Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Orson_Krennik

Последний рейс “Сванетии”

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
173 публикации
189 боёв

657eb82b731c.jpg

История Второй мировой войны наполнена многими трагическими событиями. В ряду этих событий и, теперь полузабытая, гибель теплохода “Сванетия”, произошедшая 72 года назад. 17.04.1942 в Чёрном Море произошла страшная катастрофа. В результате бомбардировки и торпедирования авиацией ВВС Германии погиб пассажирский лайнер "Сванетия" Черноморского Пароходства. Вместе с ним морская пучина поглотила более 700 человеческих жизней. Пассажирский лайнер "Сванетия" был небольшим но очень красивым и элегантным, прогрессивным для своего времени судном. Это был один из трёх самых современных лайнеров в составе морского пассажирского флота СССР в предвоенное время.

 

Технические и пассажирские данные судна:

Судоверфь постройки: "Helsingors J. & M. Helsingoer", Дания.
Строительный номер: 244. 
Тоннаж: 4125 BRT.
Дедвейт: 1500 tdw.
Длина судна: 101,0 метров.
Ширина судна: 14,5 метров. 
Главная энергетическая установка: двa дизельных мотора "Burmeister & Wain".
Мощность главных двигателей: 5400 лошадинных сил.
Средняя скорость: 15 узлов (примерно 27,78 км/час).
Максимальная скорость: 17 узлов (примерно 31,48 км/час).
Количество винтов: 2. 
Пассажировместимость (в 1937 году): 215 человек. 
Порт приписки (1937 – 1941): Одесса, СССР.

 

Пассажирский теплоход "Сванетия" был спущен со стапеля в 1936 году, полностью построен, передан заказчику – СССР и введен в эксплуатацию в 1937 году. Сразу же после ввода в эксплуатацию судно взяло курс из Дании на Чёрное Море в свой порт приписки – Одессу.

 

Теплоход "Сванетия" был очень инновационным и прогрессивным судном для своего времени. Красивые и элегантные очертания форм, рациональные и современные обводы корпуса, отсутствие нагромождений архаичных конструкций оснастки на открытых палубах делали "Сванетию" необычным судном, к такому уровню мировое пассажирское судостроение снова пришло лишь к концу 50-х годов. Это было самым современным пассажирским судном СССР на Чёрном Море до Войны 1941-1945, и одним из трёх самых современных пассажирских судов в предвоенном СССР.

Сначала судно стало совершать рейсы по Крымско-Кавказской линии Одесса – Батуми, а затем стало на Ближневосточную линию Одесса – Александрия. Теплоход "Сванетия" изначально и предназначался для работы на этой международной пассажирской линии, и стал основным пассажирским судном, обслуживавшим её в предвоенный период. Теплоход "Сванетия" был более комфортабельным судном, чем все остальные Советские пассажирские суда на Чёрном Море в то время. Об этом говорит также и большое количество площади пассажирских помещений, приходившихся на этом судне на каждого пассажира – такая низкая пассажировместимость была необычна для Советских пассажирских судов того времени, и по этому показателю теплоход "Сванетия" был уже больше приближён к послевоенным судам типа "Киргизстан" чем ко многим своим ровестникам.

*проверка на чтение*

BRT (брутто-регистровая тонна) - единица объёма, равная 100 кубическим футам, то есть 2,83 м3.

Дедвейт - масса груза (полезный груз, судовые запасы, экипаж), принимаемая судном. Дедвейт представляет собой разность между полным водоизмещением и водоизмещением порожнем.

 

Дальнейшим развитием основных концепций и направлений этого проекта, вероятно, явились два однотипных между собой пассажирских лайнера "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов", построенные несколькими годами позднее для работы на другой Советской международной линии, Ленинград – Лондон.

 

Наверное, многие Одесские мальчишки той предвоенной поры загорались мечтой о морской романтике, будучи воодушевлёнными этим загадочным судном, современный силуэт которого был обращён в будущее…

 

В 1941 году, после начала войны, теплоход "Сванетия" был перепрофилирован а затем и переоборудован в санитарный транспорт.

 

В августе 1941 года "Сванетия" перевезла из Стамбула в Батуми сотрудников Советского посольства в Германии в рамках проведённого тогда обмена на сотрудников посольства Германии в СССР. Сотрудники Советского посольства, генеральных консульств и торговых представительств СССР были доставлены из Германии в Стамбул сухопутным путём ( Турция сохраняла в войне нейтралитет ). После состоявшегося обмена большинство граждан СССР отправились на теплоходе "Сванетия" в Батуми ( лишь посол и несколько высокоранжированных сотрудников отбыли из Анкары в Москву специальным самолётом). Судно шло вдоль самого Турецкого берега ( по специальной договорённости с Турцией, не выходя в нейтральные воды, так как там уже оно могло быть атаковано Германской авиацией или флотом. Эта операция завершилась благополучно.

img.php?img=1246789377.jpg

 

Сначала, до середины октября 1941 года, судно принимало участие в потдержании сообщения осаждённой Одессы с Крымом и Кавказом, а затем в потдержании сообщения осаждённого Севастополя с Кавказом. При переходах из Севастополя в Новороссийск судно не могло идти вдоль Крымских берегов или на небольшом удалении от них, поскольку они были уже захвачены Германской армией, и оттуда мог произойти как обстрел из орудий или наводка для авиации, так и атака со стороны самих Германских ВВС. Поэтому из Севастополя судно сначала уходило как можно дальше в открытое море, и отойдя уже далеко от Крымских берегов, брало курс на Новороссийск. Это не исключало совсем встречу с авиацией или флотом Германии и её союзников, но, по краиней мере, сильно снижало её вероятность.

 

Рано утром 17 апреля 1942 г. “Сванетия” стала под погрузку. Севастополь постоянно подвергался налётам вражеской авиации. Наступило некоторое затишье. Поэтому, опасаясь очередного налёта, портовики совместно с экипажем транспорта в быстром темпе провели выгрузку и погрузку.
На борт приняли 240 тяжелораненых, которых разместили в приспособленных под палаты каютах, 354 кавалериста 154 кавалерийского полка, 50 человек эвакуированных.
В числе пассажиров 65 военнослужащих, в том числе морские лётчики, которые отправлялись за получением новых самолётов. Всего вместе с экипажем более 1000 человек.
Перед самым отходом поступил приказ принять дополнительно 150 раненых. Вспоминает штурман “Сванетии” Г.А.Кухаренко:

[quote name=Г.А.Кухаренко:
Когда мы прибыли на корабль, народу было так много повсюду, что вахтенной службе пришлось расчищать проход, чтобы дать возможность нам добраться до штурманской рубки: все помещения, коридоры трапы, частично даже верхние палубы были заняты тяжелоранеными бойцами и эвакуированными.
Сколько их было на борту - тысяча, полторы тысячи или того больше, - никто не знал

В этот раз командование Черноморского флота для сопровождения выделило только один эсминец “Бдительный”. Считалось, что усиленный конвой следует выделять при перевозке в Севастополь живой силы и техники. А тут раненые и эвакуированные! Комментарии излишни.

bditelnyy2872901.jpg

"Бдительный"

 

17 апреля 1942 г. в 21.00 вслед за эсминцем “Сванетия” вышла из Южной бухты Севастополя. За ночь ушли далеко в море. Капитан и его помощники надеялись на то, что вражеские самолёты-разведчики, занятые слежкой за прибрежными коммуникациями и передвижениями военных кораблей у Кавказского побережья и Крыма, не смогут их обнаружить.
К сожалению, этой надежде не суждено было сбыться. Наступило светлое время суток. В 7 ч. 24 мин. вахтенные доложили капитану о появлении самолёта противника.
Обнаружив сопровождение, разведчик опасался угодить под обстрел эсминца, держался далеко и вскоре скрылся за горизонтом. Воздушная тревога отменена, но капитан приказал усилить наблюдение.
Напряжение спало. Капитан, соблюдая внешнее спокойствие, испытывал тревогу и предчувствовал беду.
В 14.00 на высоте 3000 метров появился первый бомбардировщик. 14 самолётов со стороны солнца атаковали теплоход. За первую атаку было сброшено 48 бомб. Только умелое маневрирование спасло на этот раз корабль. И только одна бомба угодила прямо в трубу и разворотила её.
В бой вступили зенитчики “Бдительного” и “Сванетии”: сбили один самолёт, второй был подбит, стал терять высоту и скрылся. Израсходовав весь боезапас, бомбардировщики ушли. Ненадолго. Следовало ожидать нового налёта.
Капитану доложили о результатах первого налёта: от близких разрывов бомб на левом борту образовались пробоины, вышла из строя топливная магистраль, нарушена телефонная связь, взрывной волной сорван пожарный насос с фундамента...
В 15 ч. 55 мин. появились самолёты. Девять торпедоносцев “Хейнкель-111” с высоты 30-40 метров сбросили на судно восемь торпед. Две из них достигли цели: последовало два мощных взрыва, появился крен на левый борт.
Возникла страшная паника. Краснофлотцам Данченко и Воронову удалось спустить на воду только две шлюпки. Спуску остальных шлюпок помешали появившиеся на палубе кавалеристы. Они, естественно, не имели понятия о механике спуска шлюпок на воду, выхватили шашки и перерубили блоки, которые удерживали шлюпки.
В результате эти спасательные плавсредства вместе с людьми полетели за борт, переворачивались и разбивались о воду. Быстро увеличивался крен. Зенитчики продолжали вести огонь. Один из атакующих торпедоносцев, видимо, не рассчитал, зацепил крылом воду и взорвался.
Несмотря на трагизм положения, люди, находившиеся на палубе, с восторгом восприняли гибель на их глазах вражеского стервятника. Прозвучала команда капитана машинному отделению: “Задний ход!” Это были его последние слова. Прогремел новый взрыв.
 

215fc1cb09cc.jpg

 


Свидетельствует штурман Г.Я.Кухаренко:

{lang:macro__view_post}Г.А.Кухаренко:

Через десять минут после попадания торпед вода на судне поднялась почти до штурманской рубки. Из-за большого крена стало невозможным спустить на воду шлюпки по правому борту. Люди метались, хватаясь за что попало, отчаянно крича и взывая о помощи. Особенный ужас был написан на лицах тех, кто не умел плавать...
С помощью старшего рулевого Куренкова мы чудом отыскали среди этого орущего хаоса капитана Беляева и кавторанга Андреуса, командира санитарных транспортов, и оттащили их на спасательный плот.
Потом я кинулся в рубку за корабельными документами, сгрёб их и оказался на правом борту, ещё возвышавшемся над водой.
Вокруг плавали люди на поясах, спасательных кругах с надписью и просто на различных плавающих предметах, судорожно вцепившись в них. Некоторые, продрогнув и закоченев в холодной воде, пытались взобраться обратно на тонущее судно. Дул четырёхбалльный северный ветер, и вода была очень холодной...
Вместе с командиром БЧ-4 Чайкиным мы бросились в воду и попытались отплыть подальше в сторону. Слышно было, как стучали крупнокалиберные пулемёты - это не прекращали вести огонь наши матросы.
Вдруг они разом смолкли. Мы обернулись. Корма “Сванетии” поднялась высоко над водой. С неё беспорядочно сыпались люди. Один из матросов у самой трубы держался за тросик гудка, как бы оповещая всех натруженным рёвом о страшной гибели.
Так, под крики людей и рёв гудка “Сванетия” быстро стала уходить под воду, накрыв своим корпусом сразу три шлюпки.
Образовалась большая воронка, и многих людей засосало, под воду... На воде остались две переполненные шлюпки, плоты, доски, матрасы, чемоданы, спасательные пояса и круги, за которые держались полуобессиленные люди...

 

“Сванетия” продержалась на плаву только 18 минут и затонула в точке с координатами 43°00' северной широты и 36°48' восточной долготы. Судно не было поднято, оно лежит на глубине свыше двух километров в сероводородном слое, находящемся на глубине в Чёрном Море, и, скорее всего, уже никогда и никем не будет увидено.

 

Так Чёрное море стало общей могилой более тысячи человек. Кто они? На протяжении десятилетий с грифом “Совершенно секретно” хранился в Центральном Военно-Морском Архиве документ “Донесение о безвозвратных потерях Черноморского флота за номер 2656” от 15 июня 1942 г., в котором имеются некоторые сведения о погибших членах команды “Сванетии”.
 
Все оставшиеся в живых в своих воспоминаниях особо отмечали мужество и героизм медиков, которые до последнего гудка “Сванетии” оказывали помощь раненым, надевали на объятых страхом людей спасательные пояса, круги, выводили женщин и детей на палубу.

 

Назовём имена людей, до самого конца выполнявших свой медицинский долг и погибших.
Это военные врачи Итин Валерий Азарьевич, Борисовский Владимир Борисович, Рябков Михаил Арсентьевич, Тарасенко Александр Петрович, старший военный фельдшер Лаптий Василий Михайлович, военные фельдшера Занберг Розалия Моисеевна, Барсук Лидия Алексеевна, операционная медсестра Ерохина Мария Трофимовна, медсестры Иванова Вера Ефимовна из Гомеля, Лысовенко Мария Андреевна из Евпатории, Щербина Вера Михайловна из Севастополя, Демакина Лариса Михайловна из города Ессентуки, Яковченко Вера Антоновна из Евпатории, санитарки Клычьян Ева Манукьяновна из Севастополя, Файстман Геня Ефимовна из Одессы, Плешко Татьяна Ивановна из Москвы.
 
В числе погибших мужчины, ставшие в годы войны санитарами. Ведь на борту “Сванетии” находились тяжелораненые бойцы, которых приходилось поднимать, укладывать, переносить. С такой работой могли справиться физически сильные мужчины: Маслов Михаил Андреевич из Курской области, Варфоломеев Григорий Лукич из Мариуполя, Балычёв Иван Нефёдович из Николаева, Каденец Павел Петрович из Сухуми, Щербаков Николай Антонович из Баку, Толмачов Владимир Петрович из Ворошиловградской области, Лаушкин Михаил Сергеевич из Ленинграда, Парфиновский Николай Борисович из Киева, Мышкин Виссарион Фёдорович из Азова...
 
Из архивного небытия, преступно засекреченного, извлекаем имена, вступивших в неравную схватку с вражеской авиацией.
Это старший комендор Порфилов Макар Тимофеевич из села Боровенька Лебединского района Сумской области, зенитчики Арсланбеков Элидар Абуталеевич из Махачкалы, Пилецкий Андрей Абрамович из Азова, Дуняшев Шайхула Ахметович из Кировской области, Пятницкий Василий Николаевич, Слинько Иван Нестерович, пулемётчики Попазов Игорь Владимирович, Горбунов Иван Порфирович, Апухтин Тимофей Миронович из села Когельницкая Тоберинского района Свердловской области.
 
Среди погибших находим имена:
мотористы Марченко Александр Иванович из Одессы, Ажиппа Фёдор Васильевич из Туапсе, Баувин Павел Васильевич из села Деляновка Полтавской области, Болченко Михаил Калинович из Туапсе, Гузиков Геннадий Иванович из Одессы, Гребенюк Савелий Филиппович, командир мотористов Литвинов Лев Фёдорович из Туапсе, командир отделения мотористов Крынько Александр Яковлевич из Киева, электрики Бабарика Александр Нестерович из села Вишнёва Балаклейского района Харьковской области, Ильюшенко Иван Михайлович из Кормянского района Гомельской области, сигнальщик Ткаченко Максим Михайлович из села Малая Боровая Фастовского района Киевской области, радисты Балобаков Семён Андреевич из Ростова, Зрыкин Павел Михайлович из Киева, Вавилов Игорь Фёдорович из Москвы, кок Шейнов Сейдали Смилимович из Николаева, кок Клейкое Иван Иванович, старшина 2-й статьи Сумарин Георгий Иванович из Подбельского сельсовета Орловской области, киномеханик Статива Гавриил Иванович из Днепропетровской области, краснофлотцы Шаповаленко Иван Иванович из Ялты, Янович Николай Николаевич из Москвы, Юрченко Иван Павлович из Днепропетровской области, Коваленко Борис Назарьевич из Одессы, Сейфулин Анвар из Ростова, Кленков Григорий Иванович из Новороссийска, Чайка Иван Михайлович из Алушты...

 Источники:

[1]

[2]

[3] Документальный цикл "Великая война"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Ваше фото

{lang:macro__view_post}Stalker_uz (05 Янв 2014 - 02:57) писал:

bf2d9959ead7.jpg

 

Извиняюсь, но на заглавной картинке другое судно, там даже по названию видно.

Это головное судно своего типа - "Львов"

На всякий случай ссылка Суда типа "Львов"

 

P.S. История интересная и трагическая одновременно.

В моей ссылке вы сможете найти еще одно фото "Сванетии".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
193
[SOX]
Старший альфа-тестер
477 публикаций
2 335 боёв

Я бы некоторый текст под сполер убрал . Что-то многовато его.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
179 публикаций

Ну да под спойлер нужно загнать к фоткам, а то как-то не совсем читабельно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
105 публикаций

Когда читаю или смотрю хронику таких трагических происшествий в прошлом , аж мурашки пробегают по всему телу и не по себе становиться

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
173 публикации
189 боёв

Ваше фото

bf2d9959ead7.jpg

 

Извиняюсь, но на заглавной картинке другое судно, там даже по названию видно.

Это головное судно своего типа - "Львов"

На всякий случай ссылка Суда типа "Львов"

 

P.S. История интересная и трагическая одновременно.

В моей ссылке вы сможете найти еще одно фото "Сванетии".

Спасибо большое, не заметил (ночью тему делал). Сейчас подправлю. Просто большинство источников выдало на "Сванетию" именно эту фотографию.

Убери под спойлер информацию.

Ну да под спойлер нужно загнать к фоткам, а то как-то не совсем читабельно

Я бы некоторый текст под сполер убрал . Что-то многовато его.

Друзья мои, не вижу смысла выносить текст под спойлер, да и не могу (окно с цитатой обрывает спойлер). Могу, разве что, почётче на абзацы разбить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Сейчас вид у темы презентабельный. Текстом тема не перегружена, не так уж его много и не сплошная стена. Спойлеры гармонично "разбавляют" текстовую информацию(ИМХО).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
64 публикации

Играя в войну некоторые люди не понимают чего будет стоить победа,но и сдаваться было нельзя так как последствия могли быть ещё хуже...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×