Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ZIPmarf

Причины гибели подводных лодок Северного флота СССР.

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Изображение

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Все мы знаем, что жизнь каждого судна не бесконечна… И тому есть много причин: некоторые из кораблей погибают от атак самолетов, подрываются на минах, сражаются в неравном бою… Другие просто устаревают и идут на металлолом. Третьи, как это не печально, уходят на дно из-за ошибок личного состава.

Я попытался разобраться в основных из них. Выяснить, из-за чего, в среднем, гибли корабли различных стран и классов. Все это взято из реальных случаев гибели, выделена статистика, а чтобы у вас возникло доверие, я в конце всегда буду приводить истории из реальной жизни, связанные с гибелью тех или иных судов.

Но это всего лишь часть того, что я вам хочу рассказать. На момент изучения материалов по подготовке к рубрике, у меня сложилось четкое представление о результативности судов, различных классов. Оно конечно может быть не всегда верным, но я думаю это уже предмет споров, которые должны появиться при создании добротной темы.

Что, заинтриговал? Ну, тогда поехали!

Общий анализ трагедий.

 

В ходе Великой Отечественной войны советский Северный Флот потерял 22 ПЛ, кроме того ещё одна лодка «В-1» погибла на Северном морском театре еще до официального введения в строй. В отличие от других театров военных действий, все подлодки погибли при совершении боевых походов, в том числе - «М-122» - при возвращении в операционной зоне Северного флота. Еще одна («К-1») погибла в боевом походе у своих берегов, остальные - у побережья Северной Норвегии. Кроме «М-122», нет сомнений в причинах гибели «Щ-214». Она после подрыва на мине в силу невозможности буксировки после снятия экипажа была потоплена торпедой. Поскольку ни одна из оставшихся 20 лодок до сегодняшнего дня не обследована, все они считаются пропавшими без вести. Но, тем не менее, достаточно уверенно можно утверждать, что «М-175» стала жертвой торпеды германской подводной лодки, а «К-23» и «Щ-422» - охотников за подводными лодками. «Щ-402» долгое время считалась потопленной по ошибке советским самолетом-торпедоносцем, но здесь возникают большие сомнения… Таким образом, оставшиеся в результате 17 подлодок, по всей вероятности, подорвались на минах… Мины, как основная причина гибели подлодок отнюдь не кажется случайной, если принять во внимание результаты исследований капитана 1 ранга И. А. Киреева (примечание 1), который сосчитал, что за 1942 -1944 гг. подлодки СФ пресекали линии минных заграждений (без учета погибших ПЛ) более 1190 раз. Следует отметить, что масштабы применения минного оружия противником на Северном театре были таковы, что лодки могли гибнуть, непосредственно находясь у побережья Северной Норвегии, но вскоре и после выхода на позиции на активных минных постановках, о существовании которых командование СФ не подозревало до апреля 1945 года. Не менее серьезную угрозу создавали и плавающие мины особенно в период полярной ночи. Известен один случай столкновения подводной лодки с плавающей миной, которая не взорвалась. Вторым фактором, которым нельзя пренебречь при анализе причин гибели, являются возможные отказы техники или ошибочные действия личного состава при погружениях в районах с глубинами, превышающими 100 м. Особенно высока вероятность гибели у подлодок типа «М», которые действовали на позициях с глубинами, в 1,5-2 раза превышающими предельно допустимые для лодок этого класса.

 

Таблица потерь.

 

С учетом изложенных в тексте выше причин гибели, я составил таблицу:

http://s1.ipicture.r...17/7kfWU6e6.jpg

 

Гибель подлодки «В-1».

1944: 10 мая перешла в Данди, где до 23 июля отрабатывала задачи боевой подготовки. 24-25 июля перешла в Лервик (Шетландские острова).

В 20.00 25 июля вышла в Полярное, однако, на связь больше не выходила, к месту назначения не прибыла. Возможные причины гибели: утром 27 июля потоплена по ошибке самолета «Либерейтор» ВВС Великобритании (экипаж самолета доложил об атаке ПЛ в 80 милях от границы коридора, выделенного для прохода советских ПЛ; вместо передачи опознавательного сигнала ПЛ начала погружение), ошибка личного состава или отказ техники привели к гибели ПЛ и 50 членов её экипажа.

Гибель подлодки «М-122»

 

1943: В 18.09 13.3 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 5 часов 41 минуту 14 марта прибыла на позицию. Утром 15 марта не смогла атаковать тральщик из-за большой дистанции. Через 2,5 часа не смогла атаковать КОН из-за того, что боцман «утопил» перископ и был пропущен угол упреждения. В ночь на 16 марта во время шторма из-за сильного крена пролит электролит. В 17 часов 57 минут 16 марта произвела торпедную атаку КОН в (2 транспорта, 2 тральщика, 2 сторожевых корабля) в районе м. Лангбунес, через 25 сек. услышали сильный взрыв – попаданием 1 торпеды тяжело поврежденный германский транспорт «Йоханисберг». После контратакована германскими большим охотником сбросившими на безопасном удалении 14 глубинных бомб. В 23 часа 15 минут начала возвращение в базу и в 6 часов 20 минут 17 марта прибыла в Полярное.

В 20. 26 12 мая вышла в Варангер-фьорд. В 04. 06 14 мая при возвращении с позиции в бухту Цып – Наволок для зарядки сторожевого катера атакована и потоплена 3 германскими самолётами типа Bf 109 .В 07. 20 сторожевые корабли «МО №122» и «МО №123» наблюдали на месте гибели маслянистое пятно и подобрали труп помощника командира ПЛ.

 

Результативность.

В течение всей войны главная задача подводных лодок СФ формулировалась так: «Главная задача – сильными, энергичными ударами подводных лодок по транспортам и кораблям противника нарушить коммуникации и подвоз питания неприятельской армии северного направления». В качестве остальных задач фигурировало: прикрытие союзных конвоев, минные постановки, борьба с подлодками противника и разведывательная деятельность, включавшая высадку разведывательных групп на вражеское побережье. Следует подчеркнуть, что перед подводными лодками ставилось именно «нарушать», а не «блокировать» коммуникации противника, поскольку, изначально было ясно, что блокада если и может быть установлена, то только разнородными силами флота. С учетом всего вышесказанного, успешность действий наших подлодок необходимо оценивать именно через сопоставление нанесенного врагу ущерба с собственными потерями.

В годы ВОВ подводники СФ совершили 259 торпедных и 14 артиллерийских атак судов противника и оккупированной Норвегии. 224 торпедные атаки и 11 артиллерийских закончились успехом. В результате которых было потоплено 21 транспортное судно, подводная лодка, тральщик, 4 сторожевых корабля, 7 охотников за ПЛ, 5 мотоботов. Еще 3 транспорта и 3 мотобота получили повреждения. Кроме того, как минимум 2 транспорта получили не значительные повреждения в результате попадания невзорвавшихся торпед. Установленные результаты применения подлодками минного оружия составили 7 потопленных транспорта, 1 госпитальное судно, 2 сторожевых корабля, 2 охотника за подлодками и 1 моторный тральщик, 1 транспорт и 1 тральщик получили повреждения.

Таким образом, подлодки достаточно неплохо справились с поставленными задачами.

Иллюстрации.

 

http://s1.ipicture.r...17/LboQlI9f.jpg

Подлодка "К 1"

http://s2.ipicture.r...17/RaD3ZfxW.jpg

Германский транспорт  «Йоханисберг».

http://s2.ipicture.r...17/ALbYL17k.jpg

Подлодка "В 1"

http://s1.ipicture.r...17/lrTgDzVA.jpg

Подлодка Щ 422 после боевого похода.

http://s1.ipicture.r...17/IpnQcC1L.jpg

Германский транспорт, потопленный "Щ 422".

 

Источники и примечания.

Информация взята из книги «Боевая деятельность подводных лодок», мною переосмыслена, добавлены выводы из книги «Подводные лодки ВМФ СССР» и «Подводный фронт», а также для комплексной оценки взяты выводы капитана 1 ранга И. А. Киреева (его собственная биография).

Хотите узнать больше нового, интересного, познавательного - заходите в наш Кубрик. Картинка ниже кликабельна (КЛАЦ-КЛАЦ)!

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
137 публикаций
2 боя

Дааа... Подводные лодки - одно из самых опасных "плавсредств". А тем хорошая, интересная.+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияTimofey_20 (17 Авг 2013 - 14:27) писал:

Дааа... Подводные лодки - одно из самых опасных "плавсредств". А тем хорошая, интересная.+
Согласен, но в надводном положении они бессмысленны...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
172 публикации
377 боёв

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 14:29) писал:

Согласен, но в надводном положении они бессмысленны...
Дык весь смысл ПЛ и заключается в том, что она способна воевать, будучи под водой.  :eyesup:
А тема, действительно, хорошая - текста не слишком много и слишком мало, ещё бы фоток залить.  :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияAntony01 (17 Авг 2013 - 14:32) писал:

Дык весь смысл ПЛ и заключается в том, что она способна воевать, будучи под водой.  :eyesup:
А тема, действительно, хорошая - текста не слишком много и слишком мало, ещё бы фоток залить.  :great:
Фотки залью, сейчас просто хостинг виснет))  
Это еще не все.
Вот теперь все))
Изменено пользователем ZIPmarf

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
171 публикация
148 боёв

спасибо так тема хороша и ещё фоток побыстрей! а так ещё бы подводки добавить в корабли ну может в будущем будет!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
108 публикаций

Просмотр сообщенияTimofey_20 (17 Авг 2013 - 14:27) писал:

Дааа... Подводные лодки - одно из самых опасных "плавсредств". А тем хорошая, интересная.+
полностью согласен +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
172 публикации
377 боёв

Цитата

http://s1.ipicture.r...17/lrTgDzVA.jpg
Подлодка Щ 422 после боевого похода.
Нифига се ледышки... Там перископ-то работал при таком обледенении корпуса?  :hiding:
P.S. Красава, плюс!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияAntony01 (17 Авг 2013 - 14:54) писал:

Нифига се ледышки... Там перископ-то работал при таком обледенении корпуса?  :hiding:
P.S. Красава, плюс!
Да,  тяжелый был поход))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
172 публикации
377 боёв

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 15:01) писал:

Да,  тяжелый был поход))
Хоть и ошибок со стороны экипажа ПЛ было немало, статистика показывает, что ПодЛодки были очень полезны.
Но я бы во время войны не пожелал оказаться на службе на ПЛ - сурово уж очень. :hiding:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
316 публикаций

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 14:07) писал:

Изображение
Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Все мы знаем, что жизнь каждого судна не бесконечна… И тому есть много причин: некоторые из кораблей погибают от атак самолетов, подрываются на минах, сражаются в неравном бою… Другие просто устаревают и идут на металлолом. Третьи, как это не печально, уходят на дно из-за ошибок личного состава.
Я попытался разобраться в основных из них. Выяснить, из-за чего, в среднем, гибли корабли различных стран и классов. Все это взято из реальных случаев гибели, выделена статистика, а чтобы у вас возникло доверие, я в конце всегда буду приводить истории из реальной жизни, связанные с гибелью тех или иных судов.
Но это всего лишь часть того, что я вам хочу рассказать. На момент изучения материалов по подготовке к рубрике, у меня сложилось четкое представление о результативности судов, различных классов. Оно конечно может быть не всегда верным, но я думаю это уже предмет споров, которые должны появиться при создании добротной темы.

Что, заинтриговал? Ну, тогда поехали!
Общий анализ трагедий.


В ходе Великой Отечественной войны советский Северный Флот потерял 22 ПЛ, кроме того ещё одна лодка «В-1» погибла на Северном морском театре еще до официального введения в строй. В отличие от других театров военных действий, все подлодки погибли при совершении боевых походов, в том числе - «М-122» - при возвращении в операционной зоне Северного флота. Еще одна («К-1») погибла в боевом походе у своих берегов, остальные - у побережья Северной Норвегии. Кроме «М-122», нет сомнений в причинах гибели «Щ-214». Она после подрыва на мине в силу невозможности буксировки после снятия экипажа была потоплена торпедой. Поскольку ни одна из оставшихся 20 лодок до сегодняшнего дня не обследована, все они считаются пропавшими без вести. Но, тем не менее, достаточно уверенно можно утверждать, что «М-175» стала жертвой торпеды германской подводной лодки, а «К-23» и «Щ-422» - охотников за подводными лодками. «Щ-402» долгое время считалась потопленной по ошибке советским самолетом-торпедоносцем, но здесь возникают большие сомнения… Таким образом, оставшиеся в результате 17 подлодок, по всей вероятности, подорвались на минах… Мины, как основная причина гибели подлодок отнюдь не кажется случайной, если принять во внимание результаты исследований капитана 1 ранга И. А. Киреева (примечание 1), который сосчитал, что за 1942 -1944 гг. подлодки СФ пресекали линии минных заграждений (без учета погибших ПЛ) более 1190 раз. Следует отметить, что масштабы применения минного оружия противником на Северном театре были таковы, что лодки могли гибнуть, непосредственно находясь у побережья Северной Норвегии, но вскоре и после выхода на позиции на активных минных постановках, о существовании которых командование СФ не подозревало до апреля 1945 года. Не менее серьезную угрозу создавали и плавающие мины особенно в период полярной ночи. Известен один случай столкновения подводной лодки с плавающей миной, которая не взорвалась. Вторым фактором, которым нельзя пренебречь при анализе причин гибели, являются возможные отказы техники или ошибочные действия личного состава при погружениях в районах с глубинами, превышающими 100 м. Особенно высока вероятность гибели у подлодок типа «М», которые действовали на позициях с глубинами, в 1,5-2 раза превышающими предельно допустимые для лодок этого класса.

Таблица потерь.


С учетом изложенных в тексте выше причин гибели, я составил таблицу:
http://s1.ipicture.r...17/7kfWU6e6.jpg

Гибель подлодки «В-1».

1944: 10 мая перешла в Данди, где до 23 июля отрабатывала задачи боевой подготовки. 24-25 июля перешла в Лервик (Шетландские острова).
В 20.00 25 июля вышла в Полярное, однако, на связь больше не выходила, к месту назначения не прибыла. Возможные причины гибели: утром 27 июля потоплена по ошибке самолета «Либерейтор» ВВС Великобритании (экипаж самолета доложил об атаке ПЛ в 80 милях от границы коридора, выделенного для прохода советских ПЛ; вместо передачи опознавательного сигнала ПЛ начала погружение), ошибка личного состава или отказ техники привели к гибели ПЛ и 50 членов её экипажа.

Гибель подлодки «М-122»


1943: В 18.09 13.3 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 5 часов 41 минуту 14 марта прибыла на позицию. Утром 15 марта не смогла атаковать тральщик из-за большой дистанции. Через 2,5 часа не смогла атаковать КОН из-за того, что боцман «утопил» перископ и был пропущен угол упреждения. В ночь на 16 марта во время шторма из-за сильного крена пролит электролит. В 17 часов 57 минут 16 марта произвела торпедную атаку КОН в (2 транспорта, 2 тральщика, 2 сторожевых корабля) в районе м. Лангбунес, через 25 сек. услышали сильный взрыв – попаданием 1 торпеды тяжело поврежденный германский транспорт «Йоханисберг». После контратакована германскими большим охотником сбросившими на безопасном удалении 14 глубинных бомб. В 23 часа 15 минут начала возвращение в базу и в 6 часов 20 минут 17 марта прибыла в Полярное.
В 20. 26 12 мая вышла в Варангер-фьорд. В 04. 06 14 мая при возвращении с позиции в бухту Цып – Наволок для зарядки сторожевого катера атакована и потоплена 3 германскими самолётами типа Bf 109 .В 07. 20 сторожевые корабли «МО №122» и «МО №123» наблюдали на месте гибели маслянистое пятно и подобрали труп помощника командира ПЛ.

Результативность.

В течение всей войны главная задача подводных лодок СФ формулировалась так: «Главная задача – сильными, энергичными ударами подводных лодок по транспортам и кораблям противника нарушить коммуникации и подвоз питания неприятельской армии северного направления». В качестве остальных задач фигурировало: прикрытие союзных конвоев, минные постановки, борьба с подлодками противника и разведывательная деятельность, включавшая высадку разведывательных групп на вражеское побережье. Следует подчеркнуть, что перед подводными лодками ставилось именно «нарушать», а не «блокировать» коммуникации противника, поскольку, изначально было ясно, что блокада если и может быть установлена, то только разнородными силами флота. С учетом всего вышесказанного, успешность действий наших подлодок необходимо оценивать именно через сопоставление нанесенного врагу ущерба с собственными потерями.
В годы ВОВ подводники СФ совершили 259 торпедных и 14 артиллерийских атак судов противника и оккупированной Норвегии. 224 торпедные атаки и 11 артиллерийских закончились успехом. В результате которых было потоплено 21 транспортное судно, подводная лодка, тральщик, 4 сторожевых корабля, 7 охотников за ПЛ, 5 мотоботов. Еще 3 транспорта и 3 мотобота получили повреждения. Кроме того, как минимум 2 транспорта получили не значительные повреждения в результате попадания невзорвавшихся торпед. Установленные результаты применения подлодками минного оружия составили 7 потопленных транспорта, 1 госпитальное судно, 2 сторожевых корабля, 2 охотника за подлодками и 1 моторный тральщик, 1 транспорт и 1 тральщик получили повреждения.
Таким образом, подлодки достаточно неплохо справились с поставленными задачами.

Иллюстрации.


http://s1.ipicture.r...17/LboQlI9f.jpg
Подлодка "К 1"
http://s2.ipicture.r...17/RaD3ZfxW.jpg
Германский транспорт  «Йоханисберг».
http://s2.ipicture.r...17/ALbYL17k.jpg
Подлодка "В 1"
http://s1.ipicture.r...17/lrTgDzVA.jpg
Подлодка Щ 422 после боевого похода.
http://s1.ipicture.r...17/IpnQcC1L.jpg
Германский транспорт, потопленный "Щ 422".

Источники и примечания.

Информация взята из книги «Боевая деятельность подводных лодок», мною переосмыслена, добавлены выводы из книги «Подводные лодки ВМФ СССР» и «Подводный фронт», а также для комплексной оценки взяты выводы капитана 1 ранга И. А. Киреева (его собственная биография).

Хотите узнать больше нового, интересного, познавательного - заходите в наш Кубрик. Картинка ниже кликабельна (КЛАЦ-КЛАЦ)!
Изображение
Ладно уж эту тему не буду сбивать! Молодец

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 034 боя

хорошая тема, можно еще добавить в Результативности про проводку конвоев

вот еще интересный источник http://arcticwar.pom...0/platonov.html

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
172 публикации
377 боёв

Просмотр сообщенияMisterTimka (17 Авг 2013 - 15:28) писал:

Ладно уж эту тему не буду сбивать! Молодец
Вы о чём? :amazed:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (17 Авг 2013 - 15:39) писал:

хорошая тема, можно еще добавить в Результативности про проводку конвоев
вот еще интересный источник http://arcticwar.pom...0/platonov.html
Добавлю, чуток позже. Сейчас просто немного занят.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияAntony01 (17 Авг 2013 - 15:53) писал:

Вы о чём? :amazed:
Тролли всегда ни о чем

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Вот оно! Это то что я так долго искал! Хотя признаюсь очень не приятно читать о гибели наших подлодок!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
352 публикации
4 683 боя

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 14:29) писал:

Согласен, но в надводном положении они бессмысленны...

Не согласен! В надводном положении это тот же торпедный корабль. Только в отличии от эсминцев подплывающий к своей жертве не за счет скорости, а за счет скрытого маневра под водой. А сама атака из под воды, компенсирует низкую живучесть.

Очень жаль что в игре их не планируют, но если они появились бы, скажем в жертву года ожидания игры, то я бы выбрал сейчас без подлодок!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
66 публикаций

Можно по идее называть их "Тихими убийцами". Опасные как противники. Та и в обслуживании, опасные как консервные банки, утонешь при аварии и все(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×