Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_fhHO3jsvUomf

Тяжелый атомный ракетный крейсер (TАРКР) “Петр Великий” ("Юрий Андропов")

В этой теме 17 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
171 публикация

Тяжелый атомный ракетный крейсер (TАРКР) “Петр Великий” ("Юрий Андропов")

Назначение

http://www.info.army...t_Vel_title.jpg

 

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) “Петр Великий” ("Юрий Андропов") предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов.

История создания

 

http://www.info.army.../Petr_Vel2.jpgВ 1964 г. было начато проектирование боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако к концу 60-х годов подводные лодки, вооруженные межконтинентальными ракетами ВМС США, с атомными энергетическими установками, выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для борьбы с ними, с целью предупреждения нанесения ядерного удара, в советском ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, способных нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных подводных лодок вероятного противника. В свою очередь обеспечение боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовало создание более крупного многоцелевого крейсера, в отличии от ранее проектируемого. Так родился проект 1144 тяжелого атомного ракетного крейсера. ТАРКР “Петр Великий”("Юрий Андропов"), правнук линкоров и линейных крейсеров эпохи “брони и снаряда”, последний корабль проекта 1144 “Орлан”, является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров, включая крейсера пр.1164. В отличии от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Аналогов за рубежом не имеют: американские крейсера с ядерной силовой установкой типа “Верджиния” по водоизмещению в 2.5 раза меньше, а крейсер “Лон Бич” в 1.5 раза. Создание кораблей такого класса стало одним из самых значительных достижений советского кораблестроения XX в.

Характеристики и оборудование

http://www.info.army..._Vel1.jpgПолное водоизмещение корабля более 26 000 т. Команда: 727 чел. Лётный персонал: 18 чел. Главное оружие - противокорабельные крылатые ракеты “Гранит“. Зенитное, ударное, противолодочное вооружение позволяет крейсеру решать практически любые боевые задачи. Надстройки несут множество радаров и антенн систем раннего предупреждения. Ракетные установки располагаются впереди, под палубой, оставляя кормовую секцию для главной силовой установки и вертолетного ангара. Главная энергетическая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 Мвт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля. Два вала вращают 2 пятилопастных винта.

 

Технический комплекс ядерной энергетической установка  включает помимо реактора, в котором обеспечивается преобразование энергии ядерного распада в тепло, еще целый набор сложного и ответственного технологического оборудования - насосы, парогенераторы, системы управления реактором и энергоустановкой, турбина с редуктором, фильтры, теплообменники, компрессоры, различные приборы и др. Для обеспечения эксплуатации объектов с судовыми ЯЭУ дополнительно требуются: специально оборудованные базы с рядом береговых служб, специальные средства и устройства для загрузки свежего и для выгрузки отработавшего ядерного топлива, сбора, хранения и переработки твердых и жидких радиоактивных отходов и т.п.

Вооружение

http://www.info.army..._Vel3.jpgОснову вооружения ТАРК составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты “Гранит” П-700 (3М-45), являющиеся развитием системы ПРК “Базальт”. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием “Shipwreck”. При  стартовом  весе 7 т. ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить  фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд  мощностью до 500 кт на расстояние  600 км.

Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) и способна  действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью . При необходимости корабли с комплексом “Гранит” могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.

http://www.info.army...y/Petr_Vel5.jpg

 

Первоначально ракетным комплексом “Гранит” вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа “Антей”, по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов.

На ТАРКР пр.1144  двадцать ПКР “Гранит” установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Модификация ПКР “Гранит” установленная на кораблях проекта 1144.2 не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль “наводчика” летит по высокой траектории чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -”наводчик” перехвачена, тогда одна их других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника.

http://www.info.army...y/Petr_Vel6.jpg

По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить “Гранит” противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.

http://www.info.army...y/Petr_Vel8.jpg

Корабельные боевые системы ТАРКР

включают: -боевой информационный центр; -систему радиосвязи; систему спутниковой связи; -системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и “Удав-1″; -радиолакационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - 2 ед., РЛС управления огнём 30-мм артустановок - 4 ед., Навигационная РЛС - 2 ед.; -а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную системы.

http://www.info.army...y/Petr_Vel7.jpg

Противовоздушное зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение “Петра Великого”

включает ЗРК С-300Ф,систему ПВО “Кинжал”, ЗРК “Кортик” с АК-630 и артустановку АК-130.

ЗРК “Форт-М”

в отличие от своего предшественника - зенитного комплекса “Форт”, способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 120км и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов. Зенитная управляемая ракета 48Н6Е2 (унифицирована с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2) с вертикальным стартом имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную боевую часть. Ракета - телеуправляемая, с полуактивным самонаведением на конечном участке полета. Доставляется на корабль в транспортно - пусковом контейнере. Предельная дальность полета - 200км. На крейсере “Петр Великий”, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ “Форт-М” . Таким образом, ТАРКР вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

http://www.info.army...y/Petr_Vel4.jpg

На ТАРКР “Петр Великий” вместо противовоздушной системы “Оса-МА”, установленной на более ранних кораблях пр.1144 и на крейсерах пр.164 , установлен комплекс “Кинжал” с улучшенными ТТХ. ЗРК “Кинжал” - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны , способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п.  Принят в 1989 г. на вооружение . больших противолодочных кораблей пр. 1155. Из тяжелых крейсеров “Кинжал” установлен также на “Адмирале Кузнецове”.  За рубеж поставляется под наименованием “Клинок”.

 

ЗРК “Кинжал”

может одновременно обстреливать до четырех целей в пространственном секторе 60° на 60°, при этом параллельно наводится до 8 ракет. Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС. Радиолокационные средства комплекса обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей 45 км на высоте 3.5 км.

В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330-2, унифицированная с ракетой сухопутногокомплекса “Тор“, или ЗУР 9М331 комплекса “Тор-М”. ПУ подпалубная, состоит из 4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом - 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 41,5 тонны, занимаемая площадь 113 кв.м. Старт ракеты 9М330 - вертикальный под действием катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой на цель. Двигатель запускается на безопасной для корабля высоте после склонения ракеты. Подрыв боевой части осколочно-фугасного типа производится по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищен и адаптируется при подходе к водной поверхности. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах и не нуждаются в проверке в течение 10 лет.

http://www.info.army...y/Petr_Vel9.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
171 публикация
Изменено пользователем anonym_fhHO3jsvUomf

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
66 публикаций
837 боёв

Просмотр сообщенияvi06 (23 Авг 2012 - 14:38) писал:

Фото орудий  судна
Это немножко не орудие. Это реактивный бомбомёт. РБУ-1000, если совсем точно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
66 публикаций
837 боёв

Просмотр сообщенияvi06 (23 Авг 2012 - 14:49) писал:

знаю
Тогда почему оно помещено в "Фото орудий"?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 147 публикаций

ТС, а что делают фотографии ЗРК в спойлере про Гранит? Зачем вы добавили туда фотографию ЗРК Оса-М? его ведь нет на сабже. Также уберите сшестеренную ПЗРК)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
49 публикаций

Цитата

Зачем вы добавили туда фотографию ЗРК Оса-М? Также уберите сшестеренную ПЗРК)

Осы-МА и Комара там нет. Противовоздушную оборону формируют 2 рубежа - С-300Ф дальний, Кинжал ближний, который дополняется ЗРАК и артиллерией.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 147 публикаций

Просмотр сообщения_grOOmy_ (23 Авг 2012 - 15:44) писал:

Осы-МА и Комара там нет. Противовоздушную оборону формируют 2 рубежа - С-300Ф дальний, Кинжал ближний, который дополняется ЗРАК и артиллерией.
да, я знаю. Поэтому и удивился, что так небрежно оформлена тема про Петра Великого.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
891 публикация
622 боя

тс по моему вообще мало разбирается в этой тематике и что было на вики он то и напихал..(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
841 публикация
144 боя

В любом случае, почитать интересно.

Цитата

Модификация ПКР “Гранит” установленная на кораблях проекта 1144.2 не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль “наводчика” летит по высокой траектории чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -”наводчик” перехвачена, тогда одна их других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника.

Скайнет, какой то, прям. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
27 публикаций
76 боёв

http://www.sinopa.ee...etr1/petr01.jpg

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» в составе Северного флота 18 апреля 1998 г. под Андреевским флагом приступил к службе по охране рубежей России. Крейсер действительно стал кораблем XXI века: такого мощного и современного комплекса вооружения, утверждают специалисты, нет больше ни на одном другом корабле мира. Его ядерные противокорабельные крылатые ракеты «Гранит», расположенные под углом 60 градусов к горизонту в 20 под-палубных пусковых установках, способны поражать противника на дальности свыше 500 км. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищенность и предназначены наносить удары по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелятся над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера ее место автоматически занимает одна из ведомых ракет. 96 зенитных ракет комплекса «Форт» на крутящихся барабанах тоже размещены под палубой. Они стартуют вертикально и могут уничтожить любую воздушную цель на высотах от 25 м до 30 км на расстоянии до 90 км. А 128 зенитных ракет «Кинжал» добьют эти цели на дальности 1,5-12 км, если они все же сумеют прорваться.

http://www.sinopa.ee...etr1/petr02.jpg

Подпалубные пусковые установки вертикального старта зенитного ракетного комплекса «Форт»

Систему ПВО-ПРО крейсера дополняют еще два ракетно-артиллерийских комплекса типа «Каштан», каждый из которых в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах обеспечивают полную автоматизацию боевого управления от обнаружения до уничтожения. Ракета, находящаяся в транспортно-пусковом контейнере, поражает противокорабельные ракеты, управляемые бомбы, малоразмерные самолеты, вертолеты на дальности до 8 км; 30-мм автоматы — до 5 км при высотах целей от предельно малых до 4 км. Скорострельность 6-ствольных автоматов 5 тыс. выстрелов в минуту. В дополнение к зенитным средствам для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет крейсер оснащен универсальным артиллерийским комплексом АК-130, обеспечивающим скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту. Его спаренная 130-мм артустановка (АУ) позволяет также обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десанты. Боекомплект имеет унитарные выстрелы нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями. Входящая в состав комплекса система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременно сопровождение и обстрел двух целей. Не менее впечатляет и противолодочное вооружение «Петра Великого»: автоматизированный гидроакустический комплекс с подкильной (в бульбовом обтекателе) и буксируемой антеннами; универсальный комплекс ракетно-торпедного оружия, пусковые установки которого (по пять на борт) калибра 533 мм размещены в корпусе корабля с возможностью стрельбы через бортовые лацпорты; 10-ствольная реактивная бомбометная установка РБУ-1200 и две 6-ствольные РБУ-1000. Добавьте к ним два противолодочных вертолета типа Ка-27 с хранением в подпалубном ангаре. Не позавидуешь противнику, которому, не приведи Господь, придется встретиться с огневой мощью нашего «Петра» в реальном бою.

http://www.sinopa.ee...etr1/petr05.jpg

Артиллерийская установка АК-130

Командир Б×-2 (ракетно-артиллерийская боевая часть) капитан 3 ранга Юрий ×еревко с увлечением рассказывал мне о своем хозяйстве. Восхищение слышалось в его словах об испытаниях спаренной кормовой 130-мм артустановки. — Она несколько лет находилась на складе Балтийского завода, — вспоминал он, — и завершила серию систем спаренных пушек Юргинского механического завода. Больше подобных в России не выпускают. Мы думали,настроить ее,привести к нормальному бою будет практически невозможно. А тут... Радиолокационная система засекла ее в 15 км от корабля. А на дистанции 9 км по цели открыла огонь 130-мм кормовая артсистема «Петра». Темп стрельбы был около 40 выстрелов в минуту. Командир назначил на поражение цели 52 снаряда. Но она была сбита вторым залпом, т.е. четырьмя снарядами. — Она несколько лет находилась на складе Балтийского завода, — вспоминал он, — и завершила серию систем спаренных пушек Юргинского механического завода. Больше подобных в России не выпускают. Мы думали,настроить ее,привести к нормальному бою будет практически невозможно. А тут... — Если учесть, — говорит капитан 3 ранга ×еревко, — что для поражения самолета или крылатой ракеты зенитчики нередко расходуют десятки, а то и сотни снарядов, то успех расчета АК-130 под руководством капитан-лейтенанта Михаила Веллера можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннесса. А накануне этот же расчет разнес в пух и прах на дистанции 14 км деревянный щит (размером 50х10 м), что «изображал» атаковавший ракетный катер. Вместо 60 снарядов, которые были выделены комендорам, оказалось достаточно всего 24. — Отличная артсистема, — гордится своим заведыванием капитан 3 ранга. Подстать оружию у «Петра Великого» и энергетическая установка (ЭУ). Автоматизированная главная атомная ЭУ включает два реактора (для выработки пара как рабочего тела), два главных турбозубчатых агрегата мощностью по 70 000 л.с. каждый, что обеспечивает скорость полного хода не менее 30 уз., и два резервных паровых котла, которые позволяют поддерживать скорость до 17 уз. при бездействующих реакторах и обеспечивают дальность плавания не менее 1000 миль. ЭУ размещается в трех отсеках: в одном — оба реактора, в другом — турбозубчатые агрегаты, в третьем — резервные котлы. Электроэнергетическая система крейсера включает 4 паротурбогенератора мощностью по 3000 кВт и 4 газотурбогенератора мощностью по 1500кВт. Водоизмещение крейсера (полное) — 28.000 т, длина — 255 м, ширина — 25,5 м, осадка 10,3 м, а высота, если его «вытащить» на сушу, составит 59 м или будет равна двадцатиэтажному дому Причем, шесть этажей этого «дома» находятся под водой, а 11, их называют «ярусами», над ватерлинией. На корабле 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной в 20 с лишним километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6х2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентгенкабинет, амбулатории, зубоврачебный кабинет и операционная. А еще спортзал с тренажерами, три кают-компании — для мичманов, офицеров и адмиралов. Салон для отдыха с биллиардом и роялем. Внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые траслируются по кабельным сетям корабля... Словом, «Петр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом среднерусский город на 100-150 тысяч жителей. Хотя служит на нем всего 600 человек, среди которых 82 офицера. Многие события истории, подобно небесным светилам, похоже, привязаны к своим орбитам — орбитам времени. Глубоко символично, что ровно через 300 лет после появления указа государя Петра Алексеевича «Морским судам быть», тоже в осенние дни атомный ракетный крейсер «Петр Великий» вышел в Балтику на ходовые испытания, Вспомним, при царе становление российского флота сопровождалось немалыми трудностями, самоотверженностью «работных людей», а подчас и жертвами. Не обошлось без них и три века спустя. Пример тому — катастрофа, произошедшая на корабле в октябре 1996г. Крейсер находился в Балтийском море на ходовых испытаниях. Разгоняли корабль до максимального хода, определяли маневренные элементы — инерцию, выбег, диаметр циркуляции. В борьбе с подводными лодками или надводными кораблями без максимального использования скоростных и маневренных возможностей не обойтись. И командир обязан знать, на что реально способен корабль, в каком состоянии сдает его Балтийский завод.

http://www.sinopa.ee...etr1/petr03.jpg

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» проекта.1144.2 в походе

Во время одного из таких маневров 27 октября 1996 г. в 21 ч 27 мин московского времени в носовом машинно-котельном отделении произошла беда. Высоким давлением сухого перегретого пара разорвало трубу, что вела от парового трубопровода главной турбины к предохранительному клапану. Под напором 35 атм раскаленная газовая смесь (ее температура превышала 300 градусов Цельсия) вырвалась из тринадцатисантиметрового разлома трубы и, круша в пыль стекловолокно и асбест изоляции, начала заполнять сверху вниз пространство котельной. На верхнем ярусе вахту в тот момент несли рабочие сдаточной команды Балтийского завода Юрий Смирнов, Николай Белюсов и Александр Плетнев. Серьезные, сорокалетние мужики, для которых «Петр Великий» был далеко не первым кораблем в трудовой биографии. Рядом находились, обучаясь премудростям своей специальности (машиниста котельной) и перенимая опыт наставников, матросы-первогодки Сергей Луценко и Николай Болбат. Коля Болбат погиб мгновенно. Он стоял очень близко к лопнувшей трубе. Николай Белюсов, Сергей Луценко, Александр Плетнев и Юрий Смирнов оказались отрезанными от нижних ярусов раскаленной стру¸й и спасти их жизни тоже не удалось. На втором ярусе, у газотурбогенератора, вырабатывавшего электроэнергию для корабля, вахту несли матросы В. Кленников, А. Карпов и Н. Федоров.

http://www.sinopa.ee...etr1/petr04.jpg

Они спасли крейсер. Слева направо: матрос М. Нистратов, старший матрос М. Давыдов, старший лейтенант А. Сиротин, старшина 2-й статьи Г. Корнатовский, матрос С. Гусев.

 

Трагедия с Колей Болбатом и Сережей Луценко, с заводчанами произошла на их глазах. Страшное пекло трехсотградусного пара, клубы летящей по котельной стекловаты, снопы асбестовой пыли через считанные секунды достали и их. Николай Федоров в ужасе свалился на пайол (металлическое перекрытие ярусов) — не выдержали нервы. Виталий Кленников успел добежать до переговорного устройства внутри корабельной связи и сообщить командиру об аварии. Затем, соблюдая требования инструкции, выключил турбину генератора и помчался вниз под пайолы, извиваясь, как уж, между тесными переплетениями труб. Андрей Карпов тоже отключил свой агрегат и бросился с невесть откуда взявшимся бушлатом к Федорову. Запеленав Николая в бушлат и схватив за ворот, насильно поволок по трапу вниз. В горловине узкого прохода они застряли. Ни туда, ни сюда. К ним примчался на выручку дежуривший на нижнем горизонте старший матрос Максим Давыдов. Дернул раз — другой, — обожженные моряки свалились ему под ноги. Врачи потом определят: у машиниста-турбиниста Кленникова поражено паром 36 процентов площади тела, у его напарника Карпова — 18. Меньше всех пострадал электрик Федоров — 9 процентов. Старший матрос Давыдов не только выручил моряков второго яруса. Своими самоотверженными действиями он фактически спас от разрушения и главную турбину, а значит, и сам крейсер уберег от длительного ремонта. Максим не бросил своего поста, хотя мог спрятаться от адского пекла за клинкетной задвижкой, где текла холодная вода. Он не отходил от переговорного устройства, подробно и грамотно докладывал на пост дистанционного управления движением о том, что и как происходит в но совом машинно-котельном отделении. «Эта информация, — затем делился со мной командир Давыдова капитан-лейтенант Ильин, — помогла реально оценить ситуацию в котельной и принять единственно правильное решение на спасение команды Б×-5 и корабля». «Свой боевой пост старший матрос Давыдов М.И., — доложил в рапорте командованию капитан-лейтенант Ильин, — оставил только по приказанию командира, когда нахождение на нем стало невозможным из-за очень высокой температуры». Стойко нес вахту и матрос Валентин Трехачев, который, несмотря на раскаленный воздух, обеспечивал подачу масла к валу останавливающейся турбины, чтобы его не заклинило. Матросы Роман Коновалов, Михаил Нистратов, Сергей Гусев, старшина 2-й статьи Геннадий Корнатовский... Все они на боевых постах проявили себя в минуты этой беды, как говорили мне на крейсере, достойно — в лучших традициях моряков-балтийцев. Мужественно действовали во время аварии и офицеры. Они составили аварийно-спасательную группу по вызволе-нию из беды моряков. Первым бросился в машинное отделение, когда удалось открыть заклинившую дверь, старший лейтенант Андрей Сиротин. За ним — старший лейтенант Виктор Масненький. Потом — бывший офицер, а ныне вахтенный механик сдаточной команды завода Николай Богомолов... Спасательной команде, одетой в шапки и ватники, приходилось ползти по стальным пластинам, прижимаясь к ним лицом. Только здесь находился тонкий слой воздуха, которым можно было дышать. ×уть выше царствовало марево невыносимого жара. Один его глоток мог сделать человека навсегда инвалидом. Так, ползком, они и вызволяли из машины пострадавших. Сегодня в музее крейсера — фотографии погибших и тех, кто спас корабль, рассказ об их самоотверженных действиях в минуты испытаний. Пусть следующие поколения моряков «Петра Великого» учатся на их примере, развивают заложенные традиции. Хотя, не дай Бог, чтобы такое ×П повторилось. В чем причина аварии на тяжелом ракетном крейсере? Некоторые комментаторы и специалисты поспешили ответить на этот вопрос традиционной ссылкой на развал отечественного ВПК. ×естно говоря, «развал ВПК» тут не причем. Злополучную трубу установили в машинном отделении еще в 1989 г., когда кризисом нашего военно-промышленного комплекса и не пахло. В основе ×П лежало, как заявил мне генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский: «Небрежное или наплевательское отношение к делу, небрежное или наплевательское отношение к контролю за работой специалистов». Как выяснилось, тогда рабочие приварили трубу «не родную» — ее сталь оказалась не того сорта, да и не той толщины. Вместо 5 мм, как положено было по чертежу, в месте разрыва было всего 2,2 мм. Этого не обнаружили в свое время ни мастер, принимавший работу сварщиков, ни ОТК, ни военный представитель Министерства обороны. Более того, такую же непотребную «утонченную» до 3 мм трубу поставили рабочие завода и в кормовом машинно-котельном отделении крейсера. Это моряки выявили после аварии. Ее тоже пришлось срочно менять на внешнем рейде Балтийска, чтобы трагедия не повторилась... Сегодня у России подобных крейсеров вместе с «Петром» — четыре: «Адмирал Ушаков « (до 1992 г. «Киров», стал в строй в декабре 1980 г.), «Адмирал Лазарев» (раньше «Фрунзе», январь 1984 г.), «Адмирал Нахимов» (первое название «Калинин», декабрь 1988 г.). Строился еще один — «Дзержинский», но в 1992 г. его разобрали. Главным конструктором кораблей был Борис Купенский. Он умер в 1982 г. Главный конструктор «Петра» — Вилор Перевалов. Заложили этот крейсер на стапеле Балтийского завода в апреле 1986 г. как «Юрий Андропов». К моменту развала Советского Союза он был готов уже на 80 процентов. Но почти три года никаких работ на нем не проводилось, — не было денег и комплектующих: большинство заводов ближнего зарубежья (Казахстан, Грузия, Армения, Латвия, Молдавия, Украина) их перестали выпускать или вообще прекратили свое существование. Да и не было решения о дальнейшей судьбе корабля. Помогла настойчивость руководства Военно-морского Флота, Министерства обороны. Президент дал команду правительству изыскать деньги на достройку «Петра» и к 300-летию Российского военного флота поставить его в строй. С большой натугой это задание было выполнено.

http://www.sinopa.ee...etr1/petr06.jpg

Центральный пост управления атомной силовой установкой и вид одного из ее отсеков

http://www.sinopa.ee...etr1/petr07.jpg

Ныне командование ВМФ считает, что на пороге XXI в. «Петр Великий» будет реализовывать современную военную доктрину России — обеспечивать ядерное сдерживание вероятного агрессора, прикрывать подводные атомные субмарины стратегического назначения, бороться на океанских коммуникациях, если возникнет такая потребность, с надводным противником, в том числе и с авианосной ударной группировкой. Этому крейсеру отводят на флоте роль базового корабля, где будут отрабатываться вопросы, связанные с использованием современного оружия, испытанием новой техники, решаться задачи взаимодействия с морской авиацией. «Петр Великий», новейший атомный крейсер, является океанским знаменем ВМФ, олицетворяя наказ наших предшественников — Российскому флоту быть.

http://www.sinopa.ee...etr1/petr08.jpg

 

 

Источник:http://www.sinopa.ee...petr1/petr1.htm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

«Пётр Великий»

kreyser.jpg

 

О́рдена Нахи́мова а́томный кре́йсер «Пётр Вели́кий» — четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения из серии проекта 1144 «Орлан». На 2011 год это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль.

Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника. Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.

Проектант — Северное проектно-конструкторское бюро.

Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода (при закладке именовался «Куйбышев», потом — «Юрий Андропов»). 25 апреля 1989 года спущен на воду.Переименован в «Пётр Великий» указом президента РФ 22 апреля (1 октября?) 1992 года. В 1998 году вступил в состав флота.

Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. ЦКБ-проектант самоустранилось от работ на корабле, сочтя их нерентабельными. До переименования Пётр Великий носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер — 099.

1316713349_1144-1.jpg

ТТХ

 

Длина: 251,1 м.

Ширина: 28,5 м.

Высота от уровня основной плоскости: 59 м.

Осадка: 10,3 м.

Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.

Водоизмещение полное: 25 860 тонн.

Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.

Скорость: 31 узел (более 57 км/час).

Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года (на атомном реакторе — неограниченно) по топливу.

 

Конструкция корпуса и надстройки

Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час), и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет. К сравнению, крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей.

Экипаж

Экипаж крейсера — 635 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 400 матросов). Он размещён в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

Вооружение

 

 

ТАРКР «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и является одним из мощнейших ударных кораблей в мире.[3] Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 550 километров.

ТАРКР «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (разработано «НПО машиностроения»), оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты — 10 м, диаметр — 0,85 м, стартовая масса — 7 т. Боевая головка — моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы — 550 км, скорость полёта — 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелются над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95РЦ, вертолётом Ка-25Ц или космической системой разведки и целеуказания.

На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф, имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.

Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас — 128 ракет.

Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик» — обеспечивающей самооборону от ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга» с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие — в кормовой части главной надстройки.

Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов — 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность — от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда — 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас — 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Крейсер также вооружён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже слово за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.

Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции — 15 сек., дальность максимальная — 3000 м, минимальная — 100 м, вес ракеты — 233 кг).

Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» размещены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (дальность стрельбы — 12 км, масса снаряда — 80 кг) установлена в носовой части корабля на поворотной платформе, две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность — 1000 м, масса снаряда — 55 кг) — в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.

На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27.

Радиолокационные средства РЭП/РЭБ ТАРКР «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой следят всепогодные трёхкоординатные РЛС «Фрегат-МАЭ» обнаруживающие цели на дальностях более 300 км и высотах до 30 км.

Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

 

История строительства

 

К строительству последнего корабля проекта 1144 — завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья.

 

История службы

 

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара 300 °C.Погибло два матроса и три рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту.В 1998 году атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году).

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъема «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

Учения на крейсере во время похода 2010 года

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов.Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов это не совсем та работа, для которой предназначен тяжелый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1-го ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошел через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошел через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования».

 

 

Командиры крейсера

 

 

Овчинников Николай Алексеевич - капитан 2 ранга (в июне 1989 года приказом министра обороны назначен командиром крейсера "Юрий Андропов" в 1992 году переименованного в "Петр Великий", в апреле 1989года принимал участие в спуске крейсера со стапелей на воду.Получил печать войсковой части и начал формирование экипажа корабля на ТОФ.В конце 1989 года из-за финансовых трудностей в стране срок ввода корабля в строй был перенесен на несколько лет.В январе 1990 года назначен на действующий атомный крейсер "Фрунзе", старшим помощником был Добрышев Евгений Николаевич).

Добрышев Евгений Николаевич — капитан 1 ранга (первый командир крейсера, под его руководством прошло формирование, сколачивание экипажа во Владивостоке (корабль должен был войти в состав ТОФ), достройка корабля в Санкт-Петербурге, и переход на Северный флот.

Васильев Сергей Игоревич — капитан 1 ранга (второй командир крейсера, под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг)

Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал

Якушев Владимир Анатольевич — капитан 1 ранга

Меньков Феликс Владимирович — капитан 1 ранга

Малаховский Владислав Владимирович — капитан 1 ранга

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×