Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Dieseltruck

"К-19" - гордость подводного флота СССР

В этой теме 4 комментария

Рекомендуемые комментарии

2 128
[ATLAN]
Старший бета-тестер
5 329 публикаций

 

                                       73c9537b8204.jpg

"К-19" была самой первой атомной подводной лодкой, способной выпустить ядерную ракету против ничего не подозревающего противника в течение 3-х минут. Она представляла собой сочетание ядерной энергии и ядерного оружия. Советский Союз рассчитывал на ее успех. "К-19" была техническим чудом и доказывала торжество политики. Она была самым совершенным дополнением ядерного арсенала Хрущева и была одним из его козырей. Хрущев решил превратить военно-морской флот целиком в подводный флот. По его мнению, большие надводные корабли - это пережиток прошлого.

 

ТТХ

Технические характеристики атомной подводной лодки "К-19" проекта 658

Длина - 114 м;

Ширина - 9,2 м;

Водоизмещение - 5375 тонн;

Судовая силовая установка - два ядерных реактора;

Скорость - 26 узлов;

Глубина погружения - 330 м;

Экипаж - 104 человека;

Автономность - 50 суток;

Вооружение:

Ракетный комплекс Д-2 с тремя ракетами Р-13;

Торпедные аппараты 533 мм - 4;

Торпедные аппараты 400 мм - 4.

 

881ed41d21da.jpg

Предыстория

Самая смертоносная советская подводная лодка "К-19" находилась под командованием капитана 2 ранга Николая Затеева. Затеев со своим экипажем являлся "первопроходцем" на пути новой формы подводной войны. До атомной эры подводные лодки приводились в движение дизель-электрическими двигателями. Они могли находиться под водой лишь ограниченное время, так как приходилось всплывать, чтобы пополнить запасы воздуха и зарядить аккумуляторные батареи. В середине 50-х годов ядерная энергия изменила подводную лодку, давая возможность находиться под водой дольше, чем дизель-электрические подводные лодки.

Первой атомной подводной лодки в США была субмарина под названием "Наутилус". Потом началась гонка. СССР создал свою первую атомную подводную лодку "Ленинский Комсомол" в 1958 году. "К-19" была спущена на воду 11 октября 1959 года. Она была значительно быстрее и в два раза превосходила дизельные подводные лодки в скорости. В надводном положении она могла идти со скоростью 26 узлов.

Подводная лодка "К-19" была гордостью советского подводного флота. Внутри нее размещалось два ядерных реактора, обеспечивающие колоссальной энергией паротурбинный двигатель подлодки. С момента закладки атомной подводной лодки, пуска в строй и первого задания прошло всего два года. Ни у конструкторов бюро, ни у конструкторов на заводе не было соответствующего опыта.

Атомные подводные лодки были подвижны и бесшумны. Ракеты с них могли быть запущены с любого океана, в любое время и совершенно незаметно для противника. "К-19" была создана с целью нахождения у берегов США в ожидании приказа на нанесение удара. Она была вооружена по последнему слову советской ракетной техники: три ракеты "Р-13" имели дальность действия 600 км, но лодка могла вести огонь лишь в надводном положении.

 

"К-19": испытания и поход

В 1960 году капитан 2 ранга Затеев командовал "К-19" во время морских испытаний, проверял совершенно новую баллистическую ракету и работу ядерных ректоров. После ходовых испытаний атомная подводная лодка вошла с состав Северного флота.

По мере усиления международного напряжения командир подлодки Затеев получил приказ вывести "К-19" на боевое патрулирование в северную Атлантику на три недели и принять участие в военно-морских учениях ВМФ СССР под кодовым названием "Полярный Круг".

После подготовки капитан 2 ранга Затеев вывел подводную лодку из базы в Баренцево море. Командир взял курс на запад в Норвежское море, устремляясь в патрулируемые кораблями НАТО воды между Исландией и Великобританией. Пока "К-19" шла своим курсом, из-за Берлина между сверхдержавами разразился кризис, поставивший экипаж на самый край войны. Советское руководство хотело благополучно запереть Берлин за "железным занавесом". Запад хотел, чтобы Берлин оставался свободным городом. Генеральный секретарь Хрущев встретился с президентом Кеннеди на саммите в Вене, где предупредил, что предпримет активные меры относительно Берлина. Он полагал, что может запугать президента США, используя ядерное преимущество. В такой напряженной атмосфере натовские корабли и самолеты патрулировали моря на подходах севернее Атлантики. "К-19" пришлось обходить эти зоны и оставаться не обнаруженной. Это было первое настоящее испытание для подводников. Стенки советской подводной лодки позволяли опускаться на глубину, где ее не могли достать сонары - 220 метров. Тактика сработала, и "К-19" преодолела преграды НАТО и вошла в северную Атлантику. Теперь ей пришлось скрываться до следующей стадии своего задания.

В Атлантике начались военно-морские учения СССР, где приняло участие большое количество кораблей. Естественно, это не могло остаться незамеченным американцами – они всеми средствами начали упорно прослушивать эфир. Роль атомной подводной лодки "К-19" в этих учениях было простой - изобразить американскую подводную лодку-ракетоносец. Если "К-19" удастся перехитрить охотника, она должна была перейти к следующей стадии задания - практическим ракетным стрельбам по цели на севере России. Приняв на себя роль капитана американской подводной лодки, Затеев, чтобы избежать обнаружения, пошел под паковыми льдами. Его курс пролегал между Гренландией и Исландией через забитый льдами Датский пролив. По курсу были огромные айсберги. Даже на глубине 180 метров не было гарантии, что "К-19" не натолкнется на один из них. Оба ядерных реактора советской подводной лодки работали бесперебойно. Тепло, генерируемое ядерной реакцией, производит пар, который вращает винты подлодки. Реактор всегда находится под очень высоким давлением. Это доводит теплоотводящий реагент до 150 градусов по Цельсию. Одна небольшая утечка могла вызвать катастрофу.

 

Катастрофа на "К-19"

Выполнение задания проходило в соответствии с планом. "К-19" - гордость советского подводного флота - с наилучшей стороны оправдывала свое назначение. Капитан 2 ранга Затеев на командном пункте проверил курс, проложенный штурманом, и пошел к себе в каюту во второй

отсек. 4 июля 1961 года в 04:15 резко раздался сигнал тревоги реакторного отсека. На пульте управления приборы показывали падение давления на первом периметре до нуля, компенсационные глушители - на нуле. Это было худшее, что можно было ожидать. Командиру "К-19" доложили, что из реактора происходит утечка радиации, реактор не реагирует на систему управления. Моментальный подъем температуры во внутренних трубах реактора.

Затеев отправился в реакторный отсек, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Он узнал, что положение становится критичным. Согласно инструкции, их ожидал неизбежный тепловой взрыв. Реактор больше не охлаждался. Раз температура сердечника продолжала расти, то это вызвало бы катастрофический выброс пара и, как следствие, полное уничтожение. "К-19" превратилась в подводную атомную бомбу. Затеев отдал приказ всплывать и послал сигнал бедствия в Москву.

В этот критический момент, когда СССР и США были на грани войны из-за Берлина, советские подводники столкнулись с ядерной катастрофой в море. Хрущев посетил посольство США в Москве - хотел проверить "политический накал", а в 3000 км в Норвежском море дрейфовала подводная лодка "К-19". Командиру нужно было срочно связаться с Генеральным штабом. Что-то страшное случилось с ядерными реакторами. Началась утечка радиации. По кораблю было объявлено о радиационной опасности, но никто и понятия не имел о допустимых дозах облучения. Капитан 2 ранга Затеев собрал всех механиков в посту управления.

Радист не мог связаться с главным штабом. Забортная вода нарушила герметичность антенны дальнего действия. "К-19" оказалась предоставлена сама себе, никто не мог прийти на помощь. Но один из самых молодых офицеров предложил план ликвидации аварии, который мог спасти атомную подводную лодку. Инженер Юрий Филин предложил проложить дополнительный трубопровод к системе удаления кислорода реактора. Теоретически план мог сработать, но необходимо было приварить трубы в реакторном отсеке. При данных критических обстоятельствах это была единственная возможность. Матросам было необходимо аварийное оборудование, включая трубы, шланги, противогазы, костюмы радиационной защиты и электросварочный аппарат. Надо было запустить дизельный двигатель, чтобы обеспечить электроэнергией сварочный аппарат. Пока оборудование переносили, шли драгоценные минуты, а температура в сердечнике реактора продолжала расти. Чтобы не терять времени, решили присоединить резиновый шланг с аварийной помпой охлаждения. Реактор ответил тем, что в клочья разорвал резиновый шланг, именно тогда произошла серьезная поломка. Перегретый реактор при попадании на него холодной воды выдал взрыв пара, который разорвал всю резиновую подводку, и люди получили свою первую большую дозу радиации.

Первая попытка наладить систему только усугубила положение. Уровень радиации за пределами отсека также пополз вверх. Капитан реакторного отсека капитан-лейтенант Красичков настоял на том, чтобы Затеев покинул отсек. Теперь радиация стала распространяться по всей атомной подводной лодке. Аварийная команда сварщиков готовилась войти в излучающий радиацию отсек. Они и представления не имели о том ужасе, который их ждал. Имея сварочное оборудование на месте, две сварочные бригады по трое теперь старались во второй раз наладить охладительную систему, на этот раз с металлической трубой. Высокий уровень радиации вынуждал работать по 10 минут посменно. Температура достигла 399 градусов по Цельсию, но реактор выдерживал. На карту были поставлены жизни 139 членов экипажа "К-19".

Командиру подлодки пришлось направить людей в излучающий радиацию отсек, чтобы закончить работу. Но один человек - лейтенант Борис Корчилов - освободил его от этой ответственности и сам вызвался пойти туда. Он сменил своего коллегу Михаила Красичкова. Сварочная команда почти закончила монтаж охлаждающей трубы. Теперь настал момент истины - надо было включить импровизированную охладительную систему. Наконец через 4 часа температура начала

падать. Команда лейтенанта Корчилова сделала свое дело, но успех был обретен ужасной ценой. Внутри реакторного отсека больше не было кислорода, там все сияло фиолетовым цветом ионизированного водорода. Ударное охлаждение реактора привело к мощному выбросу радиации. К этому моменту уже многие получили смертельную дозу облучения. Сначала подводники выглядели нормально, потом их стало тошнить желтоватой слизью, у некоторых очень быстро выпали волосы, затем лица стали гореть и они начали распухать. Самоотверженностью и умелыми действиями горстки добровольцев спасли остальных членов экипажа. Наконец ректор был управляем, но ужас продолжался. Радиационное заражение распространялось по "К-19".

Не зная положения на советской подводной лодке "К-19", корабли и суда ВМФ СССР продолжали свои военные игры. Попытки починить антенну дальней связи ни к чему не привели. Единственное, что оставалось - передача сигнала "SOS", но ответа не было.

Ожидание истощало нервы. Капитан 2 ранга Затеев потерял всякую надежду, и ему нужно было каким-то образом снять команду с атомной подводной лодки. Он принял решение взять курс на юго-восток в направлении советского флота на аварийном двигателе. Он надеялся, что его найдут. Когда "К-19" шла заданным курсом, два офицера предложили совершенно иной выход. Они пытались убедить капитана отправиться на север к острову Jan Mayen в Норвежском море, высадить там экипаж и затопить подводную лодку. Затеев понимал, что надвигается бунт на корабле.

 

Спасение

"К-19" была сверхсекретной атомной подводной лодкой. О ее существовании не знала даже разведка США. Затопить ее означало бы самую большую удачу для Запада. Командир не позволил направить туда советскую подводную лодку, где, по данным разведки, располагалась военно-морская база НАТО. Подозревая о заговоре, капитан 2 ранга Затеев приказал выбросить за борт все личное оружие за исключением пяти пистолетов, которые он раздал самым надежным офицерам.

Командир подлодки приказал вынести самых слабых на палубу. Наконец на горизонте заметили помощь. "К-19" и ее экипаж больше не были в одиночестве. Это было подводная лодка проекта 641 ("Фокстрот" по классификации НАТО). Подводники пришли в ужас от увиденного: многих тошнило, моряки сидели или лежали на палубе. Командир понимал, что людям необходимо было как можно скорее сойти с подлодки и предоставить медицинскую помощь. Через подводную лодку-спасатель он запросил дальнейшие указания и ожидал ответа. Однако генштаб, парализованный нерешительностью, не отвечал. На следующее утро указаний так и не поступило, тогда капитан 2 ранга Затеев решил взять инициативу в свои руки. Перевести своих людей на подводную лодку-спасатель. Перенос людей оказался не простым делом в условиях океанской волны. Только по выступающим плоскостям и рулям экипаж смог перебраться на другую подлодку. 11 подводников перенесли на носилках, они получили огромную дозу радиации и не могли ходить. Первая советская подводная лодка-спасатель ушла на базу с большей частью экипажа "К-19". Экипаж второй подлодки "С-270", только прибывшей на место трагедии, немедленно принялся спасать пострадавших. Капитан Затеев с еще одним офицером принял решение, которое, как он знал, могло стоить ему погон. Он решил покинуть единственную атомную подводную лодку-ракетоносец. Не было пожара, не было затопления - его могли признать трусом за такое действие, но легко судить о действиях других, сидя в теплом кресле в Москве. Как и положено капитану, он последним покинул корабль.

Капитан 2 ранга Затеев приказал зарядить торпедные аппараты другой лодке-спасателю "С-270" и приготовиться к стрельбе. Если бы корабли НАТО попытались захватить "К-19", он приказал бы торпедировать и отправить ее на дно. Наконец пришла радиограмма из Москвы: "На подходе еще одна советская подводная лодка для обеспечения охраны аварийной "К-19". Тяжелое испытание закончилось, погибло 14 человек.

69504a17f1ce.jpg

Судьба подводной лодки "К-19" продолжается

К моменту возвращения на базу "К-19" была полностью заражена радиацией. Один из двух реакторов был разрушен. Но советское руководство решило, что она слишком ценна, чтобы отправиться на слом. Ее конструкторам было приказано переоборудовать ее. Это было серьезное и опасное предприятие, на осуществление которого ушло три года. Через два месяца после происшествия с зараженной "К-19" была запущена ракета с целью определения влияния радиации. Ракеты показали себя безукоризненно.

"К-19" вновь вошла в строй в 1965 году, после того как была полностью дезактивирована и перестроена. Ее переоборудовали для запуска ракеты из-под воды. Она продолжала составлять часть стратегических подводных сил СССР. Катастрофа на "К-19" привела к срочному пересмотру конструкции всех советских атомных подводных лодок, на которые стали устанавливать дополнительные системы охлаждения реакторов.

 

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
96 публикаций

Лодку прозвали "Хиросима", на протяжение всей службы одни НС!:honoring: Всегда хотел быть моряком подводником, а стал связистом.  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 640
Бета-тестер, Участник, Бета-тестер, Коллекционер
12 936 публикаций

Спасибо за статью.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×