Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
KOBAPHA9l_KAPTOIIIKA

Эскадренные миноносцы типа «Акидзуки»

В этой теме 33 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
20 публикаций

Изображение

Эскадренные миноносцы типа «Акидзуки» или «Акицуки»(яп. 秋月型駆逐艦 Акидзукигата кутикукан) — серия японских эскадренных миноносцев периода Второй мировой войны. Также были известны как эсминцы типа B (яп. 乙型駆逐艦 Оцугата кутикукан).

Наиболее совершенные эскадренные миноносцы Японского Императорского флота, разработанные специально для сопровождения авианосных соединений. Всего предполагалось построить до четырёх десятков единиц этого типа, однако до окончания войны в строй вошли лишь двенадцать кораблей. Тринадцатый («Митидзуки») был разобран на стапеле. Большинство эсминцев приняло активное участие в боевых действиях на Тихом океане. После поражения Японии часть уцелевших кораблей была сдана на слом, часть — передана

победителям. Доставшиеся СССР и Китаю два разоружённых эсминца прослужили до 1960-х годов.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

 

Первое авианосное соединение Японского Императорского флота было сформировано в 1928 году из авианосцев «Акаги», «Хосё» и двух старых эсминцев. Последние должны были обеспечивать ПВО и ПЛО соединения, однако уже в то время эти эсминцы считались малопригодными для отведённой им роли из-за слабого зенитного и противолодочного вооружения, а также недостаточной дальности плавания. Эсминцы должны были быть заменены специализированными кораблями. Таковыми должны были стать два старых лёгких крейсера типа «Тэнрю», для чего их артиллерийское вооружение должно было быть заменено на 127-мм универсальные орудия Тип 89.

В 1937 году в связи с началом строительства новых авианосцев и получением информации о строящихся в Великобритании специализированных крейсерах ПВО типа «Дидо» японский морской генеральный штаб предложил построить серию аналогичных крейсеров. Этот план был отвергнут по следующим причинам:

  • Ожидались высокие потери кораблей, находившихся в охранении авианосных соединений.

  • Слабость судостроительной промышленности Японии не позволяла и думать о быстром возмещении потерь крейсеров ПВО — даже для более промышленно развитых Великобритании и США они оставались штучным товаром
Последним серийным японским лёгким крейсерам (типа «Сэндай») на 1937 было уже около пятнадцати лет, за которые они успели морально устареть и не могли быть использованы в качестве основы для проекта крейсера ПВО.

Наиболее совершенным зенитным орудием японского флота было проходившее тогда испытания 100-мм Тип 98, слабо смотревшееся в качестве универсального вооружения крейсера.

В итоге было решено строить корабли ПВО размеров эсминца, первый проект которых (получивший название F51) был представлен японскому МГШ в июле 1938 года. При стандартном водоизмещении 2200 тонн, скорости в 35 узлов и дальности плавания 10 000 морских миль корабль должен был нести четыре спаренные 100-мм артустановки Тип 98 Модель A, два спаренных зенитных автомата и шесть бомбомётов с боекомплектом в 76 глубинных бомб. Проект сразу подвергся критике за неправдоподобные максимальные скорость и дальность плавания (для их достижения требовалось значительно увеличить водоизмещение) и отсутствие торпедного вооружения, при том что корабль классифицировался как эсминец.

Изображение

Артустановка Тип 98 мод.А на эсминце «Харуцуки»

В сентябре 1938 года был представлен исправленный проект с уменьшенными до правдоподобных скоростью (33 узла) и дальностью плавания (8000 миль), а также добавленным четырёхтрубным 610-мм торпедным аппаратом. Стандартное водоизмещение возросло до 2350 тонн.

Наконец, окончательный проект, утверждённый в апреле 1939 года, предусматривал замену бомбомётов на два универсальных Тип 94, что делало противолодочное вооружение более сбалансированным. Стандартное же водоизмещение достигло 2700 тонн.

 

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

Корпус и компоновка

  • Корпус эскадренного миноносца размерениями 134,2×11,6 м делился переборками на 24 водонепроницаемых отсека. Форштевень на первом подтипе имел характерную для японского флота изогнутую форму, на последующих — прямую со скосом в подводной части. Корма была округлой, как и на других японских эсминцах. Полубак был длинным, доходя до боевой рубки.

  • Для защиты от магнитных мин вдоль верхней кромки корпуса тянулась размагничивающая обмотка из шести кабелей.

  • Спасательные средства состояли из двух 12-метровых баркасов и двух 11-метровых моторных катеров.

  • Живучесть была очень хорошей для кораблей таких размеров, в частности, 16 января 1944 года «Судзуцуки» остался на плаву и был отбуксирован на базу после двух торпедных попаданий, оторвавших ему обе оконечности.

  • Архитектура, в целом повторявшая предшествующие японские эсминцы, всё же имела отличия: четыре (вместо трёх) артустановки, другая форма мостика и боевой рубки (для обеспечения максимальных углов обстрела) и одна общая дымовая труба (вместо двух узких). Благодаря этим особенностям эсминцы типа «Акидзуки» имели своеобразный силуэт, напоминавший построенный пятнадцатью годами ранее лёгкий крейсер «Юбари». В ходе войны американские лётчики и подводники опознавали эсминцы как крейсера, в том числе — тяжёлые.
Силовая установка
  • Силовая установка на эсминцах типа «Акидзуки» располагалась по линейной схеме. Три паровых котла «Кампон Ро-Го» находились в двух котельных отделениях (два в первом, один во втором), дымоходы от них сводились в общую дымовую трубу. Вслед за ними шли два машинных отделения, где располагались два турбозубчатых агрегата «Кампон» мощностью по 26 000 л.с. (19 МВт) каждый (аналогичные применялись на эсминцах типа «Кагэро»), приводившие в движение два трёхлопастных гребных винта. Рабочее давление пара — 30 кгс/см² (29,6 атм.) при температуре 350 °C.

  • Запас топлива (около 1100 тонн мазута) размещался в основном в междудонном пространстве и позволял кораблю пройти 8000 морских миль 18-узловым экономичным ходом].
Радиолокационное оборудование
  • РЛС типов 13 и 22 на фок-мачте эсминца «Харуцуки»
Изображение
  • По проекту эсминцы типа «Акидзуки» не имели радаров, и три из четырёх единиц первой серии вступили в строй именно в таком виде.

  • На вступившем в строй в конце 1942 года четвёртом корабле серии («Хацудзуки») изначально размещалась РЛС Тип 21 решётчатой конструкции, которая устанавливалась на специально переделанную фок-мачту. На ряде единиц вместо неё устанавливалась РЛС Тип 22 с двумя антеннами, напоминающими внешне изогнутые рога. РЛС типов 21 и 22 были универсальными, способными обнаружить одиночный самолёт или надводный корабль размеров эсминца и более на дальности порядка 20 км. С 1943 года предпринимались попытки использовать РЛС Тип 22 для управления артогнём, неудачные из-за её низкой точности.

  • РЛС обнаружения воздушных целей Тип 13 была принята на вооружение в марте 1943 года и изначально присутствовала на пятом корабле («Ниидзуки») и последующих. Она представляла собой трёхгранную ферму с крепящимися на ней четырьмя парами приёмо-передающих антенн, устанавливалась на грот-мачту эсминцев, а позже дополнительно и на фок-мачту (над РЛС типов 21 или 22). Данная РЛС позволяла обнаружить отдельный самолёт на дальности 50 км, а их группу — со 100 км.
Вооружение

Артиллерийское

  • Основным вооружением эсминцев типа «Акидзуки» были 4 универсальные двухорудийные артустановки 100-мм/65 Тип 98 Модель A, расположенные линейно-возвышенно в оконечностях корпуса. 30-тонная закрытая установка была принята на вооружение в 1938 году, принципиально отличаясь от более ранних 127-мм установок Тип 3 (использовались, начиная с эсминцев типа «Фубуки») намного большей скорострельностью (вес минутного залпа главного калибра составил более 2000 кг против 1380 кг у «Югумо»), досягаемостью по высоте (до 13 000 м) и скоростью вертикальной и горизонтальной наводки. Всё это позволяло успешно поражать любые существовавшие в то время боевые самолёты. Однако из-за отсутствия снарядов с радиовзрывателями вероятность попадания в высоколетящие цели (например, бомбардировщики B-29) была очень низка, что и выявилось в ходе войны.

  • Для управления огнём 100-мм орудий использовался ПУАЗО Тип 94, принятый на вооружение в 1937 году. Этот прибор размещался над боевой рубкой в башенке с противоосколочным бронированием, имея в своём составе оптический дальномер с 4,5-метровой базой и 4 80-мм бинокля, наводясь электроприводом по горизонтали и вручную по вертикали. Он позволял определять расстояние до цели в диапазоне 3—15 км при максимальной скорости 150 м/с. С помощью механического счётного устройства данные о положении цели преобразовывались в информацию о углах наводки и задержки взрывателей снарядов, поступавшую затем расчётам орудий. Данная система управления огнём была наиболее совершенной из имевшихся в японском флоте, но тем не менее во время войны стала понятна её малоэффективность в условиях очень большого количества целей.

  • ПВО ближней зоны была изначально представлена двумя спаренными 25-мм автоматами Тип 96 (разработаны французской компанией «Гочкисс» в 1930 году, приняты на вооружение японского флота в 1936 году) в центральной части корпуса. По мере войны их количество непрерывно росло и достигло к 1945 году на «Судзуцуки» 48 (6 строенных и 30 одиночных, причём без демонтажа 100-мм установок). Для управления их огнём использовались один оптический дальномер с 2,5-метровой базой и два 1,5-метровых.
Минно-торпедное
  • Торпедное вооружение состояло из 610-мм четырёхтрубного торпедного аппарата Тип 92 Модель 4 (поздний и наиболее совершенный вариант с пневмоприводом наводки и защитными щитами, использовался также на эсминцах типов «Кагэро» и «Югумо»), расположенного в центральной части корпуса между надстроек. Запускаемые им кислородные торпеды Тип 93 моделей 2 и — с 1944 года — 3 были на тот момент самыми быстрыми, мощными и дальнобойными торпедами мира. Корабль нёс двойной боекомплект торпед (всего 8 единиц) и систему автоматизированной перезарядки торпедных аппаратов, применявшуюся в то время только в японском флоте.

  • Для обеспечения противолодочной обороны в кормовой части были установлены два бомбомёта Тип 94, стрелявшие 250-кг глубинными бомбами Тип 95 (боекомплект 72 штуки, также могли сбрасываться с кормы простым скатыванием).

  • Обнаружение подводных лодок осуществлялось с помощью пассивного гидрофона Тип 92, ультразвукового гидролокатора Тип 93 Модель 3 и эхолота Тип 99 Модель 3.

  • В целом возможности ведения ПЛО оказались недостаточными, в первую очередь из-за слабости средств обнаружения и невозможности сброса бомб по курсовым углам (в отличие от использовавшихся американским флотом британских бомбомётов «Хеджхог», которые это позволяли делать)
Изображение

Торпеда "Тип 93"

 

СТРОИТЕЛЬСТВО

  • Первые два эсминца проекта F51 («Акидзуки» и «Тэрудзуки», заводские номера 104 и 105) были заказаны по бюджету 1939 года и заложены осенью 1940 года. Ещё четыре корабля заказали в 1940 году (заводские номера 106—109), а заложили — в 1941—1942 годах. В 1941 году был выдан заказ на десять кораблей, а в 1942 году — ещё на 23, однако осуществление этих планов с самого начало было под вопросом[12].

  • Первые семь эсминцев (базовый проект F51, подтип «Акидзуки») были построены на верфях Майдзуру и Нагасаки в 1941—1943 годах. Следующие 4 корабля (модифицированный проект F51, подтип «Фуюдзуки») строились с 1943 года до конца войны на верфях Майдзуру, Йокосуки и Сасэбо. По проекту F53 (подтип «Митидзуки») успели заложить всего два эсминца, а достроить смогли только один — «Ханадзуки». Ещё три запланированных корабля остались на бумаге, как и 16 кораблей (позже 23) второй серии (проект V7)[12].

  • Основными отличиями поздних кораблей от первых были упрощённая конструкция корпуса (в частности, проект F53 визуально отличается от предшествующих намного более простыми очертаниями форштевня), гораздо большее количество зенитных автоматов и штатно установленные РЛС обнаружения.
ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

  • Эсминцы этого типа не успели принять участия в Мидуэйском сражении, но активно использовались в боях за Гуадалканал осенью 1942 года. 61-й дивизион эсминцев (состоявший изначально из «Акидзуки» и «Тэрудзуки») участвовал в целом ряде сражений, в ходе которых был потерян «Тэрудзуки», 11 декабря потопленный американскими торпедными катерами.

  • Весной и летом 1943 года 61-й («Акидзуки», «Судзуцуки» и «Хацудзуки») и только сформированный 11-й («Ниидзуки» и «Вакацуки») дивизионы приняли участие в боях за Соломоновы острова. «Ниидзуки» был потоплен американскими кораблями 6 июля во время сражения в заливе Кула.

  • В сражении у Марианских островов 20 июня 1944 года приняло участие сразу 4 эсминца этого типа из 6 имевшихся в наличии («Акидзуки», «Хацудзуки», «Вакацуки» и «Симоцуки», в ремонте находились «Судзуцуки» и «Фуюдзуки»). Особого влияния на ход боя они не оказали — он был проигран ещё до его начала из-за атак американских подводных лодок и выбранных японским командующим направлений ударов авиации, приведших в основном к бессмысленным потерям.

  • В сражении в заливе Лейте те же 4 эсминца вошли в состав соединения адмирала Одзава и на завершающей стадии 25 октября понесли под атаками американской авиации и подводных лодок значительные потери — были потоплены «Акидзуки» и «Хацудзуки». Уцелевшие 2 эсминца пережили их ненамного: уже 11 ноября во время сражения в Ормокском заливе погиб «Вакацуки», а «Симоцуки» был торпедирован 25 ноября при сопровождении конвоя.

  • «Фуюдзуки» и «Судзуцуки» участвовали в операции «Тэн-Го», пережив налёты американской палубной авиации с 11 авианосцев.
Изображение

«Фуюдзуки» во время операции «Тэн-Го» 7 апреля

1945 года. На заднем плане виден горящий линкор «Ямато»

  • 4 последних эсминца («Харуцуки», «Ёидзуки», «Ханадзуки» и «Нацудзуки») вступили в строй в конце 1944 — весной 1945 года и практически никакого участия в боевых действиях принять не успели. Таким образом, из 12 построенных кораблей уцелели 6, что для японских эскадренных миноносцев является одним из самых высоких показателей. Наиболее повреждённые «Фуюдзуки» и «Судзуцуки» были разобраны на металл, 4 же наиболее новых корабля в 1947 году распределили между союзниками.

  • Переданный Великобритании «Нацудзуки» после короткого изучения был разделан на металл в Йокосуке в 1948 год.

  • Доставшийся США «Ханадзуки» после изучения был потоплен в качестве учебной цели 3 февраля 1948 года в Восточно-Китайском море.

  • СССР и Китаю эсминцы достались в разоружённом виде, что не воспрепятствовало их длительной службе.

  • Китай получил «Ёидзуки», который был переименован в «Фэнь Ян», в 1949 году уведён на Тайвань, где и разобран в 1963 году.

  • Полученный СССР «Харуцуки» был включён в состав 63-го дивизиона эсминцев Тихоокеанского флота под названием «Внезапный» и сразу же законсервирован. В 1949 году он был переоборудован в учебный корабль «Оскол» с установкой советского радиоэлектронного оборудования, вооружения из 21 37-мм автомата 61-К и переоборудованием части помещений под учебные классы. 12 марта 1955 года бывший эсминец был переклассифицирован в плавучую казарму «ПКЗ-65», 2 июня того же года — в корабль-цель «ЦЛ-64». 27 августа 1965 года он был вновь превращён в плавказарму, на этот раз под названием «ПКЗ-37». 4 июня 1969 года его исключили из списков ВМФ СССР и сдали на слом.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Изображение

 

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

 

  • Эсминцы типа «Акицуки» стали одни­ми из самых современных кораблей Им­ператорского флота, принимавших учас­тие во Второй мировой войне. Корабли получили наиболее совершенное воору­жение, средства радиолокации и управ­ления огнем из имевшихся в японском флоте; максимально возможно для свое­го класса и уровня развития японской на­уки и промышленности сочетали оборо­нительные и наступательные качества. Несколько меньшая скорость по сравне­нию с «классическими» эсминцами пред­ставляется вполне допустимой, учитывая специализацию корабля. Недостатки же радиолокационного оснащения и проти­володочного вооружения «Акицуки» были присущи всем японским кораблям Второй мировой войны.

  • Проект «Акицуки» одним из первых среди японских эсминцев не принес про­блем с «верхним» весом, хотя на корабле разместились 4 двухорудийные башни ГК по линейно-возвышенной схеме.

  • Высокой оценки заслуживают также мореходные и маневренные качества: по этому показателю японские эсминцы пре­восходили большинство своих американ­ских и английских собратьев.

  • Достигнутый радиус действия в 8000 миль на скорости 18 узлов — великолеп­ный результат для корабля такого водо­измещения(Эсминцы типа «Югумо» имели 5000/18; практи­чески все японские тяжелые крейсера — 8000/14 (кроме типа «Тоне» — 8000/18), старые легкие — 5000/14).

  • Установка на «Акицуки» торпедного во­оружения на первый взгляд теряет смысл. Однако заказчики и проектировщики, учи­тывая экономическое положение Японии, стремились создать как можно более раз­ностороннюю боевую единицу, и актив­ное использование четырех эсминцев этой серии в кампании на Соломоновых островах, вылившееся в непосредствен­ные столкновения с надводными силами противника, в полной мере оправдало наличие торпедного вооружения.

  • В ходе боевых действий эсминцы типа «Акицуки» продемонстрировали неплохую для кораблей своего класса живучесть. Наиболее ярким примером является «Судзуцуки», оставшийся на плаву после того, как 16 января 1944 года он лишился обе­их оконечностей в результате двух тор­педных попаданий, а в другой раз вер­нувшийся на базу кормой вперед после боя 7 апреля 1945 года.

  • Подводя итог, можно с полным осно­ванием утверждать, что в целом эсминцы типа «Акицуки» представляли собой пре­восходные универсальные боевые едини­цы, высоко ценимые на флоте. В то же время оснащение американских кораблей боеприпасами с радиолокационными взрывателями и индивидуальными систе­мами управления огнем 40-мм автоматов вывело ПВО флота США на качественно иной уровень. К концу Второй мировой войны «Акицуки» по боевым возможнос­тям уже заметно уступали американским эсминцам, но это было следствием об­щего отставания Японии в области науки и техники — в первую очередь, радиоэлек­троники и автоматики.

  • Вместе с тем, век специализированных артиллерийских кораблей был недолог. Боевой опыт убедительно доказал, что эффективность противовоздушной оборо­ны соединений флота в море достигает­ся сочетанием трех обязательных компо­нентов: высокими техническими качества­ми систем ПВО кораблей — зенитной артиллерии всех калибров и радиолока­ционного оборудования; принятием верных тактических решений при действиях в районах возможного применения про­тивником авиации, в том числе непосред­ственных мер по построению ордеров ПВО; наличием собственного воздушно­го прикрытия. Качественный скачок в раз­витии военной техники в послевоенный период обесценил артиллерийские кораб­ли ПВО так же стремительно, как когда-то востребовал их.
СЛУЖБА АКИЦУКИ (ГОЛОВНОГО КОРАБЛЯ СЕРИИ)

 

  • Головной корабль серии — эсминец «Акицуки» («Осенняя Луна») —на протя­жении всего своего боевого пути исполь­зовался по прямому назначению чаще других однотипных ему эсминцев. Нахо­дясь в ордерах ПВО авианосных соеди­нений, он принял участие в трех крупно­масштабных сражениях —у Восточных Соломоновых островов, в Филиппинском море и у мыса Энганьо.

  • Первым командиром «Акицуки» был коммандер Кога Ясудзи, а первым бое­вым заданием эсминца стало сопровож­дение тяжелого авианосца «Дзуйкаку» в период приготовлений японского флота к контратаке американских сил вторжения в районе Алеутских островов.

  • 29 июня корабль оставил базу ВМС в Йокосуке и сопровождал лайнер «Кама-кура Мару» с войсками на борту до Макассара, затем вернулся в метрополию.

  • После несостоявшегося столкновения в северных водах «Акицуки» был перебро­шен на юг Тихого океана, в район Соло­моновых островов. 13 августа эсминец в эскорте транспорта боеприпасов «Нару-то Мару» вышел из Йокосуки в Рабаул.

  • Высадка американских войск на Гуадалканал вынудила японское командова­ние перенацелить на борьбу за этот ост­ров армейские и морские части, перво­начально предназначенные для действий на Новой Гвинее. Основные силы Объе­диненного флота были переразвернуты на южное направление с главной базой на атолле Трук. Попытка сбросить американский десант в море с ходу закончилась полным провалом (элитный 28-й пехотный полк полковника Ичики Киёнао был пол­ностью уничтожен), поэтому к осуществ­лению доставки на Гуадалканал новых сил японские штабы подошли основательнее. Предполагая нахождение в непосред­ственной близи от Гуадалканала авианос­цев противника, японское командование привлекло к участию в операции крупные силы флота.

  • 19 августа из Рабаула вышел японский войсковой конвой (5 транспортов, пере­возивших 1500 человек морской пехоты), сопровождаемый легким крейсером «Дзинцу» и 5 эсминцами. Восточнее него шли силы прикрытия, включавшие авиа­носцы «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Рюдзё», линейные корабли «Муцу», «Хией» и «Кирисима», 9 тяжелых и два легких крейсе­ра, гидроавиатранспорт «Читозе», 17 эс­минцев. Высадку назначили на ночь 23 августа. Отряд в составе «Рюдзё», тяже­лого крейсера «Тоне» и двух эсминцев, обеспечивающих ближнее прикрытие де­сантных сил, должен был стать приман­кой для атак американской палубной авиа­ции, в то время как два тяжелых авианосца под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити могли бы нанести удар по американским кораблям. «Акицуки» во­шел в эскорт Ударной группы адмирала Нагумо.

  • Обнаружив 20 августа корабли против­ника, американцы направили им навстре­чу два оперативных соединения, включав­ших авианосцы «Саратога» и «Энтерпрайз», линкор, 3 тяжелых и 1 легкий крейсер, 10 эсминцев.

  • Бой авианосных соединений, начав­шийся во второй половине дня 24 авгус­та, вылился в серию последовательных взаимных ударов палубной авиации. Япон­цы потеряли «Рюдзё», гидроавиатранс­порт получил повреждения. У американ­цев пострадал «Энтерпрайз», которому пришлось уйти на ремонт в Пёрл-Харбор. С наступлением ночи противоборствую­щие силы разошлись. Фактически в бит­ве у Восточных Соломоновых островов японцы понесли поражение, так как не смогли ни разгромить американские мор­ские силы, ни подавить их ключевой опор­ный пункт на Гуадалканале — аэродром Гендерсон-Филд. А 25 августа американ­ские самолеты нанесли такой ущерб транспортному конвою, что его дальней­шее движение к Гуадалканалу потеряло смысл (погибли самый крупный из транс­портов «Кинрю Мару» и эсминец «Муцуки», легкий крейсер «Дзинцу» получил повреждения; тяжелые потери понесли силы десанта). Высадка войск на Гуадалканал была отменена.

  • Аэродром Гендерсон-Филд стал насто­ящим камнем преткновения для японско­го флота. Получался замкнутый круг: аме­риканская авиация(палубная и базирую­щаяся на Гендерсон-Филд) не позволяла кораблям микадо приблизиться к остро­ву, а для уничтожения аэродрома артил­лерийским огнем, авиацией либо десан­том японский флот должен был прорвать­ся к Гуадалканалу.

  • Пока высшее военное руководство японских сил в регионе решало эту головоломку, разрабатывая стратегию даль­нейших действий, а почти все тяжелые корабли вернулись на Трук и в Рабаул, «Акицуки» влился в ряды «стандартных» эсминцев, начавших беспримерную по интенсивности и самоотверженности де­ятельность по доставке подкреплений на Гуадалканал. Проведя почти весь сен­тябрь в составе основных сил флота, ма­неврировавших к северу от Соломоновых островов, «Акицуки» к концу месяца при­был на передовую базу на о.Шортленд, перенеся на переходе (29 сентября) без повреждений налет американских В-17 с Эспириту-Санто.

  • 3 октября «Акицуки» совместно с эс­минцами «Маикадзе» и «Новаки» обеспе­чивал прорыв к Гуадалканалу гидроавиатранспорта «Ниссин». 7 октября «Акицу­ки» был включен в 61-й ДНЭМ 10-й эс­кадры эсминцев 3-го флота.

  • В начале октября адмирал Микава ре­шил провести крупную операцию силами 8-го флота. Предполагалось, что отряд контр-адмирала Йосима в составе гидроавиатранспортов «Ниссин» и «Читозе» в сопровождении 5 эсминцев сможет за одну ночь прорваться к Гуадалканалу и доставить не только пехоту, но и тяжелое вооружение, боеприпасы и другие грузы. «Акицуки» под флагом контр-адмирал Такама Тамоцу возглавил эсминцы эскорта («Асагумо», «Нацугумо», «Муракумо», «Сираюки») и в составе сил Йосима 12 октября вышел к Гуадалканалу. 11 октября в 21.48 отряд кораблей 8-го флота, прикрывающий корабли Йосима (три тя­желых крейсера 6-й дивизии и два эсмин­ца), на траверзе мыса Эсперанс в 8 ми­лях от о.Саво неожиданно подвергся со­средоточенному артиллерийскому об­стрелу, налетев на оперативное соедине­ние контр-адмирала Н.Скотта (4 крейсе­ра, 5 эсмияцев). В результате схватки крейсер «Фурутака» и ЭМ «фубуки» по­гибли, флагман 6-й дивизии «Аоба» по­лучил повреждение; командир дивизии контр-адмирал Гото Аритомо был смер­тельно ранен. Американцы потеряли эс­минец; еще два крейсера и эсминец были повреждены.

  • Адмирал Такама приказал «Муракумо», «Нацугумо» и «Сираюки» следовать для спасения экипажей, погибших в ночном бою кораблей. «Акицуки», «Асагумо» и гидроавиатранспорты повернули к Шортленду. Тем временем воздушная развед­ка американцев обнаружила проводившие спасательные работы эсминцы. Вызван­ные пикировщики и торпедоносцы утром потопили «Муракумо», а к пяти часам ве­чера и «Нацугумо».

  • Операция 8-го флота была сорвана, что вызвало исключительно резкую реакцию японского командования. Пытаясь взять реванш, в ночь на 14 октября линкоры «Конго» и «Харуна», а в ночь на 15-е — тяжелые крейсера «Тёкай» (под флагом самого Микава) и «Кинугаса» буквально перепахали Гендерсон-Филд артиллери­ей главного калибра. Одновременно к мысу Тассафаронга подошли корабли контр-адмирала Йосима и приступили к разгрузке, практически на виду у амери­канской морской пехоты, оборонявшей аэродром.

  • С рассвета 15 октября по все еще про­изводящим высадку японцам стали нано­сить удары самолеты противника (амери­канцам удалось компенсировать разруше­ние аэродрома на Гуадалканале привле­чением авиации с других островных ВПП). Прервав разгрузку, японцы отошли на север, планируя к ночи вернуться к Гуадалканалу. Выгрузиться успели только два пехотных полка и батарея гаубиц.

  • 17 октября японские эсминцы (вклю­чая «Акицуки») вновь покинули Шортленд, но вскоре были возвращены назад: Объе­диненный флот готовился к крупному сра­жению, призванному обеспечить достав­ку на Гуадалканал 2-й дивизии 17-й ар­мии и ее последующее наступление. Для прикрытия перевозки войск морем и сковывания ответных действий противника привлекались практически все силы Объе­диненного флота, находившиеся в регио­не. Наступление частей 2-й дивизии, на­чатое 21 октября, через четыре дня за­хлебнулось.

  • Тем временем японский флот, возла­гая надежды на успех армии, крейсиро­вал севернее Соломоновых островов. Вечером 24 октября кто-то из штабистов 2-й дивизии, получив доклады от коман­диров полевых подразделений, ведущих бои на подступах к Гендерсон-Филд, по­спешил доложить «наверх» о захвате аэродрома как о свершившемся факте. Получив это известие, японское командо­вание срочно привело в движение кораб­ли 8-го флота. Утром 25 октября 4-я эс­кадра эсминцев контр-адмирала Такама вышла к Гуадалканалу, намереваясь при поддержке артиллерии высадить десант в непосредственной близи от аэродрома.

  • Такама разделил свои корабли на две группы. В группу высадки входили эсмин­цы «Акацуки», «Икацути» и «Сирацую». Ударную группу вел сам Такама на лег­ком крейсере «Юра». Она включала «Аки­цуки», «Мурасаме», «Самидаре», «Харусаме», «Юдати». На подходе к месту вы­садки эсминцы первой группы обнаружи­ли отряд американских вспомогательных кораблей, совершавших транспортный рейс между Тулаги и Гуадалканалом, и открыли по ним огонь. Минный загради­тель (бывший эсминец) «Зейн» получил повреждения, но сумел оторваться от про­тивника, буксир «Семинол» и патрульное судно YP-284 были потоплены. Однако в результате артиллерийских «упражнений» японцев операция из-за утраты элемента внезапности была сорвана.

  • Контратака пяти пикировщиков корпу­са морской пехоты с Гуадалканала, огонь американских береговых батарей и налет шести В-17 вынудили адмирала Такама начать отход. Снаряд с берега попал в башню № 3 «Акацуки», погибло 4 челове­ка. «Икацути», подвергшийся пулеметно­му обстрелу с самолета, временно поте­рял управление. Флагман 4-й эскадры «Юра», получивший 5 бомбовых попада­ний, пришлось оставить (Такама перешел на «Мурасаме») и добить торпедами. «Акицуки», участвовавший в приеме лю­дей с крейсера, в результате близкого разрыва бомбы получил повреждения кор­пуса и некоторое время был лишен хода. Слаженная работа экипажа позволила ему отступить на север вместе с остальными кораблями 4-й эскадры.

  • Чтобы пробиться к Гуадалканалу и осу­ществить доставку подкреплений на остров, на помощь 8-му флоту пришли ос­новные силы Объединенного флота под командованием адмирала Нагумо, что привело к сражению у Санта-Крус. Япон­цы смогли потопить авианосец «Хорнет» и эсминец, повредить «Энтерпрайз», лин­кор, крейсер и эсминец, заплатив за это повреждением авианосца «Сёкаку», тяже­лого крейсера «Тикума» и эсминца «Теруцуки», а также гибелью 70 лучших эки­пажей палубной авиации. После катаст­рофы при Мидуэе, происшедшей всего полгода назад, такая цена победы в да­леко не решающем бою, была слишком велика. Главнокомандующий Объединен­ным флотом адмирал Ямамото Исороку был крайне недоволен результатами сра­жения: Нагумо отстранили от руководства 3-м флотом и назначили командиром ВМБ Сасебо.

  • Тем временем «Акицуки» 27 октября бросил якорь в Рабауле, где он четыре дня простоял пришвартованный к плавмастерской «Хаккаи Мару». Корабль подла­тали для перехода в метрополию, куда он вышел 1 ноября в составе эскорта других калек: «Сёкаку» и «Тикума». Переход за­нял 6 дней, и по прибытию в Йокосуку «Акицуки» был поставлен в док для ре­монта. Возвращение его в строй состоя­лось 16 декабря 1942-го. В последний день года он вместе с авианосцем «Дзуйкаку» отправился из Йокосуки на Трук, куда прибыл 4 января. А через два дня под флагом командующего 10-й эскадрой эсминцев контр-адмирала Кимура Сусуму направился на фронт — через Рабаул к Шортленду.

  • 19 января «Акицуки» вышел в море на помощь торпедированному транспорту «Миохо Мару», однако сам стал жертвой подводной атаки. Субмарина «Наутилус» (SS-168) поразила эсминец в правый борт двумя торпедами, но все еще пло­хое качество американских торпед спас­ло корабль — взорвалась лишь одна. По­гибло 14 членов экипажа, 63 человека (включая адмирала Кимура) получили ранения. Несмотря на частичное затоп­ление машинного отделения и опасное напряжение элементов набора корпуса, «Акицуки» смог держать 20-узловой ход и вернуться в базу на Шортленде. Затем он перешел на Трук, где персонал плавмастерской «Акаси» устранил поврежде­ния к 11 марта. Корабль оставил Трук, сопровождая транспорт «Токио Мару» до Сайпана.

  • 14 марта, как только эсминец вышел с рейда Гарапан (о.Сайпан), случилась серь­езная авария. Поврежденный взрывом торпеды «Наутилуса» и укрепленный на скорую руку киль эсминца не выдержал нагрузки и лопнул под мостиком. Корпус корабля деформировался, через образо­вавшуюся трещину хлынула вода, и «Аки­цуки» едва не затонул. Вспомогательная канонерка «Соей Мару» отбуксировала эсминец к берегу, и корабль во избежа­ние гибели был посажен на грунт. На при­ведение эсминца в состояние, обеспечи­вающее его безопасную буксировку в Япо­нию, ушло три месяца. С помощью обо­рудования спасательного судна «Мацуноури Мару» мостик и носовые башни «Аки­цуки» демонтировали. Только 24 июня на буксире транспорта «Синко Мару» он смог начать переход в Нагасаки, где в начале июля был поставлен в док.

  • 26 июля Кога отстранили от командо­вания эсминцем — вероятно, на него воз­ложили вину за недостаточный контроль за ходом ремонта, что привело к аварии. 8 октября 1943 года на его место назначи­ли Огата Томо, опытного офицера с иде­альным послужным списком. Огата начал войну командиром эсминца «Араре», ко­торый сопровождал Ударное соединение адмирала Нагумо, начиная с рейда к Пёрл-Харбору и до битвы у Мидуэя. «Араре» был потоплен американской подлодкой в июле 1942 года, но половина экипажа, включая командира, была спасена.

  • 31 октября ремонт «Акицуки» был за­кончен. В конце ноября эсминец в эскор­те «Сёкаку» и «Читозе» совершил поход до Трука. Потом были транспортные пе­реходы к Кваджелейну и в Кавиенг. Во время последнего похода эсминец без по­вреждений перенес налет американской авиации (1 января 1944 г.), принял учас­тие в помощи экипажу торпедированного транспорта «Киёдзуми Мару».

  • 1 февраля вместе с основными сила­ми флота «Акицуки» ушел из Трука на Па­лау, а с 16 до 21 февраля был переход на новую базу в Лингга-Роудз (в районе Син­гапура). Японский флот отступал, остав­ляя так эффектно завоеванные рубежи, оборона которых теперь стоила слишком дорого.

  • В связи с потерями в марте 1944 года силы Объединенного флота прошли ре­организацию. Был создан 1-й Мобильный флот под командованием вице-адмирала Одзава Юсабуро. Именно ему поручили осуществить план операции «А» и таким образом попытаться перехватить страте­гическую инициативу в свои руки. План сводился к одновременному удару сила­ми 1-го Воздушного и 1-го Мобильного флотов (базовой и палубной авиацией) по американским силам вторжения. Главная роль в операции отводилась силам 1-го Воздушного флота. Боевая задача моря­ков ограничивалась уничтожением при­мерно одной трети американских авиа­носцев, что должно было позволить япон­ским островным гарнизонам нанести по­ражение вражескому десанту в прибреж­ной полосе.

  • 16 мая соединения 1-го Мобильного флота сосредоточились в гавани Тавитави в юго-западной части Филиппин. С 11 июня американская палубная авиация на­чала бомбить японские базы на Мариан­ских островах (Гуам, Сайпан, Рота, Тиниан), 13 июня к воздушной штурмовке под­ключились линкоры и крейсера, а к ост­ровам подошли мощные силы вторжения.

  • В тот же день 1 -и Мобильный флот на­чал боевое развертывание. Ядром фло­та, выходящего навстречу американцам, было Соединение «А» вице-адмирала Од­зава в составе: 5-й ДАВ («Тайхо», «Сёка­ку», «Дзуйкаку»), 5-й ДКР («Хагуро» под флагом контр-адмирала Хасимото Синтаро, «Миоко»), 10-й ЭЭМ («Яхаги» под фла­гом контр-адмирала Кимура, 7 ЭМ). В чис­ле 7 эсминцев 10-й эскадры, находивших­ся в ее составе, были все четыре действу­ющих «акицуки» из шести имевшихся в составе флота («Судзуцуки» и «Фуюцуки» стояли в доках в метрополии). Но вместо ожидаемого трумфа японцам довелось испытать горечь сокрушительного пора­жения. Грандиозная морская битва, из­вестная в Японии как бой у Марианских островов, а в США — как сражение в Фи­липпинском море, была проиграна еще до вечера 20 июня, когда начался воздуш­ный налет на японские корабли, точнее, утром 19 июня, когда флагман Одзава — новейший авианосец «Тайхо» — получил роковую торпеду с американской подлод­ки «Альбакор».

  • «Акицуки» принял участие в спасении остатков экипажа флагманского авиа­носца, в ходе сражения оставался в эс­корте Соединения «А», а затем вместе с флотом вернулся в японские воды, где оставался до октября, занимаясь боевой учебой.

  • Последний его выход в море состоял­ся 20 октября 1944 года, когда соедине­ние адмирала Одзава покинуло Внутрен­нее море и взяло курс на юг. Одзава имел задачу отвлечь на себя ударные авианос­цы 3-го американского флота и этим дать возможность линкорам и тяжелым крей­серам вице-адмиралов Курита Такео, Нисимура Сейдзи и Сима Кийохиде нанести поражение американцам непосредствен­но на месте высадки. Для приманки были выделены авианосцы 3-й ДАВ («Дзуйка­ку» под флагом Одзава, «Дзуйхо», «Читосэ», «Чийода»), линкоры «Хьюга» и «Исэ» контр-адмирала Масуда Тиаки, легкие крейсера «Ойодо», «Тама», «Исудзу» и 8 эсминцев (включая «Акицуки», «Хацуцуки», «Вакацуки», «Симоцуки»). Кроме того, Одзава располагал отрядом обес­печения из двух танкеров и шести малых эскортных кораблей.

  • Поставленная задача была выполнена. В то время, когда Курита вел бой у ост­рова Самар, вице-адмирал Одзава сумел сковать силы 38-го оперативного соеди­нения. Бой, произошедший к северо-вос­току от мыса Энганьо, представлял собой непрерывные атаки аме­риканской авиации и интен­сивное маневрирование японского отряда. Оставав­шиеся у Одзавы к утру 25 ок­тября самолеты были быст­ро сбиты более опытными и имеющими подавляющее численное превосходство американскими летчиками. Затем торпедоносцы и бом­бардировщики TF-38 заня­лись японскими кораблями. Вскоре после 9.00 «Акицуки» получил торпедное попада­ние. Корабль потряс сильный взрыв, и эсминец, продер­жавшись на плаву только 5 минут, пошел ко дну (в точке 20°29' N, 126°30' Е). Потоп­ление корабля вначале было отнесено на счет палубного торпедоносца, но впослед­ствии выяснилось, что «Аки­цуки» атаковала подводная лодка «Хэлибат» (SS-232).

  • Японским эсминцам уда­лось подобрать из воды лишь несколько человек из экипа­жа «Осенней Луны», включая коммандера Огата...
ТИП "АКИДЗУКИ"

 

Изображение

 

ФОТО

 

Изображение

Корпус недостроенного «Митидзуки» на разборке

Изображение

Столб пара над «Акидзуки» после торпедного попадания

 

ИСТОЧНИКИ

 

Прошу не судить строго и жестко не минусить)

Пишите ваши замечания и что еще можно добавить :honoring:

Изменено пользователем iFlack

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

Все под спойлеры. Указать источник инфы. И кажись повтор, хотя тема уже в архиве. В общем на усмотрение модераторов. http://forum.worldof...__fromsearch__1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
20 публикаций

Просмотр сообщенияMercenary85 (25 Ноя 2013 - 20:31) писал:

Все под спойлеры. Указать источник инфы. И кажись повтор, хотя тема уже в архиве. В общем на усмотрение модераторов. http://forum.worldof...__fromsearch__1
Источник укажу, а та тема годичной давности, про нее знаю

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

Просмотр сообщенияiFlack (25 Ноя 2013 - 20:33) писал:

Источник укажу, а та тема годичной давности, про нее знаю
Как я уже говорил по поводу повтора, пусть решают модераторы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
202 публикации

Уж если делаете повтор темы старой(как это сделал я)с уверенностью,что ваша лучше,то укажите в самом начале,что ваша тема является повтором вооооон той темы.А еще лучше заранее администрацию предупредить

Изменено пользователем Nick80

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
308 публикаций
191 бой

Может и повтор.но мне нрвиться эта тема.с удовольствием читаю и готов еще несколько раз перечитать

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
202 публикации

arktika65,актуально,продолжай и интересно?оно-то может и интересно,но тема,которую ТС дублировал по-моему ничем не уступает этой

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Просмотр сообщенияiFlack (25 Ноя 2013 - 20:33) писал:

..., а та тема годичной давности, про нее знаю

Просмотр сообщенияNick80 (26 Ноя 2013 - 09:00) писал:

arktika65,актуально,продолжай и интересно?оно-то может и интересно,но тема,которую ТС дублировал по-моему ничем не уступает этой
Ранее сделанная тема более качественно проработана чем эта, хотя должно быть наоборот.
ТС, имея перед глазами старую тему, обладал всеми возможностями, используя имеющийся материал, дополнить своими "наработками" информации, систематизировать и обеспечить графической составляющей по представляемым вопросам, сделать свою тему "лучшей", но в данном виде это очередная инфа из вики, слегка дозаправленная "мелким кусочком" из книги Сергея Владимировича Патянина "Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии 1879-1945 гг".
Но, надеюсь, автор переработает материал, так сказать, "обработает напильником" и создаст хорошую и "годную" тему.
ЗЫ: ТС, желательно, если будете ставить фото в начале статьи, не стоит повторять ошибки ранней темы, там автор поставил не фото самого родоначальника японских эсминцев этого типа  - "Акидзуки", а "Фуюдзуки".
Вот вам фото "Акидзуки", в большом разрешении.

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
20 публикаций

Просмотр сообщенияAlex_398 (26 Ноя 2013 - 09:24) писал:

Ранее сделанная тема более качественно проработана чем эта, хотя должно быть наоборот.
ТС, имея перед глазами старую тему, обладал всеми возможностями, используя имеющийся материал, дополнить своими "наработками" информации, систематизировать и обеспечить графической составляющей по представляемым вопросам, сделать свою тему "лучшей", но в данном виде это очередная инфа из вики, слегка дозаправленная "мелким кусочком" из книги Сергея Владимировича Патянина "Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии 1879-1945 гг".
Но, надеюсь, автор переработает материал, так сказать, "обработает напильником" и создаст хорошую и "годную" тему.
ЗЫ: ТС, желательно, если будете ставить фото в начале статьи, не стоит повторять ошибки ранней темы, там автор поставил не фото самого родоначальника японских эсминцев этого типа  - "Акидзуки", а "Фуюдзуки".
Вот вам фото "Акидзуки", в большом разрешении.

Изображение

за фото спасибо) еще добавил немного инфы со старой темы

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
282 публикации
83 боя

Просмотр сообщения69STALKER69 (25 Ноя 2013 - 21:01) писал:

Может и повтор.но мне нрвиться эта тема.с удовольствием читаю и готов еще несколько раз перечитать
если вы читаете повторы то и каждую тему про "бисмарк" читаете?   :amazed:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
155 публикаций
31 бой

У Японии был хороший флот я смотрю, хромают они только с названиями))) но в переводе зачетные!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
20 публикаций

Просмотр сообщенияRytver (28 Ноя 2013 - 18:56) писал:

У Японии был хороший флот я смотрю, хромают они только с названиями))) но в переводе зачетные!
а что с ними не так?
Изменено пользователем iFlack

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
43 публикации
32 боя

Спасибо за фото. Все интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
313 публикации

Просмотр сообщенияRytver (28 Ноя 2013 - 18:56) писал:

У Японии был хороший флот я смотрю, хромают они только с названиями))) но в переводе зачетные!
Это другая культура понять не просто(Эскадренные миноносцы типа Таканами-"высокие, ровно бегущие волны",Симакадзэ (эсминец, 1942)-"островной ветер",Тэрудзуки (эсминец, 1941)-"Сияющая Луна") и т.д.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
193
[SOX]
Старший альфа-тестер
477 публикаций
2 335 боёв

Просмотр сообщенияAlex_398 (25 Ноя 2013 - 20:24) писал:

Ребят ну реально надо пользоваться поиском , чтобы повторов не было. Тему прикроют . Создавай темы которых нет на форуме wows

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×