Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
35 публикаций

Р-13

Изображение

Р-13 — советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, которая в составе ракетного комплекса Д-2 состояла на вооружении подводных лодок проекта 629 и 658. Разработка начата в ОКБ-1 и продолжена в СКБ-385.
С её помощью был выполнен единственный в СССР пуск баллистической ракеты с ядерным боезарядом с борта подводной лодки. 20 октября 1961 года в ходе проведения учений «Радуга» подводной лодкой «К-102» по полигону на Новой Земле был произведён пуск ракеты Р-13 в ядерном оснащении. Всего при эксплуатации комплекса с 1961 по 1973 год было проведено 311 пусков ракет, из которых 225 было признано успешными.

История


http://rbase.new-fac...ile/r13/r13.jpg
Постановлением СМ СССР от 25 июля 1955 г. предусматривалась разработка океанской подводной лодки проекта 629, вооруженной ракетным комплексом Д-2 с ракетой Р-13, разработанной с учетом особенностей эксплуатации на ПЛ, а также имеющей повышенные тактико-технические характеристики. По-существу этим Постановлением ставилась задача создания первого боевого ракетного комплекса с баллистическими ракетами, предназначенного специально для вооружения ПЛ пр.629 и первой атомной подводной лодки проекта 658. Тактико-техническое задание на разработку комплекса Д-2 было утверждено 11 января 1956 г.
Ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой надводного старта Р-13 для подводных лодок был предназначен для нанесения мощных ядерных ударов по военно-стратегическим, административно-политическим и экономическим центрам противника и в то время имел стратегическое значение.
Работа над эскизным проектом начата в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, а затем передана в миасское КБ машиностроения (главный конструктор - В.П.Макеев). Cтартовая установка СМ-60 для комплекса Д-2 разработана в ЦКБ-34 (КБСМ) под руководством главного конструктора КБ-1 Е.Г.Рудяка, приборы контроля разрабатывались НИИ-49. При разработке СМ-60, в соответствии с предложением С.П.Королева, была предусмотрена возможность использования и ракеты Р-11ФМ. Возможно, это предложение С.П.Королева было связано с тем, что в случае задержки в отработке ракеты Р-13, первые ПЛ пр.629 могут быть сданы с ракетами Р-11ФМ. Несмотря на то, что это требовало от КБ-1 разработки отдельного пускового устройства для Р-11ФМ, это предложение было принято. КБ-1 разработало комплект устройств (пусковой стол, пусковое устройство, узлы механизма аварийного сброса) для ракеты Р-11ФМ. ОКБ-1 НИИ-88 в ракету Р-11ФМ также внесло некоторые изменения (копиры для раскрытия замков и др.), обеспечивающие раскрытие замков пускового устройства и разброс стоек ходом ракеты.
При заводских испытаниях СМ-60, а также при развернутом серийном изготовлении в 1957-58 г.г. и монтаже первых установок на ПЛ пр.629 комплектация проводилась двумя пусковыми устройствами: для ракет Р-13 и Р-11 ФМ. Летно-конструкторские испытания ракеты Р-13 в Капустином Яре проводились на стенде СМ-49, после его оснащения пусковыми устройствами и др. узлами, необходимыми для обеспечения пуска этих ракет. К окончанию монтажа первых ПЛ пр.629 ЛКИ ракеты Р-13 завершились и на всех ПЛ устанавливались пусковые устройства только для ракеты Р-13.
Изображение
В 1960 г. ракетный комплекс Д-2 был принят на вооружение ДЭПЛ проекта 629 (гл.конструктор Н.Н. Исанин), а затем - АПЛ проекта 658 (гл.конструктор С.Н. Ковалев). Серийное производство ракет развернуто на Златоустовском машиностроительном заводе в 1959 г.
Ракета Р-13 (как и ее предшественица ракета Р-11ФМ комплекса Д-1) могла быть запущена только из надводного положения, что значительно снижало боевую эффективность новых подводных лодок. И даже большая унификация конструкции с Р-5М, что удешевляло производство, в данном случае не играла заметной положительной роли. Советская ракета Р-13 по всем основным показателям уступала созданной несколько раньше американской БРПЛ "Рolaris" А-1. Поэтому следующим логически обоснованным и необходимым шагом стало освоение подводного старта. Данная проблема была решена в опытно-конструкторской разработке комплекса Д-4 с ракетой Р-21, начатой в 1959 г.
Ракеты Р-13 состояли на вооружении дизельных подводных лодок проекта 629А и атомной - проекта 658 до 1973 года. В 1963-1967гг. семь из восьми построенных ПЛ проекта 658 с ракетными комплексами Д-2 были переоборудованы в ПЛ проекта 658М с ракетными комплексами Д-4. В 1969 г. началось переоборудование последней, восьмой ПЛ пр. 658 с ракетным комплексом Д-2 в ПЛ проекта 701 для испытаний ракет Р-29. К 1979 г. все ПЛ пр.629 с ракетными комплексами Д-2 выведены из боевого состава флота.
В конце 1959 года КБ-1 подготовило техническую документацию установки СМ-60 для передачи ее КНР


Конструкция


Ракета Р-13 конструктивно представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету с моноблочной отделяющейся головной частью. Головная часть и хвостовой отсек ракеты оснащались четырьмя стабилизаторами.

http://rbase.new-fac.../r13/sh_r13.jpg
1 головная часть;
2 бак окислителя;
3 аппаратура управления;
4 бак горючего;
5 центральная камера сгорания ЖРД;
6 стабилизатор ракеты;
7 рулевые камеры;
В состав комплекса Д-2 входили три пусковые установки шахтного типа, корабельные приборы управления ракетной стрельбой и специальные системы. Приборы навигационных систем корабля обеспечивали подготовку ракетной стрельбы, выдавая в ракетный комплекс данные о месте, скорости и курсе, углах качки подводной лодки. шахта со специальными системами относилась к корабельным устройствам (вентиляция, система затопления и осушения шахт, крышка шахты).
Р-13 - одноступенчатая ракета надводного старта с ЖРД на хранимом высококипящем топливе. Топливные баки были выполнены несущими и образовывали топливный отсек. Компоненты топлива - самовоспламеняющиеся, окислитель - раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте, горючее ТГ-2 - смесь ксилидина и триэтиламина. Для повышения безопасности бак окислителя заправлялся в базе, перед выходом подводной лодки на боевую службу, а бак горючего - в море из цистерн лодки непосредственно в ходе предстартовой подготовки. Емкости горючего ракет размещались вне прочного корпуса подводной лодки — в ограждении рубки. Ракеты могли находиться в шахтах в заправленном состоянии до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Ракетный комплекс обслуживали 10 человек.

Изображение
Двигательная установка ракеты включала пятикамерный жидкостный ракетный двигатель с тягой 25.7т. Он имел центральную и четыре рулевые камеры сгорания, и выполнялся по открытой схеме. Маршевый двигатель разработан в КБ химического машиностроения под руководством Алексея Исаева. Комплекс наземного оборудования разработан в московском КБ транспортного машиностроения под руководством Владимира Петрова.
Система управления - инерциальная, разработана в свердловском ОКБ-626 (НПО автоматики) под руководством главного конструктора Николая Семихатова, предназначалась для отработки начальных возмущений при старте с подводной лодки и вывода ракеты на заданную траекторию полета, стабилизации и программного управления ракетой, определения момента отделения головной части. Она обеспечивала точность стрельбы (КВО) 4 км.
Р-13 несла отделяемую в полете моноблочную головной часть с термоядерным зарядом мощностью в 1 Мт, что позволяло наносить удары по площадным целям. Головная часть снабжалась стабилизаторами.
Конструкция ракеты и пусковой установки позволяла производить старт ракеты с верхнего среза шахты в надводном положении лодки при скорости хода до 15 узлов, по любому курсовому углу и при волнении моря до пяти баллов. Первая ракета могла стартовать через 4 минуты после всплытия, а не через 15, как у Р-11ФМ.
Механизмы и устройства, определившие общую схему и компоновку стартовой установки СМ-60 (см.схему), имели оригинальные технические решения. К числу таких устройств относились:

  • цепной подъемник с цепями толкающего типа и электрогидравлическим приводом подъема стола;
  • пусковое устройство с механизмом автоматического разброса и сведения стоек этого устройства;
  • система амортизации и крепления ракеты по-походному;
  • устройство аварийного сброса неисправной ракеты за борт.
Для улучшения условий эксплуатации комплекса на ПЛ использована фиксированная установка ракеты на штыри пускового стола, исключающая выверку ракеты по вертикали и азимуту после ее погрузки на пусковой стол. Механизм подъема стола выполнен с двумя цепями толкающего типа с направляющими для цепей внутри шахты. Подъем стола производился до жестких упоров. При подходе к жестким упорам, автоматически включались гидротормоза привода подъема, обеспечивалось поджатие стола к упорам и надежное удержание его при качке и старте ракеты. Стол подъемника представлял сварно-литую конструкцию из двух тонкостенных отливок. На столе размещался поворотный стол с приводом для наведения ракеты по азимуту. На поворотном столе размещался пусковой стол, пусковое устройство, механизм разброса и сведения стоек и устройство аварийного сброса ракеты за борт. Вес подъемно-поворотного стола с устройствами, размешенными на нем и ракетой Р-13, составлял 33т. Высота подъема стола - 12м. Мощность электродвигателя привода подъема - 110КВт.
Пусковое устройство корсетного типа имело четыре стойки с захватами, образующими верхний пояс, удерживающий ракету до старта. Схема пускового устройства с четырьмя стойками обеспечивала его одинаковую жесткость на качке при любом положении поворотного стола по азимуту и надежность расхождения ракеты с верхними захватами при старте. При старте ракеты и подъеме ее на 120мм с помощью копиров, расположенных на ее корпусе, происходило принудительное раскрытие замков пускового устройства и автоматический разброс стоек на угол 60° под действием мощного пружинного механизма. Для торможения стоек, в конце их откидывания в механизме разброса стоек были предусмотрены гидравлические тормоза. Сведение стоек после старта производилось автоматически двумя гидроцилиндрами при опускании стола в шахту с использованием направляющих для цепей подъемника как копиров.
http://rbase.new-fac...sile/r13/sm.jpg
Вертикальность ракеты обеспечивалась выверенной горизонтальной плоскостью пускового стола. Исходное положение по азимуту обеспечивалось фиксирующими штырями пускового стола. Аварийный сброс ракеты обеспечивался для ПЛ пр.629 в условиях постоянного крена до 8° и амплитуды боковой качки до 5°. При этом поворотный стол устанавливался в положение «сброс», при котором ракета сбрасывалась на правый борт. Для сброса ракеты на пусковом столе имелась рамка, а в поворотном столе размещались два пневматических цилиндра, которые разворачивали рамку, в результате чего ракета, за счет момента от собственного веса, падала за борт.
Стартовая установка СМ-60 в составе комплекса Д-2 находилась на вооружении ВМФ в течение 12 лет. За это время отказов в пуске ракеты Р-13, по причине неисправностей механизмов и устройств установки СМ-60, не было. За время эксплуатации комплекса каких-либо замечаний по конструкции установки СМ-60 ее надежности и безопасности с флотов и управления ВМФ не поступало.

Эксплуатация


Для проверки комплекса Д-2 на взрывостойкость ЦКБ-16 разработало опытный отсек ПЛ РО-629 с двумя шахтами и размещенными в них стартовыми установками СМ-60, ракетами Р-13 и системами комплекса Д-2. При этих испытаниях в 1960 году нагружение отсека РО-629 обеспечивалось неконтактными взрывами глубинных бомб, мин и шнуровых зарядов, имитирующих воздействие подводного ядерного взрыва. Испытания прошли успешно, и замечаний о необходимости каких-либо доработок установки СМ-60 и ПЛ не было.
При сдаточных испытаниях ПЛ пр.629, на одной из ПЛ было два отказа в пуске ракет Р-13. Как позднее установила комиссия, причиной этого были неисправности ракет при их изготовлении. Командиром ПЛ был произведен сброс одной неисправной ракеты за борт устройствами аварийного сброса ПУ, и тем самым, эти устройства проверены в реальных условиях. При отказе в пуске второй ракеты командиром ПЛ принято решение опустить ракету с подъемным столом в шахту и затем шахту затопить. Проведенная затем дефектация ракеты Р-13 на заводе-изготовителе позволила установить причину отказа ракеты при ее пуске.
Ракетный комплекс Д-2 оказался более надежным, чем его предшественник Д-1. В результате испытаний, проведенных в различных, в том числе и тропических, условиях, удалось значительно увеличить срок непрерывного хранения ракет Р-13 на подводной лодке в боеготовом состоянии. За все время эксплуатации было проведено 311 пусков ракет Р-13, из которых 225 признано успешными. 38 пусков оказались неудачными из-за отказов систем ракеты и стартового оборудования, а еще 38 - из-за ошибок личного состава. Причины 10 неуспешных пусков установлены не были.
Ядерные испытания
Летом 1961 года было принято решение правительства о стрельбе ракетами с последующими ядерными взрывами. 20 октября 1961 года, в ходе проведения учений «Радуга», ракетоносцем «К-102» по полигону на Новой Земле был произведён пуск ракет Р-13. Стрельбы были произведены двумя пусками — первый ракетой с боеголовкой в контрольной комплектации, второй — в штатной.
Головная часть первой ракеты в инертном оснащении пришла на боевое поле с существенным отклонением по дальности и направлению от точки прицеливания. Это произошло потому, что пуск был осуществлён в условиях штормовой погоды и лодка не смогла уточнить свои координаты. Пуск ракеты с боевым зарядом был произведён в тех же сложных погодных условиях. Аппаратура боевого поля на Новой Земле зафиксировала воздушный ядерный взрыв в точке с координатами, незначительно отличающимися от места падения первой ракеты. Это подтвердило стабильность траектории ракеты.
Это был единственный в СССР случай применения ядерного оружия с подводной лодки.


ТТХ


Максимальная дальность стрельбы, км  600
Стартовая масса, т  13.74
Длина ракеты, м  11,8
Максимальный диаметр корпуса, м  1.3
Число ступеней  1
Масса полезной нагрузки, т  1.597
Мощность ядерного боеприпаса моноблочной ГЧ, Мт  1
КВО, км  4
Срок хранения ракеты в состоянии боеготовности, мес.  3-6
Гарантийный срок хранения ракеты, лет  5-7

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
121 публикация
391 бой

Просмотр сообщенияADMIRAL_FLOTA_USSR (18 Сен 2012 - 19:15) писал:

А тут вроде как ни ПЛ ни ракет - ТС это Вы к чему тему создали ?
Чтоб вас, неразумных, просвещать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 147 публикаций

Просмотр сообщенияReider256 (18 Сен 2012 - 19:35) писал:

Чтоб вас, неразумных, просвещать.
бггг...
а у вас похоже детектор "неразумности", жаль на вас не работает. ;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
395 публикаций

Просмотр сообщенияReider256 (18 Сен 2012 - 19:35) писал:

Чтоб вас, неразумных, просвещать.
Простите а на основании чего Вы делаете вывод о  моей "неразумности" - это во-первых
И я спрашивал ТС а не Вас - это во-вторых

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
4 публикации
36 боёв

это форум не ракето строителей, а форум игры про корабли, которая выйдет офицально через 2.5 года

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 201 публикация

Просмотр сообщенияADisWAR (19 Сен 2012 - 09:09) писал:

это форум не ракето строителей, а форум игры про корабли, которая выйдет офицально через 2.5 года
А этот подфорум про корабельное вооружение вообще. Хоть про тараны и паруса пиши, если интересно оформишь, конечно же. Про паруса, кстати, тема есть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
35 публикаций

Просмотр сообщенияADMIRAL_FLOTA_USSR (18 Сен 2012 - 19:15) писал:

А тут вроде как ни ПЛ ни ракет - ТС это Вы к чему тему создали ?
Раздел "История" о кораблях вообще, а не о той технике которая будет в игре.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
52 публикации

Просмотр сообщенияDanstec (18 Сен 2012 - 21:19) писал:

Скажу одно: "Моща!"
+
Да вот не моща к сожалению, и из-за того, что Д-2 имел надводный старт, а потому его носители - ПЛ проектов 658 и 629  становились легкими мешенями.  А чисто по мощи заряда его через год РК Д-4 под ракету Р-21 превзошел, но он имел уже подводный старт

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
111 публикация
961 бой

Потому это, скорее, веха в процессе создания корабельных ракет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×