0 namba Участник 10 публикаций 2 боя Жалоба #1 Опубликовано: 17 сен 2012, 13:32:28 (изменено) В истории любой морской державы немало славных страниц. Каждый корабль имеет свою судьбу. Порой в судьбе корабля отражается целая историческая эпоха боль, радость, героизм, поражение и победа целого народа. Но корабли не могут писать мемуары, они просто служат своей державе от рождения и до смерти. В этой статье пойдет рассказ о корабле, который можно назвать великим. Его величие не в размерах, а в совершенстве воплощенной в нем инженерной мысли определивший путь развития целого класса военных кораблей на долгие годы в России и за ее пределами. После Крымской войны Российская Империя начала заново создавать свой флот. В 1862 году на учениях Балтийского флота было испытано новое оружие - минный таран. После испытаний адмирал Бутаков доложил главному морскому руководству, что идея миноносных судов предполагает возможность иметь самое сильное оружие из всех придуманных на тот период. Сторонником минного оружия был Степан Осипович Макаров. В 1876 году адмирал Макаров предложил смелую идею оборудовать пароход «Великий Князь Константин» несколькими паровыми катерами с шестовыми минами. Эти катера могли атаковать корабли противника на месте их якорных стоянок. Как следует из самого названия шестовые мины - это мины, прикрепляемые к шестам и затем подводимые к неприятельским кораблям. Это было опасное дело, но русским морякам всегда хватало храбрости. Несмотря на долгие колебания начальства, минная флотилия Макарова была создана и успешно проявила себя в русско-турецкой войне, начавшейся в 1877 году. Минная война была малой войной на море. Нападали незаметно, ночью и туман. Моряки сражались бесстрашно. На первый взгляд военные суда Турции были сильнее маленьких минных катеров Российского императорского флота, тем не менее были выведены из строя два турецких броненосца, потоплено несколько торговых пароходов и сторожевой корабль. И все же настоящим оружием будущего стала торпеда, впервые примененная Макаровым в войне с турками. Торпеду или как ее тогда называли «самодвижущуюся мину» создал в 1865 году русский изобретатель И.Ф. Александровский. Но морское ведомство предпочло закупить патент у англичан, проявив недальновидность. Ведь Англия была давним врагом России. В 1877 году в виде опытового военного судна был построен первый в мире миноносец «Взрыв». Быстроходный миноносец «Бату» стал следующим шагом. Русский пример оказался заразительным. Миноносцы стали строить все крупные морские державы. Появились военные теории согласно котором именно миноносцы способны решить исход не только боя, но даже войны. И все же миноносцы оставались несовершенными. Это выявила русско-японская война. Ее опыт показал ограниченность применения миноносцев в дневное время. Недостаточная скорость, слабое вооружение, низкая мореходность по сравнению с более крупными кораблями делали миноносцы уязвимыми и соответственно ограничивали применение торпед. Перед кораблестроителями было два пути устранения этих недостатков. Первый путь совершенствовать недавно появившиеся подводные лодки обладавшие таким ценным качеством как скрытность, второй путь создать универсальный корабль с мощным вооружением, высокой скоростью и хорошими мореходным качествами. Русско-японская война изменила взгляды не только на миноносцы, трагедия поражения привела к осознанию острой необходимости усиления военной мощи России. В 1905 году был образован особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Председателем стал Великий князь Александр Михайлович. В комитет входили многие ученые и морские офицеры. Патриотический порыв людей из самых разных социальных слоев вылился в мощный поток пожертвований. Были собраны миллионные средства. С 1905 по 1907 год на народные деньги было построено двадцать два военных корабля. Началось возрождение военно-морского флота России. В 1907 году комитет принял решение о постройке турбоходного миноносца. 19 июля 1910 года на стапелях Путиловского завода состоялась торжественная закладка эскадренного миноносцы нового поколения, который получит имя «Новик» и станет легендой русского кораблестроения. На церемонии закладки корабля присутствовал сам Император Российской Империи Николай II. Это событие совпало с новым витком мировой гонки военно-морских вооружений. В России этот удивительный корабль стал первым в серии эскадренных миноносцев нового типа, о которых так и говорили «Новики», но был последним, так как постройка велась на добровольные пожертвования. 19 июля 1910 года боевой корабль был заложен, а к концу года уже завершилось формирование корпуса, изготовление котлов и турбин. Разработали и спроектировали эти эсминцы замечательные русские корабелы во главе с Алексеем Николаевичем Крыловым. Имя «Новик» предложил командующий Балтийским флотом вице-адмирал Эссон в память о героически погибшем в русско-японской войне крейсере «Новик». Николай II утвердил название. Через год после закладки состоялся спуск эсминца «Новик» на воду. По высочайшему соизволению без церемоний, так как рядом на верфи спускался линкор «Полтава». Эскадренный миноносец «Новик» обладал замечательными качествами. На ходовых испытаниях корабль развил скорость свыше 37 узлов. Это был мировой рекорд. При относительно большой длине корпуса военный корабль обладал высокой прочностью. Его не ломало на самой крутой волне. Российская Империя в очередной раз показала всему миру свой уникальный и инженерный талант. 1 августа 1914 года Россия вступила в первую мировую войну. По плану морского генерального штаба на Балтийский флот возлагалась задача не допустить прорыва германского флота в Финский залив. В случае прорыва немцев предполагалось дать бой кораблями флота в самой узкой части Финского залива. В это время началась боевая биография эсминца «Новик». В составе первого дивизиона эсминцев минной дивизии Балтийского флота эскадренный миноносец «Новик» совершал дерзкие рейды на вражеские коммуникации для постановки минных заграждений, вступал в опасные поединки с кораблями противника, нес конвойную и разведывательную службу. На минах выставленных дивизионом русских эсминцев подорвались германский броненосец «Карл Фридрих», крейсер «Бремен» и несколько других кораблей. Центральным пунктом морской войны на Балтике была борьба за Моонзундский архипелаг. В неравной борьбе сошлись главные силы германского флота и соединения русских кораблей. «Новик» и его братья миноносцы входили в состав этого соединения. Любой корабль неотделим от своего командира и команды. На русском флоте служили замечательные моряки. В 1915 году командиром эскадренного миноносца «Новик» стал Михаил Андреевич Бернс. Один из лучших командиров первой мировой войны. Именно с ним связанны самые яркие страницы в боевой биографии корабля. В августе 1915 года эсминец «Новик» встретился в решительном бою с двумя новейшими германскими миноносцами «Фау-99» и «Фау-100». Рассчитывая на легкую добычу, вражеские эсминцы атаковали «Новик». Русский боевой корабль первый открыл огонь. После третьего залпа головной миноносец «Фау-99» получил серьезные повреждения и вышел из боя. Сосредоточив огонь на втором эсминце, «Новик» одержал победу и над ним. Горящий корабль был вынужден отойти. Продолжая вести огонь по флагману, миноносец «Новик» загнал его на русское минное поле, где тот подорвался кормой и затонул. На русском корабле потерь не было, а ранено только два матроса. Весь бой длился 17 минут. Русские моряки продемонстрировали высокое боевое мастерство, но это была не просто военная победа, это была победа русской инженерной мысли, доказавшая наглядно, что один миноносец «Новик» стоит двух немецких кораблей и превосходит их по скорости и по мощи вооружения. Всю войну русский военно-морской флот сражался достойно. Причем почти всегда с превосходящими силами противника. В последнем решающем Моонзуднском сражении немцы обладали десятикратным превосходством, но так и не смогли выиграть бой. Эсминец «Новик» прошел всю первую мировую войну. Лишь в 1917 году измотанный морскими сражениями корабль убыл в финскую столицу Гельсингфорс для ремонта. Там его и застала революция. Революционные события обернулись не только общенациональной трагедией братоубийства, они стали катастрофой для флота. Так случилось что флот стал разменной монетой в политической игре того времени. За эту игру он заплатил своей гибелью. 18 июня 1918 года в Новороссийске по приказу Ленина были затоплены почти все корабли Черноморского флота. Один из семи эсминцев класса «Новик» миноносец «Керчь» своими торпедами потопил линкор «Свободная Россия» и несколько других кораблей, а затем экипаж открыл кингстоны и затопил боевой корабль. Свершилось то, чего враг не мог добиться на протяжении всей войны. Миноносец «Новик» не участвовал в гражданской войне. До 1925 года эсминец находился в порту в охранении. В 1926 году корабль был перевооружен и получил новое название «Яков Свердлов». С этим именем он вошел в состав учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота. Впрочем, настоящим именем эскадренного миноносца все равно осталось имя «Новик». Оно также не отменимо как родословная человека и отечества, как слава, добытая в боях. «Новики» оказались кораблями долгожителями. Некоторые из них дожили до середины 50-х годов. Они успешно несли службу не только на Балтийском, но и на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах. В военной судьбе «Новика» как и военной судьбе всей страны было суждено продолжение. 22 июня 1941 года новая война обрушилась на Советский Союз. Эскадренный миноносец «Новик» вновь встает на защиту своего отечества. С первых дней Великой Отечественной войны легендарный корабль в огне боев ставит минные заграждения, обеспечивает боевое охранение линкора «Октябрьская революция» при его переходе в Кронштадт, участвует в обороне главной базы флота в Таллинне. Когда немецкие части вышли к окраинам Таллинна, военно-морским командованием было принято решение о перебазировании флота в Кронштадт. 27 августа чтобы отлечь внимание противника была организована контратака по всему фронту. В это время началась погрузка на военные корабли и к вечеру того же дня они покинули Таллиннский рейд. Это был тяжелейший переход. Более 200 боевых кораблей и транспортов должны были пройти узким Финским заливом около 160 миль, из которых 64 мили было заминировано, а 26 миль по обоим берегам были заняты врагом. Не хватало тральщиков, прикрытия с воздуха не было. Миноносец «Новик» и его соратники эсминцы обеспечивали охрану крейсера и транспортов. Пришлось тяжело - на пути было огромное количество мин. Тральщики и «морские охотники» не успевали расстреливать мины, всплывшие после траления. Воздух кипел от немецких самолетов. Но корабли мужественно продолжали свой путь. «Новик» шел в охранении крейсера «Киров». Это был последний поход эсминца. 28 августа в 20:36 на миноносце «Новик» прогремел взрыв. Напоровшись на мину, военный корабль переломился пополам и за 5 минут ушел под воду. Лишь небольшая часть команды уцелела. Так закончил свою славную боевую жизнь легендарный эскадренный миноносец «Новик». Великие корабли, как и великие люди, умирая, не уходят в небытие. Они продолжают жить в памяти истории, передавая свой героический дух будущему. И сегодня корабль «Новик» живет. Живет в других кораблях военно-морского флота Российской Федерации. Источник http://korabley.net/.../2010-02-22-488 В завершении К/ф "Моонзунд" Фильм снят безупречно. В том смысле, что очень близко к тексту одноимённого романа Пикуля. То, что сам роман, мягко говоря, не всегда соответствует историческим реалиям, особенно не важно. Как и то, откуда Пикуль брал материал для романа... Зато отснятые в фильме модели кораблей просто великолепны! P.S. Из Евстигнеева получился очень даже колоритный фон Эссен. Правда, почему-то с уклоном в сибаритство, чего современники за Николаем Оттовичем никогда не замечали... Версия писателя В. Пикуля,: «Шашлыки» неизвестных эсминцев быстро вздергивались над морем, стали видны. Шесть дымящихся труб, на каждого — по три. На позывные они не ответили, и Грапф (командир эсминца "Новик" ), почти успокоенный, сказал: — Сергей Николаич, вы стоите ближе... Будьте так любезны, нажмите педаль колоколов громкого боя. Нажали педаль. Тревога! После чего фон Грапф обратился к вахте: — Прошу запомнить: перед нами два немецких эсминца типа «V» новейшей конструкции. Спущены на воду лишь месяц назад. Противник достойный: их скорости и вооружение, как у нашего «Новика». — Мама! — дурачась воскликнул Мазепа. Петряев обезьянкой вскарабкался обратно на дальномер, через сильную оптику обозрел корабли противника: — Нажимают зверски! Кареты у них богатые... с гербами! — Сейчас проверим, каковы у них ямщики, — сказал фон Грапф... «Новик» легко вспарывал водяную толщь плугом форштевня. В мощном пении согласных турбин копилась страшная сила скорости, необходимой для боя. Гальванеры уже трудились на автоматах стрельбы. Синие, желтые, красные проблески сигналов мигали трепетно, освещая молодые лица матросов. На первом же залпе (который, сколько ни жди его, всегда будет неожиданным) комендоров, приникших лицами к визирам, ударило аппаратурой в лицо, но каучуковая оправа спасала зрение. По секундомеру Петряев давал «отмашку», срывая педаль ревуна, и следом такие же ревуны яростно мычали на плутонгах, отмечая начало каждого залпа. Бой начался. Весь на скорости. Весь в наскоке. Один против двух вступил в неравную дуэль... На бортах немцев уже видны литеры, намалеванные белилами от ватерлинии до срезов полубаков: «V-99» и «V-100». Наградив «сотый» двумя попаданиями, «Новик» теперь зашибал снаряды в «девяностодевятку». Точное маневрирование фон Грапфа сделало «Новик» почти неуязвимым — ни одного попадания! — Право руль... еще правее... теперь — лево на борт. Сбоку ему подсказывал штурман: — Не увлекайтесь, Гарольд Карлович: там — мины! — Я это знаю, но... помнят ли об этом колбасники? На «V-100» снаряд разнес мостик, там уже загорелось. Запарив машиной, «сотый» быстро укрывался в тени берега. — Пошлите ему... в разлуку! — сорванно крикнул Артеньев. «Новик» послал вдогонку «V-100» снаряд, который начисто сбрил ему среднюю трубу, и было видно, как она соскочила с палубы в море, последним вздохом извергнув последний клуб дыма. — Артисты! — раздался одобрительный возглас Грапфа; командир от телеграфа нагнулся к помощнику: — Стыдно сказать, но так хочу в гальюн, что спасу нет... Не знаю, дотерплю ли? Половина дела была уже сделана: «Новик» уравнял свои силы. Русские погнали перед собой «V-99» с такой яростью, как гонят по улице бешеную собаку. Эта «улица» вела прямо на минное поле. Петряев умудрился настичь врага ловким снарядом, разворотив ему корму. Очевидно, снаряд разбил дымовые шашки, и теперь убегающий «V-99» потянул за собой плотную полосу дымзавесы. — Совсем некстати, — огорчились люди на «Новике». За эту дымзавесу тут же, очень ловко, завернул и «V-100». Грапф перетопнулся с ноги на ногу. — Может, за это время, пока ветер отнесет дым в сторону, я успею сбегать до гальюна и обратно? За полосою дыма, невидимые, уходили немецкие корабли. Ветер разорвал дымзавесу на волокна — как спутанную пряжу. — Вот они! — Петряев, работай дальше! — крикнул Грапф артиллеристу... — До минной банки всего полмили, — предупредил штурман. Прямо по курсу с гулом вздыбнулось море: «V-99» взорвался. Еще взрыв! — на инерции хода он взорвался и на второй мине. Эсминец быстро погибал, оседая в море кормой, оттуда ревели тонущие... «V-100» пытался спасать людей, но это было слишком рискованно. К тому же «Новик» взял его под обстрел. Тогда «сотый» сделал самое мудрое — он побежал! — Ямщики у них дерьмовые, — рассуждали сигнальщики... — Отныне, — объявил фон Грапф, — прошу не говорить, что тип этих кораблей неизвестен. Теперь мы знаем им цену... По отсекам осмотреться. Подсчитать убитых и раненых. Обратный доклад постов был блестящим: — Повреждений нет. Убитых нет. Раненых не имеем. — Вот так и надо воевать! — сказал фон Грапф и, растолкав всех у трапа, бросился через люк в провал мостика с хохотом: — Не мешайте, не мешайте... У меня срочное дело в низах! /Из романа "Моонзунд"/ Под именем Гарольда Карловича фон Грапфа выведен образ кавторанга Михаила Андреевича Беренса - впоследствии контр-адмирала. Краткая биографическая справка: Родился в 1879 г., участник обороны Порт-Артура в русско-японскую. В Первую мировую войну командовал эсминцем "Новик". Георгиевский кавалер 4-й степени. Один из организаторов перехода русской эскадры в Бизерту в 1921 и последний командующий этой эскадры. После расформирования эскадры, остался в Тунисе, работал в типографии. В 1937-1938 входил в состав комитета по строительству русского православного храма св. Александра Невского в г. Бизерте. Присутствовал на торжественном богослужении при закладке первого камня храма в 1937 г. Похоронен в 1943 г. в Бизерте (по другим данным, в г. Мегрина, пригороде Туниса). Версия историка А. Больных, переводчика и англофила: В ночь на 17 августа германский командующий направил в Рижский залив эсминцы V-99 и V-100 для атаки броненосца «Слава». Под прикрытием темноты германские эсминцы пошли вдоль самого берега. В 19.55 они встретили в проливе эсминцы «Генерал Кондратенко» и «Охотник». Перестрелка длилась около 5 минут, после чего противники потеряли друг друга из виду. Но русские эсминцы подняли тревогу, и немцы никого в заливе не нашли. В 1.10 около входа в Аренсбургскую бухту, где обычно стояли русские корабли, V-99 и V-100 имели столкновение с эсминцами «Украина» и «Войсковой». Бой велся на дистанции всего 3 кабельтовых и длился 3 минуты. Немцы, не видя своей главной цели, сразу ушли. Уже на обратном пути в Ирбенском проливе их перехватил эсминец «Новик». Бой начался в 4.15 и длился 17 минут. Вот как описывает его командир «Новика» капитан 2 ранга М.А. Беренс: «Я увидел прямо по курсу во мгле два корабля. Пробил боевую тревогу и, подойдя ближе, определил 2 больших неприятельских миноносца, трехтрубных, двухмачтовых, по типу подходящие к аргентинским миноносцам, строящимся в Германии. Миноносцы, видимо, заметили «Новик» и пошли прямо на него большим ходом. Тогда я склонился влево настолько, чтобы могли действовать все орудия, и открыл огонь с 47 кабельтовых при ходе 17 узлов. Неприятельские миноносцы легли на параллельный курс и сейчас же открыли ответный огонь. Уже третий наш залп дал накрытие, и мы перешли на беглый огонь по головному миноносцу. У него была сбита средняя труба, из основания которой повалили клубы черного дыма. Одновременно возник пожар на юте, мой эсминец уменьшил ход. Я перенес огонь на другой миноносец, который, пройдя между «Новиком» и подбитым кораблем, прикрыл его завесой густого белого газа, выходящего с кормы. До этого второй корабль противника получил несколько попаданий и у него был замечен пожар. Лег курсом прямо на него, и когда из-за завесы показался первый эсминец, снова открыл по нему огонь, изменив соответственно курс. Через 2 минуты у него был замечен пожар в середине корабля, и он начал жаться к берегу, прикрываемый вторым кораблем. Преследовать их я не мог, так как в это время уже подходил к ограждающей вехе — за ней находилось русское минное заграждение. С уменьшением хода провожал огнем до выхода из предела действительной стрельбы. Возле Михайловского маяка головной эсминец, который все еще горел в двух местах, начал сильно погружаться кормой, выпуская светящиеся ракеты — белую и красную... Спустившаяся мгла не дала возможности проследить его дальнейшую судьбу». Дальнейшая судьба V-99 прекрасно известна. Эсминец наскочил на мину, и, чтобы не затонуть, был вынужден выброситься на берег. В германские корабли попали 11 снарядов, от них погибли 17 человек и 39 были ранены. «Новик» получил попадания нескольких осколков от близких разрывов. Хотя результат боя совершенно ясен, с его описанием ясно далеко не все. Минный офицер эсминца Г. Граф пишет, что корабль израсходовал всего 23 снаряда. Меткость около 50%? Это ведь совершенно неслыханно, прецедентов в истории военно-морского искусства всех времен и народов просто нет. И что это за беглый огонь, когда за 17 минут из 4 орудий выпускается 23 снаряда? Посчитайте скорострельность сами, помня при этом, что русские 102-мм орудия могли делать 15 выстрелов в минуту. /Из книги "Морские битвы Первой мировой. Трагедии ошибок"/. Отрывок из книги Ю.Г. Степанова и И.Ф. Цветкова "Эскадренный миноносец "Новик": "Весь бой длился 17 мин, вспоминает старший минный офицер "Новика" (лейтенант К. Петров ). Наше маневрирование было несложным, так как обе стороны были стеснены близким расположением минных заграждений. Командир все время только старался, по возможности, сохранять постоянный курсовой угол и расстояние до целей. Ход за все время мы имели постоянный и не более 17 уз, что тоже во многом способствовало успеху. Результат боя надо считать для нас блестящим, так как противник в сумме был значительно сильнее "Новика", имея шесть 100-миллиметровых орудий против наших четырех того же калибра. В начале боя у самого борта "Новика" разорвался 100-миллиметровый снаряд, осколками которого перебило два пиллерса кормового мостика и повредило деревянный моторный катер. Этими же осколками были легко ранены два матроса. Всего за этот бой "Новик" выпустил по противнику 23 снаряда" (ЦВММ, рукописный фонд, р/3324, с.121). В бою особенно отличились управляющий артиллерийским огнем лейтенант Д.И. Федотов, плутонговый командир мичман П.Н.Бергштрессер и артиллерийский кондуктор М.З.Попов. (с) Р.S. Следует помнить, что германские корабли на день боя были на самом деле вооружены не шестью 100 мм орудиями, а лишь четырьмя 88-мм против четырёх 102-мм орудий «Новика». То есть русский корабль один практически не уступал по весу залпа обоим германским. Однако в любом случае этот бой, безусловно, является победой русских. «Новик». 1280/1595 т, 102,4x9,5x3,5м. ПТ - 2, 6 ПК, 35 100 л.с.=36,9 уз., 315т нефти. Эк. 113 чел. 4— 102 мм/60, 4 пул., 4x2 ТА 450 мм, 80 мин загр. V-99, V-100. 1374/1843 т, 98,0x9,35x3,42 м. ПТ-2, 4 ПК, 40 000 л.с. = 36,0 уз., 527 т нефти. Эк. 114 человек. 4-88 мм/45, 2x2 ТА 500 мм, 2x1 ТА 500 мм, 24 мины. Изменено 17 сен 2012, 13:46:01 пользователем namba Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 anonym_5r9nhwOckiGT Участник 421 публикация Жалоба #2 Опубликовано: 17 сен 2012, 13:37:12 Обширная статья, скажу я вам. :Smile_glasses: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Zeulot Бета-тестер 109 публикаций Жалоба #3 Опубликовано: 17 сен 2012, 13:41:45 Мне понравилась в версии писателя концовка :Smile_teethhappy: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
7 anonym_8xo2yJdV0ILN Участник 447 публикаций Жалоба #4 Опубликовано: 17 сен 2012, 14:01:02 Данная тема тоже есть, тем более в правильном временном разделе. http://forum-ru.worldofwarships.com/index.php?/topic/155-%d1%8d%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%bd%d0%be%d1%81%d0%b5%d1%86-%c2%ab%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%ba%c2%bb/ Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
12 258 Jluca Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер 8 400 публикаций 1 232 боя Жалоба #5 Опубликовано: 17 сен 2012, 14:25:36 Подобная тема уже существует. Дополняйте ту. Читайте внимательней правила форума. Тема закрыта. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию