Огонь распространился также и на седьмой отсек. В результате погибло тринадцать человек:

 

капитан 3 ранга Черняев А.Д.

мичман Поцюс Д.Д.

старшина 2 статьи Абрамян Г.Ф.

матрос Приходько Н.Н.

капитан-лейтенант Леонов И.В.

мичман Трубицин В.П.

мичман Яковлев С.В.

мичман Шкинь Ю.П.

матрос Гружас А.Ю.

матрос Иванов О.А.

матрос Митрофанов В.А.

матрос Половой В.В.

матрос Бондаренко И.Д.

Четверо из них погибли от термических ожогов, остальные - от отравления угарным газом. Три человека получили телесные повреждения разной степени.

 

Капитан I ранга Селиванов Евгений Николаевич командовал этой подводной лодкой с 1982 года, а в 1983 году совершил на ней самостоятельный поход. Апрельский поход 1984 года был для командира вторым, и на протяжении 61 суток все проходило нормально. Подводная лодка успешно выполнила стоявшие перед ней задачи и возвращалась на базу. 18 июня в 8.00 Селиванов сменился с вахты и примерно в 8 часов 10 минут ушел отдыхать в свою каюту.

На командирскую вахту заступил дублер старшего помощника командира капитан 2 ранга В.И. Безумов, вахтенный инженер-механик капитан 3 ранга С.Н. Федоров. В восьмом отсеке на вахту заступили мичманы Трубицин, Поцюс, матросы Половой, Митрофанов и главный старшина Буянов. Там же, в отсеке, расположились на отдых мичман Шкинь, старший матрос Чернега и старшина второй статьи Абрамян.

Воссоздание событий того трагического дня

 

Вот что рассказал оставшийся в живых один из обитателей восьмого отсека, главный старшина Буянов: «Я заступил на вахту в трюме отсека, и около 8.30 ко мне заглянул капитан-лейтенант Слепнев, который проходил из кормовых отсеков лодки в носовые. Я доложил ему, что все механизмы работают исправно. Не более пяти минут спустя я вдруг услышал топот ног по верхней палубе. Из восьмого отсека в седьмой бежал мичман Поцюс и у него полыхали огнем волосы, и одежда. Следом за ним в седьмой пронеслись еще двое горевших, но кто это, я разглядеть не успел. Трубицин упал в проходе верхней палубы, я подбежал к нему и начал тушить его с помощью воздушно-пенной лодочной системы пожаротушения (ВПЛ). Однако Трубицин выхватил у меня шланг ВПЛ, пытаясь тушить на себе огонь самостоятельно. Только тогда я заметил, что горю уже и сам. Быстро спустился в трюм, где погасил тлеющую одежду водой. Из-за сильной задымленности дальнейших событий я не видел, и когда поступила команда на эвакуацию, перешел в девятый отсек. Почему возник пожар мне неизвестно. Говорили, что причиной послужила искра при работе мичмана Трубицина на нештатном электроточиле. Но я об этом ничего не знаю: место где расположено точило, мне не видно, а звук работающего двигателя в трюме вообще не слышен».

Вместе с Буяновым затушить охватившее мичмана Трубицина пламя пытался и мичман Митрофанов, но вспыхнул и сам. В поисках спасения Митрофанов кинулся к девятому отсеку. Однако находившийся там мичман Худяков закрыл переборочную дверь, и тем самым предотвратил распространение огня на свой и десятый отсеки.

Те же двое, которых не успел разглядеть главный старшина, были мичман Поцюс и матрос Половой. Обезумевшие от ужаса и боли, они сделали первое, что подсказывал им инстинкт самосохранения: побежали прочь от огня: открытая дверь седьмого отсека словно ждала их.

Почему дверь была открыта, хотя это категорически запрещено, я скажу чуть позже. В седьмом отсеке в это время несли вахту мичман Яковлев, матросы Приходько, Бокалеев и Гружас. Четверо - матросы Бондаренко, Иванов, Сидоров и капитан-лейтенант А.И.Зеленский отдыхали. Пылающие фигуры залетевшие в отсек, мгновенно разнесли огонь на всех людей и оборудование.

Оставшийся в живых вахтенный матрос Бокалеев (он находился на вахте в седьмом отсеке) рассказывал: «К нам вбежал мичман Поцюс, у которого горели волосы на голове, а следом за ним матросы Половой и Абрамян, на которых горела одежда. Поцюс пытался сбить огонь, но это ему не удалось, огонь разметался в разные стороны, в результате чего загорелось устройство для регенерации кислорода. А эта штука очень пожароопасная - ведь при возгорании РДУ температура достигает нескольких тысяч градусов. Поэтому от мощного огня устройства была выведена из строя связь с центральным постом. От горящего Поцюса загорелась одежда и на мне. Я пытался сбить огонь, но это плохо получалось. Впечатление было такое, будто горел *** или бензин. Потушил только водой. В отсеке была большая задымленность и я ничего не видел. В последствии совместно с Зелинскийм и Сидоровым мы включили систему *** и с ее помощью справились с пожаром в отсеке».

Оставшийся в живых матрос Сидоров рассказал примерно то же самое, но с одной существенной деталью. Примерно в девять часов, через час после заступления на вахту, Яковлев открыл переборочную дверь между седьмым и восьмым отсеком - дескать, пусть побудет открытая, чтоб воздух лучше вентилировался.

Пока личный состав восьмого отсека, превратившись в живые факелы, обезумев, метался по кораблю, в верхнем ярусе этого же отсека ничего не подозревая, на пульте главной энергетической установки несли вахту капитан-лейтенант И.В. Леонов и лейтенант С.Н. Мышкин. Здесь же по служебной необходимости находился капитан 3 ранга А.Д. Черняев и отдыхал мичман Г.Н. Ватаман. Разумеется, никто из них не знал, что в 9.30 в центральный пост лодки по громкоговорящей системе «Каштан» поступил длительный вызов из их отсека. Кто сделал этот вызов, установить теперь вряд ли удастся. На запрос вахтенного инженер-механика Федорова, «что произошло» - ответа не последовало. По включенной громкоговорящей связи из восьмого отсека были слышны лишь отчаянные крики: «Отключай! Туши!». Федоров незамедлительно объявил по кораблю:

— Аварийная тревога! Пожар в восьмом отсеке!

Затем Федоров связался с пультом главной энергоустановки и дал команду узнать, что же происходит в нижнем ярусе отсека.

Капитан 3 ранга Черняев, находившийся на пульте ГЭУ, вышел в отсек. Из четырех человек, несших вахту на палубе главной энергетической установки, уцелело лишь двое — лейтенант Мышкин да мичман Витаман.

«В проеме открытой двери я увидел пылающего Трубицина. Капитан-лейтенант Леонов хотел закрыть дверь, но в этот момент в проем ударило пламя, и повалил густой и сизый дым. Я и мичман Витаман включились в индивидуальные дыхательные аппараты. Леонов этого сделать не смог, и к тому времени, когда из центрального поста поступила команда покинуть пульт и перейти в девятый отсек, он скончался. Вместе с Витаманом мы перешли в девятый».

Как только по кораблю была объявлена аварийная тревога, в центральный пост прибыл командир корабля капитан I ранга Е.Н. Селиванов. Он принял команду на себя и приступил к выполнению комплекса мероприятий по борьбе за живучесть корабля.

Вот как вспоминал Селиванов события того трагического дня:

«Для уточнения обстановки в седьмом и восьмом отсеках я направил туда капитана 3 ранга Ловцова, который доложил, что в седьмом - пожар, и пройти дальше невозможно. После этого я отдал команду включить объемную лодочную систему пожаротушения (***) из десятого в восьмой отсек. Но своевременно исполнить команду не удалось из-за заводского дефекта. Лишь через пятнадцать минут огнегаситель сумели подать в аварийный отсек и потушить пожар».

В седьмом ликвидировали огонь оставшиеся в живых Сидоров и Зеленский. Они самостоятельно включили огнегаситель со станции *** на себя. Эта химическая система пожаротушения была далеко небезопасна для здоровья человека, поскольку предназначена для борьбы с огнем в замкнутых объектах. Но, как видим, Сидорову и Зеленскому *** спасла жизнь.

Чтобы уточнить масштаб понесенных потерь, командир субмарины направил в седьмой и восьмой отсеки аварийные партии. Насчитали тринадцать обгоревших трупов.

 

21 июня «К-131» под буксирами доставили в базу. Расследованием причин трагедии занялась комиссия военно-морского флота, возглавляемая начальником Главного штаба ВМФ адмиралом В.Н. Чернавиным.

 

Весьма существенную роль в выводах комиссии сыграло свидетельство капитан-лейтенанта Зеленского. Он пояснил, что, являясь командиром группы во время похода контролировал содержание кислорода в восьмом отсеке. В самом начале он обратил внимание, что содержание кислорода составляло 25 процентов. Он приказал выключить одну из установок РДУ, после чего содержание кислорода снизилось до 22 процентов.

Многие члены экипажа отмечали: одежда, волосы, оборудование загорались мгновенно, будто были пропитаны горючим составом.

Комиссией был сделан вывод, что пожар в восьмом отсеке возник от попадания искр на одежду Трубицина, работавшего на нештатном точиле в условиях повышенного содержания кислорода в воздухе отсека. А распространению огня в седьмой отсек способствовало то обстоятельство, что злополучная дверь между отсеками была открыта из-за неисправности системы вентиляции. Плюс к этому - своевременной подаче огнегасителя со станции *** десятого отсека воспрепятствовала неисправность фланцевых соединений.

Против командира лодки Селиванова и покойного мичмана Трубицина прокуратура Северного флота возбудила уголовные дела.

Однако заключение следствия было таково: «Анализ проведенных технических экспертиз показал, что в настоящее время, из-за отсутствия должных методик, невозможно однозначно установить научно-обоснованные причины возникновения и условия развития пожара».

Согласно заключения пожарно-технической экспертизы, проведенной всесоюзным НИИ противопожарной обороны МВД СССР, наиболее вероятной причиной воспламенения одежды мичмана Трубицина являлись абразивные искры. Они могли возникнуть при обработке на электроточиле искрообразующих материалов, если содержание кислорода в воздушной среде было выше 25 процентов, неисключено воспламенение.

В ходе проведенных экспериментальных исследований установили, что волосяной покров головы способен к интенсивному горению при концентрации кислорода не ниже 23-24 процентов, а лакокрасочные покрытия — при концентрации кислорода не ниже 27 процентов.

Начальник химической службы «К-131», химиксанинструктор, пояснил, что содержание кислорода в отсеках подводной лодки замерялось и докладывалось четыре раза в сутки. Все приборы газоанализа на борту были исправны. Поэтому эксперты в конечном итоге не смогли выяснить условия возникновения пожара, а также определить, какой именно химический компонент играл роль «катализатора». Однако действия командира подводной лодки капитана I ранга Селиванова, мичмана Худякова, капитан-лейтенанта Зеленского, матроса Сидорова и главного командного пункта по борьбе за живучесть комиссия признала правильными.

 

Выписка из постановления следователя по особо важным делам военной прокуратуры Северного флота:

 

«Руководствуясь статьями 208 и 209 УПК РСФСР

ПОСТАНОВИЛ:

1. Уголовное дело в отношении капитана 1 ранга Селиванова Евгения Николаевича и мичмана Трубицина Валентина Павловича производством следствия прекратить на основании ст. 5 п. 2 УПК РСФСР за отсутствием в их действиях состава преступления.

2. Копию представления направить военному прокурору СФ.

3. О принятом решении уведомить заинтересованных лиц, разъяснив им права обжалования.

Следователь по особо важным делам С. О. военной прокуратуры Северного флота майор юстиции А.А. Михайлов».

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Изображение

Силуэт советской ракетной подводной лодки проекта 675 (класс Echo-II).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Просмотр сообщенияesoess1 (26 Июл 2013 - 18:33) писал:

Изображение

Силуэт советской ракетной подводной лодки проекта 675 (класс Echo-II).


в ттх есть схематический силуэт  :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
662 публикации

Где источники? А вот он (тык),спасибо за картинки и разбор,под спойлером пожалуйста текст разделите на абзацы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Просмотр сообщения25mike25 (26 Июл 2013 - 21:30) писал:

Где источники? А вот он (тык),спасибо за картинки и разбор,под спойлером пожалуйста текст разделите на абзацы.
материал из серии "Катастрофы под водой", автор: Николай Григорьевич Мормуль, я же написал чем вам не источник? я беру не с сайта, материал на жестком диске, картинки из гугла

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
662 публикации

Просмотр сообщенияSt1kS_ua (26 Июл 2013 - 21:36) писал:

материал из серии "Катастрофы под водой", автор: Николай Григорьевич Мормуль, я же написал чем вам не источник? я беру не с сайта, материал на жестком диске, картинки из гугла
Тогда вы молодец,а на абзацы поделите :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
294 публикации
13 боёв

Просмотр сообщенияMcPro (26 Июл 2013 - 23:34) писал:

Одни катастрофы :sad:
это просто корабли закончились, вот люди и не знают о чем писать... А по сабжу, тема хорошая, но грустная :sad:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 публикации
1 бой

Просмотр сообщенияMcPro (26 Июл 2013 - 23:34) писал:

Одни катастрофы :sad:
В последние время причем участились катострофы на воде.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
137 публикаций
96 боёв

Без катастроф никуда :amazed:  а так полезно,спросил бы еще,да огорчений в жизни полно :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
61 публикация
3 620 боёв

Людей жалко... пожар на подлодке, страшная штука...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×