Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_HWBiQY9EpBpz

Китайский бронепалубный крейсер "Цзи-Юань"/Японская канонерка "Сай-Иен"

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
195 публикаций

Дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об интересном корабле. Наш герой - китайский, а в следствии японский корабль, которому довелось воевать с тремя странами в двух воинах!

                                                                                 b889b6a6ca78.jpg

  "Цзи-Юань" (до захвата японцами) он же "Сай-Иен" - бронепалубный крейсер 3-го ранга китайского , а в последствии канонерская лодка японского флота.Был заказан в Германии для ВМС императорского Китая. Строительство было начато 31 января 1880 года , а спущен на воду корабль был 2 ноября 1883 года.

 

Конструкция.

Корабль имел стальной корпус , разделяемый водонепронецаемыми переборками на ряд отсеков. Нос был снабжён таранным штевнем , обводы заострённые , палуба прямая , гладкая с небольшой центральной надстройкой с мостиком перед единственной трубой. Первоначально был снабжён тремя мачтами , грот мачта - с боевым марсом.Броня корабля для своего времени была передовой."Цзи-Юань" имел двухслойную броневую палубу 3-х дюймовой толщины.Хорошую защиту имело и основное вооружение корабля , два 8-дюймовых орудия , вращающихся под прикрытием кольцевого барбета толщиной в 10 дюймов двухслойной броневой стали. Однако рубка была защищена бронёй толщиной всего-лишь в 1 дюйм , а борта и надстройки вообще не имели брони. Считалось , что одно-два попадания в нежизненно важные части корпуса не принесут кораблю большого вреда.

 

Силовая установка.

Силованя установка корабля состояла из 4-х паровых котлов и из 2 винтов. Общая мощность корабля составляла 2 800л.с. Максимальная скорость - 15 узлов , что достаточно неплохо для крейсера того времени. Экипаж состоял из 202 человек , 20 из которых были офицерами.

 

Вооружение.

Основное вооружение корабля , для своего уровня было достаточным , но всё же сильно уступало тогдашним кораблям моря. Японские аналоги при таком же водоизмещении обладали куда более мощным вооружением."Цзи-Юань" имел на борту 2 203-мм орудия , в корме находилась 150-мм пушка , а на корабле стояли 4 мелкокалиберных пушки. Помимо этого корабль имел 4 торпедных аппарата 381 калибра.

Основные пушки.                                                                                                                          Кормовое орудие (позднее фото , орудие без броневой защиты)

b83bf5931a11.jpg30dbfdf13ace.jpg

 

История службы.

После своего спуска на воду , "Цзи-Юань" не сразу получил возможность вступить в ряды Китайского императорского флота , помешала франко-китайская война. Но после её окончания 11 июня 1885 года корабль вместе с двумя строящимися для Китая кораблями отправился на родину.По прибытии в Китай в 1885 году "Цзи-Юань" вошёл в состав Бэйянской эскадры под командованием адмирала Дин Жучана. Дальнейшие несколько лет корабль отсылался в корейские порты для стационарной службы.

Летом 1894 года вместе с чуть менее сильным кораблём "***-Ши" обеспечивал сопровождение в Корею транспортов с войсками , посланными для подавления инспирированного японцами восстания. Тут то и произошло первой сражение "Цзи-Юаня" и японо-китайской войны. Несмотря на предупреждение о том , что японцы готовятся к войне , командир корабля не подготовил корабль к бою. Утром 25 июня 1894 года "Цзи-Юань" был атакован тремя превосходящими по силе японскими кораблями , во главе бронепалубного крейсера "Нанива".

По утверждение японцев , когда они приблизились к кораблю , они увидели сначала белый флаг , а затем пущенную в их сторону торпеду , которая к счастью для них прошла мимо.

По утверждению китайцев же , японские корабли внезапно начали мощный артиллерийский обстрел метров с трёхсот то есть, практически в упор. Один из первых снарядов попал прямо в рубку и убил двух офицеров. Голова лейтенанта после выстрела повисла на переговорной трубе. Сразу же вышло из строя рулевое управление , перестали действовать системы внутренней связи. Из-за боязни взрыва торпед на самом корабле , минный офицер разрядил торпедный аппарат , что видимо и стало "китайским коварным нападением".

Вторым своим залпом , японцы вывели из строя основное вооружение "Цзи-Юаня". Китайские матросы писали , что это был настоящий ад. Повсюду лежали исколеченые трупы , шлюпки горели и взрывались , накренилась подбитая мачта , надстройки были залиты кровью и она виднелась даже на верхушке трубы.Были сведения что на корабле вспыхнула паника и матросы начали прыгать за борт , но тем не менее они сумели починить рулевой аппарат. Тут то им и пришёл на помощь "***-Ши".Он начал расстреливать "Наниву" и тем самым отвлёк на себя внимание двух кораблей. Японцы подумали что "Цзи-Юань" уже тонет и начали в упор расстреливать второй вражеский корабль. Этим то и воспользовался наш герой! "Цзи-Юань" на полном ходу (15 узлов) помчал в открытое море. Увидев это в погоню за ним бросился самый опасный корабль в японской группе развивающий скорость до 25 узлов. Единственное что могло спасти китайский корабль , была 150-мм кормовая пушка . И "Цзи-Юаню" несказанно повезло! Первый же выстрел сильно повредил японский крейсер , и корабль успел скрыться от него в тумане бросив одного "***-Ши".В бою , который продолжался более часа , "Цзи-Юань" был практически выведен из строя но сумел доплыть до Люйшуня , где начались ремонтные работы.Судьба "***-Ши" сложилась куда более шудшим образом. Оставшись одним , корабль ничего не мог противопоставить японским крейсерам. В итоге корабль заплыл на мель , чтобы экипаж мог спастись и взорвался.

Тонущий "***-Ши"

c2068c1c33c3.jpg

Следующим сражением "Цзи-Юаня" стала битва близ устья реки Ялу - решающем морском сражении японо-китайской войны.Корабль находился на крайнем левом фланге Бэйянского флота , но из-за неполадок в машине крейсер отставал от остальных китайских кораблей. В результате , "Цзи-Юань" вступил в бой , когда китайский флот уже начали обходить. Получив несколько попаданий корабль развернулся и поплыл прочь от сражения в сторону Люйшуня. По дороге он протаранил сильно повреждённый китайский крейсер "Янвей" и даже не остановился , чтобы подобрать уцелевших. После этого командир "Цзи-Юаня" Фонг Бо Кан был привлечён к суду за бегство с места сражения , хотя он аргументировал это тем , что оба основных и кормовое орудия были повреждены и он покинул бой , чтобы спасти судно. В итоге капитан был казнён.

Капитан Фонг Бо Кан.

b9be0241fa78.jpg

В начале следующего боя "Цзи-Юань" участвовал в обороне Вэйхайвэя , где противостоял японскому флота и обстреливал японские позиции на побережье. Однако в итоге численное превосходство и боевая мощь японцев взяла верх и 14 февраля 1895 года "Цзи-Юань" спустил флаг и сдался японцам.
16 марта 1895 года китайский крейсер был официально включён в состав японского флота и был переименован в "Сай-Иен". Так уж случилось , что китайскому кораблю всё же прошлось сражаться против Китая. Китайский губернатор Тайваня собственными силами продолжал сопротивление после войны и "Сай-Иену" пришлось стрелять по китайским позициям на острове.

В 1898-1900 годах "Сай-Иен" Прошёл капитальный ремонт , ему сняли фок и бизань мачты , заменили котлы и вспомогательное артиллерийское вооружение. К тому-же , корабль переквалифицировали в канонерскую лодку.

В конце 1903 года корабль стоял в Чемульпо и едва не стал участником первого сражения русско-японской войны , но из-за возникшей в Мокпхо угрозы японским поселенцам со стороны корейцев , этого не произошло.24 января 1904 года "Сай-Иен" захватил русский пароход Добровольного флота "Екатеринослав" и отвёл его в Фузан.

Во время штурма Порт-Артура "Сай-Иен" и ещё несколько канонерских лодок ввиду маленьких размеров , использовались для ежедневной бомбардировки русских позиций на горе Высокая со стороны бухты Луизы. От мин их защищало тщательное траление. Но не тут то было. Российское командование поняло , насколько важна эта точка для японцев. Был дан приказ и безлунной ночью несколько катеров , переоборудованных специально для этого задания спустили мины. Ранним утром того же дня "Сай-Иен" , как обычно шедший для обстрела русских позиций подорвался на мине и через 3 минуты затонул. После этого остальные канонерские лодки не заходили в бухту Луизы.

 

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение - 2400 тонн
Длина -     72м
Ширина - 10,5м
Осадка -   4,7м

 

Бронирование:
Палуба - 76мм
Барбет - 250мм
Башни - 51мм
Рубка - 25мм

 

Силовая установка:
2 двойных котла , 2 винта.
Мощность - 2 800л.с.
Скорость хода - 15 узлов
Экипаж - 220 человек.

 

Вооружение:
2 203-мм пушки
1 150-мм пушка
8 мелкокалиберных пушек
4 381-мм торпедных аппарата.

 

Фотографии. Их мало , если найдёте ещё , обязательно добавлю.

4f2bafd5cedd.jpg

de4a23ba297e.jpg

7d665dc18a54.jpg

 

Источники.

 

P.S. Буду рад критике и отзывам :)

 

 

 

 

Изменено пользователем anonym_HWBiQY9EpBpz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
193 публикации

ошибка:

Судьба "***-Ши" сложилась куда более шудшим

 

 До чего же судьбы кораблей похожи на людские.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

Автор молодец (ставлю +) и вот еще источник в тему. Морская кампания. 2010-08.(37). Японо-китайская война 1894-1895 В сети есть если что.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 131 публикация

Всё хорошо, только один нюанс.

Крейсер не был броненосным. так как не нёс броневой пояс. Он был бронепалубным.

Ув. автор, может быть, попутал его с другим "китайско-японским" кораблём - "Пин-Юань"/"Хей-Иен". Который действительно был броненосным. 

хей-иен.jpg

 

хей-иен.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×