Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_qKWlCu3QBBpM

Самолет-амфибия "Ш-2"

В этой теме 38 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
194 публикации

Изображение

Ш-2 что это за самолет?

 

Каждая страна покрыта большим количеством рек и озер. Всякое водное пространство, в первую очередь озеро или широкая река, могут служить хорошими аэродромами для самолетов, приспособленных для взлета с воды, так называемых гидросамолетов. В том случае, когда есть поблизости водное пространство, нет необходимости устраивать специальный аэродром на суше. Наиболее распространенный тип гидросамолета — «летающая лодка». Это самолет, у которого фюзеляж — корпус — выполнен в виде лодки специальных очертаний. А что, если гидросамолету потребуется полететь в глубь страны, где нет водных пространств? Как же там он будет совершать посадку? На такой случай конструкторы придумали для гидросамолета подтягивающиеся колесные шасси. Летающая лодка с такими шасси может успешно садиться как на воду, так и на землю, она является в этом случае «земноводным самолетом» и называется «самолетом-амфибией». Один из наиболее известных самолетов такого типа — легкий самолет «Ш-2».

История

 

Изображение

История возникновения самолета «Ш-2» несколько необычна. Первый образец его («Ш-1») был построен авиаконструктором В. Шавровым, инженером В. Л. Корвиным и механиком Н. Н. Фунтиковым — на квартире у Корвина в Ленинграде. Самолет строили полгода. А когда все было готово, крылья, лодку и оперение с большим трудом спустили через балкон с третьего этажа на землю и доставили на соседний аэродром. Первые летные испытания провели в Гребном порту близ Ленинграда, а вскоре на самодельном самолете был совершен перелет из Ленинграда в Москву. Было это в 1929 году. Самолет-амфибия «Ш-2» использовался на местных воздушных линиях Севера, Сибири и Дальнего Востока, применялся при охране границ, для ледовой разведки в Арктике, на рыбных промыслах, служил геологам, помогал охранять от пожаров леса. Особенно широко применялся «Ш-2» на местных воздушных линиях в необжитых районах страны, где много рек и озер, но мало аэродромов.

Начиная с 1939 года «Ш-2» выпускается серийно в мастерских, где ремонтировались самолеты Гражданского воздушного флота. Строился он серийно и после Великой Отечественной войны. Самолет-амфибия «Ш-2» продолжает жить. Его можно встретить и на рыбных промыслах Каспия и на местных воздушных линиях далекого Севера. Это один из самых долговечных образцов самолетов в мире. Он с успехом служил людям 30 лет!

 

Как устроен самолет «Ш-2».

 

По своей схеме самолет-амфибия «Ш-2» является летающей лодкой — полутора планом с тянущим винтом и звездообразным двигателем «М-11», размещенным на верхнем крыле. В лодке под крылом расположена трехместная кабина. Верхнее крыло значительно больше нижнего, поэтому «Ш-2» и называется полутора планом. Верхнее крыло крепится к фюзеляжу на подкосах и может при необходимости складываться. Сделано это для того, чтобы самолет было удобно хранить на корабле или в ангаре. Нижнее крыло без подкосов (свободно-несущее), расположено вблизи ватерлинии и несет на себе «поплавки боковой остойчивости», предохраняющие самолет от крена на воде. Поднимающиеся шасси состоят из двух колес, укрепленных к полуосям на шнуровой амортизации. Подъем и опускание шасси осуществляются посредством тросового привода из кабины. Верхнее крыло имеет два лонжерона и ферменные нервюры. Оно состоит из центроплана, выполненного из дюралюминия, и деревянных консольных частей. Консоли, укрепленные к фюзеляжу на подкосах, могут складываться назад. В этом случае хвостовая часть центроплана должна быть откинута кверху.

Изображение

Профиль крыла — «МОС-27» — имеет относительную толщину 16% в центроплане. К концам крыла выпуклость по верхней стороне уменьшается, и профиль становится сравнительно тонким. Элероны имеют щелевой профиль и раскосную конструкцию. Лобовая часть верхнего крыла зашита фанерой, а остальная поверхность крыла обтянута полотном. Нижнее крыло и поплавки, составляющие с ним одно целое, выполнены из дерева и покрыты фанерой. У этих поплавков, как и у лодки-фюзеляжа, снизу имеется уступ для облегчения взлета с воды, называемый «реданом». Каждый поплавок разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Нижнее крыло — двухлонжеронное — и имеет профиль, отличный от примененного на верхнем крыле. Центроплан укреплен к лодке-фюзеляжу на стальных трубах с каплеобразным сечением. Подкосы, идущие от консолей к лодке, также выполнены из стальных труб. Фюзеляж самолета имеет форму лодки и сделан из дерева.

 

Лодка

 

Изображение

Лодка состоит из 25 шпангоутов, киля, 4 стрингеров, идущих вдоль лодки, и большого количества разного рода раскосов и усилений. 4 шпангоута имеют герметические переборки, которые делят всю лодку на 5 водонепроницаемых отсеков. Шпангоуты, расположенные в месте крепления крыльев, усилены. Шпангоут, где размещены шасси и крепятся передние подкосы, идущие от консолей, выполняется особенно прочным и называется «главным шпангоутом». Обшита лодка фанерой разной толщины на днище — 4—6 мм, на бортах и палубе — 3 мм.

Снаружи вся лодка и нижние крылья оклеены полотном на аэролаке. Это обеспечивает полную защиту их от воды. Хвостовое оперение — деревянное, с полотняной обтяжкой. Стабилизатор имеет 2 лонжерона и укреплен к хвостовой части лодки четырьмя подкосами. Сама хвостовая часть лодки заканчивается килем.

 

Управление

 

Изображение

На киле размещен руль направления. Руль высоты и руль направления — раскосной конструкции, что обеспечивает им хорошую жесткость. Управление в кабине — двойное, проводка управления от рычагов управления в кабине к рулям — тросовая. Шасси состоят из двух отдельных ног с полуосями и шнуровой амортизацией. Ноги крепятся к узлам главного шпангоута лодки. Каждая нога состоит из двух труб, по которым движется «башмак», несущий полуось для колеса с размерами пневматика 700 X 120 мм. Для подъема и опускания шасси на приборной доске установлена рукоятка тросового привода. На оси шасси при необходимости могут быть надеты вместо колес лыжи. Благодаря специальному устройству крепления лыжи, размещенные на полуосях шасси, не нуждаются в специальных оттяжках. Хвостовая часть фюзеляжа опирается при стоянке на земле на широкую костыльную пяту. Зимой на эту пяту крепят обычно небольшую хвостовую лыжу.

Моторная рама сваривается из стальных труб и крепится к центроплану сверху, воздушный винт — деревянный, с фиксированным шагом. На серийных образцах самолета «Ш-2» устанавливался двигатель «М-11» мощностью 100 л. с. или «М-11» мощностью 115 л. с.

 

Модернизации

 

Изображение

Впоследствии был выпущен санитарный вариант самолета «Ш-2». Он отличался тем, что кабина за передними сиденьями, где размещались летчик и врач, закрыта съемным прозрачным фонарем. Задняя стенка кабины была прорезана, и в полученный объем могли устанавливаться носилки с больным. Летные данные санитарного варианта «Ш-2» ничем не отличались от летных данных серийного образца.

В 1951 году в конструкцию «Ш-2» были внесены некоторые изменения. «Ш-2» стали выпускать с одиночным управлением. В оборудование самолета включили систему запуска мотора сжатым воздухом, в конструкцию рулей высоты добавили триммеры, управляемые из кабины. В 1952 году некоторые экземпляры «Ш-2» были выпущены с закрытой кабиной.

 

Основные данные самолета «Ш-2»

 

С мотором «М-11» следующие:

размах крыла — 13,0 м; длина — 8,2 м;

площадь верхнего крыла — 21,75 м2;

полная площадь — 24,7 м2;

вес пустого самолета — 660 кг;

полетный вес— 1 040 кг;

максимальная скорость — 143 км/час;

крейсерская скорость — 120 км/час;

потолок — 3 850 м;

дальность полета — 1 100 км;

разбег — 225 м за 19 сек.;

пробег — 100 м за 10 сек.

 

Источник

Журнал "Моделист конструктор" 1962 года

Изменено пользователем anonym_qKWlCu3QBBpM

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
194 публикации

Просмотр сообщенияlerov (08 Ноя 2013 - 17:48) писал:

ТС, добавьте источник и информацию про службу, применение.
Источник старые газеты.

Просмотр сообщенияstarik_evlampiy (08 Ноя 2013 - 17:50) писал:

А как торпедоносец его нельзя было использовать?
Очень интересный вопрос, как мне кажется можно было лодку заменить на специальные держатели для торпед.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияedvard96 (08 Ноя 2013 - 17:51) писал:

Источник старые газеты.
Хм.. ну мне то не лукавьте..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
194 публикации

Просмотр сообщенияpkudinov (08 Ноя 2013 - 17:57) писал:

Хм.. ну мне то не лукавьте..
Попробуйте найти источник, кроме указанного мной.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияedvard96 (08 Ноя 2013 - 17:58) писал:

Попробуйте найти источник, кроме указанного мной.
А мне кажется это из "Моделист-конструктор"..
Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
5 публикаций
5 боёв

Просмотр сообщенияpkudinov (08 Ноя 2013 - 18:03) писал:

А мне кажется это из "Моделист-конструктор"..
Изображение
Все равно автор молодец, что данес до нас эту тему, спасибо ему за материал и +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Я лишь за то, чтобы указывался источник. Умейте уважать авторов статей!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Просмотр сообщенияRokfell (08 Ноя 2013 - 19:49) писал:

МОщная *** но скорее всего в WOWP
Ей там не чего делать....

Просмотр сообщенияedvard96 (08 Ноя 2013 - 17:45) писал:

Изображение
Это Ш-7.
Ш-2 на почтовой марке СССР.

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
267 публикаций

Просмотр сообщенияpkudinov (08 Ноя 2013 - 19:19) писал:

Я лишь за то, чтобы указывался источник. Умейте уважать авторов статей!
В  :medal: принципе ВЫ правы-но все равно парень молодец

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
288 публикаций

Цитата

Особенно широко применялся «Ш-2» на местных воздушных линиях в необжитых районах страны, где много рек и озер, но мало аэродромов.

Как самолет может применяться на местных воздушных линиях, если он одноместный?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияmike_vee (08 Ноя 2013 - 20:30) писал:

Как самолет может применяться на местных воздушных линиях, если он одноместный?
Воздушные линии могут быть и грузовые..

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
194 публикации

Просмотр сообщенияpkudinov (08 Ноя 2013 - 19:19) писал:

Я лишь за то, чтобы указывался источник. Умейте уважать авторов статей!
Я указал источник.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияedvard96 (08 Ноя 2013 - 20:45) писал:

Я указал источник.
А еще твинки спалил :)
...
Хвалить самого себя от чужого имени - это вообще жесть :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
227 публикаций

Просмотр сообщенияstarik_evlampiy (08 Ноя 2013 - 17:50) писал:

А как торпедоносец его нельзя было использовать?

Вы сэр, случаем не помешаны на них? Просто вашу тему о Ил-2торпеда видел.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Просмотр сообщенияstarik_evlampiy (08 Ноя 2013 - 17:50) писал:

А как торпедоносец его нельзя было использовать?
Вместо лодки внизу подвесить торпеду и на ней бы сидел пилот!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Просмотр сообщенияedvard96 (08 Ноя 2013 - 17:45) писал:

А когда все было готово, крылья, лодку и оперение с большим трудом спустили через балкон с третьего этажа на землю и доставили на соседний аэродром.
А вот Шавров в своих записях указывает: "Лодка была вытащена из комнаты через окно - хвостом вперед: с балкона верхнего этажа была сделана подвеска на блоке и лодка неожиданно, даже для нас самих, была легко и просто - в течение не больше чем 5 минут спущена вниз с 3-го этажа на двор. За ней последовали крылья, оперение и все, что было нужно." (В.Б.Шавров. "Как мы строили и испытывали гидросамолет-амфибию Ш-1", Ноябрь 1929 года.)

Просмотр сообщенияedvard96 (08 Ноя 2013 - 17:45) писал:

Начиная с 1939 года «Ш-2» выпускается серийно в мастерских, где ремонтировались самолеты Гражданского воздушного флота. Строился он серийно и после Великой Отечественной войны. Самолет-амфибия «Ш-2» продолжает жить.
Количество произведенных Ш-2, на каких заводах и по годам возьмите здесь (http://aviahistory.u...estr_sh_2/0-178)
Ну и в ТТХ надо добавить:
- к полетному весу (из них 380 кг полезная нагрузка);
- Длина разбега, м:
на земле - 180
на воде - 310
- Длина пробега, м:
на земле - 160
на воде - 180
Так же не хватает упоминания про Ш-2ВС для погранохраны с пулемётом 7,62-мм поставлявшихся во 2-ю отдельную морскую авиаэскадрилью Погранохраны НКВД СССР.
ЗЫ: И ещё, строка "Самолет-амфибия «Ш-2» продолжает жить."  :amazed: , как? В эксплуатации "Шаврушки" на наст. время нет, существуют только реплики и музейные экспонаты, вызывает недоумение. Сотрите или перефразируйте с ссылкой на музей Арктики и Антарктики, что в Санкт-Петербурге, где под потолком, висит на тросах настоящий, тот самый, что стоял на пароходе "Челюскин" во время его знаменитого похода, "Ш-2" летчика Бабушкина.
Тема, нормальная, надо, слегка, "доработать рашпилем". +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×