12 sauvage77 Старший альфа-тестер 377 публикаций 3 495 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 8 янв 2014, 18:42:47 Добрый день уважаемые читатели форума Warships. Сегодня я хотел бы вам рассказать о семействе немецких гидросамолетов 1 мировой войны. И так начнем: Гидросамолет Hansa-Brandenburg W-12 История создания Датой образования морской авиации Германии принято считать 26 октября 1910 года. В тот день адмирал Альфред фон Тирпиц подписал директиву о начале испытаний авиационной техники и летательных аппаратов, предназначенных для эксплуатации в германском военно-морском флоте. И уже зимой 1911 года в Путзиге была создана первая база морской авиации, командиром которой назначили капитан-лейтенанта Макса Геринга. К началу Первой мировой войны морская военная авиация всех воюющих стран находилась в стадии формирования. В частности, Германия располагала одним дирижаблем на побережье Северного моря и шестью гидросамолетами на острове Гелголанд. На Балтике действовали базировавшиеся в городе Кельне два дирижабля и четыре гидросамолета. Еще два гидросамолета находилось в Пучку и восемь - в Варнемюнде. Кроме этого, морская авиация имела два десятка поплавковых самолетов, переделанных из колесных машин, которые находились в Кухвене ,Гестемюнде, Килони и Вилигельмсхафене. За годы войны Германия усиленно развивала свою морскую авиацию. В 1918 году в ее составе числилось уже 2500 самолетов и 59 дирижаблей типа "Граф Цеппелин", два дирижабля типа "Парсеваль" и девять - типа "Шютте-Ланц". За время боевых действий морская авиация Германии уничтожила 270 самолетов, два дирижабля, потопила эсминец, три подводные лодки и четыре катера противника. После подписания Германией капитуляции в составе ее морской авиации еще оставалось шестнадцать дирижаблей, 1478 гидросамолетов и летающих лодок. По условиям Версальского договора все это подлежало уничтожению или передаче странам-победительницам. Перед самым началом войны произошло слияние фирм Brandenburg и Hanza с авиазаводами в городах Бранденбурге и Бресте. Вновь образовавшееся общество с ограниченной ответственностью Hansa-Brandenburg на протяжении всех четырех лет войны занималось производством военных гидросамолетов для военно-морского флота Германии и Австро-Венгрии. Главным конструктором этой фирмы стал Эрнст Хейнкель, получивший впоследствии всемирную известность. Первым выпущенным им гидросамолетом, принятым на вооружение германской морской авиации, стал поплавковый истребитель Hansa-Brandenburg KDW, представлявший собой установленный на поплавки колесный истребитель Brandenburg D.I. Переделанный самолет имел худшие характеристики, чем прототип, поскольку поплавки "съели" часть скорости и, как следствие, машина уже не могла на равных вести воздушный бой с более скоростными и маневренными истребителями противника. По той же причине уменьшилась и без того неудовлетворительная для гидросамолета продолжительность полета. Все это привело к необходимости создания нового специального аппарата с улучшенными характеристиками, которым и стал Hansa-Brandenburg W-12. Техническое описание самолета Hansa-Brandenburg W-12 - морской поплавковый двухместный разведчик-истребитель, одномоторный, одностоечный поплавковый биплан цельнодеревянной конструкции. Крыло - двухлонжеронное, цельнодеревянное, с относительно толстым профилем. Лонжероны деревянные, коробчатого типа, клееной конструкции. Нервюры фанерные. Обшивка полотняная. Для придания крылу большей жесткости внутри него были натянуты стальные тросы-расчалки. Элероны на опытном самолете и машинах первых серий располагались только на верхнем крыле. Последние серийные гидропланы имели элероны и на нижнем крыле. Управление элеронами тросовое. При этом верхние и нижние элероны соединялись между собой синхронизирующей стальной тягой. Оба крыла прямые в плане, со скругленными законцовками (на опытной машине законцовки округлений не имели). Верхнее крыло крепилось к фюзеляжу двумя V-образными подкосами без расчалок. Между собой крылья соединялись стальными трубами-подкосами, закрытыми фанерными обтекателями. Такая конструкция обеспечивала бипланной коробке необходимую жесткость. Фюзеляж с фанерной обшивкой не имел технологических разъемов и представлял собой единую конструкцию с силовым набором, состоящим из деревянных брусков-лонжеронов и брусков-шпангоутов. В носовой части фюзеляжа на стальной мотораме устанавливался двигатель. Сразу за ним располагалась открытая кабина экипажа. У пилота на приборной доске размещались приборы контроля работы силовой установки и параметров режима полета. Система управления рулями и элеронами тросовая. Перед кабиной пилота устанавливался прозрачный козырек. Бензобак размещался под полом кабины. Кабина летчика-наблюдателя находилась сразу за пилотской и не имела предохранительного ветрового козырька. Некоторые экземпляры самолетов комплектовались радиостанциями. По правому и левому бортам фюзеляжа проходила тросовая проводка системы управления рулями высоты и направления. Хвостовое оперение имело необычную схему. Киль полностью отсутствовал, а руль направления был развит вниз, под фюзеляж. Стабилизатор не имел подкосов. Это давало стрелку большие секторы обстрела, он мог не бояться отстрелить хвостовое оперение своего самолета. Силовой набор рулей направления и высоты состоял из стальных трубок. Обшивка рулей - полотняная. Взлетно-посадочное устройство - два цельнодеревянных однореданных поплавка коробчатого типа. Снаружи поплавки покрывались водостойким лаком. На их палубах располагались специальные силовые накладки, по которым могли ступать члены экипажа. К крылу и фюзеляжу поплавки крепились N-образными стальными трубами в обтекателях каплеобразного профиля. Для перемещения гидросамолета по грунту предусматривалась установка перекатного колесного шасси. Силовая установка - рядный двигатель водяного охлаждения Mercedes D-III мощностью 160 л.с. На некоторых сериях стояли 6-цилиндровые двигатели Benz Bz-III мощностью 150 л.с. или 8-цилиндровые (195 л.с). Закрывался двигатель дюралюминиевыми капотами на винтах, что обеспечивало хороший доступ к нему во время технического обслуживания. Все W-12 комплектовались двухлопастными деревянными винтами постоянного шага. Топливо размещалось в одном топливном баке в центре тяжести самолета под кабиной пилота. Маслобак располагался под двигателем в носовом отсеке фюзеляжа. Лобовой маслорадиатор на прототипе и на машинах первых серий крепился к верхнему крылу, по оси симметрии самолета, а на поздних W-12 -перед двигателем. Выхлопные газы собирались в общий коллектор и выводились за верхнее крыло. Вооружение самолета включало один или два синхронных 7,92-мм пулемета, жестко зафиксированных в фюзеляже между двигателем и кабиной пилота. Перезаряжались пулеметы летчиком вручную. В кабине летчика-наблюдателя на шкворне стоял еще один 7,92-мм пулемет. Боекомплект каждого пулемета - 500 патронов. На самолетах, оборудованных радиостанцией, синхронных пулеметов не было. В процессе производства был создан ряд различных модификаций этого самолета. Так, патрульный вариант W 19 с двигателем Майбах Mb.IV (260 л. с.) имел увеличенные размеры и запас топлива, что позволило в полтора раза увеличить продолжительность полета. Эксплуатация На первый опытный Hansa-Brandenburg W-12 устанавливался рядный 6-цилиндровый двигатель водяного охлаждения Mercedes D-III мощностью 160 л.с. Постройка опытной машины закончилась в январе 1917 года на заводе фирмы в Варнемюнде. В первом полете оказалось, что центр тяжести самолета смещен назад, и пилоту с большим трудом удалось избежать падения машины сразу после отрыва от воды. Для устранения дефекта коробку крыльев пришлось перенести на 350 мм назад. Позже, в одном из испытательных полетов самолет при выполнении посадки налетел на подводную скалу и затонул. Однако потеря его не могла остановить начавшегося серийного производства, поскольку до этого самолет на испытаниях показал великолепные результаты. Первая серия состояла из шести машин, все они поступили в летную часть в Зеебрюгге. Уже через несколько месяцев W-12 приняли участие в боях на Балтике и в Северном море. После первых положительных отзывов от строевых пилотов выпуск гидросамолета продолжили. Последующие три серии W-12, выпущенные с начала 1917 по март 1918 года с общим количеством 49 самолетов, отличались закругленными законцовками крыла и удлиненным фюзеляжем. Машины оснащались 6-цилиндровыми двигателями Benz Bz-III мощностью 150 л с с лобовым радиатором. Вооружение всех серий оставалось без изменений. На W-12 последующей серии устанавливались экспериментальные V-образные 8-цилиндровые двигатели фирмы Benz мощностью 195 л.с. Другим их отличием было уменьшение высоты установки верхнего крыла по отношению к фюзеляжу, а также элероны на нижнем крыле. С февраля по июль 1918 года выпустили дополнительную партию из тридцати самолетов, оснащенных моторами Benz Bz-III и усиленным вооружением-двумя синхронными пулеметами. За ними последовали две серии в сорок и двадцать машин с моторами Mercedes D-III и одним синхронным пулеметом. Всего же было построено 146 гидросамолетов W-12. В боях эти машины показали себя с наилучшей стороны. Они успешно вели воздушные поединки как с поплавковыми гидросамолетами и летающими лодками противника, так и с самолетами наземного базирования. Отражать атаки более скоростных и маневренных одноместных колесных истребителей помогала кормовая пулеметная установка, а сильное стационарное пулеметное вооружение позволяло им при возможности вести и наступательный бой. В декабре 1917 г. один из них сбил британский мягкий дирижабль С.27. На W-12 летали известный ас немецкой морской авиации, командир базы гидросамолетов в Зеебругге Фридрих Христиансен. Его самолеты просто терроризировали французский Дюнкерк: они постоянно меняли тактику нападения, что не давало союзникам возможности организовать эффективную систему ПВО. Hansa-Brandenburg W-12 успешно действовали и как разведчики. Эти функции они выполняли не только в открытом море, где встречи с самолетами противника очень редки, но и у побережья Британии и Франции. При этом W-12 комплектовались радиостанциями, а для повышения дальности полета с них снимали один или два курсовых пулемета. Полученная в таких вылетах информация помогала немецким подводникам перехватывать конвои союзников, а также контролировать передвижение военных судов. История гидросамолета Hansa-Brandenburg W-12 и его модификаций не закончилась с окончанием войны. Многие годы W-12 были, например, на вооружении морской авиации Швеции. После их вывода из состава боевых эскадрилий они на протяжении нескольких лет использовались и в гражданской авиации. Задержались самолеты Э.Хейнкеля и в морской авиации Финляндии, которая долгое время эксплуатировала все, что осталось на ее территории после войны. Отдельные экземпляры W-29 и W-33 летали до конца 20-х годов. Несколько гидросамолетов W-12 и W-29 в качестве трофеев досталось и России; по некоторым данным, они служили в авиации Черноморского флота до середины 20-х годов. ТТХ Двигатель 1 х Мерседес D.III (160 л. с.)Размеры:размах х длина х высота 11,20 х 9,60 х 3,51 мПлощадь крыльев 35,3 кв.мВес:пустого 997 кгвзлетный 1454 кгМаксимальная скорость 160 км/чВремя набора высоты 2000 м 20 минПотолок 5000 мПродолжительность полета 3,5 чВооружение:стрелковое 2 х 7,92-мм синхронных пулемета Шпандау 08/15 1 х 7,92-мм оборонительный пулемет «Парабеллум»Экипаж 2 чел. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
12 sauvage77 Старший альфа-тестер 377 публикаций 3 495 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 8 янв 2014, 18:43:27 (изменено) Гидросамолет Hansa-Brandenburg W-29 История создания Одним из основных энтузиастов создания W-12 и гидроистребителей семейства W-19 был обер-лейтенант Фридрих Христиансен, командир авиабазы ВМС Германии в Зебрюгге. Считается, что именно он вдохновил, и, возможно, реально участвовал в разработке моноплана гидроистребителя W-29 после переговоров в конце 1917 года с Эрнстом Хейнкелем по вопросу создания для военно-морской авиации Германии гидросамолета-истребителя, превосходящего W-12. Из-за усиления дефицита материалов в Германии и отсутствия мощного мотора Хейнкель решил улучшать характеристики машины только за счет сокращения лобового сопротивления и массы. Пришлось принять схему моноплана. Техническое описание самолета Новый поплавковый истребитель Ганза-Бранденбург W-29 был разработан на базе W-12, что было продиктовано необходимостью скорейшего ввода самолета в боевую эксплуатацию. Второй немаловажной причиной для принятия такого решения была очень удачная конструкция предшественника. Конструктор Дорнье, возглавивший этот проект, оставил почти без изменения фюзеляж и хвостовое оперение. Их форма позволяла обеспечить стрелку достаточно большой сектор обстрела. Поплавки остались прежними. Коренной переработке были подвергнуты несущие плоскости. С целью максимального облегчения веса планера и уменьшения аэродинамического сопротивления бипланная коробка была заменена монопланным подкосным крылом довольно толстого профиля. Его площадь осталась примерно такой же, как у W-12, что было вызвано необходимостью сохранения приемлемых взлетно-посадочных характеристик. Законцовки крыла приобрели прямоугольную конфигурацию. Самолет был оснащен двигателем Бенц Bz.III (150 л. с.) с лобовым радиатором автомобильного типа. На машинах последних серий устанавливался двигатель Бенц Bz.IIIa (185 л. с). Эксплуатация Первые сорок самолетов были вооружены одним синхронным пулеметом «Шпандау», а остальные — двумя. У стрелка был турельный «Парабеллум». Многие машины имели радиостанцию. Христиансен, приглашенный опробовать новый самолет в полете, оценил его очень высоко. В апреле 1918 г. первые истребители-гидросамолеты Ганза-Бранденбург W 29 были переданы в строевые части морской авиации. Самолет показал отличные данные: высокую скорость полета и хорошую маневренность. W-29 стал лучшим в мире для самолетов такого класса и грозным противником морской авиации Антанты. Однако пилоты обращали внимание на недостаточную дальность полета машины. Чтобы как-то преодолеть этот недостаток, был придуман оригинальный тактический ход, правда, осуществлять его можно было только в хорошую погоду. Группа W-29 приводнялась в заданном районе Северного моря, а разведку окружающей акватории вели W-19, имевшие большой радиус действия. Координаты обнаруженных воздушных целейпередавались по радио и группа взлетала на перехват. 11 августа 1918 г. группа из четырнадцати W-29, возвращавшаяся из патрульного полета на базу в Боркум, обнаружила шесть британских летающих лодок и атаковала их. Только трем экипажам лодок удалось уйти от преследования и приземлиться в Голландии, где они были интернированы. Летом 1918 г. появился увеличенный вариант W-33, оснащенный двигателем Майбах Mb.IV (245 л. с). До окончания войны было произведено 190 машин двух вариантов. После войны самолеты выпускались в Норвегии, Финляндии, Дании, Японии. Всего было построено 482 самолета. ТТХ Двигатель 1 х Бенц Bz.lll (150 л. с.)Размеры:размах х длина х высота 13,50 х 9,36 х 3,00 мПлощадь крыльев 32,2 кв.мВес:пустого 1000 кгвзлетный 1494 кгМаксимальная скорость 175 км/чВремя набора высоты 2000 м 13 минПотолок 5500 мПродолжительность полета 4 чВооружение :стрелковое 1 (или 2) х 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» 1 х 7,92-мм турельный пулемет «Парабеллум»Экипаж 2 чел. Источники 1) книга Самолеты Первой мировой. В. Обухович, А. Никифоров2) http://www.airwar.ru/enc/fww1/w12.html3) http://www.airwar.ru/enc/fww1/w29.html Изменено 8 янв 2014, 19:00:50 пользователем sauvage77 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 __KoMiKaDzE__ Бета-тестер 2 публикации 1 074 боя Жалоба #3 Опубликовано: 8 янв 2014, 18:56:38 (изменено) Как запускали W 12 Изменено 17 мар 2014, 18:52:19 пользователем EvilTwin_HL Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Trilar Бета-тестер 151 публикация 103 боя Жалоба #4 Опубликовано: 8 янв 2014, 23:39:23 (изменено) Как запускали W 12 А почему на самолете написано W9? Изменено 17 мар 2014, 18:52:14 пользователем EvilTwin_HL Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Jureth Старший альфа-тестер 33 публикации 23 боя Жалоба #5 Опубликовано: 9 янв 2014, 08:14:42 Как запускали W 12 Так как запускали-то? Сбрасывали с лебёдки в расчёте что он успеет набрать скорость пока не грохнется об воду? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
12 sauvage77 Старший альфа-тестер 377 публикаций 3 495 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 9 янв 2014, 09:06:16 Как запускали W 12 Спасибо за фото, но насколько я понял, это не совсем W-12, а его копия (Hydravion Van Berkel W-A) и само фото сделано в 20-х годах в ВМС Голландии, отсюда и другие опознавательные знаки. А почему на самолете написано W9? W-9 возможно его порядковый номер в эскадрильи, в которою он приписан. Так как запускали-то? Сбрасывали с лебёдки в расчёте что он успеет набрать скорость пока не грохнется об воду? Запускали просто, снимали с корабля и он сам разгонялся по воде. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 anonym_J2f4DOooah9T Участник 260 публикаций Жалоба #7 Опубликовано: 9 янв 2014, 09:08:06 А почему на самолете написано W9? На фото не Hansa-Brandenburg W-12, а так сказать его "младший собрат" WA с двигателем "Benz", выпускаемый по лицензии в Роттердаме, голландской компанией Van Berkel. В архиве ВМС Нидерландов имеются данные, что этот самолет, под бортовым номером "W9", эксплуатировался с 1920 по 1932 год в Голландской Ост-Индии и приписан к легкому крейсеру Королевских ВМС Нидерландов HNLMS "Java". На снимке, с него и спускают данный аппарат на воду. Дата снимка 30 июня 1929 года. ЗЫ: Интересный факт, что в Голландскую Ост-Индию направлено 20 единиц, с бортовыми номерами с W1 по W20, но там нет W13, взамен самолёту присвоен бортовой номер W12А. Пару фото того же момента: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_18303461 Участник 162 публикации 82 боя Жалоба #8 Опубликовано: 1 фев 2014, 15:30:07 По началу гидросамолёты этих типов отличались плохой обшивкой и не могли вступать в бой с истребителями Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_10y1Vom6Xk2W Участник 1 публикация Жалоба #9 Опубликовано: 17 мар 2014, 15:15:34 Морская Авиация Германии ТорпедоносцыАвтор: Армада-ВертикальИздательство: Армада-ВертикальГод издания: 2005Страницы: 47 Скачать Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Primus_inter_pares_46 Альфа-тестер 127 публикаций 4 340 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 17 мар 2014, 17:13:19 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 DR_ZLO007 Участник 54 публикации Жалоба #11 Опубликовано: 21 мар 2014, 21:20:38 Интересно, спасибо! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 [ZABLR] GekaTom Альфа-тестер 59 публикаций Жалоба #12 Опубликовано: 28 мар 2014, 11:47:54 Тема интересная, автору за старания +, но наш Григорович лучше всех Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
59 Yosikava Старший альфа-тестер 266 публикаций 149 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 28 мар 2014, 12:36:07 (изменено) Гидросамолет Hansa-Brandenburg W-29 в японском флоте. Картина Шигео КОИКЕ Большие изображения лучше прятать под спойлер. EvilTwin_HL Изменено 28 мар 2014, 14:31:53 пользователем EvilTwin_HL Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_7zfjARJpcsm8 Участник 6 публикаций Жалоба #14 Опубликовано: 7 апр 2014, 07:42:03 Мне понравилась история создания. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Samuraay Участник 55 публикаций Жалоба #15 Опубликовано: 10 апр 2014, 17:43:04 Отличное оформление,занимательная тема! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 xxXThundeRXxx Участник 3 публикации 14 боёв Жалоба #16 Опубликовано: 27 апр 2014, 16:46:06 Ко всему перечисленному Большой плюс за ссылки на темы, связанные с этим гидросамолетом. Проведена тщательная работа. И от меня только положительный отзыв. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 [BVK] himi_k Участник 53 публикации Жалоба #17 Опубликовано: 28 апр 2014, 08:54:39 Как запускали W 12 Довольно странный способ запуска самолета. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_qrfTO6j8fARA Участник 14 публикаций Жалоба #18 Опубликовано: 28 апр 2014, 16:32:23 Довольно странный способ запуска самолета. вполне обычно для гидропланов Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 [C0I03] BOOR97 Участник 36 публикаций 9 688 боёв Жалоба #19 Опубликовано: 19 июн 2014, 23:08:08 автор молодец спасибо за предоставленную информацию Рассказать о публикации Ссылка на публикацию