Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
OCTPOB_B_MOPE

Инцидент «Альрейго»

В этой теме 34 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
516 публикаций

Здравствуйте, уважаемые форумчане. Блуждая в просторах интернетов наткнулся на любопытную историю о британской находчивости.

 

Описываемые ниже события случились через год после окончания англо-аргентинского вооруженного конфликта 1982 года, известного как Фолклендская война, с одним из британских "Си Харриеров".

 

Изображение

 

Летом 1983 года Британский авианосец HMS «Илластриес» принимал участие в учениях НАТО неподалеку от Канарских островов. В один из погожих июньских деньков младший лейтенант Йен Уотсон готовился совершить свой четырнадцатый вылет на самолете вертикального взлета и посадки Sea Harrier FRS.1 бортовой номер ZA176. Заданием Уотсона и его ведущего был поиск французского авианосца. По условиям задания в зоне поиска самолеты разделялись и проводили поиск каждый в своем секторе, соблюдая радиомолчание.

 

После выполнения задания Уотсон, не обнаруживший французов, вернулся к точке рандеву, но не смог найти ведущего. Пилот пытался связаться с напарником по радио, но оно не работало. Навигационная система также оказалась неисправной – летчик не смог определить, где находится его авианосец.

 

Через 50 минут безуспешных поисков на экране радара появилась отметка. Когда Уотсон приблизился к цели на 12 километров, он увидел небольшой грузовой корабль.

 

Изначально Уотсон планировал облететь судно, привлечь внимание экипажа и катапультироваться. Однако приблизившись к кораблю, Уотсон заметил, что контейнеры на палубе образуют ровную поверхность, похожую на площадку, которая использовалась для тренировок пилотов «Харриеров».

 

Уотсон решил садиться. К этому моменту в баках самолета оставалось топлива на несколько минут полета. Самолет благополучно приземлился на контейнеры, но начал соскальзывать хвостом вперед. Пилот пытался остановить скольжение, убрав шасси, но самолет все–таки завалился на хвост. По счастью, рядом с контейнером стоял стоял минивэн, который послужил подпоркой и не дал самолету опрокинуться.

 

Изображение

 

Капитан испанского контейнеровоза «Альрейго» сообщил о буквально свалившемся на голову самолете британцам по радио, но отказался нарушать свой график, сказав, что Royal Navy смогут забрать свое имущество в порту Тенерифе через четыре дня.

 

Само собой, когда «Альрейго» пришел в порт, его уже поджидали репортеры.

 

Изображение

 

Изначально владельцы судна планировали получить компенсацию только за поврежденные контейнеры и минивэн, но под давлением профсоюзов выставили счет «за спасение имущества», по которому получили от Британии 570 тысяч фунтов стерлингов.

Командование англичан посчитало, что инцидент нанес большой ущерб репутации Royal Navy.

 

Несмотря на то, что Уотсон, еще не полностью закончивший программу обучения на «Си Харриере», фактически спас самолет, а на самом самолете и раньше выявляли неполадки радиооборудования, вся ответственность за инцидент была возложена на пилота. Он получил выговор и был временно отстранен от полетов.

 

Однако на его карьере инцидент сильно не сказался. В общей сложности налетал 2000 часов на Си Харриерах и 900 на Хорнетах и вышел в отставку в 1996 году. По словам Уотсона, на сам факт его наказания сильно повлиял тот факт, что инцидент получил широкую огласку в прессе.

 

Изображение

 

Стоит сказать несколько слов о ZA 716. Дело в том, что этому «Си Харриеру» уже приходилось раньше садиться на палубу транспортного корабля. Буквально за год до инцидента на «Альрейго», в мае 1982 года, 6 «Харриеров» и 8 «Си Харриеров», в том числе и ZA 716, выполнили посадку на палубу контейнеровоза “Атлантик Конвейор”, который доставил авиагруппу к Фолклендским островам.

 

После «Инцидента Альрейго» самолет был отремонтирован и вернулся в строй, в 1992 году прошел модернизацию до стандарта FA.2, и был списан со службы только в 2003 году. В 2004 году был приобретен Музеем авиации Ньюарка, где и пребывает в настоящее время.

 

Изображение

 

Немножко видео:

 

В виде бонуса предлагается краткая заметка о советском опыте посадки на контейнеровозы:

Похожая история случилась и в советском ВМФ с Як–38, но по другой причине. С целью проверки практической осуществимости эксплуатации Як–38 не только с авианесущих крейсеров, но и с гражданских судов – контейнеровозов и сухогрузов, в сентябре 1983 г. по приказу Главкома ВМФ летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов на гражданское судно – теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО–РО».

 

Первым совершил посадку 14 сентября 1983 г. старший летчик–инспектор полковник Ю. Н. Козлов, который за это получил от капитана теплохода А. Латышева памятный адрес. За ним произвели посадку полковник Г.Л.Ковалев, подполковники В.И. Кучуев и В.Н. Погорелов. До 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В. В. Васенков и А. И. Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов».

 

Изображение

 

Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18x24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини–авианосцев».

Источники:

www.38brrzk.ru

story.d3.ru

www.airwar.ru

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
120 публикаций

интересна реакция капитана и как объяснялся пилот. Вообще удивлен что посадка удалась площадка все же довольно короткая - большинство даже если и задумались бы о таком варианте исхода - не рискнули бы, проще катапультироваться - целее будешь

объясните как самолет оказался на фургоне - сдал назад уже сев ? или торможения не было а было что то вроде зависания и падение ?

Изменено пользователем anonym_8HxoBc8LYsKz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
516 публикаций

Просмотр сообщенияT0M_Sawyer (25 Окт 2013 - 09:46) писал:

объясните как самолет оказался на фургоне - сдал назад уже сев ? или торможения не было а было что то вроде зависания и падение ?
Соскользнул уже приземлившись. Почему именно, мне трудно сказать. Может, контейнер пуст и плохо закреплен.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
100 публикаций
1 бой

водитель минивэна был в шоке от того что так припарковались на него )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
2 834 боя

хорошая статья, пикантно смориться Харриер на контейнере :rolleyes:

upd: наконец-то удалось поставить заслуженный плюс

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
516 публикаций

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (25 Окт 2013 - 10:24) писал:

хорошая статья, пикантно смориться Харриер на контейнере :rolleyes:
Угу, будто кирпичей от страха наложил на палубу :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Представляю немую сцену на ходовом мостике во время посадки "Харриера" :veryhappy:

А военные начальнички у них ничем не лучше, чем у нас - принесли классного пилота в жертву популизму и желтой прессе.

Тема зачетная! Спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
336 публикаций

Будучи на практике на паруснике в Северном море стал свидетелем как вертолёт спасательной службы Германии испросив разрешения у капитана совершил тренировочную высадку и подъём с палубы парусника.

Мотивировали тем, что у них нет достаточной практики работы с парусниками. И надо отрабатывать все возможные аварийные ситуации.

Экипаж и пассажиры получили массу впечатлений.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
287 публикаций
78 боёв

Бедный водитель фургона. Я представляю его реакцию. Не говоря уже обо всём остальном))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4
[TAKR]
Старший бета-тестер, Коллекционер
61 публикация
17 847 боёв

Просмотр сообщенияOCTPOB_B_MOPE (25 Окт 2013 - 09:29) писал:

Здравствуйте, уважаемые форумчане. Блуждая в просторах интернетов наткнулся на любопытную историю о британской находчивости.

Описываемые ниже события случились через год после окончания англо-аргентинского вооруженного конфликта 1982 года, известного как Фолклендская война, с одним из британских "Си Харриеров".

Изображение

Летом 1983 года Британский авианосец HMS «Илластриес» принимал участие в учениях НАТО неподалеку от Канарских островов. В один из погожих июньских деньков младший лейтенант Йен Уотсон готовился совершить свой четырнадцатый вылет на самолете вертикального взлета и посадки Sea Harrier FRS.1 бортовой номер ZA176. Заданием Уотсона и его ведущего был поиск французского авианосца. По условиям задания в зоне поиска самолеты разделялись и проводили поиск каждый в своем секторе, соблюдая радиомолчание.

После выполнения задания Уотсон, не обнаруживший французов, вернулся к точке рандеву, но не смог найти ведущего. Пилот пытался связаться с напарником по радио, но оно не работало. Навигационная система также оказалась неисправной – летчик не смог определить, где находится его авианосец.

Через 50 минут безуспешных поисков на экране радара появилась отметка. Когда Уотсон приблизился к цели на 12 километров, он увидел небольшой грузовой корабль.

Изначально Уотсон планировал облететь судно, привлечь внимание экипажа и катапультироваться. Однако приблизившись к кораблю, Уотсон заметил, что контейнеры на палубе образуют ровную поверхность, похожую на площадку, которая использовалась для тренировок пилотов «Харриеров».

Уотсон решил садиться. К этому моменту в баках самолета оставалось топлива на несколько минут полета. Самолет благополучно приземлился на контейнеры, но начал соскальзывать хвостом вперед. Пилот пытался остановить скольжение, убрав шасси, но самолет все–таки завалился на хвост. По счастью, рядом с контейнером стоял стоял минивэн, который послужил подпоркой и не дал самолету опрокинуться.

Изображение

Капитан испанского контейнеровоза «Альрейго» сообщил о буквально свалившемся на голову самолете британцам по радио, но отказался нарушать свой график, сказав, что Royal Navy смогут забрать свое имущество в порту Тенерифе через четыре дня.

Само собой, когда «Альрейго» пришел в порт, его уже поджидали репортеры.

Изображение

Изначально владельцы судна планировали получить компенсацию только за поврежденные контейнеры и минивэн, но под давлением профсоюзов выставили счет «за спасение имущества», по которому получили от Британии 570 тысяч фунтов стерлингов.
Командование англичан посчитало, что инцидент нанес большой ущерб репутации Royal Navy.

Несмотря на то, что Уотсон, еще не полностью закончивший программу обучения на «Си Харриере», фактически спас самолет, а на самом самолете и раньше выявляли неполадки радиооборудования, вся ответственность за инцидент была возложена на пилота. Он получил выговор и был временно отстранен от полетов.

Однако на его карьере инцидент сильно не сказался. В общей сложности налетал 2000 часов на Си Харриерах и 900 на Хорнетах и вышел в отставку в 1996 году. По словам Уотсона, на сам факт его наказания сильно повлиял тот факт, что инцидент получил широкую огласку в прессе.

Изображение

Стоит сказать несколько слов о ZA 716. Дело в том, что этому «Си Харриеру» уже приходилось раньше садиться на палубу транспортного корабля. Буквально за год до инцидента на «Альрейго», в мае 1982 года, 6 «Харриеров» и 8 «Си Харриеров», в том числе и ZA 716, выполнили посадку на палубу контейнеровоза “Атлантик Конвейор”, который доставил авиагруппу к Фолклендским островам.

После «Инцидента Альрейго» самолет был отремонтирован и вернулся в строй, в 1992 году прошел модернизацию до стандарта FA.2, и был списан со службы только в 2003 году. В 2004 году был приобретен Музеем авиации Ньюарка, где и пребывает в настоящее время.

Изображение

Немножко видео:



В виде бонуса предлагается краткая заметка о советском опыте посадки на контейнеровозы:

Похожая история случилась и в советском ВМФ с Як–38, но по другой причине. С целью проверки практической осуществимости эксплуатации Як–38 не только с авианесущих крейсеров, но и с гражданских судов – контейнеровозов и сухогрузов, в сентябре 1983 г. по приказу Главкома ВМФ летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов на гражданское судно – теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО–РО».

Первым совершил посадку 14 сентября 1983 г. старший летчик–инспектор полковник Ю. Н. Козлов, который за это получил от капитана теплохода А. Латышева памятный адрес. За ним произвели посадку полковник Г.Л.Ковалев, подполковники В.И. Кучуев и В.Н. Погорелов. До 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В. В. Васенков и А. И. Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов».

Изображение

Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18x24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини–авианосцев».


Источники:
www.38brrzk.ru
story.d3.ru
www.airwar.ru
+1 :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 308
[LSTST]
Супертестер, Альфа-тестер, Коллекционер
1 989 публикаций
18 067 боёв

Цитата

Представляю немую сцену на ходовом мостике во время посадки "Харриера"

Скорее всего она была громкой, куча вопросов и почему)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
49
[OMLET]
Старший альфа-тестер
499 публикаций
19 059 боёв

Военные всегда и везде останутся военными... А слова капитана корабля напомнили известную байку с маяком.

Изменено пользователем Exedor

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
120 публикаций

Просмотр сообщенияTorbinsan (25 Окт 2013 - 15:00) писал:

Будучи на практике на паруснике в Северном море стал свидетелем как вертолёт спасательной службы Германии испросив разрешения у капитана совершил тренировочную высадку и подъём с палубы парусника.
Мотивировали тем, что у них нет достаточной практики работы с парусниками. И надо отрабатывать все возможные аварийные ситуации.
Экипаж и пассажиры получили массу впечатлений.
надо уже собирать рассказы и байки форумчан как местный фольклор на манер танковой темы Легенды

Просмотр сообщенияMonteis (25 Окт 2013 - 15:56) писал:

Бедный водитель фургона. Я представляю его реакцию. Не говоря уже обо всём остальном))
по мне так то была реакция хариера родившего маленький фургончик
UPD
хотя у нас еще нет настолько великих троллей (это я про легенды), да и просто посмеяться пока не над чем и олени здесь в красной книге, разве что про постонабивателей
Изменено пользователем anonym_8HxoBc8LYsKz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 308
[LSTST]
Супертестер, Альфа-тестер, Коллекционер
1 989 публикаций
18 067 боёв

Цитата

Военные всегда и везде останутся военными...

Так должны такими оставаться, на то и военные.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
295 боёв

Интерессная история , однако страннно ,что ему дали выговор , ведь он спас фактическйи самолет в  стоймостью в несколько миллионов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
7 публикаций
36 боёв

Пилот либо везунчик, либо профессионал своего дела, а скорей всего сочетание. Площадка больно маленькая.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×