Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
GSA_Hunter

Захват U-110 или история разгаданной "загадки".

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
140 публикаций

4267256m.jpg

 

Еще один пример - как один прокол, может изменить всю тактическую ситуацию в бассейне военных действий.

Из-за чего сыр-бор:

Энигма -  в переводе с древнегреческого ”загадка” — переносная шифровальная машинка Немцы считали, что расшифровать переданные ей сообщения  невозможно. Сложность «Энигмы» была поразительной для того времени.

На клавиатуре аппарата набирались обычные слова; их набор посылал электрический импульс серии роторов, электрических контактов и проводов, и слова, теперь зашифрованные, высвечивались на панели над клавиатурой. Получатель, набирая этот код на своем аппарате, видел, как буква за буквой появляется расшифрованное послание. Роторы и провода аппарата могли соединяться в любой последовательности. Вероятность того, что кто-нибудь, не знающий настроек, сможет взломать шифр «Энигмы», было один к 150 миллионам.

На подводных лодках с начала войны использовался вариант "Энигмы" с тремя роторами, который с 1942 года усовершенствовали, добавив четвертый ротор. При шифровании текста существовало огромное множество комбинаций, что чрезвычайно затрудняло дешифрирование радиограмм.

Вид машинки с U-110 и схема ротора:

 

4284665m.jpg, 4319480m.jpg

 

4314360m.png

  •   кольцо с выемками
  •   маркирующая точка для контакта «A»
  •   алфавитное кольцо
  •   залужённые контакты
  •   электропроводка
  •   штыревые контакты
  •   пружинный рычаг для настройки кольца
  •   втулка
  •   пальцевое кольцо
  •   храповое колесо

 

О лодке:

Подводная лодка типа IXB германских ВМФ. Постройка начата первого февраля 1940 года, на верфи AG Weser в Бремене, введена в строй 21 ноября 1940 года. Бессменно ей командовал Фриц Юлиус Лемп. За время эксплуатации совершила два боевых похода, потопив 3 повредив 2 транспорта. С 21 ноября 1940 по 28 февраля 1941 использовалась как тренировочная подводная лодка.

 

4288417m.jpg

 

Технические характеристики:

Надводная скорость 18,2 узла

Подводная скорость: 7,3 узла

Предельная глубина погружения: 230 метров.

Экипаж: 48 человек.

Надводное водоизмещение: 1051 тонн.

Подводное водоизмещение: 1178 тонн.

Длинна лодки: 76,5 м.

Ширина корпуса 6,76 м.

Высота 9,6 м.

Средняя осадка 4,7 м.

Силовая установка: 9 цилиндровый четырёхтактный «МAN» M9V40/46 2×2 200
Электродвигатель SSW GU345/34 2×370.

Вооружение: 1 × 10,5 cm L/45, 1 × 3,7 cm Flak, 1 × 2 cm Flak6, TA 22 торпеды или 66 мин

Описания случая и последствия:

Ранним утром 9 мая 1941 года под U-110 командованием капитан-лейтенанта Фрица Юлиуса Лемпа, кавалера Рыцарского креста, полученного за потопление пассажирского лайнера Атения, обнаружила конвой OB-318. Лодка вышла на курс и капитану удалось потопить два британских грузовых. Однако, подводная лодка была обнаружена и атакована глубинными бомбами, сброшенными британским корветом "Обретия" и эсминцами "Бульдог" и "Бродвей".

 Поврежденная лодка сначала провалилась на глубину 90 метров, а затем всплыла. Лемп увидел трагическую картину - эсминцы "Бульдог" и "Бродвей"  шли на таран.

Последовал приказ -  “срочно покинуть лодку”  и “открыть клапана вентиляции цистерн главного балласта” , но, по свидетельству первого вахтенного офицера Дитриха Леве, главный механик Ганс Йоахим Айхельборн второй приказ не выполнил.

Экипаж стал покидать лодку, Лемп, Айхельборн и Леве. Однако лодка оставалась на плаву, увидев это, командир эсминца "Бульдог" Бейкер Крессуэлл срочно сформировал и отправил на U-110 абордажную команду из десяти британских моряков под командованием младшего лейтенанта Дэвида Бальми. В это время находившиеся в воде Лемп увидел, что англичане выслали вельбот с командой, и поплыл назад к подводной лодке. Однако Лемп погиб, тут версии расходятся: по одной - он убит выстрелом с вельбота, по другой -  его обстреляли с эсминца "Бульдог"  когда уже подплывал к лодке или же он просто утонул. Есть и еще одна версия гибели капитана изложенная британским историком Питером Кемпом: еще во время атаки глубинными бомбами Лемп был сбит с ног, ударился головой и получил сотрясение мозга. Удар был настолько силен, что он даже потерял свой “оловянный галстук” - Рыцарский крест, носимый на шее (был найден англичанами, и после войны Бейкер-Крессуэлл передал его сестре погибшего).  В спешке Лемп, поднимаясь по трапу в рубку, забыл открыть перепускной клапан, чтобы выровнять давление и был выброшен из люка и еще раз ударился о палубу. Попав же в таком болезненном состоянии в ледяную воду, он утонул без посторонней помощи

В это время абордажная команда добралась до лодки, лодка не собиралась тонуть, и Девид Бальми начал осмотр судна, в результате беглых поисков, были подобраны следующие трофеи: карты минных полей, установленных немцами в Северном море и у французского побережья; чертежи и руководства по эксплуатации различных систем подводной лодки, шифровальная машина "Энигма"; журналы шифров на апрель и июнь 1941 года; комплект морских карт, вахтенный журнал и расшифрованные радиограммы.

В связи с особой важностью шифровальной машинки, мгновенно, было принято несколько мер по обеспечению сохранности информации: со всех экипажей судов союзников была взята расписка о неразглашении информации,  "Бродвей" и корвет "Обретия" начали принимать на борт команду подлодки(в последствии все 34 спасенных содержались в лагерях военнопленных отдельно от остальных, чтобы не допустить передачи сведений в Германию).

Было решено отбуксировать подводную лодку к побережью Исландии, но она якобы затонула при буксировке, скорее всего, намеренно затоплена, чтобы избежать разглашения информации, о том, что она захвачена.

Итоги были плачевны для Германии:  командование флота считала лодку погибшей, капитана героем, а  британцы с июня 1941 года стали читать зашифрованные радиограммы между штабом в Лорьяне (Франция) и подводными лодками, как открытую книгу (естественно, временно, т.к работы по усложнению кода и машинки велись постоянно). Пожалуй, самым печальным для Германии было то, что пользуясь данными расшифрованных сообщений, Адмиралтейству удалось перехватить и уничтожить в море в местах встреч с подводными лодками 9 из 10 подводных танкеров, для дозаправки лодок вдали от баз.  Это привело к резкому сужению оперативного простора действия подводного флота Третьего Рейха.

Фото:

4307194m.jpg

Лодка на плаву.

4323578m.jpg

Вельбот с абордажной командой на подходе.

4265210m.jpg

"Бульдог" и U-110 рядом

4310941m.jpg

Координаты 60°22′ с. ш. 33°12′ з. д - место затопления лодки.

4263841m.jpg

"Бульдог"

Из рапорта командира абордажной команды Девида Бальми:

"Открыв нижний люк я обнаружил Центральный пост пустынным! Люки, ведущие в нос и в корму были открыты, все освещение было включено. Был небольшой выход воздуха на Центральный пост, но никаких признаков хлора(из аккумуляторной батареи) не было, поэтому изолирующие маски мы не использовали. Так же ненужными оказались револьверы, которые теперь были скорее опасными, чем полезными. Подлодка, очевидно, была заброшена в большой спешке, так как книги и документация лежали на своих местах. Я построил людей цепочкой, чтобы обнаружить все книги и графики. Так как ПЛ необходимо было дать ход из-за возможности ее затопления (хотя пока она была сухой), я приказал отправить наверх все книги, за исключением естественно художественных книг, также были оставлены бесполезные книги по навигации. Все карты были в ящиках под штурманским столом в Центральном посту, там же были и сигнальные книги, журналы и прочие.

Между тем, телеграфист пошел рубку связи по правому борту. Пост было в идеальном состоянии, видимо, не было даже попытки уничтожить книги или аппарат. Здесь была найдена вся секретная документация. Здесь же нашли шифровальную машину , подключенную к сети и как будто с ней только что работали...Беглый осмотр вокруг занял около 5 минут, после чего я поднялся в рубку и сигнализировал „Бульдогу“, что ПЛ мореходная и буксируемая, а также попросил, чтобы прислали механиков для обслуживания механизмов.

Часть оборудования из рубки гидроакустиков была нами снята, но она оказалась слишком большой, чтобы пройти через рубочный люк. Тогда все начали искать отдельные листы документов, кошельки, фотоаппараты и т.д."

 Источники:

1. Геннадий Дрожжин, книга "Асы и пропаганда"

2. http://www.bbc.co.uk/arts/yourpaintings/paintings/the-capture-of-u-110-9-may-1941-103737 (спасибо K. W. Radcliffe за рисунок в тему).

3. http://www.farvater-submariners.com.ua/enigma.html

4. http://www.u-boote.ru/facts/aboard.html

5. http://waralbum.ru/2530/

6.http://ru.wikipedia.org/

7.Баженов Н. Патянин С. "Две ошибки капитана Лемпа"

 

 

Изменено пользователем GSA_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Загадка не разгадана

 

Захвачена, учтена, и в купе с другой информацией, послужила большим шагом к полной расшифровки кода, но на тот период - Англии пришлось довольствоваться временным успехом....

Изменено пользователем GSA_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
166 публикаций

Тема очень хорошая но маловато информаций! Просьба поищите ещё и дополните! 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
787 боёв

Вроде как фильм есть об этом, название забыл(

 

блин  если вспомнишь названия фильма  скинь  в  Личку, плиз...

 

 

Тема очень хорошая но маловато информаций! Просьба поищите ещё и дополните! 

 

согласен да  тема  супер,  будем надеяться что автор нароет  еще  что... :popcorn:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Вроде как фильм есть об этом, название забыл(

Может "Энигма" 2011 или U-571 - сам не смотрел, правда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
140 публикаций

согласен да  тема  супер,  будем надеяться что автор нароет  еще  что... :popcorn:

 

Добавил координаты затопления лодки и еще одну версию гибели капитана, самую вероятную, описание лодки и фото.

Изменено пользователем GSA_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×