Log in
Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Aunt_Tom

Специалисты (warrant officers) британского флота XVIII века

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Эта категория офицеров британского флота конца XVII – начала XIX века включала в себя специалистов, весьма значительно разнящихся между собой как по положению во флотской иерархии, так и по выполняемым функциям. Общим для них было то, что они получали патент (warrant) на право занятия должности не от адмиралтейства (как королевские офицеры), а от флотской коллегии (Navy Board). Каждый из них руководил соответствующим подразделением, или службой.

 

По своему положению их можно разделить на следующие группы:

 

1. Зауряд-офицеры (wardroom warrant officers):

 

- Штурман (Master);

- Хирург, или лекарь (Surgeon);

- Казначей, или комиссар (Purser);

- Капеллан (Chaplain).

 

Эти офицеры приравнивались к «джентльменам» (commissioned officers) и питались в офицерской кают-компании (wardroom). Впоследствии, во второй половине XIX века, они стали полноправными офицерами.

 

Штурман для получения своего патента сдавал экзамен в Тринити-Хауз – британской лоцманской и лоцмейстерской корпорации. Существовало несколько путей для занятия этой должности. Один из них – продвижение по службе из нижних чинов, учась искусству судовождения на должностях квартирмейстера и подштурмана. Второй – из тех мичманов, которые потеряли надежду на лейтенантский патент или предпочитали синицу в руках журавлю в небе. Третий путь – из капитанов или помощников торгового флота. Штурман отвечал за судовождение и навигационные инструменты, размещение и укладку балласта, груза и снабжения (т.е. посадку судна), надзирал - посредством подчиненных ему старших рулевых (квартирмейстеров) – за состоянием провизии, парусов, якорей и т.п. Положение его в судовой иерархии было достаточно двусмысленное. С одной стороны, в командной лестнице он шел за младшим из лейтенантов. Это означало, что при выходе из строя капитана, командование судном передавалось первому лейтенанту, затем второму, …., и только по выходе из строя всех линейных офицеров он принимал командование судном. С другой стороны, выполняемая им функция была очень важна, что отражалось, например, в его жилищных условиях (каюта штурмана была такой же, как у первого лейтенанта). Также получаемое им денежное довольствие на большинстве судов было больше, чем у лейтенантов, и только на фрегатах 6 ранга меньше (данные на вторую половину 18 – начало 19 столетий).

 

Хирург, казначей и капеллан относились к т.н. «цивильным» офицерам, так как их профессии не имели прямого отношения к морской службе.

 

Хирурги, как правило, не имели медицинского образования и изучали свое ремесло посредством ученичества. Они получали патент после сдачи устного экзамена в коллегии по делам больных и раненых (The Sick and Hurt Board).

 

Казначей назначался флотской коллегией из числа тех, кто прослужил капитанским клерком не менее года или в секретариате флаг-офицера не менее полутора лет. Но это положение часто нарушалось, и казначеи назначались по протекции. Казначей заведовал денежным, вещевым и провиантским довольствием. В связи с тем, что ему доверялись значительные ценности, он должен был внести солидный залог перед получением патента. Это несколько напоминало систему покупки офицерских патентов в британской армии (патент же флотского офицера не мог быть приобретен за деньги). Оклады казначеев были довольно низки, на уровне боцмана, но они имели право на получение прибыли от экономии при закупках (фиксированная цена, выделяемая адмиралтейством vs фактическая цена закупки), в связи с чем обычно подозревались экипажами в мошенничестве, зачастую справедливо. Хотя случались порой и банкротства казначеев, но в основном это был прибыльный бизнес.

 

Капеллан назначался соответствующим церковным учреждением с получением патента от флотской коллегии. До конца 18 века капеллан получал небольшой оклад, на уровне матроса 1 статьи, и его статус зауряд-офицера был сомнителен. Среди священнослужителей находилось немного желающих на эту должность, поэтому немногие (в основном корабли старших рангов) суда имели их на борту. Но к 1790-м годам их денежное довольствие было увеличено, и положение в качестве зауряд-офицеров упрочено.

 

2. Кондукто́ры (standing warrant officers):

 

- Боцман (Boatswain);

- Тиммерман (Carpenter);

- Констапель (Gunner).

 

Эта группа наиболее полно соответствует понятию «уорент-офицер» в современных вооруженных силах англо-саксов, институту прапорщиков-мичманов российских ВС и званию «кондукто́р» в русском флоте 19-го – начала 20 столетия. Кондукто́ры находились на борту постоянно, в том числе и в период вывода судна на отстой, когда весь экипаж от капитана до последнего юнги списывался на берег или переводился на другое судно. Именно им чаще всего разрешалось брать своих жён в море. Обязательным условием для кондукто́ров (впрочем, как и для всех специалистов) была определенная грамотность – умение читать, писать и знание арифметики.

 

  Показать содержимое

3. Старшие унтер-офицеры (lower grade warrant officers):

 

- Кок (Cook);

- Парусный мастер (Sailmaker);

- Канатный мастер (Ropemaker);

- Профос (Master-at-Arms);

- Оружейный мастер (Armourer);

- Конопатчик (Caulker);

- Бондарь (Cooper);

- Преподаватель (Schoolmaster).

 

Специалисты этой группы не обладали привилегией иметь собственную, пусть небольшую, каюту, и размещались на деках вместе с нижними чинами.

Единственным (но существенным) отличием их от остальных унтер-офицеров (petty officers), таких, как старшие марсовые (captains of the top), старшие рулевые (quartermasters), командиры орудий (captains of the gun), старшины шлюпок (coxwains) и прочие, было то, что они не могли быть разжалованы капитаном. Их денежное довольствие также было несколько выше.

 

  Показать содержимое

Литература:

Brian Lavery "Nelson's Navy"

N.A.M. Rodger "The Command of the Ocean"

John Masefield "Sea Life in Nelson's Time"

 

 

Автор статьи - уважаемый Ancient_Skipper

Ссылки на оригинал:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
200 публикаций
6 283 боя

Просмотр сообщенияAunt_Tom (18 Сен 2013 - 12:06) писал:

Эта категория офицеров британского флота конца XVII – начала XIX века включала в себя специалистов, весьма значительно разнящихся между собой как по положению во флотской иерархии, так и по выполняемым функциям. Общим для них было то, что они получали патент (warrant) на право занятия должности не от адмиралтейства (как королевские офицеры), а от флотской коллегии (Navy Board). Каждый из них руководил соответствующим подразделением, или службой.

Хирурги, как правило, не имели медицинского образования и изучали свое ремесло посредством ученичества. Они получали патент после сдачи устного экзамена в коллегии по делам больных и раненых (The Sick and Hurt Board).
Хирурги вплоть до 19 века не имели образования, или же со временем было принято решение о комплектации кораблей врачами?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

познавательно.всегда раньше думал что  плотник (Тиммерман) был офицером. наверное из за "Корсаров"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияDoktar (18 Сен 2013 - 12:59) писал:

Хирурги вплоть до 19 века не имели образования, или же со временем было принято решение о комплектации кораблей врачами?
Я плотно вопрос не исследовал, но судя по статьям в интернете (и по восторгам Джека Обри "Ух ты, с нами пойдет не флотский костоправ, а настоящий доктор!") вплоть до конца "эпохи парусов" от корабельного хирурга никто не требовал наличия докторского диплома. Человек с дипломом доктора медицины на корабле мог оказаться только волей случая, ибо его потенциальный заработок на берегу значительно превышал скромное жалование корабельного хирурга.

Тем не менее, хирурги были достаточно образованными людьми. Корабельный устав требовал точного ведения "Врачебного журнала", в который записывалось все, имевшее хоть какое-то отношение к медицине, от погоды до встреченных редких животных (не говоря уж о диагнозах и лечении). Сейчас эти журналы -- прекрасный источник информации о жизни на кораблях в 18-19 веках. Вот, можете полистать: http://www.nationala.../surgeonsatsea/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
165 публикаций
13 боёв

Ещё ещё ещё!  :ohmy:  :eyesup:  :honoring:  :playing:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
99 публикаций

Просмотр сообщенияVi69 (18 Сен 2013 - 14:12) писал:

Ещё ещё ещё!  :ohmy:  :eyesup:  :honoring:  :playing:
Ну может хватит набивать посты флудом!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 662 публикации

Прекрасная статья. Про офицеров на корабле уже была, или я пропустил?

Также вопрос, как была организована артиллерийская стрельба в тот период. Немножко непонятен пассаж про командование полудекой орудий - каждая из полудек получала свое целеуказание и вела огонь самостоятельно?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияDarkSkalD (18 Сен 2013 - 15:26) писал:

Прекрасная статья. Про офицеров на корабле уже была, или я пропустил?
Не было. И не будет - автор про офицеров не писал ничего. Есть еще краткий обзор унтер-офицерских должностей.

Цитата

Также вопрос, как была организована артиллерийская стрельба в тот период. Немножко непонятен пассаж про командование полудекой орудий - каждая из полудек получала свое целеуказание и вела огонь самостоятельно?
Правильнее всего, я полагаю, спросить Сергея Махова.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 662 публикации

Просмотр сообщенияAunt_Tom (18 Сен 2013 - 15:43) писал:

Правильнее всего, я полагаю, спросить Сергея Махова.
Может дернуть его в этот тред? Тема-то любопытная.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияblackcoldsun (18 Сен 2013 - 17:28) писал:

материал-автору зачет! давай еще, в том же духе!
По ссылкам пройдите. Я -- не автор.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
336 публикаций

Насчёт корабельного доктора.

Наличие доктора на корабле требовалось королевскими указами или приказами адмиралтейств (в зависимости от страны).

Но доктора и на суше могли хорошо заработать и мало кто стремился в море. И поэтому к строгим указам выпускались дополнения и разъяснения "что в виду нехватки кадров дозволяется на место доктора брать ученика лекаря, фельдшера и т.д."

Поэтому квалификация людей плававших на должности судового лекаря очень варьировалась в зависимости от корабля.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияTorbinsan (19 Сен 2013 - 17:42) писал:

Насчёт корабельного доктора.Наличие доктора на корабле требовалось королевскими указами или приказами адмиралтейств (в зависимости от страны).Но доктора и на суше могли хорошо заработать и мало кто стремился в море. И поэтому к строгим указам выпускались дополнения и разъяснения "что в виду нехватки кадров дозволяется на место доктора брать ученика лекаря, фельдшера и т.д."Поэтому квалификация людей плававших на должности судового лекаря очень варьировалась в зависимости от корабля.
Вы стартовый пост или невнимательно прочитали, или не осознали.

Смысл поста в том, что Адмиралтейство установило минимальный объем знаний соответствующих специалистов. И с помощью экзаменов убеждалось в наличии этих знаний.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
336 публикаций

Просмотр сообщенияAunt_Tom (19 Сен 2013 - 18:10) писал:

Вы стартовый пост или невнимательно прочитали, или не осознали.

Смысл поста в том, что Адмиралтейство установило минимальный объем знаний соответствующих специалистов. И с помощью экзаменов убеждалось в наличии этих знаний.
А по моему мой пост не противоречит всему выше сказанному. Судовой лекарь не всегда, и зачастую не имел диплома врача.
Но попадались и с таковыми.
И если вы говорите о уорант-офицерах британского флота, то я подразумевал судовых лекарей в целом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв
  В 16.11.2013 в 12:41:58 пользователь ResidentUkr сказал:
На эту тему можно говорить очень долго
Так не молчите :) Есть что сказать?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
313 публикации

Интересно, спасибо. Прочитав про кока, извините, не удержался, вспомнил анекдот про однорукого повара. А в России всё было также или отличалось? Простите мне моё невежество.

 

 

Просмотр сообщенияDarkSkalD (18 Сен 2013 - 17:17) писал:

Может дернуть его в этот тред? Тема-то любопытная.
Правда, ветераны форума позовите. По фильмам, не историческим, всегда веселило, как капитан кричит "огонь" и на гондеке его слышат

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×