Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_tFuc8BWcEblh

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК Як-141

В этой теме 106 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
8 публикаций

Хорошая тема,автор молодец,интересно было читать!Ставлю+),только вот по-сжатей бы,некоторые факты не очень то важны.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
171 публикация
2 317 боёв

Отличный истребитель. Я бы хотел увидеть его в игре .

В игру он никак не попадет, временные рамки не те. Это ж последние достижения в области вертикального взлета на рубеже 90-х, а игра где-то до 50-х годов

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Отличный истребитель.

Спорное заявление. 

 

Почему же спорное? До появления F-35 единственная сверхзвуковая "вертикалка". По сравнению с Як-38 - полноценный боевой самолет с развитым БРЭО (в особенности - с многорежимной бортовой РЛС) и "годным" боевым радиусом. Если бы не прекращение в 1991 году финансирования программы, самолет бы вполне могли довести до ума. Сейчас бы в модернизированном варианте на Мистралях неплохо прижился... 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
500 публикаций

 До появления F-35 единственная сверхзвуковая "вертикалка".

 

Dassault Mirage III V?

 

Тяговооруженность у него совсем не истребительная.

Маленькие тоненькие крылья крылышки.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

 

Dassault Mirage III V?

 

Тяговооруженность у него совсем не истребительная.

 

Француз с его 8 (!!!) подъемными двигателями никогда бы не стал серийным самолетом. Плюс он ни разу в одном полете не совместил вертикальный взлет и сверзвуковой полет - либо одно, либо другое (а значит и назвать его сверхзвуковой "вертикалкой" проблематично). Его скорее можно рассматривать как демонстратор технологий, не более. 141-й же это практически готовая боевая платформа, которую "остановили" не непреодолимые конструкторские проблемы, а скорее невостребованность из-за развала страны.

 

Про тяговооруженность - летчик испытатель утверждал обратное:

"По словам лётчика-испытателя Андрея Синицына, три важных отличия Як-141 от предшественника (Як-38) это:
-хорошая механизация крыла, делающая самолёт более манёвренным;
-хорошая тяговооружённость, дающая возможность осуществлять быстрый разгон после вертикального взлёта, который к тому же полностью автоматизирован;
-меньшая дистанция торможения (около километра, что примерно в 2,5 раза меньше, чем у «тридцать восьмого»), которая обеспечивается возможностью отклонить сопло ПМД на -95° (при этом 5 градусов создают отрицательную горизонтальную составляющую)".

   Берне Л. Як-141 - сверхзвуковая «вертикалка» / Крылья Родины, 1994 -№ 6.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
246 публикаций
201 бой

Спасибо за отличные видео. А вот сплошные тексты статей читаются тяжеловато... 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
500 публикаций

"По словам лётчика-испытателя Андрея Синицына, три важных отличия Як-141 от предшественника (Як-38) это:

 

Может стоить пользоваться не словами, а цифрами. Бесспорно он лучше 38го, но никак не отличный истребитель.

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
159 публикаций
151 бой

Может стоить пользоваться не словами, а цифрами. Бесспорно он лучше 38го, но никак не отличный истребитель.

 

 

 

 На тот момент он был  ЛУЧШИМ и/б ВВП и оставался бы таким до принятия Ф-35В на вооружение.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Может стоить пользоваться не словами, а цифрами. Бесспорно он лучше 38го, но никак не отличный истребитель.

 

 

Ну 38 без РЛС - это в принципе штурмовик и весьма условный "истребитель".

А про слова - мнению летчика-испытателя всегда верят больше, чем проектным ТТХ машины. А вот оценки на форуме вроде "отличный" или "неотличный" истребитель - вот это и есть "просто слова". Як-141 безусловно на голову лучше Харриера, а его в свою очередь Вы считаете "отличным истребителем"?

СВВП - это настолько уникальная машина, что к его оценке трудно подходить традиционно. Да его тяговооруженность меньше 1, но это абсолютно ничего не значит в оценке самолета. У него и театр боевых действий и конкретные условия боевого применения будут слишком специфическими. А тяговооруженность - это лишь один из параметров. В каких-то случаях возможность взлететь/приземлиться на вертолетную площадку будет важнее звания чемпиона по "дог-файтингу". Да и в условиях развития всеракурсного управляемого вооружения, хорошая тяговооруженность не будет гарантией 100% успеха в бою.

Любите сравнивать цифры из Википедий и рекламных буклетов, пожалуйста - 

тяговооруженность Як-141: 

  • при максимальной взлётной массе: 0,78/0,98 кгс/кг

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
500 публикаций

  • при максимальной взлётной массе: 0,78/0,98 кгс/кг

Это при вертикальном взлёте - т.е. без нормального вооружения и запаса топлива. Да и по данным Вики тяга 11000, а на Эйрваре тягу дают в 9000 - и кому верить?

КМП у СССР не было, строился "Ульяновск" - ну не вижу для 141 задач и в тех и в нынешних реалиях.

Появление СВВП на вооружении в США вызвано именно особым статусом КМП, их флоту он не нужен.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
159 публикаций
151 бой

Это при вертикальном взлёте - т.е. без нормального вооружения и запаса топлива. Да и по данным Вики тяга 11000, а на Эйрваре тягу дают в 9000 - и кому верить?

КМП у СССР не было, строился "Ульяновск" - ну не вижу для 141 задач и в тех и в нынешних реалиях.

Появление СВВП на вооружении в США вызвано именно особым статусом КМП, их флоту он не нужен.

 

 А англичане и испанцы? Их Харриеры флотские. Да и нормально себя зарекомендовал Харриер на Фолклендах - и ПВО занимался и штурмовкой.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Это при вертикальном взлёте - т.е. без нормального вооружения и запаса топлива. Да и по данным Вики тяга 11000, а на Эйрваре тягу дают в 9000 - и кому верить?

КМП у СССР не было, строился "Ульяновск" - ну не вижу для 141 задач и в тех и в нынешних реалиях.

Появление СВВП на вооружении в США вызвано именно особым статусом КМП, их флоту он не нужен.

 

 

СВВП - идеальный выбор для УДК. Дешево и эффективно. Намного эффективнее ударного вертолета. Не все могут позволить себе иметь плеяду полноценных атомных авианосцев. А верить нужно не Вики, и не Эйрвару, а именно летчику-испытателю. Он указал, что тяговооруженность хорошая, значит самолет может решать поставленные ему задачи, все остальное - это уже возможности БРЭО и управляемого вооружения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер, Участник, Коллекционер
125 публикаций

 

Почему же спорное? До появления F-35 единственная сверхзвуковая "вертикалка". По сравнению с Як-38 - полноценный боевой самолет с развитым БРЭО (в особенности - с многорежимной бортовой РЛС) и "годным" боевым радиусом. Если бы не прекращение в 1991 году финансирования программы, самолет бы вполне могли довести до ума. Сейчас бы в модернизированном варианте на Мистралях неплохо прижился... 

Между прочем F-35 до сих пор не довлели до "ума", а также его конструкция повторяет чертежи того же Як-141, которыми Яковлев продал поделился в свое время с америкосами (сотрудничество с фирмой Lockheed Martin в 90-х).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Между прочем F-35 до сих пор не довлели до "ума", а также его конструкция повторяет чертежи того же Як-141, которыми Яковлев продал поделился в свое время с америкосами (сотрудничество с фирмой Lockheed Martin в 90-х).

 

Довели - не довели, а сотню уже построили. 

А ведь потом и еще построят, да еще и до большего "ума" доведут...

Про повторяют - слишком сильно сказано. Хотя, безусловно, опыт "яковлевцев" американцам очень помог, сэкономил кучу времени и денег. Разумный подход - если дают технологии, то грех ими не воспользоваться. 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер, Участник, Коллекционер
125 публикаций

 

Довели - не довели, а сотню уже построили. 

А ведь потом и еще построят, да еще и до большего "ума" доведут...

Про повторяют - слишком сильно сказано. Хотя, безусловно, опыт "яковлевцев" американцам очень помог, сэкономил кучу времени и денег. Разумный подход - если дают технологии, то грех ими не воспользоваться. 

 

Вот именно что построили, а до ума так и не довели, итог Министерство обороны США признало, что истребитель нового поколения в процессе проектирования и сборки получил 363 дефекта, 147 из которых помечены, как важные. (http://www.jcnews.ru/news/v_proekte_istrebitelya_f_35_obnarujeno_363_problemyi/22114)


Судя по размышлениям "Air Power Australia", этот самолет так сказать полный отстой, даже СУ-35С выходит по характеристикам лучше (еще он боится молнии, разрабы что-то подозревали при создании сего пипелаца ибо В итоговом докладе за 2012 год Управление эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона заключило, что попадание в F-35 молнии может привести к взрыву топливных баков) а так это один из наиболее крупных распилов военного бюджета у наших заокеанских "друзей".

http://www.ausairpower.net/jsf.html

http://lenta.ru/articles/2013/01/16/f35lightning/

http://lurkmore.to/%D0%98%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F#F-35 (ну это чисто ради прикола)

http://inosmi.ru/world/20130220/206125948.html (это перевод вот этой статьи http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,2136312-1,00.html)

http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/5957/ (про Ф-35 против т СУ-35)

 

Изменено пользователем Vilna_Ukraina

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Викигвардия
295 публикаций

Поможем, чем сможем. Тем более, что этот самолет словно символ того, "что могли и что теперь не можем". Каждый раз смотрю на его фотографии с грустью. Ладно, перейдем к графике:

1. Начнем со схемы силовой установки:

(...)

 

Спасибо, Интродимус, без тебя эта тема была бы ещё одной не слишком хорошо оформленной копипастой, да и вообще... Нечасто услышишь хорошие слова в адрес этой замечательной машины.

 

Интересно, что за машина стоит в музее Вадима Задорожного? Скорее всего, тот восстановленный (не до лётного состояния) после аварии на "Баку" , изделие 48-3, который когда-то стоял в экспозиции на Ходынке. Последний лётный Як-141 (изд. 48-2), насколько знаю, так и остался в ОКБ Яковлева, теперь уже на вечной стоянке - двигатели выработали ресурс, а новые изготовить уже некому.

 

Хотелось бы дополнить материал фотографиями людей, которыми этот истребитель обязан своим появлением на свет.

 

67811_2007_02_12_Pavlov_V_N.jpg

Павлов Виктор Николаевич, Главный конструктор самолётов Як-38 и Як-41 (он же Як-141). Фото с 80-летнего юбилея конструктора (2 декабря 2007 года).

 

70555_2007_02_12_Guests.jpg

Там же, на юбилее В.Н.Павлова, в числе гостей: 2-й слева - Юрий Митиков, лётчик-испытатель ОКБ Яковлева, участвовал в испытаниях Як-38, в т.ч.летал на боевое применение в Афганистане; 4-й слева - Виктор Васенков, лётчик-испытатель ГНИКИ им. Чкалова, участвовал в испытаниях Як-38, в т.ч.летал на боевое применение в Афганистане; 5-й слева - Андрей Синицын, лётчик-испытатель ОКБ Яковлева, первым поднял в воздух Як-41М (Як-141).

 

Фотографии предоставлены В. Ульяничем, за что ему особая благодарность.

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

 

Спасибо, Интродимус, без тебя эта тема была бы ещё одной не слишком хорошо оформленной копипастой, да и вообще... Нечасто услышишь хорошие слова в адрес этой замечательной машины.

 

Интересно, что за машина стоит в музее Вадима Задорожного? Скорее всего, тот восстановленный (не до лётного состояния) после аварии на "Баку" , изделие 48-3, который когда-то стоял в экспозиции на Ходынке. Последний лётный Як-141 (изд. 48-2), насколько знаю, так и остался в ОКБ Яковлева, теперь уже на вечной стоянке - двигатели выработали ресурс, а новые изготовить уже некому.

 

Хотелось бы дополнить материал фотографиями людей, которыми этот истребитель обязан своим появлением на свет.

 

67811_2007_02_12_Pavlov_V_N.jpg

Павлов Виктор Николаевич, Главный конструктор самолётов Як-38 и Як-41 (он же Як-141). Фото с 80-летнего юбилея конструктора (2 декабря 2007 года).

 

70555_2007_02_12_Guests.jpg

Там же, на юбилее В.Н.Павлова, в числе гостей: 2-й слева - Юрий Митиков, лётчик-испытатель ОКБ Яковлева, участвовал в испытаниях Як-38, в т.ч.летал на боевое применение в Афганистане; 4-й слева - Виктор Васенков, лётчик-испытатель ГНИКИ им. Чкалова, участвовал в испытаниях Як-38, в т.ч.летал на боевое применение в Афганистане; 5-й слева - Андрей Синицын, лётчик-испытатель ОКБ Яковлева, первым поднял в воздух Як-41М (Як-141).

 

Фотографии предоставлены В. Ульяничем, за что ему особая благодарность.

 

 

 

 

Спасибо за фотографии. Смотришь на такие снимки с грустью - вот оно целое поколение людей, которое работало ради идеи и которое постепенно уходит. А со сменой им - не всё так радужно, если не сказать крепче...

Вот тут неплохая статья, одна расписка Виктора Николаевича в качестве эпиграфа чего стоит!

А про сохранившиеся экземпляры, пишут, что в Архангельском стоит 48-2 (передан из музея ОКБ Яковлева в июле 2009 года). 48-3 без двигателя стоит в Центральном музее ВВС в Монино:

  • «Изделие 48-1» (самолёт с б/н 48) — первый из серии опытных образцов Як-141, его сборка была завершена в первом квартале 1984 года. Он предназначался для испытаний на стенде сил и моментов (ССМ), что включало в себя отработку функционирования силовой установки и проверку всех систем машины. Несмотря на наличие двигателей, не мог летать. Испытания изделия 48-1 начались в сентябре 1984 года и продолжались вплоть до 1991 года. В их ходе была тщательно исследована работа силовой установки нового «Яка», влияние раскалённых выхлопных газов как на сам самолёт, так и на подвешенное на подкрыльевых пилонах вооружение. Именно на изделии 48-1 лётчик-испытатель Синицын впервые «вживую» ознакомился с работой силовой установки нового истребителя. За исключением сборки изделие 48-1 постоянно находилось в ЛИИ им. Громова. В начале 1990-х годов его хвостовая часть была использована для восстановления потерпевшего аварию второго лётного экземпляра.
  • «Изделие 48-2» (самолёт с б/н 75) — первый лётный экземпляр, второй из серии опытных образцов Як-141, его сборка была завершена в декабре 1985 года, а 5 мая 1986 года самолёт был доставлен в ЛИИ им. Громова. Первый полёт изделие 48-2 совершило 9 марта 1987 года (лётчик Андрей Синицын). Впервые был представлен на авиакосмическом салоне в Фарнборо 6—13 сентября 1992 года с новым б/н 141, где совершал показательные полёты (лётчик Владимир Якимов). После этого демонстрировался на авиашоу МАКС-93 и 95, но уже только на статической экспозиции. Затем самолёт был выставлен в музее ОКБ Яковлева. В июле 2009 года передан в Музей техники Вадима Задорожного, где и находится в настоящее время. Самолёт имеет старую окраску, ему возвращён старый б/н 75, а на подкрыльевых пилонах подвешены макеты ракет Р-73 и Р-27Р.
  • «Изделие 48-3» (самолёт с б/н 77) — третий из серии опытных образцов Як-141 и хронологически последний, предсерийный лётный экземпляр. Был окончательно собран в июне 1987 года. Имел отличия от первой машины в приборном комплексе и компоновке кабины пилота, а также некоторые различия в конструкции. Совершил первый полёт 2 апреля 1989 года (лётчик Андрей Синицын). 5 октября 1991 г. потерпел аварию (лётчик Владимир Якимов не пострадал) и позже был восстановлен как музейный экспонат (при этом он получил б/н 141 и новый окрас). В таком виде самолёт выставлялся на статической экспозиции авиасалона МАКС-93 на его московской площадке (Ходынское поле). Сейчас находится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино. Внешним свидетельством той катастрофы является отсутствие у машины двигателя.
  • «Изделие 48СИ» (самолёт без бортового номера) — последний из серии опытных образцов Як-141, хронологически третий, был окончательно собран в июне 1986 года. Использовался для статических испытаний (оттого и литеры СИ в названии), которые продолжались с 5 сентября 1986 года по 31 марта 1987 года. Результаты испытаний были учтены при сборке изделия 48-3 и модернизации изделия 48-2. Местонахождение изделия 48СИ в настоящее время неизвестно.

Относительно свежая фотография 48-3 в Монино от 12 июня 2011 года:

 1024px-Yak-141_VVS_museum.jpg?uselang=ru

он же в 2006 году:

 Yakovlev_Yak-141_at_Central_Air_Force_mu

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Викигвардия
295 публикаций

 

Спасибо за фотографии. Смотришь на такие снимки с грустью - вот оно целое поколение людей, которое работало ради идеи и которое постепенно уходит. А со сменой им - не всё так радужно, если не сказать крепче...

Вот тут неплохая статья, одна расписка Виктора Николаевича в качестве эпиграфа чего стоит!

 

Спасибо, приятно, что та моя статья ещё кому-то интересна :) Расписка В.Н.Павлова - да, подлинная, в книге "Город св. Николая и его авианосцы" В. Бабича приводится фотография того любопытного документа (с фотографии я и переписал). Но по фактам и сравнительной оценке "вертикалок" я бы рекомендовал более взвешенный и лучше аргументированный материал - статью В.Б. Абидина "Харриер против Форджера", она есть здесь:

 

 

 

Люди - да, уходят, и вместе с ними уходит целый флот и целая эпоха... Грустно :(  "Сейчас, думаю, это далеко не всем интересно,пожалуй, только тем, кто в этом варился.. и то я не уверен... Да и уходят мужики уже в небесные эскадрильи.. прорастает все быльем", как писал один лётчик-вертикальщик.

 

Если не попадалась ещё здесь на форуме моя тема об около-"вертикальных" делах - можешь глянуть вот здесь.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×