Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
dimafil25515

Морской собор в г. Кронштадте

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 164 боя

 

Свт. Николая Чудотворца (Николаевский) Морской собор в г. Кронштадте

 

Морской собор является уникальным храмом – памятником истории Российского флота. Здесь были памятные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме. В ризнице-музее собирались реликвии, связанные с историей кораблей, флотских экипажей, свидетельства подвигов моряков. Это единственный в России храм, который каждый моряк мог по праву считать своим.

bb0f89379e94.jpg

Морской собор был главным центром воспитания патриотизма. В основе патриотизма лежат принципы не материального, а духовного порядка. По словам философа Владимира Соловьева «боевой дух – готовность каждого солдата бить врагов и самому быть убитому, для чего непременно нужна полная уверенность в том, что война есть дело святое». Языком образов и христианских символов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой. Идея освещения патриотизма выражалась в поименном поминовении умерших воинов и установки в пространстве храма – образа Царства Божия – памятных досок с их именами и указанием на обстоятельства гибели.Участие в общих панихидах по героям, проходившее в окружении памятных текстов и военных реликвий формировало историческое сознание и чувство гордости за славное прошлое своей родины, ощущение личной причастности к героической военной истории Отечества.

Инициатором строительства стал командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков.

Морской собор — детище Императора Николая II

 

10bdc9cea6e2.jpg

С самого начала своего основания в 1704 году Кронштадт – Коронный город – стал не только неприступным морским форпостом Санкт-Петербурга, но и настоящим источником духовности, святости и патриотизма, достойным венцом России, многогранная история которого, со времён Петра Великого, была тесно связана с Царствующим Домом Романовых. Кронштадт, расположенный на острове Котлин, – это святая земля, имеющая чудотворную энергетику, или иными словами – благодать. На этом маленьком клочке земли площадью всего 15 километров до революции 1917 года насчитывалось 23 храма, 12 домовых церквей и 16 часовен различных конфессий. Иоанн (Сергиев) Кронштадтский – великий молитвенник Земли Русской, 53 года служил в Соборе во имя святого апостола Андрея Первозванного. При нём Кронштадт стал одним из православных духовных центров всей России. Сюда, к батюшке Иоанну, ежедневно приезжали сотни, а в праздники — тысячи людей, чтобы услышать его проповеди, получить благословение или попросить о помощи.

Однако в эпоху воинствующего атеизма 20-30-х годов прошлого столетия в Кронштадте были закрыты и разграблены все храмы и часовни, а такие как Андреевский собор, Римско-католическая церковь и ряд других – снесены до основания. Сильно пострадал, был разграблен и превращён в гарнизонный клуб Морской собор – подлинная святыня Российского флота, построенный в эпоху Императора Николая II и при его активной поддержке. Не пожалели даже первый памятник Кронштадта – бюст Петра Великого, установленный на коринфской колонне в Адмиралтействе. Вместо него на постамент водрузили бюст вождя мирового пролетариата.

Но времена исторического беспамятства и засилья атеизма уходят в прошлое. Сегодня в Кронштадте восстановлены и отреставрированы многие часовни и три храма, в том числе собор во имя Владимирской иконы Божией матери и Николаевский Морской собор. В них проводятся регулярные богослужения. Кроме того, в последние годы в городе морской и воинской славы России активно возрождается память о святом праведном отце Иоанне Кронштадтском и о благих деяниях Святой Царственной семьи Российского императора Николая II, открываются новые воинские мемориалы и памятники. Тем самым восстанавливаются лучшие традиции воспитания духовности и патриотизма граждан нашего Отечества.

 

cd24a61292b2.jpg

Достойный колыбели русского флота

К 90-м годам XIX века население Кронштадта насчитывало 45 тысяч человек, из них более 13 тысяч — православных флотских нижних чинов, не считая плавающих за границей. Всё более необходимым становилось строительство большого каменного храма для военных моряков. В 1896 году под началом главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Н. И. Казнакова возникла инициатива по сооружению каменного Морского собора, который стал бы достойным памятником Кронштадту как колыбели русского флота.

Для постройки избрали Якорную площадь – самую обширную, находящуюся в центре города, на которой с давних пор находился склад корабельных якорей, и ближе всего расположенную к месту пребывания флотских команд. Специально оставили обширное место для площади, где можно было проводить парады войск гарнизона и разбить соборный сквер.

Император Николай II горячо одобрил идею строительства храма в Кронштадте и с его разрешения в начале 1897 года был образован комитет под председательством вице-адмирала Н. И. Казнакова для сбора пожертвований на Морской собор и выбора проекта.

С самого начала будущий храм рассматривался как памятник деяниям Петра Великого «на месте его первых и особенных трудов, кроме того собор должен быть достойным памятником чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию и славе флота».

17 марта 1897 года император Николай II подписал указ об открытии сбора средств на возведение Морского собора в Кронштадте. В связи с этим протоиерей Иоанн (Сергиев) Кронштадтский 10 мая 1897 года выступил с обращением: «Возлюбленные братья-моряки и все православные соотечественники! Живя в Кронштадте сорок два года и, во всё это время видя малость, скудость и ветхость Морского храма, — я снедался ревностью о нём и желанием просторного, прочного и благолепного храма, и ныне внёс свою лепту на сооружение такового храма 700 руб. Благоволите Вы оказать свое посильное усердие к сооружению его». В результате этого появились пожертвования из разных уголков России от всех слоев населения. В пожертвованиях приняли участие и члены императорской фамилии, многие высокопоставленные особы, частные лица. Всего было собрано 280 тысяч рублей.

В 1897 году комитет объявил конкурс на составление проекта. Но было поставлено условие: высота купола должна быть такой, чтобы он мог служить приметным ориентиром для моряков, а крест — четко различаем с большого расстояния. Сложность задачи, стоявшей перед архитекторами, заключалась еще и в том, чтобы создать новый храм в таком виде, чтобы он «служил и местом молитвы для моряков и был памятником славных деяний русского флота». На конкурс было представлено четыре проекта, но две первые премии так никому не присудили. Тогда председатель комитета обратился с просьбой составить проект к академику архитектуры А. И. Томишко. Он изготовил два варианта. 26 июля 1899 года они были представлены императору Николаю II и один из проектов получил «высочайшее» одобрение. По нему составили смету, дополнительные чертежи и изготовили модель. 6 марта 1900 года был учреждён строительный комитет по постройке собора.

Однако вскоре, вместо Н. И. Казнакова, главным командиром Кронштадтского порта и председателем комитета стал вице-адмирал С.О. Макаров. Под его председательством комитет трижды обсуждал проект, представленный архитектором

А. И. Томишко, и подверг его резкой критике. После доклада императору Николаю II 5 июня 1900 года данный проект «был оставлен без исполнения». Это лишний раз подтверждает, насколько серьезно и ответственно относился Государь к возведению Морского собора в Кронштадте.

Наконец комитет обратился к гражданскому инженеру, архитектору и художнику В.А. Косякову, успешно сотрудничавшему с Морским ведомством.

27 ноября 1900 года В. А. Косяков своим письмом известил Главное управление кораблестроения и сооружений о том, что он приступил к составлению эскиза. С этой целью архитектор прибыл в Константинополь (Стамбул), осмотрел мечеть Айя-София — бывший византийский храм св. Софии, где сделал все необходимые обмеры и зарисовки. 16 апреля 1901 года комитет при участии приглашённых командиров экипажей, отрядов, кораблей и офицеров флота единогласно выбрал один из двух изготовленных зодчим эскизов.

21 мая 1901 года эскизный проект и модель будущего Морского собора в Кронштадте представили Императору Николаю II. Внимательно изучив их, государь высочайше одобрил и утвердил новый проект.

Начало

В октябре 1901 года Государственный совет принял решение об ассигновании финансовых средств, и начались подготовительные работы. 27 октября 1901 года на месте будущего храма настоятелем Андреевского собора о. Иоанном Кронштадтским был совершён молебен в присутствии всего наличного состава флотских экипажей, учебных отрядов и школ в количестве около 14 тысяч человек. После этого началась работа по очистке площади от верхнего слоя грунта. Причём матросы работали бесплатно и добровольно.

18 марта 1902 года Император Николай II утвердил состав строительного комитета. С наступлением весны продолжились земляные работы, а затем приступили к устройству бетонных фундаментов, а также заготовке плит гранитного цоколя здания храма.

Когда работы по возведению фундамента были завершены, 8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка кирпичных стен храма. На молебне и чине закладки Морского собора, который совершил отец Иоанн Кронштадтский, присутствовали Император Николай II, вдовствующая Императрица Мария Федоровна и Императрица Александра Федоровна. Их встречал и сопровождал Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С. О. Макаров. Поблизости от строительной площадки была сооружена плавильная печь. В ней тут же из чугуна была отлита закладная доска. Затем С. О. Макаров доложил Императору о сборе средств и положении дел в строительном комитете. По окончании торжественной церемонии закладки храма, орудия крепости и кораблей произвели императорский салют в 31 залп. Затем на разбитом возле собора газоне государь Николай II посадил 32-годовалый дуб.

«Высочайше одобрено»

Храм предполагалось возвести за пять лет, но в 1904-1906 годах его постройка замедлилась. Из-за войны с Японией и революционных событий начались перебои с выделением средств.

И всё же работы по возведению стен, перекрытий и монтажу купольных конструкций, а также внутренней отделке собора продвигались вперед.

19 августа 1908 года Государь на яхте «Александрия» принял председателя строительного комитета адмирала К. П. Никонова и автора проекта — архитектора В. А. Косякова, который представил детальные чертежи чистовой отделки храма. Внимательно ознакомившись с ними, Император Николай II высказал свои замечания и предложения. Они были приняты архитектором к руководству при изготовлении моделей мраморных и бронзовых частей, что получило одобрение в декабре 1908 года и весной 1909 года. К тому времени стало ясно: Морской собор в Кронштадте по своей архитектуре, отделке и предназначению будет уникален для России. Это важное обстоятельство сыграло в дальнейшем свою положительную роль.

28 июля 1909 года Николай II прибыл в Кронштадт, лично осмотрел здание строящего собора, на котором уже были выполнены работы по позолоте куполов, а внутренние леса разобрали. В целом, он«выразил свое удовольствие по поводу всего увиденного». В то же время, при знакомстве с детальными рисунками, моделями и образцами отделки, Император высказал сожаление о том, что предполагается использовать искусственный полированный мрамор вместо натурального. Архитектор Косяков пояснил в ответ, что для колонн, поддерживающих хоры, искусственный мрамор применен по необходимости, так как им замаскировано тело прочных железобетонных колонн. Наличники же внутренних дверей планировалось выполнить из искусственного камня для экономии средств.

Именно тогда еще одним свидетельством царского интереса и внимания к строительству Морского собора в Кронштадте стало то, что государь повелел выдать в качестве пожертвования, со склада императорской Петергофской гранильной фабрики лапис-лазурь для облицовки наличника главного входа в храм. Строительный комитет в связи с этим через Морского министра обратился к Николаю II за разрешением использовать лапис-лазурь стоимостью около 16 000 рублей ещё и для украшения престолов, жертвенников и кафедры проповедника. Государь одобрил и эту просьбу.

Вместе с тем архитектор В. А. Косяков обнаружил на фабрике куски зеленовато-волнистой яшмы, камни орлеца, кристаллы топаза, которые также были выделены для отделки строящего храма.

Кроме того по распоряжению Императора было бесплатно отпущено 100 пудов пушечной бронзы, 700 пудов лома красной меди и на изготовление кровли — 5000 пудов зелёной меди.

Вот что писал по этому поводу в своей пояснительной записке на окончание работ главный строитель храма архитектор В. А. Косяков: «Вышеуказанный отпуск материалов от казны дал возможность заменить назначенную по смете железную кровлю медною, сосновые оконные переплёты железными, а двери дубовыми, штукатурные базы внутренних колонн медными и цементныя перила на хорах мраморными, увеличить колокольный звон с 1000 пудов до 1700 пудов.

Всегда заботясь о выполнении работ с возможною экономиею, комитет не внёс в сметные предложения никаких излишеств и роскоши в отделке, и, избегая позолоты даже в паникадилах, имел в виду исключительно благородный, спокойный внутренний вид храма, достойный общего величия всего сооружения и назначения служить памятником морякам, погибшим при исполнении своего долга перед Царем и отечеством».

В связи с изначальным решением об увековечении памяти погибших моряков на мемориальных досках-скрижалях, закрепленных на внутренних стенах храма, отставному генерал-лейтенанту А. С. Кроткову поручили составление необходимых списков.

 

88255a92667b.jpg

4c93373b6cc3.jpg

В честь 300-летия Дома Романовых

Весной 1913 года все работы по сооружению Морского собора в Кронштадте были завершены и празднества по случаю открытия и освящения храма вошли в перечень общероссийских торжеств в честь 300-летнего царствования Дома Романовых.

Возведённый собор имел длину 83,7 м, ширину 63 м, а высота с крестом составила 70,3 м. Величественный храм стал высотной и архитектурной доминантой Кронштадта, видимой на расстоянии в 45 км. В него вели три входа: главный, где имелась открытая часовня – с запада, а также с севера и юга. Для облицовки собора использовался серовато-жёлтый кирпич, цоколь был выполнен из гранита. Крыша храма была покрыта медью. Кресты позолотили.

Западный портал украшали мозаичное изображение Спаса Нерукотворного, два сюжета из жизни Николая Чудотворца, четыре символа Евангелистов и орнаменты. Снаружи часовня храма закрывалась бронзовыми воротами, выполненными в русско-византийском стиле. В глубине её находились двери с иконами. Они вели в собор, но открывались только в дни больших торжеств, а обычно служили своеобразным иконостасом часовни. Сверху она освещалась массивной бронзовой лампадой в виде трёхмачтового парусного корабля. Пройти в собор можно было боковыми дверями.

Огромное, светлое и просторное внутреннее пространство Морского собора напоминало интерьер храма Святой Софии в Константинополе, только с другими пропорциями. Большой купол Морского собора диаметром 26,7 метра, поднимавшийся на высоту 51 метр от пола, имел 32 окна – символ 32 румбов на морском компасе. Стены собора облицованы мрамором, но больше всего поражал резной, белого мрамора иконостас.

Вся внутренняя отделка храма поражала богатством и совершенством форм. Недаром современники говорили: «Собор блистает своим великолепием». Византийский стиль, в котором построен храм, был выдержан и в росписи стен, и в иконописи, и в оформлении церковной утвари.

Внутри храма-пантеона, как и задумывалось изначально, его стены, были выполнены в виде мраморной панели. На ней крепились мемориальные памятные доски: 130 — из чёрного (в галереях) и 20 – белого мрамора (в алтаре) с начертанными золотом именами погибших чинов флота и корабельных священников. В галереях собора были отведены обширные помещения для хранения различных реликвий, икон, морских трофеев, флагов экипажей и кораблей, прославивших флот Отечества в морских боях и сражениях.

Кроме того, во внешнем убранстве и оформлении интерьера собора (как никогда ранее в православных храмах) была широко применена морская символика, которая особенно выделялась в орнаменте большого купола, на входных дверях и в рисунках пола (с изображением якорей, спасательных кругов, кораблей, рыб и других морских животных). И даже кресты над собором напоминали конфигурацию корабельных штурвалов. Морские мотивы использовались для росписи главного и боковых приделов храма с изображением святых, покровительствующих морякам, а также предметов церковной утвари – подсвечников, окладов Евангелия, хоругвей, паникадил и лампад.

В целом же изображение купола, как звездного неба, и пола, как морского дна, символизирующего две природные стихии, сопровождающие моряков во время плавания, создавали особый эффект – гармонии Вселенной, сотворённой Богом. Таков был замысел талантливого архитектора и инженера В. А. Косякова.

Центральная — открытая — часть храма вмещала до 3000 молящихся, а с учетом обширных галерей с хорами – до 5000 человек.

Общая стоимость всех работ по сооружению Морского собора составила 1 миллион 955 тысяч рублей вместе с пожертвованиями (280 000 рублей).

10 июня 1913 года, через 10 лет после закладки Кронштадтский Морской собор в высочайшем присутствии Государя Императора Николая II и его Августейшей Семьи был торжественно открыт и освящён.

Погода в этот день была чудесной. Лучи яркого солнца отражались от куполов красавца-храма. С 7 часов утра в Петровском парке, на Якорной площади и прилегающих улицах стали собираться толпы народа. Внезапно в небе появился дирижабль «Лебедь» и сопровождаемый тысячами взоров удивлённых кронштадтцев величественно проплыл над городом. Настроение у всех людей, прибывших на торжество, было приподнятым и по-настоящему праздничным…

Вот что писала пресса того времени о «самом великом празднике в Кронштадте», в частности, газета «Санкт-Петербургские ведомости»:

«…настал давно желанный для флота день освящения вновь выстроенного Морского храма. На Петровской пристани, устланной голубым бархатным ковром, выстроился почётный караул от флотских экипажей со знаменем и хором музыки. Для встречи Его Величества на пристани собрались Морской Министр, начальствующие лица… По пути от пристани к собору стояли шпалерами морские экипажи, крепостная артиллерия, Каспийский и Самарский полки, минные роты. Ближе к собору тянулись ряды воспитанников учебных заведений. За шпалерами войск колыхалось море голов – всё кронштадтское население высыпало на улицы, желая взглянуть на следование Царской семьи. У собора стояли воспитанницы Кронштадтских женских училищ… При подходе к Петровской пристани Императорского парового катера раздались звуки гимна. Государь, бывший в морской форме и Андреевской ленте, изволил выйти на пристань. Супруга главного командира порта Н. Ф. Вирен с дочерью имела счастье поднести Их Высочествам букеты из роз. Государь, приняв рапорт, изволил при звуках гимна обходить фронт почётного караула, затем депутация города Кронштадта во главе с городским головою поднесла Его Величеству хлеб-соль».

В открытой коляске члены Императорской Семьи доехали по Княжеской улицы до Морского собора, где были встречены духовенством, приложились к кресту и приняли кропление святой водой. Затем протопресвитер военного и морского духовенства о. Г. Шавельский вместе с другими священнослужителями совершил чин торжественного освящения и литургию. По их окончании под звон колоколов последовал крестный ход, причём Император шествовал вслед за духовенством. В этот момент вновь появился дирижабль «Лебедь» и совершил несколько кругов над Морским собором.

После крестного хода Морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II членов строительного комитета. При представлении Царю и членам Императорской фамилии им были преподнесены памятные записки о постройке собора и медали, выбитые в ознаменование окончания строительства.

Поблагодарив членов комитета и строителей, Николай II с дочерьми убыл на Петровскую пристань, откуда катер «Петергоф» доставил Царственную Семью на ожидавшую их на Кронштадтском рейде яхту «Штандарт».

В этот же день, к радости жителей города, был торжественно открыт с участием вдовы адмирала Макарова подвесной мост через Доковый овраг, расположенный совсем рядом с Морским собором.

На следующий день после открытия храма известная и популярная среди российских моряков газета «Кронштадтский вестник» писала: «С сооружением этого величественного художественного по архитектуре собора осуществилась давнишняя желанная мечта моряков иметь такой храм, который бы мог служить достойным украшением Кронштадта, этого главного гнезда русского флота, в котором волею его создателя Петра народилась, выросла и окрепла семья русских моряков. Этот новый грандиозный Морской собор будет вместе с тем и памятником чинов флота, т.к. на внутренних стенах его можно читать имена всех деятелей, покрывших себя славою и принесших пользу родине. Таким образом, этот храм-памятник, в котором будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, будет связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем тех трудов, знаний и подвигов, которые послужили к славе родины и флота».

Память будет жить

b764a532f87a.jpg

0065db0debcc.jpg

 

 

 

Епископ Иннокентий (Плотницкий) высказал в то время по-настоящему пророческие слова по поводу предназначения Морского собора — единственного в России, который вобрал в себя имена всех павших и упокоенных на морском дне:

«Благочестивейший обычай начертать на досках и разместить в храме имена национальных героев, «положивших свою жизнь за други» и тем исполнивших евангельскую заповедь, надо всячески приветствовать. Пройдут годы и десятилетия, а память, облечённая в молитву останется об этих славных сынах и пока будут гореть в храме свечи, пока священнослужители будут идти по храму и кадить фимиамом, будет жить память о людях, не пожалевших своей жизни для Родины. О, как прекрасно, когда родственники или боевые друзья, а может и совсем чужие, посторонние люди, войдя в храм и прочитав имена павших на досках, вознесут Богу молитву об упокоении души тех, кто не пожалел живота во имя великой России!»

И действительно, как показало время, Николаевский Морской собор в Кронштадте, ныне возрождённый, воистину стал грандиозным памятником и молитвенным мемориалом, и вновь всему миру показывает величие и славу Российского флота.

Активная поддержка в реализации идеи постройки главного морского храма-пантеона в Кронштадте стала яркой страницей благих деяний Российского Императора Николая II в городах морской славы, но далеко не единственной.

 

 

  

 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 164 боя

В марте 1897 г. начался сбор пожертвований. Здание построено в 1902-1913 гг. арх. В.Косяковым. Главный престол освящен во имя Св.Николая Чудотворца, боковые – во имя Свв.Апостолов Петра и Павла и Св.Иоанна Рыльского. Собор закрыт 14 октября 1929 г. По решению Президиума Леноблисполкома от 5 июля, утвержденному ВЦИК 2 октября. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима  Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой».Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». В 1930-е гг. здание Дом офицеров.

f2ff4bac2f91.jpg

 

 

346ec496e63a.jpg

    0766cb302572.jpg

f68dc869af63.jpg

      

129374aab590.jpg    

Собор высотой около 70 метров служит важной градостроительной доминантой, организующей пространственно-планировочную структуру Кронштадта. Главный купол собора виден со всех точек Невского фарватера. Собор вместе с прилегающим сквером представляет цельный архитектурно-художественный ансамбль, подчиняющий себе все огромное пространство Якорной площади, устроенной одновременно с завершением строительства собора.

c7f2d55320cf.jpg

 

Интерьеры собора имеют огромную художественную ценность. Роспись на внутренних сводах на хорах и алтаре храма исполнена художником М.М. Васильевым. Иконостас в византийском стиле, из белого ажурной резьбы мрамора с мозаичными вставками выполнен скульптором Н.А. Поповым по проекту В.А. Косякова.

  

f4c2ca9951ac.jpg
9fe259f1c4b4.jpg
c7f2d55320cf.jpg
37d856f08061.jpg

 

    

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 164 боя

 

  

 

58c5905f9685.jpg


148d9c1b663b.jpg


00666e8b0947.jpg


42b06460b4d0.jpg

 

    

 

  

f0dd6f1f7a24.jpg


a1e570be0442.jpg


f25d78fb5f72.jpg


cc24c67c26ff.jpg

 

 

    

 

 

 

  

 

 

 

72b2185c46b8.jpg

 


0b236807ba78.jpg

 


c339724c1ccf.jpg

 


aed08bdd3ca1.jpg

 

    

 

 

 

  

 

6a5ccd7c46c9.jpg

 


3551df5a7090.jpg

 


19b6c0960d0c.jpg

 


97a685da16bc.jpg

 

 

 

 

 

    

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 164 боя

 

На первом этаже по всему периметру храма помещены 130 черных досок, с высеченными золотыми буквами на них именами около тысячи погибших моряков (без различия вероисповедания), с 1695 по 1910 годы.

Тексты включали имена, звания, дату и обстоятельства гибели. Для хранилища реликвий, связанных с историей флота, в галереях второго этажа были отведены обширные помещения.

5c941274f414.jpg


d1546b861bfa.jpg


e04579696aa3.jpg


7eb09c2ac912.jpg

 

 

 

 

 

  

 

649c9be48375.jpg


358923d96e5b.jpg


7f291f454caa.jpg

 

    

  

 

fd7b97a8a8c7.jpg

 


2b78d7bf70f2.jpg

 


6c8d9be04716.jpg

 

 

 

    


 

История Морского собора связана с именами многих выдающихся людей России, он был свидетелем важных исторических событий.

 

 

В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920 г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года. При нем, 2 июня 1918 года в соборе служил молебен приезжавших в Кронштадт Святейший патриарх Московский и всея России Тихон. В 1920-м здесь служил митрополит Петроградский святой Вениамин, расстрелянный в 1922-м.

Морской собор является памятником архитектуры федерального значения на основании Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.

До 1918 года здание собора принадлежало Морскому министерству и находилось в ведении Протопресвитера военного и морского духовенства. В настоящее время здание состоит на балансовом учете 1999 Отделения Морской инженерной службы и находится на пользовании Кронштадтского Дома офицеров. В северной галерее 2-го яруса располагается филиал военно-морского музея экспозиция «Кронштадтская крепость».

b3924b2e884d.jpg

 

 

В 1953-1954 гг. в здании проведены работы по реконструкции и приспособлению здания для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. При этом был устроен подвесной потолок, разрушен иконостас и нарушена объемно-пространственная композиция внутреннего пространства.

Кронштадтский Морской собор с его славной историей и традицией должен вновь стать главным храмом всего русского флота, центром нового института флотского духовенства и возрождения старинной традиции поминовения павших воинов.

И тогда исполнятся слова Св. Иоанна Кронштадтского: «Да созиждется достойный дом Божий для морских чинов в Кронштадте, хотя не спешно, но прочно и достойно славного флота. Да проистечет из него благословение Вседержителю на все воинство морское».

Морской собор должен стать не только действующей церковью, но и храмом-памятником, в котором бы работал мемориальный центр и музей, собиравший исторические сведения, документы, реликвии, связанные с героями и выдающимися деятелями российского флота, координирующий действия всех тех, кто сейчас ведет поиск имен моряков-героев, создает книги памяти. Он должен быть открыт для всех, чтобы каждый мог получить здесь сведения о своих близких, служивших флоту, и знать, что имена их не забыты. Церковный музей должен знакомить нас не только с событиями, но, в первую очередь, с людьми, своей доблестной и благородной жизнью составившими славу Российского флота.

 

 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 164 боя

 

В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.

С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество из храма забрали. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков и флотских священнослужителей и использовали их при строительстве хозяйственных объектов.

В 1997 гг. в год 300-летия Российского флота была предпринята 1 попытка восстановить Крест на морском соборе.Хоть крест и был построен , и все было устроено к его подъёма, встал вопрос о его освящении. Из епархии был получен неожиданный ответ ,о том , что "над концертным залом Кресты не устанавливают". и Крест остался лежать на складе Адмиралтейства. В 2002 г. 7 августа была предпринята 2 попытка установить крест на собор.на этот раз установить Крест взялась Балтийская строительная компания (БСК).Её руководитель И.Найвольт известен как крупный благотворитель многих православных храмов. Об установке Креста было широко извещено, были даже изготовлены пригласительные билеты, говорят,был даже заказан банкет. Однако на этот раз забыли освятить Крест. установка неосвященного Креста закончилась печально: он не простоял и 10 минут как рухнул на землю. Чудом веревки, отлетевшие от него , не захлестнули винт вертолета.Тогда могла произойти трагедия.Падение Кронштадтского Креста стало знамением. Неосвященный был не принят Богом. Казалось сам о.Иоанн обратил взоры верующих людей к Кронштадту.

 

 В среду вечером в результате обрыва троса при установке на купол собора упал семиметровый крест весом 20 тонн, при этом никто не пострадал.

Крест, который был когда-то основным навигационным ориентиром в Невской губернии, устанавливали пилоты Балтийских авиалиний. Как заявил "Интерфаксу" командир вертолета Валериан Фофанов, "мы все делали правильно. Это какое-то роковое стечение обстоятельств".

Заместитель генерального директора компании-заказчика работ ЗАО "Балтийская строительная компания" Михаил Сирота также заявил "Интерфаксу", что при проведении работ по установке креста ошибки в технических расчетах быть не могло, все подготовительные мероприятия и непосредственно монтаж проводили опытные мастера. "Это какой-то злой рок", - сказал он.

М.Сирота сообщил, что сотрудники БСК намерены тщательно проанализировать происшедшее, однако в компании не теряют надежды вновь установить крест в сентябре.

Между тем собеседник агентства в Петербургской епархии выразил удивление тем, что православная община не была поставлена в известность об установлении креста. "Мы готовились 12 августа провести Крестный ход, посвященный его возвращению на купол, - сказал он, - однако, по непонятным для нас причинам все было перенесено на 7 августа".

"Неудача с установлением креста на храме есть знак свыше, который должен сподвигнуть светские власти на возвращение собора в лоно церкви", - заявил "Интерфаксу" источник в епархии.

"Эхо Москвы" -

 

Через  три месяца, в конце октября, была предпринята уже третья попытка установить Кронштадтский Крест. На этот раз , милостью Божией, удачная. Крест был установлен 25 октября в 8 часов вечера. Хочется надеяться , что воздвижение креста станет началом возрождения Собора и всего Кронштадта. Эта необычная история говорит о том , сколь сложным и серьёзным является дело установки Креста.

 

 

В Никольском Морском соборе продолжилась реставрация.

Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви. 19 ноября стало известно о принятия закона, по которому имущество религиозного назначения в России передаётся церквям.Первая литургия состоялась 19 декабря 2005 года, а 20 ноября 2010 в храме служил сам патриарх Кирилл, причём это богослужение транслировалось петербургским телевидением.

Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения собора 19 апреля 2012 г. в присутствии президента Д. А. Медведева.

 

 

Реставрационные работы в соборе велись до весны 2013 года, предполагалось, что при этом по выходным и праздникам будут проводиться службы. Однако в июне 2013 г. ещё сохранялись проблемы с доступом в храм, вызванные неясным юридическим статусом здания.

Великое освящение собора состоялось 28 мая 2013 года, когда храм отмечал своё 100-летие.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Патриарх Кирилл встретил гюйс крейсера "Варяг"

 

   

 

Синод РПЦ постановил придать собору ставропигиальный статус, подобающий главному храму российского флота.

 

 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 164 боя

 

морской собор после ремонта видео

  

 

Ну и в завершение  немного видео по собору.

     

     

  

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 558
[PF_DS]
Коллекционер
4 673 публикации
675 боёв

Бывал там, обалденно красиво. Только в шортах не пускали, пришлось из какого-то фартука "юбку" делать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
372 публикации
116 боёв

я просто удивлен, почему этот собор не относится к числу главных достопримечательностей Петербурга, красотища неописуемая

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
333
[RN]
Репортёр, Альфа-тестер
879 публикаций
3 894 боя

А я вот всего пару раз бывал в Кронштадте, и собор оба раза был закрыт. Статья, однако, обширна и интересна.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×